Гигер чужой олицетворение мужского начала. Художественных образ Чужого

Ярким представителем художественного направления, получившего название фантастический реализм, стал, ушедший из жизни в 2014 году, швейцарский художник Ганс Гигер - автор многочисленных картин, переносящих зрителя в миры, находящиеся за гранью реального. Остановимся подробнее на жизни и творчестве этого человека, споры вокруг произведений которого не затихают и после его смерти.

Юный мистик из семьи аптекаря

Ганс Рудольф Гигер появился на свет 5 февраля 1940 года в швейцарском городе Кур Граубюнден. Его отец был аптекарем - человеком серьёзным, рассудительным и не проявлявшим склонности к мистицизму, тогда как сын с ранних лет питал страсть ко всему таинственному и выходящему за рамки реальности. Катализатором столь несвойственного обычным подросткам увлечения стал череп, полученный отцом в подарок от одной из медицинских фирм, и принесённый им домой.

Именно он стал отправной точкой многих мрачных и фантастических сюжетов, на основе которых в 1959 году Ганс Рудольф Гигер создал свой первый цикл рисунков «Атомные дети», опубликованный затем в ряде подпольных изданий, наиболее известными из которых были Hotcha и Clou. Познакомились с ним и читатели журнала, издававшегося в школе, где учился сам молодой художник.

Создатель популярных постеров

В конце 60-х годов Гигер приобретает широкую известность благодаря постерам, печатавшимся по его рисункам и имевшим большую популярность у молодёжи, особенно среди представителей различных субкультур, во множестве появившихся в тот период.

К началу 70-х годов Гигер Ганс Рудольф, работы которого уже экспонировались на многих персональных выставках, выработал свой уникальный стиль фантастического реализма, выделявший его из ряда других художников. Созданные с необычайной правдивостью образы неземных, и часто мистических существ, завораживали зрителей, и создали автору репутацию художника зла.

Этот скандальный, но способствовавший рекламе имидж Ганс Рудольф Гигер поддерживал всеми доступными способами - снимал квартиры в домах, имевших мрачную историю, шокировал знакомых коллекцией ритуальных принадлежностей и проделывал иные эксцентричные вещи.

Иллюстратор Некрономикона

Но главной его притягательной силой всё же оставался незаурядный талант, ощущавшийся в каждой новой работе, и привлекавший зрителей, несмотря на шквал нападок со стороны критиков, которым регулярно подвергался Ганс Рудольф Гигер.

«Некрономикон» - сборник постеров, выпущенный им в 1977 году на тему одноименной магической книги, придуманной американским писателем-фантастом Говардом Лавкрафтом, и якобы содержавшей описания древних магических ритуалов, принёс ему мировую известность.

Звёздный час художника

Благодаря этому циклу работ швейцарский художник попал в поле зрения режиссёра Ридли Скотта, начинавшего тогда работу над фильмом «Чужой». Он предложил Гигеру сотрудничество в создании графического образа неземных существ, вокруг появления которых разворачивался сюжет картины, а также общего художественного дизайна постановки.

Совместная работа с Ридли Скоттом стала звёздным часом Гигера, и в 1980 году сделала его лауреатом премии «Оскар» в номинации за «Лучшие визуальные эффекты». Созданные им рисунки пришельца с кислотной кровью были использованы в качестве эскизов для трёх последующих фильмом этого цикла. Они же вошли в дилогию «Чужой против хищника», хотя в ней, по желанию постановщиков, претерпели кардинальные изменения. При участии Гигера снимались и такие, завоевавшие популярность фильмы, как «Обратная сторона», «Особь», «Полтергейст 2» и ряд других.

Музей, ставший итогом творческой жизни

В 1998 году Ганс Рудольф Гигер стал владельцем шато Сен-Жермен (Грюйер, Швейцария) и создал в нём, действующий по сей день, музей собственных работ, а также произведений коллег по искусству, работавших, как и он, в стиле фантастического реализма.

Сегодня в его экспозиции можно увидеть, наряду с картинами, личные вещи художника и множество фотографий, знакомящих с его жизнью. Работы, представленные в музее, на протяжении всех лет его существования пользовались неизменным успехом у публики, хотя в книге отзывов, наряду со словами восторга, некоторые посетители выражают сомнение в психическом здоровье автора.

Неповторимость художественного стиля Гигера

Принято считать, что Ганс Рудольф Гигер - художник, который работал в стиле фантастического реализма. Нередко в публикациях, посвящённых его творчеству, можно встретить и такие определения, как биомеханика, некроготика или эротомеханика. Как подчеркнул в своей книге «Фантастическое искусство» немецкий искусствовед и писатель Вальтер Шуриан, произведения Гигера являют миру демоническую сторону искусства.

Особого внимания заслуживает техника, в которой создавал многие свои работы Ганс Рудольф Гигер. Картины этого автора зачастую выполнены не кистью, а с помощью аэрографа - приспособления, распыляющего краску. Таким путём ему удавалось получать необыкновенные зрительные эффекты, созвучные общему настрою произведения, и недостижимые традиционными методами письма.

Об уникальности творчества Гигера свидетельствует тот факт, что на протяжении многих лет в среде художников не прекращались попытки подражания его стилю, однако никому так и не удалось в полной мере воплотить мистическое озарение, сопутствовавшее знаменитому швейцарцу при создании его образов.

Знакомство с картинами мастера позволяет заметить, что сюжеты большинства из них основаны на биомеханике, то есть соединении живой плоти с механическими элементами. Основываясь на этом, ряд искусствоведов склонны отнести творчество Гигера к одному из направлений киберпанка - жанра научной фантастики, популярного в 80-е годы, и отражающего упадок человеческой культуры, вызванный бурным взрывом технического прогресса.

Однако в отличие от традиционных постапокалиптических сюжетов, присущих этому направлению искусства, действие картин Гигера происходит в некоем трансцендентном, то есть выходящим за рамки действительности, потустороннем мире, или, как минимум, в другой галактике. Задав моду на фантастический реализм, Ганс стал вдохновителем многих своих последователей, работавших не только в живописи, но и в других жанрах искусства: от музыки, до кино.

Сотрудничество с музыкантами

Следует отметить, что Ганс Рудольф Гигер, биография которого наполнена множеством примеров сотрудничества с самыми различными представителями мира искусства, неоднократно выполнял заказы музыкантов. Ему принадлежит, в частности, оформление обложек таких популярных рок-групп, как Magma, Atrocity, Carcass, Danzig и ряда других. К нему же обращался и целый ряд вокалистов, выпускавших сольные альбомы.

Кроме того, по его проектам были сделаны и многие элементы художественного оформления их концертов. Например, настоящим произведением искусства стала микрофонная стойка, эскиз которой Гигер создал для Джонатана Дэвиса - вокалиста американской рок-группы Korn, образованной в 1993 году, и за короткий срок удостоенной многих платиновых дисков.

Скончался художник в 2014 году. Его жизнь оборвалась внезапно и нелепо. Прославленный мастер умер от травм, полученных им при падении с лестницы в своём доме в Цюрихе.

...Он худой и высокий. Голодный и злой. Его кожа — нездорового серо-коричневого цвета. У него вытянутый череп и невеселое лицо. У него две пары челюстей, из них капают слюни. Он создан человеком, однако это вовсе не Буратино. Персонаж вам известен — это Чужой из одноименного фильма. Придумал его швейцарский художник Ганс-Руди Гигер — он сотворил целый зоопарк подобных монстров и даже целые миры, населенные ими. Но наш мир знает его в главным образом как создателя Чужого. Кто он, Гигер? Человек, создавший суперпопулярного монстра и с тех пор живущий с ним счастливо... Или... не все так просто?

«Оскар» — за кошмар

Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее — да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает.

Серен Кьеркегор

В середине 1970-х режиссер Ридли Скотт работал над фильмом «Чужой». Задумка казалась перспективной, не хватало главного — жуткого монстра-пришельца. Тогда сценарист фильма Дэн О’Бэннон вспомнил о своем приятеле Гансе-Руди Гигере — в то время уже известном швейцарском художнике.

О’Бэннон показал Скотту книгу под названием «Некрономикон Гигера» — альбом репродукций, полный удивительно реалистичных изображений странных и страшных существ. Одни твари пришли из эротических снов, других сделали из запчастей неведомых машин, для внешности третьих было характерно и то и другое...

Брат Чужой

Обложка первого издания «Некрономикона Гигера», 1977 год.

Несмотря на сомнительность «Некрономикона» как исторического текста, после Лавкрафта появилось множество поклонников этой книги. Возникли и оккультные течения, которые сделали ее своим «священным текстом». То же произошло и с «Некрономиконом Гигера» — некоторые посчитали, что художник в нем показал свое видение лавкрафтовской мифологии, хотя сам он себя с ней не связывал. Что забавно, одна из таких оккультных групп посчитала Гигера едва ли не пророком, и ребята посвятили его в свой «орден» под «тайным именем» — Frater Alien, то есть брат Чужой. Самому же Гигеру об этом стало известно позже; проще говоря, «магическое посвящение» произошло «заочно» — без просьбы и без ведома.

«Когда я увидел книгу, мои глаза на лоб полезли!» — вспоминает Скотт. Гигер оказался самой подходящей находкой. Более всего режиссера привлекла картина Necronom IV с длинноголовым чудищем, которое после небольших переделок стало знаменитым Чужим. Гигера немедленно пригласили в проект, и в феврале 1978-го с ним заключили договор.

Художник быстро подготовил рисунки, по которым следовало сделать скульптуру Чужого, и отправил их Скотту в Англию. Местные скульпторы с задачей не справились — пришлось позвать самого автора руководить работой. Гигер планировал задержаться в Великобритании на три недели, но работа затянулась на пять месяцев: помимо «Чужого» он занялся и оформительской работой — от проектирования образа космического корабля с его интерьером до создания пейзажа планеты.

«Некроном IV», прототип Чужого. От изначального вида, впрочем, пришлось отказаться — его пос-
читали чрезмерно эротически вызывающим.

«Чужие» игры

Через три года после фильма вышла первая компьютерная игра с Чужим — Alien (Fox Video Games) — для тогдашней Atari 2600. В 1980-х еще несколько игр под названием Alien (или Aliens) сделано разными производителями для разных компьютеров (Commodore 64, ZX Spectrum, Amstrad CPC, MSX и других динозавров). В 1990-х, с ростом популярности приставок, появилось множество консольных игр о Чужих, мало отличавшихся и сюжетом, и, как обычно, названиями. Что любопытно, использование Чужого не всегда было связано с использованием авторских прав. Впрочем, для ранних консольных и компьютерных игрушек этот образ эксплуатировать можно было спокойно — все равно ведь, сказать откровенно, получалось непонятно что...

Одной из первых игр для PC с Чужим стала Aliens: A Comic Book Adventure (Mindscape, 1995). Образы и сюжет она заимствовала не у Гигера и не из кино, а из комиксов по фильму (отсюда и название). К этому же периоду относится и игра Alien Trilogy (Probe Entertainment, Sculptured Software, 1995, 1996) для DOS и консолей (PlayStation, Sega Saturn).

О самой свежей игре, Aliens vs. Predator (Rebellion Developments), мы рассказывали в мартовском номере. Первая из них была издана в 1999 году, а всего насчитывается полтора десятка Alien(s) vs. Predator — попытка подружить монстров вполне удалась. А в перспективе — Aliens: Colonial Marines , выход которой Sega только планирует на этот год. Среди героев — все те же ксеноморфы...

Aliens: Colonial Marines: Sega обещает нечто захватывающее.

Чужого играл лондонский студент-нигериец. Он идеально подходил — был рослым (почти 2,1 метра) и худым. Гигер постоянно работал над костюмом Чужого, который актеру для этого приходилось почти ежедневно надевать на себя на несколько часов. «Одеяние» влетело в четверть миллиона долларов!

В 1979 году, как хорошо известно, новая «зоология» в виде Чужого буквально поработила мир. Ну а новая слава — в виде журналистов — попыталась «поработить» Гигера: всем хотелось узнать побольше о «папочке» Чужого. После выхода фильма диалоги с газетчиками иногда длились по пять часов ежедневно, а как-то Гигер дал за сутки двадцать три интервью — с этого времени у него развилась настоящая «аллергия на вопросы о Чужом».

В 1980 году Гигер получил «Оскар» в номинации «За лучшие визуальные эффекты» в «Чужом». После этого популярность Гигера и его «деточки» стала прямо-таки запредельной.

Биомеханика

И он прекрасен... как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки.

Граф Лотреамон, «Песни Мальдорора»

Но не Чужим единым жив Ганс-Руди Гигер. Милая мордашка и хрупкая тушка Чужого — это всего лишь один из множества адских персонажей гигеровского мира.

Ранние работы Гигера — типичный сюрреализм с заметными намеками на технику мастеров этого жанра, особенно Сальвадора Дали. Но художник пытался создать свой стиль, найти новые интересные источники вдохновения. Когда Гигеру попадаются какие-то новые образы, он старается максимально «выжать» их: по-всякому перерисовывает, комбинирует, а если этого недостаточно — создает их скульптурные образы.

Один из часто встречающихся сюжетов его картин — шахты. В биографии Гигера у шахт есть своя история. Он начал рисовать шахты в 1966 году, они ему тогда постоянно снились — пропасти с бесконечными лестницами без перил.

Другой сюжет — гильотины. Однажды Гигер купил игрушечную модель этого устройства, и оно стало одним из образов, который он часто рисовал. И чтобы ее как следует «проработать» в своем сознании, он захотел сделать гильотину в настоящую величину. Заказал у плотника все необходимые части и собрал гильотину — правда, без лезвия. «Отец говорил, что я сошел с ума», — вспоминает Гигер. Впрочем, бедного папу странное увлечение тревожило недолго — интерес к этой жуткой штуке у сына скоро пропал.

Как-то Гигер познакомился с творчеством американского писателя Говарда Филипса Лавкрафта — создателя мифов о Ктулху и прочих божествах из недр земли и морских глубин. Эти мифы содержатся в таинственной книге «Некрономикон», которую, судя по всему, сам Лавкрафт и придумал. Но это неважно — ужасающие образы космических сил, готовых пробудиться и захватить мир, притягательны для современной культуры независимо от того, насколько правдивы эти истории.

Готовя к печати очередной альбом со своими картинами, Гигер долго размышлял, как назвать серию своих работ, пока не пришел к названию «Некрономикон Гигера», хотя книга с Лавкрафтом никак не связана.

Оккультные мотивы

Оккультная тематика всегда привлекала Гигера. Следы мистики можно найти в его работах, но обычно он к ней обращается совершенно спонтанно.

«Дебби-2» (1980). Эта картина, как и некоторые другие работы Гигера, представляет собой раскрашенную акрилом фотографию.

Так, в 1981 году Гигер создал серию картин — портретов Дебби Харри, актрисы и певицы из группы Blondie. На них Дебби изображена в странном виде: ее лицо проткнуто четырьмя акупунктурными иглами. Сам художник только позже понял, почему решил изобразить ее именно так, — игла около глаз символизировала огонь, у носа — воздух, у рта — воду, в шее — землю; пятая игла, появлявшаяся в клипе с этой картиной, означала дух. Это те самые пять элементов, из которых, согласно древним мистическим представлениям, состоит все сущее.

Здесь же интересно упомянуть о некотором интересе (хотя тоже не очень глубоком) к творчеству известного британского оккультиста Алистера Кроули. Один из примеров — картина «Иероглифы»; она представляет собой «биомеханоидную» перерисовку «Стелы Откровения» — доски из древнеегипетского погребения, которая имеет большое значение для кроулианской мистики.

Зная об интересе художника к колоде Таро, созданной Кроули («Таро Тота»), швейцарский оккультист Акрон в начале 1990-х сделал на пару с Гигером новую колоду — «Таро Бафомета». Правда, тут художник специально ничего не рисовал; они с Акроном отобрали для нее ранее нарисованные картины Гигера. Результат получился шокирующим: вместо традиционной философской символики гадальных карт зрителя встречают инфернальные зрелища... Тем не менее колода оказалась привлекательной и для почитателей таинственного, и для любителей сувениров, и ее вместе с пояснительным буклетом несколько раз переиздавали на разных языках.

К слову, мистическая тема в живописи Гигера коснулась и отечественной культуры: есть у него работы, посвященные «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

В 1968 году Гигер издал альбом постеров «Биомеханоиды». Биомеханоиды — придуманные Гигером существа, сочетающие в себе механику и органику, технологию и искусство. Именно благодаря Гигеру появился термин «биомеханическое искусство».

Пара биомеханоидов, нарисованных в 1974 и 1975 годах.

В идее биомеханоидов мало удивительного — это, возможно, закономерный ответ на новые достижения науки, которая готова менять человека с помощью клонирования, генетики, технологичных имплантатов... Приведут ли такие технологии к катастрофе? Никто не знает, но ожидания от них по большей части пугающие. И у Гигера представление о них не самое радужное.

Источник вдохновения

У того, кто живописует сверхъестественное, должно быть воображение, подсказывающее ему образы, или, составляя реальные сцены, он заимствует понемногу из призрачного мира, в котором живет.

Г.Ф. Лавкрафт, «Фотография с натуры»

Гигер и Гроф — давние друзья.

Один из главных источников вдохновения Гигера — ночные кошмары. Художник временами страдает расстройствами сна, которые и приносят новые образы. Живопись для него является как бы психотерапией: если он долго и тщательно работает с какими-то образами, то они постепенно покидают сновидения. На место их, однако, приходят новые кошмары...

Гигеру как персоне публичной постоянно приходилось вести довольно напряженную жизнь. Усталость не выбивает его из колеи, а вызывает очередные нарушения сна и новые кошмары. А они для него — источник вдохновения!.. Вот так непрерывно работает творческая лаборатория по имени Ганс-Руди Гигер.

Одну из интерпретаций живописи Гигера предлагает психолог Станислав Гроф. По его теории, человек до, во время и в первые дни после рождения проходит состояния, которые определяют специфику его психики в дальнейшем. Эти состояния могут быть негативными или позитивными — в зависимости от того, есть ли какие-то угрозы жизни и здоровью в процессе развития организма. Картины Гигера, по мнению Грофа, идеально иллюстрируют негативные состояния.

Фотограф из ада

Голландским таможенникам однажды показалось, что мои работы не нарисованы, что это фотографии. Интересно, где, по их мнению, я их снимал? В аду, что ли? Только после того, как приглашенный эксперт установил, что мои работы выполнены с помощью краскопульта, таможенники их пропустили.

Ганс-Руди Гигер

«Биомеханический ландшафт» (1977 год).

Рассматривая картины Гигера, невозможно не удивиться их натуралистичности. Заметно, что реальности добавляют детали типа прозрачных слоев, легких, «живых», бликов или будто бы настоящего сияния. Фотографического эффекта художник добивается, виртуозно используя краскопульт — пульверизатор, распыляющий краски. С его помощью сделано большинство работ Гигера.

Со временем Гигер расширил диапазон используемых техник — он рисует и чернилами, и маркерами, и пастелью; среди его поздних работ мало больших картин, сделанных краскопультом.

В 1989 году специально для съезда «Ангелов Ада» — известной международной группировки байкеров — Гигер создал серию постеров, нарисованных маркерами. Когда рисунки напечатали, он увидел, что получились они тусклыми. Но времени на перепечатку не было! Художник решил срочно возвратить им изначальные цвета и принялся прямо во время съезда раскрашивать распечатанные постеры — любимым краскопультом.

Серия картин работ 1980-1981 годов, посвященных Нью-Йорку.

Всюду Гигер

Чем популярнее я становлюсь, тем терпимее ко мне относится общество, хотя недоверие по-прежнему остается.

Ганс-Руди Гигер

В феврале 1987 года выставка живописи для «Чужого» и некоторых других работ приехала в Токио. Япония буквально помешалась — начался настоящий «гигеровский бум». Выставку посещало по две тысячи человек в день. Появился фан-клуб Гигера. Местные рисовальщики хоррор-комиксов мгновенно освоили гигеровский стиль, а производители игрушек наводнили рынок сотнями тысяч фигурок Чужого и похожих «монстриков».

В том же году на японский перевели несколько альбомов Гигера. Там же выходит многотомник А. Кроули, книги Т. Лири и Г.Ф. Лавкрафта с гигеровским оформлением. Одна из японских компаний предложила открыть «Гигер-бар» — развлекательное заведение, полностью оформленное по проекту художника в стиле фильмов о Чужом. Гигер согласился.

Планировалось, что в баре будут кабины, ездящие на высоту в четыре этажа, и прочая красота. А в результате обошлись грубыми набросками Гигера — чтобы закончить побыстрей. Возмущенный Гигер отказался от прав на заведение и никогда там не бывал. Через несколько лет заведение закрылось.

Музей Гигера в Грюйере.

Однако идея бара-имени-себя так понравилась Гигеру, что он довел ее до ума у себя на родине. Сейчас в Швейцарии есть два «Гигер-бара» — в Грюйере и в Куре, родном городке Гигера. Создание этих баров проходило под полным контролем художника. Помещения сделаны в духе космического корабля Чужого — от стен до столиков и кресел. Ясное дело, заходят туда не столько выпить-закусить, сколько поглазеть на интерьер и, вероятно, почувствовать себя Чужими.

Творчество Гигера много где можно обнаружить. Он известен как создатель скульптур, ювелирных украшений, оформления ряда фильмов (в частности, «Полтергейст-2» и сиквела «Особь»). Его картины пользуются популярностью в качестве обложек дисков многих рок-групп, а уж тату-мастера без его живописи — вообще никуда.

Мир игр тоже не обошелся без Гигера, и речь не только о Чужом. Самым ярким примером воплощения гигеровского творчества в компьютерных играх остается сиквел Dark Seed . В квесте герой Майк Доусон (его назвали именем главного дизайнера и продюсера), пытаясь спасти человечество от Древних (то есть от лавкрафтовских чудищ), путешествует по двум мирам — обычному и темному параллельному. Оформление потустороннего мира полностью основано на картинах Гигера и их фрагментах.

Dark Seed 2. Да уж, если бы в такой обстановке действительно оказался живой человек, сохранить разум ему было бы нелегко...

Соглашаясь на использование своего творчества, Гигер всегда трепетно и требовательно относится к тому, чтобы оно было представлено в самом лучшем виде.

Загадка черепа

А началось все... с черепа.

Уже в детстве Гигера тянуло к мрачной романтике. И еще он обожал рисовать. Однажды отец, аптекарь, подарил маленькому Гансу-Руди человеческий череп, который получил на каком-то научном семинаре. С этого момента Гигер и оказался окончательно околдован потусторонними образами, которые и повлияли на его дальнейшее творчество. Об этом явно говорит то, что Гигер до сих пор хранит эту, казалось бы, не слишком удивительную вещь как огромную ценность.


Ганс Рудольф Гигер – швейцарский художник, скульптор и декоратор; более всего известен своим уникальным сюрреалистичным стилем. Прославился целым рядом необычных произведений; самым знаменитым его творением стал образ легендарного Чужого из одноименной киносерии.

Родился Гигер в Куре, столице швейцарского кантона Граубюнден (Chur, Graubünden). Отец его был химиком, искусство считал занятием сов

ершенно бесперспективным и сына всячески поощрял на занятия фармацевтикой. В 1962-м Ганс переехал в Цюрих (Zürich), где до 1970-го изучал архитектуру и промышленный дизайн в Школе прикладных искусств. Некоторое время у Гигера был роман со швейцарской актрисой Ли Тоблер (Li Tobler), однако в 1975-м та свела счеты с жизнью. В 1979-м Ганс Гигер женился на Мие Бонзаниго (Mia Bonzanigo); увы, уже полто

ра года спустя они расстались.

Начинал рисовать Гигер с небольших чернильных картин; позже он переключился на масляные краски. Большую часть своей карьеры Гигер рисовал пульверизатором, создавая одноцветные холсты, украшенные сюрреалистичными, будто бы вышедшими из ночных кошмаров, образами. Позже, впрочем, Ганс несколько сменил технику рисования – оставив пульверизатор, он взялся за изучение пастели,

маркеров и чернил. Главной отличительной чертой его стиля стала так называемая "биомеханика" – изображение сложных, бездушных сочетаний человеческих тел и разного рода технических устройств. На работы Ганса Гигера большое влияние оказали Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и Эрнст Фукс (Ernst Fuchs); известно, что с Дали Гигер был знаком лично – познакомил их когда-то художник Роберт Веноза (Robert Ven

osa). Довольно близкие отношения у Ганса Гигера сложились и с Тимоти Лири (Timothy Leary). Элементы "ктулхианской" стилистики Говарда Лавкрафта (H. P. Lovecraft) в работах Гигера также вряд ли случайны – есть основания полагать, что Ганс в свое время отдал работам Лавкрафта должное; первый сборник его работ даже назывался "Некрономикон" (Necronomicon) – в честь легендарного вымышленного магического гри

муара, порожденного именно фантазией Лавкрафта.

Немалую часть жизни Ганс Гигер страдал от регулярных ночных кошмаров; проблемы со сном изрядно изнуряли художника, однако и вдохновение его "подкармливали" как следует – многие наиболее нереальные образы, мелькающие в творениях Гигера, пришли именно из его кошмаров. Когда-то первые свои картины Ганс Гигер нарисовал именно в порядке своеобразной терапии;

озже эта форма самолечения переросла в нечто куда большее и стала для Ганса настоящим призванием.

В 2007-м Гигер и его творчество стали главной темой 19-минутного короткометражного проекта "H.R. Giger"s Sanctuary"; фильм этот демонстрировался по всему миру, а в мае 2008-го был выпущен на DVD.

Прославивший его образ Чужого Гигер создал, вдохновляясь собственной же картиной "Некроном IV" (Necronom IV);

образ этот оказался настолько ярким и удачным, что в 1980-м Ганс даже получил за него "Оскар". Сборники его картин – в частности, "Некрономикон" и "Некрономикон II" – часто использовались на страницах журнала "Omni", что на популярности Гигера также сказалось лучшим образом. Многим запомнились разработанные Гансом Гигером серии работ для разного рода музыкальных альбомов.

В 1998-м Гигер приобрел себе

шато Сен-Жермен в Грюйере, Швейцария (Gruyères, Switzerland); там на данный момент располагается Музей Гигера. Жил и работал Ганс Гигер в Цюрихе, со своей новой женой Кармен Марией Шейфеле Гигер (Carmen Maria Scheifele Giger), занимавшей в названном музее должность директора.

12 мая 2014-го Ганс Гигер скончался в цюрихском госпитале; причиной смерти стали полученные при падении с лестницы травмы

» (1980) за лучшие визуальные эффекты

Ханс Ру́дольф «Рюди» Ги́гер (нем. Hans Rudolf «Rüdi» Giger ); 5 февраля 1940, Кур Граубюнден , Швейцария - 12 мая 2014, Цюрих , Швейцария ) - швейцарский художник , представитель фантастического реализма , наиболее известный своей дизайнерской работой для фильма «Чужой ».

Биография

Впервые рисунки Гигера (цикл «Atomkinder» - «Атомные дети») публиковались с 1959 г. в журнале, издававшемся в школе Кура, а также в подпольных изданиях типа «Clou» и «Hotcha».

Первые плакаты начинают публиковаться уже в 1969 году, в это же время открываются его первые персональные выставки.

Истинная слава пришла к нему в 1977 с выходом третьей книги «Некрономикон ». Особенно этот сборник постеров привлек внимание английского режиссёра Ридли Скотта . Тот пригласил Гигера для работы над концептом существ, художественным дизайном своего фильма «Чужой » и создания образа ксеноморфа . Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику «Оскар» в 1980 за «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «монстра» послужили эскизами и для последующих 3 фильмов, и для дилогии «Чужой против Хищника», хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью была кардинально изменена.

Уникальное художественное качество картинам Гигера придаёт аэрограф . Это приспособление, которое распыляет краску. Гигер доказал, что живопись может создаваться и при помощи механизма. Собственно, в этом есть и свой подтекст, особенно если учесть, что основной тематикой его картин являются созданные им же биомеханизмы, которые соединяют в себе плоть и металл. О творчестве Гигера писал его друг, Тимоти Лири :

«Они (картины) недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдем. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки - за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки. И дальше - в глубины ядра человеческой клетки. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу. <…> Наши города похожи на гигантские муравейники, населённые колониями насекомых, безликих и уродливых. И это - мы.»

В 1998 году Гигер приобрёл шато Сен-Жермен в Грюйере (англ. ), Швейцария, и теперь этот дом является действующим музеем Х. Р. Гигера и постоянным хранилищем его работ ; также маэстро предоставляет экспозиционную площадь музея для выставок других художников, принадлежащих к направлению фантастического реализма. Последние годы жил и работал в Цюрихе .

Стиль


Работы Гигера выполнены в жанре фантастического реализма . Также его стиль многие художники называют некро-готикой, биомеханикой , а подстили - эротомеханикой и др. По мнению Вальтера Шуриана, «творения […] Гигера стали олицетворением демонической стороны фантастического искусства»

Сотрудничество с музыкантами

Спроектировал и тщательно проработал микрофонную стойку для концертных выступлений и съёмок в клипах вокалиста группы Korn - Джонатана Дэвиса . В контракте было оговорено создание пяти стоек. В итоге Гигер создал три, две из которых купил Джонатан Дэвис.

Оформил обложки таких музыкальных групп и исполнителей, как:

  • Shiver - Walpurgis (1969);
  • Emerson, Lake & Palmer - Brain Salad Surgery (1973);
  • Floh de Cologne - Mummies (1974);
  • Island - Pictures (1977);
  • Magma - Attahk (1978);
  • Дебора Харри - Koo Koo (1981);
  • Celtic Frost - To Mega Therion (1985);
  • Стивен Стивенс - Atomic Playboys (1989);
  • Mekong Delta - The Principle of Doubt (1989);
  • Atrocity - Hallucinations (1990);
  • Sacrosanct - Recesses for the Depraved (1991);
  • Assorted Heap - Mindwaves (1992)
  • Archaic Torse - Sneak Attack (1992)
  • Danzig - Danzig III: How the Gods Kill (1992), Dirty Black Summer (1992, сингл);
  • Hide - Hide Your Face (1994);
  • Triptykon - Eparistera Daimones (2010).
  • Triptykon - Melana Chasmata (2014).

Обложки альбомов Деборы Харри «Koo Koo» и Emerson, Lake & Palmer «Brain Salad Surgery » были включены журналом Rolling Stone в список ста выдающихся обложек века.

См. также

  • Ecco the Dolphin - пример влияния творчества Гигера на оформление уровней игры.

Напишите отзыв о статье "Гигер, Ханс Рудольф"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (рус.)
  • (англ.)
  • (рус.)
  • (англ.)
  • (рус.)
  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Гигер, Ханс Рудольф

Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.

Учёба
  • Zurich University of the Arts [d]

Ханс (Ганс) Ру́дольф «Рюди» Ги́гер (нем. Hans Rudolf «Rüdi» Giger ); 5 февраля 1940, Кур Граубюнден , Швейцария - 12 мая 2014, Цюрих , Швейцария ) - швейцарский художник , представитель фантастического реализма , наиболее известный своей дизайнерской работой для фильма «Чужой ».

Биография [ | ]

Родился в швейцарском городе Кур (кантон Граубюнден, Швейцария) в семье аптекаря. Катализатором развития воображения и без того увлечённого всем тёмным и таинственным ребёнка послужил принесённый отцом череп (врученный ему в качестве профессионального поощрения одной из медицинских фирм). [ ]

Гигер в 1985 году

Впервые рисунки Гигера (цикл «Atomkinder» - «Атомные дети») публиковались с 1959 году в журнале, издававшемся в школе Кура, а также в подпольных изданиях типа «Clou» и «Hotcha».

Первые плакаты начинают публиковаться уже в 1969 году, в это же время открываются его первые персональные выставки.

Истинная слава пришла к нему в 1977 с выходом третьей книги « ». Особенно этот сборник рисунков привлек внимание английского режиссёра Ридли Скотта . Тот пригласил Гигера для работы над концептом существ, художественным дизайном своего фильма «Чужой » и создания образа ксеноморфа . Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику «Оскар» в 1980 году за «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «монстра» послужили эскизами и для последующих 3 фильмов, и для дилогии «Чужой против Хищника», хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью была кардинально изменена.

Уникальное художественное качество картинам Гигера придаёт аэрограф - приспособление, которое распыляет краску. Гигер доказал, что живопись может создаваться и при помощи механизма. Собственно, в этом есть и свой подтекст, особенно если учесть, что основной тематикой его картин являются созданные им же биомеханизмы, которые соединяют в себе плоть и металл. О творчестве Гигера писал его друг, Тимоти Лири :

Они (картины) недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдём. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки - за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки. И дальше - в глубины ядра человеческой клетки. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу. <…> Наши города похожи на гигантские муравейники, населённые колониями насекомых, безликих и уродливых. И это - мы.

В 1998 году Гигер приобрёл шато Сен-Жермен в (англ. ) , Швейцария, и теперь этот дом является действующим музеем Х. Р. Гигера и постоянным хранилищем его работ ; также маэстро предоставляет экспозиционную площадь музея для выставок других художников, принадлежащих к направлению фантастического реализма. Последние годы жил и работал в Цюрихе .

Скончался 12 мая 2014 года в больнице от травм, полученных при падении с лестницы при невыясненных обстоятельствах .

Стиль [ | ]

«Женский торс», скульптура Гигера на выставке 2009 года, Швейцария

Работы Гигера выполнены в жанре фантастического реализма . Также его стиль многие художники называют некро-готикой, биомеханикой , а подстили - эротомеханикой и др. По мнению Вальтера Шуриана, «творения […] Гигера стали олицетворением демонической стороны фантастического искусства» .

Сотрудничество с музыкантами [ | ]

Микрофонная стойка Джонатана Дэвиса, созданная Г. Р. Гигером

Спроектировал и тщательно проработал микрофонную стойку для концертных выступлений и съёмок в клипах вокалиста группы Korn - Джонатана Дэвиса . В контракте было оговорено создание пяти стоек. В итоге Гигер создал три, две из которых купил Джонатан Дэвис.

Оформил обложки таких музыкальных групп и исполнителей, как:

Примечания [ | ]



Статьи по теме: