Словарь музыкальных терминов. Вопросы преподавания аккомпанемента в музыкальной школе

*************************************

***************************************************************************

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Аккомпанеме́нт (фр. accompagnement — сопровождение) — музыкальный фон к основной мелодии , имеющий в произведении второстепенное значение.

Акко́рд (ит. accordo, фр. accord — согласие) — созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно. А. подразделяются на консонирующие и диссонирующие (см. консонанс и диссонанс ).

Акт (лат. actus — действие) — относительно завершенная часть театрального представления (оперы , балета и т. д.), отделяемая от другой такой же части перерывом — антрактом . Иногда А. делится на картины .

Анса́мбль (фр. ensemble — вместе) — 1. Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере , представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, вокальные партии которых не тождественны; по числу участников А. разделяются на дуэты , трио или терцеты , квартеты , квинтеты , секстеты и т. д. 2. Пьеса , предназначенная для совместного исполнения несколькими музыкантами, чаще всего инструменталистами. 3. Качество совместного исполнения, степень слаженности, слитности общего звучания.

Антра́кт (фр. entr’acte — букв, междудействие) — 1. Перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта . 2. Оркестровое вступление к одному из актов, кроме первого (см. увертюра )

Арие́тта (ит. arietta) — небольшая ария .

Арио́зо (ит. arioso — вроде арии) — разновидность арии , отличающаяся более свободным построением, теснее связанная с предшествующим и последующим музыкальными эпизодами .

А́рия (ит. aria— песня) — развитой вокальный эпизод в опере , оратории или кантате , исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра , обладающий широкораспевной мелодией и завершенностью музыкальной формы . Иногда А. состоит из нескольких контрастных (см.) разделов. Разновидности А. — ариетта , ариозо , каватина , кабалетта , канцона , монолог и т. д.

Бале́т (фр. balletот ит. ballo— танец, пляска) — крупный музыкалъно-хореографический (см.) жанр , в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Б. в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью оперы .

Балла́да (фр. ballade, ит. ballare— танцевать) — первоначально название провансальской (Франция) плясовой песни ; затем — литературно-поэтический жанр , связанный с народными преданиями или повествующий о событиях прошлого. С начала XIXв. — обозначение вокальных и инструментальных пьес повествовательного склада.

Барито́н (греч. barytono— тяжелозвучный) — мужской голос среднего между басом и тенором регистра ; другое название — высокий бас.

Баркаро́ла (от ит. barca— лодка, barcaruola— песня лодочника) — род песни , распространенный в Венеции, а также название вокальных и инструментальных пьес созерцательного певучего характера с плавным, покачивающимся аккомпанементом ; размер 6/8. Другое название Б. — гондольера (от ит. gondola— венецианская лодка).

Бас (ит. basso— низкий, греч. basis— основа) — 1. Самый низкий мужской голос. 2. Общее название низких по регистру оркестровых инструментов (виолончель, контрабас, фагот и т. д.).

Болеро́ (исп. bolero) — испанский танец, известный с конца XVIIIвека, умеренно быстрого движения, сопровождаемый ударами кастаньет; размер 3/4.

Были́на — произведение русского народного эпоса, повествование о былых временах, о подвигах народных героев-богатырей. Б. носит характер неторопливого плавного речитатива , подобного напевной речи; иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах.

Вальс (фр. valse, нем. Walzer) — танец, происшедший от австрийских, немецких и чешских народных танцев. В. танцуется парами в плавном круговом движении; размер 3/4 или 3/8, темп различный — от очень медленного до самого быстрого. Благодаря особым образно-выразительным возможностям В. получил с середины XIXвека широкое распространение не только как танцевальный и концертный (см.) жанр , но и как важная составная часть музыки оперы , балета , симфонии и даже камерных сольных и ансамблевых (см.) произведений.

Вариа́ции (лат. variatio— изменение) — музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы , в ходе которого первоначальный образ развивается и обогащается, не теряя своих существенных черт.

Виртуо́з (ит. virtuoso— букв. доблестный, мужественный) — музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность — мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная музыка — музыка, изобилующая техническими трудностями, требующая блестящего, эффектного исполнения.

Вока́льная му́зыка (от ит. vocale— голосовой) — музыка для пения — сольного , ансамблевого или хорового (см.) с аккомпанементом или без него.

Вступле́ние — начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо вокальную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального представления.

Гаво́т (фр. gavotte) — старинный французский танец народного происхождения; впоследствии, с XVIIвека вошел в придворный обиход, в XVIIIвеке занял место в танцевальной сюите . Музыка Г. энергичная, умеренно быстрого движения, размер 4/4 с характерным двухчетвертным затактом.

Гармо́ния (греч harmonia— соразмерность, согласованность) — 1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми (см.) сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную мелодию . 2. Наука об аккордах , их движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности («жесткая гармония», «светлая гармония» и т. д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, композитора , музыкального стиля («гармония Мусоргского», «романтическая гармония» и т. д.).

Гимн (греч. hymnos) — торжественное хвалебное песнопение.

Гроте́ск (фр. grotesque— причудливо, уродливо, странно) — художественный прием, связанный с нарочитым преувеличением или искажением реальных черт образа, которое придает ему причудливый, фантастичный, часто карикатурно-юмористический, иногда устрашающий характер.

Гу́сли (от древнерусск. гусель — струна) — старинный русский народный инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны. Игрой на Г. обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнитель на Г. — гусляр.

Деклама́ция — художественное чтение стихов или прозы в эмоционально приподнятой манере. Д. музыкальная — верное воспроизведение в речитативе характерных интонаций — повышений, понижений, акцентов и т. д. — выразительной человеческой речи.

Деревя́нные духовы́е инструме́нты общее название группы инструментов, в которую входят флейта (с разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с разновидностью альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с разновидностями кларнет-пикколо.и бас-кларнет), фагот (с разновидностью контрафагот). Д. д. и. используются также в духовых оркестрах , различных камерных ансамблях и как солирующие (см.) инструменты. В оркестровой партитуре группа Д. д. и. занимает верхние строчки, размещаясь в указанном выше порядке.

Дециме́т (от лат. decimus— десятый) — оперный или камерный ансамбль десяти участников.

Диало́г (греч. dialogos— разговор между двумя) — сцена -беседа двух действующих лиц оперы ; перекличка чередующихся кратких музыкальных фраз , как бы отвечающих друг другу.

Дивертисме́нт (фр. divertissement— увеселение, развлечение) — музыкальное произведение, построенное наподобие сюиты , состоящее из нескольких разнохарактерных, преимущественно танцевальных, номеров . Д. называется также отдельная инструментальная пьеса развлекательного характера.

Дина́мика (от греч. dynamikos— силовой) — 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).

Драматурги́я — литература, предполагающая сценическое воплощение; наука о законах построения драматической пьесы. В XXвеке термин Д. стал применяться также к музыкально-театральному искусству, а затем и к крупным инструментально-симфоническим произведениям, не связанным со сценой. Д. музыкальная — совокупность принципов построения и развития музыки оперы , балета , симфонии и т. п. с целью наиболее логичного, последовательного и действенного воплощения избранного сюжета, идейного замысла.

Ду́ма, ду́мка — повествовательная украинская народная песня свободного речитативно-импровизационного склада с инструментальным сопровождением. Обычно Д. посвящена рассказу об исторических событиях, но иногда приобретает черты задушевной, печальной песни сугубо лирического содержания.

Духово́й орке́стр оркестр , состоящий из медных и деревянных духовых и ударных инструментов. Д. о. отличается мощной, яркой звучностью.

Духовы́е инструме́нты — инструменты, различные по форме, величине и материалу, представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат благодаря колебаниям заключенного в них столба воздуха. По материалу и способу звукоизвлечения Д. и. разделяются на медные и деревянные . К числу Д. и. принадлежит также орган .

Дуэ́т (от. лат. duo— два) — оперный или камерный ансамбль двух участников.

Дуэтти́но (ит. duettino) — маленький дуэт .

Жанр (фр. genre— тип, манера) — 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (напр., Ж. эпический, комический), природе сюжета (напр., Ж. исторический, мифологический), составу исполнителей (напр., Ж — оперный , балетный , симфонический , вокальный (см.), инструментальный), обстоятельствам исполнения (напр., Ж. концертный , камерный (см.), бытовой), особенностям формы (напр., Ж. романса , песни , инструментальной или оркестровой миниатюры ) и т. д. 2. Жанровый (в музыке) — связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена — бытовая сцена.

Запе́в — начало хоровой песни , исполняемое одним певцом — запевалой.

Зингшпи́ль (нем. Singspielот singen— петь и Spiel— игра) — род комической оперы , сочетавшей разговорные диалоги с пением и танцами; наибольшее развитие З. получил в Германии и Австрии во 2-й половине XVIIIи нач. XIXвеков.

Импровиза́ция (от лат. improvisus— непредвиденный, нечаянный) — творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов , отличающихся прихотливой свободой изложения.

Инструменто́вка — то же, что оркестровка .

Интерме́дия (лат. intermedia— находящаяся посередине) — 1. Небольшая музыкальная пьеса , помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной эпизод или сцена в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий эпизод между двумя проведениями темы в фуге , проходящий эпизод в инструментальной пьесе вообще.

Интерме́ццо (ит. intermezzo— пауза, антракт) — пьеса , связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.

Интроду́кция (лат. introductio — введение) — 1. Небольших размеров оперная увертюра , непосредственно вводящая в действие. 2. Начальный раздел какой-либо пьесы , обладающий своим темпом и характером музыки.

Кабале́тта (от ит. cabalare— фантазировать) — небольшая оперная ария , часто героически-приподнятого характера.

Кавати́на (ит. cavatina) — разновидность оперной арии , отличающаяся более свободным построением, лирической напевностью, отсутствием темповых (см.) контрастов.

Ка́мерная му́зыка (от ит. camera— комната) — музыка для солирующих (см. соло) инструментов или голосов, небольшие ансамбли , предназначенные для исполнения в небольших концертных залах.

Кано́н (греч. kanon— правило, образец) — род многоголосной музыки, основанный на поочередном вступлении голосов с одной и той же мелодией .

Кант (от лат. cantus— пение) — в русской, украинской и польской музыке XVII—XVIIIвеков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра Iраспространились приветственные К. бодрого маршеобразного (см. марш ) характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.

Канта́та (от ит. cantare— петь) — большое произведение для певцов-солистов , хора и оркестра , состоящее из ряда номеров — арий , речитативов , ансамблей , хоров . От оратории К. отличается отсутствием детально и последовательно воплощенного сюжета.

Кантиле́на (лат. cantilena— распевное пение) — широкая певучая мелодия .

Канцо́на (ит. canzone— песня) — старинное название итальянской лирической песни с инструментальным сопровождением; впоследствии — название инструментальных пьес певучего лирического характера.

Канцоне́тта (ит. canzonetta— песенка) — маленькая канцона , напевная вокальная или инструментальная пьеса небольшого размера.

Карти́на — 1. В музыкально-театральном произведении часть акта , отделяемая не антрактом , а кратковременной паузой, во время которой занавес ненадолго опускается. 2. Обозначение инструментально-симфонических произведений, для которых характерна особая конкретность, наглядность музыкальных образов; иногда такие произведения принадлежат к жанру программной музыки .

Кварте́т (от лат. quartus— четвертый) — оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный ) ансамбль четырех участников.

Квинте́т (от лат. quintus— пятый) — оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти участников.

Клави́р (сокр. нем. Klavierauszug— фортепианное извлечение) — переработка, переложение для фортепиано произведения, написанного для оркестра или ансамбля , а также оперы , кантаты или оратории (с сохранением вокальных партий).

Ко́да (ит. coda— хвост, конец) — заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.

Колорату́ра (ит. coloratura— раскрашивание, украшение) — расцвечивание, варьирование вокальной мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, виртуозными украшениями.

Колори́т (от лат. color— цвет) в музыке — преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных регистров , тембров , гармонических (см.) и иных выразительных средств.

Коля́дка — общее название славянских народных обрядовых песен языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).

Компози́тор (лат. compositor— сочинитель, составитель, создатель) — автор музыкального произведения.

Компози́ция (лат. compositio— составление, расположение) — 1. Музыкальное творчество, процесс создания музыкального произведения. 2. Внутреннее строение музыкального произведения, то же, что музыкальная форма. 3. Отдельное музыкальное произведение.

Контра́льто (ит. contralto) — самый низкий женский голос, то же, что в хоре альт .

Контрапу́нкт (от лат. punctumcontrapunctum— точка против точки, то есть нота против ноты) — 1. Одновременное сочетание двух или нескольких мелодически самостоятельных голосов. 2. Наука о законах сочетания одновременно звучащих мелодий , то же, что полифония .

Контра́ст (фр. contraste— противоположность) — яркое выразительное средство музыки, заключающееся в сближении и непосредственном противопоставлении несхожих, резко различающихся по характеру музыкальных эпизодов . Музыкальный образно-эмоциональный К. осуществляется при помощи темповых , динамических , тональных , регистровых , тембральных (см.) и иных противопоставлений.

Конце́рт (от лат. concertare— состязаться, ит. concerto— согласие) — 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Большое, обычно трехчастное, произведение для солирующего (см.) инструмента с оркестром , блестящее, эффектное, обладающее развитыми элементами виртуозности , в некоторых случаях приближающееся по богатству и значительности идейно-художественного содержания к симфонии .

Кульмина́ция (от лат. culmen— верх, вершина) — момент высшего напряжения в музыкальном развитии .

Купле́т (фр. couplet— строфа) — повторяемая часть песни .

Купю́ра (фр. coupure— вырезка, сокращение) — сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо эпизода , в опере сцены , картины или акта .

Лезги́нка — танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.

Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv— ведущий мотив) — музыкальная мысль, мелодия , связанная в опере с определенным персонажем, воспоминанием, переживанием, явлением или отвлеченным понятием, возникающая в музыке при его появлении или упоминании в ходе сценического действия.

Ле́ндлер (нем. Ländler) — немецкий и австрийский танец народного происхождения, предшественник вальса , живого, но не быстрого движения; размер 3/4.

Либре́тто (ит. libretto— тетрадка, книжечка) — полный литературный текст оперы , оперетты ; словесное изложение содержания балета . Автор Л. — либреттист.

Мадрига́л (ит. madrigale) — европейская многоголосная светская песня XVIвека, изысканного характера, обычно любовного содержания.

Мазу́рка (от польск. mazur— житель Мазовии) — польский танец народного происхождения, оживленного характера, обладающий острым, иногда синкопированным (см.) ритмом ; размер 3/4.

Марш (фр. marche— ходьба, шествие) — жанр , связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. М. бывает походный, торжественный, траурный; размер 2/4 или 4/4.

Ме́дные духовы́е инструме́нты духовые инструменты , изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом оркестре , в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба. М. д. и. являются основой духового оркестра . В симфонической партитуре группа М. д. и. пишется под группой деревянных духовых инструментов , размещаясь в указанном выше порядке.

Мейстерзи́нгеры (нем. Meistersinger— мастер пения) — в средневековой Германии (XIV—XVIIвека) цеховые музыканты.

Мелодеклама́ция (от греч. melos— песнь и лат. declamatio— декламация) — выразительное чтение (чаще всего стихов), сопровождаемое музыкой.

Мело́дия (греч. melodia— пение песни от melos— песнь и ode— пение) — основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Мелодра́ма (от греч. melos— песнь и drama— действие) — 1. Часть драматического произведения, сопровождаемая музыкой. 2. Порицательная характеристика произведений или эпизодов , отличающихся преувеличенной чувствительностью, сентиментальностью, дурным вкусом.

Менуэ́т (фр. menuet) — старинный французский танец, первоначально народного происхождения, в XVIIвеке — придворный танец, в конце XVIIIвека введен в симфонический цикл (см. симфония ). М. отличается плавностью и грациозностью движений; размер 3/4.

Ме́сса (фр. messe, лат. missa) — крупное многочастное произведение для хора с инструментальным сопровождением, иногда с участием певцов-солистов , написанное на религиозный латинский текст. М. — то же, что католическая обедня, литургия.

Меццо-сопра́но (от ит. mezzo— срединный и soprano) — женский голос, по регистру занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто . меццо‑сопрано в хоре — то же, что альт.

Миниатю́ра (ит. miniatura) — небольшая оркестровая , вокальная (см.) или инструментальная пьеса.

Моноло́г (от греч. monos— один, речь, произносимая одним лицом) в музыке — одна из наиболее действенных сольных вокальных форм в опере , в которой обычно запечатлен процесс напряженного переживания или размышления, приводящий к какому-либо решению. М., как правило, строится из нескольких нетождественных, контрастных эпизодов .

Моти́в (от ит. motivo— повод, побуждение, и лат. motus— движение) — 1. Часть мелодии , имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента — ударения. 2. В общераспространенном значении — напев, мелодия.

Музыка́льная дра́ма — первоначально то же, что опера . В распространенном значении — один из жанров оперы, для которого характерна ведущая роль напряженного драматического действия, развертывающегося на сцене и определяющего собой принципы музыкального воплощения.

Музыка́льная коме́дия — см. оперетта .

Ноктю́рн (фр. nocturne— ночной) — распространившееся в XIXвеке название сравнительно небольших инструментальных (редко — вокальных ) пьес лирически-созерцательного характера с выразительной певучей мелодией .

Но́мер — наименьший, относительно законченный, допускающий отдельное, самостоятельное исполнение эпизод оперы , балета или оперетты .

Ноне́т (от лат. nonus— девятый) — сравнительно редкий вид оперного или камерного ансамбля для девяти участников.

О́да (греч. ode) — заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще — вокального ) торжественного хвалебного характера.

Окте́т (от лат. octo— восемь) — ансамбль восьми участников.

О́пера (ит. opera— действие, произведение, от лат. opus— труд, творение) — синтетический жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой, а также живописно-декоративное оформление. Оперное произведение слагается из сольных эпизодов арий , речитативов , а также ансамблей , хоров , балетных сцен , самостоятельных оркестровых номеров (см. увертюра , антракт , интродукция ). О. делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр О. распространилась в Европе в XVIIвеке, в России — с середины XVIIIвека. Дальнейшее развитие привело к образованию различных национальных стилей и идейно-художественных типов оперного искусства (см. О. большая французская , О.-буффа , О. комическая , О. лирико-драматическая , О. лирическая французская , О. нищих , О.-сериа , О. эпическая , зингшпиль , музыкальная драма , оперетта ). В итоге многообразного исторического развития О. стала наиболее демократичным жанром среди сложных монументальных жанров музыкального искусства.

О́пера больша́я францу́зская (фр. grandopéra) — разновидность, получившая распространение в середине XIXвека, для которой характерно воплощение исторических тем в монументальном, красочном, богатом действенными моментами спектакле.

О́пера-бу́ффа (ит. opera-buffa) — итальянская комическая опера , возникшая в первой половине XVIIIвека. О.-б. основывалась на бытовых сюжетах, нередко приобретавших сатирическую окраску. Развившаяся из итальянской народной «комедии масок» (comediadelarte), О.-б. отразила прогрессивные демократические тенденции конца XVIIIи первой половины XIXвека.

О́пера коми́ческая — общее видовое название оперного жанра, возникшего в Европе с середины XVIIIвека под влиянием демократических идей в противовес придворно-аристократическому искусству. О. к. в различных странах носила различные наименования: в Италии — опера-буффа , в Германии и Австрии — зингшпиль , в Испании — тонадилья , в Англии — опера нищих , или балладная, песенная опера. О. к. — общепринятое название собственно французской разновидности этого жанра, для которой характерно включение в действие разговорных диалогов .

О́пера ли́рико-драмати́ческая — разновидность, развившаяся в оперном искусстве второй половины XIXвека. Для О. л.-д. характерно выдвижение на передний план драматичных, нередко трагических личных судеб и человеческих взаимоотношений, показанных на реалистически правдивом жизненном фоне, углубленное внимание композитора к душевной жизни героев, их чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам.

О́пера лири́ческая францу́зская — собственное наименование французской лирико-драматической оперы .

О́пера ни́щих (англ. beggarsopera) — английская разновидность комической оперы , в которой широко использовались народные песни-баллады .

О́пера-се́риа (ит. operaseria— серьезная опера, в отличие от комической) — итальянская опера XVIIIвека, связанная с придворно-аристократической средой. Основывавшаяся, как правило, на мифологических и историко-легендарных сюжетах, О.-с. отличалась пышностью постановки, виртуозным блеском вокальных партий , но в своем развитии была скована условностью сюжетов, ситуаций и персонажей.

О́пера эпи́ческая — разновидность классической оперы, преимущественное развитие получившая в России, характерная использованием сюжетов из народного эпоса — сказаний, легенд и образцов народного песенного творчества. Сценическое действие и музыка О. э. выдерживаются в духе величественного, неторопливого повествования. К жанру О. э. примыкает также опера-сказка.

Опере́тта (ит. operetta— маленькая опера) — театральное представление, сочетающее пение и танцы в сопровождении оркестра с разговорными сценами, ведущее свое происхождение от комической оперы XVIIIвека. Европейской О. XIXвека свойственно обилие комедийных положений сатирического либо чисто развлекательного характера. В советском музыкально-театральном искусстве О. чаще именуется музыкальной комедией .

Орато́рия (от лат. oratoria— красноречие) — крупный вокально-симфонический жанр музыкального искусства, произведения которого предназначены для исполнения хором , солистами -певцами и оркестром . В основе О. лежит определенный сюжет, обобщенно повествующий об исторических или легендарных событиях народной жизни, обычно обладающий возвышенной, героической окраской. Сюжет О. воплощается в ряде завершенных сольных , хоровых и оркестровых (см.) номеров, иногда разделяемых речитативами .

Орга́н (от греч. organon— инструмент, орудие) — самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. О, представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра . Управление О. осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей регистров . По мощи и красочному богатству звучания О. соперничает с симфоническим оркестром .

Орке́стр (от греч. orchestra— в древнегреческом театре место перед сценой, на котором размещался хор) — многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие от ансамбля , некоторые партии в О. исполняются одновременно несколькими музыкантами наподобие одноголосного хора . По составу инструментов О. разделяются на симфонические, духовые , народных инструментов, эстрадные, джазовые и т. д. Оперный О., так же как симфонический, состоит из четырех основных групп инструментов — групп деревянных духовых , медных духовых , ударных , струнных смычковых, а также включает некоторые единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка фортепиано, гитара и др.).

Оркестро́вка — создание оркестровой партитуры , воплощение музыкальной мысли средствами оркестровой выразительности. О. — то же, что инструментовка .

Паро́дия (греч. parodià, от para— против и ode— песнь, пение, букв, пение наоборот) — подражание с целью искажения, осмеяния.

Партиту́ра (ит. partitura— деление, распределение) — нотная запись ансамблевой , оркестровой , оперной , ораториально-кантатной (см.) и пр. музыки, требующей многих исполнителей. Число строк П. определяется количеством входящих в нее партий — инструментальных, сольно-вокальных и хоровых , которые располагаются в определенном порядке.

Па́ртия (от лат. pars— часть) — часть музыки ансамбля , оперы и т. д., исполняемая одним или группой музыкантов или певцов.

Пастора́ль (от. лат. pastoralis— пастушеский) — музыка, музыкальная пьеса или театральная сцена , выраженная в нежных, лирически мягких созерцательных тонах, рисующая спокойные картины природы и идеализированной безмятежной сельской жизни (ср. идиллия ).

Пе́сня — основной вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Для П. характерно наличие ясной, выпуклой, выразительной и стройной мелодии , обладающей обобщенным образно-эмоциональным содержанием, воплощающей чувства и мысли не отдельного человека, а народа. Совокупность этих черт входит в понятие песенности как особого средства музыкальной выразительности, особого склада музыкального мышления. Народная П., отражающая в неисчислимом многообразии разновидностей и жанров самые различные стороны жизни народа, — основной источник музыкального искусства. В развитии народной П. и высокохудожественном преломлении ее национальных особенностей наибольшая заслуга принадлежит русским композиторам-классикам . В их произведениях П. широко представлена как бытовой жанр, одновременно песенность, песенное начало явилось для них ведущим художественным приемом. В узком смысле П. — небольшая вокальная пьеса с сопровождением или без него, отличающаяся простотой и мелодически выразительной напевностью, обычно в куплетной форме , а также инструментальная пьеса аналогичного размера и характера.

Подголо́сок — более или менее самостоятельная мелодия , сопровождающая в многоголосной музыке основной напев. Наличие развитых П. — характерная особенность русской народной хоровой (см.) музыки.

Полифо́ния (от греч. poly— много и phone— голос, букв, многоголосие) — 1. Одновременное сочетание двух или нескольких независимых мелодий , обладающих самостоятельным выразительным значением. 2. Наука о музыке полифонического склада, то же, что контрапункт .

Прелю́дия, прелю́д (от лат. prae— перед и ludus— игра) — 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному эпизоду , сцене оперы , балета и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.

Премье́ра — первое представление оперы , балета , оперетты на театральной сцене ; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).

Припе́в — часть песни , неизменно, вместе с одним и тем же словесным текстом, повторяющаяся после каждого ее куплета .

При́чет, причита́ния песня -плач, один из распространенных в дореволюционной России жанров народной песни ; имеет обычно характер скорбно-взволнованного речитатива .

Проло́г (от лат. prae— перед и греч. logos— слово, речь) — вступительная часть в драме, романе, опере и т. д., вводящая в повествование; иногда П. знакомит с событиями, предшествовавшими изображаемым.

Разви́тие музыка́льное — движение музыкальных образов, их изменения, столкновения, взаимопереходы, отражающие процессы, которые протекают в душевной жизни человека или героя музыкально-театрального представления, а также в окружающей реальной действительности. Р. м. — важный фактор музыкальной драматургии , направляющий внимание слушателя на наиболее существенные части повествования. Р. м. осуществляется с помощью разнообразных композиционных и выразительных приемов; в нем участвуют все средства музыкальной выразительности.

Ре́квием (от лат. requiem— покой) — монументальное произведение для хора , солистов -певцов и оркестра . Первоначально Р. — траурная католическая месса. Впоследствии, в творчестве Моцарта , Берлиоза, Верди , Р. утратил ритуально-религиозный характер, превратившись в драматичный, философски значительный музыкальный жанр , одушевленный глубокими общечеловеческими чувствами и большими мыслями.

Речитати́в (от лат. recitare— читать, декламировать) — омузыкаленная речь, наиболее гибкая форма сольного пения в опере , отличающаяся большим ритмическим (см.) разнообразием и свободой построения. Обычно Р. вводит в арию , подчеркивая ее певучую мелодичность. Часто в Р. воспроизводятся характерные интонации живой человеческой речи, благодаря чему он оказывается незаменимым средством в создании музыкального портрета действующего лица. Основные разновидности Р. — Р.-secco(«сухой», сопровождаемый редкими отрывистыми аккордами оркестра или чембало), Р.-accompagnato(«аккомпанируемый», звучащий на фоне связного аккордового сопровождения) и Р.-obligato(«обязательный», что указывает на необходимость наличия в оркестровом сопровождении самостоятельной мелодической мысли).

Ригодо́н (фр. rigodon, rigaudon) — старинный провансальский (Франция) танец XVII—XVIIIвеков, живого, бодрого движения; размер 4/4 или 2/3 с одночетвертным затактом.

Ритм (от. греч. rythmos— мерное течение) — организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Р. — важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.

Рома́нс (фр. romance) — сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, характеризуемая интимным строем чувств, индивидуализированным содержанием, особой тонкостью и выразительным разнообразием аккомпанемента . Вокальная мелодия Р. нередко включает элементы речитатива .

Ро́ндо (фр. rondeauот ronde— круглая, название старинной французской хоровой песни) — форма построения музыкальной пьесы , состоящая из нескольких (не менее трех) контрастных эпизодов , разделяемых периодически возвращающимся первым эпизодом (рефреном).

Сараба́нда (исп. zarabanda) — старинный испанский танец в характере медленного величественного шествия; размер 3/4. Жанр С. часто использовался для создания образов глубокого скорбного раздумья, траурного шествия.

Сегиди́лья (исп. seguidilla) — быстрый испанский танец, сопровождаемый прихотливым ритмом кастаньет; размер 3/4 или 3/8.

Сексте́т (от лат. sextus— шестой) — оперно-вокальный или инструментальный ансамбль семи участников.

Серена́да (от. ит. sera— вечер, букв, «вечерняя песня») — первоначально в Испании и Италии любовная песня, распевавшаяся с аккомпанементом гитары или мандолины под окном возлюбленной. Затем — произведения приветственного характера для инструментальных ансамблей и оркестра . Впоследствии С. — название лирических сольных песен с инструментальным сопровождением, стилизованным в духе гитарного аккомпанемента , а также наименование лирического инструментального или оркестрового цикла.

Симфо́ния (от греч. symphonia— созвучие) — монументальное произведение для оркестра, жанр которого сложился во 2-й половине XVIIIвека. С., как правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в которых отражается широкий круг жизненных явлений, воплощается богатство настроений и конфликтов. Первая часть С. обычно имеет конфликтно-драматический характер и выдержана в быстром движении; иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая — лирическая распевная, проникнутая настроениями раздумья. Третья — менуэт , скерцо или вальс — в оживленном танцевальном движении. Четвертая — финал , наиболее быстрая, часто праздничного, приподнятого характера. Однако встречаются и иные принципы построения. Совокупность частей, объединенных общей поэтической идеей, образует симфонический цикл.

Ске́рцо (ит. scherzo— шутка) — небольшое инструментальное или оркестровое произведение живого, задорного характера, обладающее острым, четким ритмом , иногда приобретающее драматическую окраску. С начала XIXвека С. вошло в симфонический цикл , заняв в нем место менуэта .

Скоморо́хи — носители русского народного искусства в XI—XVIIвеках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.

Со́ло (ит. solo— один, единственный) — самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде , если пьеса написана для ансамбля или оркестра . Исполнитель С. — солист.

Сона́та (от ит. sonare— звучать) — 1. В XVIIвеке — название любого инструментального произведения, в отличие от вокального. 2. С XVIIIвека — название произведения для одного или двух инструментов, состоящего из трех или четырех частей определенного характера, которые образуют сонатный цикл , в общих чертах аналогичный симфоническому (см. симфония ).

Сона́тное алле́гро — форма, в которой пишутся первые части сонаты и симфонии , — выдержанные в быстром (allegro) темпе . Форма С. а. складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция — изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной партиях ; разработка — развитие тем главной и побочной партий, столкновение и борьба их образов; реприза — повторение экспозиции с новым соотношением образов главной и побочной партий, достигнутым в результате их борьбы в разработке. Форма С. а. наиболее действенна, динамична, она создает широкие возможности для реалистического отображения явлений объективной действительности и душевной жизни человека в их внутренней противоречивости и непрекращающемся развитии. Форма С. а. сложилась к середине XVIIIвека и вскоре получила широкое распространение не только в первых частях симфоний , сонат , квартетов , инструментальных концертов , но и в одночастных симфонических поэмах , концертных и оперных увертюрах , а в отдельных случаях и в развернутых оперных ариях (напр., ария Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила»).

Сопра́но (от ит. sopra— наверху, выше) — самый высокий женский голос. С. подразделяется на колоратурное , лирическое и драматическое.

Стиль (в музыке) — совокупность признаков, характеризующих творчество композиторов определенной страны, исторического периода, отдельного композитора.

Стру́нные инструме́нты — инструменты, в которых звук возникает в результате вибрации (колебания) натянутых струн. По способу звукоизвлечения С. и. делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас), клавишные (фортепиано и его предшественники, см. чембало ) и щипковые (арфа, мандолина, гитара, балалайка и др.).

Сце́на (лат. scenaот греч. skene— шатер, палатка). — 1. Театральные подмостки, на которых происходит представление. 2. Часть театрального представления, отдельный эпизод акта или картины .

Сцена́рий (ит. scenario) — более или менее подробное изложение хода действия, развертывающегося на сцене в опере , балете и оперетте , схематический пересказ их сюжета. На основе С. создается либретто оперы.

Сюи́та (фр. suite— ряд, последовательность) — название многочастного циклического произведения, в котором части сопоставляются по принципу контраста и обладают менее тесной внутренней идейно-художественной связью, нежели в симфоническом цикле (см. симфония ). Обычно С. представляет собой ряд танцев или описательно-иллюстративных пьес программного характера, а иногда — извлечение из крупного музыкально-драматического произведения (оперы , балета , оперетты , кинофильма ).

Таранте́лла (ит. tarantella) — очень быстрый, темпераментный итальянский народный танец; размер 6/8.

Те́ма музыка́льная (греч. thema— предмет рассказа) — основная, подлежащая развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии (см. также лейтмотив ).

Тембр (фр. timbre) — специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.

Темп (от ит. tempo— время) — скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Т. обозначается словами: очень медленно — ларго (largo), медленно — адажио (adagio), спокойно, плавно — анданте (andante), умеренно быстро — модерато (moderato), быстро — аллегро (allegro), очень быстро — престо (presto). Иногда Т. определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса », «в темпе марша ». С середины XIXвека Т. обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Словесное обозначение Т. часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном цикле — allegro, andanteи т. д., балетные adagioи др.).

Те́нор (от лат. tenere— держать, направлять) — высокий мужской голос. Т, подразделяется на лирический и драматический.

Терце́т (от лат. tertius — третий) — оперно-вокальный ансамбль трех участников. Другое наименование Т. — трио , используется также для обозначения инструментальных ансамблей с тем же числом исполнителей.

Три́о (ит. trioот tre— три) — 1. В вокальной музыке то же, что терцет . 2. Инструментальный ансамбль трех исполнителей. 3. Средний раздел в марше , вальсе , менуэте , скерцо более плавного и певучего характера; это значение термина возникло в старинной инструментальной музыке, в произведениях которой средний раздел исполнялся тремя инструментами.

Трубаду́ры, труве́ры — рыцари-поэты и певцы в средневековой Франции.

Увертю́ра (фр. ouverture— открытие, начало) — 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета , обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.

Уда́рные инструме́нты музыкальные инструменты, из которых звук извлекается посредством удара. У. и. бывают: 1) с определенной высотой звука — литавры, колокола и колокольчики, челеста, ксилофон и 2) со звуком неопределенной высоты — тамтам, большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и т. д.

Факту́ра (лат. factura— букв. деление, обработка) — строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию , сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса , аккомпанемент и т. д.

Фанда́нго (исп. fandango— испанский народный танец умеренного движения, сопровождаемый игрой на кастаньетах; размер 3/4.

Фанта́зия (греч. phantasia— воображение, вообще вымысел, выдумка) — виртуозное произведение свободной формы . 1. В XVIIвеке импровизационного характера вступление к фуге или сонате . 2. Виртуозное сочинение на темы какой-либо оперы , то же, что транскрипция (лат. transcriptio— переписывание) или парафраза (от греч. paraphrasis— описание, пересказ, перефразировка). 3. Инструментальное произведение, отличающееся причудливым, фантастическим характером музыки.

Фанфа́ра (ит. fanfara) — трубный сигнал, обычно праздничного торжественного характера.

Фина́л (ит. finale— окончательный) — заключительная часть многочастного произведения, оперы или балета .

Фолькло́р (от. англ. folk— народ и lore— учение, наука) — совокупность произведений устного литературного и музыкального народного творчества.

Фо́рма музыка́льная (лат. forma— внешний вид, очертания) — 1. Средства воплощения идейно-образного содержания, включающие мелодию , гармонию , полифонию , ритм , динамику , тембр , фактуру , а также композиционные принципы построения или Ф. в узком значении. 2. Ф. в узком значении — исторически сложившиеся и развившиеся закономерности строения музыкальных произведений, схемы расположения и взаимоотношения частей и разделов, определяющие общие контуры музыкального произведения. Наиболее распространенными являются Ф. трехчастная, куплетная , вариационная , рондо , сонатная , а также Ф. построения сюитного , сонатного и симфонического (см.) циклов .

Фортепиа́но (от ит. forte-piano— громко-тихо) — общее название клавишного струнного инструмента (рояль, пианино), позволяющего, в отличие от его предшественников — клавесина, чембало , клавикорда, получать звуки различной силы. Широта звукового диапазона и динамики , выразительность и красочное разнообразие звучания, большие виртуозно-технические возможности сделали Ф. преимущественно сольным и концертирующим (см. концерт ) инструментом, а также участником многих камерно-инструментальных ансамблей .

Фрагме́нт (от. лат. fragmentum— обломок, кусок) — отрывок чего-либо.

Фра́за (греч. phrasis— оборот речи, выражение) — в музыке краткий относительно завершенный отрывок, часть мелодии , обрамленная паузами (цезурами).

Фу́га (ит. и лат. fuga— бег) — одночастное произведение, представляющее собой полифоническое (см.) изложение и последующее развитие одной мелодии , темы .

Фуга́то (от fuga) — полифонический эпизод в инструментальной или вокальной пьесе , построенный наподобие фуги , но не законченный и переходящий в музыку обычного, не полифонического склада.

Фуге́тта (ит. fugetta— маленькая фуга) — фуга небольших размеров, с сокращенным разделом развития.

Фуриа́нт (чешск., букв. — гордец, зазнайка) — стремительный темпераментный чешский народный танец; размер переменный — 2/4, 3/4.

Хабане́ра (исп. habanera— букв, гаванская, от Гавана) — испанская народная песня-танец, отличающаяся сдержанным четким ритмом ; размер 2/4.

Хор (от греч. choros) — 1. Крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию . 2. Сочинения для хора, самостоятельные или входящие в оперное произведение, в котором они являются одной из важнейших форм, часто используемых при создании массовых народных сцен .

Хора́л (от греч. choros) — 1. Церковное хоровое пение на религиозный текст, распространенное в средние века. 2. Хоровое или иное произведение или эпизод, основанные на равномерном неторопливом движении аккордами , отличающиеся возвышенно-созерцательным характером.

Хо́та (исп. jota) — испанский народный танец темпераментного живого движения, сопровождаемый песней; размер 3/4.

Ци́кл музыка́льный (от греч. kyklos— круг, кругооборот) — совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном порядке. В основе Ц. лежит принцип контраста. Главные разновидности — сонатно-симфонический Ц., сюитный Ц. (см. симфония , сюита ); к числу циклических принадлежат также формы мессы и реквиема .

Чемба́ло (ит. cembalo, claviecembalo) — итальянское название клавесина, предшественника современного фортепиано. В XVII—XVIII веках Ч. входило в состав оперного или ораториального оркестра , сопровождая исполнение речитативов .

Экосе́з (фр. écossaise— «шотландка») — шотландский народный танец быстрого движения; размер 2/4.

Экспре́ссия (от лат. expressio — выражение) в музыке — повышенная выразительность.

Эле́гия (греч. elegiaот elegos— жалоба) — пьеса печального, задумчивого характера.

Эпи́граф (греч. epigraphe— бувк. надпись на памятнике) — заимствованное из литературы фигуральное название начальной музыкальной фразы, темы или отрывка, определяющего собой преобладающий характер, ведущую мысль всего произведения.

Эпизо́д (греч. epeisodion— происшествие, событие) — небольшая часть музыкально-театрального действия; иногда введенный в музыкальное произведение раздел, имеющий характер отступления.

Эпило́г (греч. epilogos от epi — после и logos — слово, речь) — заключительная часть произведения, подводящая итог событиям, иногда рассказывающая о событиях, происшедших спустя некоторое время.

Эпита́фия (греч. epitaphios) — надгробное слово.

*****************************************************************************

************************

Приведем пример, который наверняка знаком всем. На уроке пения учительница разучивает новую песню. Сначала она играет мелодию, ученики повторяют ее. Потом, когда мелодия хорошо запомнилась, класс поет ее хором, а учительница играет на рояле. Она аккомпанирует, то есть сопровождает пение своей игрой. Слово «accompagner» по-французски и означает «сопровождать». С аккомпанементом в музыке приходится встречаться очень часто. Под аккомпанемент рояля или пианино, инструментального ансамбля или оркестра, а то и баяна или гитары, поют певцы. С аккомпанементом рояля играют скрипачи, виолончелисты и исполнители на духовых инструментах. Но не всякое сочетание рояля с другим инструментом оказывается сопровождением. Иногда на нотах написано, например: «Соната для скрипки и фортепиано». Или «Пьеса для флейты и фортепиано». Это означает, что рояль в данном случае играет не второстепенную, сопровождающую роль, а выступает в качестве полноправного партнера. Не случайно в музыкальных учебных заведениях есть две разные учебные дисциплины: аккомпанемент и ансамбль.


Смотреть значение Аккомпанемент в других словарях

Аккомпанемент — сопровождение
Словарь синонимов

Аккомпанемент М. — 1. Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. 2. перен. Действие, явление, сопровождающее........
Толковый словарь Ефремовой

Аккомпанемент — -а; м. [итал. accompagnamento].
1. Музыкальное сопровождение к сольной партии голоса или инструмента, а также к основной теме, мелодии музыкального произведения. Написать а.........
Толковый словарь Кузнецова

Аккомпанемент — (франц. accompagnement - от accompagner - сопровождать), 1)гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса.2) Сопровождение одним или несколькими инструментами,........
Большой энциклопедический словарь

Аккомпанемент — (франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать; итал. accompagnamento; англ. accompaniment; нем. Begleitung). 1) Партия инструмента (напр., фп., гитары и т.д.) или партии ансамбля инструментов (певч.........
Музыкальная энциклопедия

Искусству аккомпанемента до настоящего времени посвящено не так много литературы, как хотелось бы. Еще меньше написано о методике преподавания этого учебного предмета.

Между тем, именно детские музыкальные школы являются первым и наиболее массовым звеном в системе музыкального

образования, необходимой ступенькой к домашнему музицированию, к самодеятельному художественному творчеству. И задача музыкальной школы - привить необходимые навыки коллективного музицирования, умения аккомпанировать певцу или себе самому, солисту, воспитать вкус и интерес к совместному творчеству.

Представленная методическая разработка является обобщением опыта работы концертмейстером и преподавания аккомпанемента в музыкальной школе и продиктована желанием помочь коллегам систематизировать учебный материал, определить последовательность его усложнения, исходя из потребностей будущего любителя музыки, получившего в музыкальной школе общие музыкальные представления и не продолжившего своего музыкального образования. Студенты же музыкальных учебных заведений средней и высшей ступени будут углублять свои знания в процессе дальнейшего обучения.

Искусство аккомпанемента - это такой ансамбль (слово «ансамбль» по-французски означает «единство»), в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнера.Оба музыканта, и солист, и пианист, в художественном смысле становятся равноправными членами единого, целостного музыкального организма.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Помимо владения своим инструментом оно требует от пианиста знакомства с различными певческими голосами, с особенностями игры на всевозможных инструментах. Концертмейстер - не только пианист, он как бы и певец, скрипач, трубач, гитарист и т.д. Пианист обязан не просто ЗНАТЬ кроме своей и сольную партию. Хорошо аккомпанировать он может лишь тогда, когда все его внимание устремлено на солиста, когда он повторяет вместе с ним каждый звук, каждое слово, предчувствует, заранее «предслышит» то, что будет делать партнер. Чувствовать себя исполнителем сольной партии - необходимое условие в процессе работы над произведением с певцом или инструменталистом.

Автор рассматривает основные принципы работы с учащимися старших классов фортепианного отделения, останавливаясь на вопросах выбора программы, особенностях аккомпанемента вокалистам и инструменталистам, развитии навыков чтения с листа, подбора по слуху и транспонирования, приёмах фактурного облегчения аккомпанемента и т.д. Здесь же даются примерные программы - предложены произведения, которые могут быть исполнены на академических концертах и дан примерный репертуарный список.

Непросто привить такой объем навыков за то время, которое отводятся на аккомпанемент по учебному плану в 5,6, 7 классах музыкальной школы. Однако одним из основных направлений работы детской музыкальной школы является задача дать учащимся общее музыкальное развитие, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки

Многие давно знакомые предметы не имеют в нашем сознании чёткого определения своего значения. К таким понятиям относится и слово «аккомпанемент».

В переводе с французского оно означает "сопровождать, вторить, подыгрывать". Даже простое отбивание ритма ногой или хлопанье в ладоши долгое время считалось своего рода «сопровождением». Однако в ХХ веке возникла чёткая формулировка данного термина.

В чём специфика аккомпанемента?

Сегодня аккомпанемент - это дополнение мелодии музыкальным сопровождением в виде гармонической и ритмической опоры для солиста. В роли солиста может выступать певец либо музыкант-инструменталист, исполняющий ведущую партию.

Почти вся музыка имеет в своей основе мелодию как главное средство выразительности. Она - королева, красной нитью проходящая через всю нотную фактуру и диктующая остальным голосам способы их проявления.

Такой тип музыкальной фактуры носит название «гомофонно-гармонический». Поскольку в нём есть один главный голос и его сопровождение в виде гармонии.

Большинство инструментов не способно воспроизвести гармонию, на них можно сыграть, пусть даже очень выразительно, всего лишь один голос. При этом солировать под аккомпанемент оркестра достаточно накладно.

Вот почему чаще всего в этой роли выступает такой инструмент, как фортепиано. Оно успешно имитирует звучание оркестра с его богатыми гармоническими возможностями и красочными тембрами.

Аккомпанемент как звучащая фактура

Аккомпанемент - это не только то, что мы слышим в реальном звучании. Данным словом называют также ноты, написанные для инструментов, исполняющих партию сопровождения. Третье значение слова заключается в самом действии. Так называют процесс исполнения сопровождения.

Основная задача аккомпаниатора, или, другими словами, концертмейстера - дополнить солиста, помогая ему в создании художественного образа. Помощь эта предоставляется, в основном, в следующих направлениях:

  • добавление различных регистров и тембров, которых солист не имеет в своём арсенале, то есть красочное обогащение звучания;
  • дополнение одноголосной мелодии аккордовой гармонической фактурой, создающей эффект объёмности и передающей определённый эмоциональный подтекст;
  • метро-ритмическая поддержка, сохранение стабильности темпа и музыкальной формы.

Причем аккомпанемент - это всегда второстепенная часть фактуры, поэтому звучать он должен тише, чем сольная партия.

Работа концертмейстера

Если вы видите на сцене солиста-инструменталиста, играющего с фортепиано, это ещё не означает, что пианист ему аккомпанирует.

Есть целый ряд произведений, написанных для подобного дуэта с развёрнутой равноправной партией рояля, где оба инструмента являются солистами и выступают в качестве дуэта. Такая форма музицирования называется камерным ансамблем.

Только в том случае, когда партия фортепиано имеет явно сопровождающий характер, поддерживающий основной инструмент, мы можем утверждать, что это - аккомпанемент.

Ноты для концертмейстера, впрочем, могут содержать при этом немало сложных и виртуозных эпизодов во вступлении, заключении и проигрышах, как бы «договаривая» то, что недосказал солист, логически развивая его линию.

Выдающиеся мастера аккомпанемента

По-настоящему мастерский аккомпанемент - это великое искусство, в котором есть свои заметные фигуры. Среди вошедших в историю выдающихся концертмейстеров можно назвать таких, как:

  • Важа Чачава - профессор, заведующий концертмейстерской кафедрой ведущей российской консерватории, выступал с Е. Образцовой, З. Соткилавой, И. Архиповой (Д. Мацуев - один из его учеников);
  • выдающийся концертмейстер, Д. работавший с С. Лемешевым, Е. Шумской, выходивший на сцену до последних дней жизни и дававший в возрасте 102 лет по 50-60 полуторачасовых бесплатных концертов в год;
  • профессор М. Н. Бер, 50 лет проработавшая концертмейстером в вокальном классе Российской академии музыки, подготовила более 20 лауреатов и 30 солистов оперных театров;
  • блестящим концертмейстером проявил себя С. Т. Рихтер в работе над песнями Ф. Шуберта с Д. Ф. Дискау и многие другие.

Присутствуя на концерте выдающегося солиста, не следует недооценивать труд концертмейстера. Его вклад в успешное совместное выступление трудно переоценить.


















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Презентация к уроку музыки предназначена для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. На уроке предусматривается использование коммуникативно-диалоговых технологий развивающего обучения. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” учащегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

Планируемые личностные результаты:

  • в ценностно-ориентационной сфере – формирование художественного вкуса в общении с музыкальными произведениями (П.И. Чайковский “Вальс”, Х. Вольф “Садовник”, Ф. Шуберт “Форель”);
  • в трудовой сфере – применение выразительных средств в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале (исполнение ритмического аккомпанемента к песне В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”);
  • в познавательной сфере - умение познавать мир через музыкальные образы (танец, скачка коня, журчание воды).

Планируемые метапредметные результаты:

  • активное использование интеллектуальных операций (сравнение роли аккомпанемента в “Вальсе” П.И. Чайковского и песне “Садовник” Х. Вольфа, анализ изобразительных и выразительных возможностей аккомпанемента);
  • формирование ключевых компетенций: коммуникативные умения (развитие умения учащихся выражать свои мысли и впечатления о музыке в процессе поиска ответов на вопросы).

Планируемые предметные результаты:

  • в познавательной сфере – осознание особенностей музыкального языка, художественных средств выразительности (аккомпанемента), специфики музыкального образа (танца – в “Вальсе” П.И. Чайковского, скачки коня – в песне “Садовник” Х. Вольфа, журчания воды - в песне “Форель” Ф. Шуберта);
  • в ценностно-ориентационной сфере – осознание ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства;
  • в коммуникативной сфере – освоение диалоговых форм общения с произведениями музыкального искусства (высказывание гипотез, предположений о музыкальном аккомпанементе в произведениях П.И. Чайковского и Х. Вольфа);
  • в эстетической сфере - нахождение ассоциативных связей и осознание их роли в творческой и исполнительской деятельности (роль аккомпанемента в музыке и фона в живописи);
  • в трудовой сфере – применение выразительных средств в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале (выразительное исполнение песен “Мир похож на цветной луг” и “Песенка-спор”).
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учебные задачи:

  • освоение понятия “аккомпанемент” и знакомство с его видами и функциями;
  • эмоционально-образное восприятие и характеристика произведений П.И. Чайковского “Вальс” и Х. Вольфа “Садовник”;
  • выразительное исполнение песен Г. Гладкова “Песенка-спор” и В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”;
  • повторение понятий “ритм” и “пауза”, темы “длительности нот”;
  • знакомство с длительностями пауз;
  • исполнение ритмического аккомпанемента к песне В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”;
  • наблюдение за тем, как влияет аккомпанемент на образное содержание музыкального произведения на примере песни Ф. Шуберта “Форель”.

Оборудование урока:

  • Компьютер
  • CD-проигрыватель
  • Проекционная система
  • Детские шумовые инструменты: бубенцы, маракасы, барабан, колокольчик.

ХОД УРОКА

Открывается урок приглашением учащихся к совместной успешной деятельности. Учитель демонстрирует презентацию “Музыкальная интонация”. Слайды презентации сменяются по щелчку. Все надписи и иллюстрации появляются по щелчку. Через гиперссылки осуществляется переход к разным видам деятельности на уроке. В презентации представлены основные виды деятельности на уроке музыки: хоровое пение, освоение музыкальной грамоты, восприятие музыки и размышление о ней, пластическое интонирование. Благодаря гиперссылкам, учитель может использовать предложенный порядок видов деятельности, изменить его или сократить их количество.

Учитель предлагает учащимся исполнить песню Г. Гладкова “Песенка-спор”. Дети исполняют песню: мальчики - свою партию, девочки – свою. (Во время звучания песни слайды сменяются автоматически. ) Учитель обращает внимание детей на то, что диалог мальчиков и девочек исполнялся на фоне звучащей музыки, которая помогала пению. Она называется “музыкальным аккомпанементом”. Учитель сообщает учащимся, что слово “аккомпанемент” в переводе с французского языка означает “сопровождение”. (По щелчку появляется изображение семьи: родители сопровождают мальчика.) Учитель спрашивает ребят: “Что сопровождает аккомпанемент?”. Дети отвечают: “Песню”. Ведь они только что исполнили “Песенку-спор” с аккомпанементом. Учитель поправляет, что учащиеся исполняли мелодию песни. Но вместо мальчиков и девочек мелодию этой песни можно было бы сыграть на каких-нибудь музыкальных инструментах. Например, за мальчиков мог бы сыграть кларнет, а за девочек – флейта. Таким образом, учитель подводит детей к выводу о том, что аккомпанемент сопровождает мелодию голоса или инструментального произведения. (По щелчку появляется репродукция картины, на которой девушка играет на фортепиано.) Попутно учитель спрашивает, что важнее – мелодия, которую ребята исполняли сами, или аккомпанемент? Учащиеся отвечают, что мелодия важнее. Учитель приглашает детей к рассуждению: если мелодия важнее, то может быть попробовать обойтись без аккомпанемента? Зачем нужен аккомпанемент? Можно спеть и без него. Ребята отвечают, что без музыки петь не интересно, трудно; с музыкой получается лучше. Учитель соглашается и обращает внимание детей на то, что в живописи тоже есть нечто схожее с мелодией и аккомпанементом. Он предлагает в качестве примера внимательно рассмотреть картину И. Айвазовского “Приближение бури” и подумать: что на картине можно сравнить с мелодией, а что с аккомпанементом? (По щелчку появляется репродукция картины.)

Учащиеся отвечают, что корабль напоминает мелодию, а море и небо – аккомпанемент. Учитель предлагает оставить на картине только “мелодию” - корабль, а “аккомпанемент” – море и небо – убрать. (По щелчку появляется белый лист, в центре которого изображён корабль.)

Детям картина не понравилась. Учитель соглашается с ребятами и предлагает вернуть “аккомпанемент” – фон, но при этом убирает корабль. (По щелчку появляется картина моря и неба, но без корабля.)

Он спрашивает детей: “Может так лучше: море и небо без корабля? Ведь картина называется “Приближение бури”. Зачем на ней нужен корабль?” Учащиеся не согласны: на картине нужны и корабль, и море. (По щелчку картина без корабля исчезает). Учитель возвращает ребят к музыке: в ней тоже важны и мелодия, и аккомпанемент.

Учитель спрашивает, какие инструменты чаще всего аккомпанируют пению на уроке музыки или дома – в кругу семьи? Ребята отвечают: фортепиано, гитара … (По щелчку появляются картины с изображением гитары, фортепиано, гармони.) Учитель добавляет, что аккомпанемент может исполняться оркестром (симфоническим, джазовым, струнным) или ансамблем. (По щелчку появляются картины с изображением пианистки, которой аккомпанирует симфонический оркестр, струнного и джазового ансамбля.)

“А знаете ли вы, каким аккомпанемент был раньше?”, - спрашивает учитель. И сообщает, что давным-давно хлопки в ладоши или отбивание ритма ногой могло сопровождать исполнение народных песен. Нередко мелодии сопутствовало звучание ударного инструмента, например, бубна. (По щелчку появляются соответствующие рисунки.) Это и был аккомпанемент. Затем аккомпанементом стало служить просто повторение той же мелодии другими инструментами. А 300 лет назад появился аккомпанемент, который поддерживал мелодию, но записывался под ней цифрами, обозначающими аккорды. Поэтому музыкантам приходилось расшифровывать эти цифры, используя свою фантазию, вкус и мастерство. И только в то время, когда жили Моцарт и Бетховен, композиторы начали записывать аккомпанемент полностью. Ещё через 100 лет в инструментальной и вокальной музыке аккомпанемент начал “договаривать” то, что “недосказано” солистом, или создавать музыкальные иллюстрации к содержанию произведения. То есть аккомпанемент иногда становился равноправным партнёром мелодии. Так учитель подводит учащихся к ответу на вопрос о роли аккомпанемента. Он может быть помощником и партнёром. (По щелчку появляются соответствующие рисунки: мальчик с собакой (помощником) и двое детей (партнёры).)

Учитель предлагает учащимся послушать музыкальные произведения и определить роль аккомпанемента в них. (По щелчку звучит “Вальс” П.И. Чайковского из фортепианного цикла “Детский альбом”.) Дети слушают музыку. На вопрос учителя, какую роль играет аккомпанемент в пьесе П.И. Чайковского “Вальс”, учащиеся отвечают, что в этом произведении аккомпанемент является помощником мелодии. (По щелчку слово “помощник” перемещается к картине А. Лямина “Вальс”.) На следующем слайде ребят ожидает нотный пример “Вальса” П.И. Чайковского и вопрос: “На какой строке записан аккомпанемент?”. Дети отвечают, что он записан на нижней строчке. (По щелчку на нотном примере появляются надписи “аккомпанемент” на нижней строке и “мелодия” - на верхней.)

Учитель хвалит учащихся за ответы. Он обращает их внимание на то, что мелодия прерывается короткими паузами; ударения – акценты – поставлены Чайковским на вторую долю. Такой вальс непросто танцевать. Тем более что звучит он в очень быстром темпе. Учитель сообщает детям, что бас и два аккорда в аккомпанементе – типичны для вальса. В союзе с мелодией они создают ощущение плавного кругового движения. Благодаря глубокому басу мелодия может свободно парить, и танцоры не собьются с ритма.

Учитель предлагает детям послушать песню Х. Вольфа “Садовник” и продолжить разговор о роли аккомпанемента. (По щелчку звучит песня.) Дети слушают музыку. Прежде чем ответить на вопрос о роли аккомпанемента, учитель предлагает учащимся выбрать нотный пример с ритмическим рисунком аккомпанемента песни “Садовник” и объяснить свой ответ.

Учитель хлопками иллюстрирует оба нотных примера. Дети выбирают пример “Б”, потому что ритм в нём более отрывистый. (По щелчку нотный пример “Б” увеличивается.) Учитель спрашивает, что изображает аккомпанемент. Ребята отвечают, что он похож на скачку коня. (По щелчку появляется картинка с изображением скачущего коня.) Учитель снова прохлопывает ритмический рисунок аккомпанемента песни и предлагает учащимся повторить его. Дети выполняют задание. Прежде чем ответить на вопрос о роли аккомпанемента, учитель спрашивает, кто исполняет песню, о ком он поёт, что при этом мы можем себе представить? Ребята отвечают, что песню поёт садовник. Он поёт о красавице, которая ему понравилась. Эта красавица скачет на белом коне. Учитель возвращает учащихся к вопросу о роли аккомпанемента. Дети сообщают, что аккомпанемент в это песне играет роль партнёра, потому что изображает скачку коня. (По щелчку слово “партнёр” перемещается к картине К. Брюллова “Всадники”.) Учитель хвалит ребят. Он предлагает им исполнить их любимую песню “Мир похож на цветной луг” и обратить внимание на роль аккомпанемента в ней.

Дети исполняют песню, в припеве хлопают в ладоши после каждой строчки. (Слайды сменяются автоматически и сопровождаются соответствующими содержанию весёлыми картинками.) После исполнения учащиеся отвечают, что аккомпанемент играет роль помощника. Учитель благодарит детей и сообщает, что они сейчас хлопками создавали ритмический аккомпанемент к песне. Он предлагает продолжить украшение песни ритмическим аккомпанементом.

Учащиеся видят на слайде партии для бубна, маракасов, барабана, колокольчика.

Длительности нот они изучили в предыдущей учебной четверти. А знаки пауз им ещё не знакомы. Возникает затруднение. Для преодоления этого затруднения учитель предлагает вспомнить, что такое ритм. Дети отвечают, что это разные ноты: долгие и короткие. Учитель добавляет: “… и паузы”. (По щелчку появляется определение ритма.) На вопрос учителя о паузах ребята сообщают, что пауза – это остановка, молчание. (По щелчку появляется определение паузы.) Учитель предлагает учащимся вспомнить все известные им длительности нот, напоминает, что самая долгая нота – целая. В предыдущей четверти целую ноту дети сравнивали с апельсином, который затем они делили на части: на половинки, четвертинки, восьмушки и шестнадцатые. Учащиеся называют поочерёдно все длительности нот. (По щелчку апельсин делится на части. В левой половине слайда появляются соответствующие им названия нот и нотные знаки.) А учитель сообщает, что им соответствуют паузы, точно такой же длительности. Ведь пауза может заменить ноту.

Целая пауза – самая длинная, поэтому она “свесилась” с нотной линейки. (По щелчку поочерёдно появляются паузы.) А вот половинная пауза “удержалась” на линейке, ведь она наполовину короче целой. Так по внешнему виду их можно отличить друг от друга. Четвертную паузу невозможно спутать ни с какой другой. У восьмой паузы один “крючок”, как один хвостик у восьмой ноты. А у шестнадцатой – два. Учитель спрашивает: “Как называется пауза с тремя “крючочками”?”. Дети отвечают: “Тридцать вторая”, ведь на аналогичный вопрос они отвечали, когда изучали длительности нот. Таким образом, новое знание о длительностях паузах вводится в опоре на уже имеющееся знание о длительностях нот.

После этого учащимся предлагается вернуться к украшению песни “Мир похож на цветной луг” - исполнить простейший ритмический аккомпанемент на детских шумовых инструментах. Детям предстоит удержать ритм на протяжении запева или куплета целиком. Ребята осваивают ритмический рисунок каждого инструмента по очереди. (На слайде по щелчку поочерёдно появляются ритмические группы для бубенцов, маракасов, барабана, колокольчика. Учителем могут быть выбраны другие инструменты, которые имеются в кабинете музыки. Звучание песни включается при помощи стрелки триггера.) Учитель эмоционально поддерживает усилия детей. Звучит песня “Мир похож на цветной луг”. Учащиеся исполняют ритмический аккомпанемент на шумовых инструментах, повторяя свою ритмическую группу несколько раз. Учитель благодарит детей. Он объясняет им, что теперь ребята могут самостоятельно придумывать ритмический аккомпанемент к любимым песням, используя известные им длительности нот и пауз.

Подытоживая разговор о музыкальном аккомпанементе, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы викторины. Ребятам предстоит записать ответы в Рабочую тетрадь. (Приложение 1). (Правильные ответы появляются на слайдах презентации по щелчку только после ответов детей. Таким образом, все учащиеся работают индивидуально, а проверка осуществляется коллективно.)

Что такое “аккомпанемент”? Ребята записывают в Рабочую тетрадь слово “сопровождение”. (По щелчку появляется слово “сопровождение”.)

Какие музыкальные инструменты могут сопровождать песню? Учащиеся выполняют Задание 1 : выбрать из предложенных инструментов и подчеркнуть: баян, труба, фортепиано, барабан, гитара, валторна. (По щелчку из картинок с музыкальными инструментами выделяются фортепиано, гитара, баян.)

Какому инструменту аккомпанирует оркестр? (По щелчку звучит “Неаполитанский танец” из балета “Лебединое озеро” П.И. Чайковского. На слайде изображены скрипка, труба, фортепиано, барабан, гитара, саксофон.) Ребятам предстоит выбрать картинку с изображением солирующего инструмента. Учитель слушает ответ учащегося, который первым поднял руку. (По щелчку из картинок с музыкальными инструментами выделяется труба.)

Каким нотам соответствуют эти паузы? Учащиеся выполняют Задание 2: соединить стрелочками паузы и соответствующие им длительности нот. (После выполнения задания по щелчку паузы поочерёдно стрелками соединяются с соответствующими им нотами.)

Какую роль может играть аккомпанемент? Ребята отвечают, что он может быть помощником или партнёром. (По щелчку появляются надписи над картинками.)

Какую роль играет аккомпанемент в песне “Садовник” Х. Вольфа и “Вальсе” из “Детского альбома” П.И. Чайковского? Учащиеся выполняют Задание 3. : написать слова “помощник” и “партнёр” напротив указанных произведений. Дети отвечают: в “Вальсе” – помощник, а в песне “Садовник” - партнёр. (После ответа учащихся по щелчку появляются надписи под картинами с изображением всадников и танца.)

Какова роль аккомпанемента в песне “Форель”? Учитель объясняет детям, что форель – это красивая рыбка, которая плавает в прозрачной воде. Её очень трудно поймать. Но если замутить воду, то форель не увидит лески удочки. В этот момент её легко поймать. Учитель предлагает послушать песню Ф. Шуберта. (По щелчку звучит песня “Форель”.) Ребята дописывают в Задание 3. слово “партнёр”. (По щелчку слово “партнёр” появляется с увеличением.) Учитель соглашается и обращает внимание на то, что аккомпанемент рисует в песне целую картинку ловли рыбки. Аккомпанемент меняется в зависимости от содержания песни. Дети говорят, что он изображает движение рыбки, журчание воды, блеск солнышка.

Учитель одобряет ответы учащихся – они успешно справились с вопросами викторины и показали, что понимают роль аккомпанемента в музыкальном произведении. Учитель подводит итоги, оценивает работу детей на уроке и благодарит их за сотрудничество. В качестве домашнего задания он предлагает учащимся раскрасить букет цветов и аккомпанемент” (фон) к нему, используя для “аккомпанемента” только цвета радуги.

Литература

  1. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1984.
  2. http://dizlion.at.ua/news/2010-02-07-87


Статьи по теме: