Суд над морозко фадеев разгром. Образ и характеристика морозка в романе разгром фадеева сочинение

/ / / Образ Морозка в романе Фадеева «Разгром»

В романе Александра Александровича Фадеева « » одним из главных героев является грубоватый шахтер Морозка.

Краткое описание названного персонажа звучит следующим образом: революционер в самом настоящем и правильном его проявлении. Правда, знакомство с ним Фадеев начинает по-другому и представляет его несколько иначе. Только на протяжении всего романа раскрывается сущность партизана Морозки, обрисовывается весь его истинный облик. Непривлекательный молодой человек в конце произведения становится народным героем и заслуживает наше уважение и любовь.

Рассмотрим же, как меняется образ этого партизана.

В самом начале Морозка очень подозрителен к командиру отряда , наверное, отчасти из-за своей природной мнительности. Он никогда не признает своей вины, готов обвинить во всех бедах и печалях кого-нибудь другого, но только не себя. Живет просто и ни о чем не задумывается. Такая легкость в отношении своего существования поначалу не вызывает одобрения. Но когда мы все больше узнаем героя, начинаем проникаться к нему иными чувствами.

Морозка идет за толпой, куда все, туда и он. Не лезет грудью на амбразуру, но и в сторону не свернет. Шахтерское братство для этого героя всегда стояло на первом месте. Беспечный и легкий, молодой человек был твердым и последовательным в своих убеждениях и принципах. Основная идея романа «Разгром» - огромнейшая переделка людей, и именно Морозка – тот герой, который станет необходимым материалом для революционного преобразования.

Жизнь не благоволит к Морозке, она ставит перед ним задачи нравственного выбора, и герой понемножку начинает задумываться о значимости своего существования. На показательном суде, устроенным Левинсоном, за кражу дынь с бахчи партизан предстает совершенно в ином, не характерном для него свете. Мы не слышим из его уст оправданий, он не трусит, а честно и по-взрослому раскаивается в проступке. Неумело подобранные слова позволяют почувствовать всю силу преданности Морозки отряду, всю широту и открытость его доброй души.

Он никогда не поступил бы, как , не погнался бы за спасением собственной шкуры, тем самым навредив людям, с которыми прошел тяготы и лишения военной жизни и боевых сражений.

Этот герой проходит большой путь становления, изменяется на наших глазах. Показателен эпизод на пароме, когда узнав о панике среди мужиков, Морозка вместо того, чтобы напугать их еще больше, а раньше бы он так и сделал, начинает успокаивать взволнованных людей. Это был первый и самый важный шаг на пути к переменам в личности героя, в его принятии себя, в способности видеть врага в себе, а не в других. Морозка никогда уже не станет прежним, он избавился от ненужной шелухи, все теперь стало просто и понятно. Грубый и необразованный шахтер сделал все, чтобы спасти родной отряд, он совершил настоящий подвиг.

Морозка – истинный партизан, революционер, новый человек, способный изменить судьбу своей страны и послужить ей верой и правдой.

Роман А. Фадеева “Разгром” можно назвать новаторским. Это проявляется в достаточной объективности автора в освещении событий и характеров персонажей. Герои Фадеева не делятся на строго положительных и отрицательных, они более жизненные и неоднозначные. Самыми яркими персонажами романа, безусловно, можно назвать Морозку и Мечика.
Мечик и Морозка – два героя романа А. Фадеева “Разгром”. Знакомство их состоялось при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика от смерти. А потом обстоятельства складываются так, что Мечик “отблагодарил” своего спасителя: занял большое место в сердце жены Морозки, безотказной Вари…
Морозка – рабочий, потомственный шахтер. Жизнь не баловала его: с двенадцати лет познал Иван Морозов тяжелый труд шахтера, а в восемнадцатом году вместе с женой Варей пошел “защищать Советы”.
Морозка неинтеллигентен, груб, рассказывает похабные анекдоты, матерится… На его фоне “чистенький” Мечик выглядит еще более деликатным, воспитанным, интеллигентным…
Если жизненный опыт у Морозки очень богатый, Мечик его почти не имеет, к партизанам он пришел с путевкой эсеров-максималистов. В голове Мечика была романтика, красивой и яркой казалась ему классовая борьба. Если Морозка пришел воевать, чтобы защищать свои трудовые интересы, то Мечик – всего лишь из любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента.
Автор постоянно приводит ситуации, позволяющие сравнить Морозку и Мечика. Морозка любит животных. Конь для него, с человеческим именем Мишка, – близкое и родное существо. Фадеев даже отмечает, что Мишка “походил на хозяина: такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив”.
Романтическое представление Мечика о классовой борьбе как о чем-то красивом, ярком иллюстрирует его обида на Левинсона за то, что вместо ретивого красавца коня ему выделили хилую лошаденку, тощую, которая когда-то использовали в крестьянском хозяйстве. Мечик обижается, а сам не умеет ухаживать за лошадью, не пытается научиться делать это. И несчастное беспомощное животное, голодное, “бродит по всем конюшням, тычась в чужое сено”.
Морозка же даже беседует со своим конем: “- Мишка-а…у-у… Сатана-а… – любовно ворчал Морозка, затягивая подпругу. – Мишка… у-у… божья скотинка…”
Морозка – далеко не идеальный герой. Он крадет дыни с баштана; сквозь пальцы смотрит на любовные похождения своей безотказной супруги Варюхи, не считает зазорным напиваться, строптив.
Варя увлеклась Мечиком, наверное, потому, что на фоне ее грубого, бесшабашного, не стыдящегося матерных слов мужа он кажется интеллигентным, мягким, деликатным, даже каким-то чистым. Но интеллигентность Мечика не помешала ему грубо обойтись с Варей. Совсем это не мужской поступок: оттолкнуть женщину, бросившуюся к любимому человеку для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, приободрить своей лаской, участием…
Более того, Мечик – трус. Он рвет свои отношения с Варей из страха перед Морозкой, а также боится, что о его с Варей отношениях узнают в отряде. Он делает больно женщине.
А вот Морозка, с виду грубый, невоспитанный, проявляет куда больше благородства по отношению к женщине. Когда Варя предлагает мужу побить ее, Морозка отвечает: “Нет, бить я не стану. Оно и следовало бы, да не привык я бить вашего брата”. Необразованный, грубый Морозка в этой непростой любовной ситуации проявляет деликатность.
Разрыв с женой побудил героя задуматься над своей жизнью: он стал более сознательным, ответственным, его упрощенный взгляд на жизнь стал более сложным. Открыл Морозка для себя и еще одну истину: а ведь он любит Варю, она дорога ему.
Мечику до слез жалко корейца, у которого конфисковали в пользу партизанского отряда свинью (теперь семья корейца умрет от голода), но эта жалость не помешала ему есть свинью вместе со всеми! Он подслушал разговор Левинсона и Сташинского, пришел в ужас от решения командира ускорить уход из жизни Фролова, дав ему вместо лекарства яд. Мечик плакал, страдал, даже высказал Сташинскому свое отношение к этому бессердечному решению. Но… сохранил в секрете услышанное, наверное, из страха.
Морозка – настоящий мужчина, мужественный, смелый. У него есть дело, которому он служит, и он готов ради него отдать жизнь. Его слова о том, что он “кровь отдаст по жилке за рабочее дело” не бравада. Чувство товарищества, чувство долга, ответственности стали определяющими в его характере и побудили Морозку совершить подвиг – ценой собственной жизни предупредить отряд о грозящей опасности.
Мечик ненавидит классовую борьбу с ее жестокостью и бесчеловечностью (мне это импонирует), но все-таки он трусливый, беспринципный, способный только на то, чтобы быть жалостливым, свободу он получает ценой предательства.
Два героя романа “Разгром” – Морозка и Мечик – антагонисты. Они противопоставлены друг другу. Морозка намного ближе автору, тогда как таких людей, как Мечик, Фадеев считает недостойными, незрелыми, неготовыми к революционной борьбе.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Роман Александра Фадеева написан в начале ХХ века, в это время было два взгляда: социал-демократы и эсеры-максималисты. В романе есть два героя Морозка и Мечик, обладающие этими убеждениями. Чтобы лучше разобраться в этих направлениях, мы сравним героев. На их сравнение Read More ......
  2. Мечик – один из главных героев романа А. Фадеева “Разгром”. Он впервые появляется на страницах произведения, когда смелый, отчаянный, немного бесшабашный Морозка спасает его от неминуемой смерти. Первая характеристика, которую дает писатель герою, очень лаконичная и точная: “чистенький”. Фадеев пишет: Read More ......
  3. Роман А. Фадеева “Разгром” повествует об одном из эпизодов партизанского движения во время гражданской войны. В центре его внимания три основных образа. Во главе отряда стоит Левинсон. Образ красного командира Левинсона – своего рода открытие Фадеева: налицо его новаторство в Read More ......
  4. Основную идею романа “Разгром” А. Фадеев определил так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала… Все неспособное бороться отсеивается… Происходит переделка людей”. Насколько бы противоречивой ни была оценка событий гражданской войны с позиций сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, Read More ......
  5. Тема романа “Разгром” – изображение гражданской войны на Дальнем Востоке, показ тяжелой борьбы красных партизан против белогвардейцев и японцев. Идею произведения очень удачно сформулировал сам Фадеев в статье “Мой литературный опыт – начинающему автору” (1932): “Какие основные мысли романа? Первая Read More ......
  6. I Идейный смысл романа. II Становление героя в романе: 1) Бывших пастуха и шахтера – Метелицы и Морозки; 2) Интеллигентов Левинсона и Мечика. III Историческая и нравственная ценность романа. Фадеев писал роман “Разгром” в течение трех лет с 1924 по Read More ......
  7. Теме революции и гражданской войны посвящены многие произведения русской литературы. Большинство из них были написаны в 20-ые годы прошлого века, “по горячим следам” событий. Безусловно, огромное количество этих произведений освещало одну, советскую, точку зрения на глобальные перемены, произошедшие в стране. Read More ......
  8. “Разгром” (1927) – социально-психологический роман, в котором изображается народ в годы гражданской войны. Сюжет и композиция романа построены так, чтобы показать ростки нового (советского) сознания в душах бойцов маленького партизанского отряда – таков, по мнению Фадеева, закономерный результат революционных событий. Read More ......
Сравнительная характеристика Морозки и Мечика (по роману А. Фадеева “Разгром”)

Которого мы проведем в этой статье, был написан в 1927 году. Александр Александрович впервые в русской литературе сосредоточил основное внимание на изображении внутреннего мира и революции - рядовых героев. В романе все подчинено решению указанной задачи - от особенностей композиции, выбора ситуации до использованных в тексте приемов психологического анализа. Такова особенность произведения "Разгром" Фадеева. Анализ его, а также краткое содержание этого романа мы предлагаем вашему вниманию.

Выбор автором времени и места действия

Фадеев, рассказывая о развернувшемся на Дальнем Востоке в период гражданской войны, выбирает для своей повести трагическую ситуацию, которая обозначена в названии: речь идет о разгроме одного отряда партизан. Наиболее ярко в этих испытаниях раскрываются характеры различных героев, как показывает проведенный нами анализ. "Разгром" (Фадеев) - произведение, в котором большую роль играет идея трансформации личности. По словам самого автора, происходит "переделка людей".

Изображение психологии героев

Развернутое введение составляют первые 8 глав произведения "Разгром" Фадеева. Анализируя их, можно заметить, что целый ряд назван по именам главных героев романа: "Левинсон", "Мечик", "Морозка". Также можно отметить, что автор сознательно замедляет темп развития действия, с тем чтобы представить читателям истории главных персонажей, описать их взаимоотношения, подготовить к пониманию поведения их во время сражений.

Изображая психологию героев, писатель использует традицию классической русской литературы. Проводя анализ романа "Разгром" Фадеева, следует отметить, что больше всего Александр Александрович опирается на творчество Л. Н. Толстого. Автор следует его принципам, несмотря на то, что время, в которое создавалось произведение, было отмечено яростным отрицанием прошлого, в том числе литературного, а внимание к анализу внутреннего мира считалось "психоложеством". В традициях Толстого в тексте выдержаны приемы психологического анализа: пейзажные и портретные детали, а также внутренние монологи, обнаруживающие тайные причины действий героев, их чувства и мысли (главы "Девятнадцать", "Груз", "Левинсон").

Использование приема антитезы, ее анализ

"Разгром" (Фадеев А. А.) - это произведение, в котором используется прием антитезы, которая раскрывает напряженность психологических, нравственных, исторических конфликтов. В противопоставлении Морозки и Левинсона, а также последнего и Мечика показывается значение сознательности, убежденности в становлении человеческой личности.

Так, в произведении сталкиваются Мечик и Морозка. Анализ романа "Разгром" Фадеева выявляет, в чем состоит их противоборство. С самого начала при этом обнаруживается превосходство "классового чутья", присущего пролетариям, над сомнениями этого "чистенького" интеллигента, интересующегося не революцией как таковой, а собой в ней. Прочитав произведение, мы можем убедиться в том, что в романе явно главенствует классовый принцип, когда оценивается человек. Сказывается в этом прежде всего историческая ограниченность, присущая взглядам автора.

Изображение внутреннего становления человека

Основное внимание в романе "Разгром" Фадеев это доказывает) уделяет такому моменту, как формирование личности человека, борящегося за новую жизнь, нравственному и психологическому его становлению. Процесс возмужания его с наибольшей полнотой раскрывается на примере Ивана Морозова, шахтера по прозвищу Морозка. С ним связаны так или иначе 12 глав из 17. В произведении изображаются последовательно перемены в мыслях и чувствах этого человека. В этом процессе особую роль играет Левинсон, командир отряда. Подвиг стал итогом короткой жизни Ивана Морозова. Он ценой собственной жизни спас своих товарищей.

Герой, не выдержавший испытаний

Как мы уже отмечали, на антитезе строит свой роман "Разгром" Фадеев. Анализ произведения показывает, что антипод Ивана Морозова - Павел Мечик, не выдержавший испытаний суровой действительностью. Каждый его поступок автор трактует как выражение эгоизма, слабости, отсутствие нравственного стержня. Все эти черты в конце концов толкают Мечика к предательству. В развенчивании этого героя автор последователен. Этот человек для него изначально труслив, мелок, а страдания его ничтожны, поверхностны. В описании данного интеллигента мы не находим стремления к изображению противоречивой, сложной личности, характерной для современников автора.

Мы выделили лишь основные моменты, которые присутствуют в произведении "Разгром" Фадеева. Анализ наш можно дополнить. Ведь каждый из нас по-своему понимает литературу. Попробуйте самостоятельно найти некоторые другие особенности романа "Разгром" (Фадеев). Анализ по главам поможет вам лучше понять произведение, выявить интересные закономерности.

В произведении рассказывается о том, что Левинсон, командир отряда партизан, приказывает Морозке, своему ординарцу, отвезти в другой отряд пакет. Тому ехать не хочется, он предлагает поэтому отправить кого-либо другого. Командир, услышав об этом, приказывает спокойно своему ординарцу сдать оружие, после чего отправляться, куда ему вздумается. Одумавшись, Морозка решает взять письмо и едет с заданием, заметив, что ему никак нельзя "уйтить из отряда". Это не случайно отмечает Фадеев ("Разгром"). Анализ Морозко, главного персонажа романа, выявляет его сложный характер, внутреннюю борьбу. Чем она закончится, вы узнаете, дочитав до конца краткое содержание произведения.

Предыстория Морозки, герой подбирает Мечика

Опишем дальнейшие события. Затем следует предыстория Ивана Морозова. Он работал шахтером, уже во втором поколении. Морозка делал бездумно все в своей жизни, в том числе женился на Варе, гулящей откатчице, а затем так же ушел защищать Советы в восемнадцатом году.

На пути к отряду под командованием Шалдыбы, куда везет пакет ординарец, он замечает бой между партизанами и японцами. Русские солдаты бегут, бросив при этом раненого парнишку, одетого в городской пиджак. Морозка его подбирает и возвращается к своему командиру Левинсону. Проводя анализ рассказа "Разгром" Фадеева, мы уже упоминали о Павле Мечике. Чуть ниже мы подробнее представим вам этого героя.

Мечиков в лазарете

Павел Мечик, которого подобрал Иван, очнулся только в лесном лазарете, заметил медсестру Варю (которая является женой Морозки) и доктора Сташинского. Раненому делают перевязку. Сообщается в предыстории этого персонажа, что он, когда жил еще в городе, захотел погеройствовать, поэтому решил отправиться к партизанам. Однако разочаровался, когда попал к красным. Он пытается в лазарете разговориться с доктором Сташинским. Но тот, узнав, что этот человек водил дружбу в основном с максималистами-эсерами, неохотно разговаривает с Мечиком.

Проступок Морозки

Раненый герой сразу же не понравился Морозке. Его мнение о нем укрепилось, когда в лазарете Морозка навестил жену. После этого он попытался украсть у Рябца, сельского председателя, дыни. Однако вынужден был ретироваться, застигнутый хозяином. Жалуется Левинсону председатель, и тот отдает приказ забрать оружие у Морозки. Сельский сход был назначен на вечер для того, чтобы обсудить ненадлежащее поведение этого ординарца. Потолкавшись среди мужиков, Левинсон окончательно понимает, что отряду необходимо отступать, так как японцы уже совсем близко. Партизаны собираются к назначенному часу, и командир излагает, в чем дело, предлагая решить всем, как поступить с Морозкой.

Морозка дает обещание, догадывается о взаимоотношениях своей жены и Мечикова

Дубов, партизан, бывший шахтер, говорит, что необходимо выгнать из отряда ординарца. Это так сильно действует на провинившегося героя, что он дает слово никогда ничем больше не опозорить звание бывшего шахтера и партизана. Морозка в одну из своих поездок в лазарет догадывается о том, что у Мечика и его жены возникли особенные отношения. Никогда ранее не ревновавший ни к кому свою супругу, он на сей раз испытывает злобу и к своей жене, и к этому "маменькому сынку" (определение, которым награждает Морозка Мечика).

Мечику достается лошадь

Все в отряде думают, что Левинсон является человеком "правильной", "особой" породы. Партизаны считают, что командир все понимает и знает, хотя тот испытывал порой колебания и сомнения. Левинсон, собрав сведения со всех сторон, приказывает отступать своему отряду. Мечик, уже выздоровевший, возвращается в отряд. Командир распоряжается предоставить ему лошадь. Так Мечику достается "скорбная слезливая" кобыла по кличке Зючиха. Обиженный партизан не знает, как с ней обходиться. Не умея сблизиться с другими членами отряда, он не способен увидеть "главных пружин" его механизма.

Мечиков с Баклановым отправляются в разведку

Мечикова вместе с Баклановым решают отправить в разведку. Они натыкаются в деревне на японский патруль и убивают в перестрелке троих. Обнаружив главные силы японцев, двое партизан возвращаются в свой отряд.

История с Фроловым

Необходимо отступать, требуется эвакуировать госпиталь, однако раненого смертельно Фролова брать с собой нельзя. Сташинский и Левинсон поэтому решают дать ему яду. Их разговор случайно слышит Мечик. Он пытается помешать доктору. Тот на него кричит. Фролов понимает, в чем дело, и соглашается выпить яд.

События в деревне

Отступает отряд, Левинсон отправляется проверять караулы во время ночевки, затевает разговор с Мечиком, который стоит на посту часового. Тот пытается объяснить командиру, что ему плохо в отряде, но у Левинсона после этого разговора складывается впечатление, что этот партизан - "непроходимый путаник". Командир посылает в разведку Метелицу. Тот прокрадывается в деревню, где находятся в то время казаки, забирается за ограду дома, в котором живет временно начальник эскадрона. Казаки его обнаруживают, запирают в сарае, а наутро допрашивают, после чего ведут на площадь. Здесь человек в жилетке выходит вперед, ведя испуганного пастушонка за руку. Этому мальчику Метелица оставил коня накануне, встретившись с ним в лесу. Начальник казаков хочет допросить ребенка "по-своему", однако Метелица, стремясь задушить, бросается на него. Стреляет начальник - и погибает Метелица.

Сражение с казаками

Продолжает свое произведение ("Разгром"). Анализируя дальнейшее содержание, можно выделить следующие ключевые моменты. Казачий эскадрон уходит по дороге. Его в это время обнаруживают партизаны, которые устраивают засаду, обратив в бегство казаков. Убивают во время сражения коня Морозки. Партизаны, заняв седло, по приказу командира расстреливают вышеупомянутого человека в жилетке. В село на рассвете прибывает конница врагов. Отряд Левинсона, значительно поредевший, отступает в лес, на болота, но застревает там, поскольку впереди трясина. Тогда Левинсон решает гатить болото. Осуществив это, отряд пробирается к мосту, где устроили засаду казаки. Отправляется в дозор Мечик, но бежит, обнаруженный казаками, побоявшись предупредить отряд Левинсона. Морозка, ехавший вслед за ним, стреляет три раза, как договаривались, и погибает. Отряд Левинсона бросается в атаку, в живых остается лишь 19 человек.

Итак, мы рассмотрели произведение, которое создал Фадеев анализ его были вам представлены. Надеемся, эта статья оказалась вам полезна.

Сопоставление характеров Мечика и Морозки занимает в романе «Разгром» значительное место, позволяя прояснить тему революционного мировоззрения и революционной морали, как понимал их Фадеев. Если попытаться в двух словах охарактеризовать героев, то Морозка — пример истинного революционера, тогда как Мечик — воплощение того чуждого и никчемного что без следа сметается революцией. Однако следует помнить, что Мечик при всем своем ничтожестве сумел причинить немало вреда, а Морозка, в конце концов проявивший себя героем, в начале книги предстает не слишком привлекательной личностью. Оба персонажа меняются, их характеры эволюционируют, с каждой страницей проявляя свою истинную сущность.

Если с самых первых глав задаться целью сравнить Морозку и Мечика, то между ними можно даже найти некоторое сходство, несмотря на то, что сами они считают себя людьми совершенно разными и испытывают взаимную неприязнь. Например, оба они с долей подозрения относятся к Левинсону. Морозка — по той причине, что он вообще подозрителен к людям, а слабохарактерный Мечик — потому, что прислушивается к словам Чижа. Оба героя склонны обвинять в своих несчастьях «кого-то другого». Но после таких неожиданных пересечений Морозка и Мечик начинают расходиться все дальше и дальше, уже не оставляя поводов для сравнений.

Морозка с первых страниц предстает перед нами героем малопривлекательным. Он живет просто и бездумно: «жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец». (Для Мечика жизнь была, напротив, чрезвычайно сложным явлением.) Морозка всегда шел туда же, куда все: в ближайшее село веселиться или бить беляков. Он никогда не забегал вперед, но никогда и не отступал в сторону. Для него всегда святой была верность шахтерскому братству. Таким образом, будучи человеком хоть и беспечным, но твердым в самых важных убеждениях, Морозка являлся благодатным материалом для революционной переделки, которую сам автор определял как основную идею «Разгрома».

Жизнь один за другим преподносила Морозке нравственные уроки, и он исподволь начинал задумываться о своем существовании. В пятой главе мы становимся свидетелями сцены воровства дынь, а затем — схода, на котором решалась судьба Морозки. Именно на этом сходе Морозка показал себя в совершенно неожиданном свете. Он не струсил, не стал оправдываться. Он не умеет подобрать слов, чтобы высказать то, что чувствует, но становится ясно, что в его желании отдать кровь «по жилке за каждого» нет ни капли фальши, неискренности. После этих слов почему-то не остается сомнений в его преданности отряду.

Важный урок преподносит Морозке и Варя. Стоит ему осознать, что жена испытывает искренние чувства к другому, он понимает, что Варя составляет немалую часть его существования, что без нее он одинок. К тому же полюбила она не кого-нибудь, а Мечика, которого Морозка ненавидит. Это осознание рождает все новые размышления.

Все наслаивающиеся друг на друга происшествия заставляют Морозку задумываться, о своей жизни все глубже и серьезней. Первый результат этих раздумий — мелкий, но очень важный эпизод у парома. Морозка, узнав о панике среди мужиков, вместо того, чтобы по привычке попугать их, стал успокаивать. Происшествие неожиданно и приятно даже для него самого, это первый шаг на пути к тем большим переменам, которые произошли в нем. Это путь к ясности и простоте, к революционной сознательности. И самое главное доказательство тому, что Морозка никогда больше не станет прежним, то, что он, наконец, начинает видеть врага в самом себе, а не в «ком-то другом». Морозка, как от шелухи, избавляется от ненужных, пустых мыслей, что в конце концов и приводит его к подвигу, который подтвердил — да, Морозка партизан и революционер в полном смысле этого слова.

Мечик же, в противовес Морозке, погрязает в огромном количестве мыслей. Он вообще с самого начала выступает как антипод Морозки. И их взаимная неприязнь связана не только с Варей. Морозке с самого начала не понравился Мечик по довольно странной с первого взгляда причине — он был какой-то «чистенький». Для читателя это, конечно, не повод, чтобы испытывать отрицательные эмоции в отношении Мечика, но, как мы убеждаемся позже, первоначальная оценка Морозки была верна. Поначалу же Мечик может вызвать даже сочувствие. Он, семнадцатилетний мальчик, является в отряде парией, над ним насмехаются по всякому поводу, даже потому, что он за обедом съедает меньше фунта хлеба. Но жалость к этому герою быстро испаряется. Он оказывается слабовольным, не умеет постоять за себя, дать отпор обидчикам или хотя бы высказать свое недовольство. Вся его решимость после госпиталя «поставить себя на равную ногу» с остальными партизанами тает, когда он попадает во взвод к Кубраку, получает паршивую лошадь и предоставляется самому себе. Был бы человек сильный, как Морозка, — выжил бы даже у самого глупого взводного, заставил себя уважать. Но Мечик слаб, неразвит* боязлив. Все это перерастает в трусливую мысль убежать из отряда. Это, пожалуй, единственный поступок, который он совершил осознанно и расчетливо, хотя бегство и описано, как стечение случайных обстоятельств. Увы, эти обстоятельства сложились так, что Мечик предал отряд. Его вечное бездействие завершилось одним только деянием, которое стоило жизни многим десяткам людей. Предательство Мечик совершил даже не по убеждению, и здесь проявив себя слабой натурой. Его невинные слабости и страх за собственную шкуру стоили жизни почти всему отряду. В этом и состоит существенная разница между Морозкой и Мечиком. Первый, грубый, невежественный шахтер, спас отряд, второй, интеллигент, — предал его. Проявилась со всей отчетливостью одна из идей автора: нарисовать яркими штрихами портреты борца за революцию и ее врага, потому что такие, как Мечик, были именно врагами, и их страх за себя приносил больше вреда, чем откровенные выпады против революции. Морозка лее воплотил в себе лучшие черты большевиков.

Роман А. А. Фадеева «Разгром» был написан в 1926 году. В основе произведения лежит рассказ-этюд писателя «Метелица», который был затем развернут автором до крупного произведения. В романе «Разгром» Фадеев, сосредоточившись на изображении военной жизни небольшого отряда партизан, описывает события Гражданской войны (1917 – 1923), происходившие в Уссурийском крае. Произведение является ярким примером литературного направления соцреализм.

При подготовке к уроку литературы либо перед проверочной работой советуем прочитать краткое содержание «Разгром» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Левинсон – командир отряда, «маленький, неказистый на вид - весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен», сын торговца подержанной мебелью.

Мечик Павел – молодой парень, который пошел в партизаны, мечтая о подвигах, но оказался слишком слаб духом. Бросил отряд, сбежав в город. Был влюблен в Варю.

Морозка (Иван Морозов) – ординарец, муж Вари, родился в шахтерской семье. Был убит казаками.

Другие персонажи

Варвара (Варя) – сестра милосердия в лесном лазарете, жена Морозко, была влюблена в Мечика.

Сташинский – доктор в лесном лазарете.

Бакланов – помощник Левинсона.

Дубов, Метелица, Кубрак – взводные в отряде Левинсона.

Чиж, Пика, Ефимка – партизаны в отряде Левинсона.

1. Морозка

Левинсон отправляет Морозку отвезти пакет в отряд Шалдыбы. Не желая ехать, ординарец пытается уговорить командира, чтобы тот послал кого-то другого. Однако когда Левинсон сказал, что если Морозка не хочет слушаться, то пусть сдаст орудие и «убирается на все четыре стороны» , ординарец угрюмо соглашается.

«Морозка был шахтер во втором поколении» , четвертый сын в семье. Всю жизнь он «не искал новых дорог» , делая все бездумно. Морозка воевал на фронте, был шесть раз ранен и дважды контужен, и до революции уволился. Вскоре женился на откатчице Варе, а в «восемнадцатом году» ушел «защищать Советы» .

По дороге к Шандыбе Морозка попадает под обстрел – идет бой между партизанами и японцами. Партизаны бегут от неприятеля, оставив на поле раненого парнишку в городском пиджаке. Морозка спасает его.

2. Мечик

«Спасенный не понравился Морозке с первого взгляда» . Раненого звали Павел Мечик. Очнулся он уже в лесном лазарете, куда его привез Морозка. Раньше Мечик жил в городе и шел к партизанам, мечтая о подвигах. Ног вскоре его представления и фантазии были развеяны реальностью.

В лазарете Мечик влюбляется в «милосердную сестру» – Варю, жену Морозка, она тоже испытывает к Павлу благосклонность. Однако старый партизан Пика отзывается о женщине как о «блудливой» – «не может никому отказать – и все тут» .

3. Шестое чувство

Морозка считал, что Мечик «пришел к ним на готовенькое» («хотя на самом деле трудный крестный путь лежал впереди») и не понимал, что в нем нашла его Варя.

Морозка крадет у сельского председателя Рябца дыни, и Левинсон приказывает забрать у ординарца оружие, назначая на вечер собрание для разбора этого вопроса.

Левинсон, допрашивая своих разведчиков, понимает, что что-то надвигается – «чувствовалось что-то неладное» . Командир распорядился насушить сухарей и увеличить порцию овса для лошадей.

4. Один

Мечик переживает из-за того, что все к нему относятся с насмешкой, а не с сочувствием. Павел рассказал Сташинскому, что раньше служил у «максималистов» . Узнав об этом, доктор стал относиться к Мечику более «сухо» и «отчужденно» .

5. Мужики и «угольное племя»

Левинсон пошел на собрание раньше, чтобы разведать слухи, ходившие среди мужиков. В мужицких голосах командир «улавливал тревожные нотки» . На собрании Дубов предложил выгнать Морозку, но ординарец поклялся, что это больше не повторится. Левинсон распорядился о том, чтобы партизаны помогали мужикам в свободное время по хозяйству.

6. Левинсон

Доходившие до Левинсона тревожные вести не давали ему что-то предпринимать, однако о его колебаниях никто не знал. «С той поры как Левинсон был выбран командиром, никто не мог себе представить его на другом месте: каждому казалось, что самой отличительной его чертой является именно то, что он командует их отрядом» .

Вскоре приходит известие, что японский десант занял город. Левинсону передали приказ о «сохранении боевых единиц» . Командир принимает решение об отступлении.

7. Враги

По указанию Левинсона Сташинский начинает «постепенно разгружать лазарет» . Влюбленная в Мечика Варя, по-матерински советует ему пойти в отряд к Левинсону.

В лазарет приезжает Морозка. Иван, ранее не ревновавший Варю, начинает злиться, заметив симпатию между Павлом и Варей – то, что «любовником его жены может быть такой человек, как Мечик, показалась ему сейчас очень обидной» . Морозка ссорится с Мечиком.

8. Первый ход

Явившись к Левинсону, Морозка попросил «пустить его во взвод» , назначив ординарцем Ефимку. Командир согласился. Морозка был рад, «что снова находился среди ребят» .

Ночью Левинсон, подняв боевую тревогу, объявил, что они уходят отсюда.

9. Мечик в отряде

Сташинскому доложили об отступлении отряда. В этот же день Мечик впервые встал на ноги. Павел и Варя сближаются еще сильнее. Он был первым, кому Варя сказала «желанный, любимый» . Павел же очень робел в ее обществе, еще и чувствуя свою вину перед спасшим его Морозкой. Вместе с Пикой Мечик ушел в отряд к Левинсону. На прощание Варя подарила Павлу вышитый кисет.

Левинсон, расспросив Мечика о его предыдущей службе, направляет парня к Кубраку, дав в распоряжение «неказистую» кобылу Зючиху. Мечика возмутило, что ему дали плохую лошадь, он видел в этом насмешку над ним со стороны Левинсона. Обидевшись, Павел решил не ухаживать за Зючихой, за что «снискал всеобщую нелюбовь, как «лодырь и задавала» » . В отряде Мечик больше всего общается с Чижом, который научил его «отвиливать от дневальства, от кухни» .

10. Начало разгрома

Разведчики Левинсона докладывали о том, японцы заняли большие территории. Командир решил отправить в разведку Бакланова и Мечика. Вопреки сведениям предыдущих разведчиков в деревушке Соломенной были японцы. Застрелив троих неприятелей, Бакланов и Мечик сбежали, узнав все необходимое.

11. Страда

Во время перехода через тайгу партизанам приходилось бороться с голодом и холодом. «Левинсон глубоко верил в то, что движет этими людьми не только чувство самосохранения, но и другой, не менее важный инстинкт, <…> по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью» . По дороге партизаны встретили даубихинского спиртоноса Стыркшу, который рассказал, что за «поимку живого или мертвого» Левинсона обещана награда.

Партизаны приходят к госпиталю. Сташинский и Левинсон, понимая, что смертельно раненый Фролов будет только обузой, решают дать ему яд. Случайно услышавший их разговор Мечик пытается помешать происходящему, кричит на доктора. Фролов осознает, что ему дали не просто лекарство и перед смертью просит позаботиться о его сыне.

12. Пути-дороги

Вновь увидев Варю, Морозка снова начал думать о жене и о Мечике, стараясь «уверить себя, что ему все безразлично» . Партизаны начали продвигаться дальше. На одном из привалов Варя, все это время скучавшая по Мечику, сама подошла к нему. Однако Павел смутился и женщину потащил в кусты Чиж – «и ей действительно стало все безразлично» .

13. Груз

Стоя часовым, Мечик понимает, что хочет покинуть отряд. Об этом он говорит совершающему обход Левинсону. Мечик объясняет командиру, что считает себя никуда не годным и не нужным партизаном и просит отослать его в город. Раздумывая после об их беседе, Левинсон подумал, что « «до тех пор пока у нас, на нашей земле <…> миллионы людей живут еще в грязи и бедности, <…> до тех пор могут рождаться на ней такие ленивые и безвольные люди, такой никчемный пустоцвет…» .

14. Разведка Метелицы

Левинсон отправляет Метелицу в разведку в деревню. Выбравшись из тайги, взводный знакомится с мальчиком-конюхом, у которого оставляет лошадь. Узнав, что в деревне обосновались казаки, Метелица пытается разведать что-то под окнами дома начальника эскадрона, но его ловят.

Новость о том, что Метелица не вернулся, взволновала Левинсона, но они все равно решили выдвигаться. Командир сильно болел, и с каждым днем ему становилось все хуже.

15. Три смерти

Метелица очнулся в большом темном сарае, думая о том, как он «сможет показать тем людям, которые станут его убивать, что он не боится и презирает их» . После допроса взводного вывели на площадь. Один из мужиков выводит пастушонка, у которого Метелица оставил лошадь. Казаки хотят допросить мальчика, но взводный бросается в защиту пастушонка и погибает от казачьей пули.

Партизаны заметили приближающийся эскадрон казаков. Отряд Левинсона прогоняет противника, время стычки был убит конь Морозки. По приказу командира расстреляли мужика, который выводил на площадь мальчика-пастушка.

16. Трясина

Не участвовавшая в атаке Варя приехала в село, когда все уже разбрелись по хатам. Узнав, что Морозка жив, она тут же отправилась его искать и нашла пьяным на улице – мужчина напился, горюя о смерти коня. Женщина помогла ему встать и отвела на сеновал. Неожиданно для себя Морозка поцеловал Варю второй раз в жизни. Они помирились.

Утром на село начала наступать вражеская конница. Из-за недостатка людей отряду Левинсона пришлось отступать в лес. Бойцов останавливает трясина. Левинсон приказывает гатить болото. Под пулями противника партизанам удалось перейти трясину.

17. Девятнадцать

Недалеко от места, где переправлялись партизаны, казаки устроили засаду. Мечика отправляют в разведку. Засыпая на лошади, он видит перед собой казаков, но, не предупредив отряд, в испуге сбегает, а после возвращается город. За Мечиком ехал Морозка. Иван успевает выстрелами предупредить свой отряд, после чего его убивают казаки.

Левинсон приказывает идти на прорыв. Ему сообщают, что убили Бакланова. Не скрывая больше своей слабости, командир расплакался. Прорвавшись, «выехали они из леса – все девятнадцать» и оказались в поле.

«Левинсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и землю, сулившую хлеб и отдых, этих далеких людей на току, которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом, - и перестал плакать; нужно было жить и исполнять свои обязанности» .

Заключение

В романе «Разгром» Фадеев поднял ряд важных тем, ведущей из которых является тема революции и Гражданской войны. В произведении маленький мир небольшого партизанского отряда становится отражением реальной масштабной картины исторических событий того периода. Центральными фигурами романа являются образы красного командира Левинсона и слабого духом партизана Мечика, через противопоставление которых автор подчеркивает, что ведущей силой революции являлись «простые люди» с огромной волей к победе.

Тест по роману

Хорошо запомнили краткое содержание? Пройдите тест!:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 1663.



Статьи по теме: