Здание музея изобразительных искусств архитектор. Музей изобразительных искусств им

Среди североамериканских городов Бостон, основанный в 1630 году, давно снискал славу интеллектуального, культурного и технологического центра. Среди музеев, находящихся в городе, есть один, посещение которого оставит незабываемые впечатления. Речь идет о Музее изящных искусств Бостона, втором по величине собрании достопримечательностей в США, уступающем только музею Метрополитен в Нью-Йорке.

История Музея изящных искусств в Бостоне.

Рождением это хранилище шедевров мирового искусства обязано возведению здания Атенеума, построенного в модном тогда неоготическом стиле. В1807 году в нем открыли публичную библиотеку. Ее популярность сильно возросла после того, как в 1826 году в залах Атенеума провели первую художественную выставку. Это так понравилось местной элите, что мероприятия стали регулярными, а библиотека обрела негласное звание музея истории города Бостона. Однажды в голову неизвестному инициативному человеку пришла замечательная мысль, поддержанная группой единомышленников – построить в городе отдельное здание, которое можно использовать не только для полюбившихся выставок, но и для других художественных мероприятий. Слово не разошлось с делом, и в начале 1870 года компанией, получившей название «Музей изящных искусств», началось его строительство. Примечательно, что площадь, на которой оно велось, получила имя Синглтона Копли. Он был художником и уроженцем Бостона. Архитектором первого здания музея стал Джон Стургис.


Первые посетители вошли в открытые двери Музея изящных искусств в Бостоне в 1909 году, хотя некоторые строительные и отделочные работы еще продолжались. Полностью они были завершены лишь к 1925 году. Несмотря на это, тысячи туристов потянулись сюда, чтобы полюбоваться выставленными экспозициями, которые дарили, собирали и передавали не только бизнесмены и ученые, но также неравнодушные люди. За годы существования музея к зданию пристроили несколько помещений, в том числе и западное крыло, возведенное в современном стиле.

На сегодняшний день Бостонский музей изящных искусств является самым многопрофильным собранием раритетов, выполненных в разное время и в различных стилях. На данный момент в экспозициях и запасниках находятся более 1000000 уникальных экспонатов. В начале XXI столетия для размещения работ американских мастеров изобразительного жанра, к основному зданию сделали еще одну громадную пристройку. По данным 2011 года музей изящных искусств Бостона посетили более 1,2 млн человек.


Коллекция музея изящных искусств Бостона.

По отзывам многочисленных посетителей, экспозиции, собранные в залах Бостонского музея изящных искусств, поражают воображение широтой как временного, так и пространственного охвата. Это позволяет музею оставаться в списке лучших коллекций мира. Полностью осмотреть все, что в нем находится, за один день невозможно. Представлены экспонаты практически со всего земного шара, начиная от древнеегипетских находок, заканчивая шедеврами XXI столетия.

Начало собранию художественных полотен положила картина «Илья в пустыне», принадлежавшая кисти Вашингтона Олстона. Интересно, но все первые экспонаты, представленные в музее, были написаны исключительно американскими художниками.


Собрание древностей Бостонского музея немногим уступает знаменитому Каирскому музею. Бесценные экспонаты из Древнего Рима и Нубии, Древней Греции и Кипра, Египта и Ближнего Востока, а также государств Малой Азии датируются седьмым тысячелетием до нашей эры. Своими глазами можно увидеть работы древних мастеров, представленные картинами, скульптурами, шедеврами ювелирного искусства. А состоящая из 8000 монет коллекция заставит любого нумизмата замереть в немом восторге. Любители истории древнего Египта могут с трепетом осмотреть мумии и саркофаги.




Европейское искусство в Музее изящных искусств Бостона представлено работами итальянских, голландских, французских, испанских и английских художников XVII-XX столетий. Здесь можно увидеть полотна Дюрера, Рембрандта, Дега, Ренуара, Клода Моне, Ван Гога и других мастеров живописи. Отдельно стоит сказать о собрании творений Клода Моне, по численности полотен уступающих лишь коллекции Парижа. Помимо картин в собрании музея в Бостоне находятся скульптуры, фрагменты фресок, керамика и предметы мебели. Важное место в европейской коллекции занимают наборы английского столового серебра и тончайшего фарфора.


Среди огромного количества экспонатов, вошедших в собрание американской коллекции, центральное место занимают полотна художников XVII — XIXстолетий: Д. С. Сарджента, Гилберта Стюарта и Джона Синглтона Копли. Изюминкой экспозиции являются творения мастеров коренного населения Северной и Южной Америки: керамика, предметы быта, одежда и древние украшения.


Страны Океании, Африки и Азии представлены в Бостонском музее более чем 2250 экспонатами. Возраст некоторых из них превышает 6000 лет. Древне-японская живопись, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства и огромное количество великолепных открыток занимают центральное место в коллекции.


Для ценителей «живой музыки» интересным будет посещение экспозиции музыкальных инструментов, в которой кроме уникальных, услаждавших слух жителям древних цивилизаций, представлены образцы более современных инструментов. Много офортов, рисунков, фотографий и гравюр с изображенными на них сценками из быта и жизни музыкантов. Самые старые из них относятся ко второй половине XV века.


Почитатели моды не упустят шанс побывать в отделении Музея изящных искусств Бостона, где представлены коллекции текстиля и одежды, образцы восхитительной вышивки, костюмы и обувь, аксессуары и книги, посвященные истории моды. Отдельно выставлены уникальные одеяла и великолепные ковры. Экспонируются творения великих дизайнеров XX — XXI столетия из Европы и Азии.

Помимо постоянных экспозиций, сотрудниками музея периодически подготавливаются временные выставки, на которых можно ознакомиться с творчеством Рембрандта и Вермеера или других знаменитых живописцев. Проводятся тематические лекции, показы кинофильмов и различные концерты.


В Музее изящных искусств Бостона все устроено для удобства посетителей. После путешествия по музейным залам, можно отдохнуть в уютном кафе или посетить магазинчик, открытый при музее. У детей развивают творческие способности и раздают им специальные открытки для раскраски и рисования. Музей открыт для посещения всю неделю.

(1961–2013)

Лошак Марина Девовна (2013–н.вр.)

И.В. Цветаев и Ю.С. Нечаев-Мальцев (1912)

Предистория .

Кабинет изящных искусств Московского университета

(Первый университетский Музей античной скульптуры в гипсовых слепках был основан в 1820 г. в Бонне проф. Ф. Велькером)

Первую коллекцию из нескольких тысяч золотых, серебряных, оловянных, медных и свинцовых монет Московский университет получил в дар от промышленника П.Г.Демидова в 1806 г.

В 1831 г. в издаваемом Н.И. Надеждиным журнале «Телескоп» (№11) был опубликован проект «Об учреждении Эстетического музея при Московском университете», авторами которого были княгиня З.А. Волконская и профессор Московского университета С.П. Шевырёв . В соответствии с планами основателей музей «должен содержать полное собрание гипсовых слепков, а по возможности и мраморных копий, с лучших и замечательнейших произведений ваяния древнего, и среднего и нового, копии с отличных картин разных школ классической живописи и, наконец, моделей со всех главнейших памятников архитектуры, древностью и Средними веками потомству завещанных», «чтобы прогулка по галерее статуй живо олицетворяла для нас историю ваяний от начала до наших времен». При музее предполагалась библиотека, в которой должны были находиться лучшие руководства к изучению истории искусств и древностей.

З.А. Волконская писала: «Желая разделить со своими соотечественниками впечатления прекрасной родины искусства, я принимаю на себя обязанность надзирать за приготовлением оных слепков и моделей. Будучи знакома с известными европейскими художниками, … с лучшими знатоками искусства, с артистами русскими, при общем их руководстве, я надеюсь, что копии будут отличаться желанной точностью, а слепки живо представлять оригиналы. Знакомства же мои в Риме дают мне возможность иметь все за такую цену, какая берется только с самих художников, а не с частных лиц».

Предполагая, что Московский университет не имеет возможности отвести для этой цели отдельного здания, княгиня предлагает «положиться на щедрость вельмож, известных своей любовью к искусству».

К сожалению, Cовет Московского университета дал решительный отказ на представление княгини. Проект осуществлён не был.

В 1848 г. университет вернулся к этой идее, но средств не хватило. Проект не был воплощён в жизнь.

Но трудами профессоров университета, благодаря частным пожертвованиям, коллекции пополнялись. Музей сначала составлялся по образцу немецких университетских музеев, – собирались произведения только греческого и римского искусства.

В 1850-х гг . проф. П.М. Леонтьев приобрел несколько бюстов и статуй в гипсовых отливах из Санкт-Петербургской академии художеств, внеся в Московский университет известнейшие изваяния Аполлона Бельведерского, Венеры Милосской, Дианы Версальской, Аполлона Мусагета, Венеры Таврической и ряд бюстов знаменитых людей Греции и Рима.

В конце следующего десятилетия на дальнейшее устройство этого собрания поступило денежное назначение от известного литературоведа В.П. Боткина, и в 1882 г. проф. К.К. Гёрц купил на эти средства за границей более 20 статуй и некоторые рельефы по античным образцам. Но главным его увлечением были греческие расписные вазы, которые он собирал на небольшие средства университета.

Таким образом, к приходу И.В. Цветаева в университетском Кабинете изящных искусств накопилось несколько десятков гипсовых отливов с памятников скульптуры греческого и римского производства, значительное собрание монет и небольшое число греческих расписных ваз и мелких древностей. Находились коллекции с 1826 г. в двух комнатах старого больничного корпуса на Большой Никитской.

И вот такой кабинет И.В. Цветаев решил превратить в настоящий музей, построив для него отдельное здание на общественные средства. Он обратился в Совет историко-филологического факультета назначить «комиссию для осуществления плана систематического пополнения» этого кабинета.

В 1893 г. он писал: «Музей предлагается составить из:

I Отделения архитектуры;

II Отделения скульптуры;

III Отделения живописи;

IV Нумизматического кабинета и отделения древних ваз и мелких древностей;

V Библиотеки по всем отраслям искусства;

VI Аудиторий для лекций по истории искусства».

Совершенно новое направление это дело получило в 1895 г., когда некая В.А. Алексеева, выделила в своём завещании на обустройство музея 150 тыс. рублей, и выразила желание о присвоении ему «августейшего имени за месяц перед сим почившего императора Александра III». На совещании у великого князя Сергея Александровича решено было расширить программу музея, с одной стороны, введя произведения Древнего Египта и Халдео-Ассирии и с другой, – искусство христианское, хотя бы сначала в отделе одной только скульптуры.

Соответственно этому пришлось переработать и план нового здания музея. Вместо Музея античного искусства приняли решение обустраивать общий Музей изящных искусств, не ограничивая себя лишь Элладой и Римом. Таким образом, появились в плане Музея новые залы, в т.ч. залы для начальной поры христианства, для Средних веков и для эпохи Возрождения наук и искусств в Западной Европе.

« По моему убеждению, учреждение, называющее себя Музеем изящных искусств, не может исключать ни одной ветви искусства: ни живописи, ни архитектуры. Я бы приготовил несколько запасных зал, где после могут найти себе место и произведения искусств, которые вы теперь напрасно от себя отстраняете».

(Великий князь Сергей Александрович )

«В день открытия Музея изящных искусств - памятниками скульптуры восточной, мира классического и христианского были заняты 22 больших зала, 2 кабинета и 2 дворика - количество, до сих пор небывалое в России»

(И.В. Цветаев )

Pro et Contra

«Наш Музей обязан Павлу Михайловичу Третьякову половиной скульптур, приобретенных в Риме. В 1893 г. я просил о помощи нашему предприятию и он тогда, в форме простой, милой, без ломания и нравоучений сделал этот дар, сказавши что много дать он не может, имея нравственные обязательства перед другими художественными учреждениями»

(И.В. Цветаев)

«Получил письмо от сына Г.А. Захарьина, он и мать охотно исполнят просьбу относительно приношения музею всех скульптур Парфенона. Этот дар будет стоить 6000 рублей и заполнит собою целый зал. Мать и старшая дочь А.Г. Подгорецкая стали просить принять стоимость скульптур эпохи Возрождения с Микеланджело в центре. На эти средства были приобретены копии Луки и Андреа дела Робиа, Донателло, Микеланджело».

(И.В. Цветаев)

Монтаж экспоната ("Фарнезский бык")

«Чтобы получить целый угол Парфенона, крыльцо храма Эрехтейона и памятник Лисикрата из Ecole des Beaux Arts в Париже, кроме денег понадобилось дипломатическое посредничество нашего посла во Франции, недавно скончавшегося А.И. Нелидова, который, будучи сам увлеченным археологом-коллекционером, к намерению комитета приобрести эти памятники, до тех пор не имевшие себе парных экземпляров нигде, отнесся с живейшим участием и повел немедленно официальную переписку. Царство ему небесное за эту любовь им к нашему делу искренно проявленную!»

(И.В. Цветаев)

«Славнейшему из ваятелей всего мира Фидию и его школе у нас посвящен особый, обширный зал, так называемый зал Парфенона (VI). Это помещение, вызывающее своими размерами, археологическим убранством и выставленными здесь памятниками громко выражаемое одобрение также и со стороны ученых иностранцев, наши работы посещавших, особенно дорого для нас тем, что сооружено оно на средства их императорских высочеств, великих князей Сергей Александровича и Павла Александровича. Наполнение его памятниками, собранными в Англии, Франции и Германии, принадлежит безвременно скончавшемуся сыну покойного профессора Г.А. Захарьина, Сергею Григорьевичу, и многолетнему, исключительно щедрому пособнику нашего музея Ю.С. Нечаеву-Мальцеву».

(И.В. Цветаев)

«Через небольшой переход (XV) мы вступаем в век блистательного и жизнерадостного итальянского Возрождения XV в. с его корифеями в скульптурном искусстве Якоппо делла-Квеоча Гиберти, Донателло, Лукою и Андреем делла-Роббиа, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фиезоле, Росселлино. Этот зал вышел у нас особенно богатым по количеству и свойству памятников искусства указанной эпохи. Денежные средства, доставленные комитету его действительным членом А.Г. Подгорецкой, рожденной Захарьиной, и продолжительное пребывание во Флоренции и Тоскане дали нам возможность получить для музея длинный ряд скульптур, приобретение которых для университетских музеев Западной Европы представляет лишь мечту и до последнего времен. В этих словах мы просим не видеть какого либо преувеличения».

(И.В. Цветаев)

«Действие обширных Равеннских мозаик на посетителей музея началось раньше, чем наш музей окончен и открыт для всеобщего пользования. Мне приятно ныне засвидетельствовать, что в прошлом месяце один носитель имени старинного московского княжеского рода, человек не только богато одаренный художественным чувством, но и сам художник палитры, не мог оторваться от наших мозаических картин Равенны, пока не получил обещания администрации Музея помочь ему приобрести в Равенне такие же копии двух знаменитых картин «Торжественного выхода в церковь императора Юстиниана и императрицы Феодоры» для украшения его жилища. Этот факт я решился отметить как начало благотворного влияния нового Музея на Москву и московское образованное общество. Это случилось в области мозаики. Что же касается скульптуры, главным образом, и наполняющей новый Музей, то это влияние на Москву началось гораздо раньше. Так, одному нашему посетителю понадобились копии статуи Афины, приписываемой самому Фидию, и знаменитый бюст Нерона Луврского музея. Другого посетителя пленила св. Цецилия работы Донателло, третьего увлекли цветные фаянсы Луки и Андреа Делла-Роббиа. Уже и теперь пока еще редкие и случайные посетители высказывают желание, чтобы при новом Музее учреждена была мастерская опытных лепщиков для изготовления бюстов, рельефных картин и статуй, на которых может и должен быть особенный спрос в наших средних учебных заведениях всех категорий. Так, находят желательным распространение, через посредство наших коллекций, по школам портретных бюстов государственной жизни, или из сферы наук, литературы и искусств».

(И.В. Цветаев)

«В стороне искания денежных средств для Музея нас ожидали многие разочарования… Отказала Мария Фёдоровна Морозова,… сославшись, что она и ее покойный муж Тимофей Саввич - только богатые мужики и поэтому им незачем устраивать какой-то музей. Отказал Василий Алексеевич Хлудов, человек огромного состояния и питомец Московского университета. Отказали Савва и Сергей Тимофеевичи Морозовы. Отказали Морозовы-Викуловичи; из них некоторые прошли также Московский университет. Отказала Варвара Алексеевна Морозова и ее богатые сыновья Арсений и Иван Абрамовичи Морозовы».

(И.В. Цветаев)

«Эти и другие неудачи, однако, не обескураживали … при всяком отказе я вспоминал совет, данный мне покойным Анатолием Петровичем Богдановым, творцом Политехнического музея в Москве… никогда не падать духом, встречая отказы, равнодушие и даже противодействие: “Не дают, идите к соседу”».

(И.В. Цветаев )

«Народу нужны хлеб да лапти, а не ваши музеи».

(С.Ю. Витте, министр финансов Российской империи в 1892–1903 гг., который дал, однако, 200 тыс. рублей)

«Одни отказывают по грубости вкуса, другие по скупости, третьи, имея иные области благотворения. Странно было бы сетовать на Павла Михайловича Третьякова, на Семёна Васильевича Лепёшкина, человека очень богатого, но зато создавшего студенческое общежитие, на Бахрушиных, Боевых, Ю.И. Базанову, питательницу студентов и дарительницу целой клиники, четвертые отказывают в поддержке Музею по политическим соображениям. Музей изящных искусств и политика? К.Т. Солдатенков лишил своего участливого отношения наш музей с тех пор как по просьбе душеприказчиков В.А. Алексеевой ему присвоено было имя Александра III, государя-де не либерального… и с тех пор как подошел близко к делу музея великий князь Сергей Александрович, с которым у него, а равно и у других членов совета Училища живописи, ваяния и зодчества, вышло принципиальнее несогласие».

(И.В. Цветаев )

«Высоко ценя Ваши искания и неустанные заботы о пополнении и расширении созидаемого Вами музея, не могу не отнестись с сочувствием к устройству особого отдела образцов французской скульптуры XIX в. Но, несмотря на все мое сочувствие Вашему делу, я не могу прийти Вам на помощь своими материальными средствами, так как сам занят мыслью создать галерею произведений новой французской живописи, долженствующей стать достоянием г. Москвы».

(С.И. Щукин)

Многие православные ортодоксы видели в статуях языческую угрозу, считали их сродни чему-то дьявольскому, называли скульптуру «истуканами». Заподозрить в этом сына, внука, правнука священников, из рода которых происходил И.В. Цветаев, казалось бы, невозможно. И, однако, существуют на этот счёт полные негодования письменные свидетельства.

Собственно история Музея изящных искусств

Сведениям об истории создания Музея изящных искусств, во многом, мы обязаны дневнику И.В. Цветаева, который он вел в 1898–1900 гг. Деятельность по устройству музея усиленно развивалась и в Москве и в Санкт-Петербурге, в скалах Финляндии и на горах Урала, в Лондоне и Афинах, в Берлине и Риме, во Флоренции и Равенне.

В 1894 г. в Москве состоялся I Съезд русских художников и любителей художеств, созванный в связи с дарованием городу П.М. Третьяковым картинной галереи. На съезде выступил и профессор И.В. Цветаев с речью «Устройство музея античного искусства при Московском университете». Его стараниями был объявлен конкурс на лучший проект музея, который по просьбе университета проводила Санкт-Петербургская академия художеств. В нем участвовали 19 архитекторов из разных городов России. Одним из знаменитейших архитекторов того времени был Ф.О. Шехтель, но из-за загруженности заказами он не успел к сроку закончить работу. Однако он оставался постоянным консультантом И.В. Цветаева в спорных вопросах архитектурного оформления здания и активным сторонником всего предприятия.

Проекты рассматривались Советом историко-филологического факультета, Правлением Московского университета, Министерством народного просвещения, Академией художеств. Из 15 проектов семь были удостоены наград. Правление Московского университета выбрало проект Р.И. Клейна.

Декабрь 1894 г. - будущему музею присвоено имя Александра III по завещанию первой крупной жертвовательницы Варвары Андреевны Алексеевой (150 тыс. рублей).

28 апреля 1898 г. - создан комитет по устройству Музея изящных искусств у великого князя Сергея Александровича - московского генерал-губернатора и дяди царя. Он же стал и председателем комитета. От университета были приглашены ректор Н.А. Зверев , декан историко-филологического факультета М.М. Троицкий и профессор В.Ф. Миллер . В состав членов-учредителей вошли представители университета, его видные питомцы, художники, капиталисты и знатоки музейной практики в Москве. Из дам - графиня П.С. Уварова, княжна З.Н. Юсупова, А.Г. Подгорецкая, дочь профессора медицинского факультета Г.А. Захарьина . (Интересно, что в 1919 г. последняя была арестована и сослана в Рязанскую губернию, но по коллективной просьбе крестьян деревни Куркино, где была больница, созданная ее отцом, опекаемая А.Г. Подгорецкой, ей разрешили вернуться в Москву). По приглашению попечителя Московского учебного округа Н.П. Боголепова и проф. И.В. Цветаева в члены комитета вступил Ю.С. Нечаев-Мальцев и стал заместителем председателя. Сам И.В. Цветаев выполнял обязанности бессменного секретаря комитета.

Комитет координировал взаимодействие руководства Московского университета и представителей городских властей с частными лицами, приносившими средства на организацию музея, дарившими экспонаты и оказывавшими важную помощь в работе комитета.

«Особое затруднение представлял вопрос о мере участия историко-филологического факультета в деятельности созидаемого Комитета. Как учреждение, служащее пользе университета, Комитет должен был бы иметь своими членами и всех профессоров нашего факультета… но практической пользы для дела возникновения музея это вступление 17–20 человек только в силу их служебного, официального положения принести нисколько не могло… чем большим числом коллегия, тем она инертнее, ленивее, бездеятельнее… поэтому и решил ограничиться введением в него только лишь безусловно полезных, каковы профессор В.Ф. Миллер, знаток Востока и профессор П.Г. Виноградов, доказывающий симпатии музею своими хлопотами в Думе о земле для здания».

(И.В. Цветаев)

3 июля 1​898 г. - Городская дума постановила отдать Московскому университету всю площадь Колымажного двора под музей без всяких ограничений. Колымажный двор - пустырь в центре Москвы, где когда-то находились конюшни, сараи для царских экипажей, потом плац для верховой езды, а затем пересыльная тюрьма - предшественница Бутырской.

(И.В. Цветаев)

31 июля 1898 г. - проект Р.И. Клейна был утвержден строительным управлением Московского губернского управления.

17 августа 1898 г. - в присутствии императора Николая II и особ царствующей фамилии прошла торжественная закладка здания Музея изящных искусств.

Строительство шло главным образом на частные средства. Имена жертвователей присваивались тем залам, создание которых они финансировали. Главное пожертвование на строительство музея было сделано Ю.С. Нечаевым-Мальцевым.

1904 г. - пожар в музее уничтожил ряд ценных экспонатов.

1905–1906 гг. - угроза консервации строительства музея из-за нехватки денег и передача его в ведение Министерства народного просвещения. Положение спасает Ю.С. Нечаев-Мальцев.

10 мая 19​09 г. - музею дарованы права государственного учреждения. Назначен штат из средств государственного казначейства (50 тыс. рублей плюс 2500 рублей ежегодного пособия на наём квартир для служителей). Установлена сумма в 10 тыс. рублей на ежегодное приобретение научных и художественных предметов: эта статья закона составляет большое преимущество, которого, не имел, например, за все время полувековой и несомненно полезной деятельности в Москве Румянцевский музей. Сумма в 10 тыс. рублей на новые приобретения до сих пор назначалась, в виде только временной меры, императорскому Историческому музею в Москве. За проведение этой постоянной бюджетной статьи музей приносит глубокую благодарность бывшим министрам народного просвещения профессорам Г.Э. Зенгеру и А.Н. Шварцу, генералу В.Г. Глазову. При их участии в самом штате благополучно проведены такие пункты, по которым все годичные остатки от казенных ассигнований на личный состав обращаются в специальные средства музея для приобретения книг и предметов искусства. Денежные остатки от хозяйственных статей идут, с разрешения министра народного просвещения, на мебель и другие экономические нужды музея, а не отбираются в казну обратно, как это делалось бы обыкновенно. Из этих средств Комитет оплачивал ряд ценных в научном отношении приобретений в Западной Европе и, кроме того, завёл в музее свою мастерскую для изготовления нужной ему мебели.

1909 г. - в музей передана Египетская коллекция В.С. Голенищева.

«Это собрание, заключающее в себе свыше 6000 предметов, приобрело себе почетную известность в среде европейских и американских музеев, как единственная частная коллекция этого рода, созданная со специальным знанием дела, с затратою больших материальных средств богатым человеком - путем его 30-летних исканий на неистощимой почве Древнего Египта, где русский египтолог Голенищев уже давно приобрел себе известность одного из авторитетных знатоков восточных языков и древностей, истории египетских письмен и памятников египетского искусства и быта. И музей, будучи предназначен вначале только для скромной цели, для собирания и хранения лишь возможно точных копий европейского искусства, теперь, с поступлением Голенищевского собрания, получает себе известность среди европейских музеев этими многочисленными, интересным и важными подлинниками».

(И.В. Цветаев)

31 мая 1912 г. - открытие «Музея изящных искусств им. императора Александра III» в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Событие приурочено к 300-летию дома Романовых и 100-летию войны 1812 года. На следующий день крупные газеты Москвы («Московские ведомости», «Голос Москвы», «Биржевые ведомости», «Колокол») повторяли: «Садик музея был красиво убран живыми цветами. Перед музеем устроена красиво декорированная арка. Вся окрестность музея задрапирована флагами и зеленью. Против музея расположился соединенный хор учащихся московских учебных заведение под руководством Ипполитова-Иванова».

Спустя десятилетия этот день был воссоздан в очерке Марины Цветаевой «Музей Александра III».

В летние месяцы музей был открыт 4 раза в неделю для групповых посещений воспитанников учебных заведений, разного рода профессиональных организаций, групп из широкой публики по 20 человек. С 1 сентября музей открыл свои двери для широкой публики. До 1 декабря его посетили 59 тысяч 549 человек. В роли экскурсоводов выступали студенты Московского университета, слушательницы Высших женских курсов и Археологического института. С осени в залах музея его директор И.В. Цветаев и старший хранитель проф. В.К. Мальмберг читали лекции студентам университета и слушательницам курсов, здесь же велись практические занятия.

31 мая 19​23 г. - на заседании президиума коллегии музейного отдела Главнауки утверждён проект соглашения о передаче 1-м Государственным московским университетом Музея изящных искусств в ведение музейного отдела Главнауки НКП.

В проекте соглашения указано: «В целях развертывания в Музее изящных искусств коллекций западного искусства и объединения их с существующими отделами музея, равно как и для пополнения последних соответствующими подлинными памятниками из общего государственного фонда, Музей изящных искусств передается в ведение отдела музеев НКП для организации автономного Музея изящных искусств, действующего в пределах выработанного для него Положения. Указанное Положение вырабатывается музейным отделом совместно с 1-м МГУ и утверждается НКП».

Передача музея происходила на общем фоне национализации крупнейших частных собраний. В 1918–1919 гг. СНК РСФСР принял ряд декретов и постановлений о национализации музейных и художественных ценностей, хранящихся в бывших царских дворцах, а также о передаче в государственную собственность наиболее крупных частных собраний.

3–16 ноября 1923 г. - заседание комиссии по передаче Музея изящных искусств Московским университетом в ведение музейного отдела Главнауки НКП. Определен порядок передачи: 5 ноября - передача здания, 8–10 ноября - приём коллекций. Представителями МГУ выступали помощник ректора, профессора А.В. Кубицкий и В.Г. Гиацинтов . В состав музея в это время входили отделы Классического Востока, Античный (греко-римский) и Христианский. Коллекции насчитывали 9938 предметов (в т. ч. 7910 оригиналов и 2028 копий), не считая нумизматической коллекции (9355 монет).

Комис​сия утвердила акт передачи 16 ноября 1923 г. С этого момента Музей изящных искусств перешел в введение музейного отдела Главнауки НКП.

О Музее изящных искусств Московского университета

«Колоссальный старший брат»

(И.В. Цветаев)

«Наше собрание будет весьма значительно по разнообразию и количеству предметов… Как рады будут гимназисты и гимназистки встретить в нашем музее рыболовные снасти и письменные принадлежности римлян, а студенты-медики будут удивлены, найдя у нас набор медицинских и хирургических инструментов. Военных займут образцы вооружения древних, любители чаепития встретят прообраз тульского самовара в геркуланумском экземпляре…».

(И.В. Цветаев)

«Только подбор памятников первостепенного значения был самой большой наградою за эти переезды в отвратительных итальянских вагонах 3-го класса, за искание себе приюта в гостиницах совсем бесклассных, с их холодными и сырыми комнатами без печей и каких бы то ни было средств для нагревания, за эти высокомерные взгляды моего собрата американского директора музея, когда он садился в том же поезде в 1-й класс и на другой день ходил бок о бок со мной по тем же церквам, монастырям, музеям и делал набор памятников только в гораздо большем числе и с полною свободою, и за эти доселе мне неизвестные ревматизмы, которые я нажил при таких условиях».

(И.В. Цветаев)

«Музей этот, необыкновенно густо посещаемый, как говорят его теперешние “отчеты”, и являющийся прямо учебным заведением по искусству, - собирается стать таким же любимцем Москвы и России, как Третьяковская галерея. И даже проезжие через Москву неизменно осматривают: 1) царь-колокол, 2) царь-пушку, 3) храм Спасителя, 4) Третьяковскую галерею, 5) Музей изящных искусств».

(В.В. Розанов. 1913 )

«Я думаю, что музей будет не только замкнутым научным институтом, но живым воспитателем, доступным для самого широкого круга посетителей. Я убежден, что и простой народ найдет здесь чему поучиться, музей докажет, что искусство не роскошь, а великий культурно-исторический фактор. Я искренне и сердечно желаю, чтобы в музее - Вашем детище - никогда не умирал этот жизненный дух, присущий его отцу».

(Н.И. Романов)

Е.В. Ильченко, О.И. Григорьева, В.И. Ильченко

Величественное здание по улице Волхонка, 12 построили к 1912 году как Музей изящных искусств, носивший имя императора Александра III. В 1937 музейный комплекс переименовали, и с тех пор мы его знаем, как (ГМИИ) имени А.С. Пушкина.

Фото 1. Улица Волхонка, 12 в Москве - здание Государственного музея

изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

После московского пожара 1547 года на нынешней территории музея разместили царский Конюшенный двор, который стоял неподалеку от стен древнего . Впоследствии он назывался Колымажным двором, и здесь был организован общедоступный манеж для выездки лошадей.

История этого места связана и с опричным войском. Именно на этом участке, в период с 1564 по 1572 годы, размещался их конный центр.

Двор со стороны Колымажного переулка, 6 в последующие годы принадлежал семейству Скуратовых, которые, скорее всего, были потомками известного царского опричника Малюты Скуратова. Подтверждением может служить тот факт, что сам Скуратов был похоронен при церкви во имя Похвалы Пресвятой Богородицы (снесена в 1932 году, как и Храм Христа Спасителя), стоявшей неподалеку.


Фото 2. При открытии в 1912 году ГМИИ им. А.С. Пушкина назывался

Музеем изящных искусств имени императора Александра III

В 1863 году московские власти устраивают в районе Волхонки, 12 пересыльную тюрьму, упоминание о которой вводило обывателей и арестантов в ужас. Снесли ее только к 1882 году, и этот район Москвы некоторое время был пустырем.

Участок был востребован, а за его обладание велась нешуточная борьба. В планах было и строительство здесь некоего реального училища, но в конечном итоге место получил Московский университет для возведения музея Изящных искусств. Благодарить за это мы должны профессора этого учебного заведения - Ивана Васильевича Цветаева, который приходился отцом поэтессе Марине Цветаевой.

Музей создавался Иваном Васильевичем Цветаевым как некий центр, в котором должны быть собраны копии значительных скульптур всего мира. Это дало бы возможность студентам университета, по большей части, не обладавших возможностью посещать мировые культурные столицы, прикоснуться и познать прекрасное наследие человечества.

Все вопросы с земельным участком были решены и, наконец, был объявлен конкурс проектов для строительства нового здания. После его завершения места распределились следующим образом: архитектор Герман Давидович Гримм - первая премия, Людовик Яковлевич Урлауб - вторая, - третья. Но, окончательным победителем был объявлен зодчий Роман Иванович Клейн.


В здание музея первый камень заложили в 1898 году, завершив строительство чуть более чем через 10 лет.

Стоит отметить, что строительные материалы самого отменного качества поставлялись на объект не только из Российской империи, в т.ч. из карьеров нынешних Польши и Финляндии, но и из европейских стран - Венгрии, Швеции и Италии. Несмотря на свое профессорское звание, Иван Васильевич Цветаев лично контролировал все проектные, а также строительные работы, добиваясь четкого следования задуманного стиля, перекликавшегося с древнегреческой архитектурой.

Для отделки музейных залов были привлечены лучшие художники, а исходный материал и необходимые экспонаты выбирал, опять таки, лично Цветаев. Только благодаря его напору, а также помощи жертвователей, среди которых были великий князь Сергей Александрович и фабрикант Юрий Степанович Нечаев-Мальцев, идею возведения Музея изящных искусств удалось воплотить в жизнь.

Отдельно хочется отметить мецената Нечаева-Мальцева, который самолично внес на строительство и устройство музея порядка 2,5 миллиона рублей, хотя сама государственная казна выделила немногим более 200 тысяч.

Годы сотрудничества превратили Ивана Васильевича и Юрия Степановича в искренних друзей, хотя некоторые трения, связанные с созданием музея, все-таки бывали. Вот строки из письма профессора меценату:

« … Вы сетуете на меня за сделанные приобретения памятников искусств для музея. В свое оправдание могу сказать, что разыскивание их по всей Европе стоило мне больших самопожертвований и больших трудов, принесенных мною благу музея. Бог знает, кто и когда проделал бы этот многолетний путь безвозмездно для нашего учреждения. Я вынес много лишений и всяческих неудобств ради этой высокой цели и нашел для музея много такого, что долго-долго туда не поступило бы. Без любви, без увлечения, без стремления к этому специальному знанию в нынешнем мире коллекции не собрать бы. Как-нибудь выкарабкаемся из долгов. А приобретенное навсегда будет украшать музей».


Интересно, что порой москвичи доброжелательно называли обоих под одной фамилией - Цветаев-Мальцев.

Сложности преследовали Цветаева и его последователей на всем пути воплощения идеи. Так, в 1904 году на стройке случился пожар, в 1905 году внесла свои коррективы революция, а в 1906 году Иван Васильевич теряет супругу.

Торжественное открытие Музея Изящных искусств (сегодня - Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина) состоялось в 1912 году - 13 июня.

Через год не стало Цветаева, умершего от сердечного приступа. 40 дней спустя ушел из жизни и Нечаев-Мальцев. Практически одновременно не стало двух людей, благодаря которым Россия получила еще один музей мирового уровня. К сожалению, потомки так и не присвоили этому храму искусств имя его истинных создателей.

  • Вторая по величине экспозиция зарубежного искусства в России, включая древние памятники, картины Рембрандта, Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо .
  • Уникальная коллекция гипсовых слепков с основных скульптурных памятников от античности до Возрождения.
  • Крупнейшая выставочная площадка, периодически предлагающая выставки мирового уровня.
  • Музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера » проходит в музее, объединяя музыкальные концерты с тематикой художественных выставок.
  • В окрестностях музея можно прогуляться по соседним улицам и полюбоваться архитектурными шедеврами в стиле русского модерна, посетить другие музеи.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – одно из интереснейших мест столицы. Здесь можно увидеть первую по объему в Москве и вторую в России (после Эрмитажа) коллекцию зарубежного искусства. Однако Пушкинский музей — не только собрание памятников Древнего Египта или место, где можно увидеть подлинные картины классиков Рембрандта, Пуссена, Каналетто и знаменитых импрессионистов и постимпрессионистов Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо. Особенность этого музея — здесь представлены гипсовые слепки в натуральную величину со всех основных скульптурных памятников античности, Средних веков и Возрождения. Тем самым музей дает возможность разом получить наглядное представление о скульптурных шедеврах, оригиналы которых разбросаны по галереям разных стран. Жемчужиной этого направления музея является Итальянский дворик — точная копия дворика флорентийского дворца Барджелло. Кроме того, Пушкинский музей – одна из самых активных площадок города, на которой проводятся временные выставки мирового уровня. Среди недавних событий можно назвать, например, персональные выставки Пикассо, Тернера, Караваджо, Тициана и Рафаэля.

Перечислим разделы экспозиции Главного здания музея: Искусство Древнего Египта; Искусство Ближнего Востока (оригиналы и слепки-копии); Древняя Троя и раскопки Г. Шлимана («клад Приама»); Античное искусство (оригиналы и слепки-копии); Византийское искусство; Искусство Средних веков (слепки-копии); Искусство эпохи Возрождения (слепки-копии); Искусство Германии и Нидерландов XV ‒ XVI веков; искусство Фландрии и Голландии XVII века; XVII ‒ XVIII веков; искусство Франции XVII ‒ нач XIX вв.

В музее проводятся экскурсии, лекции, мастер-классы. Давнюю традицию имеет музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», придуманный в 1981 году пианистом вместе с многолетним директором музея Ириной Антоновой. Фестиваль объединяет тематику художественных выставок с музыкальными концертами. Филиалами Пушкинского музея являются расположенные рядом и Отдел личных коллекций.

Пушкинский музей расположен в самом сердце Москвы, между и храмом Христа Спасителя. В районе улицы Волхонки хорошо сохранилась историческая застройка XIX в. Отсюда расходятся две знаменитые московские улицы ‒ Остоженка и Пречистенка, на которых сохранилось много архитектурных шедевров в стиле русского модерна. В этом же районе расположены многочисленные художественные и литературные музеи.

История музея

История создания музея тесно связана с личностью (1847 ‒ 1913). Он был видным историком, филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, имел высокий чин тайного советника. Изначально Цветаев собирал слепки для университетского Кабинета изящных искусств и древностей. Позже этот проект перерос в план организации учебного музея для студентов, изучающих архитектуру и скульптуру.

В 1896 г. были опубликованы условия Конкурса на разработку проекта для здания музея. В итоге был утвержден проект Р. Клейна. Работа по строительству здания велась с помощью известных инженеров И. Рерберга и В. Шухова. Изначально в музее не предполагалось электрическое освещение: свет должен был попадать в залы через потолок. Форма здания напоминает античный храм на подиуме с колоннадой. Ионическая колоннада здания музея имеет прототип ‒ знаменитый портик кариатид Эрехтейона в Афинах. Фриз за колоннадой фасада – копия фриза Парфенона, а на аттике высечен рельеф с изображением Олимпийских игр. Интерьеры залов декорированы в соответствии с тематикой разделов. Один из ярчайших и запоминающихся примеров этого решения – египетский зал, в оформлении которого использованы формы египетских колонн, а в росписях отражены мотивы древнеегипетской живописи.

В 1898 г. для организации музея был создан специальный «Комитет по устройству музея». Его председателем стал великий князь Сергей Александрович. Почти 80% бюджета внес Ю. Нечаев-Мальцов, крупный меценат и дипломат. В 1912 г. состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III. На церемонии присутствовал император Николай II и Мария Федоровна (вдова императора Александра III).

В советское время коллекции музея значительно расширились, в том числе за счет национализации частных собраний, и музей вывели из частного ведения Московского университета. В годовщину столетия гибели великого русского поэта (1937 год) музею было присвоено имя . Специфический эпизод в истории музея произошел в 1949 ‒ 1953 годах, когда основную часть залов отвели под выставку подарков . Практически сразу после смерти вождя была восстановлена и открыта знакомая нам постоянная экспозиция.

К 100-летнему юбилею Пушкинского музея в 2012 г. была начата работа по созданию так называемого «Музейного городка»: комплекса зданий для расширения площади экспозиции и общего функционала. К 2019 г. проект планируется завершить. В настоящее время Основное здание и Галерея работают в обычном режиме, а в Отделе личных коллекций до завершения работ проводятся только временные выставки.

Коллекция музея

Коллекция Пушкинского музея насчитывает свыше 670 тысяч экспонатов, а выставочная площадь музея составляет 2600 кв.метров. В состав музея входят несколько корпусов. В Главном здании (ул. Волхонка, д. 12) хранятся коллекции слепков и оригинальных произведений искусства с древнейших времен до XVIII в. Новое искусство экспонируется в соседнем здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX вв. (ул. Волхонка, д.14). С противоположной стороны от Главного здания находится Отдел личных коллекций (ул. Волхонка, д. 10) и Мусейон (Колымажный пер., д. 6, стр. 2) – уникальный музей, экспозиция в котором классифицирована не по привычному хронологическому порядку, а по коллекциям, в составе которых работы попали в музей. Личностям коллекционеров-собирателей здесь уделено особое внимание.

Центр эстетического воспитания «Мусейон» был открыт в 2006 г., здесь проходят занятия в детских группах, действует Клуб юных искусствоведов, проводятся выставки учеников Мусейона.

Как уже упоминалось, первым этапом в становлении музея стала коллекция слепков с шедевров скульптуры, которая помогала бы студентам в учебе. Для изготовления гипсовых копий использовались формы, сделанные с оригинальных памятников. Они соответствуют их реальному размеру, который очень сложно определить по фотографиям. Затем в фонды музея начали поступать от благотворителей или приобретаться отдельные коллекции оригинальных произведений искусства. Одной из первых стала коллекция В. Голенищева. Этот выдающийся ученый-востоковед собрал прекрасную коллекцию памятников Древнего Египта, которая была приобретена государством и передана в музей в 1909 ‒ 1911 гг. Экспонаты в ней датируются начиная с 4-го тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Среди них — настоящие археологические артефакты, например, бюст фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до н.э., и косметическая ложечка эпохи Нового царства.

Другим ранним поступлением является коллекция итальянской живописи XIII ‒ XIV вв., переданная в дар дипломатом М. Щекиным. После

» на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

В залах музея

В залах музея


ГМИИ им. А.С. Пушкина


« » на Яндекс.Фотках
В зале "Искусство Древней Италии и Рима"

Музей Александра III
(ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина)
(сокращённо ГМИИ им. А. С. Пушкина, бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете») - один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Памятник архитектуры, расположен в центре Москвы, по адресу: улица Волхонка, 12. Открыт 31 мая (13 июня) 1912 года.

Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З. А. Волконской и академиком Степаном Шевырёвым (1831), профессором К. К. Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н. В. Исаковым (1864).

В качестве инициатора создания музея в 1893 году выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911-1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.

Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо́льшую часть денег на строительство музея пожертвовал русский меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Первый публичный конкурс проектов выиграл архитектор-самоучка П. С. Бойцов. Не имея разрешения на производство строительных работ, он не мог быть допущен к постройке такого уровня. В итоге, руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры И. И. Рерберг - первый заместитель руководителя проекта и В. Г. Шухов - автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея . Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов (Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, М. М. Перетяткович и др.), инженеров, художников. Над интерьерами, кроме самого Клейна, работали И. И. Нивинский, А. Я. Головин. Здание музея использует общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды.

Музей изящных искусств имени императора Александра III. Закладка здания
Церемония торжественной закладки здания музея состоялась 17 августа 1898 года.
На ней присутствовали: император Николай II и члены его семьи, представители Московской Городской думы и почётные гости.
Под строительство здания была безвозмездно предоставлена территория бывшего Колымажного двора вблизи Кремля.
Официально было утверждено название – «Музей изящных искусств имени императора Александра III».

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.

Пушкинский музей перед открытием 31 мая 1912 года

Торжественное открытие Пушкинского музея 31 мая 1921
Николай II c семьёй. Cправа и ниже - основатель музея Иван Цветаев.
За плечом Николая - Юрий Нечаев-Мальцев, который, собственно, и оплатил постройку

. «Москва. Краткий путеводитель». 1958

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Архив журнала Life. 1955

Панорама с крыши Музея . Снимок сделан между 1910-1912 годами

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. Бомбёжкой были разрушены все стеклянные крыши В. Г. Шуховa, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом . В этот период, с февраля 1944 г. и по 1949 г., директором музея был С. Д. Меркуров. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.

В период 1949-1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свёрнута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И.В.Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.


« » на Яндекс.Фотках . 26.11.2008
Открыта выставка (событие года) Тернера (1775-1851гг) - английский художник - мастер морских далей, небесных просторов, виртуоз света и туманной дымки)

Незарастающая тропа...
- В 1984 году мы стояли сюда в декабре в трескучие морозы, голландцев привезли... Искусство зовёт!
- Лен... да хорошая выставка... если любишь море... и Айвазовского... и туманы... и восходы... я бы советовала. Знаешь что поражает... у него всегда солнце... или блики... даже во всемирном потопе... Помнишь как у Айвазовского.. 9-й вал.. и все равно свет впереди... он же чуть не погиб.. и эту картину рисовал по памяти... я про Айвазовского... и он учился у Тернера..
- Да, очередь в храм искусства.
- да терпимо... минут 30... но в будни... а иностранцев все время подвозят..
- Не зарастет!!!
- даааааааа.....там же и Рембрандт...и..и...
- Эх, меня там нет....:)))
- ага... Знаешь Антонова молодец... она же все эти выставки устраивает... ее неиссякаемая энергия.. а сколько языков знает.. сама переговоры ведет и на итальянском и на французском.. Энергичная очень.. хотя года...

ГМИИ им. А.С. Пушкина. Интерьер. 2-й этаж
В 1985 г. по инициативе доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна и директора ГМИИ И. А. Антоновой на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций.

С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И. А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».

ГМИИ им. А.С. Пушкина. Интерьер. 2-й этаж

CULTURA DA RÚSSIA. Os museus russos


Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Этому знаменательному событию предшествовали долгие годы огромной и созидательной работы. Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Спроектировано оно было по типу античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Во внутреннем убранстве сочетаются элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам.

В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии. В 1991 году музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В залах первого этажа представлены преимущественно подлинники: произведения искусства Древнего Египта, античности, собрание европейской живописи VIII-XVIII веков; два зала - Итальянский и Греческий дворики - занимают слепки. На втором этаже размещены залы представленного слепками искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Залы живописи знакомят с искусством XIX-XX веков.

Дали этим женщинам два выходных, так они прямо с ума посходили. Убивают время как попало. Вместо того, чтобы отдохнуть... В прошлое воскресенье потянула она меня на выставку. Вернисаж какой-то... Я думал музей как музей. А это не музей, а хуже забегаловки: Горячего нет, один сыр и кофе. В третьяковке хоть солянка была, а на вернисаже одна минеральная. Нет, думаю, тут не отдохнешь...
А воскресенье проходит.
Пока экскурсия таращилась на статую, я выскочил, прихватил на углу. Только разложился, газетку постелил, вахтерша прицепилась:
- В греческом зале, в греческом зале, как вам не стыдно.
Аж пенсне раскалилось. Я ей так тихо возражаю:
- Чего орешь, ты, мышь белая?.. Ты здесь каждый день дурака валяешь, а мне завтра на работу. Стакан бы лучше вынесла... Видишь, человек из горлышка булькает?
...Что селедку?.. Кто селедку?.. Какую селедку?.. Ну, селедку развернул у него на плече... А что ему сделается? Двести лет стоял, еще простоит, а у меня выходной кончается, поймешь ты, коза старая?
...Кто аполлон?.. Я - аполлон? Он - аполлон. Ну и нехай себе аполлон... Повесил я ему авоську на руку, а куда вешать, на шею?
Вот народ... Никакой культуры. Еле от нее отбился. Хорошо еще, ребята поддержали... А на часах уже три. А я еще с продуктами и ни в одном глазу. А уже три на часах ...

В музее им. Пушкина (c) Дмитрий Зверев
Успел сделать несколько снимков, пока не заставили убрать аппарат:(

Искусство Эгейского мира и Древней Греции. Слепки

В музее им. Пушкина (c) Дмитрий Зверев
в греческом зале, в греческом зале...


в Греческом зале, в Греческом зале..

В музее им. Пушкина (c) Дмитрий Зверев
в греческом зале, в греческом зале...


«В Греческом зале, в греческом зале.. » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Музей изобразительных искусств имени Пушкина

Искусство Древнего Рима. Слепки

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Слепки


« » на Яндекс.Фотках
Измеряем пропорции..
Поликлет.. Копьеносец.. (венец поиска в сфере равновесия фигур. Голова - составляет седьмую часть высоты тела)

Здорово!!! Реакция подростков - классссс... :))
- Да.... ХорошА экскурсия для подростков!!!
- да.. экскурсовод такая смешная... мальчишки съёжились.. а она всё заставляла пропорции мерить.. мне и то неловко было...
- Откровенные эмоции! :))


« » на Яндекс.Фотках
в ГМИИ им.А.С. Пушкина в зале Микеланджело.
Любимый исполнитель - органист Алексей Паршин


«В музее им.А.С.Пушкина » на Яндекс.Фотках
Репетиция перед концертом


« » на Яндекс.Фотках
Микеланджело Буонарроти (1475-1564гг). Капелла Медичи. Гробница Джулиано Медичи. Слепок


Микеланджело Буонарроти. Оплакивание Христа. 1447-1500

Giovanni Antonio Boltraffio. «Saint Sebastian ». late XV century ~ Antonello de Saliba. «Portrait of a man ». ca. 1495
Pushkin museum, Moscow

Бартоломе Мурильо. «Продавщица фруктов ». 1655-1660 ~ Эль Греко. «Porträt des Don Rodrigo Vasquez ». um 1600-1610
Puschkin-Museum der bildenden Künste

Giovanni Paolo Pannini. «Interior of the San Giovanni in Laterano in Rome ». 18th century
Pushkin Museum

François Boucher. «Heracles and Omphale ». 1735 ~ François Boucher. «Jupiter und Kallisto ». 1744
Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow, Russia



Статьи по теме: