Как гоголь развил тему маленький человек. Развитие темы маленького человека в творчестве Н

Тема маленького человека интересна тем, что почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, полностью уходить в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и незаметно умирали. Но именно такие люди, иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего. Поэтому их жизнью заинтересовались, писатели постепенно начали уделять внимание в своих произведениях некоторым сценам именно из жизни таких людей. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей низшего «класса».

Петербург - город, так давно тревоживший многих русских писателей, стал ещё более страшным и жестоким. Он - символ той мощной силы, подавляющей слабые ростки человечности, он - сосредоточие людского горя, зеркало всей российской действительности, отражение которого мы видим по всей стране, в стенах лагерей и на задворках провинциальных городков.

Маленькими людьми заинтересовывались, писатели, постепенно, начали уделять в своих произведениях некоторые сцены именно таким людям, их жизни. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь люди «низшего» класса. Маленькие чиновники, «маленькие люди», сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени, окружающей мир.

У Гоголя, Чехова изображение «маленького человека» приобретает иное звучание. В произведениях «маленький человек» находится в обычных социальных условиях. Эти герои, как правило, - мелкие чиновники (титулярные советники), а значит, стоят на самой низкой ступеньке служебной лестницы. Можно предположить, что они будут иметь и практически одинаковую психологию. Однако это неверно. Мы должны рассмотреть, как каждый писатель представляет себе характер и психологию маленького человека».

Тема маленького человека в произведениях Н.В. Гоголя

гоголь маленький чехов человек

Тему «маленького человека» в литературе Гоголь развивал в петербургских повестях. «Маленький человек» это человек не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. Но не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту «маленького человека» всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей.

Гоголь целенаправленно отстаивал право на изображение «маленького человека» как объекта литературного исследования.

В повести «Шинель» Гоголь обращается к миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной. Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

У Гоголя «маленький человек» ограничен своим социальным положением, и ограничен им духовно. По сути, душевные стремления Акакия Акакиевича просты - это спокойная жизнь, никаких перемен. Его родные - это буквы-фавориты, его любимая - это шинель. Он не заботится о своем внешнем виде, который тоже является отражением чувства собственного достоинства в человеке.

Гоголь говорит о том, что у Акакия Акакиевича нет самосознания. Башмачкину присуще только одно чувство в полном объеме - страх. Герой Гоголя и умирает не от унижения и оскорбления, а от страха, напуганный «распеканием» «значительного лица».

Всё в Акакие Акакиевиче было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности. В «Шинели» трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильём, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеётся, но он смеётся не именно над Акакием Акакиевичем, он смеётся над всем обществом.

Но у Акакия Акакиевича была своя «поэзия жизни», имевшая такой же приниженный характер, как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

Башмачкин - «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном.

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. «Он даже сделался как-то живее, даже тверже характером. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и «…существование его сделалось как-то полнее…». Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть.

Жертвой Петербурга, нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на голову ему бумажки». И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу». Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает произносить самые страшные слова. И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая, чина и звания».

Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа. В финале «маленький» несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира.

Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - «Записки сумасшедшего». Герой произведения - Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!» - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и «почему именно титулярный советник?». Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

Н.В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» и других рассказах истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Критический реализм Гоголя раскрыл и помог развить эту тему писателям будущего как никто другой.

В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально-насыщенного искусства, которое замечает общие элементы нашего общества, двигающие его пружины. Он даёт замечательно глубокое определение реалистического искусства, следующего за романтизмом, обнимающего своим действенным взглядом ветхое и новое. В реализме Гоголя содержится раскрытие сложности жизни, её движение, рождение нового. Реалистичный взгляд утверждается в творчестве Н.В. Гоголя во второй половине 30-х годов.

«Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей литературы, утверждения в ней социально-гуманистического направления и натуральной школы. Творчество Н.В. Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу.

Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема «высших» и «низших», что про это невозможно было не писать» Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного дня!» - как бы с удивлением восклицает Гоголь. Но еще удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании только одной улицы - Невского проспекта.

После «Петербургских повестей» Гоголь не оставляет тему взаимоотношений «маленького человека» и чиновничьего мира столицы. Это - тема постоянно живет в каждом произведении, он никогда не пропустит случая, чтобы не сказать двух-трех едких слов в ее адрес.

Тема маленького человека в произведениях А.П. Чехова

Чехов - великий художник слова, как и многие другие писатели, тоже не мог обойти в своем творчестве стороной тему «маленького человека».

Его герои - «маленькие люди», но многие из них стали такими по своей воле. В рассказах Чехова мы увидим угнетателей начальников, как у Гоголя, нет в них и острой денежной ситуации, унижающих социальных отношений как у Достоевского, есть только человек, который сам вершит свою судьбу. Своими наглядными образами «маленьких людей» с оскудевшими душами, Чехов призывает читателей к исполнению одной из своих заповедей «По капле выдавить из себя раба». Каждый из героев его «маленькой трилогии» олицетворяет какую-либо из сторон жизни: Беликов («Человек в футляре») - олицетворение власти, бюрократии и цензуры, рассказ («Крыжовник») - олицетворение отношений к земле, извращенный образ помещика того времени, рассказ о любви предстает перед нами отражением духовной жизни людей.

Все рассказы в совокупности составляют идейное целое, создают обобщающее представление о современной жизни, где значимое соседствует с ничтожным, трагическое со смешным.

В рассказе «Смерть чиновника» проявилось новаторство Чехова. Писатель все переворачивает. Виновата у него не социальная система, а сам человек. Об этом говорят многие детали рассказа. Во-первых, это рассказ - комический по своей ситуации, и высмеивается в нем сам «маленький человек». Но высмеивается он не за то, что он беден, незаметен, труслив. Чехов показывает, что истинное наслаждение Червякова (вот и говорящая фамилия) - в унижении, в пресмыкательстве. В конце рассказа обиженным оказывается сам генерал, а умирающего Червякова совсем не жаль. Исследуя психологию своего героя, Чехов открывает новый психологический тип - холопа по натуре, пресмыкающееся существо. По Чехову, это и есть настоящее зло.

Во-вторых, смерть Червякова не дана как трагедия. Это смерть не человека, а прямо-таки какого-то червяка. Умирает Червяков не от страха и не оттого, что его могли бы заподозрить в отсутствии чувства собственного достоинства, а оттого, что его лишили возможности пресмыкаться, его духовной потребности, смысла жизни.

«Маленький человек» нашего города 60-х - 70-х г. не способен выбраться на поверхность жизни и громко заявить о своем существовании. Но ведь и он - человек, а не вошь, как хотел доказать самому себе Раскольников, и он заслуживает не просто внимания, но и лучшей доли. Путь к достижению этого открыли ему те, кто в наше время стремился «спины выпрямить горбатым». Новые писатели вступают в защиту правды и совести, они формировали человека нового. Поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в огромной книге посвященной ему - «маленькому человеку!»

Далее в развитии образа «маленького человека» намечается тенденция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее ясно мы наблюдаем этот процесс в рассказах А.П. Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

Учитель Беликов - человек не злой по характеру, но робкий и замкнутый. В условиях, когда действовала формула «Жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне», он становится страшной фигурой в городе.

Все живое, прогрессивное пугало Беликова, во всем он видел «элемент сомнительности». Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту, катающуюся на велосипеде, он был очень удивлен. Беликов отправился для объяснения к брату Вареньки, считая, что женщина не может себе позволить подобную вольность. Но итог разговора был очень печальным - учитель греческого умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать «беликовщины» осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал страхом их души.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», - сказал А.П. Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество». В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Чехов дебютировал рассказами и сценками в мелких юмористических журналах и не сразу выделился на общем фоне. Ранние произведения его далеко не однородны по художественному достоинству, по своей структуре они близки к жанру анекдота. Ведь юмористические журналы 80-х годов имели в основном развлекательный, чисто коммерческий характер, а поэтому и связывать рождение большого чеховского таланта с юмористической беллетристикой невысокого полета нельзя. Колыбелью этого таланта была классическая литература, традиции которой успешно осваивал юный Чехов.

Тема «маленького человека» характерна для раннего Чехова, можно назвать такие рассказы, как «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Крыжовник» и др.

В ряде ранних произведений Чехова мелькают щедринские образы «торжествующей свиньи», «ежовых рукавиц», «помпадуров». Использует Чехов и щедринские художественные приемы зоологического уподобления, гротеска. В рассказе «Унтер Пришибаев» гиперболизм сменяется лаконизмом, выхватыванием емких художественных деталей, придающих характеру героя почти символический смысл. Не нарушая бытовой достоверности типа, Чехов отбирает наиболее существенные черты, тщательно устраняя всё, что может эти черты затенить или затушевать.

Ранние рассказы Чехова сплошь юмористичны, причем юмор в них весьма оригинален и резко отличен от классической литературной традиции.

Очень часто в раннем творчестве Чехов комически обыгрывает традиционные в русской литературе драматические ситуации.

В «Смерти чиновника» «маленький человек» Иван Дмитриевич Червяков, будучи в театре, нечаянно чихнул и обрызгал лысину сидевшего впереди генерала Бризжалова. Это событие Червяков переживает, как «потрясение основ». Он никак не может смириться с тем, что генерал не придает происшествию должного внимания и как-то легкомысленно прощает его, «посягнувшего» на «святыню» чиновничьей иерархии. В лакейскую душу Червякова забредает подозрение: «Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!.» Подозрительность разрастается, он идет просить прощения к генералу и на другой день, и на третий… «Пошел вон!!» - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. «Что-с?» - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса. «Пошел вон!!» - повторил генерал, затопав ногами. В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

«Жертва» здесь не вызывает сочувствия. Умирает не человек, а некое казенно-бездушное существо. Обратим внимание на ключевые детали рассказа. «Что-то оторвалось» не в душе, а в животе у Червякова. При всей психологической достоверности в передаче смертельного испуга эта деталь приобретает еще и символический смысл, ибо души-то в герое и впрямь не оказалось. Живет не человек, а казенный винтик в бюрократической машине. Потому и умирает он, «не снимая вицмундира».

век в России принес окончательное формирование тоталитаризма. В период наиболее жестоких репрессий, в то время, когда человек был окончательно обезличен и превращен в винтик огромной государственной машины, писатели яростно откликнулись, встав на защиту личности.

Ослепленные величием целей, оглушенные громкими лозунгами, мы напрочь забыли об отдельном человеке, который остался человеком и после сорок пятого, и после пятьдесят третьего, и после шестьдесят четвертого - человеком с его повседневными заботами, с его желаниями и надеждами, которые не может отменить никакой политический режим. Тот, кого в свое время Белинский назвал «маленьким человеком», о ком сокрушался Достоевский, кого пытался поднять с колен Чехов и Горький, о ком как о великом Мастере писал Булгаков, затерялся в просторе огромного государства, превратился в малую песчинку для истории, сгинув в лагерях. Огромных усилий стоило писателям его воскрешения для читателей в своих книгах. Традиции классиков, титанов русской литературы продолжили писатели городского направления прозы, те, кто писал о судьбе деревни в годы гнета тоталитаризма и те, кто повествовал нам о мире лагерей. Их были десятки. Достаточно назвать имена нескольких из них: Солженицын, Трифонов, Твардовский, Высоцкий, чтобы понять какого огромного размаха достигла литература о судьбах «маленького человека» двадцатого столетия.

Петербург - город, так давно тревоживший многих русских писателей, стал еще более страшным и жестоким. Он - символ той мощной силы, подавляющей слабые ростки человечности, он - сосредоточие людского горя, зеркало всей российской действительности, отражение которого мы видим по всей стране, в стенах лагерей и на задворках провинциальных городков.

Во всех произведениях, где созданы образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает им переносить тяжесть их положения.

Забытые, всеми униженные люди, их жизнь, маленькие радости и большие беды долгое время казались ничтожными, недостойными внимания.

Исстрадавшиеся, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали.

«Маленький человек» 60-х - 70-х г. не способен выбраться на поверхность жизни и громко заявить о своём существовании. Но ведь и он - человек, и он заслуживает не просто внимания, но и лучшей доли. Новые писатели выступают в защиту правды и совести, они формировали человека нового, поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в огромной кипе, посвященной ему, - «маленькому человеку»!

Список используемой литературы

1. История русской литературы. (1800-1830-е гг.), М. Просвещение, 1989 г.

Н.В. Гоголь - творческий путь. М. Художественная литература, 1955 г.

История русской литературы 19 века, том 1 (под редакцией Петрова). Просвещение, 1970 г.

Н.В. Гоголь. Собрание сочинений, гослитиздат, 1959 г.

Гурвич. «Проза Чехова». Издательство «Художественная литература.» Москва, 1979 г.

Э.А. Полоцкая. «Пути чеховских героев» (книга для учащихся). Москва, «Просвещение», 1992 г.

Теги: Тема маленького человека в произведениях А.П. Чехова и Н.В. Гоголя Контрольная работа Литература

«Шинель».

Основная идея «Шинели» очень возвышенна. Можно с уверенностью сказать, что это маленькое произведение, по глубине идеи, стоит выше всего написанного Гоголем. В «Шинели» он никого не изобличает. Гоголь выступает здесь с евангельской проповедью любви к ближним; он в образе героя рисует «нищего духом», «маленького» человека, «ничтожного», малозаметного и утверждает, что это существо достойно и человеческой любви и даже уважения. Трудно было выдвинуть такую «смелую» идею в то время, когда средняя публика находилась еще под влиянием эффектных героев Марлинского и его подражателей, и тем больше чести Гоголю, что он решился сказать свое слово в защиту героя «униженного и оскорбленного», не побоявшись даже поставить его на пьедестал.

Маленький человек из «Шинели» – Акакий Акакиевич Башмачкин , чиновник низкого ранга, обиженный судьбою и людьми, не наделенный никакими способностями, кроме умения красиво переписывать бумаги (см. его описание в тексте произведения), представлен у Гоголя человеком, который не только добросовестно, но даже с любовью занимается своим делом. Это дело, переписыванье бумаг, весь смысл и единственная радость его одинокой, полуголодной жизни, ни о чем другом он не мечтает, ни к чему не стремится и ни на что другое он не способен. Когда герою «Шинели» в виде повышения дали самостоятельную работу, он оказался не в состоянии её исполнить и просил оставить его при переписке. Это сознание своего духовного бессилия подкупает зрителя, располагает его в пользу скромного Башмачкина.

Гоголь «Шинель». Иллюстрация П. Федорова

Но Гоголь в своей повести требует уважения к этому человеку, которому, говоря словами евангельской притчи, был дан «один талант», и этот «талант» не был им зарыт в землю. Башмачкин, по мнению Гоголя, стоит выше даровитых чиновников, занимающих видные места, но небрежно отправляющих свои обязанности.

Но не только уважения к Башмачкину, как к скромному и честному работнику, требует Гоголь в своей повести, он требует любви к нему, как к «человеку». В этом высокая моральная идея «Шинели».

Не надеясь на то, что современные читатели в состоянии будут сами разобраться в этом произведении и понять его «идею», Гоголь сам раскрывает ее, изображая состояние души одного чуткого юноши, который понял благодаря встрече с «маленьким человеком» Башмачкиным великое чувство христианской любви к ближним. Эгоистическая и легкомысленная молодежь, в чиновничьих вицмундирах, любила потешаться над смешным и безответным стариком. Герой «Шинели» покорно все переносил, лишь изредка жалким голосом повторяя: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» И Гоголь продолжает:

«И что-то странное заключалось в словах и голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор, как будто, все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник, с лысиною на лбу, со своими проникающими словами: "Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?" И в этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой!" И закрывал себя рукою бедный молодой человек и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным!»

Маленький человек Башмачкин жил незаметным и умер таким же неведомым, забытым... Его жизнь не была обильна впечатлениями. Вот почему самыми крупными событиями в ней было ужаснувшее его сознание, что надо купить новую шинель, радостные мечты об этой шинели, восторг его, когда шинель была у него на плечах, и, наконец, мученья его, когда эта шинель была у него украдена и когда найти ее оказалось невозможным... Все эти разнообразные чувства, связанные с шинелью, ураганом ворвались в его существование и смяли его в короткое время. Герой «Шинели» умер от такого же ничтожного повода, как и гоголевские старосветские помещики , и произошло это по той же причине: слишком бессодержательна была его жизнь, и оттого до гигантских размеров вырастала в этой пустой жизни всякая случайность. Что для другого человека, живущего полной жизнью было бы неприятным, но побочным обстоятельством, то для Башмачкина сделалось единственным содержанием жизни.

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что «Шинель» Гоголя органически связана с русским романом XVIII и начала XIX веков. Гоголь имел в русской литературе предшественников, которые тоже изображали маленьких людей. Среди произведений Чулкова есть повесть «Горькая участь», в которой выведен чиновник – прообраз Башмачкина. То же ничтожное мелкое существование героя, то же сочувственное, гуманное отношение к нему автора. И сентиментализм принес с собой проповедь любви к маленькому человеку, и Карамзин сделал, в своей «Бедной Лизе » великое открытие: «и крестьянки чувствовать умеют». За его «Флором Силиным, добродетельным крестьянином», излюбленными в нашей литературе сделались образы разных маленьких людей, в сердцах которых авторы раскрывали высокие чувства любви к людям, к родине, к своему долгу. Пушкин в Маше Мироновой и её родителях раскрыл в сердцах простоватых русских людей целый мир возвышенных чувств. Словом, это гуманное, благородное внимание к тем маленьким людям, мимо которых равнодушно проходит толпа, сделалось традицией русской литературы, и поэтому «Шинель» Гоголя органически связана со всей предшествующей русской беллетристикой. Гоголь сказал в «Шинели» «новое слово» только в том отношении, что он в «смешном», «жалком» нашел возвышенное и сумел свою идею воплотить так художественно, как это не удалось его предшественнику в XVIII веке, Чулкову.

Гоголь «Шинель». Аудиокнига

Повесть Гоголя имеет большое значение и для последующей русской литературы. «Мы все вышли из "Шинели" Гоголя!» – сказал Достоевский и, действительно, многие повести его, повести, самые гуманные по настроению, отзываются влиянием Гоголя. Все первые произведения Достоевского («Бедные люди », «Униженные и оскорбленные »), все это развитие гуманных идей Гоголя, воплощенных в его «Шинели». Иностранная критика отмечает, что одной из самых характерных черт русской литературы надо признать тенденцию проповедовать сострадание к падшему брату, или вообще к несчастному, обиженному судьбой и людьми. Это, действительно, наша литературная традиция, и в истории укрепления и развития любви к «маленькому человеку» самое видное место занимает трогательная «Шинель» Гоголя.

Тема "маленького человека" в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в "Медном всаднике" и "Станционном смотрителе" А. С. Пушкина. Вообще же образ "маленького человека" таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту "маленького человека" всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть.Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях ("Нос", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет", "Шинель"). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, тде человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, "...кроме фонаря, все дышит обманом". Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей.

Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - "Записки сумасшедшего". Герой произведения - Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья "его высокопревосходительству", преисполненный величайшего уважения к директору. "Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета!" - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убот; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: "Отчего я титулярный советник?" и "почему именно титулярный советник?". Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему "что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам". По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: "Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?". Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен "крик самого Гоголя"."Записки сумасшедшего" - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания "маленького человека".

Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести "Шинель". "Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться", - так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: "В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич "ни одного слова не отвечал" и вел себя так, "как будто бы никого и не было перед ним", когда сослуживцы "сыпали на голову ему бумажки". И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к "значительному лицу". "Значительное лицо" - обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию "маленького человека". Из кабинета "значительного лица" Акакия Акакиевича "вынесли почти без движения". Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Баш-мачкин только в предсмертном бреду начинает "сквернохульничать, произнося самые страшные слова". И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели "со всех плеч, не разбирая чина и звания".

Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в "Шинели" "безжалостное издевательство над человеком". Критик Апполон Григорьев - "любовь общую, мировую, христианскую". А Чернышевский назвал Башмачника "совершенным идиотом".

Как в "Записках сумасшедшего" нарушены границы разума и безумия, так и в "Шинели" размыты границы жизни и смерти. И в "Записках", и в "Шинели" в конечном итоге мы видим не просто "маленького человека", а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить "маленького человека", ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изображает его Гоголь.


В любом обществе, в любой отдельной социальной группе людей всегда есть такой человек, внешне ничем не отличающийся от остальных, неприметный, не выделяющийся из толпы. Таких людей обычно называют "маленькими людьми". Тема маленького человека" весьма актуальна в русской литературе во все времена. Не одно произведение посвятил Пушкин этой теме - например, в "Медном всаднике", Станционном смотрителе", он показывает читателю типичный образ "маленького человека"; затрагивают проблему также Чехов в повести "Человек в футляре", Лермонтов во многих своих поэмах, практически вся военная литература посвящена данной теме.

Не обошел стороной проблему "маленького человека" и Н.В. Гоголь. Он особо сильно всегда чувствовал переживания таких людей, был их "голосом" - посвятил немалую часть своего творчества "маленьким людям", и даже в произведениях, не посвященных главным образом этой теме, всегда встречался неприметный, простой человек, на которого всем было всё равно.

Говоря об образе "маленького человека" в творчестве Гоголя нельзя не упомянуть повесть "Шинель". Главный герой, Акакий Акакиевич Башмачкин, изображается как не очень замечательный, низенького роста, болезненного вида "один чиновник" в "одном департаменте". Гоголь сразу же говорит, что таких людей в стране огромное количество и они есть в каждом обществе. Башмачкина презирают, издеваются над ним; он получает крошечную зарплату, ходит в старой шинели, которая в один момент становится уже непригодной для того, чтобы ее надеть, поэтому единственной мечтой Акакия Акакиевича становится покупка новой шинели, и герой начинает жить этой мечтой.

В конце он заболевает и умирает, однако мечта о шинели и месть за обиды продолжают жить - ходили слухи, что по городу бродит дух Башмачкина и сдирает шинели с чиновников.

В "Повести о капитане Копейкине" также главной является проблема "маленького человека". Главному герою повести оторвало руку и ногу на войне, и работать у него не было возможности, а жить на что-то нужно было. Тогда решил Копейкин ехать в Петербург к министру - просить "монаршей милости". Министр пообещал, что поможет, однако каждый день все откладывалось на завтра. В итоге Копейкину было сказано самому искать средств помочь себе. И он нашел - спустя два месяца появилась шайка разбойников, атаманом которой был капитан Копейкин.

Н.В. Гоголь не внушает мысли о том, что если не обращать на "маленьких людей" внимания, плохо к ним относиться, то они обязательно будут мстить. Поэт призывает относиться к ним как к равным, без презрения и издевательств. Гоголь понимал, что такие люди чувствуют, о чем мечтают и что переживают; он старался призвать людей к справедливому отношению через свое творчество. Такие попытки были и у других поэтов и писателей, поэтому в литературе существует огромное количество произведений на тему "маленького человека".

Обновлено: 2016-10-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

гоголь маленький чехов человек

Тему «маленького человека» в литературе Гоголь развивал в петербургских повестях. «Маленький человек» это человек не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. Но не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту «маленького человека» всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей.

Гоголь целенаправленно отстаивал право на изображение «маленького человека» как объекта литературного исследования.

В повести «Шинель» Гоголь обращается к миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной. Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

У Гоголя «маленький человек» ограничен своим социальным положением, и ограничен им духовно. По сути, душевные стремления Акакия Акакиевича просты - это спокойная жизнь, никаких перемен. Его родные - это буквы-фавориты, его любимая - это шинель. Он не заботится о своем внешнем виде, который тоже является отражением чувства собственного достоинства в человеке.

Гоголь говорит о том, что у Акакия Акакиевича нет самосознания. Башмачкину присуще только одно чувство в полном объеме - страх. Герой Гоголя и умирает не от унижения и оскорбления, а от страха, напуганный «распеканием» «значительного лица».

Всё в Акакие Акакиевиче было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности. В «Шинели» трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильём, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеётся, но он смеётся не именно над Акакием Акакиевичем, он смеётся над всем обществом.

Но у Акакия Акакиевича была своя «поэзия жизни», имевшая такой же приниженный характер, как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

Башмачкин - «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном.

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. «Он даже сделался как-то живее, даже тверже характером. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и «…существование его сделалось как-то полнее…». Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть.

Жертвой Петербурга, нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на голову ему бумажки». И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу». Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает произносить самые страшные слова. И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая, чина и звания».

Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа. В финале «маленький» несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира.

Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - «Записки сумасшедшего». Герой произведения - Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!» - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и «почему именно титулярный советник?». Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

Н.В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» и других рассказах истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Критический реализм Гоголя раскрыл и помог развить эту тему писателям будущего как никто другой.

В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально-насыщенного искусства, которое замечает общие элементы нашего общества, двигающие его пружины. Он даёт замечательно глубокое определение реалистического искусства, следующего за романтизмом, обнимающего своим действенным взглядом ветхое и новое. В реализме Гоголя содержится раскрытие сложности жизни, её движение, рождение нового. Реалистичный взгляд утверждается в творчестве Н.В. Гоголя во второй половине 30-х годов.

«Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей литературы, утверждения в ней социально-гуманистического направления и натуральной школы. Творчество Н.В. Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу.

Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема «высших» и «низших», что про это невозможно было не писать» Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного дня!» - как бы с удивлением восклицает Гоголь. Но еще удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании только одной улицы - Невского проспекта.

После «Петербургских повестей» Гоголь не оставляет тему взаимоотношений «маленького человека» и чиновничьего мира столицы. Это - тема постоянно живет в каждом произведении, он никогда не пропустит случая, чтобы не сказать двух-трех едких слов в ее адрес.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Стихотворение А.С. Пушкина о любви блаженство, будь подобен полной чаше, буря, в крови горит огонь желанья, в отдалении от вас

Стихотворение а с пушкина о любви.. блаженство будь подобен полной чаше буря в крови горит огонь.. в женски прелести влюблен..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В отдалении от вас
Александр Сергеевич Пушкин - великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотв

Споры вокруг романа И.С.Тургенева " Отцы и дети " в критике
Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни челов

Раскрасневшись, шатается ельник
Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тиха и безветренна. Оказывается, что

Я трепетал, чтоб с робких уст
Твое признанье не слетело… Эту творческую задачу ему помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, н

Которое устало ненавидеть
Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. По-своему преломляется она в гражданской лирике. Проблема нравственного выбора остро встает в стихотворениях "Поэт и г

Н.А.Некрасов " Кому на Руси жить хорошо". Анализ образной системы
«По словечку» в течение 20-ти лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась поэма-эпопея «Кому на Руси

Драть будет волостной
так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых живут крестьяне: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобипшно и т. д., красноречиво характеризует условия их жиз

Л.Н.Толстой «Война и мир». История романа. Изображение светского общества в романе
Богата и разнообразна галерея дворянских типов в романе “Война и мир”. “Свет” и общество изображены Толстым щедрыми красками. Высший свет выступает в романе как сила, правящая страной. Если народ ж

Когда и почему происходить вокресение души Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»?
“Преступление и наказание” - психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний

Правда Раскольникова и правда Сони в романе «Преступление и наказание». Роль евангельских образов и мотивов в романе
Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Рас

Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения. Центральной темой литературы 60-х годов

маленького человека в произведениях А.П. Чехова
Чехов - великий художник слова, как и многие другие писатели, тоже не мог обойти в своем творчестве стороной тему «маленького человека». Его герои - «маленькие люди», но многие из них стал

Смерть чиновника”. “Толстый и тонкий”. Проблема рассказчика
Ознакомьтесь с этими короткими рассказами; что-то в них есть знакомое, верно? Как будто мы всё это уже

Мысль семейная в романе «Война и мир»
“Война и мир” - русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над роман

В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч»?
Во многих своих рассказах А.П.Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение

Личность и история в романе Л.Н.Толстого « Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа
Основой сюжета «Войны и мира» являются войны с Наполеоном – 1805 и 1812 годов. Именно вокруг этих событий выстраиваются все эпизоды, герои, проблемы. Трактовка войны выводится Толстым из его понима

гибели дворянских гнезд в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
В пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов поднимает важнейшую социальную тему рубежа 19-20-х веков – тему гибели «дворянских гнезд». В этом произведении отчетливо показано прощания новой, молодой, завтрашн

С какой целью А.Н.Островский начинает и заканчивает действие в пьесе «Гроза». Дайте обоснованный ответ
Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще

Старые владельцы сада
Когда мы впервые видим и слышим Раневскую, все в ней кажется нам милым и привлекательным. Ее радость, ее слезы при воспоминании о детстве, о погибшем сыне искренни и трогательны. Но уже в первом де

Ваш любимый литературный герой (по произведениям отечественной литературы 19 века
Евгений Онегин - главный герой одноименного романа А.С. Пушкина. В самом начале мы видим его в Петербурге. Здесь он столичный франт, который уже вполне постиг «науку страсти нежной». Обстоятельства

Роль «Пролога» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Материал для поэмы писатель копил, по признанию автора произведения, «по словечку в течение двадцати лет

В чем заключается своеобразие ранних рассказов Чехова?
Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основное в творчестве Антона Павловича Чехова. Пошлость и обывательщина был

Как в письмах Онегина и Татьяны проявилась внутренняя суть их личности?
В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы встречаемся с образцами любовных писем начала девятнадцатого века. Эти письма, как и весь роман, написаны в стихах, в этом их отличие от обычных писе

прошлого, настоящего и будущего в пьесе Чехова «Вишневый сад» . Роль символики и подтекста в чеховской прозе
Кардинальный конфликт в пьесе Чехова «Вишневый сад» выражен сложным противопоставлением трех времен - прошлого, настоящего и будущего. Прошлое - связано с образами Раневской и Чехова.

Нравственные принципы семьи Болконских. (По роману Толстого «Война и мир»)
Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры;

Укажите причину раскола в редакции журнала « Современник»
Журнал с таким названием издавался в России трижды. Первый «Современник» был основан Пушкиным в 1836 году. После смерти поэта журнал издавала группа писателей во главе с П. А. Вяземским (1



Статьи по теме: