За что белорусы не любят русских«Русские часто повторяют, что их никто не любит и домогаются любви, принимая ее отсутствие за нелюбовь. Не нация, а империя

История Белой Руси

Этнография и драники

Белорусы в науке

Как появились белорусы

Русские и белорусы признают: мы мало отличаемся друг от друга. Но всё-таки мы разные. Как формировалась Белоруссия и в чем её уникальность?

История Белой Руси

Этноним «белорусы» был окончательно принят Российской империей в XVIII - XIX веках. Вместе с великороссами и малороссами, белорусы в глазах самодержавных идеологов составляли триединую общерусскую народность. В самой России термин начал использоваться при Екатерине II: после третьего раздела Польши в 1796 году, на вновь обретенных землях императрица повелела учредить Белорусскую губернию.

У историков нет единого мнения о происхождении топонимов Беларуссия, Белая Русь. Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый - цвет свободы), другие возводили название к белому цвету одежды и волос местных жителей. Третьи противопоставляли белую христианскую Русь, черной языческой. Наиболее популярна была версия о Чёрной, Червонной и Белой Руси, где цвет сопоставлялся с определенной стороной света: чёрный - с севером, белый - с западом, червонный - с югом.

Территория Белой Руси простиралась далеко за пределы нынешней Белоруссии. С XIII века иностранцы-латиняне именовали Белой Русью (Ruthenia Alba) Северо-Восточную Русь. Западноевропейские средневековые географы в ней почти не бывали и смутно представляли себе её границы. Термин употреблялся и по отношению к Западнорусским княжествам, например, Полоцкому. В XVI - XVII веках понятие "Белая Русь" закрепилось за русскоязычными землями в Великом княжестве Литовском, а северо-восточные земли, наоборот, стали противопоставляться Белой Руси.

Присоединение Украины-Малороссии к России в 1654 году (не стоит забывать, что вместе с малороссийскими землями, были присоединены к Москве еще и часть белорусских) предоставило государственным идеологам отличную возможность выдвинуть концепцию братства трех народов - великорусского, малороссийского и белорусского.

Этнография и драники

Однако, несмотря на официальную идеологию, белорусам долгое время не находилось места в науке. Изучение их обрядов и народных обычаев только начиналось, а белорусский литературный язык делал первые шаги. Более сильные соседние народы, переживавшие период национального возрождения, в первую очередь поляки и русские, претендовали на Белую Русь в качестве прародины. Главным аргументом было то, что учёные не воспринимали белорусский язык как самостоятельный, называя его диалектом то русского, то польского языка.

Лишь в XX веке удалось выделить, что этногенез белорусов проходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья, то есть, на территории современной Белоруссии. Постепенно этнографы выделили и в частности, белорусскую кухню. Картошка в белорусских землях прижилась еще в XVIII веке (в отличие от остальной России, знавшей картофельные реформы и бунты 1840-х годов) и к концу XIX века в белорусская кухня пестрила ассортиментом блюд из картошки. Драниками, например.

Белорусы в науке

Интерес к истории белорусов, появление первых научно обоснованных концепций происхождения этноса - дело начала века XX. Одним из первых за него взялся Владимир Иванович Пичета, ученик знаменитого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Исходя из расселения славян по "Повести Временных Лет", он предположил, что предками белорусов были кривичи, а также соседние с ними племена радимичей и дреговичей. В результате их консолидации и возник белорусский народ. Время возникновения определялось по выделению белорусского языка из древнерусского, в XIV веке.

Слабой стороной гипотезы было то, что летописные племена с середины XII столетия исчезают со страниц летописей и объяснить двухвековое молчание источников сложно. Но начало белорусской нации было положено, и не в последнюю роль из-за начавшегося систематичного изучения белорусского языка. В 1918 году преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич подготовил первую его грамматику, впервые нормализовав орфографию. Так возникла так называемая тарашкевица - языковая норма, позднее принятая в белорусской эмиграции. Тарашкевице была противопоставлена грамматика белорусского языка 1933 года, созданная в результате языковых реформ 1930-х годов. В ней было много из русского, но она закрепилась и использовалась в Белоруссии до 2005 года, когда была проведена её частичная унификация с тарашкевицей. В качестве примечательного факта стоит отметить, что в 1920-х годах на официальном флаге БССР фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» была написана аж на четырех языках: русском, польском, идише и тарашкевице. Тарашкевицу не стоит путать с тарасянкой. Последняя - смесь русского и белорусского языков, встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас, чаще в городах.

Белорусы от древнерусских людей

После Великой Отечественной войны национальный вопрос в СССР сильно обострился и на этой почве, для предотвращения межэтнических конфликтов в идеологии Союза стало широко использоваться новое наднациональное понятие - «советский народ». Незадолго до этого, в 1940-х, исследователи Древней Руси обосновали теорию «древнерусской народности» - единой колыбели белорусского, украинского и русского народов. Схожего между этими двумя концепциями было немного, но бросается в глаза активное их использование СССР в указанный период. Такие черты древнерусской народности, как «общность территории, экономики, права, военной организации и, особенно, общая борьба против внешних врагов с осознанием своего единства», можно смело отнести к советскому обществу конца 1940-х - 1960-х. Конечно, идеология не подчиняла историю, но структуры, которыми мыслили ученые-историки и политики-идеологи были очень похожи. Происхождение белорусов из древнерусской народности снимало слабые стороны «племенной» концепции этногенеза и подчеркивало постепенное обособление трех народов в XII - XIV веках. Впрочем, некоторые ученые продляют период формирования народности до конца XVI века.

Данная теория принята и сейчас. В 2011 году на праздновании 1150-летия Древнерусского государства её положения подтвердили историки России, Украины и Белоруссии. За это время в нее внесли данные археологии, показавшей активные связи предков белорусов с балтами и финно-уграми (отсюда родились версии балтского и финно-угорского происхождения белорусов), а также исследование ДНК, проведенное в Белоруссии в 2005 - 2010 годах, доказавшие близость трех восточнославянских народов и большие генетические различия славян и балтов по мужской линии.

Как белорусы стали белорусами

В Великом княжестве Литовском, в составе которого оказалась в XIII - XVI веках почти вся территория современной Белоруссии, старобелорусский язык (то есть западнорусский) был первым государственным языком - на нем велась все делопроизводство, записывали литературные произведения и законы. Развиваясь в отдельном государстве, он испытал сильное влияние польского и церковнославянского, но так и остался книжным языком. В отличие от него разговорный белорусский, испытывая те же влияния, развивался преимущественно в сельской местности и сохранился до настоящего времени. Территория формирования белорусов не так сильно пострадала от монголо-татар. Населению постоянно приходилось бороться за свою веру - православие и против иноземной культуры. В то же время, многое из западноевропейской культуры приживалось в Белоруссии быстрее и легче, чем в России. Например, книгопечатание, начатое Франциском Скориной почти на 50 лет раньше, чем в Московии. Наконец, еще одним немаловажным фактором, складывания белорусской народности стал климат, более мягкий и плодородный, чем в Средней полосе России. Именно поэтому в Белоруссии на 75 - 90 лет раньше прижилась картошка. Белорусская национальная идея сформировалась позднее, чем у других народов и стремилась разрешать вопросы без конфликтов. И в этом её сила.

Скопируйте код и вставьте в свой блог:


«Русские часто повторяют, что их никто не любит и домогаются любви, принимая ее отсутствие за нелюбовь»

Тему подняли московские блогеры, которые увезли из Минска фоторепортаж, взбудораживший белорусских пользователей соцсетей. В какой момент ближайшие соседи устали от русского туризма настолько, что москвичи стали больным вопросом. Известные Минску белорусы помогают разобраться, зачем к ним едут русские туристы, что обижает аборигенов в их поведении, и как с этим бороться.



Отправьте ссылку другу - укажите e-mail получателя, отправителя, примечание (необязательно):

Кому:

От кого:

Примечание:






Тему подняли московские блогеры, которые увезли из Минска фоторепортаж, взбудораживший белорусских пользователей соцсетей. В какой момент ближайшие соседи устали от русского туризма настолько, что москвичи стали больным вопросом. Известные Минску белорусы помогают разобраться, зачем к ним едут русские туристы, что обижает аборигенов в их поведении, и как с этим бороться.

Андрей Кабанов, предприниматель:
Как правило, я обращаю внимание на плохо законспирированные понты русских туристов. Меня не обижает, я ржу с этого. Беларусь - своеобразный туристический мем для россиян: приехать на праздники без виз, хорошие дороги и дешевый автосервис. Они часто поправляют здоровье своих коней, были случаи среди моих московских друзей, с сезонными заболеваниями иномарок. Но у меня нет среди близких коренных москвичей, все мои знакомые, как правило, живут на съемных квартирах, а сюда приезжают, чтобы оперативно просрать некую часть бабла за ограниченное время, ибо гулять в подгламуренных ценах с таким размахом в Москве - больновато.

Евгений Курленко, программист:
Белорусы ведут себя парадоксально по отношению к русским - декларативно почти никто не скажет, что русские чем-то лучше, но в то же время ни перед кем больше белорусы не стремятся настолько сильно выглядеть «хорошо». Почти каждый из туристов, естественно, сравнивает Минск с Москвой: вот это «чистенько», «нет рекламы», «нет людей на улицах» и другие совершенно точные замечания, но каждый приезжий сообщает об этом, как об открытии Америки, что нам, местным, несколько поднадоело. Вообще, русским есть куда ехать, и Беларусь в приоритетах стоит далеко не на первом месте.

Первые годы моей работы в агентстве русские туристы шокировали своей невоспитанностью. Приезжали бритоголовые ребята с ящиками водки. Мы слушали «красивую» русскую речь и несусветные требования. Сегодняшние туристы – совсем другие. В основном, это поколение 50-70х годов: люди, которые достигли всего своим трудом и могут себе позволить путешествовать. Но это поколение было наказано незнанием иностранных языков. Очень часто на Ривьере видишь картину, когда дедушка и бабушка на русском просят внуков сделать заказ в ресторане или что-то приобрести в магазине.

Но есть категория россиян, и не такая уж маленькая, которая органически просто не может ехать туда, где бы их банально не понимали на уровне языка. В итоге их география дальше xUSSR и Турции с Египтом не распространяется. Что отличает москвича-туриста (именно туриста, а не человека, который ездит из Минска в Москву регулярно) - субъективное восприятие дешевизны Минска во всём. Московские туристы считают, что всё у нас стоит копейки и начинают сорить деньгами даже там, где это и не скромно, и им не выгодно. В остальном все зависит, конечно, от культурного уровня гостя. Если он низкий, мы замечаем бесцеремонность, низкую эмпатию, сверхэгоцентризм. И есть еще отдельный тип туристов, которые едут посмотреть на страну победившего Лукашенко. Не думаю, что это хоть сколь статистически значимый процент, но как раз на медиа-поле такие делают погоду, поэтому их игнорировать нельзя. Этот тип туриста самый неприятный для нас - человек специально едет наступить на больной нам мозоль и, мало того, написать после об этом.

Владимир Мацкевич, философ и политолог:
Лично я к русским равнодушен. У меня нет к ним любви, и нет нелюбви. Но порой приходится резко высказываться в адрес русских. Попробую объяснить, чем это вызвано. Видите ли, любовь - это самое большое чудо в этом мире, и, как лучшее, что в мире есть, она редко встречается. Это дар, которому следует радоваться, быть благодарным. Но любви нельзя требовать! Самое глупое и безобразное - вымогать подарки, требовать дары. Русские часто повторяют, что их никто не любит, и в отсутствие дара домогаются любви, принимая ее отсутствие за нелюбовь, хотя это обычное отношение. Ну, есть русские в этом мире. Есть папуасы, пигмеи, люксембуржцы, вепсы и русские. И хватит с них. Но нет же! Приедет заурядный русский в какую-нибудь страну. А ему отвечают там не по-русски!

Как-то в Паттайе мы ехали на общественном транспорте - эдаком подобием «нашей» маршрутки. Маршрутка была наполнена русскими. В конце пути водитель остановился и сообщил на английском, что дальше он не едет и всем нужно выходить. Один русский молодой парень не понял и сказал ему:
- А теперь все то же самое - только по-русски!
Я удивленно поглядела на молодого, трезвого (!) и выглядещего в своем уме парня и перевела ему то, что сказал водитель, но парень не обратил на меня никакого внимания и продолжал требовать у водителя разговаривать (!) на русском Я-ЗЫ-КЕ...

«Ах, тут русских не любят?» Да тут просто дела нет до русских, все равны. И в Беларуси русских НЕ не любят. Просто мы хотим в каждом видеть человека, и если человеку важно, что он армянин, поляк, еврей, турок, гасконец или каталонец - мы поймем. Этого довольно. Почему-то некоторые русские ведут себя недостойно любви, и, не получив ее, думают о себе не как о человеке, они подразумевают под собой целую нацию - русских. Будь человеком, и, может быть, тебя кто-нибудь полюбит.

Ольга Родионова, блогер:
Мы относимся к русским, как румынские пограничники к Остапу Бендеру. Помните, в фильме «Золотой теленок», когда герой Юрского нелегально шел по льду через границу, обвешанный золотом, и пытался дать взятку таможенникам? А они хором: «Бран-зу-лет-ка!» И начинают его «ощипывать». Финальным кадром мы видим Юрского, заслоняющего рукой камеру: «Миллионера из меня не получилось, придется переквалифицироваться в управдомы!» Я, пожалуй, не очень люблю русских, невзирая на то, что это основные читатели моего бложека, и я даже умудрилась как-то вляпаться в матримониальные отношения с гражданином РФ. Постоянно вижу в Минске приехавших из Москвы на выходные покутить, как «барин из Парыжу», опираясь на мифы и легенды «о Белоруссии». Они до сих пор полагают, что купюра в 5000 рублей им тут сейчас же сделает сцену из к/ф «Евротрип», а потом громко ругаются, глядя в счёт. И сразу всё вплоть до 50 белорусских рублей понимают, несмотря на обычное «в этих ваших фантиках не могу разобраться». Но мы ведь знаем, ни в одном российском городе нет такой обыденной для нас достопримечательнсти, как ратуша: «когда у нас уже было Магдебургское право – москаль морду кирпичом умывал!» Так что лично себя я считаю вполне вправе троллить гостей столицы чемпионата мира по хоккею 2014, например, предложив что-то взять из шуфлядки, потому что «выдвижной ящик письменного стола» - это долго произносить!

Николай Ходасевич, телеведущий:
Их часто выдает акцент, походка и слегка надменный взгляд россиянина – все это продолжение привычного имперского представления наших восточных соседей о самих себе. Россияне по-прежнему считают свою страну великой, успешно продолжая про*бывать все данные природой богатства. Убеждение отдельных типажей, что можно купить все и всех – оно вызывает самое большое недоумение. Буквально два года назад случился какой-то бум. Мои друзья из России звонили с просьбой заказать жилье, составить им культурную программу и так далее. Там пошел какой-то шухер, что в Беларуси очень низкие цены буквально на все. Ну, одного приезда оказалось достаточно, чтобы развеять миф. А вообще, наверное, приехать к нам здорово по многим причинам: недалеко, нет языкового барьера - такой маленький островок тишины в центре Европы. Правда, у самих россиян огромный выбор этой тишины – любой город за пределами Питера и Москвы. Но мне не нравится, что обслуживают в ресторанах и кафе Минска гостей (не только россиян) на порядок выше уровнем, нежели своих. Такова уж наша ментальность.

Филипп Чмырь, музыкант:
Снобизм всегда обижает, когда он идет от того, кого ты считаешь другом. Потом он начинает раздражать, а потом ты начинаешь за него наказывать. Мне кажется, мы находимся уже на стадии раздражения. Я бы не обобщал всех российских туристов, но у людей низкой культуры есть общие черты. Проблема в том, что в последнее время появилось много туристов из России с этими чертами. Они не соблюдают ПДД, игнорируют правила парковки, громко разговаривают в общественных местах и позволяют себе громкие оценочные заявления. На которые всегда есть, что ответить. Любой ответ начинается так: «Великая нация…» А дальше варианты: 1) Построй дорогу Москва-Питер. 2) Сделайте сами мобильник, автомобиль, и так далее… Белорусское гостеприимство - это миф. Белорусы не толерантны, они еще более неприемлют появление других видов, они мстительны: пример - партизанское движение. А потому ответом на хамство может стать спецоблуживание в наших кафе (медленно), порча на парковках их машин, последующий ремонт в тридорога на наших СТО и разбирательства спустя рукава самими ментами. Думаю, менты и сами скоро начнут их штрафовать за такое катание. Как говорится, «земля горела под ногами оккупантов».

Василий Андреев, дизайнер:
Я хотел написать что-то плохое. Я точно это знал. Помню, первый пункт советов российскому туристу начинался со следующего: «Перед обменником не стоит доставать 20 тысяч рублей и с ухмылкой спрашивать: «А...сколько это вообще денег?» Потому что (суки) один доллар - это ваших 30 рублей!» Но поездка в Барселону изменила меня. С утра под балконом вижу издевательскую надпись: «А теперь посмотрите на этот прекрасный балкон, на нем стоит житель Барселоны». И события в Киеве изменили меня. И то, как мы въезжали из Швеции в Данию, изменило меня. «Добро пожаловать в арабскую Скандинавию», - произнес Штефан, имея в виду то, что датчане, по мнению шведов, нифига не соблюдают законов, правил движения и вообще много и везде бухают. У нас пока не появилось того, с чем живет та же Скандинавия: куча иммигрантов, которые спрашивают в очереди в обменник: «А почему у них монеты с дырками?» Но это Скандинавия, холодная, белая и ветреная. Теперь вспомните количество туристов на юге Европы. У меня есть сильные сомнения в навязываемой нами самим себе толерантности. Мы просто не знаем, толерантны ли мы, потому что пока никого к себе так и не пустили. А у нас уже много вопросов. Потому что мы раздражаемся в очереди, слыша вопрос: «Ха-ха, а что можно с этими пятью тысячами сделать?» И россияне, приезжающие смешной цифрой туристов в Минск, - это наш тест на полоску терпимости. Боюсь, мы его уже не прошли».




ОТПРАВИТЬ:









И др. Общая численность около 10 млн. человек. Говорят на белорусском языке славянской группы индоевропейской семьи; различаются юго-западный, северо-восточный диалекты, так называемые полесские говоры. Распространены также русский, польский, литовский языки. Письменность на основе кириллицы. Верующие белорусы - преимущественно православные, около 25% - католики.

Белорусы вместе с русскими и украинцами относятся к восточным славянам. Согласно наиболее распространённой концепции происхождения белорусов, древние племена, обитавшие на этнической территории белорусов, - дреговичи, кривичи, радимичи - в составе Киевской Руси вместе с другими восточно-славянскими племенами консолидировались в древнерусскую народность. (Существует также точка зрения о самостоятельном пути формирования белорусов из племенных образований.). В XIII-XIV веках в эпоху политической раздробленности западной земли Древнерусского государства вошли в состав Великого княжества Литовского, в рамках которого происходило формирование белорусов. Специфические черты белорусов складывались на основе региональных особенностей древнерусской общности. Важными этнообразующими факторами были относительно высокий экономический и культурный уровень восточно-славянского населения, его большая численность и компактное расселение. Большую роль играл языковый фактор. Западный диалект древнерусского языка - древнебелорусский - в Великом княжестве Литовском выполнял функции государственного языка, в XVI веке на нём появилось книгопечатание.

Белорусская этническая общность складывалась в XIV-XVI веках. Название белорусы, белорусцы восходит к топониму Белая Русь, который в XIV-XVI вв. применялся по отношению к Витебщине и северо-востоку Могилевщины, а в XIX - начале XX вв. охватывал уже почти всю этническую территорию белорусов. В XIV-XVI вв. западная часть будущих Минской и Витебской губерний, Гродненщина (исключая Брестчину) называлась Чёрной Русью, а южная болотистая и лесистая равнина - Полесьем. Форма современного названия - белорусы - возникла в XVII веке. В это же время появилось название для белорусско-украинского населения - полешуки. Одновременно существовали этнонимы литвины, русины, руськие. Как самоназвание этноним белорусы получил широкое распространение лишь после образования Белорусской ССР (1919).

Формирование белорусской этнической общности происходило в условиях конфессиональных противоречий между православием и католичеством, полонизации в эпоху Речи Посполитой и русификации в составе России , к которой белорусские земли отошли в результате трёх разделов Польши (1772, 1793, 1795). К концу XVII века древне-белорусский язык был вытеснен из общественной жизни польским. Публикации на литературном белорусском языке, создававшемся на основе живой разговорной речи, появились лишь в XIX - начале XX вв. Сам факт существования белорусов как самостоятельной этнической общности ставился под сомнение, белорусов пытались представить частью русских или поляков. В результате конфессиональной разобщённости, политики церкви и государства самосознание белорусов часто подменялось представлением о конфессиональной принадлежности. Нередко они называли себя «католиками» или «православными», а зачастую «тутейшими», т. е. местными. В конце XIX века усиливается процесс формирования национального самосознания белорусов.

При общей однородности белорусской культуры сформировались её региональные различия. Выделяется шесть историко-этнографических районов: Поозерье (север), Поднепровье (восток), Центральная Белоруссия , Понеманье (северо-запад), Восточное Полесье и Западное Полесье.

После создания Белорусской ССР произошли радикальные изменения в функционировании белорусского языка, выработке литературных норм. Однако в послевоенный период его функции резко сократились, бульшая часть белорусов перешла на русский язык во всех сферах общественной жизни. В 1988 в белорусских школах обучалось лишь 14% всех школьников. Произошли серьёзные изменения не только в языковом поведении, но и в менталитете белорусов. Для некоторой части белорусов характерно безразличное отношение к национальной культуре. В Республике Беларусь (провозглашена в 1991) предпринимаются меры для возрождения белорусского языка и культуры.

Традиционные занятия белорусов - земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах - яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей системой землепользования в начале XX века было трёхполье, у малоземельных - двухполье.

Основные пахотные орудия - соха (полесская, или литовская, витебская, или «перекладка», поднепровская). Использовали также рало, сошку. Для боронования применялась плетёная или вязаная борона и более архаичная борона-суковатка, смык. С конца XIX века появились железные плуг и борона. Орудия уборки урожая - серпы, косы, вилы, грабли. Зерно сушили в срубных помещениях - осетях или евнях. Для обмолота использовали цеп, валек, круглую колоду. Зерно хранили в амбарах и клетях, картофель - в истопках и погребах, склепах.

В животноводстве большую роль играло свиноводство. Разводили также крупный рогатый скот. По всей территории Белоруссии распространено овцеводство. Коневодство наиболее развито на северо-востоке. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и берёзовый соки. В реках и озёрах ловили рыбу.

Получили развитие промыслы и ремёсла - изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др.

Основные типы поселений белорусов - веска (деревня), местечки, застенки (поселения на арендованной земле), выселки, хутора. Наибольшее распространение получили деревни. Исторически развилось несколько форм планировки поселений: скученная (бессистемная), линейная (рядовая), уличная и др. Скученная форма была наиболее распространена на северо-востоке, особенно в шляхетских околицах. Линейная планировка (усадьбы расположены вдоль улицы с одной её стороны) на всей территории Белоруссии широкое распространение получила в XVI-XVII веках. Число домов в поселении - от 10 до 100 (преимущественно в Полесье). Во время Отечественной войны было сожжено 9200 деревень. В послевоенный период деревни укрупнялись, создавались новые культурно-бытовые сооружения, дворцы культуры, клубы, школы, медицинские учреждения. В современных деревнях преобладает уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог с обеих сторон, торцом к дороге.

Крестьянский двор состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров (паветки), сарая для скота (хлявы), сарая для сена (евня, осеть). Выделяется три основных типа планировки усадеб: веночный - весь комплекс жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны друг с другом; погонный - жилые и хозяйственные постройки образуют ряд в несколько десятков метров; несвязанные строения (появился недавно, чаще встречается в Минской, Брестской и Гродненской областях). В послереволюционное время отпала необходимость в некоторых хозяйственных постройках, например, помещениях для обмолота зерна, содержания коней, волов и др.; ликвидация их привела к трансформации традиционной планировки в двухрядную погонную, Г-образную и с несвязанными строениями.

Традиционное жилище белорусов эволюционировало от землянки до однокамерных, позднее многокамерных построек. В начале XX века основными типами были одно-, двух-, трёхкамерные бревенчатые строения с двухскатной, реже четырёхскатной крышей, покрытой соломой, дранкой, доской; преобладающая планировка: хата + сени и хата + сени + камора (клеть). Постепенно третье строение приобрело жилую функцию: хата + сени + хата; усложнилась внутренняя планировка, выделились отдельные помещения. Внутренняя планировка была устойчива - печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута к длинной стене с окном. В противоположном углу по диагонали от печи находился красный угол (кут, покуть), почётное место в доме. Там стоял стол и находилась икона. Вдоль стен размещались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати - нары. Позднее появились кровати. Около дверей стояли небольшие лавки (услоны). На стене на кухне - полка для посуды. Интерьер оформлялся различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами, коврами и одеялами. Декоративно-архитектурные орнаменты украшали жилище с внешней стороны. Эволюция современного жилища белорусов выразилась в росте домов-пятистенок, появлении кирпичных, нередко двухэтажных домов, часто с водопроводом, газом.

Традиционный комплекс мужской одежды состоял из рубахи, наговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь - лапти, кожаные постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы - соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.

Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом; с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет; с паневой, фартуком, гарсетом. Два первых известны по всей территории Белоруссии , два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда - разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также паневы, фартуки. Юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) - вышивкой, кружевами.

Головной убор девушек - узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь - лапти, праздничная - постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сярмяга, бурка, латушка) и дублёной (казачына) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.

Традиционная кухня белорусов включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов - сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения - щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи - каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные - солодуха, кваша, кулага и неквашеные - калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки - кисели, жур, толокно.

Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками - картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки - скавародники, праснаки, коржи; в праздники - пироги. Традиционная еда белорусов - блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания белорусов - овощи. Горох и бобы тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь - парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда - ботвинья, холодник, борщ. Со второй половины XIX века прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля - печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т. д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана - в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы.

Обрядовая еда: каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха, колбасы на Пасху; кутья, блины, кисели на поминках; бабина каша на родины; блины на масленицу; кулага на Купалле и др. Традиции питания в значительной мере сохраняются и сейчас. В рационе преобладают блюда из картофеля, блины, каши, молочные блюда. Увеличилось потребление мясных продуктов, подсолнечного масла. Появились блюда, заимствованные у других народов, - шашлык, бефстроганов, плов, гуляш, пельмени и др. Возросла роль привозных напитков - чая, какао, кофе. Исчезли из употребления конопля, льняное семя, некоторые блюда из муки - солодуха, кулага, толокно, мучные кисели.

В XIX веке многие крестьяне жили большими семьями - отцовскими (включали родителей, неженатых детей, женатых сыновей, невесток и внуков) и братскими (из братьев и их семей). Процесс распада больших семей завершился в конце XIX века; стали преобладать простая нуклеарная семья и сложная, расширенная, в которую кроме брачной пары с детьми или без них входили ещё и родители супругов. Было распространено примачество. В XIX и даже в начале XX вв. в деревне сохранялись элементы общинной организации - взаимопомощь односельчан в работе - талока, сябрыны. Многие важные дела решались на деревенских сходах, в которых принимали участие главы семей (гаспадар). На сходах выбирали старосту, назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты и др.

Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали пасад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая и др. Многие традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе белорусов, многие воспроизводятся в игровой форме. Главный момент родильных обрядов - разбивание горшка, угощение бабиной кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях, лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов - поминальная трапеза с обязательной кутьёй, зажжение свечей и др.

Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо - ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (калядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленничные обряды белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше всего сохранялся у белорусов.

Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у белорусов были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки. Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.

В фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров - сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях, быличках нашли отражение дохристианские представления белорусов о происхождении мира. Богато песенное творчество белорусов. Из музыкальных инструментов популярны были батлейка, басетля, жалейка, лира, бубен и др.

Отправить

Белорусы

Кто такие белорусы?

Белорусы (белорусский: беларусы; русский: белорусы) - восточнославянская этническая группа, проживающая преимущественно на территории современной Беларуси и в смежных регионах. Общая численность - более 9,5 миллионов человек в мире, подавляющее большинство белорусов проживает на территории Беларуси, а также в соседних странах, где являются автохтонным меньшинством.

Где расселены белорусы?

Белорусы являются восточнославянской этнической группой, населяющей большую часть Республики Беларусь. Часть белорусов населяет смежные с Беларусью территории: Украина, Польша (особенно Подляское воеводство), Россия и Литва, где являются национальным меньшинством. В начале 20-го века белорусы активно заселяли населенные пункты вокруг города Смоленска в России.

Значительное количество белорусов эмигрировало в США, Бразилию и Канаду в начале 20-го века. В советское время (1917-1991) многие белорусы были депортированы или мигрировали в различные регионы СССР, в том числе в Сибирь, Казахстан и Украину.

После распада СССР в 1991 году несколько сотен тысяч эмигрировали в страны Балтии, США, Канаду, Россию и страны ЕС.

Белорусский язык

В Беларуси два официальных языка: белорусский и русский. Русский язык наиболее используемый в разговорной речи - им пользуется около 72% населения, тогда как на белорусском языке разговаривают только около 11,9% населения в повседневной жизни. Согласно исследованиям, в той или иной степени, подавляющее большинство жителей говорят на белорусском языке: 29,4% - владеют свободно, могут читать и писать на нем, 52,5% - могут говорить и читать на языке, 8,3% - понимают, но не могут говорить или читать на нем, а еще 7% - могут понять лишь те слова белорусского языка, которые похожи на слова в русском языке. Белорусский язык - один из группы восточнославянских языков.

Происхождение названия "Беларусь"

Название "Беларусь" можно в буквальном смысле перевести как "Белая Русь", которая была историческим регионом на востоке современной Республики Беларусь, называвшимся на латыни Ruthenia Alba (Белая Русь). Это название некоторое время использовалось преимущественно в Западной Европе, сами же белорусы называли себя "русины", "белорусцы" (не следует путать с политической группой "белых" русских, которые выступали против большевиков во время гражданской войны в России), а также другими подобными формами слов, показывающих их принадлежность к народу Руси.

Термин "белорусы" распространился в основном в течение 19-го века, когда белорусские земли входили в состав Российской империи. Например, это можно проследить в исследованиях фольклориста Ивана Сахарова, в издании которых в 1836 году белорусы названы "литвинами", в то время как в издании 1886 года слова "Литва" и "Литовцо-руссы" (русины) заменяются соответственно словами "Белоруссия" и "белоруссы".

История белорусского народа

Самобытная культура белорусского народа начала формироваться во времена существования Великого Княжества Литовского, и ранее во времена Киевской Руси и Полоцкого княжества. Большинство белорусов являются потомками восточнославянских племен дреговичей, кривичей и радимичей, а также балтийского племени ятвяги, которое населяло запад и северо-запад современной Беларуси.

Белорусы, как нация, стали появляться в течение 13-14 веков в Великом Княжестве Литовском. В основном на землях в верхних бассейнах рек Неман, Днепр и Западная Двина.

В 13-18 веках белорусы в основном были известны как литвины / литовцы и русины, которые относились к восточному региону Великого Княжества Литовского (Литва, Великая Литва). В 13-14 веках частью ВКЛ были земли Белой Руси, Черной Руси и Полесья, на территории которых"русинский язык" развивался и постепенно стал доминирующим письменным языком в Великом Княжестве Литовском, заменив латынь. Судебник Казимира 1468 года и все три редакции Статутов Великого Княжества Литовского (1529, 1566 и 1588) были написаны на русинском (старобелорусском) языке. С 1630-х годов он был заменен польском языком, приобретающим все больший авторитет в Речи Посполитой в результате возникновения польской высокой культуры.

На основании доминирования русинского языка (который впоследствии трансформировался в современные белорусский и украинский языки) и культуры в восточных частях Великого Княжества Литовского, некоторые «современные» белорусские ученые и жители Беларуси считают, что ВКЛ, во времена своего существования, было частью белорусского государства.

В период с 1791 по 1917 год большая часть Беларуси, с ее христианским и еврейским населением, вошла в состав Российской Империи в результате завоеваний и дипломатических маневров, и стала частью региона, известного как "черта оседлости".

После Первой мировой войны белорусы стали возрождать свою государственность с разной степенью независимости - сначала как недолговечная БНР под немецкой оккупацией, а затем как Белорусская ССР с 1919 до 1991 года, которая объединилась с другими республиками, чтобы стать составной частью Советского Союза в 1922 году. Беларусь получила полную независимость с распадом Советского Союза в 1991 году.

Белорусская кухня

Белорусская кухня имеет одни корни с кухнями других восточных и северных стран Европы. Ее основу составляют преимущественно мясо и различные овощи, выращивание которых характерно для региона.

Достаточно многим белорусам не нравится, когда за рубежом нас путают с Россией и называют русскими. Но еще больше нам не нравится, когда сами россияне с долей пренебрежения относятся к нашей независимости, культуре и языку. Интернет-журнал MEL, выступая за мир во всем мире, решил собрать доказательства отличий белорусов от русских, начиная от генетики и этноса и заканчивая размером полового органа и героями сказок.

Белорусы – это западные балты с примесью славянской крови. Различия генетического уровня


Пару лет назад в России были проведены исследования под названием «Русский генофонд». Правительство даже выделило грант ученым из лаборатории центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Оказалось, что русские – это никакие не восточные славяне, а финны. Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны.

Результаты анализа ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов, - это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.

Анализ генофонда белорусов показал, что они генетически очень далеки от русских, фактически идентичны северо-восточным полякам – то есть жителям польской провинции Мазова. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: белорусы – это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а русские – финны.

В 2005 году в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство “Тэхналогія” опубликовала книгу Алексея Микулича «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса». Выводы автора очень схожи с мнением российских коллег. Каждый из трех восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах. Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. «Этнические облака»[этнос каждого народа был представлен облаком и в зависимости от схожести, соприкасался с «другими облаками»] белорусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются. Российское же «облако» очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское «этническое облако» вообще не граничит с финно-угорскими, а белорусское только касается их – центр «этнического облака» российских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.

«С кем быть Литве – извечный спор славян». Различия этноса белорусов и русских


Если верить энциклопедии «Беларусь», белорусский этнос сформировался в 13-16 веках, пройдя стадии от объединения племенных союзов через народность до нации.

То есть, он сформировался еще до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а к времени российской оккупации ВКЛ 1795 года это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности. Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта – почти все белорусы, несколько поляков), своей национальной белорусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ – на языке белорусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это белорусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 года, когда последний белорусский талер отчеканил Гродненский монетный двор) и т.д.
При этом, говоря сегодня о белорусском этносе, надо прежде всего понимать, о чем вообще идет речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» - крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов.

К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на белорусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии – ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве – извечный спор славян».

То есть, с точки зрения науки, говоря о белорусах и русских, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о «слиянии народов» якобы под предлогом их какой-то «этнической общности». НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не предрасположены к этому.

Мы всегда принадлежали к европейской культуре. Различия менталитета


«Белорус - совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима» - утверждает философ, эссеист и литературный критик Валентин Акудович . Со словами известного белорусского представителя культуры можно легко согласиться. Владимир Орлов , к слову тоже известный белорусский писатель и историк, в одном из интервью сказал «Белорусы исторически и ментально - европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной. Люди удивляются тому, что у белорусских городов было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи - Великом княжестве Литовском, - которая простиралась от Балтийского до Черного моря, но это была не империя. Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях белорусских городов мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь».

«Несмотря на все старания российских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета - ментально, разумеется. Даже после ухода Орды все осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всем мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у русских мысль, что «если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам». События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас» – также считает Валентин Акудович.

Двойной удар: больше на сантиметр и на единицу IQ


Мы решили сравнить два народа по многим показателям, и нашли таблицу длины мужских половых органов жителей разных стран. По последним данным, у среднестатистического белоруса половой орган – 14,63 см. Это очень хороший показатель (белорусы входят в 10-ку самых больших пенисов Европы). У восточных соседей дела обстоят куда хуже – среднестатистический россиянин может похвастаться только длиной в 13,3 см.

Про внешние отличия же говорить трудно. Хотя отличить внешне поляка, украинца и белоруса тоже вряд ли кто-то сможет.

В то же время специалисты выводят такую закономерность: чем длиннее пенис, тем ниже уровень интеллекта. В этом плане белорусам тоже есть чем похвастаться: средний IQ у представителей нашей национальности - один из высоких в мире: 97. У жителей же нашей восточный соседки показатель интеллекта на балл меньше - 96.

«Працуй пільна - ды будзе Вільня!». Разный сказочный герой


Самый обычный герой русских сказок – Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему все досталось. Или Иван-дурак, имеющий папу-царя и занимающийся не пойми чем. Герой же белорусских сказок: «працавіты ды мужны Янка», работающий целыми днями и терпящий издевательства “паноў ды ўлады”. Лодырь в белорусских сказках высмеивается, детей учат, что настоящий герой тот, кто долго и упорно работает, несмотря на удары судьбы. В общем «Працуй пільна - ды будзе Вільня!». В русских сказках все абсолютно наоборот. Существует интересное исследование белорусских сказок, написанное культурологом Юлией Чернявской . В наших сказках есть другая травма: например то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все белорусские сказки - про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.

Совсем разные. Белорусский и русский язык


В последнее время главное отличие белорусов от русских набирает популярность в нашей стране. Проводятся белорусскоязычные спортивные мероприятия, открываются бесплатные курсы изучения «роднай мовы». Конечно, белорусский язык довольно похож на русский, но зная тот же украинский или польский, можно увидеть, что с ними мова схожа намного больше. Доказать же то, что белорусский – самостоятельный язык и уж никак не придаток русского, можно проанализировав несколько базовых слов. «Благо» в русском языке означает «хорошо». В белорусском же «блага» означает «плохо». Когда корневые базовые слова имеют совершенно разные смыслы, это говорит и о том, что языки совсем разные.



Статьи по теме: