Почему произведение евгений онегин называется романом. Почему «Евгений Онегин» назван А

Наверное, многие читали знаменитый роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" и задумывались над его названием. Почему роман назван "Евгений Онегин"?

Этот роман назван именем того героя, которого Пушкин представлял центральным персонажем своего романа в стихах, именно о его жизни повествуется на протяжении всего произведения. Евгений - молодой человек, представитель "золотой дворянской молодежи", свою жихнь проводит праздно и пестро на балах, в ресторанах и в театрах. Но тем не менее, он не глуп, и такая жизнь ему быстро наскучивает, он ищет себе новые интересы. В образе главного героя заключен конфликт между средой и личностью, который был не только у одного Онегина, но и у многих людей тоже. Онегин - это собирательный образ молодых дворян его времени. Благодаря этому роман также назван "Евгений Онегин".

Теперь обратимся к значению имени главного героя. С греческого имя "Евгений" значит "благородный", а его фамилия происходит от названия реки Севера "Онега". Сочетание именно этой фамилии и имени очень мелодично, что важно для любого стихотворения, а этот роман, как известно, написан в стихах. Кроме того, фамилия "Онегин" как бы подчеркивает расчетливость и холодность главного героя этого романа.

Подведем итог в вопросе о том, почему роман назван именем Онегина:

  • Евгений Онегин - главный герой романа, в произведении рассказывается о его жизни, повествование строится вокруг этого персонажа;
  • Евгений Онегин - собирательный образ молодых людей-дворян своего времени, он олицетворяет собой конфликт между средой и личностью;
  • Звучание имени и фамилии "Евгений Онегин" мелодично и красиво, что очень важно для стихотворной формы романа.

Ни для кого не секрет, что литературные произведения принадлежат к определённым жанрам и родам литературы. И если ограничиваются тремя категориями: эпос, лирика, драма, то жанров существует гораздо большее количество.

«Евгений Онегин»: жанр

Знаменитое художественное произведение «Евгений Онегин», принадлежащее перу великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, уже давно находится под пристальным вниманием филологов и литературоведов. Мало того что это произведение наполнено глубоким смысловым содержанием, весьма неоднозначны ещё и его жанровые характеристики. Итак, чем же так необычно определение жанра «Евгения Онегина»?

Роды и жанры литературы

Для начала следует отметить, что произведение написано в стихотворной форме, значит, к которому оно принадлежит, - лирический. Однако, несмотря на то что история описана в стихах, назвать её простым стихотворением абсолютно невозможно. Развёрнутый сюжет, динамика развития событий, психологизм и произведения внутри произведения с полным правом позволяют отнести «Евгения Онегина» к жанру романа. Согласно определению из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова, роман - это прозаическое эпическое литературное произведение с несколькими героями и сложной структурой сюжета. Опираясь на него, можно сказать, что по смыслу и содержанию «Евгений Онегин» относится, скорее, к роду эпоса и романному жанру литературы.

Краткое описание сюжета

По сюжету, избалованный и эгоистичный столичный юноша Евгений Онегин, устав от бесконечных балов и светских приёмов, решает удалиться жить в деревню, чтобы хоть как-то внести разнообразие в свои одинаковые будни. Однако в деревне жизнь оказывается скучнее, чем в Петербурге, на Евгения вновь нападает хандра. Он знакомится с молодыми жителями деревни: восемнадцатилетним талантливый поэтом Владимиром Ленским, сёстрами Лариными - красивой и весёлой Ольгой, задумчивой и мечтательной Татьяной.

Они же и становятся главными действующими лицами в сюжете. Ленский помолвлен с Ольгой, в то время как Татьяна влюбилась в Евгения. Однако на чувства девушки он не отвечает взаимностью, а получив письмо с пылким и нежным признанием в любви, и вовсе пытается наставить её на путь истинный, советуя не излагать в дальнейшем свои чувства малознакомым людям. Татьяна смущена и обижена. А Ленский тем временем вызывает Онегина на дуэль за то, что тот неоднократно приглашал на танец его невесту Ольгу. Перед самой дуэлью Татьяна видит сон, в котором Евгений убивает Владимира, но девушка не знает о намерении молодых людей стреляться, иначе она предотвратила бы поединок. Онегин убивает Ленского, боясь отменить дуэль и прослыть в светском обществе трусом. Ольга же недолго оплакивает своего возлюбленного и вскоре выходит замуж за другого. Спустя некоторое время венчается и Татьяна, какое-то время она ещё продолжает любить Евгения, но потом пелена спадает с её глаз.

Однажды на светском балу эти двое встретились: по-прежнему скучающий и хандрящий Онегин и недоступная благородная жена генерала Татьяна. И в эту встречу герои поменялись ролями, Евгений понял, что влюбился в прекрасную княгиню, Татьяна же ответила ему фразой, впоследствии ставшей знаменитой: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Анализ жанровой специфики текста

Итак, как, собственно, определить в произведении "Евгений Онегин" жанр? О сюжете можно сказать, что он действительно богат событиями, а диалоги и монологи героев полны чувственности и психологизма. Эти черты позволяют причислить произведение к жанру романа. Однако стихотворная форма знаменитого творения Пушкина оставляет вопрос открытым. Специалисты склонны утверждать, что жанр «Евгения Онегина» - роман в стихах. Однако, по мнению некоторых литературных критиков, в том числе Виссариона Григорьевича Белинского, это не так. Они утверждают, что жанр «Евгения Онегина» - поэма, поскольку в произведении в полной мере и почти с исторической достоверностью воспроизведена жизнь российской общественности в столице и за её пределами. В. Г. Белинский, не скупясь, назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Но для поэмы произведение всё же имеет слишком большой объём, количество текста ближе к романному. В этом заключается первое противоречие.

Второе противоречие связано с содержанием романа. Опять же критики называют «Евгения Онегина» не только «романом о романе», но также «романом в романе». И если на первое определение напрямую влияет жанр «Евгения Онегина» Пушкина А. С., а также любовная линия - центральная тема сюжета, то вторая характеристика имеет прямое отношение к внутри произведения.

«Роман о романе»

Итак, как уже было выяснено ранее, по своему жанру произведение относится скорее к роману, несмотря на изложение в стихах. И это первая составляющая определения «роман о романе». Вторая, несомненно, отражает наличие любовных событий в сюжете. По ходу развития действия читатель может наблюдать, как развиваются взаимоотношения двух пар: Ольги Лариной и Владимира Ленского и её сестры Татьяны и Евгения Онегина. Однако на первый план выходят всё же отношения последних. Именно вокруг этой пары и вращается сюжет. Таким образом, выражение «роман о романе» сообщает не только о наличии любовной линии в тексте, но также в очередной раз подчеркивает, что в произведении «Евгений Онегин» жанр характеризуется как роман.

«Роман в романе»

В данной характеристике также имеется отсылка к жанру пушкинского творения. Однако теперь, когда уже не возникает вопроса "Евгений Онегин" - какой жанр?", расшифровки второй части словосочетания не требуется. Речь, разумеется, идёт об отношении к жанру. Зато первая часть определения напоминает о наличии в тексте другого романа - письма Татьяны Лариной, почти художественного произведения. Признаваясь Онегину в любви, Татьяна письменно рассказала о своих чувствах. И Александр Сергеевич Пушкин в полном объёме отразил её порыв. Именно об этом романе как о жанровой характеристике внутри другого романа - самого произведения - идёт речь. Татьяна Ларина, изливая свою любовь к Евгению, произвела на свет свой собственный роман в стихах, отобразив его в письме.

Итак, даже проанализировав произведение «Евгений Онегин», жанр его по-прежнему установить проблематично. По форме это поэма, по содержанию - роман. Возможно, только такому талантливому и великому поэту, как Александр Сергеевич Пушкин, позволено изобрести свой собственный жанр - роман в стихах - и продемонстрировать его на лучшем примере.

Роман Пушкина «Евгений Онегин» - первый русский реалистический роман, причем написанный стихами. Он стал произведением новаторским как по форме, так и по содержанию. Пушкин поставил задачу не только показать в нем «героя времени», Онегина, человека с «преждевременной старостью души», создать образ русской женщины, Татьяны Лариной, но и нарисовать «энциклопедию русской жизни» той эпохи. Все это потребовало преодолеть не только тесные рамки классицизма, но и отказаться от романтического подхода. Пушкин стремится максимально приблизить свое произведение к жизни, которая не терпит схематичности и заранее заданных конструкций, а потому и форма романа становится «свободной».

И дело не только в том, что автор лишь в конце 7 главы помещает «вступление», иронично замечая: «…Хоть поздно, а вступленье есть». И даже не в том, что роман открывает внутренний монолог Онегина, размышляющего о своей поездке в деревню к дяде за наследством, который прерывается рассказом о детстве и юности героя, о годах, проведенных в вихре светской жизни. И даже не в том, что автор часто прерывает сюжетную часть, помещая то или иное лирическое отступление, в котором может говорить о чем угодно: о литературе, театре, своей жизни, о чувствах и мыслях, которые его волнуют, о дорогах или о женских ножках, - а может просто побеседовать с читателями: «Гм! гм! Читатель благородный, / Здорова ль ваша вся родня?». Недаром Пушкин утверждал: «Роман требует болтовни».

Он действительно как будто не создает художественное произведение, а просто рассказывает историю, случившуюся с его добрыми знакомыми. Вот почему в романе рядом с его героями Онегиным, Татьяной, Ленским, Ольгой появляются люди, которые жили во время Пушкина - Вяземский, Каверин, Нина Воронская и другие. Более того, сам Автор становится героем своего же романа, оказываясь «добрым приятелем» Онегина. Автор хранит письма Онегина и Татьяны, стихи Ленского - и они тоже органично входят в роман, нисколько не нарушая его цельность, хотя написаны не «онегинской строфой».

Кажется, что в такое произведение - «свободный роман» - может войти что угодно, но при всей «свободе» его композиция стройна и продуманна. Главное же, почему создается это ощущение свободы, состоит в том, что роман Пушкина существует, как сама жизнь: непредсказуемо и в то же время согласуясь с неким внутренним законом. Иногда даже сам Пушкин удивлялся тому, что «вытворяли» его герои, например, когда его любимая героиня Татьяна «взяла и вышла замуж». Понятно, почему многие современники Пушкина пытались увидеть в героях романа черты своих друзей и знакомых - и находили их! В этом удивительном произведении жизнь пульсирует и вырывается наружу, создавая и сейчас эффект «присутствия» читателя в момент развития действия. А жизнь всегда свободна в своих многочисленных изгибах и поворотах. Таков и подлинно реалистический роман Пушкина, открывший дорогу новой русской литературе.

Роман Пушкина «Евгений Онегин» - первый русский реалистический роман, причем написанный стихами. Он стал произведением новаторским как по форме, так и по содержанию. Пушкин поставил задачу не только показать в нем «героя времени», Онегина, человека с «преждевременной старостью души», создать образ русской женщины, Татьяны Лариной, но и нарисовать «энциклопедию русской жизни» той эпохи. Все это потребовало преодолеть не только тесные рамки классицизма, но и отказаться от романтического подхода. Пушкин стремится максимально приблизить свое произведение к жизни, которая не терпит схематичности и заранее заданных конструкций, а потому и форма романа становится «свободной».

И дело не только в том, что автор лишь в конце 7 главы помещает «вступление», иронично замечая: «…Хоть поздно, а вступленье есть». И даже не в том, что роман открывает внутренний монолог Онегина, размышляющего о своей поездке в деревню к дяде за наследством, который прерывается рассказом о детстве и юности героя, о годах, проведенных в вихре светской жизни. И даже не в том, что автор часто прерывает сюжетную часть, помещая то или иное лирическое отступление, в котором может говорить о чем угодно: о литературе, театре, своей жизни, о чувствах и мыслях, которые его волнуют, о дорогах или о женских ножках, - а может просто побеседовать с читателями: «Гм! гм! Читатель благородный, / Здорова ль ваша вся родня?». Недаром Пушкин утверждал: «Роман требует болтовни».

Он действительно как будто не создает художественное произведение, а просто рассказывает историю, случившуюся с его добрыми знакомыми. Вот почему в романе рядом с его героями Онегиным, Татьяной, Ленским, Ольгой появляются люди, которые жили во время Пушкина - Вяземский, Каверин, Нина Воронская и другие. Более того, сам Автор становится героем своего же романа, оказываясь «добрым приятелем» Онегина. Автор хранит письма Онегина и Татьяны, стихи Ленского - и они тоже органично входят в роман, нисколько не нарушая его цельность, хотя написаны не «онегинской строфой».

Кажется, что в такое произведение - «свободный роман» - может войти что угодно, но при всей «свободе» его композиция стройна и продуманна. Главное же, почему создается это ощущение свободы, состоит в том, что роман Пушкина существует, как сама жизнь: непредсказуемо и в то же время согласуясь с неким внутренним законом. Иногда даже сам Пушкин удивлялся тому, что «вытворяли» его герои, например, когда его любимая героиня Татьяна «взяла и вышла замуж». Понятно, почему многие современники Пушкина пытались увидеть в героях романа черты своих друзей и знакомых - и находили их! В этом удивительном произведении жизнь пульсирует и вырывается наружу, создавая и сейчас эффект «присутствия» читателя в момент развития действия. А жизнь всегда свободна в своих многочисленных изгибах и поворотах. Таков и подлинно реалистический роман Пушкина, открывший дорогу новой русской литературе.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - первый русский реа­листический роман, причем написанный стихами. Он стал произведе­нием новаторским как по форме, так и по содержанию. Пушкин по­ставил задачу не только показать в нем «героя времени», Онегина, человека с «преждевременной старостью души», создать образ рус­ской женщины, Татьяны Лариной, но и нарисовать «энциклопедию русской жизни» той эпохи. Все это потребовало преодолеть не только тесные рамки классицизма, но и отказаться от романтического подхо­да. Пушкин стремился максимально приблизить свое произведение к жизни, которая не терпит схематичности и заранее заданных конст­рукций, а потому и форма романа становится «свободной».

И дело не только в том, что автор лишь в конце 7-й главы поме­щает «вступление», иронично замечая: «.. .Хоть поздно, а вступленье есть». И даже не в том, что роман открывает внутренний монолог Онегина, размышляющего о своей поездке в деревню к дяде за на­следством, который прерывается рассказом о детстве и юности героя, о годах, проведенных в вихре светской жизни. И даже не в том, что автор часто прерывает сюжетную часть, помещая то или иное лириче­ское отступление, в котором может говорить о чем угодно: о литера­туре, театре, своей жизни, о чувствах и мыслях, которые его волнуют, о дорогах или о женских ножках, - а может просто побеседовать с читателями: «Гм! гм! Читатель благородный, / Здорова ль ваша вся родня?»

Недаром Пушкин утверждал: «Роман требует болтовни». Он дейст­вительно как будто не создает художественное произведение, а просто рассказывает историю, случившуюся с его добрыми знакомыми. Вот почему в романе рядом с его героями Онегиным, Татьяной, Ленским, Ольгой появляются люди, которые жили во время Пушкина - Вязем­ский, Каверин, Нина Воронская и другие. Более того, сам Автор стано­вится героем своего же романа, оказываясь «добрым приятелем» Оне­гина. Автор хранит письма Онегина и Татьяны, стихи Ленского - и они тоже органично входят в роман, нисколько не нарушая его цель­ность, хотя написаны не «онегинской строфой».

Кажется, что в такое произведение - «свободный роман» - мо­жет войти что угодно, но при всей «свободе» его композиция стройна и продуманна. Главное же, почему создается это ощущение свободы, состоит в том, что роман Пушкина существует, как сама жизнь: не­предсказуемо и в то же время согласуясь с неким внутренним зако­ном. Иногда даже сам Пушкин удивлялся тому, что «вытворяли» его герои, например, когда его любимая героиня Татьяна «взяла и вышла замуж». Понятно, почему многие современники Пушкина пытались увидеть в героях романа черты своих друзей и знакомых - и находи­ли их!

В этом удивительном произведении жизнь пульсирует и вырыва­ется наружу, создавая и сейчас эффект «присутствия» читателя в мо­мент развития действия. А жизнь всегда свободна в своих многочис­ленных изгибах и поворотах. Таков и подлинно реалистический роман Пушкина, открывший дорогу новой русской литературе.

Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? (по лирике М.Ю. Лермонтова)

Любовь к родине - особое чувство, оно присуще каждому чело­веку, но при этом очень индивидуально. Возможно ли считать его «странным»? Мне кажется, что здесь скорее речь идет о том, как поэт сказавший о «необычности» своей любви к родине, воспринимает «обычный» патриотизм, то есть стремление видеть достоинства, по­ложительные черты, свойственные его стране и народу.

В известной степени романтическое мировосприятие Лермонтова также предопределило его «странную любовь» к родине. Ведь романтик всегда противостоит окружающему миру, не находя в реальной действительности положительного идеала. Как приговор звучат слова Лермонтова, сказанные о родине в стихотворении «Прощай, немытая Россия...». Это «страна рабов, страна господ», страна «голубых мун­диров» и преданного им народа. Беспощаден и обобщенный портрет своего поколения, нарисованный в стихотворении «Дума». Судьба страны оказывается в руках тех, кто «промотал» то, что составляло славу России, а грядущему им предложить нечего. Может быть, сей­час нам эта оценка кажется слишком жесткой - ведь к этому поколе­нию принадлежал как сам Лермонтов, так и многие другие выдаю­щиеся русские люди. Но становится понятнее, почему человек, высказавший ее, назвал свою любовь к отчизне «странной».

Это также объясняет, почему Лермонтов, не находя идеала в со­временности, в поисках того, что действительно позволяет гордиться своей страной и ее народом, обращается к прошлому. Вот почему стихотворение «Бородино», рассказывающее о подвиге русских вои­нов, построено как диалог «прошлого» и «настоящего»: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри - не вы!». Национальный характер раскрывается здесь через монолог про­стого русского солдата, чья любовь к родине абсолютна и бескорыст­на. Показательно, что это стихотворение не относится к романтиче­ским, оно предельно реалистично.

Наиболее полно зрелый взгляд Лермонтова на природу патриоти­ческого чувства отражен в одном из последних стихотворений, мно­гозначительно названном «Родина». Поэт по-прежнему отрицает тра­диционное понимание того, за что человек может любить свою отчизну: «Ни слава, купленная кровью, / Ни полный гордого доверия покой, / Ни темной старины заветные преданья...». Вместо всего это­го он трижды повторит другую, самую важную для него идею - его любовь к родине «странная». Это слово становится ключевым:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой...

Но я люблю - за что, не знаю сам...

Патриотизм нельзя объяснить рациональным путем, но можно выразить через те картины родной страны, которые особенно близки сердцу поэта. Перед его мысленным взором проносятся бескрайние просторы России, с ее проселочными дорогами и «печальными» деревнями. Эти картины лишены патетики, но они прекрасны в своей простоте, как и обычные приметы деревенской жизни, с которой поэт чувствует свою неразрывную внутреннюю связь: «С отрадой, многим незнакомой, / Я вижу полное гумно, / Избу, покрытую соломой, /С резными ставнями окно...».

Только такое полное погружение в народную жизнь дает возмож­ность понять истинное отношение автора к родине. Конечно, для по­эта-романтика, аристократа странно, что именно так он чувствует лю­бовь к отчизне. Но, может быть, дело не только в нем, но и в самой этой загадочной стране, о которой другой великий поэт, современник Лермонтова, потом скажет: «Умом Россию не понять...»? По-моему, с этим трудно спорить, как и с тем, что истинный патриотизм не требу­ет каких-то особых доказательств и часто вовсе не объясним.

Является ли Печорин фаталистом? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским. Вопрос о свободе воли и предопределении, о роли судьбы в жизни человека так или иначе рассматривается во всех час­тях романа. Но развернутый ответ на него дается лишь в заключи­тельной части - философской повести «Фаталист», которая играет роль своеобразного эпилога.

Фаталист - человек, верящий в предопределенность всех собы­тий в жизни, в неотвратимость судьбы, рока, фатума. В духе своего времени, подвергающего пересмотру коренные вопросы человеческо­го существования, Печорин пытается решить, предопределено ли высшей волей назначение человека или он сам определяет законы жизни и следует им.

По мере развития действия повести Печорин получает троекрат­ное подтверждение существования предопределения, судьбы. Офицер
Вулич, с которым герой заключает рискованное пари, не смог застрелиться, хотя пистолет был заряжен. Затем Вулич все-таки погибает от руки пьяного казака, и в этом Печорин не видит ничего удивительно­го, поскольку еще во время спора заметил «печать смерти» на его ли­це. И наконец, сам Печорин испытывает судьбу, решаясь разоружить пьяного казака, убийцу Вулича. «...У меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу», - говорит Печорин.

Каков же ответ «героя времени», а вместе с ним и самого писате­ля, на этот сложнейший вопрос? Вывод Печорина звучит так: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает реши­тельности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда сме­лее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Как видим, несо­стоявшийся фаталист обернулся своей противоположностью. Если он и готов признать, что предопределение существует, то отнюдь не в ущерб активности поведения человека: быть просто игрушкой в руках судьбы, по мнению Печорина, унизительно.



Статьи по теме: