Художники эпохи ренессанса и их картины. Великие художники эпохи Возрождения

Имена художников Возрождеия давно окружены всеобщим признанием. Многие суждения о них и оценки стали аксиомами. И все же относиться к ним критически - это не только право, но и обязанность истории искусств. Только тогда их искусство сохраняет для потомства свое истинное значение.


Из числа мастеров Возрождения середины и второй половины ХV века необходимо остановиться на четырех: Пьеро делла Франческа, Мантенья, Ботичелли, Леонардо да Винчи. Они были современниками повсеместного учреждения сеньорий, имели дело с княжескими дворами, но это не значит, что их искусство целиком княжеское. Они брали от сеньорий, то что они могли им дать, платили своим талантом и усердием, но оставались преемниками "отцов Возрождения", помнили их заветы, приумножали их достижения, стремились их превзойти, и действительно порой превосходили. В годы постепенно наступавшей в Италии реакции они создавали замечательное искусство.

Пьеро делла Франческа

Пьеро делла Франческа был до недавнего времени наименее известен и признан. Воздействие на Пьеро делла Фронческа флорентийских мастеров начала ХV века, а также ответное влияние его на современников и преемников, особенно на венецианскую школу, было справедливо замечено. Впрочем, исключительное, выдающееся положение Пьеро делла Франческа в итальянской живописи еще недостаточно осознано. Надо полагать, со временем его признание будет только возрастать.


Пьеро делла Франческа (ок. 1420-1492 гг.) итальянский художник и теоретик, представитель Раннего Возрождения


Пьеро делла Франческа владел всеми достижениями "нового искусства", созданного флорентинцами, но не остался во Флоренции, а вернулся к себе на родину, в провинцию. Это уберегло его от патрицианских вкусов. Своим дарованием он снискал себе славу, ему давали поручения князья и даже папская курия. Но он не стал придворным художником. Он всегда оставался верен себе, своему призванию, своей обаятельной музе. Из всех своих современников - это единственный художник, который не знал разлада, двойственности, опасности соскользнуть на неверный путь. Он никогда не стремился состязаться со скульптурой или прибегать к скульптурным или графическим средствам выражения. Все сказано у него языком живописи.

Самое крупное и самое прекрасное его произведение - это цикл фресок на тему "История креста" в Ареццо (1452- 1466 гг.). Работа выполнялась по завещанию местного купца Баччи. Возможно, при выработке программы принимало участие духовное лицо, исполнитель воли умершего. Пьеро делла Франческа опирался на так называемую "Золотую легенду" Я. да Вораджине. Были у него предшественники и среди художников. Но основной замысел, очевидно, принадлежал ему. В нем ясно сквозят мудрость, зрелость и поэтическая чуткость художника.

Едва ли единственный живописный цикл Италии того времени "История креста" имеет двоякий смысл. С одной стороны здесь представлено все то, что что рассказано в легенде о том, как выросло дерево, из которого был сколочен голгофский крест, как позднее проявилась его чудотворная сила. Но поскольку отдельные картины идут не в хронологической последовательности, этот буквальный смысл как бы отступает на второй план. Художник расположил картины так, что они дают понятие о разных формах человеческой жизни: о патриархальной - в сцене смерти Адама и в переносе креста Гераклием, о светской, придворной, городской - в сценах сцарицей Савской и в Обретении креста, и наконец о военной, батальной - в "Победе Константина" и в "Победе Гераклия". В сущности, Пьеро делла Франческа охватил едва ли не все стороны жизни. В его цикл вошли: история, легенда, быт, труд, картины природы и портреты современников. В городе Ареццо, в церкви Сан Франческо, политически подчиненном Флоренции, оказался самый замечательный фресковой цикл итальянского Возрождения.

Искусство Пьеро делла Франческа скорее реальное, чем идеальное. В нем царит разумное начало, но не рассудочность, способная заглушить голос сердца. И в этом отношении Пьеро делла Франческа олицетворяет собой самые светлые, плодотворные силы Возрождения.

Андреа Мантенья

Имя Мантеньи связано с представлением о художнике-гуманисте, влюбленном в римские древности, вооруженном обширными познаниями по античной археологии. Всю свою жизнь он служил мантуанским герцогам д"Эсте, был их придворным живописцем, выполнял их поручения, служил им верой и правдой (хотя они не всегда воздавали ему по заслугам). Но в глубине души и в искусстве он был независим, предан своему высокому идеалу античной доблести, фанатически верен своей едее придать произведениям ювелирную отточенность. Это требовало огромного напряжения духовных сил. Искусство Мантеньи суровое, порою жестокое до беспощадности, и в этом оно отличается от искусства Пьеро делла Франческа и приближается к Донателло.


Андреа Мантенья. Автопортрет в часовне Ovetari


Ранние фрески Мантеньи в падуанской церкви Эремитани на тему жизни св. Иакова и его мученической кончины - это замечательные образцы итальянской стенописи. Мантенья вовсе не помышлял о том, чтобы создать что-то похожее на римское искусство (на живопись, которая стала известна на Западе после раскопок Геркуланума). Его античность - не золотой век человечества, а железный век императоров.

Он воспевает римскую доблесть, едва ли не лучше, чем делали это сами римляне. Его герои закованы в броню и статуарны. Каменистые горы у него точно высечены резцом скульптора. Даже плывущие по небу облачка словно отлиты из металла. Среди этих окаменелостей и отливков действуют закаленные в боях герои, мужественные, суровые, стойкие, преданные чувству долга, справедливости, готовые на самопожертвование. Люди свободно движутся в пространстве, но, выстраиваясь в ряд, образуют подобие каменных рельефов. Этот мир Мантеньи не чарует взор, от него холодеет сердце. Но нельзя не признать, что он создан душевным порывом художника. И потому здесь решающее значение имели гуманистическая эрудиция художника, не советы его ученых друзей, а его могучее воображение, его скованная волей и уверенным мастерством страсть.

Перед нами одно из знаменательных явлений истории искусства: большие мастера силой своей интуиции становятся в ряд со своими далекими предками и совершают то, что не удается позднее художникам, изучавшим прошлое, но не способным сравняться с ним.

Сандро Боттичелли

Ботичелли был открыт английскими прерафаэлитами. Впрочем, еще вначале 20 века при всем восхищении его дарованием ему не "прощали" отступлений от общепринятых правил - перспективы, светотени, анатомии. Впоследствии решили, что Ботичелли повернул вспять к готике. Вульгарная социология подвела под это свое объяснение: "феодальную реакцию" во Флоренции. Иконологические истолкования установили связи Ботичеллли с кружком флорентинских неоплатоников, особенно очевидные в его прославленных картинах "Весна" и "Рождение Венеры".


Автопортрет Сандро Боттичелли, фрагмент алтарной композиции "Поклонение волхвов" (около 1475г.)


Один из наиболее авторитетных истолкователей "Весны" Ботичелли признал, что эта картина остается шарадой, лабиринтом. Во всяком случае можно считать установленным, что при создании ее автор знал поэму "Турнир" Полициано, в которой воспевается Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано Медичи, а также античных поэтов, в частности, начальные строки о царстве Венеры в поэме Лукреция "О природе вещей". Видимо он знал и сочинения М.Вичино, которыми увлекались в те годы во Флоренции. Мотивы, заимствованные из всех этих сочинений, ясно азличимы в картине, приобретенной в 1477 году Л. Медичи, двоюродным братом Лоренцо Великолепного. Но остается вопрос: каким образом эти плоды начитанности вошли в картину? Об это нет достоверных сведений.

Читая современные ученые комментарии к этой картине, трудно поверить тому, что сам художник мог так углубиться в мифологический сюжет, чтобы придумать всевозможные тонкости в истолковании фигур, которые и в наши дни невозможно понять с одного взгляда, а в старину, видимо, понимали только в кружке Медичи. Более вероятно, что они были подсказаны художнику каким-то эрудитом и тот сумел добиться того, что художник стал подстрочно переводить словесный ряд в зрительный. Самое восхитительное в картине Ботичелли это отдельные фигуры и группы, особенно группа трех граций. Несмотря на то, что ее воспроизводили бесконечное число раз, она и доныне не потеряла своего очарования. Каждый раз, как видишь ее, испытываешь новый приступ восхищения. Поистине, Ботичелли сумел сообщить своим созданиям вечную молодость. Один из ученых комментариев картины высказал предположение, что в танце граций выражена идея гармонии и разногласия, о которой часто говорили флорентинские неоплатоники.

Ботичелли принадлежат непревзойденные иллюстрации к "Божественной комедии". Кто видел его листы, будет при чтении Данте неизменно о них вспоминать. Он, как никто другой, проникся духом дантовской поэмы. Некоторые рисунки к Данте носят характер точного графического пдстрочника к поэме. Но самые прекрасные это те, где художник воображает и сочиняет в духе Данте. Таких больше всего среди иллюстраций к раю. Казалось бы, живописать рай было труднее всего для художников Возрождения, так возлюбивших благоухающую землю, все человеческое. Ботичелли не отрекается от возрожденческой перспективы, от пространственных впечатлений, зависящих от угла зрения зрителя. Но в раю он поднимается до передачи внеперспективной сущности самих предметов. Фигуры его невесомы, тени исчезают. Свет пронизывает их, пространство существует вне земных координат. Тела вписываются в круг, как в символ небесной сферы.

Леонардо да Винчи

Леонардо принадлежит к числу общепризнанных гениев Возрождения. Многие считают его первым художником той поры, во всяком случае, его имя прежде всего приходит на ум, когда речь заходит о замечательных людях Возрождения. И потому так трудно отступить от привычных мнений и непредвзято рассмотреть его художественное наследие.


Автопортрет, где Леонардо изобразил себя старым мудрецом. Рисунок хранится в Королевской библиотеке Турина. 1512 г.


Еще современники относились с восторгом к универсальности его личности. Впрочем, уже Вазари высказывал сожаление по поводу того, что Леонардо больше внимания уделял своим научным и техническим изобретениям, чем художественному творчеству. Слава Леонардо достигла в ХIХ веке своего апогея. Личность его стала каким-то мифом, в нем видели воплощение "фаустовского начала" всей европейской культуры.

Леонардо был великим ученым, проницательным мыслителем, писателем, автором "Трактата", изобретательным инженером. Его всесторонность поднимала его над уровнем большинства художников того времени и вместе с тем ставила перед ним трудную задачу - сочетать научный аналитический подход со способностью художника видеть мир и непосредственно отдаваться чувству. Эта задача впоследствии занимала многих художников и писателей. У Леонардо она приобрела характер неразрешимой проблемы.

Забудем на время все, что нашептывает нам прекрасный миф о художнике - ученом, и будем судить об его живописи так, как мы судим о живописи других мастеров его времени. Что выделяет его работы среди их работ? Прежде всего зоркость видения и высокий артистизм выполнения. На них лежит отпечаток изысканного мастерства и тончайшего вкуса. В картине своего учителя Вероккио "Крещение" молодой Леонардо написал одного ангела столь возвышенно и утонченно, что рядом с ним миловидный ангел Вероккио кажется простоватым, низменным. С годами в искусстве Леонардо еще более усилился "эстетический аристократизм". Это не значит, что при дворах государей его искусство стало придворным, куртуазным. Во всяком случае, его мадонны никогда не назовешь крестьянками.

Он принадлежал к тому же поколению, что и Ботичелли, но неодобрительно, даже насмешливо отзывался о нем, считая его отставшим от века. Сам Леонардо стремился продолжить в искусстве искания своих предшественников. Не ограничиваясь пространством и объемом, он ставит себе задачей овладеть еще световоздушной средой, обвалакивающей предметы. Это означало следующий шаг в художественном постижении реального мира, в известной степени открывало путь колоризму венецианцев.

Было бы неверно утверждать, что увлечение наукой мешало художественному творчеству Леонардо. Гений этого человека был настолько огромным, его мастерство так высоко, что даже попытка "встать на глотку своей песне" не могла убить в нем творчество. Его дар художника постоянно прорывался сквозь все ограничения. В его созданиях захватывает безошибочная верность глаза, ясность сознания, послушность кисти, виртуозная техника. Они покоряют нас своими чарами, как наваждение. Кто видел "Джоконду", тот помнит, как трудно от нее оторваться. В одном из залов Лувра, где она оказалась рядом с лучшими шедеврами итальянской школы, она одерживает победу и гордо царит надо всем тем, что висит вокруг нее.

Картины Леонардо не образуют цепочки, как у многих других художников Возрождения. В ранних его работах, как "Мадонна Бенуа", больше и теплоты и непосредственности, но и в ней эксперимент дает о себе знать. "Поклонение" в Уффици - и это превосходный подмалевок, темпераментное, живое изображение людей, благоговейно обращенных к изящной женщине с младенцем на коленях. В "Мадонне в скалах" прелестен ангел, кудрявый юноша, выглядывающий из картины, но отталкивает странная затея перенести иддилию во мрак пещеры. Прославленная "Тайная вечеря" всегда восхищала меткой характеристикой персонажей: нежного Иоанна, сурового Петра, злодея Иуду. Однако тот факт, что такие живые и взволнованные фигуры расположены по три в один ряд, по одну сторону стола, выглядит как неоправданная условность, насилие над живой натурой. Тем не менее, это великий Леонардо да Винчи, и раз он так написал картину, значит он так ее задумал, и это таинство останется в веках.

Наблюдательностью и зоркостью, к которым Леонардо призывал художников в своем "Трактате", не ограничиваются его творческие возможности. Свою фантазию он сознательно стремился подстегнуть рассматриванием потрескавшихся от старости стен, в которых зрителю может померещиться любой сюжет. В известном виндзорском рисунке сангиной "Гроза" Леонардо передано то, что открылось его взору с какой-то горной вершины. Серия виндзорских рисунков на тему всемирного потопа - свидетельство поистине гениального прозрения художника - мыслителя. Художник создает знаки, которым нет отгадки, но которые вызывают чувство изумления, смешанное с ужасом. Рисунки созданы великим мастером в каком-то пророческом бреду. Все сказано в них темным языком видений Иоанна.

Внутренний разлад Леонардо на склоне дней дает о себе знать в двух его произведениях: луврский "Иоанн Креститель", туринский автопортрет. В позднем туринском автопортрете достигший старости художник открытым взглядом взирает в зеркало на себя из-за нахмуренных бровей - он видит в лице черты дряхлости, но видит и мудрость, примету "осени жизни".

Эпоха возрождения зародилась в Италии. Свое название она приобрела благодаря резкому интеллектуальному и художественному расцвету, который начался в 14 веке и очень сильно повлиял на европейское общество и культуру. Ренессанс выражался не только в картинах, но и в архитектуре, скульптуре и литературе. Самые выдающиеся представители эпохи возрождения – это Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициан, Микеланджело и Рафаэль.

В эти времена главной целью живописцев было реалистичное изображение человеческого тела, поэтому в основном они рисовали людей, изображали разные религиозные сюжеты. Так же был изобретен принцип перспективы, что открыло перед художниками новые возможности.

Центром Ренессанса стала Флоренция, второе же место заняла Венеция, а позже, ближе к 16 веку – Рим.

Леонардо известен нам, как талантливый живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения. Большую часть своей жизни Леонардо проработал во Флоренции, где создал немало шедевров, известных во всем мире. Среди них: «Мона Лиза» (иначе – «Джоконда»), «Дама с горностаем», «Мадонна Бенуа», «Иоанн Креститель» и «Св. Анна с Марией и младенцем Христом».

Этот художник узнаваем благодаря уникальному стилю, который вырабатывал годами. Он так же разрисовывал стены Сикстинской капеллы по личной просьбе папы Сикста IV. Известные картины Боттичелли писал на мифологическую тематику. К таким картинам относится «Весна», «Паллада и Кентавр», «Рождение Венеры».

Тициан был главой флорентийской школы художников. После смерти своего учителя Беллини, Тициан стал официальным, общепризнанным художником Венецианской республики. Этот живописец известен своими портретами на религиозные темы: «Вознесение Марии», «Даная», «Любовь земная и Любовь небесная».

Итальянский поэт, скульптор, архитектор и художник изобразил немало шедевров, из которых – знаменитая статуя «Давида» из мрамора. Эта статуя стала главной достопримечательностью во Флоренции. Микеланджело расписал свод Сикстинской капеллы в Ватикане, что являлось крупным заказом папы Юлия II. В период своего творчества он больше внимания уделял архитектуре, но подарил нам «Распятие Св. Петра», «Положение во гроб», «Сотворение Адама», «Предсказательницу».

Его творчество формировалось под большим влиянием Леонардо да Винчи и Микеланджело, благодаря которым он обрел бесценный опыт и мастерство. Расписывал парадные залы в Ватикане, представляя человеческую деятельность и изображая разнообразные сцены из Библии. Среди известных картин Рафаэля – «Сикстинская Мадонна», «Три Грации», «Святой Михаил и дьявол».

Иван Сергеевич Церегородцев

Несомненным достижением эпохи Возрождения стала геометрически правильная конструкция картины. Художник выстраивал изображение с помощью разработанных им приемов. Главное для живописцев того времени было соблюсти пропорции объектов. Даже природа подпадала под математические приемы высчитывания пропорциональности изображения с другими объектами на картине.

Другими словами, художники в эпоху Ренессанса стремились передать точное изображение, например, человека на фоне природы. Если сравнивать с современными приемами воссоздания на каком-то полотне виденного образа, то, скорее всего, фотография с последующей корректировкой поможет понять, к чему стремились художники Ренессанса.

Живописцы эпохи Возрождения считали, что они имели право исправлять недоработки природы, т.е., если человек имел некрасивые черты лица, художники исправляли их таким образом, что лицо становилось милым и привлекательным.

Леонардо да Винчи

Эпоха Возрождения стала таковой благодаря многим творческим личностям, которые жили в ту пору. Известный на весь мир Леонардо да Винчи (1452 – 1519) создал огромное количество шедевров, стоимость которых исчисляются в миллионы долларов, а ценители его искусства готовы созерцать его картины на протяжении долгого времени.

Начинал свое обучение Леонардо во Флоренции. Первое его полотно, написанное около 1478 года, - «Мадонна Бенуа». Далее были такие творения как «Мадонна в гроте», «Мона Лиза», упомянутая выше «Тайная вечеря» и еще масса других шедевров, написанные рукой титана эпохи Ренессанса.

Строгость геометрических пропорций и точное воспроизведение анатомического строения человека – вот чем характерна живопись Леонарда да Винчи. По его убеждениям искусство изображать на холсте те или иные образы является наукой, а не просто каким-то увлечением.

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти (1483 - 1520) известный в мире искусства как Рафаэль создавал свои произведения в Италии. Его картины проникнуты лиризмом и изяществом. Рафаэль – это представитель эпохи Ренессанса, который изображал человека и его бытие на земле, любил расписывать стены соборов Ватикана.

Картины предавали единство фигур, пропорциональные соответствия пространства и образов, благозвучие колорита. Чистота Богородицы явилась основой для многих картин Рафаэля. Его самое первое изображение Богоматери – это Сикстинская мадонна, которая была написана известным художником еще в 1513 году. Портреты, которые были созданы Рафаэлем, отражали идеальный человеческий образ.

Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли (1445 - 1510) также является художником эпохи Ренессанса. Одной из первой его работ была картина «Поклонение волхвов». Тонкая поэтичность и мечтательность были его первоначальными манерами в области передачи художественных образов.

В начале 80-х годов XV века великий художник расписывал стены Ватиканской капеллы. Фрески, сделанные его рукой, поражают до сих пор.

Со временем его картинам стали присущи спокойствие строений античности, живость изображенных персонажей, гармоничность образов. Кроме того, известно увлечение Боттичелли рисунками к известным литературным произведениям, которые также добавили только славы к его творчеству.

Микеланджело Буонаротти

Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) – итальянский художник, который также творил в эпоху Возрождения. Чем только не занимался это известный многим из нас человек. И скульптурой, и живописью, и архитектурой, а также еще и поэзией. Микеланджело, как и Рафаэль и Боттичелли, занимался росписью стен храмов Ватикана. Ведь только самые талантливые живописцы тех времен привлекались к такой ответственной работе, как нанесение изображений на стены католических соборов. Более 600 квадратных метров Сикстинской капеллы ему пришлось покрыть фресками с изображениями различных библейских сюжетов. Самое известное произведение в подобном стиле известно нам как «Страшный суд». Смысл библейского сюжета выражен полно и ясно. Такая точность в передаче образов характерна для всего творчества Микеланджело.

Характерные черты в искусстве эпохи Возрождения

Перспектива. Чтобы добавить трехмерную глубину и пространство в свои работы, художники эпохи Возрождения позаимствовали и значительно расширили понятия линейной перспективы, линии горизонта и точки схода.

§ Линейная перспектива. Картина с линейной перспективой - это как будто ты смотришь в окно и рисуешь именно то, что видишь на оконном стекле. Объекты на картине стали иметь свойственные им размеры в зависимости от удаленности. Те, что находились дальше от зрителя, уменьшались, и наоборот.

§ Линия горизонта. Это линия на расстоянии, при котором объекты уменьшаются до точки толщиной с эту линию.

§ Точка схода. Это точка, в которой параллельные линии как бы сходятся далеко на расстоянии, часто на линии горизонта. Этот эффект можно наблюдать, если стоять на железнодорожных путях и смотреть на рельсы, уходящие в да ль.

Тени и свет. Художники с интересом обыгрывали то, как свет падает на объекты и создает тени. Тени и свет можно было использовать для привлечения внимания к определенной точке на картине.

Эмоции. Художники эпохи Возрождения хотели, чтобы зритель, глядя на работу, что-нибудь почувствовал, испытал эмоциональное переживание. Это было формой визуальной риторики, где зритель чувствовал вдохновение, чтобы стать в чем-то лучше.

Реализм и натурализм. В дополнение к перспективе, художники стремились, чтобы объекты, особенно люди, выглядели более реалистично. Они изучали анатомию человека, измеряли пропорции и искали идеальную человеческую форму. Люди выглядели реально и проявляли подлинные эмоции, позволяя зрителю делать заключения о том, что изображенные люди думают и чувствуют.

Эпоху «Возрождения» делят на 4 этапа:

Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)

Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно оно и появилось в Позднем средневековье, с византийскими, романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.


В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение - собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто.

Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.

Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции и Сиены.

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии под влиянием всё сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится приблизительно до середины следующего века.

Художники Раннего Возрождения

Одним из первых и наиболее гениальных представителей этого периода по праву считается Мазаччо (Мазаччо Томмазо Ди Джованни Ди Симоне Кассаи) знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Кватроченто.

Своим творчеством он способствовал переходу от готики к новому искусству, прославлявшему величие человека и его мира. Вклад Мазаччо в искусство было вновь в 1988, когда его главное творение - фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции - были восстановлены в первоначальном виде.

- Воскрешение сына Теофила, Мазаччо и Филиппино Липпи

- Поклонение волхвов

- Чудо со статиром

Другими важными представителями этого периода стали Сандро Боттичелли. великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

- Рождение Венеры

- Венера и Марс

- Весна

- Поклонение Волхвов

Высокое Возрождение

Третий период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II - человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинамивремён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это - Леонардо да Винчи (1452-1519)Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»

Тайная вечерия,

Мона Лиза,

-Вит­ру­ви­анс­кий человек ,

- Мадонна Литта

- Мадонна в скалах

-Мадонна с веретеном

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни. итальянский скульптор, художник, архитектор [ ⇨ ] , поэт [ ⇨ ] , мыслитель [ ⇨ ] . . Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения [ ⇨ ] и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера . Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских - он выполнял заказы для девяти из них.

СОтворение Адама

Страшный суд

и Рафаэль Санти (1483-1520). великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

- Афинская школа

-Сикстинская Мадонна

- Преображение

- Прекрасная садовница

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация (Контрреформация (лат. Contrareformatio ; от contra - против и reformatio - преобразование, реформация) - католическоецерковно-политическое движение в Европе середины XVI-XVII вв., направленное против Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви.), которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий - маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х годов там работали Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро). великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма.(Маньери́зм (от итальянского maniera , манера ) - западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI - первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком .) Основоположник палладианства (Палладианизм или Палладиева архитектура - ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508-1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.) и классицизма. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории .

Первые самостоятельные работы Андреа Палладио, как талантливого проектировщика и одаренного зодчего, - это Базилика в Виченце, в которой проявился его самобытный неподражаемый талант.

Среди загородных домов самое выдающееся творение мастера – вилла Ротонда. Андреа Палладио построил ее в Виченце для вышедшего в отставку ватиканского чиновника. Она примечательна тем, что является первой светско-бытовой постройкой эпохи Возрождения, возведенной в форме античного храма.

Другой пример – палаццо Кьерикати, необычность которого проявляется в том, что первый этаж здания был почти весь отдан на общественное использование, что согласовалось с требованиями городских властей тех времен.

Среди знаменитых градостроительных сооружений Палладио обязательно следует упомянуть о театре Олимпико, спроектированным в стиле амфитеатра.

Тициан (Тициа́н Вече́ллио ) итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре ; известен также как Тициан Божественный.

- Вознесение Девы Марии

- Вакх и Ариадна

- Диана и Актеон

- Венера Урбино

- Похищение Европы

чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Сандро Боттичелли (1 марта 1445 -- 17 мая 1510) -- глубоко религиозный человек, работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, -- «Весна» и «Рождение Венеры». .

Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами, которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства.

Родился в семье зажиточного горожанина Мариано ди Ванни Филипепи. Получил хорошее образование. Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов, которой отличаются исторические картины Липпи. Потом работал у известного скульптора Верроккьо. В 1470 г. организует собственную мастерскую..

Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Верроккьо. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию, и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине, и боги ветров осыпают её дождем из роз, и гонят раковину к берегу.

Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в 1474 году фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Выполнил множество картин по заказам Медичи. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Боттичелли («Человек с медалью», ок. 1474; «Юноша», 1480-е гг). Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489--1490), «Покинутая» (1495--1500) и т. д. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись..

Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти во Флоренции. Согласно завещанию, его похоронили вблизи могилы Симонетты Веспуччи, вдохновившей самые прекрасные образы мастера.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции -- 2 мая 1519, -- великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» . .

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи -- Джанкарло Джентилини и Карло Сиси -- утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. .

Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато -- дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. . возрождение картина боттичелли ренессанс

Рафаэль Санти (28 марта 1483 -- 6 апреля 1520) -- великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы..

Сын живописца Джованни Санти прошёл первоначальную художественную выучку в Урбино у своего отца Джованни Санти, но уже в юном возрасте оказался в мастерской выдающегося художника Пьетро Перуджино. Именно художественный язык и образность картин Перуджино с их тяготением к симметричной уравновешенной композиции, ясностью пространственного решения и мягкостью в решении колорита и освещения оказали первостепенное влияние на манеру молодого Рафаэля.

Необходимо оговорить и то, что творческий почерк Рафаэля включал синтез приемов и находок других мастеров. Сначала Рафаэль опирался на опыт Перуджино, позднее поочерёдно -- на находки Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео, Микеланджело. .

Ранние произведения («Мадонна Конестабиле» 1502--1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях комнат Ватикана (1509--1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов..

Во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела. В 25 лет художник попадает в Рим, и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509--1511), среди которых безусловный шедевр мастера -- фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Петра). В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое совершенное своё творение -- «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками, и вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима. Породниться с художником хотели многие знатные люди Италии, в том числе близкий друг Рафаэля кардинал Биббиена. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Незаконченные росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и другие работы были завершены учениками Рафаэля в соответствии с его эскизами и рисунками..

Один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, для картин которого характерна подчеркнутая сбалансированность и гармоничность целого, уравновешенность композиции, размеренность ритма и деликатное использование возможностей цвета. Безупречное владение линией и умение обобщать и выделять главное, сделало Рафаэля одним из самых выдающихся мастеров рисунка всех времен. Наследие Рафаэля послужило одним из столпов в процессе становления европейского академизма. Приверженцы классицизма -- братья Карраччи, Пуссен, Менгс, Давид, Энгр, Брюллов и ещё многие другие художники -- превозносили наследие Рафаэля как самое совершенное явление в мировом искусстве..

Тициан Вечеллио (1476/1477 или 1480-е--1576) -- итальянский живописец эпохи Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции..

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный..

Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. В десятилетнем возрасте был направлен вместе с братом в Венецию для обучения у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми.

В 1518 году Тициан пишет картину «Вознесение Богоматери» , в 1515 году -- Саломею с головой Иоанна Крестителя. С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро..

Тициан прожил долгую жизнь. До последних дней он не прекращал работать. Свою последнюю картину, «Оплакивание Христа», Тициан написал для собственного надгробия. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, заразившись от своего сына, ухаживая за ним..

Император Карл V вызвал Тициана к себе и окружил почётом и уважением и не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана». Когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». И испанский, и французский короли приглашали Тициана к себе, поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию.В честь Тициана назван кратер на Меркурии. .



Статьи по теме: