«Собака на сене»: Что проку в этих молодых мужчинах? Венец творенья, дивная Диана.

Культура , 13 апреля 2006 года

Наталия Каминская

Венец творенья, дивная Диана

"Собака на сене". Театр им. Евг. Вахтангова

Было время, в 70 - 80-е годы прошлого века, когда классические комедии одна за другой выходили на телеэкраны в жанре музыкального фильма. Одна из самых запомнившихся - "Собака на сене" со звездной парой М.Терехова (Диана) и М.Боярский (Теодоро). Вообще, эти картины были во время брежневского застоя некоей эмоциональной отдушиной. Из сероватого и однообразного фона жизни зритель на несколько часов погружался в нездешнее тепло костюмной истории, где краски ярки, люди беспечны и страстны, а предприимчивость ненаказуема. Тут можно было сквозь интригу показать "фигу" намекнуть на современность. И в этом тоже было особое интеллигентское удовольствие.

Впрочем, социального пафоса в шедевре Лопе де Вега - с гулькин нос. Разве что есть тема неравенства: аристократка Диана полюбила безродного секретаря Теодоро. Впрочем, препятствие было недолгим: секретарь оказался урожденным графом, и все кончилось счастливо. Зато психология влюбленных, борьба амбиций, клиническая диаграмма сердцебиений выписаны восхитительно. "Собака на сене" - одна из сильнейших и психологически точных любовных историй в мировой классической драматургии. И можно было бы заявить, что это история на все времена, если бы такую материю в ее здоровом, не маргинальном развитии умели сегодня играть.

Не то что не умеют, а вроде бы не хотят, не чувствуют к ней вкуса. И когда видишь, как студенты-четверокурсники Щукинского училища играют в спектакле "Собака на сене" именно любовь, эту невероятную силу взаимного притяжения, спектаклю их педагога, вахтанговского артиста Юрия Шлыкова, хочется простить все остальное.

Случай "Собаки на сене" - заметный. Дипломный студенческий спектакль вынесен на большую сцену. Энергетика от молодых артистов идет бешеная, так на этой легендарной, но изрядно поникшей ныне сцене давно не играли. Речь идет не о натужном веселье, которым изо всех сил поддерживается здесь так называемая "вахтанговская традиция" а о естественном выплеске молодых темпераментов. Не стихийном, разумеется, хорошо отрепетированном, логически выстроенном. Ю.Шлыков изрядно вчитался в пьесу и каждую, даже эпизодическую роль снабдил внятной мотивацией. Если служанка Марсела - Алена Фалалеева ревнует Теодоро, то не сверкание глаз и воинственность поз заставляют нас в это поверить, а, пардон за выспренность, психологическая правда проживания.

Елена Ташаева - Диана берет не красотой. Она остра, задириста и подчас даже нелепа. Актриса делает заявку на отчетливо комедийное дарование. И именно поэтому, наверное, ее Диана, несмотря на шикарные наряды, начисто лишена гламура. Кульминационные сцены они с симпатягой-атлетом Теодоро - Александром Лобановым играют с такой степенью искренности и страсти, какой давно не доводилось видеть. Черт возьми, ради одного эпизода прощания влюбленных стоит заглянуть в вахтанговское здание на Арбате. Стоит пережить вместе с героями эти перепады от гордости к уничижению, стоит поймать себя на юношески простодушной реакции отождествления с происходящим, которая заряжает не хуже аккумулятора.

Впрочем, есть в спектакле другой сюжетик. Артисты Евгений Федоров (дворецкий Отавио) и Александр Граве (граф Лудовико) в молодежной компании смотрятся классно. Вместе с тем они своей манерой игры передают новому поколению эстафетную палочку от "Принцессы Турандот" - интонациями, обликом, легким зазором между собой и образом.

Обычно вахтанговское начало определяют как яркое, игровое, подчеркнуто театральное. Принято считать, что выпускники Щукинского училища лучше всех поют и двигаются. В этой связи как не признать, что вокал Валерии Ланской в "Собаке на сене" действительно поражает слух. И пластика всех участников этого спектакля отточена, а выучка - сродни акробатической. Но вот пример -курс Константина Райкина в Школе-студии МХАТа влился недавно в труппу Сатирикона и поет-танцует в спектакле "Страна любви" не хуже артистов мюзикла. Скажете, сам Райкин учился в Щуке. Это, конечно, довод. Но на самом деле все школы и методики давно уже проросли друг в друга.

"Собака на сене" между тем имеет отчетливые приметы местной патриотической декларации. Дескать, мы вливаем в сугубо нашу традицию свежую горячую кровь. И с одной стороны, есть в спектакле выразительная и современная декорация Максима Обрезкова, есть исключительно талантливые молодые артисты. А с другой - нечто среднеарифметическое вахтанговское, эдакое "много-много бегаем, прыгаем, поем-танцуем и выглядываем из образа"

Юрий Шлыков стремится поставить так называемый "современный спектакль" и снабжает его таким музыкальным подбором, что только держись. Тут и итальянские романсы, и саундтрек из картины "Убить Билла" и еще много чего. Минуты живого чувства нещадно перемешиваются на сцене с откровенной попсой. Это не первый в наших театрах случай, когда режиссеру в возрасте кажется, что именно попса, танцевальная и музыкальная, сделает постановку современной, близкой молодому зрителю.

Но, право, в искусстве равенство собственным вкусам и привычкам куда ценнее, чем стремление искусственно "продвинуть" себя к воображаемой современности.

История о любви со счастливым концом Смотрела с Натальей Швец в роли графини Дианы. На афишах и сайте размещено фото Елены Подкаминской - это продажи, Елена не наблюдалась. В целом постановка - история любви. В главной роли Героиня испытывающая постоянное изменение эмоций (эмоциональные качели). Соглашаюсь с автором Тамарой: "Теодоро – это все же человек с присущим ему внутренним благородством, а не склонный к легкому издевательству рассеянный ловелас", "Диана – это сильная уверенная в себе женщина, а не взбалмошная и даже слегка истеричная девчушка, к которой собственные слуги относятся без особого почтения", "образ Марселы – он получился очень живым, настоящим, убедительным – хотя и совершенно непохожим на тот, к которому мы привыкли. Марсела в спектакле вызывает большую симпатию, чем Марсела в советском фильме". Действие и внешний вид актеров постановки и отношение к художнику по костюмам Евгении Панфиловой прекрасно описала автор Наталья Фролова: "Открылся занавес, мы видим: заброшенная теплица с разбитыми окнами, сухие цветы в горшках, девицы в корсетах и со странными прическами, мужчины в непонятной одежде носятся по сцене с дверями в руках. После этой катавасии выходит девушка в ночной рубашке, со странной прической на голове виде метелки для пыли - Диана. Впоследствии прически она будет менять, как и одежду, из всех актеров она была одета лучше чем все остальные." "Теодоро весь спектакль выглядел как оборванец: непонятные штаны, странный плащ, женихи Дианы как ужасно одетые фрики! Марсела выглядела как падшая женщина, чего стоит ее стриптиз перед Фабьо, стриптиз заканчивается тем, что она валяется на лавке с раздвинутыми ногами то перед одним актером, то перед другим. Невозможно понять к какому времени можно отнести события: корсеты, чулки, форма служанок очень похожа на одежду девиц из Мулен-Руж, одежду Дианы можно отнести и к началу 20 века, так и к нашему времени." Когда я поверила Наталье Швец (графиня Диана) - Андрею Барило (Теодоро): во втором акте когда становится известно об отплытии корабля. Слезы стояли в глазах Натальи. Заключительный поцелуй Главных Героев также был трогательным. Зал долго аплодировал после эпизодической сцены прожитой Юрием Гориным (граф Лудовико). Мастерство Юрия было сразу же видно и в роли графа Лудовико Юрий был намного экспрессивней, убедительней, с четкой эмоциональной дикцией по сравнению с остальными актерами в постановке. В первой сцене дикция Хабиева Руслана (Отавьо) оставляла желать лучшего, но потом Руслан разговорился и его персонаж задавал темп событий всей постановки. Декорации странные, но они есть. Двери и скамейки падают производя шум чтобы расслабившийся Зритель не дремал и вернулся к просмотру постановки. Костюмы странные: рубище Андрея (Теодоро) контрастирует с фраком второго акта после его "возвышения". Платья служанок графини Дианы предлагаю доработать: сейчас Зрителю представлены корсет и панталоны (нижнее белье) в первом появлении девушек, юбки, накинутые на панталоны (корсет сохранен) далее, накидки на плечи на корсет и юбки в сцене выезда в город. Только Марсела была удостоена блузки поверх корсета в сценах объяснения с Теодоро и брючного костюма во втором акте. Да, и обнаженный торс Руслана (Отавьо) странно смотрелся на фоне других одетых персонажей (привлечение внимания Зрительниц, продажи)? Согласна, художник по костюмам не могла определиться с эпохой в которой "живут" персонажи постановки и поэтому мужчины-слуги у нее в костюмах или в рубищах, граф и маркиз в кричащих костюмах и шляпах с перьями, девушки - служанки в корсетах, панталонах, юбках поверх панталон, графиня то в ночной прозрачной рубашке, то в платье на корсете, то без корсета, то в брючном костюме. Прически служанок (кроме Марселы) - накладные волосы (у Марселы свои завиты). Накладные волосы не в тон основного цвета волос актрис смотрятся дурно. Музыкальное сопровождение постановки странное. Действие происходит в Италии. При этом звучит танго (Аргентина), и испанские кастаньеты. К чему? Конечно, не эстетично когда Светлана Малюкова (Марсела) "раздвигает ноги" перед Фабьо и позже перед Теодоро лежа на скамейке - продажи. Второй раз на эту постановку в театр Сатиры точно не пойду, рекомендовать никому не буду. Никакой Еленой Подкаминской не заманите.

Служебный роман вне времени и пространства на сцене театра Сатиры


Историю богатой вдовы, влюбившейся в собственного секретаря, вопреки его статусу и социальному положению, и все-таки обретшей с ним счастье, большинство из нас знает не столько из книги Лопе де Вега, сколько из идеального во всех отношениях 1977 года. , натурально разбивающая нос в порыве страсти, великолепные песни (золотой фонд советской эстрады) – история не Золушки, но принцессы, всё-таки отыскавшей принца, пусть и сквозь страдания, ревность и обиды. Кто из нас не пересматривал этот фильм, уткнувшись в платочек, с мечтами, что и его настигнет такая же любовь и счастье до небес?

На сцене слагаемые иные: вместо Тереховой - , вместо Боярского - , посмотрим, изменилась ли в итоге сумма. , режиссер постановки, уверяет: ничего общего ни с фильмом, ни с другими спектаклями по этой пьесе он ставить не собирался, хотел сотворить нечто вне времени и пространства, избегая средневековых параллелей и просто погружая зрителя в мир любви и целеустремленности к мечтам.


фото: Сергей Милицкий


Немалую помощь в этом ему оказал , отвечающий за декорации. Никаких дворцов, лепнины и прочих вычурных элементов старинного антуража. На авансцене – клетки с птицами и кадки с цветами, чуть левее от зрителя письменный стол – пожалуй, один из главных участников событий, хранитель тайн всех переписок госпожи и секретаря. А в глубине высоченная стенка – не то стеллаж, не то соты, состоящие из деревянных частично застекленных рам. По ним, как по лестнице, очень удобно взбираться наверх, в порывах разрывающих душу страданий, в попытках убежать от проблем, а через стекло – безопасно подглядывать, когда ловко запущенная кем-то интрига набирает обороты и обрастает подробностями. В общем, сооружение действительно функциональное и очень современное. Даже, возможно, немного «офисное», что еще больше позволяет забыть о возрасте пьесы и наблюдать за вполне себе актуальным «служебным романом».

Евгения Панфилова , художник по костюмам, в свою очередь, тоже не ударилась в кринолиновое безумие и не пала жертвой крахмальных воротничков. Штаны с мотней и красные кроссовки у Теодоро и Тристана, безукоризненный брючный костюм аля амазонка для Дианы, кричащие «павлиньи» одеяния именитых поклонников – Графа Федерико и Маркиза Рикардо, – все работает на общую идею, не выделяется, но подчеркивает и дополняет происходящее.


фото: Сергей Милицкий


Костюмы Дианы – отдельный восторг, равно как и её парики или мгновенно меняющиеся прически. В пьесе (и в фильме) смена ее настроения передавалась только за счет реплик и актерской игры, Павел Сафонов с командой пошли дальше – и всякий раз графиня преображается вся. От воздушной и взлохмаченной в пеньюаре до строгой и неприступной в вечернем платье, от по-мальчишески гладко зачесанной в белоснежном костюме до кудрявой и кокетливой в невесомом, почти что свадебном наряде. Она как ветер в необъятном океане несет то счастье парусам, то горе морякам, то игрива, легка, и почти беззвучна, то, словно буря, сметает все на своем пути. Подкаминская искрится в этой роли. Ей подвластны любые оттенки настроения и нюансы поведения. Королева правит бал. А что же свита?

Андрей Барило в роли Теодоро оставил двойственные впечатления. В начале постановки внешний вид и манеры его героя к влюбленности высокородной дамы, мягко говоря, не располагают. На нем вытянутая бесформенная черная футболка, словно он не секретарь, а разнорабочий, между делом попавший в дом, поведение развязное, отнюдь не свойственное пусть и безродному, но отлично образованному человеку, чрезмерное волнение. Образ не считывается до конца, мотивы поступков необъяснимы. Однако по ходу спектакля стиль персонажа становится строже, проявляется толика интеллигентности, зачатки благородства, благопристойные манеры. И вдруг наконец-то становится понятно, что не только ревность к служанке вдохнула чувства в сердце графини, а и сам объект вполне себе достоин душераздирающих эмоций.


фото: Сергей Милицкий


Все остальные персонажи прекрасны, даже эпизодические: образы яркие, отточеные до мелочей, каждый на своем месте. Марсела ( ) – хрупка и обидчива, но все же тверда и уверена в себе, Тристан (

Несмотря на развитие телевизионных и интернет-технологий, театр продолжает оставаться одним из главных и самых популярных видов культурных развлечений для миллионов людей. Ни ТВ, ни виртуальная реальность не могут заменить энергетику актеров , выступающих перед зрителем вживую, транслирующих в зал свои чувства и эмоции. Вот почему билеты сегодня по-прежнему раскупаются сразу после поступления в продажу за месяц-два до спектакля. Особенно тяжело купить билеты в театр в праздничные дни. О культурном отдыхе необходимо позаботиться заранее. Впрочем, современные технологии приходят на помощь театральным зрителям. Сегодня можно легко приобрести билеты в театр, не тратя свое время на поездки к кассам. Интернет на службе у драматического искусства, которое существует уже многие сотни лет, позволяет каждому соприкоснуться с миром Мельпомены.

На нашем сайте вы не только можете заказать билеты в театр на любое интересующее вас театральное событие, но и изучить афишу всех московских театров, почитать аннотации к спектаклям, найти информацию об известных драматургах , актерах и режиссерах , ознакомиться с последними театральными новостями.

Заказ билетов в театр можно осуществить несколькими способами. Вы можете воспользоваться формой обратной связи или позвонить нашим менеджерам. Вам не придется никуда ехать за билетами, мы доставим их вам прямо в офис или домой. Оплата производится по факту получения театральных билетов. При заказе у вас есть возможность выбрать места в зрительном зале.

Ждем ваших заказов! Заказ билетов в театр без выходных и перерывов на обед.

Молодые кадры Театр им. Вахтангова издавна черпает из Театрального училища им. Щукина. Отучился четыре года в "Щуке", а оттуда прямиком на сцену соседнего театра. Но не часто выпадает возможность сыграть дипломный спектакль на "взрослой" сцене. Однако для итоговой "Собаки на сене" Лопе де Веги актер Юрий Шлыков выхлопотал своим ученикам и большую сцену, и место в репертуаре театра.

Классический сюжет любовного мезальянса руководитель курса и режиссер-постановщик спектакля Юрий Шлыков превратил в музыкально-танцевальный балаган. Секретарь Теодоро (Александр Лобанов) в ужимках и прыжках демонстрирует любовь и преданность своей хозяйке Диане (Елена Ташаева). Но надменная девушка даже бровью не поведет. Из-за холодности своей избранницы в одной из сцен Теодоро в прямом смысле полезет на стену, точнее на пятиметровую беседку, откуда с грохотом и под цирковое "ах" в зале кубарем свалится к ее ногам. Та, разрываясь между чувством и долгом, от всего сердца хлещет подчиненного плеткой, вдоволь забавляя себя и публику. На ублажение зрителя рассчитаны и полуголые девицы, камеристки Дианы: Марсела (Алена Фалатеева), Доротея (Валентина Воинова) и Аранда (Анастасия Микишова). Три красавицы, разодетые на восточный манер, на протяжении всего спектакля только и делают, что стреляют глазками по сторонам, трясут животикам и виляют бедрами в такт зажигательным ритмам турецкой эстрады. После такой "Собаки на сене" очень хочется фильм Яна Фрида пересмотреть или, страшно сказать, Лопе де Вегу перечитать. Что, согласитесь, тоже неплохой результат.

"Девичник Club"


Театр имени Пушкина открывает новый сезон премьерой спектакля "Девичник Club" в постановке художественного руководителя театра и режиссера Романа Козака. Комедия поставлена по пьесе "Кладбищенский клуб" американского драматурга Айвэна Менчелла. Роман Козак предлагает исключительно женский спектакль, и исключительно для женщин. Рассказать про изнанку женского он пригласил трех ярких характерных актрис театра и кино: Веру Алентову, Марию Аронову (на фото) и Ларису Голубкину. Героини пьесы Менчелла, три пожилые вдовы Эстер Московиц, Дорис Силвермэн и Люсиль Рубин, создали "кладбищенский клуб". Миссия этой странной организации — регулярные посещения могил мужей и заупокойные разговоры в духе "ой, девочки, а вот мой-то был... а сейчас бы все вернуть...". Вдоволь нагоревавшись, женщины заводят беседы обо всем на свете, сплетничают, обсуждают наряды, фигуры, диеты, но ни словом не упоминают о своих новых избранниках. Хотя каждая таит надежду. Их многострадальный девичник рушится с появлением друга по несчастью — вдовца, тоже недавно похоронившего свою жену (Борис Дьяченко). Он влюбляется в одну из вдов. Реакция остальных участниц "клуба" очевидна. Женская дружба, которая только и держится, что на солидарности в одиночестве, превращается в зависть, склоки и соперничество. В общем, история выдержана в лучших традициях "Секса в большом городе" — только на кладбище.



Статьи по теме: