Былины. Наследие Руси: пословицы о богатырской силе

Главный герой былины «Садко» — музыкант, который ходил по праздникам да пирам, и там на гуслях играл. Но однажды случилось так, что Садко перестали звать на пиры, и от скуки он стал ходить на Ильмень-озеро и там играть на гуслях. От его игры озеро каждый раз волновалось. Однажды из озера показался морской царь, похвалил за чудесную музыку и решил наградить музыканта. Подговорил он Садко пойти в Новгород и поспорить с купцами о том, что он достанет из озера трех чудесных рыбин с золотыми перьями.

Садко так и сделал. В Новгороде он поспорил о том с купцами. От себя Садко буйную голову свою поставил, а три купца по три своих лавки с товарами выставили. Выиграл Садко спор, выловил трех невиданных рыбин с золотыми перьями и зажил он после этого жизнью богатого купца.

А однажды он не удержался и затеял новый спор о том, что на свои деньги выкупит все до единого товары в Новгороде. В первый день он с дружиной пошел и скупил все товары, что были в городе. Но на следующий день подвезли новые товары. Он и их выкупил. И только на третий день Садко понял, что он не может быть богаче целого города.

Возместил он проигрыш, построил корабли, загрузил на них купленные в Новгороде товары и поплыл через синее море в Золотую Орду продавать эти товары. Торговал он с большой прибылью и обратно возвращался гораздо более богатым. Но море заволновалась волнами и корабли на месте замерли. Стал Садко жертву морскому царю золотом приносить, но корабли с места не трогались. Понял он, что царю морскому человеческая жертва нужна и стали все, кто на кораблях был, жребий кидать. И выпало, что сам Садко должен на дно отправиться. Распорядился он своим наследством и отпустил корабли, а сам к морскому царю отправился, прихватив любимые гусли.

Морской царь повелел Садко играть на гуслях, а сам в пляс пустился. От этих плясок на море волнение началось и стали корабли с людьми гибнуть. Стали люди взывать к Миколе Можайскому. Тот явился к Садко и стал просить прекратить игру на гуслях. А Садко отговаривается тем, что ему морской царь приказал играть не останавливаясь. Посоветовал тогда старец из гусель струны повыдергивать, и предсказал, что морской царь наградит Садко, красивую жену ему выбрать позволит и в Новгород вернет. Так и случилось. Когда Садко струны повыдергивал, морской царь плясать перестал и дозволил Садко красивую жену себе выбрать и в Новгород его вернул.

Оказался Садко в Новгороде раньше дружины своей, что на кораблях плыла. Подивились люди, вернувшись, что Садко живой-здороый раньше них дома оказался. А Садко золото с кораблей сгрузил и на те деньги Миколе Можайскому церковь поставил. Больше Садко в море уже не выходил, а жил в Новгороде.

Таково краткое содержание произведения.

Главная мысль былины «Садко» состоит в том, что за все в этой жизни надо платить. Садко при помощи морского царя обогатился, а отблагодарить его забыл. За это морской царь его к себе на дно и забрал. Лишь чудом Садко домой вернулся, послушав совет Миколы Можайского. Былина «Садко» учит прислушиваться к советам мудрых людей, которые плохому не научат.

В былине «Садко» мне понравился главный герой, который занимает активную жизненную позицию. Он не побоялся рискнуть своей головой и заключил спор с новгородскими купцами, отчего стал богатым. Когда же он проспорил второй спор, то сумел грамотно распорядиться скупленными товарами и выгодно продал их в Золотой Орде, став еще богаче. Садко умеет прислушаться к советам, умеет быть обязательным.

Какие пословицы подходят к былине «Садко»?

Долг платежом красен.
Сам смекай, где берег, где край.
Беды научают человека мудрости.

Былины – героический эпос русского народа, восходящий ко временам Киевской Руси, до середины XX в.

Былины сохранялись преимущественно на Русском Севере (Архангельская область, Карелия) в устах сказителей, именовавших эти песни «старинами» или «старинками». Термин «былина » по отношению к ним был введен в употребление в 30-е гг. XIX в собирателем и издателем фольклора И. П. Сахаровым, позаимствовавшим его из былины «Слова о полку Игореве» (автор которого ведет рассказ «по былинам сего времени», а не по старинным песням «славам» в честь князей, созданным вещим певцом Бояном).

Сейчас это может показаться странным, но еще в середине XIX в. наша отечественная наука не располагала сведениями ни о бытовании былин, ни об их исполнителях – и это в то время, когда Богатырский эпос, как мы сейчас знаем, еще был широко распространен на территории России! Причину этого явления можно найти в петровских реформах, в результате проведения которых образованные слои русского общества приобщились к европейской культуре и в то же самое время отдалились от основной массы своего народа настолько, что о русском народном творчестве имели лишь самое приблизительное понятие (а подчас и самом языке: не случайно пушкинская Татьяна, «русская душою», «по-русски плохо знала» и «выражалася с трудом на языке своем родном»).

Положение стало меняться лишь в эпоху романтизма, пробудившего внимание образованного русского общества к творениям «народного духа», передававшимся изустно в среде неграмотного в своей массе крестьянства. В 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808–1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири, однако эти записи увидели свет только в 1860–1874 гг., когда собрание народных песен Киреевского издавал П. А. Бессонов.

До середины XIX в. былины были известны русскому читателю лишь по сборнику Кирши Данилова, первое (сильно сокращенное) издание которого под заглавием «Древние русские стихотворения» увидело свет в Москве в 1804 г., второе (значительно более полное) – в 1818 г. («Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»). Считалось, однако, что представленные в этой книге песни уже перестали бытовать в народе.

Сама личность составителя этого собрания произведений народного песенного эпоса, равно как и место, время и обстоятельства его возникновения оставались тайной вплоть до недавнего времени, когда трудами ученых, предпринявших обширные историко-архивные разыскания, было установлено, что Кирилл Данилов был заводским мастером в демидовском Нижнем Тагиле. Владея обширным фольклорным репертуаром, он в середине XVIII в. записал его (или продиктовал для записи) по поручению хозяина заводов Прокофия Акинфиевича Демидова, который, в свою очередь, хотел передать эти песни в качестве важного исторического источника известному историку, академику Герарду К. Авторов, В. Ковпик, А. Калугина. «. Исторические песни. Баллады»

Фридриху («Федору Ивановичу», как его звали по-русски) Миллеру. Весьма вероятно, что Кирилл Данилов оказался за Уралом не по своей воле: в России за иную песню могли сослать «в места не столь отдаленные» и в XX, и в XVIII веке. Думать так заставляет фраза, оброненная П. А. Демидовым в письме Г.-Ф. Миллеру от 22 сентября 1768 г.: «Я достал [эту песню] от сибирских людей, понеже туды всех разумных дураков посылают, которыя прошедшую историю поют на голосу».

В разделе сайта, который мы предлагаем читателю, публикуются лучшие образцы песенного эпоса русского народа: былины , исторические и балладные песни, а также скоморошины. В них в поэтической форме нашли отражение, с одной стороны, историческое сознание народа, идея служения Родине, любви к родной земле, к земледельческому труду, к близким людям, а с другой – обличение врагов, посягающих на Русь и разоряющих города и села, осуждение злодейств, осмеяние человеческих пороков и низменных поступков.

Русский фольклор богат мифами, былинами и сказаниями, которые в сложные исторические моменты давали силу народу и дарили уверенность в победе. Главными персонажами УНТ выступали богатыри, поэтому пословицы о богатырской силе являются очень распространенными и известными на сегодняшний день.

Это удивительные персонажи, которые до сих пор вызывают споры среди историков. Многие говорят, что богатыри - реальные персонажи, которые жили в определенную эпоху и вершили великие дела. Другая же часть историков не согласна и считает, что богатыри - это мифические персонажи или же древние божества.

Как бы там ни было, пословицы о богатырской силе живы до сегодняшнего дня. И это легко объяснить - народ любит своих героев, своих богатырей.

Немного истории

Назвать точное время происхождения пословиц, в которых ключевыми персонажами были богатыри, нельзя. Так как поначалу они передавались устно, старшие поколения передавали их младшим. И, естественно, пословицы всякий раз украшались самыми разными деталями - все зависело от фантазии рассказчика. И только в XIX веке их начали записывать. Ниже представлены самые известные из них.

  • Как богатый не бессмертный, так и богатырь не вечный.
  • Богатырскую силу в бою узнаешь.
  • Всякий сам для себя богатырь.
  • Богатырь умрет, но славу с собой не заберет - на земле останется.
  • Богатырь силой своей славен, а не происхождением.

Секрет богатырской силы

Пословицы про силу богатырскую распространились весьма быстро. И тому вина, если можно так выразиться, - любовь простого народа к своим героям. К героям, которые не страшились ни врага, ни диких зверей и всегда готовы были прийти на помощь. Поэтому пословицы о богатырской силе актуальны и сегодня, так как они поднимают боевой дух народа и позволяют найти силы и справиться с проблемами и недругами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Казачий фольклор устное творчество (предания, сказки, былины, пословицы и поговорки, загадки) песенное творчество (плясовые припевки, частушки) музыка и танцы. Народ вложил в эти произведения всё самое лучшее: народную фантазию, знание жизни, выдумку и мудрость. А слово «фольклор» и означает «народная мудрость».

3 слайд

Описание слайда:

1.«Жёлтый цвет Для ёлок и для сосен Не подходит», - Жалуется _______. 2. Ох, и злой он: Каждый раз Заставляет Плакать нас _____. 3. Труд человека кормит, а _______ портит. 4. Склеена, сшита, Без дверей, а закрыта. Кто её открывает, Тот всегда много знает _______________ . 5. Красна девица По небу катится ______________ . 6. Человек без друзей, как _______ без корней. Ф 1 2 3 4 5 6 р о с е н ь л у к л е н ь к н и г а с о л н ц е д е р е в о

4 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки Казаки – известные острословы, и именно слово – тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорили казаки. Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Атаманам пышки, казакам шишки Без коня казак кругом сирота. Веселы привалы, где казаки запевалы. Житие собачье, зато слава казачья. Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. Терпи казак,- атаманом будешь. Казацкому роду нема переводу. Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает. Пели бы еще да в животе тощо.

5 слайд

Описание слайда:

Лось до добра не доведет. От бобра добра не ищут. В здоровом теле здоровый пух. Сашу маслом не испортишь. Не ноги горшки обжигают. Голод не щетка. Купил кита в мешке. Мы сами с ушами. На ловца и дверь бежит. На горе шапка горит. Один ус хорошо, а два лучше. Семеро одного не идут. Лес рубят - кепки летят. Трус своей лени боится. ИГРА. Пословица, мы тебя знаем, Но не такою ты была: Неужто буква озорная Вновь чье-то место заняла?

6 слайд

Описание слайда:

Сказки - сказки-былички, сказки –диалоги, сказки смешные и страшные, веселые и серьезные. Казачьи сказки являются частью русского фольклора, хотя и имеют свои особенности. -Односум, что это тебе так рожу разнесло? Да вчера был на рыбалке – оса на губу села… И ужалила? Слава Богу не успела! Брат её веслом убил! (сказка-диалог-анекдот)

7 слайд

Описание слайда:

1.Новая посудына, а уся в дырах. 2.Жовтый шар сыпэ жар. 3.Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается. 4.Стали хлопцы в ряд, проходить не вилять. 5.Золотой Демид весь день на солнышко глядит. ЗАГАДКИ

8 слайд

Описание слайда:

Песни казаков - это не только идеальное выражение казачьей души, а и истинное отражение судьбы всего казачества. Песня окружала казаков с детства до могилы. С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние, застольные песни и песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые песни. Казачья служба была тяжела и опасна. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в песнях его удаль и веселье. Каждый казак знал более тысячи песен.

Былины – это один из самых древних жанров литературы. Это старинные сказания, в которых сохранились воспоминания народа о далеком прошлом: о войнах с врагами народа, о борьбе трех всем нам известных богатырей с чудовищами и разбойниками, о легендарных героях, совершивших подвиги во имя народа.

Читать былины ребенку сложнее, чем другие жанры литературы: сказки, стихотворения, рассказы. Сразу же поясним, почему так: в этих сказаниях (в отличие от других жанров) нет динамики, т.е. они рассчитаны на медленное, спокойное чтение. Здесь очень вдумчивая структура текста, слишком подробное описание всего. А ребенок любит быструю смену действий. У ребенка КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ, т.е. он мыслит образами. Следовательно, для того чтобы перед ним возникла картинка происходящего в сказке, хватит одной фразы. Например, «снесла курочка яичко» — и сразу образ! Не так ли? А чтобы при чтении былины возник образ, понадобится гораздо больше слов:

«Во стольном городе во Киеве,
А у ласкового князя у Владимира,
Заводился у князя почестный пир
А на многи князя, на бояра
И на все поляницы удалые.
Все на пиру напивалися,
Все на пиру наедалися,
Все на пиру да пьяны-веселы»…

Из этого следует и то, что ребенку не нравится читать произведения такого жанра, для него это сложно и неинтересно. Возникает вопрос:

Как читать былины?

1) надо насытить их образами так, чтобы ребенок привык к их сложному языку!

2) надо проработать все!!! непонятные слова и выражения . Ведь в былинах используется много слов устаревших для создания образы старины, а теперь эти слова не используются. Ребенок должен понимать, о чем речь идет. И для этого надо понимать слова.

Только по проработке данных шагов ребенок будет готов к полноценному чтению и восприятию былин.

Как это сделать:

— Первое чтение былины должно быть образцовым (либо читает взрослый, либо звучит чтение диктора).

— Найти и объяснить все непонятные слова и выражения.

Вспомогательный материал при работе с былинами:

1. Рисовать картинки: богатырей, князя, войска и т.д. Но перед этим прочитать те строки, которые помогут нам представить эту картину, а затем сформулировать мысль более простыми, понятными ребенку словами, чтобы сразу возник образ.

2. Можно лепить из пластилина героев повествования.

3. Можно подготовить для ребенка рисунки, а он пусть подберет, к каким строкам они подходят. А если эти рисунки черно-белые, пусть он их еще и разукрасит!

4. Попробовать устроить домашний спектакль из игрушек на былину. Озвучивать речь героев, сперва упрощая ее, а потом как есть, со сложными оборотами. Это, кстати поможет в развитии речи вашего ребенка.

5. Поиграть в ролевую игру, например: «Ты богатырь, а я – Соловей-разбойник». Это поможет сделать сюжет более динамичным.

6. Кроме всего вышеперечисленного после прочтения былины для облегченного ее понимания посмотрите с ребенком ее экранизацию (мультфильм).

Все эти способы помогут вам приблизить ребенка к миру литературы и показать ему, насколько увлекателен такой жанр как былины!

И вам на десерт я приготовила такую картинку: Пословицы и поговорки о богатырях.



Статьи по теме: