Что значит быть культурным и образованным человеком. Современный культурный человек

Культура поведения — это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.

Каждый член общества обязан выполнять действующие нормы поведения, основные принципы которых: уважение к окружающим, уважение к старшим и женщине, понимание собственного достоинства.

Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

Культурный человек всегда знает и готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне убежден в их необходимости. Подлинно воспитанный человек ведет себя подобающим образом не только на официальных приемах, не выставляет напоказ свои изысканные манеры, а проявляет свою воспитанность в самых незначительных поступках повседневной жизни.

Соблюдение правил приличия, вежливость, доброжелательность должны выполняться естественно, непринужденно, без притворства и ложной скромности.

Соблюдая общие требования, необходимо выработать свой стиль поведения. Но этот стиль должен выражать личность человека, а не его стремление выделиться. Для человека очень важно понимать, что жизнь — не сцена, и поэтому надо в своей жизни быть, а не казаться. «Быть» — это быть самим собой, таким, каким подсказывают собственные убеждения, собственная совесть, быть со своими недостатками и достоинствами.

Казаться — это подстраиваться под других, изворачиваться по обстоятельствам, играть кем-то написанную роль.

По-настоящему культурный человек живет по принципу «быть», как бы трудно это ему не давалось, он всегда естественен, ведет себя непринужденно, не заискивает и не лицемерит, его не смущают должность или общественное положение собеседника. Наоборот, тот, кто старается «казаться», в первую очередь пытается продемонстрировать свой, самим придуманный «авторитет», образ «умного и самого хорошего». Как это ни странно на первый взгляд, тем, кто живет по принципу «быть», труднее в жизни, более того, с ними труднее жить и работать, ибо честность, объективность, смелые суждения, невзирая на … далеко не всем по вкусу. Куда проще соседствовать (в том числе и на работе) с недалеким подхалимом, двуличным трусом, имитатором, который сам ничего не может и с других много не требует.

Но прогресс двигают именно те, с кем трудно. Надо отметить, что в большинстве случаев именно они самокритичны, ответственны за свои действия, способны сомневаться и критически относиться и к своим, и к чужим мыслям и действиям. Доброта и культура таких людей не лезет в глаза, она незаметна, потому что это их человеческая сущность.

Воспитанный человек — это не только образованность, не только правильные привычки, усвоенные в семье, а в первую очередь внутренняя культура, основанная на постоянном, непрерывном самообразовании и самовоспитании, на уважении к другому человеку, на желании быть интеллигентным, в самом лучшем понимании этого слова.

Часто задается вопрос: какого мужчину, какую женщину назвать красивыми? Проводятся конкурсы «мисс» и «мистер», определяются внешние параметры красавиц и красавцев, демонстрируются приемы и рецепты увеличения бицепсов и уменьшения талии, удлинения ног и укорачивания волос на теле и т.д. Заканчивается конкурс, и вот первая красавица или красавец в улыбках и блицах фото- и видеокамер дает интервью — и что же?

Вся прелесть пропадает — ни одной своей мысли, ни одного умного слова, тонкой шутки и обычной искренности. Сиюминутный лоск, внешний стандарт, предварительно навязанный зрителю — вот и все. Поэтому главное в красоте человека — обаяние, обаяние как внешнее проявление внутренней красоты.

Обаятельный человек — обязательно умный, деликатный, тактичный, он исключительно из тех, кто живет по принципу «быть», а не «казаться», его красота — в красоте его души.

Уместно спросить, а почему в обществе еще много внешне эффектных пустышек, подлиз, подхалимов и прочее? К сожалению, еще велик на них социальный заказ как со стороны добившихся служебного положения имитаторов и лицемеров, так и со стороны высокопоставленных циников. Цинизм, даже в сочетании с умом, знаниями, соблюдением правил поведения, несовместим с понятием истинной культуры и воспитанности. Основные проявления цинизма заключаются в наглом, бесстыдном поведении, откровенном презрении к общепринятым нормам морали и этики, неуважении к людям и обществу в целом.

Придти к цинизму не так сложно: сначала — самовлюбленность, потом — самовлюбленность, доведенная до неприятия другого мнения и другого человека вообще, далее — просто безнравственность и ее апофеоз — цинизм.

Проблема же воспитанного, высококультурного, благородного человека — это доверчивость в сочетании с непониманием: как может быть иначе? Он не понимает, как можно жить дрязгами и склоками, как можно жить без высокой литературы и подлинного искусства, ему непонятен смысл подмены настоящей работы имитацией, он не понимает, зачем ради степени или звания идти на плагиат или псевдонауку.

На чем же основывается поведение воспитанного человека?

Во-первых, на уважительном отношении к людям. воспитанному человеку проще разочароваться потом, чем изначально настраивать себя против всех или против большинства.

Конечно, он видит недостатки и просчеты окружающих, но его надо долго убеждать в отрицательных качествах, ибо положительные начала в человеке — для него главное. И это во-вторых. То есть воспитанный человек готов к тому, что людям свойственны и достоинства, и недостатки.

В-третьих, воспитанный человек всегда постарается своим поведением, своими действиями обеспечить добрые взаимоотношения между коллегами. Однако по-настоящему честный человек не должен терпеть хамства, двуличия, бестолковости, наглости и обязан давать им отпор. Но этот отпор должен пресечь зло, а не разжигать его, должен быть направлен на ошибки и недостатки, а не на самого человека.

Культура поведения зависит не столько от знания общепринятых норм и правил, сколько от черт характера, которыми каждый человек обязан управлять.

Тактичность — одно из основных таких качеств, оно основывается на понимании того, что другому человеку может быть не по себе, что кто-либо может доставить ему неприятность или вызвать неприязнь. Тактичный человек всегда готов понять переживания другого и старается предупредить возможный инцидент, не применяет (по крайней мере первым) повышенных тонов, а тем более грубости.

Очевидной бестактностью будет демонстративное проявление своей неприязни, но и бестактно будет на людях чрезмерно изливать свою симпатию. Бестактно излишнее любопытство, тем более если оно проявляется в подглядывании и подслушивании. Тактичный человек сделает вид, что он не заметил неловкость, поможет другому в трудном положении, никогда не будет злословить и сплетничать. Особенно недопустимо смеяться над физическими недостатками и над проблемами, возникшими у коллеги или знакомого, обсуждать его личную жизнь.

Культурный человек неприметен в проявлении такта, он всегда считается с окружающими, но не приспосабливается к ним.

Культурного человека всегда отличает вежливость, антиподом которой является грубость. Вежливый — значит желающий добра, не допускающий даже возможности обидеть другого. Грубость — характеристика хама, грубость — проявление низменной самовлюбленности, желание унизить собеседника, несдержанности. Когда нечего сказать, нет разумных доводов, в дело вступают оскорбления, ругательства и неприличные выражения.

Воспитанного человека отличает скромность, которая обязательно сочетается с требовательностью к себе. Но скромность не должна проявляться в застенчивости, в собственной недооценке, в боязни сказать что-либо, неумении отстаивать свои убеждения.

Культурный человек, будучи скромным и проявляя тактичность, обладает чувством собственного достоинства, высшим проявлением которого является понятие чести. «Честь имею» — так высшим образом оценивали в России уважающие себя люди. Для такого человека не приемлемы подлость и низкие поступки. собственная честь, честь любимой женщины, честь и достоинство Родины для него превыше всего и в экстремальных условиях — выше и дороже самой жизни.

Воспитание в себе положительных качеств (а значит, сильной и обаятельной личности) может быть только многогранным и сочетает в себе высокую мораль и требовательность, уважение к труду и образованность, любовь к жизни и ее любым проявлениям, уважение к старшим и женщинам, любви к детям и стремлении помочь слабым; важную роль играет эстетическое самовоспитание выражающееся в развитии способности понимать прекрасное, потребности в постоянном общении с литературой, театром, живописью, музыкой, другими видами искусства.

Следует заметить, что религия закладывает в сознание людей чувство греха, обязанность творить добро и не допускать зла. Истинно верующий человек не может быть аморален во всех проявлениях жизни: в быту, на работе, среди других людей.

Перед высококультурным и воспитанным человеком всегда стоит проблема выбора. Он не только не боится, а поощряет в себе сомнения и раздумья над возможной дилеммой, принятие принципиального решения для него — нравственная проблема.

Такой проблемы нет у имитатора, подхалима, подлеца, эгоиста — они всегда готовы к имитации, к подлизыванию, к подлости, готовы любить только себя. Сиюминутная выгода, постоянная слабина к себе, нежелание решать проблемы на основе высокой требовательности и самокритичности упрощают жизнь. Но в конечном итоге от этого страдают все и вся. Полезные люди не могут в полной мере реализовать себя и свои достоинства, страдает общее дело, а мелкий человек мельчает еще больше, личность его разрушается не в меньшей мере, чем у опустившегося человека. Недаром многие гиганты человеческой мысли всегда подчеркивали, что оказавшийся в силу обстоятельств внизу социальной лестницы человек может сохранить свою личность и достоинство, а поднявшийся наверх подонок и дурак этих качеств от своего положения не приобретет. Достаточно вспомнить героев Толстого, Достоевского, Пушкина, Чехова, Гоголя, Грибоедова, Горького.

Беседа " Что значит культурный человек "

Краткое описание диспута

Что значит быть культурным человеком? Культурный человек - это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.

Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего, счастье всех людей.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять...».

Но нельзя полагаться на добро, образование и «правильное» поведение. В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни, тем самым проявляя невежество, лень, эгоизм, лицемерие.

Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.

В заключении, нужно отметить: сколько бы не говорилось о культуре, но «только по делам познается человек».

1.Организационный момент. Вступительное слово воспитателя.

Ребята, сегодня мы поговорим на тему «Культурный человек, какой он?». Мы будем говорить о том, что определяет культурного человека. «Итак, культурный человек». Я предлагаю вам сейчас, в начале нашего разговора, дать ваше определение. Каков он, культурный человек?

(Ребята дают свои определения. воспитатель записывает на доске: «Культурный человек – это…»

Я сейчас записала ваши определения культурного человека. Посмотрим в конце нашей беседы, что же вы забыли упомянуть. Вы правильно сказали, что культурный человек – это…

2.Содержательная часть.

Хочу напомнить, что культура человека начинается с правил поведения. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приличным, красивым.

Нередко о воспитании человека судят лишь по его поведению. Но не только это отличает культурного человека. А что же? Какие качества присущи культурному, воспитанному человеку? Доброжелательность, тактичность, деликатность, честность, благородство. Выручить из беды, бескорыстно помочь в трудную минуту, пожертвовать для другого, даже не очень близкого, а порой и незнакомого человека чем – то важным, не поскупиться для него на время, хлопоты, труды – все это норма поведения для воспитанных, благородных людей. Но вот в чем беда, в последнее время все больше ощущается дефицит душевности, доброты – милосердия. И нужно сделать так, чтобы эти качества сохранились у вас, чтобы они были вашим достоинством. Воспитанный человек всегда вежлив, деликатен, доброжелателен по отношению к окружающим людям. Мы сегодня упомянули о том, что воспитанный человек вежлив и к малознакомым, и даже к незнакомым людям. Он вежлив в любую минуту.

Итак, мы говорим о вежливости, доброжелательности, деликатности, о тактичности. Нетактичным считается чрезмерное любопытство, чтение чужих писем, записей. Недопустимо высмеивать физические недостатки людей, подслушивать чужие разговоры, писать анонимные письма.

Важнейшее качество воспитанных людей – скромность. Скромный человек самокритичен, требователен к себе, не переоценивает свои возможности и способности. Он не стремится выделиться внешне: не будет громко разговаривать в автобусе, среди прохожих, не станет хвастаться своими заслугами.

Многие считают, что уважение, вежливость, такт не обязательно проявлять по отношению к родителям.

Вопрос:

А как считаете вы? (ответы детей)

Сын, который не может помочь родителям убрать квартиру, сходить в магазин, включающий громкую музыку даже тогда, когда домашние отдыхают, - это воспитанный человек? Задумайтесь, а каковы вы с родителями? Приветствуете ли их, когда утром просыпаетесь, говорите ли: «Доброе утро», «Спокойной ночи», когда ложитесь спать? Говорите ли волшебные слова: «спасибо», «извини»? Послушайте, что произошло с героем стихотворения «Перестарался» Сергея Погореловского. (чтение стихотворения)

Значит, вежливыми мы должны быть не только с окружающими людьми, но и с родителями: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестренкой, братишкой.

Еще одно качество культурного человека – обязательность и точность. Еще в древности установлено: договоры надо выполнять. Помните пословицу: «Точность – вежливость королей»? Бывает, что человек заранее знает, что свое обещание не выполнит, слово не сдержит. Порой дает обещание сгоряча, необдуманно, и даже оказывается, что оно просто невыполнимо. Порядочный человек стремится быть пунктуальным, всегда выполняет свое обещание.

Подумайте, пожалуйста, всегда ли вы точны, выполняете ли вы всегда данные обещания.

Вопрос:

Назовите, пожалуйста, полезные и вредные привычки.

Вы часто слышите такое выражение: «Люди должны соблюдать этикет». А что такое этикет? Этикет (от греческого «этика» - нрав, обычай) – свод правил поведения людей в их отношении к окружающим, он регулирует внешние формы поведения человека. Послушайте, пожалуйста, задачи и попробуйте их решить.

Задача 1.

Лена сидела в трамвае. Она все время болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

Девочка, сиди спокойно, пожалуйста.

А что я сделала? – Возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

(Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным?)

Задача 2.

Шел Боря домой из школы. Видит: идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошел своей дорогой.

(Как бы ты поступил на месте мальчика?)

Задача 3.

Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики побежали мимо, и лишь через одну минуту где – то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна» Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.

(Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в поведении)

Задача 4.

Петя пришел в школу, поздоровался с уборщицей, учительницей Марией Ивановной. В коридоре он увидел директора и поздоровался с ним. На перемене мальчик вновь встретил директора. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: поздороваться еще раз или пройти, будто не видишь.

(Как должен поступить Петя?)

3.Заключительная часть.

Итак, ребята, какие же качества еще определяют культурного человека? Об этом мы можем говорить долго, приводить множество примеров. Мне хотелось бы, чтобы вы с сегодняшнего дня все взяли на вооружение, постарались бы соблюдать правила поведения, о которых мы сегодня говорили, и были культурными людьми во всех жизненных ситуациях.

Составитель: Белоусова О. И., воспитатель КОУ СКОШИ

Шербакуль, 2015

«Культурный человек» - это словосочетание, которое можно частенько услышать на улице, в общественных местах и так далее. Какого человека можно назвать культурным? На сегодняшний день быть культурным - это обязанность каждого индивида, который живет в обществе и взаимодействует с другими людьми. Конечно, для того чтобы человека причислили к этому высокому рангу, он должен обладать весьма внушительным списком навыков, умений и качеств, а также соответствовать многим нормам, что исторически сложились в общественной среде. Но начать рассуждения на эту тему необходимо с определения того, что такое «культура».

Культура

Существует более тридцати определений этого термина. Например, дословный перевод с латинского языка говорит о том, что это «воспитание» или же «образование». Но если выбирать самое удобное и лаконичное определение, то возможно остановить свой выбор на следующем: человеческий мир, его ценности, знания, умения, традиции и тому подобное.

Человек культурный - это не врожденная черта, а заслуженная тяжким трудом в течение всей жизни важнейшая составляющая человеческого бытия. Культуру прививают ребенку с первых дней его жизни в семье, детском саду, школе. Но процесс этот продолжается и с взрослением.

Современный культурный человек

Первостепенно, современный культурный человек должен владеть манерами и быть вежливым по отношению к окружающим. Поведение личности зачастую и говорит о том, культурен человек или же нет. Как говорится в учебниках по социологии, человек - это существо био-психо-социальное, и последняя составляющая для его культуры крайне важна. Ведь если бы ее не было, каждый вел бы себя как животное, руководствуясь лишь инстинктивной базой. Обладать этикетом учат малышей с раннего детства, как говорилось ранее, но наука эта так сложна, что зачастую ею в совершенстве не могут овладеть даже взрослые люди.

Кстати, стоит сказать о том, что культурного человека по всему миру представляют по-разному. Правила этикета в одной точке планеты очень отличаются от тех, что имеются в другой. Потому тема эта крайне сложна, хотя общая канва, конечно же, имеется. Так какого человека можно назвать культурным?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться с тем, какие именно знания и навыки должны быть в арсенале у индивида, чтобы он считался культурным.

Внешние признаки

Как говорится в известной русской поговорке, «встречают по одежке, а провожают по уму», потому стоит поговорить о внешних признаках. Какого человека можно назвать культурным в этом случае? Презентабельность и аккуратность в одежде очень важна. Видя человека, который выглядит по ситуации, ведет себя соответствующе, в котором нет вульгарности, окружающие сразу понимают, что он культурен.

Внутренние признаки

Стоит сказать и о внутренних характеристиках, таких как черты характера. Духовно культурный человек должен быть ответственным, милосердным, вежливым с окружающими, искренним, великодушным, смелым, но умеющим владеть собой в любой ситуации, уверенным в себе и в своих силах. Все это появляется у людей с возрастом в Кроме того, такой человек должен быть толерантен, обладать чувством меры, никогда не хамить другим людям, уважительно относиться к каждому, сочувствовать, сострадать, помогать по мере возможности каждому, кто в этом нуждается.

Саморазвитие

Культура берется в человеке не сама собой. Это трудная и методичная работа родителей, воспитателей, учителей и преподавателей. Но самым главным человеком, который движет процессом социализации индивида, является он сам - цивилизованный человек.

В мире существует множество примеров детей-маугли, которые были найдены в джунглях, но так как социализация не происходила долгое время, даже самые талантливые педагоги не смогли помочь им стать культурными людьми. Человек самолично должен отдавать себе отчет в том, что необходимо для его становления как культурной личности. Эрудированным, образованным, воспитанным и цивилизованным возможно стать, только если самому прикладывать усилия.

Сотрудничество с другими людьми

Культурный человек - это часть общества, поэтому он должен уметь сотрудничать и уживаться с другими. Такой человек должен временами забывать о своем благе ради блага других культурным. Помощь товарищу постоянно присутствует в судьбе культурных людей.

Патриотизм и гражданственность

Какого человека можно назвать культурным в контексте этой черты? Крайне важно для того, кто желает именоваться культурным, знать историю своего государства, осознавать себя гражданином, любить свою родину и чтить законы, которые наличествуют на ее территории. Нельзя быть «Иванами, не знающими своих праотцов». Эти качества, конечно, зависят от образования, того, что было заложено в семье, или же от традиций, которые присутствуют вокруг индивида.

Невозможно перечислить все признаки, которыми должен обладать культурный человек в наше время. Да и ведь каждый в этом случае выделит что-то свое, что считает более важным. Но несколько обязательных черт были упомянуты выше, их можно развить в самом себе самостоятельно или стараться избавиться от их антиподов внутри себя, главное - стремиться к совершенству. И еще важно помнить, что культура определяется не словами, а деяниями, потому рассуждайте о своих поступках, содеянных или же запланированных, и будьте культурными!

«культурный человек», то прежде всего имеют ввиду следующее: соблюдает правила и общепризнанные модели норм поведения в обществе – этакий обывательский кодекс чести. В принципе, этим «обязанности» «культурного человека» для общества и заканчиваются.

Культурный человек как социальный объект

Для социума важно, чтобы было обусловлено рамками приличия и закона. Социум, в принципе, готов согласиться с тем, что наедине с собой или со своей семьей человек может угодно, но, выйдя за дверь своего жилища, у культурного человека должен срабатывать тумблер на включение норм и самоконтроль.

То есть в обывательском сознании понятие культурный человек - воспитанный, соблюдающий ритуалы и этикет: «при посторонних», «на людях», «в обществе». Если у человека, владеющего всеми формами этикета, еще и высшее образование наличествует, то, как правило, такой человек поднимается в общественном статусе с уровня просто культурного человека до уровня «интеллигентного человека».

Поведение человека «за дверью» в расчет в данном случае не принимается. «За дверью» можно рыгать и ковыряться в носу, орать и третировать домочадцев или зло в интернете пусть и не за деньги, а лишь по зову «метущейся души». Но если подобный индивидуум уступит место старушке в транспорте или придержит дверь лифта для соседа, всё - статус культурного человека ему обеспечен.

Культура как совокупность исполняемых условий

Еще в начале девятнадцатого веке слова «культура» более относилась к сельскохозяйственной науке, чем экстраполировалась к человеку. Само слово появилось в эпоху Просвещения – в конце 18-го века, но приживалось постепенно и достаточно долго. В Европе и России 19-го века говорили – цивилизованный человек, имея ввиду примерно то, что сейчас вкладывается в понятие культурного человека. Еще в начале 30-х годов прошлого века толковый Ушакова трактовал понятие «культурный человек» как человек «возделанный». Лишь в связи с мировой урбанизацией, когда стал поваляться отдельная «городская культура» в противовес природе, понятия цивилизованный и культурный стали размываться. К слову, «культурный» стали добавляться эпитеты, образуя словосочетания: культурная революция, культурный уровень, культурные связи, культурный человек, т.е. указатель на определенные достижения, развитие прогресса и личности.

В настоящее время лингвистика трактует слово «культура» как «объем генетически не наследуемой информации, передаваемой в обществе от поколения к поколению». Социология также готова предложить свою трактовку понятия: «культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра».

С философской же точки зрения, по Шпенглеру и Тойнби, культура - это лишь часть составляющая цивилизацию. А культурный человек - это человек способный усваивать большое количество информации, анализировать ее, трактовать, выстраивать причинно-следственные связи. Роль воспитания и самоконтроля в формировании настоящего культурного человека философы, конечно же, не отрицали.

Таким образом, культурный человек - это человек соблюдающий основные нормы поведения цивилизованного общества, но соотносящей себя и общество лишь в той пропорции, которая позволяет ему оставаться личностью и индивидуальностью, а не «винтиком системы», «большинством», частью «единого кулака» и «единого народа».

Когда дают определение “культурный человек”, то прежде всего имеют ввиду следующее: соблюдает ли человек правила и общепризнанные модели норм поведения в обществе – этакий обывательский кодекс чести. В принципе, этим “обязанности” “культурного человека” для общества и заканчиваются.

Для социума важно, чтобы поведение человека было обусловлено рамками приличия и закона. Социум, в принципе, готов согласиться с тем, что наедине с собой или со своей семьей человек может быть каким угодно, но, выйдя за дверь своего жилища, у культурного человека должен срабатывать тумблер на включение норм и самоконтроль.

То есть в обывательском сознании понятие культурный человек – это человек воспитанный, соблюдающий ритуалы и этикет: “при посторонних”, “на людях”, “в обществе”. Если у человека, владеющего всеми формами этикета, еще и высшее образование наличествует, то, как правило, такой человек поднимается в общественном статусе с уровня просто культурного человека до уровня “интеллигентного человека”.

Поведение человека “за дверью” в расчет в данном случае не принимается. “За дверью” можно рыгать и ковыряться в носу, орать и третировать домочадцев или анонимно зло троллить в интернете пусть и не за деньги, а лишь по зову “метущейся души”. Но если подобный индивидуум уступит место старушке в транспорте или придержит дверь лифта для соседа, все – статус культурного человека ему обеспечен.

Еще в начале девятнадцатого веке слова “культура” более относилась к сельскохозяйственной науке, чем экстраполировалась к человеку. Само слово появилось в эпоху Просвещения – в конце 18-го века, но приживалось постепенно и достаточно долго. В Европе и России 19-го века говорили – цивилизованный человек, имея ввиду примерно то, что сейчас вкладывается в понятие культурного человека. Еще в начале 30-х годов прошлого века толковый словарь Ушакова трактовал понятие “культурный человек” как человек “возделанный”. Лишь в связи с мировой урбанизацией, когда стал поваляться отдельная “городская культура” в противовес природе, понятия цивилизованный и культурный стали размываться. К слову, “культурный” стали добавляться эпитеты, образуя словосочетания: культурная революция, культурный уровень, культурные связи, культурный человек, т. е. указатель на определенные достижения, развитие прогресса и личности.

В настоящее время лингвистика трактует слово “культура” как “объем генетически не наследуемой информации, передаваемой в обществе от поколения к поколению”. Социология также готова предложить свою трактовку понятия: “культура – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра”.

С философской же точки зрения, по Шпенглеру и Тойнби, культура – это лишь часть составляющая цивилизацию. А культурный человек – это человек способный усваивать большое количество информации, анализировать ее, трактовать, выстраивать причинно-следственные связи. Роль воспитания и самоконтроля в формировании настоящего культурного человека философы, конечно же, не отрицали.

Таким образом, культурный человек – это человек соблюдающий основные нормы поведения цивилизованного общества, но соотносящей себя и общество лишь в той пропорции, которая позволяет ему оставаться личностью и индивидуальностью, а не “винтиком системы”, “большинством”, частью “единого кулака” и “единого народа”.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Культура. Как часто мы слышим это слово, какой смысл оно несет и что подразумевает? Культура речи, культурный человек, культура питания...
  2. Современный человек живет в стремительном времени. И ему часто очень сложно вырваться из этого бурного потока. У него порой нет...
  3. Зима в Петербурге 1839 года была с сильными оттепелями. Часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоял на посту. Он услышал, что...
  4. С некоторых пор по городку стал разноситься слух, что в море завелся «Морской дьявол». Он причинял множество бед – разрезал...


Статьи по теме: