Культура 1 половины 20 века кратко. Развитие культуры во второй половине XX — начале XXI века

1. Значение культуры
Понятие «культура» в прямом смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений. В этом смысле часто говорят также об общей культуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима слова цивилизация.
Культура, если рассматривать её в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные ценности созданные человеком называются артефактами. В силу того, что человек по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, создает жилища, технику и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей человек создает художественные ценности, нравственные и эстетические, политические, эстетические и религиозные идеалы, науку и искусство.
Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающие существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, проецирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа. Иначе говоря человек и есть начало и результат развития культуры, и цель и средство ее функционирования, и замысел ее воплощения.
Главная функция культуры – сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения а поколение и обогащать его.

2. Культура ХХ века
ХХ столетие самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры.
Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как и интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но все в большей степени – материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в этом столетии.
В это время цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры.
В истории культуры ХХ века можно выделить три периода:
1) начало ХХ века – 1917 год (Острая динамика социально- политических процессов, многообразие художественных форм, стилей и философских концепций)
2) 1920-1930 годы (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры – социалистической)
3) послевоенные сороковые годы – вся вторая половина ХХ века (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения).
В ХХ веке культура европейского типа распространилась и на другие континенты - в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию. В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. В.И. Вернадский писал в своей программной работе «Научная мысль как планетное явление» (1938): «В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым» Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя: индустриализацию производства и массовое потребление; единые средства передвижения и передачи информации; интернациональную науку и доступное практически всем образование; стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.
Европейская культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем культура Европы XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.
В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие:
фрейдизм - общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе;
феноменология - наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;
экзистенциализм - поставивший в качестве исследования сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности, которая очень часто обнаруживала себя в так называемых «пограничных ситуациях», связанных с необходимостью выбора, принятия решения, с состоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека. Практически все, кто отслеживал и описывал, анализировал и прогнозировал функционирование западной культуры XX в., едины в том, что она страдала серьезными недугами, ей были свойственны кризисные состояния, которые способны были свести на нет все ее достижения.
3. Модернизм в культуре двадцатого столетия
Культура в ХХ веке развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формирую целостную историю культуры ХХ века.
Многообразие стилей и методов в культуре ХХ века, отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм (от фр modern - новейший, современный) - общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. В целом это совокупность эстетических школ и течений конца ХIХ – начала ХХ вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями.
Модернизм как художественная тема был подготовлен двумя процессами своего развития:
1. Декадентство (dekadentia - упадок) - т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем.
Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность. Человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремящийся к новаторству любой ценой;
2. Авангард (фр avantgarde - передовой отряд) - манифеcты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.
Авангард был продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Он основывался на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломки традиций.
Большое влияние на практику модернизма оказали: идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Фридриха Ницше, учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского, психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю, теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе. Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. В различных видах искусства это выразилось: в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве; в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке; в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.
Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем.
Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством австрийского писателя Франца Кафки. Для этого писателя характерно представление о мире как о начале враждебном человеку. Кафка, в своих романах «Замок», «Процесс», «Америка», с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие человека перед механизмом власти.
В архитектуре диапазон средств выразительности модерна простирался от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн-X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в России.
В театральном модерне наблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмогорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX в.
Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.
Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова.
4. Основные направления модернизма
Наиболее яркие направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX в.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм.
Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм. Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и др. Их совместная выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902-1907 гг.
Фовисты не имели собственной теории, манифеста. Участников группы объединяло только стремление к изобразительным экспериментам с цветом. Для фовистов характерно стремление к яркому открытому цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа. Максимальная выразительность цвета, организация с его помощью художественного пространства, активное влияние цветовой гаммы на композиционное соотношение частей художественного произведения - все это и является характерными признаками фовизма. Цветовые эксперименты художников-фовистов оказали определенное влияние на формирование изобразительного искусства XX в. Другим направлением модернизма стал дадаизм (фр dadaisme от duda - лошадка, конек; в переносном смысле - бессвязный детский лепет) - авангардистское направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в Швейцарии, Франции и Германии во время Первой мировой войны.
Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте против войны к своеобразному художественному эпатажу Основателями дадаизма являлись поэты Т. Тцара И Р. Гюль-Зенбек, художник Г. Арп и др. Дадаисты выпускали манифесты и журнал «Кабаре Вольтер» (1916-1917), своими импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства.
В 1919 г. во Франции образовалась группа так называемых «абсолютных дадаистов», в которую входили Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар и др.
Группа выпускала литературные журналы «Да-да», «Литература», «Поговорка», «Каннибал», в которых выступала за «чистое», лишенное социальных функций искусство. В Германии появились так называемые «политические дадаисты» - Р. Гюльзенбек, Р. Хаусман, В. Меринг, выступавшие против буржуазного строя и военной угрозы. Характерный для всех группировок дадаистов протест против буржуазного искусства вылился в отрицание искусства вообще и его художественно-образной природы, в частности. Основой творческого процесса становится алогизм, случайные процессы, импровизация. Среди живописцев-дадаистов лидером стал М. Дюшан, пытавшийся ввести в художественную культуру так называемую ready-made (англ. - «вещь промышленного производства»), - например, экспонировать на выставке сушилку для посуды или велосипед и тем самым, по его мнению, стереть грань между искусством и жизнью. В 20-е гг. во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а в Германии - к экспрессионизму.
Сюрреализм (от фр. surrealisme - надреализм, сверхреализм) - авангардистское направление в художественной культуре XX в., провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Как самостоятельное художественное направление сюрреализм возник в 20-х гг. XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Вретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга.
В литературе данного направления определяющим стал принцип «автоматического письма», т. е. скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем их причудливом сочетании. Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или «сны» (Л. Арагон «Волна грез» - эссе, 1924).Сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения - весь этот опыт бессознательного выражения духа и есть суть творчества поэтов-сюрреалистов. Литературный образ сюрреализма - это господство чистой случайности при его возникновении. Весьма популярны были произведения А. Бретона, Л. Арагона, П. Элюара.
Очень ярко сюрреализм проявил себя в живописи. Полотна сюрреалистов в одно мгновение вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного испанского художника С. Дали.
На современном этапе сюрреализм как творческое направление во многом себя исчерпал. Однако его художественные приемы используются в кинематографе (Л. Бунюэль, А. Сокуров), театре абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско), книжной графике, на телевидении и т. д. Сюрреализм вошел в опыт искусства XX в. как его неотъемлемая составная часть, мобилизовав мощные силы человеческого подсознания как одного из источников художественного творчества.
Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) - художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положила деятельность художников дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и др. В культурологических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Согласно их представлениям, художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Mapка искажала реальные пропорции, пьесы Г. Кайзера превращались в публицистические драмы - в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля и И. Бехера напоминала памфлеты и воззвания Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя. Живописцы-экспрессионисты с энтузиазмом продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матис, Дерен и др.). Так же как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х гг. XX в Однако главная его черта - обостренно-контрастное видение мира - серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки. Супрематизм (от лат supremus - высший) - разновидность абстрактной живописи, основу которой составляет комбинация из простейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма считается К. Малевич. Его знаменитая картина-тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом супрематизма. Текстовой вариант своего манифеста он назвал «От разума и футуризма к супрематизму», тем самым подчеркнув, что рассматривает новое направление как необходимое звено в эволюции мировой живописи и как продолжение «всеобщего движения к освобождению искусства от действительности и возобладанию в нем функций жизнестроения».
Будучи свидетелем проявлений различных направлений и течений в искусстве начала XX в., Малевич был одержим идеей создать единый стиль эпохи. И решение этой проблемы художнику виделось главным образом в распространении принципов супрематизма на новые сферы культуры архитектуру, кинематограф, оформление быта. При этом стройность и чистота супрематических геометрических линий соединяется с отвергнутой им ранее предметной живописью. Постепенно в творчество супрематистов, в их картины возвращается и человек.
Модерн помог стать одним из видов искусства кинематографу. Весь сложный состав художественных приемов, который сформировался к началу нашего века, модерн реализовал и в новом виде искусства, разгадав тайну светописи, создав кинокадр и тем самым кино как искусство по преимуществу изобразительное. Модернистским, по сути, был дореволюционный кинематограф русского режиссера Е. Бауэра, чьи фильмы можно поставить в один ряд с творениями Ф. Шехтеля, с полотнами В. Борисова-Мусатова, с современными им театральными постановками начала XX века.
5. Постмодернизм в европейской культуре.
В 60-70 годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот принято называть «постмодернизмом».
Этот термин начал широко применяться с 1979 года, после выхода книги французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние».
Термин «постмодернизм» не может быть понят как обозначение какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может – в манере бредового коллажа. По мнению Хасана постмодернизм построен на развалах утраченных идеалов, а потому он антиинтеллектуален по сути.
Эклектика в сфере современной культуры вызревала в ходе всей европейской истории ХХ века. Уже в начале столетия культура перестает быть комфортным пространством. В одной точке сосредоточиваются все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культуры сталкиваются друг с другом и усиливают процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой. Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставит человека на грань хаоса, начала бытия. Человек начинает ощущать, что только он сам отвечает за свое бытие.
В середине века испуганное человечество начинает пятиться назад. Целый ряд процессов характеризует этот возврат. И как следствие этого культура уходит от диалога. Отражение этих явлений находит полное выражение в искусстве постмодернизма.
Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.
Постмодернизму свойственны поиски универсального художественного языка; сближение и сращивание различных художественный направлений; «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа. Характерными чертами постмодернизма являются: ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (то есть и на «массу» и на «элиту»); существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.); стилевой плюрализм; широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох; иронизирование над художественными традициями прошлых культур; использование приема игры при создании произведений искусства.
Постмодернизм пришел в европейскую культуру на волне студенческой революции 1968 года и стал реакцией на искусство, которое к концу ХХ века вкусило уже все прелести общества потребления. Он попытался привнести в безыдейное к тому времени общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги. Постмодерн насыщает его революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом постмодерн достаточно органично вписывается в концепцию эстетического бунтарства.
6. Кризис культуры ХХ века.
Кризис современной культуры проявился не только в возникновении особого типа мировоззрения – постмодерна. В ХХ в. человек столкнулся с глобальными проблемами от решения которых зависит судьба цивилизации. Первоначально глобальный социокультурный кризис осознавался как всеобщее разрушение материальной и духовной сферы.
В начале ХХ века происходит прорыв за границы привычного искусства сложившегося в ХIХ веке. Общество растерялось перед резко изменившимся миром, оно оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале ХХ века философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны. Это объясняется тем, что в основе развития был кризис общественного сознания.
К такому состоянию европейская культура пришла вполне закономерно, так как культурное взросление носит циклический характер, а техногенная цивилизация – последнее звено этого развития.
Кризисные явления в культурной практике Европы ХХ века, с точки зрения некоторых мыслителей носят необратимый характер. Представитель так называемого «второго поколения» Франкфуртской школы Ю. Хабермас утверждает, что современное «позднекапиталистическое» государство способно вытеснять кризисные явления из одной сферы в другую: политический кризис может быть вынесен в сферу экономики, экономический – в социальную сферу и т.п. Но область культуры, подчеркивает Хабермас, - та, область, применительно к которой понятие кризиса сохраняет свое значение, где он не может быть смягчен, поскольку сфера культуры неподвластна административному манипулированию, которое осуществляет государство.
Проблема кризиса культуры в результате отчуждения человека от результатов его деятельности получила свое развитие в ряде философских школ ХХ века. Экзистенциальная философия поставила в число актуальнейших проблем нынешнего столетия такие вопросы, как абсурдность человеческого существования и тотальная изолированность его от социума. Представителями этого философского направления являются А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер.
Вопросы психологического «недовольства культурой» и самоотчуждения личности поставлены представителями психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Г. Юнгом, Э. Фроммом)
Кризисные черты современной культуры нашли свое наиболее яркое выражение в различных симптомах распада социальной коммуникабельности. Эта тема получила художественное воплощение в современном искусстве в различных формах у большого круга авторов: Т. Уильямса, С. Дали, И. Бергмана, С. Беккета и многих других.
Начало теоретического рассмотрения проблемы человеческого общения в 20-е годы ХХ столетия было положено немецким философом М. Хайдеггером в его книге «Бытие и время» и французском исследователем Г.Марселем в «Метафизическом дневнике», Ж.-П. Сартром и А. Камю в работах 40-60-х годов.
Умение понимать другую сторону, вступать в диалог лишилось современное общество, привив человеку неприятие культурных ценностей различного характера.
В нынешнем столетии стало ясно, что диалог культур предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт. Говоря о союзе средиземноморской культурной группы и индийско-дальневосточной, Г. Помернац выдвигает следующий вариант диалога. «Европа дала пример единства национального многообразия, Китай – пример единства духовного многообразия. Можно представить себе будущее как сочетание европейского плюрализма этнических культур с китайским плюрализмом духовных культур».
Сегодня развитие принципа диалога культур – реальная возможность преодолеть глубочайшее противоречие духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи.
Чтобы предотвратить глобальные катастрофы и сохранить положительные тенденции в развитии современной цивилизации, в 1968 г. была создана международная организация, объединившая ученых разных стран и получившая название - Римский клуб. Он стал ведущим в глобальном моделировании перспектив развития человечества. Среди представленных исследований и разработок был и проект американского ученого О. Тоффлера. В ряде своих сочинений, и прежде всего, в книге «Future Shoke» (1970), Тоффлер пишет, что человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации. По мысли ученого, в эпоху супериндустриализма будут применены такие высокие технологии, которые изменят не только лицо планеты, но и саму суть человека как социального существа. В эпоху супериндустриальной цивилизации любой дефицит материальных благ будет устранен и общество столкнется с прежде невиданным, гипертрофир
и т.д.................

Культура России 20 века развивалась в условиях, порожденных сложностью и противоречивостью современной эпохи. Она была почти зеркальным отражением и повторением того, что происходило в экономической, социальной и политической сферах жизни общества. Многообразие социальных перемен и великих потрясений, происшедших в России в 20 столетии, а также особый характер культурного национального наследия, новые творческие и идейные искания российских деятелей культуры сыграли важную роль в развитии культурной жизни страны. Отечественной культуре этого периода свойственны многочисленные взлеты и трагедии, свершения и заблуждения. Но, как и в предыдущие столетия, многие достижения русской науки, произведения литературы, музыки, изобразительного искусства получили международное признание и стали фактами мировой культуры.

КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20 ВЕКА (с 1900 г. до конца 30-х годов)

Конец 19 начало 20 века получили название «Серебряного века» русской культуры. Однако этим не исчерпывается содержание культурной жизни тех лет. В начале 20 века произошла встреча двух культурных потоков, которые во многом отличались друг от друга. С одной стороны, в культуре преобладали традиции реализма, идущие от 20 века, когда на первое место выдвигалась общественная функция культуры. В это же время появляется и набирает силу новое направление в русской художественной культуре -- декадентство, обозначающее такие явления в искусстве, как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.

Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.

Понятие «модернизм» (фр. moderns -- современный) включало многие явления литературы и искусства 20 века, рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки» реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма 19 столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л. Н. Толстой, создавший замечательные по художественной выразительности и силе обличения произведения, в которых протест против общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно. Л. Н. Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве.

В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А. П. Чехов: повести и рассказы («Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Невеста» и др.), драматические произведения, поставленные на сцене Художественного театра в Москве («Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры»). В его творчестве отражалась реальная жизнь России, «до ужаса простая» и сложная. И хотя А. П. Чехов не был сторонником определенной системы общественно-политических воззрений, его произведения несли в себе ожидание новой, лучшей жизни.

В годы «внутреннего обновления» начался творческий путь А. М. Горького (Пешкова). В своих произведениях, написанных в это время («Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песнь о соколе», «Буревестник»), он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать жизнь за свободу. Творчество А. М. Горького, его общественно-культурная деятельность связаны с возникновением нового явления литературы 20 столетия - «героического реализма», который был призван не только изображать жизнь, но был бы «выше ее, лучше, красивее». Особое значение для формирования этих новых принципов воспроизведения жизни имели драма «Враги» и роман «Мать», написанные А. М. Горьким в 1906 г. под влиянием революционных событий этих лет.

Но процессу эволюции традиций реализма в новую эпоху продолжал противостоять модернизм как наиболее значительное по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь направление в художественной литературе начала 20 века.

Модернизм был сложным течением, внутри которого можно выделить отдельные направления, преобладавшие на том или ином этапе его развития (символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм и т. д.). Каждое из них выдвигало свою эстетическую программу, но все они сходились в главном в отрицании принципов реалистического искусства.

Символизм был закономерным этапом художественного развития, через который прошли и литература, и изобразительное искусство, и театр в первом десятилетии 20 века. Он получил развитие в творчестве таких поэтов, как В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, А. Белый. В кругу символистов начался творческий путь А. А. Блока. Поэтов-символистов объединяли общие черты миропонимания и поэтического языка. Наряду с требованиями «чистого», «свободного» искусства символисты подчеркивали индивидуализм, доходящий до самолюбования, воспевали таинственный мир, им близка тема «стихийного гения», «сверхчеловека».

К концу первого десятилетия наступившего века в среде художественной интеллигенции вспыхнула полемика вокруг символизма, которая выявила его кризис. На смену ему пришел акмеизм (от греч. акме - высшая степень чего-либо, цветущая пора). Основоположниками акмеизма считаются Н. С. Гумилев и С. М. Городецкий. В новую поэтическую группу вошли А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин и др. Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь.

Особое место в поэзии акмеизма занимает творчество А. А. Ахматовой (А. А. Горенко). Ее первый поэтический сборник «Вечер» вышел в 1912 г. Отличительные черты ее поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутая камерность тематики, психологизм, лиричность и эмоциональность.

Значительно по своей художественной ценности литературное наследие Н. С. Гумилева. В его творчестве преобладала экзотическая и историческая тематика, он был певцом «сильной личности». Гумилеву принадлежит большая роль в развитии формы стиха, отличавшегося чеканностью и точностью.

Одновременно с акмеизмом в 1910-1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский и др. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. В. Лотарева).

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.

В русской поэзии предреволюционных лет были яркие индивидуальности, которые трудно отнести к определенному литературному течению. Среди них можно выделить М. А. Волошина и М. И. Цветаеву.

Огромное влияние на становление общественной и творческой зрелости деятелей русской культуры оказала революция 1905-1907 гг. Именно в эти годы вырос интерес к большим общественным проблемам у А. Блока, В. Брюсова, А. Белого.

Революционные события 1905-1907 гг. повлияли на творчество многих русских писателей, композиторов, художников России. Тема революции, впечатления, связанные с ее восприятием, присутствуют во многих художественных произведениях этих лет.

Именно в этот период чрезвычайно возросла роль театра. У истоков нового театра стояли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии Московского Художественного театра, К. С. Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью. Мы приняли на себя дело, - говорил он, - имеющее не простой, частный, а общественный характер. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный, общедоступный театр и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь.

Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения. Основу его репертуара составила современная драматургия А. П. Чехова и А. М. Горького. Принципы сценического искусства, выработанные в его стенах, явились частью общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние на все театральное дело в России.

В начале 20 века существенные изменения произошли в музыке. Открытие новых консерваторий в Саратове, Одессе, Киеве наряду с уже действовавшими консерваториями в Москве и Петербурге свидетельствовало об успехах музыкального образования в стране, повышении уровня профессионального мастерства музыкантов и композиторов.

В творчестве композиторов происходил известный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики, все больше повышался интерес к внутреннему миру человека к философско-этическим проблемам.

Новые черты русской музыки начала 20 века нашли наибольшее выражение в творчестве С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина. На их творчестве, как и других композиторов молодого поколения, отразилась идейная атмосфера предреволюционной эпохи, в их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над «обыденностью жизни».

Сложные процессы происходили в изобразительном искусстве. Искания в русской живописи, характерные для этого времени, связаны с творчеством таких художников, как М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, В. А. Серов. Поиски их носили различный характер. Фантастический, сказочный мир, тяготивший к символике, открыл М. А. Врубель («Демон»). Импрессионизм (от фр. - впечатление) получил наибольшее развитие в творчестве К. А. Коровина («Зимой», «У балкона»). Религиозно-этические искания свойственны картинам М. В. Нестерова («Видение отроку Варфоломею»). Гимн прекрасной человеческой личности звучит в полотнах В. А. Серова.

В начале 20 века все более усиливается интерес к народному искусству, к культуре Древней Руси (картины В. М. Васнецова, Н. К. Рериха, иллюстрации к русским сказкам И. Я. Билибина, музыка И. Ф. Стравинского). Усилиями энтузиастов и меценатов, таких, как княгиня М. К. Тенишева, создаются художественно-культурные центры по возрождению народных промыслов, в моду входит изучение истории иконописи. Интерес к народному искусству отражал начавшийся в то время поиск исторических, культурных корней русского народа, а также реакцию на ставшее привычным «западничество» дворянства и части интеллигенции.

Характерной чертой культуры начала 20 столетия стало появление и быстрое распространение городской массовой культуры. Наиболее ярким примером этого феномена стал невиданный успех нового вида зрелища - кинематографа. Мелодрамы, детективы, псевдоисторические ленты составляли основную часть кино репертуара тех лет.

В сфере гуманитарных наук в начале 20 века происходит важнейший перелом. Несмотря на ограничения, предпринимаемые властями, в российских университетах начинают активно проводиться исторические, философские, экономические и правовые исследования. Широкую известность не только в России, но и в международных научных кругах приобрели исследования русских историков В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, В. В. Струве и С. Ольденбурга; экономиста М. И. Туган-Барановского; литературоведа С. А. Венгерова; библиографа Н. А. Рубакина. Самым ярким явлением становится зарождение русской религиозно-философской мысли, принесшей мировую славу русской философии, крупнейшими представителями которой являлись Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, П. Б. Струве, С. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Франк, Л. Шестов и другие. Научные труды этих философов, в которых утверждались примат духовности, «новое религиозное согласие», поиски путей своеобразного соединения материального и духовного, утверждение всемирной теократии, были выражением сложностей интеллектуальной и идейной жизни той поры.

Модернизация страны требовала и свежего притока сил в сферу естественнонаучных знаний, обеспечивавших технический прогресс. В России открывались новые технические институты, готовившие инженеров различного профиля.

В сфере фундаментальных наук учеными мирового уровня стали физик П. Н. Лебедев, математики и механики Н. Е. Жуковский и С. Чаплыгин, математик В. Стеклов, химики Н. Д. Зелинский, И. А. Каблуков. Мировое признание получили труды великих русских ученых В. И. Вернадского, И. И. Мечникова, И. П. Павлова, К. Э. Циолковского.

В начале столетия все еще продолжалось географическое «открытие» России. Огромные неисследованные просторы побуждали отважных ученых и путешественников совершать рискованные экспедиции. Манили новые морские пути, новые земли. Путешествия В. А. Обручева, Г. Я. Седова, А. В. Колчака получили широкую известность. За ними следили тысячи взволнованных новыми открытиями людей.

Живая «ткань» русской культуры складывалась и в многочисленных научных обществах. Они объединяли не только научную элиту, но всех самоотверженных любителей, готовых бескорыстно служить науке. Наиболее известными были Русское техническое, Географическое, Историческое, Археологическое и другие общества.

Росла сеть образовательных учреждений. Государственные ассигнования на народное образование и просвещение увеличились с 1902 по 1912 г. более чем в 2 раза. В 1908 г. был принят Закон о всеобщей грамотности населения. К 1914 г. только в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось 6 млн. детей. В стране действовало 6 университетов, 16 высших технических учебных заведений.

Продолжали сохранять свое значение в общественно-культурной жизни и средства массовой информации: газеты и журналы, а также книгоиздательства. В 1912 г. в России выпускалось свыше тысячи легальных газет и журналов. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире. Крупнейшим монополистом в издательском деле того времени являлся И. Д. Сытин. Под влиянием передовых людей русской культуры он начал издание просветительской литературы для народа. Миллионы букварей, учебников, библиотек для самообразования, популярных календарей, детских книг его издания расходились по России.

Распространение просвещения было тесно связано с ростом политического и общекультурного сознания народных масс.

В целом же культура накануне Октябрьской революции представляла собой итог сложного и огромного пути. Культурное наследие дореволюционного времени составляет золотой фонд нашей отечественной культуры.

Октябрь 1917 г. считается началом советского периода в истории отечественной культуры. Известно, что революция в России была в немалой степени следствием кризисных явлений в духовной жизни. Но в годы революции этот кризис не только не был преодолен, но и еще больше углубился. Революционный взрыв означал непримиримое отрицание традиционных основ культуры и духовной жизни: религии, классического искусства, традиций народной жизни. Все они рассматривались как проявления «реакционной» культуры феодального и буржуазного общества.

Самый сильный удар был нанесен после Октября 1917 г. по церкви. В январе 1918 г. Совнаркомом был принят декрет об отделении церкви от государства. Формально это был общедемократический шаг, но фактически лишение церкви имущества и юридических прав, содержавшееся в этом декрете, ставило церковь вне закона и делало ее объектом государственных гонений. Советская власть, стремясь провести «красногвардейскую атаку» на чувства верующих, приступила к закрытию и разрушению церквей и монастырей, изъятию икон и святых мощей. Воинствующий атеизм стал государственной политикой. Подлинная свобода духа, означавшая осознанный выбор веры, на деле была отменена.

Трагичным оказалось положение выдающихся русских писателей, художников, поэтов, ученых. Большинство представителей творческой интеллигенции было подозрительно властям за их приверженность принципам классического наследия русской культуры. По фальшивому обвинению, по сфабрикованному делу так называемой «Петроградской боевой организации» были уничтожены видные российские ученые: профессора М. Тихвинский, В. Таганцев, поэт Н. Гумилев. Запугивание интеллигенции осуществлялось не только расстрелами и заключением в тюрьмы. Неугодных высылали. Осенью 1922 г. начинается полоса высылок за границу. Среди высланных -- цвет русской гуманитарной науки: философы Н. Бердяев, С. Франк, С. Булгаков, социолог с мировым именем П. Сорокин, экономист, предвосхитивший большинство сегодняшних идей в рыночной экономике, Б. Бруцкус. Отказали в поддержке утверждающемуся режиму и покинули Россию И. А. Бунин, А. Н. Толстой, А. И. Куприн, М. И. Цветаева, Е. И. Замятин, Ф. И. Шаляпин, Н. П. Павлова, К. А. Коровин. Для России это была громадная потеря интеллектуалов, выдающихся талантов. Перекрывая каналы распространения буржуазных идей, Советская власть избавлялась от оппонентов, стоявших на политически противоположных, но патриотических позициях. Освободившуюся нишу заняли представители «пролетарской интеллигенции», специализировавшиеся на трактовке цитат Маркса и его последователей в выгодном для властей духе.

Впрочем, в тех сферах науки, до которых у властей не доходили руки и которые, по их мнению, не представляли опасности для социализма, сохранялись элементы свободного научного творчества. Это относится и к генетике (до прихода к власти И. В. Сталина), представители которой в России совершили крупнейшие научные открытия (в первую очередь, наша отечественная гордость Н. И. Вавилов), теоретической физике, математике, военному делу. Там, где сохранились, пусть и не полностью, научные кадры, специалисты различных профилей, сформированные в старой, дореволюционной России, создавалась возможность отбора и подготовки энергичных и талантливых учеников. Многие из них впоследствии составили славу отечественной науки.

Как и в науке, в художественной жизни давала о себе знать могучая инерция процессов, шедших в стране на рубеже 20-30-х годов. Этот период характеризуется утверждением тоталитарного режима в России. Провозглашенная им «культурная революция» способствовала распространению авторитарного стиля руководства наукой, литературой и искусством, что негативно отразилось на развитии общественно-культурной жизни российского общества.

Тем не менее, к началу 30-х годов наметились новые тенденции в развитии отечественной культуры. В литературе и искусстве обозначился поворот к реализму. Укрепились связи между группами писателей, представителей изобразительного искусства, архитектуры, музыки. В ходе дискуссии, развернувшейся в начале 30-х годов по вопросу о художественном методе советской литературы и искусства, была выработана концепция социалистического реализма.

Ведущей темой литературы 30-х годов стала тема революции и социалистического строительства. Неизбежный распад старого мира, приближение революционных потрясений - главная идея романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Проблема человека в революции, его судьба - об этом эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина героя романа Н. Островского «Как закалялась сталь». Тема индустриального развития страны раскрывалась в произведениях Л. Леонова «Соть», В. Катаева «Время, вперед», Я. Эренбурга «Не переводя дыхания». Значительное место в художественной литературе 30-х годов заняли произведения, посвященные отечественной истории и выдающимся деятелям культуры прошлого. Это «Петр Первый» А. Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова, драмы М. Булгакова «Кабала святош» («Мольер») и «Последние дни» («Пушкин»).

Блестящие образцы поэзии создали в своем творчестве А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак, С. Есенин. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой детской литературы стали произведения С. Маршака, К. Чуковского, Б. Житкова, С. Михалкова.

С конца 20-х годов на сценах театров утвердилась советская пьеса. Среди театральных премьер того времени в историю советского театра вошли «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, поставленная в Камерном театре под руководством А. Я. Таирова, «Анна Каренина» В. И. Немировича-Данченко и В. Г. Сахновского во МХАТе, пьесы М. Горького на сцене Театра им. Е. Вахтангова и др.

Значительные шаги в своем развитии сделала в 30-е годы отечественная кинематография. Была создана собственная база кинематографии: открыты киностудии, кинотеатры, созданы системы киноаппаратуры. Росту популярности кино способствовало появление звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 г. «Путевка в жизнь» (режиссер Н. Экк), «Златые горы» (режиссер С. Юткевич). Лучшие фильмы 30-х годов рассказывали о современниках («Семеро смелых», «Комсомольск» С. Герасимова), о событиях революции и гражданской войны («Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана, «Депутат Балтики» Я. Хейфеца и А. Зархи). К этому же времени относятся музыкальные кинокомедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк» с неповторимой Любовью Орловой в главных ролях.

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, Я. Дунаевского. В 1932 г. был образован Союз композиторов СССР.

Характерной особенностью культурной жизни общества 30-х годов являлся процесс объединения творческих сил. Но образование единых творческих союзов не означало прекращение идейно-эстетической борьбы она велась под лозунгом борьбы против формализма. В 1936г. в центральной печати были опубликованы статьи с критикой формализма в творчестве знаменитых литераторов, художников и композиторов. Тон критики был груб и резок. Опасность формалистических тенденций в советском искусстве преувеличивалась, а борьба с формализмом по существу сводилась к травле талантливых писателей и художников.

Произведения, которые не имели ярко выраженной политической тенденциозности в духе предъявляемых требований к литературе и искусству, зачастую рассматривались как идеологически вредные. Талантливым людям в таких условиях работать было очень трудно. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя не сразу. Только в 1986 г. издан роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в 1986-1988 гг. увидели свет «Ювенильное море», «Котлован» и «Чевенгур» А. П. Платонова, в 1987 г. опубликован «Реквием» А. Ахматовой. В эти же годы стали выставляться работы Я. Я. Филонова, К. С. Малевича, других мастеров русского авангарда. Неоконченной осталась картина Я. Д. Корина «Русь уходящая». Замалчивалось творчество невинно репрессированных В. Э. Мейерхольда, Б. А. Пильняка, О. Э. Мандельштама, С. А. Колбасьева.

Жесткий контроль распространился и на культуру прошлого. С историей общества и культуры обращались произвольно в угоду политическим и идеологическим целям сталинского руководства. Вычеркивались имена и целые историко-культурные пласты, которые не вписывались в создаваемые схемы. Практически недоступным стало русское искусство начала века, изымались из библиотек произведения русских философов-идеалистов, писателей, оказавшихся в эмиграции.

Особенно пострадали памятники архитектуры. Именно в 30-е годы в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, построенный на народные пожертвования в честь победы в Отечественной войне 1812 г., Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и великое множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.

Острой проблемой в общественно-культурной жизни страны в 20-30-е годы была культурная отсталость народных масс. И, хотя в первое десятилетие Советской власти велась большая работа по преодолению неграмотности в стране, главные ее задачи не были решены. В 1927 г. Советский Союз занимал 19-е место в Европе по уровню грамотности (в 1913 г. Россия занимала 11-е место). Лишь к концу 30-х годов массовая неграмотность была преодолена. По данным переписи 1939 г. процент грамотности в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89%. Однако еще значительное число людей оставалось малограмотными. Доля лиц, имевших высшее и среднее (полное и неполное) образование, составляла всего лишь 109 человек на 1000. Но в целом культурный уровень народных масс значительно вырос. Этому способствовала, прежде всего, организация всех уровней образования.

К середине 30-х годов в основном сложилась система школьного и высшего образования, воспринявшая опыт, накопленный русской дореволюционной школой, достижения педагогической науки. В стране действовала широкая сеть различных вечерних школ, курсов, кружков, которые охватили миллионы рабочих и крестьян.

С начала 30-х годов особенно быстро росла подготовка инженерно-технических, военных, сельскохозяйственных и педагогических кадров. Общее число высших учебных заведений в РСФСР возросло с 90 в 1928 г. до 481 в 1940 г. В результате резкого расширения подготовки специалистов численность интеллигенции росла очень быстро, особенно это касалось инженерно-технических работников.

Вместе с тем в условиях административно-командной системы и культа личности Сталина творческий потенциал интеллигенции использовался не столько в интересах всего общества, сколько для укрепления системы. Возможности для духовного развития интеллигенции были ограничены.

В заключение представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что отечественная культура к началу 40-х годов 20 века представляла собой итог сложного и большого пути. Основанная на идеалах гуманизма, патриотизма и интернационализма, она заняла передовые позиции в мировой культуре и завоевала международный авторитет, несмотря на периоды жесткой политической реакции, когда прогрессивная мысль, передовая культура всячески подавлялись.


Культура XX столетия одно из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Объясняется это, во-первых, большим количеством социальных потрясений, страшных мировых войн, революций, которые вытеснили духовные ценности на периферию людского (человеческого) сознания и дали толчок развитию примитивных национал-шовинистических идей. Во-вторых, осуществлены существенные изменения в сфере экономики и средств производства. Углубление индустриализации, разрушение традиционного сельского уклада приводят к урбанизации культуры. В-третьих, в процессе общей институализации (преобразование общества на комплекс различных объединений и группировок) теряется индивидуальность, человек лишается своего собственного «я» (масса и массовизация общественной жизни).

Характерной чертой культуры XX века является её интегративность (объединение отдельных составных культуры в новые комбинированные виды искусства), что привело к возникновению кинематографа (сначала немое, а затем звуковое).

Переход от коллективного творчества к индивидуальному сделало культуру XX века многомерной, что вело в свою очередь к формированию разнообразных стилей и направлений.

Со второй половины столетия новый импульс в культуре получают гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому, провозглашает право на жизнь, благосостояние, свободу. Это уже не элитарный, а демократический гуманизм.

Основой изменения содержания и форм культуры было становление индустриальной цивилизации. В ушедшем столетии наука впервые заняла подобающее ей место. В своем развитии она приходила во все большую связь с техникой, более непосредственно и быстро реализовывались научные открытия. Научно-техническая революция дала миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, телевидение, компьютеры, другую электронную технику. Технизация жизни стала неотъемлемой стороной культуры, методом и результатом её развития.

Результатом научно-технической революции было экономическое объединение мира, все более растущая интернационализация народнохозяйственных связей. Появились транснациональные корпорации с едиными формами организационной культуры (треть промышленного производства, половина внешней торговли, 80 % новой техники и технологий).

Наука и техника преобразовывали лик природы, активизируется процесс экспансии разума в эволюционный процесс (человечество не только владеет, но и максимально преобразует биосферу). Это дает основание все больше склоняться к возможности и необходимости создания ноосферы. Еще В.Вернадский утверждал, что эволюция мировой культуры - природное явление в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (сфера разума). Отсюда одно из уникальных, интереснейших явлений современной культуры - космизм, космичность человеческого существования, важной составной которого является ответственность человека за космическую эволюцию.

Таким образом, научно-техническая революция и техногенная цивилизация предоставили человеку большие возможности. Но став главными целями общественного развития, одним из основных условий наращивания материального богатства, они превратили самого человека в простое орудие эффективной экономической деятельности, лишило его возможности ощущать радость гармонического сосуществования с природой.

Оказалось также, что за блага, которые несет людям технический прогресс, приходится рассчитываться: рост продуктивности труда ведет к безработицы; достижение жизненного комфорта увеличивает оторванность человека от человека; автомобилизация, повышая мобильность человека, усиливает загрязнение атмосферы и т.д. Такая ситуация отразилась в борьбе двух тенденций, которые отвечали двум противоположным точкам зрения на науку. Одна утверждает, что наука главная движущая сила прогресса, другая - обвиняет ее во всех бедах человечества.

Культура XX века отразила все эти процессы и этот кризис, в который входила техногенная цивилизация. Связан кризис с несколькими факторами: 1. наука не всегда демократична; 2. наука - средство покорения не только природы а и человека; 3. научно-технические достижения не всегда ведут к прогрессу, а и увеличивают зависимость человека от техники; 4. наука, давая больше богатым, ведет к расслоению людей, возникновению на этой основе идеологий; 5. тесно связанная с миром материальной жизни, наука столкнулась с идеологией и в этом столкновении, судя по всему, победила идеология.

Таким образом, в XX столетии сформировался тип научно-технической культуры, который много дал человеку, преобразовал его жизнь. Но, вместе с тем, возникло и множество новых проблем и острых противоречий.

Рост возможностей применять современную технологию в важнейших сферах материального производства, расширение форм потребления сопровождался освоением новых типов духовности, отраженных в культуре модернизма.

Модернизм в переводе с французского - новый, имеет тот же корень, что и слово «мода», поэтому часто употребляется в значении «новое искусство»; «современное искусство».

Модернизм - термин суммарный, означает множественность непохожих друг на друга разнородных и противоречивых художественных направлений с разными платформами, но с принципиальной философско-мировоззренческой общностью.

В поэзии разрыв с поэтической традицией, привычными нормами стихотворной речи.

Футуризм объявлял человеческие чувства «слабостями», провозглашал критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу».

В изобразительном искусстве отрицание изобразительности. Кубисты, например, свое видение мира изображали геометрическими фигурами в коричневых, серых и черных тонах.

У абстракционистов - ни сюжета, на предмета, ни человеческого образа.

Искусство сюрреалистов было средством высвобождения подсознательного в целях преобразования мира. Это сверхреализм.

В музыке отрицается модернистами музыкальная организованность - мелодия, гармония, полифония (конкретная музыка, алеаторика, пуантилизм).

Режиссеры-реформаторы пытаются преобразовать сценическое искусство. Театр становится публицистичным, социально направленным, в нем отсутствует историческая конкретность, логика диалогов, слово становится самодостаточным.

Ведущим направлением в архитектуре XX века является функционализм, те. Создание предметно-эстетической среды для жизнедеятельности человека. С середины XX века складывается урбанистическая дезурбанистическая теория строительства (создание мегаполисов или небольших городов-садов).

XX век - время действия масс, всеобъемлющей массовизации жизни. Вовлечение масс в политическую и культурную жизнь потребовало создание особого способа культурного обслуживания масс - массовой культуры. Ее появлению способствовали техногенные процессы, унификация и стандартизация условий труда и быта, коммерциализация общественных отношений и др.

Массовая культура рассчитана на средний уровень массового потребителя основывается на создании иллюзий, вымыслов, мифов. Впервые появилась в США на рубеже XIX-XX веков.

Другим типом культуры XX века является тоталитарная культура - официальная культура, полностью ему подконтрольная. Эта культура лишена аполитичности (служит политике), лиризма, интимности, выступает средством борьбы за власть. Тоталитарными принято считать культуры СССР и Германии конца 20-х и 30-х годов.

Со второй половины XX века начинается переход развитых стран мира от индустриального общества к постиндустриальному. В таком обществе увеличивается роль информации, поэтому его еще называют информационным (производство не товаров, а услуг, децентрализация в производстве и сфере принятия решений. Возникает огромная инфраструктура по переработке, хранению и передаче информации).

Культура постиндустриального общества (информационного) называют постмодернизмом. Для нее характерно отрицание всякого рода норм и традиций, отказ от авторитетов любого ранга, полиформизм ценностей и социальных статусов, избавление от диктата разума, власти дискурса (рассуждение, довод), свобода во всем. Постмодернизм постоянно создает новое, используя деконструкцию и пародирование, произвольную трактовку.

Во второй половине XX века возникли глобальные проблемы, от решения которых зависит судьба человечества:

Преодоление экологического кризиса;

Преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом;

Предотвращение войны с применением оружия массового уничтожения;

Нахождения новых источников сырья, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции и др.

Изучением будущего, глобальным моделированием занимается авторитетный международный орган - Римский клуб. Он объединяет мировую научную, деловую и политическую элиту, создан в 1968 году.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Античные представления о культуре. Культура в Средние века. Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения и Новое время. Натуралистическая концепция культуры. Развитие культуры и развитием знаний. Культура как совокупность духовных ценностей.

    реферат , добавлен 21.01.2009

    Факторы, влиявшие на развитие культуры в правление Петра I. Новые явления в культуре (театр, музыка, литература) Петровского времени. Просвещение и школа первой четверти XVIII века. Развитие науки. Общественно-политическая и экономическая жизнь.

    реферат , добавлен 09.05.2008

    Историческое развитие культуры XX века, влияние на ее становление социальных процессов. Сущность и причины зарождения течений модернизма и постмодернизма в искусстве и литературе ХХ века. Влияние НТР на развитие культуры. Концепция двух культур Ч. Сноу.

    реферат , добавлен 04.09.2009

    Эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Развитие общественной мысли России первой половины XIX века. Развитие реалистического направления в русской литературе.

    презентация , добавлен 10.12.2012

    Историческое развитие представлений о культуре. Зарождение представлений о культуре в античности. Своеобразие понятия культуры в Средние века. Культура в новое время. Мораль как вид культуры. Важнейшие категории морали.

    реферат , добавлен 29.03.2003

    Духовные и художественные истоки Серебряного века. Расцвет культуры Серебряного века. Своеобразие русской живописи конца XIX - начала XX века. Художественные объединения и их роль в развитии живописи. Культура провинции и малых городов.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2007

    Русская культура в начале ХХ века. Cepeбpяный вeк pyccкoй культуры. Основные направления культуры серебряного века. Декаденство. Символизм. Усиление реакционно-мистических идей. Модернистские течения. Акмеизм - культ реального земного бытия. Футуризм.

    реферат , добавлен 26.09.2008

    Идеологические установки коммунистов по отношению культуре. Состояние и развитие культуры СССР в 20-30-х годах: творческие организации и союзы, литература и искусство, образование и наука. Советский период – это сложное и противоречивое явление.



Статьи по теме: