Быт и повседневная жизнь египтян. Крестьяне – люди, занимавшиеся возделыванием земли

Быт и нравы Древнего Египта

Как же жили древние египтяне? У этого народа, так тщательно соблюдавшего многочисленные сложные церемонии, связанные с поклонением божествам и загробной жизнью, оказывается, и в повседневной жизни существовали вечные, незыблемые правила. Распорядок каждого дня был строго расписан и состоял из мелких событий, большинство из которых можно рассматривать как своеобразные ритуальные действия. Это отложило отпечаток на быт и нравы египтян.

Одежда и украшения

В жаркую пору одежда мужчины состояла из одной набедренной повязки. Но выйти из дому без браслетов и других украшений было немыслимо. На пальцы надевались бесчисленные кольца, шею украшали несколько рядов бус. Сандалии были большой редкостью и ценились очень высоко. Плели обувь чаще всего из папируса, реже из кожи, иногда ее даже изготовляли из золота. Простой египтянин основной путь проделывал, неся свои сандалии в руках. Наряд знатных египтян был практически одинаков и у мужчин, и у женщин. Их полупрозрачные платья надевались прямо на рубашку. Строгость длинной юбки скрашивал обязательный разрез до пояса. Как мужчины, так и женщины носили парики, в которых блестели украшения. В одно из головных украшений вкладывали благовония.

Еда и питье древних египтян

Кухня древних египтян отличалась разнообразием. Они любили мясо и ели его достаточно много. Добывалось мясо в основном охотой. По праздникам употребляли жертвенных быков и коров. Египтяне разводили уток, гусей и кур. Рыбу они отваживались пробовать не сразу, поскольку долгое время рыболовство считалось опасным промыслом: река изобиловала крокодилами. Из овощей больше всего ценился чеснок. Египтяне любили дыни и бананы. Груши, персики и вишни египтяне впервые попробовали только во время римского владычества. Впрочем, могли себе позволить вкушать эти сладости только богатые. Бедняки же часто вынуждены были жевать сердцевину стеблей папируса. Самой ценной и сытной пищей был хлеб с разными добавками. В пирожки и булочки добавляли фрукты или яйца. Мука тоже была разной: ячменная, полба и пшеничная. Лидером среди напитков было пиво. Его делали из ячменя или пшеницы. Любили египтяне и вино, особенно в районе дельты Нила, где выращивали виноград.

Утренний туалет

Утро египтянина начиналось с умывания. Для этого существовал специальный тазик - «шаути». В специальный кувшин для полоскания рта насыпали очищающую соль. Затем наступала очередь парикмахера. При дворе фараона утренний туалет был божественным ритуалом. Правители номов и крупные чиновники подражали фараону, собирая родственников во время утренних церемоний. Затем приходила очередь специалистов по благовониям. Речь шла не только о красоте, но и здоровье в жарком климате. Необходимым в утреннем туалете как женщин, так и мужчин было подведение глаз. Для этого применяли зеленый порошок - малахит и черный - галенит. Делали это не только ради красоты, макияж защищал глаза и нежную кожу век от насекомых и палящего солнца.

Египтяне очень любили устраивать пирушки, на которых обычно забивали быка. На вертелах жарили гусей, выстраивалась целая вереница кувшинов с винами и ликерами. Фрукты раскладывали в корзины и на подставки, вода заранее охлаждалась в кувшинах. Все было укрыто покрывалами, защищавшими яства от пыли и насекомых. Гостей встречал и провожал сам хозяин дома. Перед пиром произносили молитву, первым воздавали дань Амону. Самым почетным гостям предлагали кресла, инкрустированные золотом и серебром. Людям попроще доставались простые табуретки, а беднякам - циновки. Обычно мужчины и женщины садились друг против друга, супругам дозволялось сидеть рядом. Красивые молодые служанки в прозрачных одеждах разносили угощение, и начиналось пиршество.

Повседневный досуг. Игры

Повседневный досуг египтян заполняла игра. По вечерам супруги часто играли в шашки. Прямоугольная доска была разделена на тридцать три поля, ходили белыми и черными фигурами. Однако о правилах этой игры ничего не известно. Мальчики предпочитали силовые игры. Интересным было и соревнование в скорости: устраивали скачки на коленях, скрещивая ноги и удерживая их руками. Нередко соревновались в меткости. Египетские мальчишки куда суровей своих нынешних сверстников относились к нечестной игре. Они связывали нечестного игрока и угощали его палками. Девочки любили жонглировать. Но главным и любимым занятием у них были танцы. Этим искусством должна была владеть каждая египтянка.

Ни один праздник не обходился без музыки. Когда музыкальных инструментов еще не существовало, ритм отбивали ладонями. Уже в эпоху Древнего царства появились арфа, флейта и гобой. Неизменной для египетских музыкантов была тема смерти: «Думай только о радости, когда надо причалить к земле, любящей молчание».

Семья и свадьба

Понятие «семья» для египтянина означало «дом». Выражения «взять в жены» и «построить себе дом» - синонимы. Если молодые люди были влюблены друг в друга, то родители чаще всего не препятствовали им. Свадьба для египтянина - это переход невесты из дома отца в дом мужа. Свадебный кортеж старались украсить побогаче. Брак заключался по строгим правилам. Продумана была и его юридическая сторона. Чиновник записывал имена супругов и регистрировал их общее имущество. Женщина при обретала второе, «дополнительное», имя - супруга такого-то. В общее имущество муж вносил две трети, жена - одну. После этого устраивался пир, на который приглашались родственники. После смерти одного из супругов оставшийся в живых мог пользоваться всем имуществом, но продавать или дарить только одну его часть.

Отношение к женщине

Египетское общество к женщине относилось сурово. За супружескую измену женщину ждала смерть. Если муж был неверен, его за это никогда не карали, мужчинам разрешалось иметь наложниц, которые считались членами его семьи. По египетским законам, муж имел право бить свою жену, брат - сестру. Если разошедшийся муж поколотил супругу так, что она стала инвалидом, он вызывался в суд, где давал клятву, что больше никогда ее не тронет. Если же супруг не держал данного обещания, то получал сто палочных ударов и навсегда лишался права на совместно приобретенное имущество. Суровые авторы (конечно же, мужчины) считали женщин капризными, легкомысленными, не умеющими хранить тайну. Мужчина же, согласно тем же авторам, наоборот, всегда добр, заботлив, верен жене даже после ее смерти и всегда держит свое слово. Писец Ани советует: «Берегись женщины, которая выходит тайком. Не следуй за ней: она станет утверждать, что это была не она. Жена, чей муж далеко, посылает тебе записки и зовет каждый день, когда нет свидетелей. Если она завлечет тебя в свои сети - это преступление…»

Отношение к детям

Египтяне любили детей, но особенно радовались рождению сына-наследника. Если в семье не было сыновей, то обращались за помощью к жрецам. Рамсес И гордился тем, что у него было более 160 детей. И никто: ни фараон, ни простой египтянин - не боялись, что ребенок умрет от голода. Дети бегали нагишом, лишь с бусами на шее, и ели стебли папируса. Сын обязан был достойно похоронить отца и продолжить его дело. Однако рады египтяне были и девочкам. На всех изображениях фараона Эхнатона его с супругой сопровождают: v. все шесть их дочерей. Египтянам всегда хотелось знать, что ждет их детей впереди, поэтому в тревоге за будущее обращались к богине Хатхор. Имя ребенку давали сами родители, но его надо было обязательно зарегистрировать. Покровительницей семьи, материнства и деторождения считалась богиня Исида. Именно ей поклонялись бездетные женщины и мужчины, а также семьи, в которых не было сыновей.

Отношение к старикам

Египтяне хорошо относились не только к детям, но и к старикам. Каждый мечтал дожить до старости, сохранив при этом ясность мысли и физическое здоровье - такими людьми восхищались. Достигший звания «имаху» («почитаемый») имел не только пищу каждый день, но и рассчитывал на пышные похороны. Старость уважалась даже фараонами, которые переводили своих состарившихся верных слуг на более легкие должности. Их примеру старались следовать правители городов и номов.

Из книги В тисках мирового заговора автора Кассе Этьен

Древнее Древнего Египта Первой моей реакцией было самому поехать в Западную Сахару и отыскать потерянный город. Раскопки обещали быть интересными. Но, обратившись в официальные органы, я получил обескураживающую информацию: мне категорически не советовали отправляться

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Пирамиды Древнего Египта Почти каждый человек при упоминании Древнего Египта вспоминает в первую очередь конечно пирамиды. Что же они из себя представляли? Сначала рассмотрим чисто архитектурное строение пирамид. В додинастический период в Египте были распространены

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Обелиски Древнего Египта Обелиски, высокие и узкие каменные монументы, установлены обычно парами перед храмами Солнца. Благодаря своей высоте, варьирующейся между 10 и 32 метрами, монолитной природе и великолепной гармонии с архитектурой храма, обелиски производят очень

Из книги автора

Папирус Древнего Египта Египетское слово «папирус» первоначально означало «то, что принадлежит дому». В приблизительно то же самое время, когда древние египтяне перешли от предыстории к истории, развивая письменный язык, они обнаружили, что возникла потребность не

Из книги автора

Религия Древнего Египта Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений

Из книги автора

Боги Древнего Египта Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и

Из книги автора

Медицина Древнего Египта Медицина древнего Египта тесно связана с мифологией и врачеванием. Исторически, медицину древнего Египта можно разделить на три периода:царский (XXX–IV вв. до н. э.)греко-римский (332 г. до н. э. - 395 г. н. э.)византийский (395–638 гг. н. э.)По

Из книги автора

Математика Древнего Египта Знание древнеегипетской математики основано главным образом на двух папирусах, датируемых примерно 1700 до н. э. Излагаемые в этих папирусах математические сведения восходят к еще более раннему периоду - ок. 3500 до н. э. Египтяне использовали

Из книги автора

Химия Древнего Египта Около II тысячелетия до п. э. в странах Междуречья, а также в Египте появились и фаянсовые изделия. Древнеегипетский фаянс по составу значительно отличался от обычного фаянса и приготовлялся из глины в смеси с кварцитным песчаником. До настоящего

Из книги автора

Астрономия Древнего Египта Астрономия как целостная система взглядов, элементы которой взаимообусловливают друг друга, в Древнем Египте никогда не существовала. То, что мы называем астрономией, представляет, скорее, мозаичное соединение не связанных между собой

Из книги автора

Астрология Древнего Египта Свой расцвет астрология приобретает в древнем Египте. Это не случайно: его природные условия были таковы, что в них ярко выражалась цикличность - время наводнений сменялось временем роста посеянных зёрен, а затем наступало время зноя, вновь

Из книги автора

Архитектура Древнего Египта Египтяне верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в «пирамиду», то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает «себя» и войдет в свое тело.Поэтому дошедшие до нас

Из книги автора

Скульптура Древнего Египта Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры

Из книги автора

История Древнего Египта Вся история Древнего Египта делится на периоды:Додинастический период (до 3000 г. до н. э.). Древнее царство (2900–2270 годы до н. э.) - эпоха правления І-VІ династий. Это время строителей пирамид в Гизе, царей: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина

Древние египтяне были очень чистоплотными людьми и всегда заботились о чистоте своего тела, одежды и жилья. Они совершали водные процедуры несколько раз в день: утром, до и после приема пищи.

После утреннего омовения переходили к услугам парикмахеров. Обычно к ним обращались женщины, мужчины же вверяли себя цирюльникам и людям, делающим маникюр и педикюр. Ежедневный утренний туалет фараона превращался в важную церемонию, при которой присутствовали все знатные люди государства. Утренний туалет высших должностных лиц (визирей, верховных судей и правителей номов) тоже становился своеобразной церемонией.

Все родственники и слуги собирались возле хозяина дома. Сидящие на корточках писцы были готовы исполнять любое его повеление: при этом одни держали в руках кисточки для записи приказов, другие - длинные папирусные свитки с именами, цифрами и перечнем работ, которые уже были сделаны или еще находились в проекте.

После необходимых омовений к работе приступал цирюльник. По окончании этой процедуры хозяин дома представал перед родственниками и слугами бодрый, свежий, с гладко выбритой головой и короткой квадратной бородкой.

Египтяне отдавали предпочтение удлиненной форме глаз. И это не просто дань моде, но и мера профилактики, предохраняющая органы зрения от ярких солнечных лучей, ветра и пыли. Жители Древнего Египта использовали различные косметические средства. Так, для избавления от запаха пота в жаркий день натирались благовониями и смесью из скипидара, ладана и неизвестного порошка. Имелись всевозможные очищающие мази, возвращающие коже лица и тела упругость. С этой целью мед добавляли в порошок из алебастра, «северной соли» и натрона.

Существовали и специальные косметические средства для избавления от пятен и угрей. Обычно их замешивали на ослином молоке, после чего протирали кожу приготовленным лосьоном.

Утренний туалет жены фараона и любой состоятельной дамы также превращался в событие. Обычно парикмахерша затрачивала несколько часов, чтобы сделать прическу знатной особе.

В отличие от богатых египтян, беднякам приходилось довольствоваться услугами уличного цирюльника, сидевшего где-нибудь под деревом в ожидании клиентов, которых всегда было довольно много. Цирюльник добросовестно выполнял свои обязанности: выбривал голову так чисто, что она становилась похожей на обкатанную волнами гальку.

Египетская крестьянка обычно делала прическу самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи. Примечательно, что в это время все члены семьи должны были уходить из дома, чтобы прическа получилась идеальной, иначе женщине приходилось начинать утренний туалет сначала

Одежда

Утреннее облачение мужчины состояло из короткой набедренной повязки и незначительного количества украшений. В таком виде он совершал водные процедуры, принимал цирюльника и мастера маникюра и педикюра.

Готовясь к выходу из дома, богатый египтянин надевал на запястья один или несколько браслетов, кольцо на палец и нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с застежками в виде соколиных голов. Подвеска из яшмы или сердолика придавала ему респектабельный вид, а свободная прямая юбка, сменявшая утреннюю набедренную повязку, и сандалии придавали всему облику законченность. Известные с давних времен сандалии имели особую ценность в Древнем Египте. Известно, что один из объединителей Верхнего и Нижнего Египта, фараон Нармер, отправляясь куда-либо в сопровождении верных слуг, всегда шел босиком, а один из приближенных нес его обувь.

Так же поступали и земледельцы, только сандалии им приходилось нести самим, привязав к концу палки. Обувались бедняки лишь достигнув места назначения. Был даже принят закон, запрещавший воинам вырывать «драгоценные» сандалии из рук проходивших мимо людей.

Во времена Нового царства египтяне мастерили обувь из различных материалов: из папируса, кожи или золота. От носка подошвы ремешок протягивался между первым и вторым пальцами ноги к лодыжке, где соединялся с другими наподобие стремени. Все эти ремешки завязывались сзади над пяткой.

Некоторые богатые египтяне отдавали предпочтение прямым, длинным платьям на бретелях и не носили никаких украшений. Но большая часть состоятельных жителей древнего Египта ходили в гофрированных, расширенных книзу платьях-туниках изо льна, которые, оставляя шею открытой, обтягивали торс.

Обязательным атрибутом одеяния был широкий гофрированный пояс, образовывавший спереди передник трапециевидной формы.

Помимо этого в праздничные дни египтяне надевали большие завитые парики, локоны которых прикрывали голову и плечи, парадные сандалии и многочисленные драгоценности (ожерелья, нагрудные подвески, браслеты).

Наряд богатой женщины, как и наряд ее знатного супруга, состоял из тонкой рубашки и надетого поверх нее белого гофрированного платья с разрезом почти до пояса, которое, в отличие от мужского, было полупрозрачным и крепилось на левом плече, при этом правое оставалось открытым.

Широкие рукава с бахромой не закрывали изящных рук, что позволяло знатным дамам демонстрировать свои запястья с драгоценными браслетами в виде двух соединенных застежками пластинок чеканного золота или золотых колец, шнуров, лент.

Волосы женщин украшали сверкающие диадемы из бирюзы, лазурита и золота, концы которой соединялись на затылке двумя шнурами с кисточками. Довольно часто в прическах женщин и мужчин присутствовало конусообраное благоухающее украшение, сделанное из волос, смазанных ароматными маслами.

Наряд менее состоятельных египтян отличался практичностью. Земледельцы и ремесленники предпочитали носить простые набедренные повязки, подвязав их поясом шириной с ладонь без каких-либо вышивок и кистей.

Как и богатые жители Египта, бедняки любили носить украшения, только делались они не из золота, а из бронзы и керамики. Однако эти украшения имеют художественную ценность, как и золотые изделия ювелиров, поскольку являются памятниками древней культуры.

Пища

Особенностью климатических условий Древнего Египта было то, что разливы Нила, делающие землю плодородной, периодически сменялись засушливыми и неурожайными годами. В такое время продукты ценились гораздо больше, чем золото.

Согласно древним источникам, египетские правители в плодородные годы были обязаны создавать запасы продовольствия, которых хватило бы на несколько лет, однако довольно часто они пренебрегали своими обязанностями

В Большом папирусе Харриса ест сведения о том, что продукты питания были не менее ценным приношением, чем драгоценные металлы, одежды, ароматные масла и благовония.

В ежедневный рацион богатых жителей входили мясные блюда, простые же египтяне питались ими только по праздникам. На стенах многих гробниц археологами были обнаружены изображения предназначенных на убой животных и сцены самих боен.

Некоторые фразы, характеризующие убойный скот, до настоящего времени не удалось перевести на более понятный язык (например, «бык - уста стада» или «бык ките»), а расшифровка отдельных названий лишь приблизительна (возможно, бык «хериса» являлся лучшим производителем потомства, но это не точно).

На бойне к делу приступали мясники в количестве 4-5 человек, которые набрасывались на животное и быстро его забивали. Приемы мясников остаются неизменными до настоящего времени.

В период Древнего царства большая часть мяса добывалась охотой на живущих в пустыне газелей, ориксов (сернобыков) и прочих представителей отряда парнокопытных. Особо искусные охотники старались приручить и одомашнить пойманных животных, однако это не всегда удавалось сделать. В дальнейшем данный вид животноводства практически полностью утратил свое значение.

Неизвестно, употребляли ли древние египтяне в пищу свинину, баранину или козлятину, но что их разводили в Верхнем и Нижнем Египте известно достоверно.

Разведением кур жители Египта стали заниматься лишь со II тысячелетия до н. э., однако птицеводство получило распространение гораздо раньше.

Особого внимания заслуживает такой продукт питания, как рыба. В разное время в некоторых египетских городах и номах запрещалось употреблять те или иные виды рыбы. Источники сообщают, что завоевавший Египет эфиопский царь, мусульманин по вероисповеданию, отказался пировать за одним столом с правителями Дельты и Юга, поскольку они не были обрезаны и питались нечистой пищей (рыбой), что являлось ужасным оскорблением для царского дворца. Только житель священного города жрецов Шмуна, не евший, согласно традиции, рыбу, был удостоен великой чести.

В рацион египтян входили и различные овощи, внесенные в годовой календарь Мединет-Абу под названием «ренпут». Особенно ценными продуктами были лук, порей и чеснок. По свидетельству «отца истории» Геродота, строители пирамиды Хеопса получили за свои труды редиса, лука и чеснока на 1600 серебряных талантов.

Однако ученым не удалось обнаружить никаких доказательств этому утверждению, хотя в Большом папирусе Харриса встречается иероглифическое изображение данных растений.

Связки чеснока были найдены в некоторых фиванских гробницах, что свидетельствует о щедрых дарах Рамсеса III. Арбузы, дыни и огурцы довольно часто фигурируют на жертвенных стелах рядом со связанными стеблями папируса. А горох, бобы и нут (турецкий горох, напоминавший по форме голову сокола) являются частыми находками в гробницах.

Известно, что на своих огородах египтяне выращивали салат-латук, растение бога плодородия Мина, итифаллическая статуя которого обычно возвышалась перед участком, засаженным латуком. Египтяне употребляли это растение в больших количествах, зная, что оно возвращает мужчинам половую силу, а женщинам - плодовитость. Ели латук обычно в сыром виде с солью и растительным маслом.

Сады Древнего Египта не отличались разнообразием плодовых культур. Груши, персики, миндаль и вишни появились здесь лишь после римского завоевания, а об апельсинах, лимонах и бананах древние египтяне не слышали вовсе.

Наиболее распространенными культурами были виноград, фиги, финики и сикомор (смоковница). Последнее растение выращивалось не только из-за вкусных плодов, но и из-за прочной древесины, являющейся превосходным мате­риалом для изготовления гробов для мумий.

Гранатовые, оливковые и яблоневые деревья, завезенные кочевыми азиатскими племенами гиксосов, прижились в Египте и давали при соответствующем уходе хороший урожай. Оливковое масло, получаемое из мякоти оливок, ис­пользовалось не только как продукт питания, но и материал для освещения. До появления олив египтяне выращивали другие масличные культуры, преимущественно ореховое дерево «бак».

Хорошим лекарственным средством являлись орехи дум-пальмы и плоды ююбы (зизифы), а кокосовыми орехами питались лишь немногие избранные, поскольку их выращивание в Египте было затруднено неподходящими климатическими условиями. Бедные жители Египта лакомились сердцевиной стеблей папируса и корневищами некоторых водяных растений.

Молоко считалось особо ценным продуктом. Хранили его в пузатых глиняных сосудах с закупоренным горлышком, что препятствовало проникновению насекомых. В некоторых источниках встречается упоминание о таких молочных продуктах в рационе египтян, как сливки, масло, творог.

Для придания напитку или кушанью сладкого вкуса они использовали мед или плоды рожкового дерева. Сбором воска и меда диких пчел занимались специальные люди, от­правлявшиеся за ними в далекие пустыни.

Эти люди, как и сборщики скипидарной смолы, пользовались милостью фараона, который оказывал им всячес­кую помощь.

Некоторые египтяне занимались разведением пчел на собственных садовых участках, используя в качестве ульев большие глиняные кувшины. Добываемый мед обычно шел не только на еду, но и на продажу. Хранили его в тщательно запечатанных каменных сосудах, что позволяло ос­тавлять неизменными ценные свойства этого продукта.

Трапеза

О том, как проходили застолья древних египтян, сохранились очень скудные сведения. Предполагалось, что глава семьи, просыпавшийся раньше других домочадцев, завтракал один, сразу после умывания. Его завтрак, накрытый на небольшом столике, состоял из мяса, пирога, хлеба и пива.

Хозяйка дома завтракала во время расчесывания волос, или сразу после завершения туалета. В ее утренний рацион обязательно входили фрукты, возможно, какие-то сладости и чистая вода.

Дети питались отдельно от родителей. Их усаживали на циновке или подушках, разложенных прямо на полу.

Обеденный рацион предположительно состоял из мяса, птицы, или рыбы, хлеба, пирогов, овощей, фруктов и пива. Нельзя сказать, что мясо входило в число постоянно употребляемых продуктов питания. Даже в достаточно обеспеченных семьях мясные блюда подавались обычно только во время обеда или праздничных пиршеств. Бедные семьи чаще довольствовались молочными продуктами, овощами, фруктами и лепешками.

На стенах гробницы Телль-эль-Амарны изображен замечательный рисунок, передающий саму атмосферу застолья, происходящего более трех тысяч лет назад. Во главе стола сидит фараон Эхнатон (Аменхотеп IV, представи­тель XVIII династии), рядом с ним - супруга, царица-мать и маленькие царевны, восседающие на маленьких подушечках. Царь ест сочное мясо, а его жена - птицу. Вокруг стола располагается несколько небольших столиков с разнообразными яствами и туалетными принадлежностями.

Среди прочих предметов во время раскопок храмов, от­носящихся к эпохе Нового царства, было обнаружено множество посуды, предназначенной для приготовления и упот­ребления супов, соусов, компотов, сладостей и молочных продуктов. Там же встречаются всевозможные тарелки, вил­ки, ложки и ножи. Можно предположить, что туалетные принадлежности (кувшин с водой и таз) были необходимы египтянам для мытья рук, как перед едой, так и после нее. Это объясняется тем, что птицу, пироги, сладости и некоторые другие блюда тогда ели руками.

Около четырех-пяти часов вечера у египтян был легкий ужин, после которого они возвращались к работе или готовились к вечерним развлечениям.

египтянки

Строительство пирамид

Богатые египтяне

Хозяйство и ремесла Египта

Воспитание детей

Выпечка хлеба

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Земледелие - основа благоденствия Древнего Египта. Каждый год Нил, разливаясь, оставлял а берегах слой плодороднейшего ила, благодаря чему египтяне выращивали множество разнообразных сельскохозяйственных культур. Речная вода использова

Водяные лилии вместе с папирусом и белым и голубым лотосом составляют украшение берегов Нила. Цветы нужны для украшения храмов и жилищ. Их собирают молодые девушки. Возможно, эти цветы предназначаются для украшения стола господина, который (на заднем плане)

Современная египетская деревня сохранила многие элементы общины. Деревня для феллаха, писал египетский этнограф Г. Айрут, это маленький замкнутый мирок. Именно в нем на открытом воздухе и на людях, а не в своем доме проводит он большую часть жизни: женщины ходят за водой группами, дети играют все вместе, повседневная жизнь здесь протекает всегда в коллективе. Деревня, а не дом образуют в здешних условиях настоящую цельную единицу. Кофейни играют особую роль в жизни не только сельского, но и городского населения, наподобие чайханы в старой Сред ней Азии.

Семья

Как и у других арабских народов, у современных египтян, прежде всего у феллахов, сохранилась и такая форма общинной организации, как линиджная община, или (по терминологии: М. О. Косвена) «патронимия». Она представляет собой большую семейную группу, объединенную родственными связями по муж ской линии. Во главе ее находится пожилой мужчина и его же на. Эта группа включает женатых сыновей, их детей, женатых внуков и правнуков. Нередко они вместе питаются, владеют общим имуществом, вместе работают, совместно решают дела. Но их связывают не только общие экономические интересы, но и так называемая асабия - «кодекс чести», социальные связи и обязанности большой семьи. Египтянин высоко ценит свою принадлежность к семье и клану, зная, что его благополучие, благосостояние, а иногда и сама жизнь зависят от семьи, патронимии, от родственных связей, и он знает, что «асабия» - одно из важных средств в установлении и регулировании общественных отношений.

Сплоченность большой семьи поддерживается обязанностью кровной мести. На мужчин - членов большой семьи - распространяются как угроза кровной мести враждебной семейной группы, так и обязанность мстить за своих. Внутри большой семьи нередко собираются средства для того, чтобы откупиться от мстителей.

Как и у других арабских народов, у египтян распространен брак с двоюродными сестрами по отцовской и материнской линии, способствующий укреплению связей между родственными семьями. Родные и двоюродные братья должны помогать друг другу во всех случаях жизни. Если этого не происходит, с ними стараются не иметь дела все, считающие себя порядочными людьми. Египетская деревенская семья строго патриархальна. Послушание жены мужу, сыновей - отцу, младших братьев старшему- нравственный закон. Молодого человека уважают не столько за его личные качества, сколько за репутацию его отца.

Супружеская неверность сурово осуждается общественным мнением деревни и нередко наказывается смертью. Девственность - обязательное условие для невесты, и если оно не соблюдено, молодой муж с позором ее прогонит. Но разводы в египетской деревне - редкость. Феллах, заплативший за жену брачный выкуп (махр), деньги на который он должен зарабатывать в течение многих лет, теряет все при разводе (если только причиной развода не является прелюбодеяние или бесплодие жены) и знает, что на второй брак средств ему не накопить до старости. При этом нередко родственники помогают собрать нужную для махра сумму, и с ними уже поэтому нужно считаться при выборе невесты и при намерении развестись. Невес ту молодому человеку обычно выбирают родители или заменяющие их старшие родственники. Закон запрещает слишком ран ние браки (девушек до 16 лет, юношей до 18 лет), но в деревне они нередки. По обычаю, невеста вносит в дом приданое - постельные принадлежности, свои наряды, а жених делает ей подарок-какое-нибудь украшение, например браслет.

На свадьбе мужчины пируют и веселятся отдельно от женщин. Обилие и роскошь угощения, число и квалификация приглашенных музыкантов зависят от достатка семей жениха и не весты. На деревенскую свадьбу в состоятельных семьях собираются сотни людей. Звучит музыка, выступают местный оркестр на родных инструментов, исполнительница восточного танца (ар-ракс аш-шаркий, или «танец живота»), местный рассказчик-декламатор из крестьян, являющийся одновременно поэтом и певцом, аккомпанирующим себе на ребабе, фокусники, дрессировщики обезьян, укротители змей, фехтовальщики на дубинах (из крестьян), наездники (из бедуинов), актеры традиционного народного театра.

Праздники и похороны

В праздничные дни (например, в дни общегосударственных, общемусульманских праздников, в день рождения местного святого, в дни древних египетских праздников и т. д.) толпы народа собираются у могилы святого либо на деревенском гумне смотрят увеселительные представления, покупают сладости, обсуждают деревенские новости.

Общинным делом являются и похороны феллаха. На них собираются сотни и тысячи соседей. Женщины-плакальщицы, рас красив лицо синей или черной краской, сопровождают похоронную процессию воплями и ритуальными причитаниями.

Еще одним общинным событием является базарный день. На деревенских базарах можно увидеть те же развлечения, что и на праздниках, выставлены на продажу изделия ремесленников: гончаров, ткачей, медников, кулинаров, кондитеров, изготавливающих местные сладости; здесь же на заказ работают портные, цирюльники, звучит музыка.

Народный египетский оркестр по своему составу напоминает народный оркестр других арабских стран, но имеет ряд особенностей. В его составе ударные инструменты: плоский барабан (табль), тамбурин (дарабука) из кожи, натянутой на глин ную основу, духовые: кларнет, двойной кларнет (зуммара), носовая дудка (мизмар) и струнные щипковые инструменты ур-гуль, саламия, а также ребаб, на котором играет поэт-декламатор (шаир).

Египетская народная музыка (так же как и танцы) оригинальная. В ней можно выделить общеарабские и древние, автохтонные элементы.
Это относится и ко всем другим сторонам субкультуры фел лахов, их утвари, одежде, украшениям, пище и пр.

Одежда

Традиционная одежда феллаха состоит из белой нижней сорочки, которая шьется из бумажной ткани, жилета, надеваемо го поверх сорочки, и широких коротких штанов. Поверх всего этого надевается тунико-образная длинная (ниже колен) верх няя рубаха (галабея) из шерсти белого и синего цветов, Голова покрыта фетровой шапочкой (лебда) обычно коричневого цвета (у детей-белого, из пикейной ткани). Поверх лебды по праздникам иногда наматывается кусок белой ткани. Обычно феллах ходит босым, но по праздникам или после омовения - в туфлях без задников. У деревенских мальчиков галабея - единственная одежда. Она короче, чем у взрослых. Женская одежда состоит из платья (черного или цветного) приталенного, с длинными свободными рукавами. Платье под грудью подвязывается поясом. Под платье надеваются широкие штаны. Выходя из дома, женщина покрывает голову платком (мелая, мегандела), которым при встрече с мужчиной она может прикрыть лицо. Маленькие девочки носят юбку и корсаж.

Помещики, деревенская буржуазия, отходники все чаще оде ваются по-европейски (или по-городскому), но традиционный мужской и женский костюм все еще господствует в египетском селе.

Уход за телом

Уход за телом включает ряд эстетических, гигиенических и ритуальных процедур. Будучи мусульманами, феллахи совершают предписанные шариатом омовения (вудув) рук, ног, лица и гениталий. В возрасте шести-десяти лет мальчиков (как мусульманских, так и христианских) подвергают обрезанию, а девочек - эксцизии. Девочкам прокалывают мочки уха для сережек (в прошлом прокалывали и перегородку носа девочкам, а также мочку правого уха мальчикам). Молодые крестьяне и крестьянки татуируют лица, кисти рук, грудь, спину. На тыльной стороне руки у коптов бывает вытатуирован крест и дата паломничества в Иерусалим. Женщины красят руки хной, а веки- сурьмой (кохл). Волосы они заплетают в косички, в которые вплетают шнур желтого или черного цвета. Волосы на теле удаляют бритвой, щипчиками или квасцами. Мужчины стригутся коротко, оставляют усы, а пожилые и бороду.

Стрижку, бритье, а также обрезание производят деревенские цирюльники, татуировку производит особый специалист, чаще всего бедуин.

Пища

Пища феллахов - преимущественно растительная. Это, прежде всего лепешки. Они выпекаются из теста, основу которого составляет кукурузная или пшеничная мука с примесью просяной, бобовой муки, а также растения хильба (хельба). Та кие пшеничные лепешки - самая распространенная пища в го родах. Еще в середине XX в. кукурузные лепешки составляли до 80% дневного рациона феллахов. К этому добавлялись разно образные сырые овощи, зелень, фрукты, вареные бобы с при правами (фуль). В вареном виде едят и другие бобовые: чече вицу, горох, бамию, мулухию, а также тыкву. Из чечевицы в смеси с рисом (одна часть чечевицы на две части риса) готовят блюдо кошри. На сладкое едят финики, сосут сахарный тростник, изредка - восточные лакомства.

Мясная и молочная пища для феллаха - праздничная еда. Мясо варят мусульмане обычно в праздники, на свадьбу либо в базарный день (раз в одну-две недели). Чаще едят кур и голу бей, иногда гусей. Молочная пища - это козье и буйволиное, реже - коровье молоко, творог, соленый сыр, но большую часть молока (нередко весь удой) феллахи продают. Пищу феллахи принимают три раза в день: немного утром, перед уходом на работу в поле (завтрак), в полдень - легкий полдник, но главный прием пищи вечером (аша). Едят руками, сидя на корточках вокруг посуды с едой.

Излюбленным напитком издавна был черный кофе, после первой мировой войны его начал вытеснять очень крепкий чай, а с середины XX в. наряду с кофе и чаем распространилась пепси-кола.

Праздничная еда - всегда обильная и на ее приготов ление уходит много времени и средств. Она подается на торжествах, которые в деревне всегда носят общинный характер, да же если поводом для них послужили такие, казалось бы, сугубо личные или семейные события, как вступление в брак, рождение ребенка и т. п.

Коренные перемены в социально-экономическом строе египетской деревни (рост неземледельческого населения в сельских поселениях, развитие капиталистических отношений и урбанистических форм быта, массовое отходничество феллахов в города Египта и в другие арабские страны) вызвали существенные изменения и в культурно-этнографической сфере. В домах богатых феллахов, деревенских торговцев и отходников появляется современная мебель, утварь, бытовая тех ника, сами дома начинают строить из кирпича или цемента как многокомнатные жилища различных типов. Современная город ская одежда, купленная в магазине готового платья или в лавочке на базаре, начинает вытеснять традиционный народный костюм. Меняется и питание феллаха. Покупная пшеничная мука, мороженые мясо и рыба, импортные мясные и рыбные консервы - все это теперь обычные продукты питания. Хотя питание феллахов становится разнообразнее и богаче протеинами, их национальная кухня существенно не меняется, и из импорт ных продуктов готовят традиционные национальные кушанья.

Традиционная самобытность египтян (близкая к субкультуре феллахов) сохранилась главным образом в домнах бедного на селения на окраинах небольших городов, меньше всего - в виллах каирских богачей на берегу Нила. Но и здесь мы находим народный египетский костюм у слуг, выделение в доме женской половины, большую (сравнительно с европейскими странами) власть отца семейства и другие характерные для старого египетского города особенности семейных отношений и домашнего бы та. Новым явлением в жизни египетского города стали трущобы, населенные недавними выходцами из деревень, беженцами и пр. В Каире старинное кладбище превратилось в район трущоб. Весьма знаменательно сочетание на этом кладбище действующих культовых сооружений (мечети, гробницы), временных или трущобных жилищ, торговых и других заведений. Порой семейная усыпальница состоятельных людей служит жильем для семьи бедняков, которые становятся как бы сторожами гробницы и клиентами ее владельцев. Владельцы гробницы рассматривают материальную и другую помощь, оказываемую по селившимся здесь беднякам, как религиозную обязанность мусульман.

4 576

Пирамиды, Сфинкс, Клеопатра – об этом слышали все. Но на самом деле наследие Древнего Египта этим далеко не ограничивается.

  1. Впервые массово применять антибиотики стали только в прошлом столетии. При этом древнеегипетские медики прекрасно знали, что это такое около четырех тысяч лет назад. При лечении инфекционных заболеваний они использовали любые заплесневевшие продукты, а также почву.
  1. Египтяне из богатых сословий носили парики, так как свои волосы они состригали. Ту же процедуру проделывали с детьми, только оставляли им длинную косу. И дело здесь не в моде, таким образом, египтяне избавлялись от вшей и блох. А вот беднякам приходилось туго, они ходили с длинными волосами.
  1. Вопреки расхожему убеждению, не солдаты Наполеона «отломили» нос у Сфинкса. Да, они действительно стреляли по нему из пушек, но к тому времени статуя уже была повреждена. Поскольку есть изображение Сфинкса в 1737 году (за несколько десятилетий до того, как французы оказались в Египте), на котором он уже без носа. В истории сохранилось лишь одно имя вандала — Саим-аль-Дахр. Исламский фанатик пытался уничтожить статую в 1378 году. Но неизвестно, какой урон он ей нанес.
  1. Самой первой пирамидой, построенной на территории Египта, является пирамида фараона Джосера. Ее возвели ориентировочно в 2600-х годах до н.э. И в отличие от знаменитой пирамиды Хеопса, она является ступенчатой. При этом поначалу ее обнесли стеной с пятнадцатью дверями, вот только открывалась лишь одна.
  1. В Египте свято верили, что все фараоны – это земное воплощение бога Хора. И потому верховная власть в стране принадлежала только мужчинам. Но однажды произошла оказия – на троне оказалась женщина. Чтобы среди народа не произошло волнения, жрецы придумали легенду, мол, она – дочь бога Амона. Но на различных официальных церемониях Хатшепсут все равно присутствовала в мужской одежде и с искусственной бородой.
  1. Египтяне первыми придумали колеса со спицами. Поэтому их двухколесные колесницы были легкими и маневренными. А их главные на тот момент противники (хетты) продолжали использовать медленные и тяжелые четырехколесные повозки. При этом колеса были полностью деревянными.
  1. Первыми на земле людьми, которые носили обручальные кольца на безымянном пальце, являются именно египтяне. Этот обычай у них потом позаимствовали эллины и римляне.
  1. Прежде чем покончить с собой, Клеопатра на рабах испытала действия нескольких ядов. Она хотела найти самый быстродействующий и безболезненный.
  1. Мать в Древнем Египте была главой семьи. Более того, даже родословная велась только по материнской линии.
  1. Долгое время в Египте среди богатых женщин была мода на прозрачные платья.
  1. В Древнем Египте нельзя было зайти в дом (даже в собственный) в обуви.
  1. Фараоны возле себя всегда держали особых слуг – носильщиков сандалий. Хоть правители и предпочитали ходить босиком, но обувь была обязательным атрибутом богатства.
  1. Во время каких-либо масштабных застолий египтяне считали совершенно нормальным натирать себя и других благовониями или же начать переодеваться при всех.
  1. Что мужчины, что женщины в Египте использовали макияжи зеленого (из меди) и черного (из свинца) цветов. Расхожее мнение о моде или о целебных свойствах такой «раскраски» ошибочны. На самом деле, макияж защищал лица людей от солнечных лучей.
  1. У египтян была развита почтовая служба. Письма по нужному адресу они отправляли с помощью прирученных голубей.
  1. Именно в Древнем Египте было составлено первое в мире официальное завещание. Его автор – один из сыновей фараона Хафре. Написан был документ приблизительно в 2601 году до н.э.
  1. Древние египтяне никогда не праздновали свои дни рождения. С чем это связано – неизвестно до сих пор.
  1. Египетские врачи были продвинутыми» не только по меркам того времени, но даже и по современным. Они могли проводить сложные операции и прекрасно знали человеческий организм. Пересадка органов, шунтирование сердца, как показали исследования египтологов, все это для древних врачей не было проблемой. Все эти знания, к сожалению, сгорели вместе с Александрийской библиотекой.
  1. В жизни египтяне пользовались тремя разными календарями. В их распоряжении были: ежедневный земледельческий, астрономический и лунный. Первый состоял из 365-и дней и включал в себя три сезона по четыре месяца. Астрономический строился по наблюдениям за Сириусом, который «становился доступным» каждый год в начале сезона дождей. А лунный календарь вели жрецы, где они указывали даты различных религиозных церемоний.
  1. Главной едой у египтян был хлеб, а напитком – пиво. В усыпальницах богатых людей всегда помещали макеты пивоварен, чтобы у них не было недостатка в этом напитке.
  1. В качестве мухобоек египтяне использовали специальные плетки, сделанные из хвостов жирафов.
  1. Началом египетской истории принято считать 3200 год до н.э. В это время правитель Менес (иногда его называют Нармер) сумел объединить Верхнее и Нижнее королевства. В 341 году до н.э. египетских фараонов сначала сместили персидские наместники, а после – греки из династии Птолемеев. Например, та же Клеопатра по «паспорту» была гречанкой и не знала египетского языка.
  1. Примерная дата появления иероглифов – 3000 год до н.э. Всего насчитывается порядка 700 уникальных иероглифов, которые могли быть как просто буквой, так и словом и даже предложением.
  1. Главным богом в пантеоне у египтян был Ра. Но при этом они поклонялись еще более чем тысяче различных богов, духов. Например, бегемот, как и крокодил, считались божественными созданиями. Не говоря уже о кошках.
  1. Интересно то, что мумификации подвергались не только люди или кошки, но и другие животные. Археологам удалось обнаружить мумию крокодила, чья длина превышала четыре метра.
  1. В египетском обществе хоть и не было матриархата, но женщина обладала большим сводом прав. Например, египтянки могли первыми подать на развод.
  1. Именно в Египте впервые были придуманы мыло, зубной порошок, дезодоранты, расчески, а также обувь на высоких каблуках.
  1. Египтяне первыми научились изготавливать бетон. Для этого они раздробленные минералы перемешивали с илом.
  1. Один из египетских фараонов выступил в качестве «спонсора» во время плавания финикийцев вокруг Африки.
  1. Один из самых известных фараонов – Рамзес II – правил страной без малого семьдесят лет (1279-1213 гг. до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений египтян. Поэтому они искренне верили, что их правитель бессмертное божество.

Урок истории

древнего мира

5 «А» класс

Тема урока:

«Быт и повседневная жизнь древних египтян»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Провела учитель истории

Сидоренко Галина Сергеевна

Тема урока: Быт и повседневная жизнь

древних египтян

Цель урока:

Формировать представления о труде и повседневной жизни основных категорий населения Египта;

А также подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало прежде всего в интересах государственных служащих

Учебные задачи урока:

1. Обучающие

Заполнить таблицу «Труд крестьян, ремесленников. Занятия вельмож»;

Сделать вывод о положении всех категорий населения и доказать, что государство защищало интересы государственных служащих;

2. Развивающие

Продолжить формирование понятийного аппарата, заполнения корзины знаний;

Развивать чёткость мыслей, логическое мышление на основе формулировки выводов и обобщений;

3. Воспитательные

Создать условия для воспитания уважительного отношения к любому труду, понимания, что никакой труд не может быть унизительным для человека.

Оперируемые понятия:

ГОСУДАРСТВО

МОНАРХИЯ

Новые понятия:

КРЕСТЬЯНЕ

РЕМЕСЛЕННИКИ

ВЕЛЬМОЖИ

Оборудование доски:

Карта «Древний Египет»

Корзина знаний и понятийный аппарат

Запись темы и вводимые понятия в виде таблицы

Смысловое задание «Исключи лишнее»

Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами работы с историческим документом, выстраиванием логических выводов

Ход урока

1 этап. Организационно – мотивационный

Мотивация на начало учебной деятельности

Слово учителя. Приветствие (установка на позитивную работу «Я рада вас видеть»)

Давайте вспомним, какое государство мы изучаем на уроках?

И сейчас я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте её и должны угадать, о каком древнеегипетском боге идёт речь?

Загадка классу

«… Далеко-далеко на юге Египта есть пещера, которая является обителью этого бога. В руках он держит два сосуда с водой. Летом бог сильнее наклоняет сосуды, и река выходит из берегов. А на полях после разлива остаётся плодородный ил. Поэтому земледельцы Египта восхваляют этого бога и поют ему благодарственные песни»

О каком боге идёт речь? (бог Хапи – бог Нила)

2 этап. Операционно – исполнительский

Проверка д/з

1. 1 ученик выполняет смысловое задание на доске «Исключи лишнее»

Объясняет свой выбор

А) Орошаемое земледелие – гончарство – ювелирное дело – собирательство

Б) Человеческое стадо – земледельцы – ремесленники – чиновники

В) Тутмос III , Рамсес II, старейшина, Эхнатон

2. Устный ответ на вопрос

Назовите имена великих фараонов-завоевателей и страны ими завоёванные

3. На доске я сделала много ошибок и перепутала изучаемые нами понятия. Помогите мне исправить ошибки и:

Выберите только те понятия, которые мы изучили. Дайте им определения

(понятия отправляются в корзину знаний)

Слово учителю.

Спасибо ребята за работу. Оценивание знаний.

Физкультминутка

Учитель . А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Ученик – физорг. А я – ваш товарищ из 7 «А» хочу провести с вами небольшую зарядочку.

Давайте все встанем.

Руки подняли и покачали. /качают руками вверху/

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу. /машут руками перед собой/

В стороны руки – плавно помашем. /руки в стороны и машем/

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем /приседают/

Крылья сложили назад. /руки отводят назад/

Учитель. Молодцы! Немного отдохнули, почувствовали прилив сил и продолжим работу.

- целеполагание

Обратите внимание на доску. Здесь расположены те понятия, которыми пополнится наша корзина знаний и которым мы должны будем дать объяснение.

А цель наша сегодня: познакомиться с трудовыми занятиями основных категорий населения Египта и подумать, был ли труд в почёте в Египте?

Учитель даёт задание учащимся.

Разбить страницу на три колонки

Крестьяне

Ремесленники

Вельможи

Работа в поле

Орошали поля

Рыхлили землю мотыгами

Строили каналы и дамбы

Платили налоги

Сеяли ячмень, пшеницу

Жали серпами

Обмолачивали зерно

Ссыпали в закрома

Крестьяне – люди, занимавшиеся возделыванием земли

Работа в мастерской

Кораблестроители

Плотники

Ремесленники – люди, владеющие ремеслом

Работа на благо фараона

Распределяли работу в каменоломнях

Вершили суд

Следили за сбором налогов

Возглавляли военные походы

Вельможи – знатные люди, военачальники

А теперь обратите внимание на исторические тексты на ваших столах.

Первый ряд получил текст «Повседневная жизнь египетских крестьян»

Второй ряд работает с текстом «Занятия ремесленников»

Третий ряд изучает текст «Жизнь вельмож»

Задание: прочтите свои тексты и укажите основные занятия категорий населения

Текст «Повседневная жизнь египетских крестьян»

«…каждый день крестьяне орошали свои поля, спасая их от невыносимой жары, рыхлили участки мотыгами. Ведь все старались собрать хороший урожай и вовремя заплатить налоги. Они строили каналы и дамбы и содержали их в постоянном порядке. Сеяли ячмень, пшеницу, жали серпами и обмолачивали зерно. Затем ссыпали зерно в закрома».

Текст «Занятия ремесленников»

«… Тяжёлым был труд египетских ремесленников. Они работали в мастерских.

Ювелиры создавали красивые украшения из золота и серебра для богатых египтянок, гончары трудились от зари до зари с глиной и создавали глиняную посуду и статуэтки богов, ткачи ткали нежнейшие полотна для одежды богатых египтян. Особенно почитались мастера- кораблестроители, плотники…»

Текст «Жизнь вельмож»

«… надписи на стенах гробниц рассказывают нам о жизни вельмож. Праздно начинался день вельможи, слуги подносили им вкусные яства, питьё. Каждое утро они плескались в бассейне и свежими и отдохнувшими шли к фараону. Фараон давал вельможе поручения распределить работу в каменоломнях, совершить суд над провинившимися крестьянами и врагами фараона, следить за сбором налогов в государственную казну. Вельможи возглавляли военные походы и получали дары от фараона».

По ходу работы с текстами создаётся новый понятийный аппарат. А новые понятия отправляются в корзину знаний.

Логические вопросы

Учитель.

Молодцы, ребята! Много нового мы с вами узнали и жизни древних египтян.

Скажите, кто всю жизнь работал?

Крестьяне

А почему они много работали?

Чтобы прокормить свои семьи

Чтобы собрать урожай и семена для нового года

Чтобы заплатить налоги

А какие люди ещё работали?

Ремесленники

Какие ремёсла существовали в Египте?

Ювелиры, плотники, кораблестроители, гончары, ткачи

Кто в Египте жил богато и праздно?

Вельможи

Благодаря кому вельможи были богатой категорией?

Благодаря фараону, который одаривал их милостью

А почему?

Потому что вельможи выполняли поручения фараона

Высказываются учащиеся

Вывод: работали все категории египтян.

Но крестьяне и ремесленники платили налоги и содержали фараона и государство, а вельможи выполняли волю фараона, налогов не платили.

Рефлексия

У вас на столах прикреплены листочки-симпатии.

Спасибо, ребята!

Домашнее задание. 12,



Статьи по теме: