Сочинение на тему: образ хлестакова в сатирической комедии н. в

Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращенные отношения, в которые люди поставлены друг к другу. Но, конечно, для этого нужны были и некоторые качества самого Хлестакова. Когда человек напуган (а в данном случае напуган не один человек, а весь город) , то самое эффективное - это дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать катастрофическому возрастанию "всеобщего страха". Ничтожный и недалекий Хлестаков с успехом это делает. Он бессознательно и потому наиболее верно ведет ту роль, которой от него требует ситуация.

Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа) . Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим ревизорским "обязанностям" становятся ясны не сразу.

Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процесса ориентации - для этого ему, недостает элементарной наблюдательности. Не строит он никаких планов обмана чиновников - для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что в чем оно состоит, он и не задумывается. Только перед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли "за государственного человека", за кого-то другого; но за кого именно, он так и не понял. Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли.

Комизм явления 8 (действия 2) в том, что здесь каждый говорит и верит в то, что говорит, хотя на самом деле все по-другому. Городничий считает, что Хлестаков умело лжет, что бы не раскрывать свой статус проверяющего, Хлестаков нагло и самоуверенно старается доказать, что он хоть и живет в долг, но все вернет. Каждый говорит в то, что верит, хотя все это не состыкуется с правдой. Отсюда и комизм ситуации.

У городничего много реплик в сторону, так как в этом раскрывается его характер, мысли и эмоции по отношению к лже-ревизору и всей ситуации.

Хлестаков настолько глуп, что даже не сразу понимает, за кого его принимают. Он живет одной минутой, вдохновенно может лгать, но делает это не сознательно, не ставя целью кого-нибудь обмануть. Он не отдает себе отчета в своих поступках, "легкость в мыслях необыкновенная". Парадокс заключается в том, что такого пустого человека все принимают за важную персону. После того, как городничий приглашает Хлестакова к себе, все окончательно становятся уверенными в том, что он и есть ревизор. После его вдохновенного, доходящего до абсурда лживого выступления о том, какая он важная фигура в Петербурге, чиновники боятся его еще больше и считают своим долгом один за другим приходить к нему и «каятся».

Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы «узнать, что он такое и в какой мере его нужно опасаться». После посещения богоугодного заведения, где гостю был предложен великолепный завтрак, Хлестаков был на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя, он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они как бы кладут ему все в рот т создают разговор», ― пишет Н. В. Гоголь в «Предуведомлении». За несколько минут в сцене вранья Хлестаков делает головокружительную карьеру: от мелкого чиновника («Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…») до фельдмаршала («Меня сам государственный совет боится»). Действие в этой сцене развивается со все нарастающей энергией. С одной стороны, это россказни Ивана Александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления. С другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя. Их переживания выразительно передают ремарки: в начале беседы «городничий и все садятся» по милостивому приглашению Хлестакова, однако при упоминании, что в его прихожей якобы можно встретить графов и князей, даже министра, «городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». Слова: «И точно, бывало, как прохожу через департамент ― просто землетрясение, все дрожит и трясется, как лист» ― сопровождаются ремаркой: «городничий и прочие теряются от страха». В конце сцены городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что то, но с перепугу не может вымолвить ни слова. Хлестаков сам верит в то, о чем говорит. Он, завираясь, представляет себя и великим писателем, и генералом, и общественным деятелем, чуть ли не самим государем-императором.

Без зазрения совести этот герой берет «в долг» от чиновников деньги, зная, что не вернет их. Хлестаков считает допустимым волочиться сразу за двумя дамами – женой и дочерью городничего, обеим обещая любовь до гроба: «Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй...»

И все это «безобразие» могло бы продолжаться еще долго. И закончилось бы очень плачевно для самого Хлестакова, ведь герой не смог бы вовремя остановиться. По счастливой случайности он уезжает из города, и вскоре городничий и весь город узнают, что это был всего лишь обманщик, лгун, вертопрах: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю».

Хлестаков уезжает из города, так как догадывается, что скоро его разоблачат.

Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» принадлежит к жан­ру сатирической комедии. В ней в смешном свете вы­ставлены явления, которые далеко не всегда кажутся смешными, в первую очередь пороки отдельных людей и общества в целом. Часто этот способ привлечь вни­мание людей к какой-либо проблеме является самым действенным или вообще единственным.

Комедия целиком посвящена провинциальной жиз­ни и ее проблемам. Автор представил целый ряд кари­катурных образов жителей маленького городка. Это и чиновники-взяточники, и чиновники-воры и пьяни­цы, и «провинциальные кокетки», и мошенники-купцы, и просто обыватели. Одни из них, такие как городни­чий Сквозник-Дмухановский или смотритель богоугод­ных заведений Земляника, вызывают возмущение и неприятие; другие, как Анна Андреевна, жена город­ничего, — смех; третьи, суетливые, глуповатые Боб­чинский и Добчинский, — снисходительную улыбку. Надо отметить, что ярко выраженных положительных персонажей в комедии нет.

Чтобы как можно более полно показать проблемы и пороки провинциального городка, характерные для всего общества, Гоголь изображает его в тот момент, когда все взбудоражены тревожной новостью: едет ре­визор из самого Петербурга. В ожидании важного лица местные чиновники изо всех сил пытаются изобрести способы избежать уличения во множестве нарушений. Ведь среди них «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов».

Именно в этот момент на сцене — и в городке — появляется чиновник из Петербурга Иван Александ­рович Хлестаков. «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький» — вот так описывает Го­голь его внешность в «Замечаниях для господ акте­ров».. В конце посвященного ему абзаца добавляет: «Одет по моде». Каким же впервые видят Хлестакова напуганные известием о ревизоре жители городка? «Недурной наружности, в партикулярном платье, — рассказывают увидевшие его первыми в трактире Бобчинский и Добчинский, — ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение». Сразу понятно, что своим серьезным видом и модным костюмом он произ­вел на провинциалов огромное впечатление. Удивле­ние и беспокойство вызвала у приятелей-помещиков новость, что столичный незнакомец третью неделю не платит трактирщику денег. И уж совсем напугало их то, как внимательно он заглядывал к ним в тарелки. Неудивительно, что после такого известия все приня­ли Хлестакова за ревизора и поспешили оказать ему должное почтение.

Гоголь описывает юного Ивана Александровича как человека «приглуповатого». Однако у него хватает ума воспользоваться ситуацией, хотя в действительности ревизором он никогда не был. Кто же он на самом де­ле? «Елистратишка простой», который из-за своей не­умеренной любви к азартным играм остался в дороге совсем без денег — проигрался в карты случайному знакомому, пехотному капитану. И в этом весь Хлеста­ков. Автор говорит о нем: «без царя в голове»; мы бы назвали его легкомысленным и безответственным че­ловеком. К тому же ситуации, в которые попадал мо­лодой человек, ничему его не научили. Вспоминая об­чистившего его капитана, Хлестаков вздыхает: «Страх хотелось бы с ним еще раз сразиться».

Такое случилось с ним далеко не впервые. По сло­вам его старого слуги Осипа, с таким хозяином «иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с го­лоду». Присланные отцом деньги Иван Александрович беззаботно растранжиривает за неделю, а потом посы­лает Осипа «на толкучий продавать новый фрак». В чем причина такого положения? Мудрый старый слуга считает, что это «оттого, что делом не занимает­ся: вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».

Вот такого человека приняли провинциальные чи­новники за строгого ревизора. В петербургских канце­ляриях, по словам Гоголя, таких людей называли «пус­тейшими», но здесь никто не смог разглядеть и понять Хлестакова: его столичный лоск и манеры вкупе со страхом перед дотошной проверкой городских дел за­ставили всех относиться к Ивану Александровичу с почтением.

И он не упустил возможности поправить свои дела за чужой счет. Не понимая сразу, за что ему оказыва­ют почести, Хлестаков, тем не менее, воспользовался этим и тут же наделал множество долгов. Занимая деньги, он говорил каждому: «со мной странный слу­чай: в дороге совершенно издержался», долг же обе­щал «тут же выслать из деревни». На деле же вряд ли этот транжира вернул бы деньги: слишком легко и слишком большие суммы он брал. Правда, горожане были искренне уверены, что в такой форме дают взят­ку должностному лицу.

Однако Гоголь описал Хлестакова не только тран­жирой, но и обманщиком. Стараясь добавить себе зна­чительности в глазах провинциалов, юный Иван Алек­сандрович, вдохновленный всеобщим вниманием, на­чал сочинять небылицы о собственной важности и незаменимости, богатстве, талантах. Впрочем, наивные горожане были только рады поверить всем его словам, ощущая, быть может, и собственную значимость, отто­го что к ним приехал такой человек. В доме городниче­го, куда был приглашен Хлестаков, его ожидали с вол­нением: «он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял». Глуповатому болтуну сложно было не воспользоваться положением «столичной штучки» — слишком сильным оказалось искушение. И, путаясь в наспех придуманных подробностях, Хлес­таков пустился в рассказы и о своей жизни в Петер­бурге, и о приятельских отношениях с самим Пушки­ным, и о том, как его приняли за главнокомандующего: «солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружь­ем». Дальше — больше, и вот Иван Александрович, ув­лекшись, стал рассказывать, как министры просятся к нему на прием, а многочисленные подчиненные при виде его дрожат от страха. А по ходу приписал себе несколько книг, многие из которых наверняка даже не читал. В конце концов легковерные провинциалы боя­лись сидеть в его присутствии, зато не стеснялись при­знаться друг другу: «В жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху».

Пользуясь своим положением, Иван Андреевич по­пытался и развлечься, ухаживая одновременно за же­ной и дочерью городничего. Он признался в любви обе­им и у обеих попросил руки, собираясь не жениться, а только развлечься.

Вообще кажется странным, что до самого конца пьесы этого зарвавшегося вруна так никто и не разоб­лачил. Хотя сбежать он успел в последний момент. Страшно даже представить, что сотворили бы с само­званцем горожане, хотя они и были обмануты только потому, что сами хотели обмануться. Хлестакова спас все тот же Осип, который, в отличие от барина, сразу понял, в чем дело. Он-то и убедил хозяина уехать. Сам Иван Александрович вряд ли сумел бы вовремя оста­новиться, а в его безудержное вранье, все более не­правдоподобное, скоро перестали бы верить даже на­ивные Бобчинский и Добчинский, не говоря уж о более проницательных чиновниках. Так что даже без письма приятелю в Петербург, которое он так неосмотритель­но написал, а почтмейстер так осмотрительно вскрыл, Хлестаков получил бы в провинциальном городке по заслугам.

Действие пьесы завязывается в уездном городке, где царит полный беспорядок. Невооруженным глазом видны взяточничество, казнокрадство, лихоимство чиновников, причем за каждым имеются свои грешки.

Для всех них характерно праздное времяпровождение, невежество, невысокий культурный уровень, чувство страха перед вышестоящими, пренебрежительное отношение к народу. И никто из чиновников не стремится улучшить положение дел в городе, даже городничий, хотя это его прямые обязанности, при этом восклицает: «Что это за скверный город!».

В общем, дела в городе идут наихудшим образом, городничий и чиновники об этом знают. На них обрушивается пре неприятнейшее известие — к ним едет ревизор!

Ревизор должен приехать инкогнито, а чиновники настолько перепуганы, что готовы принять за него первого же приезжего человека, мало-мальски похожего на жителя столицы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что поселившейся в местной гостинице Иван Александрович Хлестаков показался им подходящей кандидатурой на роль ревизора.

«…молодой человек…недурно наружности,…ходит эдак по комнате, и в лице такое рассуждение…и здесь(в голове) много, много всего.», «Он! и денег не платит и не едет!»

А собственно, почему бы и нет? Хлестаков действительно приехал из Питера, и одет он модно - этакая «столичная штучка». Причина появления столь важного гостя может быть только одна - конечно, это ревизор! При первой встрече Хлестакова с чиновниками неизвестно, кто кого больше боится.

«…Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу,…так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.»

«меня так и проняло страхом». Вот он, главный герой этой комедии, страх! Именно он движет чиновниками с самого начала, он туманит им разум. Именно страх перед возмездием за совершенные преступления заставляет чиновников принять Хлестакова, «фитюльку», ничтожество, «елистратишку» за важного человека. Они создают в своем воображении несуществующий призрак ревизора и сражаются с ним.

Хлестаков в это время тоже боится. Однако оказывается хитрее и предприимчивее — он быстро ориентируется в ситуации.

Страх двигателем сюжета, именно он лежит в основе комедии, создавая ситуацию заблуждения. Чувство страха мотивирует поступки героев, обладает способностью то усиливаться, то ослабевать. Страх становится второй натурой героев, их вторым «я» и уже управляет всем городом, заставляет видеть чиновников, чего на самом деле нет. В этой пьесе показана сила страха, что он может сделать с людьми, и какие потом могут быть последствия.



Статьи по теме: