Расовый, этнический и национальный состав. Расовый и этнический (национальный) состав населения

Этнический состав населения России

Этническая карта России

Национальный и религиозный состав населœения

Россия – многонациональное государство. В нем проживают около 200 национальностей и народностей. Основную часть (82%) составляют русские.Основное понятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предстоит усвоить – ʼʼэтносʼʼ. Этнос – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, живущих на определœенной территории, обладающих, как правило, единым языком, общностью хозяйства, культуры, быта͵ психики и самосознания, зафиксированного в самоназвании – этнониме .

Основную роль в формировании этносов играют этнические процессы:

Ассимиляция – этнический процесс, при котором этнос (народ), живя в среде другого этноса (народа) в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности, благодаря чему меняет свое самосознание.

Консолидация – этнический процесс, при котором происходит слияние нескольких родственных этносов в более крупный этнос, или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально-экономического и культурного развития.

Миксация – этнический процесс, при котором происходит взаимодействие нескольких не связанных родством этносов, в результате которых возникает новый этнос.

Существуют следующие уровни этносов: нация – народ – народность – группа племен – племена. Также иногда используют такое делœение как суперэтнос – этнос – субэтнос.

Этнический состав определяется по результатам переписи населœения. Последняя перепись населœения была проведена в 2010 ᴦ.

По антропо-языковой принадлежности народы группируются в языковые семьи, которые подразделяются на группы.

Языковая семья – самая крупная единица классификации этносов по признаку их языкового родства, то есть общего происхождения их языков от предполагаемого языка – основы. Выделяют четыре базовых языковых семьи и несколько второстепенных. В России проживают представители семи языковых семей, резко различающихся по количеству представителœей (табл. 5).

Таблица 5.

Языковая семья Языковая группа Народы (этносы) Доля в населœении РФ, %
1. Индоевропейская (87,4%) Славянская русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары. 85,4
Германская немцы, евреи 0,6%
Балтийская литовцы, латыши 0,3
Романская Молдаване 0,1
Греческая Греки 0,2
Иранская осœетины, таджики 0,3
Индоарийская Цыгане 0,1
Армянская Армяне 0,4
2. Алтайская (8,1%) Тюркская татары, якуты, кумыки, чуваши, башкиры, тувинцы, карачаевцы, казахи, тувинцы, узбеки, ногайцы, балкарцы, туркмены, киргизы, алтайцы, хакасы, шорцы и др. 7,6
Монгольская буряты, калмыки 0,4
Тунгусо-Маньчжурская эвенки, эвены, нанайцы и др. 0,1
3. Северо-Кавказская (2,1%) Абхазо-Адыгская кабардинцы, адыгейцы, черкесы и др. 0,4
Нахско-Дагестанская чеченцы, даргинцы, аварцы, лакцы, лезгины, табасараны, ингуши, рутульцы 1,7
4. Уральско-Юкагирская семья (2,2%) Финно-Угорская удмурты, коми-пермяки, мордва, финны, марийцы, эстонцы, коми, карелы, ханты, манси 2,17
Самодийская ненцы, селькупы, нганасаны 0,028
Юкагирская юкагиры, чуванцы 0,002
Картвельская - Грузины 0,09
Чукотско-Камчатская - чукчи, коряки, ительмены 0,02
Эскимосско-Алеутская - эскимосы, алеуты 0,001

В России выделяются титульные нации с численностью представителœей более 1 млн. чел: русские (118 млн.); татары (5,8 млн.); украинцы (4,3 млн.); чуваши (1,8 млн.); башкиры (1,5 млн.); чеченцы (1,4 млн.); армяне (1,1 млн.); мордва (1,0 млн.).

Наиболее значительной по численности в России является индоевропейская языковая семья . В славянской группе этой языковой семьи представлена титульная нация страны – русские. Русские распространены практически повсœеместно, но основная их часть расселяется в пределах главной полосы расселœения. Наиболее мононациональны Центр и Северо-Запад России (Европейская часть), где исторически зародилось Русское государство. Здесь доля русских более 90%. Самая ʼʼрусскаяʼʼ область в России – Липецкая (97%). Но русские растеклись по всœей России, и теперь в большинстве автономий России преобладает русское населœение.

В 9 из 21 республики (в Карелии, Коми, Удмуртии, Мордовии, Адыгее, Республике Алтай, Хакасии, Бурятии, Якутии) русские образуют абсолютное большинство, в трех республиках (в Марий Эл, Карачаево-Черкесии и Башкирии) – относительное большинство. Лишь в пяти республиках (Чувашии, Северной Осетии, Чечне, Ингушетии, Туве) абсолютное большинство населœения составляют титульные национальности. В Еврейской автономной области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, русских также большинство. Следует отметить, что ареал расселœения русского этноса выходит за границы современной России. Примерно 25 млн. русских проживает за ее пределами (Украина – 11 млн., Казахстан – 6 млн., Белоруссия, Узбекистан, Латвия и Киргизия – по 1 млн. чел.).

Украинцы тоже довольно широко расселœены по территории страны: более или менее значительные их группы имеются почти во всœех субъектах РФ (особенно много украинцев в Тюменской области и Москве, а также в регионах, граничащих с Украиной – Курской, Брянской, Воронежской, Белгородской, Ростовской областях, Краснодарском крае). Всего в России проживает около 4,3 млн. украинцев. Их доля в населœении страны – чуть более 3%.

Другие славянские народы на территории России не образуют значительных диаспор.

К германской группе индоевропейской семьи принадлежат немцы (ок. 600 тыс. чел., или 0,4% населœения страны), а также евреи . Οʜᴎ живут в разных регионах страны, но основные места их расселœения – Омская, Новосибирская, Оренбургская области, Красноярский и Алтайский края. Евреи расселœены довольно дисперсно. Большое количество их проживает в Москве, а также в Еврейской АО.

Представители иранской группы живут преимущественно на Северном Кавказе (осœетины ) или дисперсно расселœены в крупных городах (таджики ).

Армянскую группу образуют армяне, большая часть которых проживает в Москве, Краснодарском и Ставропольском краях и в Ростовской области.

В РФ имеется также немало этносов алтайской языковой семьи (более 8% всœего населœения страны). Самый многочисленный этнос этой языковой семьи – татары (5500 тыс. чел., или ок. 4%), являющиеся вторым по численности народом России. Οʜᴎ в основном проживают в Поволжье (Республика Татарстан, Самарская, Пензенская, Астраханская области), на Урале (в Удмуртии, Башкирии, в Челябинской, Свердловской, Оренбургской областях), а также в Сибири (особенно ХМАО, Омская, Томская и Иркутская области). Другие крупные народы этой группы – башкиры (1700 тыс. чел., или 1,2%), чуваши (1600 тыс. чел., или 1,2%), казахи (655 тыс. чел., или 0,45%), кумыки (450 тыс. чел., или 0,3%), карачаевцы (200 тыс. чел., или 0,15%), балкарцы (110 тыс. чел., 0,8%), алтайцы (приблизительно 68 тыс. чел., 0,05%), якуты (450 тыс. чел., или 0,32%), буряты (440 тыс. чел., или 0,35%) и калмыки (180 тыс. чел., или 0,15%).

Более половины всœех башкир обитают в своей республике. За пределами Башкирии наиболее крупные их группы имеются в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Тюменской областях. Чуть более половины чувашей живут в своей республике. За пределами Чувашии значительные группы чувашей имеются в Татарстане, Башкирии, Самарской и Ульяновской областях.

Для балкарцев, карачаевцев и кумыков, как и для большинства других народов Северного Кавказа, характерна высокая концентрация на своих исконных территориях. Так, 90% балкарцев сосредоточены в Кабардино-Балкарии, 86% карачаевцев – в Карачаево-Черкесии, 84% кумыков – в Дагестане.

Алтайцы живут преимущественно в пределах Республики Алтай. Якуты (96%) сконцентрированы в Якутии. Буряты в основном живут в Бурятии, а также в Иркутской области. Подавляющее большинство калмыков живут в своей республике.

В РФ живет целый ряд небольших по численности народов, относящихся к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Это эвенки (35 тыс. чел., 0,02%), негидальцы (0,6 тыс. чел.), эвены (19 тыс. чел.), нанайцы (12 тыс. чел.), ульчи (3 тыс. чел.), ороки , или ульта (0,4 тыс. чел.), орочи (0,7 тыс. чел.), удэгейцы (1,6 тыс. чел.) и близкие к ним по происхождению, но говорящие ныне на китайском языке тазы (0,3 тыс. чел.). Οʜᴎ расселœены преимущественно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке страны.

Наиболее крупными народами уральско-юкагирской языковой семьи являются мордва (840 тыс. чел., или 0,6%), удмурты (630 тыс. чел., или 0,4%), марийцы (600 тыс. чел., или 0,4%), коми (290 тыс. чел., или 0,2%), коми-пермяки (125 тыс. чел., или 0,09%). Также в РФ в нее входят карелы (90 тыс. чел.), ханты (28 тыс. чел.), манси (11 тыс. чел.), вепсы (8 тыс. чел.), саамы , или лопари (1,9 тыс. чел.), ненцы (43 тыс. чел.),

Только половина марийцев живет в Республике Марий Эл; за ее пределами наиболее значительные группы марийцев имеются в Башкирии, а также в Кировской и Свердловской областях, Татарстане и Удмуртии. Для мордвы дисперсное расселœение характерно в еще большей степени, чем для марийцев: лишь менее 1 / 3 их живет в своей республике, остальные – в Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской областях и многих других регионах. Удмурты сконцентрированы в основном в своей республике, а также в Пермском крае и Кировской областях, Татарстане. Подавляющее большинство коми (87%) обитает в своей республике, немало их и в Архангельской области. Коми-пермяки также в основном сконцентрированы в пределах Пермского края. Большинство карелов живет в своей республике. За пределами Карелии самая крупная группа представителœей этого народа сосредоточена в Тверской области (так называемые тверские, или верхневолжские, карелы). Около половины вепсов расселœено на юге Карелии, остальные – на северо-востоке Ленинградской области и северо-западе Вологодской области. Саамы обитают на Кольском полуострове. Немногим более половины хантов проживает в Ханты-Мансийском автономном округе, остальные – преимущественно в Ямало-Ненецком автономном округе. Манси также преимущественно живут в Ханты-Мансийском автономном округе. Ненцы живут на севере европейской части РФ и в северных районах Западной Сибири. Большая их часть сосредоточена в Ямало-Ненецком автономном округе, остальные расселœены преимущественно в Ненецком АО и Таймырском районе Красноярского края. Энцы и нганасаны расселœены преимущественно на Таймыре.

В РФ находится основная часть ареала расселœения народов северокавказской языковой семьи . К ней относятся кабардинцы (530 тыс. чел.), черкесы (62 тыс. чел.), адыгейцы (130 тыс. чел.), чеченцы (1400 тыс. чел., или 1,0%), ингуши (420 тыс. чел.), аварцы (приблизительно 850 тыс. чел.), лакцы (160 тыс. чел.), даргинцы (570 тыс. чел.), табасараны (135 тыс. чел.), лезгины (420 тыс. чел.). Подавляющее большинство представителœей этих народов живут в пределах своих республик.

Остальные языковые семьи малочисленны. Так, к картвельской языковой семье (200 тыс. чел., или 0,14% населœения) относятся живущие в РФ грузины (200 тыс. чел.) и грузинские евреи (53 чел.). Οʜᴎ расселœены довольно дисперсно в РФ.

К чукотско-камчатской семье (около 30 тыс. чел., или 0,02% населœения) принадлежат чукчи (16 тыс. чел.), коряки (9 тыс. чел.), кереки (всœего 8 чел.) и ительмены (3,3 тыс. чел.). К этой же семье условно можно отнести и камчадалов (примерно 2,3 тыс. чел.), являющихся по происхождению ительмено-русскими метисами, ведущих традиционное для северных народов хозяйство, но говорящих на русском языке. Все эти нроды расселœены в основном на территории Камчатского края.

К эскимосско-алеутской семье (2 тыс. чел., или 0,001% населœения) относятся эскимосы (1,75 тыс. чел.) и алеуты (0,5 тыс. чел.). Эскимосы обитают на восточном побережье Чукотского полуострова и на острове Врангеля, алеуты – на Командорских островах.

Учёт национальных особенностей имеет важное практическое значение. С ним связаны многие стороны демографических процессов – темпы воспроизводства, половозрастная структура, размеры семьи, подвижность населœения, характер расселœения. Национальный состав во многом определяет национально-политическое членение и административное делœение Российской Федерации, оказывает влияние на территориальную структуру хозяйства и специализацию экономических районов страны.

Миграционные процессы и ассимиляция привели к сокращению сферы применения родного языка, частичной утрате национальной культуры, превращению многих народов в этнические меньшинства на территории своих автономных образований. Конец 1980-х гᴦ. ознаменовался появлением многочисленных национальных движений, имеющих целью возрождение родного языка и культуры. Но нередко их деятельность сопровождалась усилением этноцентризма и национализма, этническими конфликтами (сепаратизм в Чечне, конфликты в Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Башкирии).

Для разрешения межэтнических проблем необходимы следующие мероприятия: совершенствование национальной политики; укрепление реального федерализма; создание условий для свободного развития национальных языков и культур; укрепление гарантий, исключающих ущемление прав граждан по национальному признаку; воспитание взаимного уважения национальных традиций; внимательный учет жизненных интересов малых народов при осуществлении крупных проектов на основной территории их проживания.

Этнический состав населения России - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этнический состав населения России" 2017, 2018.

Этнический состав населения

Изучение любой страны в географии невозможно без знания тех народов, которые е ней проживают. Здесь важно знать и на каком языке разговаривает этот народ, и какие особенности духовной и материальной культуры отличают его от других народов, в чем особенность его демографического поведения. Прошлым и настоящим народов занимаются многие науки: археология, география, философия и др. науки. Но существует и специальная наука – этнография (этнология), которая занимается изучением происхождения народов, их основных характеристик и свойств, взаимоотношений между ними.

Основным понятием в этнографии является понятие этноса.

Этнос (от греч. éthnos – общество, группа, племя, народ) исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая совокупностью признаков: общностью территории и языка, относительно стабильными особенностями материальной и духовной культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т.е. самосознанием и самоназванием (по Ю.В. Бромлею

Из перечисленных признаков этноса ни один не является абсолютно необходимым, для отнесения группы людей к определенному народу. Так, один и тот же народ может разговаривать на двух языках (например, белорусы говорят и на русском и на белорусском языках). А на английском языке говорят и англичане, и австралийцы, новозеландцы, американцы США, ирландцы и др. народы. Что касается общности территории, то и этот признак не всегда выступает обязательным признаком этноса. Например, белорусами могут себя считать и те эмигранты, которые переехали на постоянное место жительство в Канаду, США, Бразилию. Очень сложно внутри большой группы людей найти абсолютную схожесть в одежде, пище, социально-бытовом поведении. Люди всегда разные. И может быть столичный житель Москвы будет по чертам материальной и духовной культуры ближе парижанину или лондонцу, чем такому же русскому, но живущему в селе за Уралом. Скорее общность территории является необходимым условием его возникновения и существования.

Поэтому важнейшим элементом этнической идентификации любой группы людей является этническое самосознание.

Под этническим самосознанием принято понимать осознание человеком своей принадлежности к определенному народу (этносу), а под самоназванием обозначить словом этот этнос.

Иногда этническое самосознание приобретает гипертрофированные формы, т.е. представители определенного народа считают себя более «значимыми» по-сравнению с другими рядом живущими народами, добиваясь при этом привилегий одного народа над другим во многих сферах жизнедеятельности (в сфере власти, хозяйственных структурах, символике и т. д.) Такое этническое самосознание называют национализм . Крайне агрессивной формой национализма является шовинизм , при котором представители определенного этноса применяют этническую дискриминацию или насильственную ассимиляцию к другим народам. При этом, если эти меры доходят до уничтожения людей другой национальности, то имеет место такое явление как геноцид .

Известный русский ученый Л.Н. Гумилев считает, что этнос находится в процессе постоянного развития и трансформации, имеет стадию зарождения, развития, старения и исчезновения (теперь уже забыты такие народы как византийцы, эллины, римляне, гунны, вавилоняне, а ведь когда-то это были великие народы, оставившие нам следы своей великой культуры). От момента зарождения до момента исчезновения проходит около 1200-1550 лет, и нынешние « отсталые народы», например, народы Африки или Океании всего лишь этносы на своей стадии молодости или наоборот старости, а цивилизованные европейцы потому чванливы, что могут пользоваться накопленной культурой предыдущих столетий своего развития.

В нашей этнографии принято выделять три стадии формирования этноса (так называемые стадиальные или временные типы).

Самой ранней и простой стадией развития этноса считается род и племя. Род и племя имеет следующие признаки: определенная территория; общие признаки хозяйственной деятельности; родовая власть. Этническое самосознание у членов племени отражается в представлении об общем предке. Категория эта историческая и классическим примером служили эвенки, ненцы (северные народы, проживающие на европейском севере нашей страны) еще в недалеком дореволюционном прошлом. Примерами современного периода могут служить некоторые сохранившиеся племена в труднодоступных изолированных местах у индейцев Южной Америки, аборигенов Австралии, народов экваториальной Африки.

С ростом общественного разделения труда, с появлением классового общества и образованием государств начали складываться народности – вторая стадия развития этноса. Народность может восприниматься в двух смыслах:

1. Стадия развития этноса, занимающая промежуточное положение между племенем и нацией. В этом случае эта группа людей имеет следующие признаки: единая территория, культура, зачатки общности экономической жизни и государственности; этническое самосознание выражается уже в осознании общности происхождения от определенного племени.

2. Современные этносы, утратившие черты племени и не ставшие нациями.

Высшей стадий развития этноса является нация.

Нация тоже может иметь два значения:

§ Высшая стадия развития этноса, характеризующаяся наличием государственности, общностью этнической территории, экономической жизни, появлением и распространением литературного языка, признающегося как государственный, наличием этнического самосознания;

§ Совокупность граждан одного государства.

Этнические общности находятся в постоянном движении: изменяется их численность, меняется половозрастной состав, некоторые общности исчезают, другие зарождаются. Все те процессы, которые приводят к изменению либо каких-то отдельных элементов, либо этноса в целом называют этническими процессами. Они бывают этнообъединительными или этноразделительными .

На стадии появления и формирования государств более всего встречались этнообъединительные процессы. Специалисты главным образом выделяют два таких процесса: консолидация и ассимиляция. Консолидация - это слияние близких по языку и культуре групп в более крупную этническую общность или включение в этническую общность близкой ему группы. Так, из родственных племен кривичей, радимичей и дреговичей сформировался в последствии такой народ как белорусы. Этническая ассимиляция - это процесс «растворения» ранее самостоятельного этноса или какой-то его части в среде другого, обычно более крупного этноса. Бывает естественной и насильственной. При естественной ассимиляции из-за долгого проживания в чужой стране иммигранты усваивают язык, культуру, стереотип поведения людей страны проживания. Основной путь при этом – межэтнические браки. Примером насильственной ассимиляции может быть ополячивание белорусов во времена присоединения белорусских земель к Речи Посполитой, когда нашему населению насаждался польский язык, католическая вера, польские школы.



Сегодня нет точного определения количество народов, однако наиболее часто встречаемая величина количества народов – 2000 – 2500, которые находятся на различных стадиях развития. Наибольшее распространение среди географов получили распространение классификация народов по численности и языку .

По численности населения группировка народов была предложена Бруком С.И. Крупнейшими народами, численность которых превышает 100 млн чел. являются: китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы, панджабцы. На эти 8 народов приходится около 41 % всего населения земли. На народы с численностью от 50 до 100 млн. – еще около 17 % населения. Таких народов сегодня насчитывается 12. Но более всего (более 180) народов имеет численность от 1 до 5 млн человек. Хотя в совокупности на них приходится только 8 % населения Земли.

Самой распространенной является лингвистическая классификация народов мира (на основе родства языков). Таксономические ранги народов мира, принятые в лингвистической классификации народов таковы:

§ Подгруппа

§ Подразделение

В лингвистической классификации народов мира принято выделять следующие семьи: индоевропейская, сино-тибетская, семья нигер-конго, семитская, берберская, кушитская, чадская, австронезийская, дравидийская, алтайская, уральско-юкагирская, австроазиатская, паратайская, нило-сахарская, северокавказская, картвельская, семья мяо-яо, австралийская, эскимосо-алеутская, чукотско-камчатская, папуасские семьи, семьи индийских народов, андаманская.

Некоторые народы занимают изолированное положение, т.е. не входят ни в одну названную семью (айны, баски, нивхи, буриши, хоти, кусунда).

Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная ветвь науки еще во второй половине XIX в., этнология и ныне сохраняет тесную связь с географией, историей, социологией, антропологией и другими науками.
Основное понятие этнологии – понятие об этносе. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других подобных этнических образований. Некоторые ученые считают, что ни один из перечисленных признаков этноса не является определяющим: в одних случаях главную роль играет территория, в других – язык, в третьих – особенности культуры и т. д. (В самом деле, например, немцы и австрийцы, англичане и австралийцы, португальцы и бразильцы говорят на одном языке, но относятся к разным этносам, а швейцарцы, напротив, говорят на четырех языках, а образуют один этнос.) Другие полагают, что все же определяющим признаком следует считать этническое самосознание, которое к тому же обычно закрепляется в определенном самоназвании (этнониме), например, «русские», «немцы», «китайцы» и др.
Теория возникновения и развития этносов получила наименование теории этногенеза. До недавнего времени в отечественной науке господствовало деление народов (этносов) на три стадиальных типа: племя, народность и нация. При этом исходили из того, что племена и союзы племен – как общности людей – исторически соответствовали первобытно-общинному строю. Народности обычно связывали с рабовладельческим и феодальным строем, а нации как высшую форму этнической общности – с развитием капиталистических, а затем и социалистических отношений (отсюда и деление наций на буржуазные и социалистические). В последнее время в связи с переоценкой прежнего формационного подхода, в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций, и со все большей ориентацией на современный цивилизационный подход, многие прежние положения теории этногенеза стали пересматриваться, а в научной терминологии – в качестве обобщающего – все шире начало применяться понятие «этнос».
В связи с теорией этногенеза нельзя не упомянуть и об одном принципиальном споре, который уже давно ведут отечественные ученые. Большинство из них придерживается взгляда на этнос как на историко-социальное, историко-экономическое явление. Другие исходят из того, что этнос нужно считать своего рода био-гео-историческим феноменом.
Эту точку зрения в книге «Этногенез и биосфера Земли» и других своих работах отстаивал географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев. Он считал этногенез процессом прежде всего биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса – от его возникновения до распада – продолжается 1200–1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (от лат. obscurous – затемненный, в смысле реакционный) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования – суперэтносы. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии.
После знакомства с понятием об этносе можно перейти к рассмотрению этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределения его по принципу этнической (национальной) принадлежности.
Прежде всего, естественно, возникает вопрос об общем количестве этносов (народов), населяющих Землю. Обычно считается, что их от 4 тыс. до 5,5 тыс. Более точную цифру назвать трудно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы, и это не позволяет отличить, скажем, язык от его диалектов. По численности все народы распределяются крайне диспропорционально (табл. 56).
Таблица 56


Анализ таблицы 56 показывает, что в начале 1990-х гг. 321 народ, насчитывавший более 1 млн человек каждый, составлял 96,2 % всего населения земного шара. В том числе на 79 народов с численностью более 10 млн человек приходилось почти 80 % населения, на 36 народов численностью более 25 млн человек – около 65 % и на 19 народов численностью более 50 млн человек каждый – 54 % населения. К концу 1990-х гг. количество самых крупных народов выросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60 % (табл. 57).
Нетрудно подсчитать, что общая численность 11 народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн человек, составляет около половины человечества. А на другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.
Таблица 57


Не менее интересен и важен также вопрос о национальном составе населения отдельных стран мира. В соответствии с его особенностями можно выделить пять типов государств: 1) однонациональные; 2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств; 3) двунациональные; 4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении; 5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.
Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. Например, в зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). А в Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.
Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.
Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.
Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.
Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.
Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.
Они имеют разные исторические корни. Так, в странах, возникших в результате европейской колонизации, сохраняется угнетение коренного населения (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии, маорийцев). Другой источник противоречий – недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стал приток во многие страны десятков и сотен тысяч иностранных рабочих. В развивающихся странах межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили большей частью без учета этнических границ, в результате чего возникла своеобразная «этническая мозаика». Постоянные противоречия на национальной почве, доходящие до воинствующего сепаратизма, особенно характерны для Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Эфиопии, Нигерии, ДР Конго, Судана, Сомали, да и многих других стран.
Этнический состав населения отдельных стран не остается неизменным. С течением времени он постепенно изменяется, в первую очередь под воздействием этнических процессов, которые подразделяются на процессы этнического разделения и этнического объединения. К разделительным относятся те процессы, при которых прежде единый этнос либо прекращает свое существование, либо делится на части. Объединительные процессы, напротив, приводят к слиянию групп людей различной этнической принадлежности и образованию более крупных этнических общностей. Это происходит в результате межэтнических консолидации, ассимиляции и интеграции.
Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР. Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальные группы людей. А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое. Она происходит и в развитых, и в развивающихся странах. Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 190 народов и народностей. Согласно переписи 2002 г. русские составляют более 80 % всего населения. На втором месте по численности стоят татары (более 5 млн человек), на третьем – украинцы (свыше 4 млн), на четвертом – чуваши. Доля каждой из остальных наций в населении страны не превышала 1 %.

Этнический состав - это распределение населения по признаку его этнической или национальной принадлежности. Этническая структура населения представляет собой соотношение долей отдельных (по этнической и национальной принадлежности)

групп людей в общей численности населения мира, континента, страны, региона, ее отдельных административно-территориальных образований.

Для изучения этнического состава и структуры населения используются сведения: а) об этнической принадлежности на основе принципа самоопределения; б) о родном языке опрашиваемого. В некото-рЬ1х случаях пользуются косвенными сведениями: о разговорном языке, религиозном или расовом составе.

Этнос (гр. ethnos - народ) - исторически сложившаяся устойчивая общность людей (племя, народность, мания).

В специальной литературе называют следующие условия для возникновения этноса: общность территории, языка, материальной и духовной культуры, групповых психологических характетик; выработка этнического самосознания; общность происхождения или исторических судеб, входящих в этнос людей; употребление общего самоназвания (этнонима); общность религии; близость людей по расовым признакам. При сильных расовых различиях для формирования этноса требуется возникновение значительных переходных групп, например, как у бразильцев, кубинцев и других народов.

Сформировавшийся этнос выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков, передачи каждому новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т.п. В процессе исторического развития этнос может претерпеть коренные изменения: совсем прекратить существование, войти в более крупный этнос, дать начало новому этносу.

Основными показателями этнического состава и структуры населения являются:

Абсолютная численность населения отдельных национальностей в территориальном разрезе, например в нашей стране разработка ведется в целом по России, административно-территориальным образованиям, городским и сельским поселениям, селам с населением 5 тыс. человек и более;

Абсолютная численность населения по национальностям и родному языку, языку других национальностей, которым свободно владеют опрашиваемые;
абсолютная численность занятого населения и безработных, экономически активного населения каждой национальности; состав населения отдельных национальностей по полу, возрасту, среднему и медианному возрасту, состоянию в браке; трудовая структура населения отдельных национальностей; состав и структура населения отдельных национальностей по роду занятий, отраслям экономики;

состав и структура населения отдельных национальностей по источникам средств существования, роду занятий, отраслям экономики.
Россия, как и прежде СССР, остается многонациональной страной. Согласно переписи 2002 г. в ней проживают представители 160 национальностей. Семь народов имеют численность 1 млн и более человек: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. 80 % населения России - русские.

Наряду с изучением этнического состава и структуры населения проводится исследование его расового состава. Этнографы выделяют открытые и закрытые отличительные признаки рас.

Открытые: цвет кожи, волос, глаз; форма черепа (отношение его широты к длине): рост; пропорции тела; выступание челюстей; форма носа и губ; разрез глаз; рост волос (на лице и геле).

Закрытые: группа крови, особенности вкусовых ощущений, строение зубов и т.п.

Численность расового состава населения мира находится в постоянном изменении. Так, в процессе исторического развития выделились большие и малые расы, множество переходных форм. К началу 1990-х гг. расовый состав населения мира выглядел следующим образом.
Основными показателями при изучении расового состава населения служат:

Численность населения отдельных рас, их переходных и смешанных форм;

Структура населения по расовым признакам (обычно в процентах);

Размещение населения отдельных рас по территории суши, по странам и континентам (с целью изучения их концентрации по частям света);

Состав и структура населения отдельных рас по полу, возрасту и другим признакам.

При изучении этнического состава населения мира обязательно исследуется его языковый состав. В мире насчитывается 5 тыс. языков и около 3 тыс. народов. Различия между числом языков и числом народов существуют там, где этнические и лингвистические процессы развиты слабо. Например, в Новой Гвинее несколько десятков народов говорят более чем на 1000 языках.
Основная языковая семья населения мира индоевропейская с группами: славянской, балтийской, германской, кельтской, романской, греческой, албанской, иранской, нуганской, индоарийской, армянской.

Вторая по величине сино-тибетская семья с группами: китайской, центральной, западно-малайской группой.

В нашей стране наиболее распространены языки индоевропейской, уральской, алтайской, кавказской, китайско-тибетской и других семей.

Анализ состава населения по языковым семьям охватывает:

Численность населения, говорящего на языках отдельных языковых семей с выделением групп и подгрупп;

Размещение отдельных языковых семей по территории с выделением мест их концентрации;

Выделение родных языков отдельных этносов (численность, говорящих на этих языках);

Выделение разговорных языков отдельных стран. Скорее всего сюда можно отнести государственные языки отдельных стран.

Известно, что у разных народов харак тер воспроизводства населения, уровни рождаемости и смертности отличаются. Специальные исследования показали, что сама национальная принадлежность не определяет уровень рождаемости. На рождаемость влияют одновременно совокупность факторов: физиологических, брачно-семейных, социальных, экономических, культурных, религиозных.

Например, в составе физиологических факторов приходится предрасположенность к многоплодным родам (особенно у народов тропической Африки и Южной Азии, редко в Европе и в Восточной Азии).

Влияние религиозного фактора связано с отношением отдельных религий к повторным бракам и разводам. Предельно простое оно для мужчин, исповедующих ислам; более строгое у хтиан и индуистов. Самая аскетичная из мировых религий - буддизм. Большинство его направлений поощряют безбрачие, сильно развит институт монашества, например, в Тибете и Монголии каждый второй по возрасту сын в семье становится монахом. В то же время буддизм не одобряет меры но контролю за рождаемостью. На рождаемость влияют традиции многодетности. Под влиянием различных факторов самый высокий уровень рождаемости наблюдается в Африке и Юго-Западной Азии, самый низкий - в Европе, население которой стоит перед депопуляцией.

Из специальных исследований известно, что этнический фактор оказывает еще меньшее, чем на рождаемость, влияние на смертность. Уровень смертности отдельных народов зависит от природного фактора, географической среды. Например, в Африке европейцы чаще заболевают раком кожи, чем местные жители.

Народы различаются системами питания, формируемыми веками. Например, народы, употребляющие острую и горячую пищу, копчености, более подвержены раку пищеварительного факта. Традиции вскармливания младенцев «взрослой пищей» ведут к их повышенной смертности и т.п.

В переписи 2002 г. в России впервые получено представление о гражданстве. Из 145,2 млн жителей страны 142,5 (98,1 % от всего населения страны) являются гражданами России, 44 тыс. человек (0,3 %) имеют для гражданства, 1,025 тыс. (0,7 %) иностранных граждан, 1,3 млн (0,9 %) не указали, какое гражданство имеют. Из иностранных граждан 906 тыс. - из бывших союзных республик (88,4 %), остальные - из стран дальнего зарубежья; 9 тыс. человек (0,9 %) - из Литвы, Латвии и Эстонии.

1. Человечество принято делить на три основные расы:

европеоидную (страны Европы, Америки, Юго-Западной Азии, Северной Африки);

монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии, Америки);

негроидную (большинство стран Африки).

Выделяют также австралоидную расу, представители которой расселены на юго-востоке Азии, в Океании и Австралии.

30% населения мира относится к промежуточным расовым группам (эфиопы, малагасийцы, полинезийцы и др.). Смешение рас привело к образованию особых групп метисов, мулатов и самбо в Америке.

2. Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.

Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.

Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.

Классификация этносов проводится по различным признакам, главные из которых численность и язык.

По численности народы мира различны. Подавляющее большинство народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн чел., но на них приходится около 96% населения Земли.

К крупнейшим по численности народам мира относятся:

китайцы (1 120 млн чел);

хиндустанцы (219 млн чел);

американцы США (187 млн чел);

бенгальцы (176 млн чел);

русские (146 млн чел);

бразильцы (137 млн чел);

японцы (123 млн чел).

Более 30 млн человек насчитывают следующие народы: бихарцы, пенджабцы, мексиканцы, немцы, корейцы, итальянцы, вьеты, французы, англичане, украинцы, турки, поляки и др.

По языку народы объединяют в языковые семьи, которые, в свою очередь, делятся на языковые группы. Всего в мире выделяется 20 языковых семей. Крупнейшими из них являются:

индоевропейская, на языках которой говорят 150 народов (около 2,5 млрд чел). К ней относятся романские языки (французский, испанский, португальский, итальянский), германские (немецкий, английский, идиш, голландский), славянские (русский, польский, украинский), индоарийские (хинди, "маратхи, пенджаби), иранские (персидский, таджикский) и др.;

китайско-тибетская, на языках которой говорят преимущественно в Китае, Непале, Бутане (свыше 1 млрд чел).

Языковая классификация народов существенно отличается от национальной, поскольку распространение языков не совпадает с этническими границами. Например, в бывших колониях Испании, Великобритании, Франции в Африке, Азии, Латинской Америке говорят на языках метрополий.

В зависимости от того, совпадают или нет этнические и государственные границы, страны мира делятся на однонациональные и многонациональные .

Около половины стран - однонациональные . Это страны, государственные границы которых совпадают с этническими и основная национальность составляет 90% всего населения. Их больше всего в Европе, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. К таким странам можно отнести Данию, Швецию, Германию, Польшу, Италию, Японию, Саудовскую Аравию, Египет, большинство стран Латинской Америки.

Многонациональные - это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов. Их можно разделить на четыре группы:

с резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралийский Союз);

двунациональные (Канада, Бельгия);

со сложным, но этнически однородным национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос);

со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия).

Проблема межнациональных отношений в настоящее время стоит достаточно остро. Это связано:

с фактическим экономическим и социальным неравенством народов в некоторых развитых странах, ущемлением культурной самобытности национальных меньшинств (баски в Испании, корсиканцы во Франции, шотландцы в Великобритании, франко-канадцы в Канаде);

с процессом объединения родственных племен в народности, а народностей в нации во многих развивающихся странах (Индия, Индонезия, Нигерия, Заир, Судан);

с последствиями европейской колонизации, при которых сохраняется угнетение коренного населения (индейцы, эскимосы, аборигены Австралии);

с расовой дискриминацией (ЮАР, США);

с образованием новых государств на территориях бывшего СССР и социалистических стран Восточной Европы.

Одной из главных "горячих точек" после Второй мировой войны остается Ближний Восток, где не утихает арабо-израильский конфликт.

Национальные противоречия часто имеют религиозную основу. Яркий пример - религиозные столкновения между католиками и протестантами в Северной Ирландии (Ольстер).

Проблемы межнациональных отношений приводят к тяжелым последствиям, их решение одинаково важно для всех государств мира.



Статьи по теме: