Направления стрит арта. Что такое стрит-арт: интервью с уличными художниками

Каждый раз, гуляя по Москве, мы находим в ней что-то новое и интересное. К небанальным объектам города относится уличное искусство, мы уже . Сегодня мы покажем рисунки на стенах домов, служебных строениях и прочих сооружениях, нарисованные разными уличными художниками. Такие рисунки подразделяются на нелегальные, то есть сделанные без разрешения, и легальные, сделанные с разрешения местных властей (или коммерческих структур, законным образом согласующих свой заказ с местными властями).

Самые интересные граффити Москвы 2016 года —>

Сегодня я покажу нелегальный стрит-арт, появившийся в 2016 году. Как вы можете убедиться, нелегал в Москве – это не только вандализм, не только раскрашенные электрички, загрязняющие городские стены теги, не только бесконечные разрисованные теми же тегами заборы вдоль железных дорог. Отмечу, в настоящее время в городе нет мест, выделенных для размещения «разрешённого нелегала». Не буду касаться городских граффити-фестивалей, когда для жаждущих рисовать даётся стена в специально отведенной резервации, на которой можно рисовать что угодно. К нелегалу я эти работы не отношу. Обычно нелегальные рисунки существуют в «неформальных двориках» в основном в центре Москвы, где подобные работы местные власти не закрашивают. Помимо Zoom, творчеству которого , в городе рисуют сотни других уличных художников. Полагаю, что творения некоторых из них заслуживают внимания.


В январе на Покровском бульваре появилась стена Кинчева. Рисунок на ней посвящен 25-летию фанатского сообщества «Армия Алиса», созданного в 1991 году по инициативе Константина Кинчева, лидера группы «Алиса». В мае и в октябре стену закрашивали, но фанаты каждый раз восстанавливали рисунок.


Alex214 расписал в Кузьминках несколько гаражей, в результате получился поезд метро. Среди фигур – Марта Купер, легендарный персонаж для любителей стрит-арта. Она известна во всём мире как фотограф, запечатлевший зарождение граффити-культуры в Нью-Йорке 1970-1980-х годов.


***


Портреты девушек от Keirs из команды Insmut. Некоторые уличные художники критикуют метод его работы. Они считают, что смысл стрит-арта – пришел и нарисовал. А когда автор приходит несколько раз, чтобы доделать работу, использует скотч, чтобы проводить прямые линии, это уже не уличное искусство. Я к подобным рассуждениям отношусь спокойно. Мне только странно, что некоторые девушки выходят у Keirs какие-то мужеподобные.


Akor (Артем Коротков) рисует на юге Москвы, и до его работ я обычно не доезжаю. Ироничный рисунок на строении в Бирюлевском лесопарке.


Akor на Шипиловском проезде.


Там же, на Шипиловском проезде, лиса от Choys. Интересно, что он один из немногих, пишущих ник кириллицей – Чойс.


Медведь из зелёных листочков от Чойс с Менделеевской.


Choys сказал, что на этом рисунке он захотел показать эмоции учеников от прихода 1 сентября.


Музыкант от Choys.


Антония Гапотченко, выбравшая себе ник Lev, приехала из Липецка в 2011 году, чтобы учиться на иллюстратора, и осталась в столице. По образованию она графический дизайнер. Считает себя иллюстратором, всегда им была и осталась, просто теперь рисует еще и на стенах. Удивительно, что она вообще не писала свой ник, а сразу начала с рисунков. Первый из них появился в мае 2015 года в Санкт-Петербурге у железнодорожных путей. Антония имеет собственный узнаваемый стиль, её любимый персонаж – обнаженная девушка в джунглях, пышущая красотой и здоровьем, и нарисованная без излишнего реализма форм. И хотя девушку, рисующую девушек, в граффити-сообществе обычно серьезно не воспринимают, за короткий срок ей удалось завоевать авторитет. Через год и месяц после начала карьеры ей уже поручили расписать стену 8х5 метров, у других авторов на такой путь уходит десятилетие. Правда, фестиваль Outline, для которого стена делалась, не состоялся, так что эту работу зрители не увидели.


Иногда в ее рисунках появляются мужчины.




Антония любит найти какую-нибудь «заброшку», так как для нее важно сочетание рисунка со средой вокруг.



Уличный художник Фрэнки, также как и Бэнкси, и Zoom, работает в жанре трафарета. Ник F20 когда-то обозначал название группы из двух человек. Со временем состав группы менялся, а сейчас под ником F20 остался один Фрэнки. Он получил архитектурное образование и работает архитектором. «Но хочется еще что-то такое делать, где ты сможешь делать все, что хочешь, без согласований – просто хочешь и делаешь». Рисовать Фрэнки начал давно, но художником себя ощущает с февраля 2010 года, когда он нашел свой стиль. Сейчас он получает второе образование по специальности «Графический дизайн».


Две его работы 2015 года находятся около МЭИ. Из интервью: «Иногда само место диктует желание нарисовать. Рядом с МЭИ, между корпусами есть очень трущобный переулок – даже не поймешь, что это ВУЗ, – и там я сделал работы три. Две из них до сих пор остались, их никто не трогает, хотя тэги вокруг закрашивают. Может, администрация вуза не против того, что они там висят, не знаю».


Детское воображение на Маросейке.


Работа на Арбате появилась ко Дню святого Валентина.


«Так ровно, дорогая?» на Огородной слободе.


Аист во многих культурах является символом новой жизни. Бочка из-под отходов как символ губительного влияния техногенного фактора на природу. Аист свил гнездо на старой бочке, природа победила. Во дворе в Печатниковом переулке.


И снова аист и современная цивилизация.


Чудо-юдо рыба-кит. Вместо деревушки — панельный микрорайон.


Потерявшаяся девочка с мишкой на Рождественском бульваре.


Часто прослушиваемая Фрэнки группа Magnetic Poetry в Селиверстовом переулке.


Sourt – мастер жанра, который называют «черно-белый фотореализм». Его работы можно найти на юге Москвы, от меня это далеко. Первый раз я съездил зимой, и нашел только одну его работу 2014 года – портрет Маяковского, остальные были закрашены. Интересен персонаж – представляете, кто-то взял и нарисовал нелегально Маяковского на заборе парка!
В 2016 году недалеко от метро «Беговая» появился Бенисио дель Торо в роли Гонзо в фильме Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас Вегасе»(1998).


Недалеко от метро «Менделеевская» появился Юрий Никулин.


Этого человека на Шипиловском проезде я не опознал.


Актер Энтони Хопкинс, недалеко от ТЦ «Облака» на Ореховом бульваре.


Актер и музыкант Петр Мамонов, писатель Виктор Пелевин на Веселой улице (есть и такая у метро «Царицыно»).

Закончу обзор работами двух уличных художников, которые по статусу уже стали просто художниками, хотя иногда и продолжают рисовать на улицах.


Алексей Mednoy родился в 1985 году. Он с отличием закончил отделение дизайна Ивановского художественного училища имени Малютина, но позже переехал в Москву - город, в котором он родился. Первый фасад в Москве на Цветном бульваре создал в рамках фестиваля «Лучший город Земли» (2013). В его живописных и графических работах уверенно читается сформировавшийся авторский стиль, выражающийся в характерных приемах. Он использует ахроматическую гамму цветов, ломанные формы, дробленные изображения. Мозаичные композиции, словно собранные из цветных стеклянных осколков, отсылают к традиции художников-модернистов.

***
Андрей Бергер родился в 1986 году в Барнауле. Он известен под ником Aber, происхождение которого понятно без объяснений. По образованию он дизайнер архитектурной среды, закончил Алтайский государственный технический университет. Андрей увлекся стрит-артом в 2001 году и с тех пор рисует на стенах и активно занимается творчеством. Жил в Новосибирске, сейчас живет в Москве, возглавляет Первое граффити-агентство.


Первая его заметная работа на фасаде столичного дома «Вдохновение» (2013) находится недалеко от метро «Проспект Мира» и выполнена вместе с Маратом Мориком из Новосибирска. Девочка на ней реалистична, но сам Андрей предпочитает геометрические абстракции. Мне удалось сфотографировать его нелегальную работу. Ну как, вам этот стиль нравится?
Позже в 2016 году в этом же стиле Андреем будет выполнены работы в Дании на Aarhus Art Convention, и в Германии (Мюнхен) на Stroke Art Fair. Подобной же графикой в 2016 году были расписаны фарфоровые тарелки для пятизвездочного отеля Silken Puerta America в Мадриде. Точнее, специально для одного из этажей этого отеля, который проектировала великая Заха Хадид. Другие этажи проектировали Норман Фостер и Жан Нувель.

***
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.

Понятие "стрит-арт" переводится на русский язык как "искусство улицы" и в широком смысле обозначает создание арт-объектов прямо на улицах городов.

улиц?

Многие художники считают, что такому явлению, как уличное искусство, дать определение в принципе нельзя. Слишком сложно и многогранно это явление. И тем не менее выделить общее представляется возможным. Во-первых, стрит-арт - это плод труда уличного художника, а во-вторых, существовать он может только на улице. У уличного искусства существует четыре стороны: идея и место, ориентир на внешнее или внутреннее, претензия на вечность или ее отсутствие, интимность. Для каждой работы эти составляющие важны настолько же, насколько дому необходимы окна. Среди художников популярна фраза о том, что законченная тобой работа до рассвета останется только твоей, а потом станет общей. В этом и смысл стрит-арта. Но свой отпечаток эта откровенность накладывает - художнику нередко приходится открыть душу, оголить собственные чувства перед чужими людьми.

Искусство в действии

Как работает стрит-арт? Фото, аниме, комиксы, портреты знаменитостей, актуальные события в мире - всё это не остается без внимания уличных художников. Сюжеты арт-объектов, локализованных на улицах во всех концах Земли, необычайно разнообразны. Объединяет их одно - это возможность донести идею до широчайшего круга людей. Поэтому на художнике лежит такая ответственность, ведь он творит искусство для масс. И оно находит отклик в сердцах горожан. Сегодня по всему миру открываются музеи, проводятся фестивали, встречи лучших мастеров и простых любителей урбанистической красоты.

Как делается стрит-арт?

Художники знают, что рано или поздно идея овладеет сердцем и помыслами полностью, настолько, что бездействовать невыносимо. Это значит, что пришла пора брать в руки краски и идти на улицу. Даже те, кто давно перестал считать себя новичком, знают, что любому здоровому человеку бывает страшно начинать. Страх этот нормален. А в чем-то даже необходим. Главное - преодолеть его вовремя и решиться на исполнение задумки. Одним из самых главных инструментов уличного художника является не пульверизатор и не кисть, а щедрая доза здоровой иронии и сарказма, лишенная навязчивости и наглости. Именно юмор позволяет добиться того эффекта, когда все видят и обсуждают саму работу, а не то, можно ли было что-то малевать на этой стенке. Не менее, чем правильный настрой, важны и технические средства. У художников есть правило: брать с собой вдвое больше, чем нужно. Тогда их хватит. А еще профессионалы шутят, что лучшим лекарством от взглядов и отвлекающих вопросов любопытных является фраза: "Мы снимаем кино". Как правило, после такого зеваки оставляют художников в покое.

Немного об уличных художниках

А теперь о тех, кто, благодаря таланту, доле авантюризма, чувству юмора, приобрел мировую известность. Впрочем, "известность" - не совсем то слово. Ведь часто бывает так, что творение мастера видят милионы людей, слава о нем разносится по всему миру, а о самом художнике толком никто ничего не знает. Примерно так произошло с Бэнкси из Лондона. Его знаменитый "Обнаженный" (на фото) прославлен на весь мир. А все, что было известно про мастера - короткий псевдоним. Сейчас Бэнкси выходит из тени, участвует в международных проектах, ездит по миру. Одной из поклонниц его таланта является Анджелина Джоли.

Португалец Александр Фарто (Vhils) поражает воображение публики невероятными сюжетами, огромными размерами работ, затейливыми переплетениями множества мельчайших деталей. Своеобразной фишкой художника является частичное механическое воздействие на поверхность. Один из его "автографов" есть и в Москве.

Калифорниец Above творит на тему политики, социума, культуры. Его работы можно встретить более чем в полусотне стран мира. На фото - работа "Первая любовь".

Португальский художник Питер Роа тоже любит путешествовать. Он рисует черно-белые изображения животных. На одной из московских стен красуются написанные им белки. А вот такой жираф поселился в Африке.

Наш современник и соотечественник из Симферополя буквально за несколько месяцев приобрел мировую славу. Некто с псевдонимом Шарик пишет свои уличные полотна, осуждающие войну и убийства, показывающие всю нелицеприятную сторону украинского конфликта. Работы Шарика можно увидеть во многих городах Крыма.

Никита Номерз создает интересные образы из зданий и сооружений. Его работы шокируют, удивляют и вызывают неизменную улыбку у жителей нескольких городов России.

Философия стрит-арт

Уличные художники делают черно-белый мир цветным, безликие стены жилмассивов превращают в предметы искусства. Но главная ценность стрит-арта не в его эстетической стороне, а в том, что благодаря ему люди задумываются об современности, о вечных ценностях и своей роли в этом мире.

Стрит-арт (street art) – это разновидность современного урбанистического искусства. Сложно определить, когда настенные рисунки появились впервые, такое изобразительное искусство является одним из древнейших. Но, несмотря на это, не утихают споры относительно этой деятельности, ведь многие люди считают, что стрит-арт – это акт вандализма. Но, так ли это? Окунемся в мир стрит-арта глубже и попробуем разобраться – что это такое на самом деле.

Что такое уличное искусство и каким оно бывает?

Стрит-арт в переводе с английского языка означает “уличное искусство”. Под этим направлением подразумеваются:

  • Настенные рисунки;
  • Изображения в общественных местах и на различных объектах;
  • Уличные инсталляции;
  • Стикеры;
  • Постеры и др.




К этому направлению можно отнести всё, что является урбанистическим стилем изобразительного искусства. Бытует широкое заблуждение, что граффити является единственным проявлением street-art. Однако, это не так. Граффити является лишь одним из видов уличного искусства, но далеко не единственным.

История стрит-арта с момента появления и до наших дней

Правильно было бы отметить, что уличное искусство существует с момента появления Человека разумного. Сначала творчество проявлялось в виде наскальных рисунков. Позже, уже в цивилизованном обществе (в Древнем Риме, Греции, Египте и т.д.), люди начали выражать свои мысли посредством нанесения надписей на стены. Это были рекламные послания, признания в любви, выражение политических мыслей и др.

Стрит-арт, такой, каким мы привыкли видеть его сегодня, предположительно появился во время Второй Мировой Войны. Первым случаем принято считать появление вирусной надписи “Kilroy was here”. Ее наносил некий Kilroy, который (предположительно) работал на заводе по производству бомб в Детройте (США). Сначала надпись появилась на всех ящиках с бомбами, изготовленными на этом заводе. Затем фраза была дополнена рисунком и далее распространялась американскими солдатами.

Расцвет уличного искусства в 1960-х годах пришелся на Филадельфию. Это место по-прежнему принято считать историческим центром граффити-культуры. В 1970-х годах локализация переходит в Нью-Йорк. Всё началось с манхэттенского квартала под названием Washington Heights. В этот момент и был придуман “теггинг”. Тогда же появилась традиция ставить номер улицы рядом с никнеймом. Первым, кто это сделал, стал Julio 204. Среди граффитистов того времени вспыхнуло соперничество за признание лучшим. Это сподвигло райтеров разработать новую манеру исполнения – так появились коды и стили граффити.

Примечателен и тот факт, что до 2012 года нигде в мире не было создано музея стрит-арта; не существовало и отделов, которые могли представить этот стиль публике. Впервые Музей Стрит-арта был открыт в Санкт-Петербурге. Главной целью этого музея является предоставление информации об уличном искусстве и граффити. Также музей осуществляет помощь в организации современных проектов, занимается поддержкой молодых художников. Представители музея стараются внедрить новый подход к развитию творчества, используя для этого индустриальные объекты, находящиеся далеко от центра города.

Виды и техники стрит-арта

Разделение на стили можно наблюдать, в основном, среди граффити . Выделяются следующие техники:

  • Writing – процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности;
  • Bombing – быстрое нанесение рисунка при экстремальных условиях;
  • Tagging – подпись художника, его никнейм.

Помимо техники нанесения, различают и виды граффити, которые отличаются по стилю:

  • Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;
  • Throw-up – Нью-Йоркский стиль, подразумевающий использование двух цветов и простых форм;
  • Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;
  • Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства;
  • 3D-style – изображение в стиле 3D, а также оптические иллюзии.

Существует огромное множество техник нанесения рисунков и исполнения инсталляций. Регулярно появляются новые направления, художники стараются найти свой собственный стиль и выделиться из толпы других райтеров.

Известные представители направления

В уличном искусстве, как и в любом другом направлении, имеются известные представители:

  • Banksy – этого художника называют “золотым стандартом” современного искусства. Его личность так и не была раскрыта. Многие его работы занесены в реестр охраняемых объектов. Родом из города Бристоль, работает и выставляется по всему миру;
  • Vhils – Александр Фарту, родом из Португалии. В своей технике он использует электрическую дрель. Сотрудничал с легендарной группой U2;
  • Above (TavarZawacki) – начал свою деятельность в США, но затем перебрался в Берлин. Объектом его работ выступают темы о несправедливости современной системы, а также бедность определенных слоев населения;
  • Roa – в своих работах изображает животных, зачастую изнеможденных, с органами, открытыми взгляду. Ему свойственно имитировать эффект рентгена в своих работах;
  • C215 – французский уличный художник, который путешествует по миру и украшает улицы. Его любимая тема – это его собственная дочь Нина, которую можно наблюдать на изображениях, то в виде маленькой девочки, то преобразовавшейся в молодую женщину;
  • Жан Мишель Баския – ныне покойный художник, который оставил яркий след в истории. Начинал как граффитист, в расцвет своей карьеры реализовал много трафаретных проектов в сотрудничестве с Энди Уорхолом.

Современное уличное искусство имеет множество проявлений. Порой райтерами затрагиваются сложные темы. Но, творчество райтеров не становится от этого менее прекрасным. Теперь мы можем видеть, как многие работы превращаются в национальное достояние, а художники со всего мира реализуют свой творческий потенциал.

Если спросить «что такое стрит-арт» в поисковике, то выпадет россыпь определений от «провокации» и «хулиганского искусства» до «эволюционных форм граффити» и «особых форм погружения в городское пространство». Не имея прочной, а честнее сказать, практически никакой теоретической базы в стране, стрит-арт тем не менее живет полноценной тяжелой жизнью уличного организма. В течение декабря 2010 - января 2011 г. в Москве впервые пройдет выставка уличных трафаретов. Не погружаясь в морфологию понятия уличного искусства, T&P побеседовали с участниками и организатором выставки о границе между граффити и стрит-артом, его роли в современном искусстве и перспективах в международном пространстве, об общественном и политическом, о прошлом и будущем.

Incubus Project: Сложный вопрос. Из серии, что такое музыка? Уличное искусство -это диалог художника с уличным пространством.

Ame72: Граффити (как называют это медиа) - о буквах, именах и шрифтах. Стрит-арт же призван обратить внимание общественности на определенные идеи посредством трафаретов, наклеек, плакатов, инсталляций и прочего.

Уличное искусство обращено к другим людям, а не к художникам.

Дмитрий Красов – организатор международной выставки трафаретов TRAFORO | exhibition of stencil art 2010, руководитель Интернет-проекта «Трафарет нужен всем»

Дмитрий Красов: Большая часть граффити-художников преследуют цель красиво и качественно изобразить свое имя. Стрит-арт работы могут быть выполнены очень слабым владением художественной техники, но с очень сильным посылом. Это гораздо важнее. Я не могу отвечать за все граффити в целом, но, на мой взгляд, оно занимается самоцитированием.

Игорь Поносов: Тут происходит подмена понятий, поскольку под стрит-артом и уличным искусством мы подразумеваем форму «пост-граффити».

Susie Garden (Strafe): В России очень сложно зарабатывать уличным искусством, потому что уличная культура очень молодая. Большинство людей в этой стране ничего не знает про стрит-арт.

Incubus Project: Нет. Россия не готова к своим уличным художникам. Можно продавать футболки со своими принтами, но это не имеет никакого отношения к уличному искусству. Можно продавать картины, но прожить на это невозможно. У нас нет базы, нет единого стрит-арт движения, нет сообщества. Уличным искусством всерьез интересуются единицы.

Ame72: Я работаю и обеспечиваю себя только как художник. Можно зарабатывать хорошие деньги искусством, но я бы не назвал эти работы уличным искусством.

Как только уличное искусство переходит в галереи, это автоматически становится урбаном, поп-артом, современным искусством, абстракцией, блоп-артом, - называйте как хотите, но не стрит-арт.

Капитан Бритва (Zuk club): Некоторые считают, что стрит-арт - это перечисленные тобой техники. Это не так. Это просто техники самовыражения.

Игорь Поносов: Как такового разделения нет, общепринято разделять по технике: трафареты, стикеры, постеры, скульптуры. По содержанию нет как таковых категорий, поскольку у нас мало людей, занимающихся теоретизацией, критикой и мониторингом всей сцены. Есть направление «интервенция» - это вторжение в город, изменения предметов городской среды. Например, перевернутая скамейка или две скамейки поставленные друг на друга.

Incubus Project: Если говорить просто о манере исполнения, то на данный момент в стрит-арте используют все, что можно. Сейчас, по-моему, все на постеры переходят. Лично я перешел.

Ame72: Уличное искусство может быть в любом виде, каком хочет художник. До тех пор, пока это на улице, это все уличное искусство.

Уличное искусство начинает «переходить» в галерейный, академический формат: работы Бэнкси продаются в галерее Нью-Йорка, недавно была выставка лондонских граффитчиков в Москве, выставка трафаретов Traforo. Стрит-арт не обманывает сам себя, если он изначально был направлен на борьбу с коммерциализацией, с консьюмеризмом, а сейчас начинает зарабатывать деньги?

Дима Красов: Я не вижу ничего страшного в этом. Это то же самое, что выкладывать фотографии работ в интернет, фотография уже в электронном формате, ее можно скачать или отправить другу, а это уже документация.

Капитан Бритва (Zuk club): Наоборот, было бы здорово, если бы галерейные художники начали заниматься уличным искусством. Галерея как площадка дает такой результат, который не может дать улица, и наоборот.

Ame72: Если ты можешь обеспечивать себя, делая любимое дело, иди и делай его.

Susie Garden (Strafe): Хороший вопрос. И я не знаю точного ответа. По-моему, это наивное мнение, что мы можем заниматься искусством без рынка вообще, это невозможно. Есть художники, которые выставляются в галереях и продаются за безумные деньги, однако они все равно найдут возможность поработать на улице. Это компромисс.

Incubus Project: Нет ничего вкуснее нового, как бы это не называли. Это не обман, это развитие.

Игорь Поносов: Есть сформированный арт-рынок, и он сейчас скучноват. Нужна свежая кровь и энергия. Кураторы и пытаются интегрировать уличную энергию в галереи.

Влияет ли развитие техник репрезентаций уличного искусства на развитие маркетинговых и рекламных технологий ?

Игорь Поносов: Рекламные агентства перехватывают методы распространения информации быстрее, чем сами уличные художники. Причем это все делается силами этих же уличных художников и граффити-художников, что меня больше всего раздражает. Раньше ты ходил и смотрел в пол, прячась от рекламы, сейчас даже в пол не посмотришь. У нас даже была инициативная группа из двух человек, мы занимались закрашиванием.

Если ты делаешь «искусство», пусть это пока громко звучит, то не надо хотя бы гадить.

Есть ли шанс в законодательном плане приблизится к Европе?

Дмитрий Красов: Шансов мало, но всегда есть надежда. Если проект хорош и интересен, официальное разрешение можно попробовать получить. Сразу откровенные работы или политические заявления никто не разрешит. Вандализм во всех городах вандализм. Просто в Европе выделяются некоторые районы, где можно официально рисовать. У нас это единицы официальных площадок в стране. В Москве есть площадка ВВЦ.

Есть крупные международные арт-выставки типа FIAC в Париже, FRIEZE в Лондоне, куда стекается весь арт-бомонд, галерейщики, скупщики, кураторы и т.д. Есть шанс у уличного искусства быть официально представленным на FIAC 2011 или 2012?

Дима Красов: Присутствие стрит-арт на подобного рода мероприятиях будет обязательно. Эта культура закрепится как некий пласт, потом к ней будет теряться интерес, затем возобновляться и т.д. Если сегодняшняя аудитория начнет ценить стрит-арт, то через 10 лет это будет уже классикой для другого поколения.

Susie Garden (Strafe): Почему бы и нет. Стрит-арт уже как старые новости. Это мейнстрим.

Incubus Project: Разве они еще там не представлены? Наверное, это из серии взять или нет сноубординг в олимпийские игры.

Игорь Поносов: Вполне возможно, потому что сейчас спрос на уличное искусство возрос. Конечно, все разговоры о стрит-арте сводятся к фильму Бэнкси. Его вклад даже не в сообщество уличных художников, а в общую систему искусства, он ее пытается взломать своими способами. И он попадает в галереи - по сути, он даже смеется над этим, в то же время зарабатывает деньги.

Ame72: Он уже представлен.

Стало модным задумываться о внешнем облике города, вело-парковках, действиях нового мэра в отношении городского убранства. По Генплану 2025 года порядка 70% исторических зданий в центре Москвы будет снесено. Как ты считаешь, это повлияет на стрит-арт? У тебя будет не кирпичная стена старого особняка, а стеклянная панель или серый блок.

Капитан Бритва (Zuk club): Мне кажется, не повлияет особо. На современном здании особо не порисуешь, везде камеры и усиленная охрана. Если будут сносить здания, то, наоборот, на них можно будет свободнее рисовать.

Susie Garden (Strafe): Я предпочитаю, когда стена старая и интересная, когда видно последствия разрушения урбана. Когда видны следы старых плакатов. Рисовать на новых зданиях с огромными окнами - выглядит скорее как протест.

Incubus Project: Новостройки и стрит-арт. Его просто будут стирать еще чаще, чем сейчас. И бить по головам гораздо чаще, так как охранников будет больше.

Игорь Поносов: Я думаю, что все влияет. Если посмотреть на европейские тенденции, в Германии например, достаточно жесткие штрафы за нанесение надписей. Это формирует новый формат, потому что художник должен максимально быстро нанести рисунок.

Акция арт-группы «Война» в Санкт-Петербурге, когда они нарисовали 60-метровый член на Литейном мосту, который поднялся перед окнами ФСБ. Это стрит-арт?

Дима Красов: Да. Вот именно то, что поднялось - это стрит-арт.

Капитан Бритва (Zuk club): Они акционисты, это по определению уличное искусство. Многие уличные художники вышли из «граффити» и они продолжают рисовать на стенах, но уже не граффити. Сейчас под стрит-артом понимают мейнстрим (пост-граффити), а «Война» не вписывается в эту категорию. Здесь совершенно другие мотивы.

Susie Garden (Strafe): Конечно. Это другая форма стрит-арта, ближе к перфомансу, к акции.

Incubus Project: Да, я живу рядом. Это стрит-арт. Хорошее взаимодействие с пространством. Встающий член! Разве это не поэтично?

Игорь Поносов: Если расценивать стрит-арт как форму пост-граффити, то это стрит-арт. Его трудно отнести к уличному искусству, потому что выбивается своим политическим подтекстом. Есть порталы, которые освещают уличное искусство во всем мире, они регулярно выкладывают акции «Войны».

Выставка Traforo.

Проект «ТРАФАРЕТ нужен всем» проводит международную выставку [«TRAFORO | exhibition of stencil art 2010»](http://www.traforo.ru/traforo/traforo2010.htm) в Москве с 01 декабря 2010 по 11 января 2011 года.

Капитан Бритва (Zuk club): Удивило, что много работ на политическую тему. Не припоминаю, чтобы была раньше выставка трафаретов в Москве. Я показываю свою работу: два изображения, соединенные нитью. Нить имитирует лазер.

Susie Garden (Strafe): В Москве, в России люди очень оригинальны, более оригинальны, чем в Австралии. Я показываю на выставке триптих Носорог, на дереве. Я всегда делаю половину фигуративного, половину абстрактного изображения.

Incubus Project: Я ее еще не видел, буду рисовать прямо на открытии.

Дима Красов: Во-первых, выставка международная: присутствуют художники из Великобритании, Австралии, Финляндии, России, Украины, Белорусии. Во-вторых, выставка разбита на условные тематические пространства: социально-политическое, развлекательное и т.д. Рекомендую посетить все площадки, вход везде бесплатный , кроме одной галереи, там вход 50 руб. Выставка знакомит как можно большее количество людей с трафаретным искусством. Поэтому выбрана не одна площадка, а несколько галерей и арт-кафе, университет печати.

Что можешь пожелать стрит-арту и современному искусству?

Капитан Бритва (Zuk club): Стрит-арту желаю развития. Свободу «Войне». Сейчас происходит очень интересный момент, когда правительство начинает притеснять арт-сообщество. Надо стоять против этого, иначе ни к чему хорошему это не приведет.

Дима Красов: Нет смысла терять время, на то чтобы оправдать свою лень, нужно терять время на то чтобы реализовывать свои идеи.

Игорь Поносов: Уличным художникам хочу пожелать смелости и терпения противостоять агрессивной среде. Мне кажется в Москве очень агрессивная среда.

Приветствую любителей путешествий по страницам Музея Дизайна.


В любом большом городе, каким бы красивым и ухоженным он не был, всегда найдется квартал старых домов с грязными и облупившимися стенами. Граффити делают их более веселыми и яркими.

Не всегда декор стен интересен и часто рисунки появляются вопреки запретам местных властей. Зато красочные и интересные тематически картины надолго остаются в памяти жителей города и даже привлекают туристов.

Начнем с Америки. Эта парочка целуется на улице Нью-Йорка. Костюмы карнавальные, на лицах маски. Парень одет моряком, а девушка веселый Арлекин.

От них исходит радуга романтического сияния, которая яркими и насыщенными тонами украсила торец дома и осветила праздником весь квартал.

Подпись на настенных полотнах Kobra можно встретить и в других городах. Уличный художник с таким псевдонимом известен за пределами страны.

Его работы украшают Берлинскую стену в Германии. Встречаются его граффити и в других странах. Для работ Кобры характерно высокое мастерство и философский смысл работ.

Необычный дом смотрит на мир через пальцы в знаке V – победа и силуэт человека. Большой зрачок отражает женский образ, другие более мелкие детали.

Несложный белый рисунок оживил не только фасад, но сделал более светлой и интересной улицу перед домом. Очень точно переданы черты лица, часть которого видна, каждая деталь и морщинка на пальцах. Силуэт мужчины полупрозрачный стоит на пороге, словно прикованный широким поясом к дверному полотну.

Своеобразный антихудожественный флэшмоб. Молодежь Нью-Йорка решила залить краской рисунок на фасаде дома. Они взобрались на крышу, и поливают стену краской, создав своеобразный перформанс из своего протеста.

Заодно портят плющ, который местами вьется по стене, окна жильцов и рисунок кролика, который был нарисован давно.

Дуэт польских художников Etam Cru расположил свои полотна по всему городу. Точнее большую часть по городам Польши, но много картин украшают торцы многоэтажных домов и в других странах.

Чаще всего это соседняя Болгария и далекие Штаты. Sainer и Bezt имеют специальное оборудование, в виде вышек, чтобы создавать свои шедевры на несколько этажей вверх.

Интересна тематика стрит арта, создаваемого дуэтом. В рисунках много юмора и мистики, чувствуется влияние востока и народный фольклор. Часто от их героев веет сарказмом.

Девушка любит птиц, ее японская прическа увенчана скворечником, на пальце сидит птица в шляпе. Своеобразные символ городских сумасшедших защитников природы. Но, в общем, картина смотрится красиво и в ней много доброты.

Оформление стен черно-белыми красками. Возле входа в магазин хорьки воруют яйца. Зверушки выглядят веселыми и довольными. Их гибкие тела балансируют на тонких веревках и ловко передают добычу.

Зеленый слон и его пестро одетый всадник летят на воздушном шарике. Вероятнее всего, что они просто падают, поскольку слон трубит, а парень испугано зажмурил глаза.

Веселая картина украшает участок фасада без окон. Фон дуэт Etam Cru не закрашивает, предоставляя возможность героям выглядеть более ярко и контрастно.

Жители Вальпарасо сделали декор стен своими руками. А вот росписью ступеней занимался настоящий художник. Каждый торец изображает городской пейзаж на берегу океана.

Даже в развешенном на веревке белье чувствуется морская тематика. Оно выглядит, как сигнальные флажки.

Сразу несколько видов искусства смешались в оформлении лестницы и зданий возле нее. Это и традиционная чилийская мозаика из камней. Панно из штурвалов, сухих веток и живых цветов.

Уродливое граффити на стене, которое сделали подростки. И музыкальные ступени в виде клавиш пианино.

Стрит арт Сантьяго более пестрый и наполнен чилийским искусством. Красный цвет создает фон. По нему расположены рисунки символические для индейских племен.

На лице полумаска из перьев и изображение глаз в виде птиц. Яркие насыщенные тона, использование контраста на грани китча.

Аналогичный торец украшает карта Чили и ее символы. Страна лежит на сомбреро, символе солнца. Гитара и жаркая пустыня с кактусами, пестрые попугаи и прямоугольники домов современных городов.

Эту стену в Мехико разрисовывали поклонники журнала Unknown, который много десятилетий подряд печатал только фантастические рассказы и мистику.

Издавался он в Америке, но популярным был во всех англоязычных странах. Жуткие существа, смесь животных и механизмов, часто описывались на его ненаучных страницах.

Таким увидели читатели журнала жителя другой планеты. Декор стен в стиле мексиканского фэнтези.

На фоне полукруглой стены из бетона и коричневого камня огромный аспид сражается с крысами. Черно-белый рисунок передает напряжение тел.

Прорисована каждая чешуйка на теле змея. Видно, как из последних сил борются серые зверьки. Здание стало интересней, но веселее его художник не сделал.

У чехов свои традиции в стрит арт. Большое печальное лицо во всю витрину смотрит на улицу. Глаза широко открыты и в них удивление и любопытство.

Еще один невеселый человек на улице. Самое главное, что картонку не забыли подстелить. И туфли сняли заранее.

Философский рисунок на стене. Знак бесконечности и повторение истории. Разрушаем и строим, затем опять приходят танки и снова идет строительная техника. Такое движение вечно.

Размышление о жизни после или мысли о том, что будет по ту сторону. Прага красивая и неповторимая своими историческими зданиями, гостиницами, памятниками.

Туристам интересно осматривать город. Только настенными рисунками их столица Чехии привлечь не сможет.

Лондон любит видеть на своих стенах сюрреализм. Англичан считают консерваторами, но они создали много новых течений в искусстве, с улиц столицы Великобритании вышла на подиумы мини юбка.

Оформление стен мифическими созданиями традиционно для острова. Вот и этот осьминог обзавелся головой слона. Но такие фасады намного привлекательнее чешских страшилок.

Обратите внимание на объемность рисунка из цветных клякс и мазков. Какие грустные и мечтательные глаза. Художник настоящий мастер своего дела. Девушка просто очаровывает своей скрытой красотой и натуральностью.

Лис задремал в уголочке, обняв свой хвост. Он устал и присел на минутку. Такой рисунок украшает железные ворота в Бристоле.

По синему небу ходит солнце, ныряет в море, чтобы отдохнуть и снова продолжает свой путь. Именно так изобразил английский художник смену дня и ночи.

Бразилия известна своими карнавалами, яркими красками, темпераментными танцами ночи напролет. Поэтому и идеи декора стен включают в себя всю палитру насыщенных тонов.

Художник рисует птичку. Голова как живая, влажные глазки отражают свет. Гладкий клюв блестит. Перышки мягкие и пушистые. По наброску видно, что пичуга будет малиновой и веселой.

Портрет старика в традиционном для Сан Пауло стиле. Лицо и сложенные пальцы рук словно сшиты из пестрых лоскутов разной формы. Рядом располагаются контрастные по цвету участки.

Словно жизнь пожилого человека проявилась на его изображении. Часть тяжелая, черная, но много светлых радостных событий. Все они оставили свой след на лице и руках морщинками, мозолями и седым волосом.

Этот закашлявшийся любитель сигарет и пускающая пузыри рыбка украшают решетки для стока дождевых вод. Так веселые бразильцы украшают обочины дорог.

В Рио-де-Жанейро портрет пожилого мужчины нарисован на ступенях длинной лестницы. Он черно-белый, но такой стрит арт также можно встретить в солнечной стране.

Самый веселый и пестрый район города. Хотя его жители имеют уровень жизни ниже среднего и такие дома чаще называют трущобами. Но яркие краски на стенах преобразили фасады, и жить в таких строениях приятнее, печали отступают.

Глаза парижанки полны любви, романтики, надежды. Художник не стал использовать цветные краски, они только отвлекут от главного, эмоций и чувств, которые можно увидеть в женском зеркале души.

Старый Солдовский склад текстиля расположен на улице Форигни в столице Франции. Вот так рекламируют качество своего товара старые купцы. Моряки просто отнимают друг у друга простынь. При этом она остается целой, поскольку еще и крепкая.

Девочка в цветном зонтике мечтаний смотрит на пролетающих мимо рыб. Под ней черные и неинтересные реальные будни. Люди наглухо закрылись, не пропуская в свою жизнь надежду и сказку.

В Австралии своя культура и традиции. Поэтому декор стен отличается. К рисункам аборигенов добавилась живопись разных народов, которые приплыли на этот далекий материк. Каждый внес свою лепту, и образовалось интересное, ни с чем несравнимое направление, которое отражает близость с природой и местный быт.

Фасад украшен реальными изображениями, но они несколько необычны. Смешались вместе звери, люди, морские рыбы и жучки. Реалистичнее всего изображены мартышки.

Только они значительно больше девочки и женщины-птицы. Морской конек нарисован очень подробно, он летит впереди и показывает дорогу.

О том, что такой декор стен непривычен для Мельбурна, говорит перекошенный пожарный кран. Видно водитель засмотрелся и наехал на него.

Фоном для зеленого богомола служит рисунок отвалившейся штукатурки. Красный кирпич покрыли белой краской и нарисовали объемный переход.

Затем посадили сверху улыбающуюся саранчу. Красиво и весело. На двери соседнего гаража вариант пчелки Маи в детском исполнении.

Портрет юного аборигена в боевой раскраске. Мальчик вышел на охоту.

Немцы практичны и большие педанты. Поэтому они не стали долго раздумывать и рисовать, а создали лицо из пленки и украсили стену берлинского завода в месте, где из здания выходит труба. Теперь пловец в шапочке потягивает коктейль.

Пародия на чиновника, полная сарказма. Деловой человек скован временем, поскольку у него каждая минута на счету. К занятости добавляется еще и немецкая пунктуальность.

Главное, это часы и дресс-код, поэтому закованные руки поправляют галстук. Отсутствие головы не мешает исполнять свои обязанности и указания начальства.

Часы на башне превращены в глаз, наблюдающий за окружающими.

Кейптаун расположен в жарком пустынном климате. И судя по рисунку, зебры пасутся в его окрестностях в большом количестве.

Стрит арт Южной Африки традиционными приемами показывает единство человека и животного мира. Ведь они очень во многом схожи, отличие только в лице.

Достаточно надеть маску, и ты становишься частицей дикой природы. Примерно так выразил свои мысли художник.

На стене подробно, во всех деталях изображено, как взлетает лебедь. Потекшая краска только подчеркивает его связь с землей и как нелегко ему оторваться и подняться ввысь.

Парочка среди цветущих деревьев украшает торец московского дома. Основные цвета одежды традиционны для русского костюма. Белый, черный и красный. Хотя по внешнему виду герои картины больше похожи на жителей Прибалтики. Такое оформление стен создано недавно.

Старичок смотрит в окно старого дома. Стекло отражает новые высотки Москвы. Такая грустная и реалистичная картина на глухой части фасада исторического района столицы.

Русские люди, даже если они не ходят в церковь, в душе остаются православными. Не удивительно, что портрет батюшки украсил одну из стен.

Теперь мы перебрались на западный берег реки Иордан, в Вифлеем. На заборе, увенчанном колючей проволокой, среди мусора, нарисован мальчик.

Он символ местной природы. Рубашка синяя, с белыми облаками и поющей птицей. А ноги одеты в брюки из железных труб.

Еще один символ жизни Пакистана. Птица, символ мира, в бронежилете и под прицелом, держит в клюве зеленую ветвь.

Декор стен в Стамбуле выполнен в национальном стиле. Два всадника сражаются. Красный фон и воины нарисованы в коричневых тонах.

Цвет огня и крови символизирует доблесть и отвагу, которую проявляли турки в боях согласно их легендам. А под копытами лошадей машины и строительный мусор, реальность современной жизни.

Эта многоцветная пестрая лестница, также находится историческом районе Стамбула. Улица ведет на вершину горы и полностью, на всю ширину состоит из ступеней.

В Боготе семья решила искупаться прямо на площади и заодно украсить стены домов. Два перпендикулярных торца превратились в картину. Вместо серого кирпича синее море и почему то краснокожие люди.

Оригинальные идеи декора бетонной скамьи для свиданий. Каждому определено свое место. Думать за всех будет шляпа. А влюбленные просто посидят рядышком молча.

Девчонка с фоторужьем на стене дома поразила мальчишку своим фотоаппаратом. Такая великолепная и мощная оптика позволит сделать четкие снимки с очень большого расстояния. А нижняя часть похожа на автомат. Великолепная реальная картина на кирпичной стене в Колумбии.

В Аргентине можно увидеть совершенно противоположные по стилю рисунки на стенах. Это реалистичное изображение плывущей черепахи.

Неуклюжие на земле, они просто парят в воде, как птицы в небе. Для предания ей фантастических размеров, которые описывают моряки в своих рассказах, художник на нижнюю кромку трубы посадил мужчину с собакой.

Этот декор стен дома также в Буэнос-Айрес. Только это типичный сюрреализм. Определить точно, что изображено, невозможно.

Четыре мужчины на фоне теплохода и радужного сияния идет по переходу. Это своеобразные этапы развития и становления человека. Его взлеты и падения, уверенное движение по дороге к достижению благополучия.

В Лиссабоне много старых домов с заложенными кирпичом окнами. Местные художники решили украсить эти мертвые фасады. Это тень крадется ночью. Она сбежала от своего хозяина и начала вести преступную жизнь.

Низ дома разрисован подростковым граффити. Зато вверху крокодил просунул свои лапы через дверные проемы и высматривает что-то вверху. Рядом мультяшный герой.



Статьи по теме: