Каверзные вопросы по произведению капитанская дочка. Тесты по произведению А

Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

1.Ответьте на вопросы.

1.Какую народную песню поют на пирушке пугачевцы? (Не шуми, мати зеленая дубравушка…»

2.Как называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего на государственную или военную службу? (Недоросль)

3.Какой журнал читал батюшка Петра Гринева, когда принял решение отправить сына служить? («Придворный календарь»)

4.По какой реке шла дорога от Оренбурга в Белогорскую крепость? (Яик)

5.Акулину Памфиловну, попадью, называли вестовщицей. Кто это, вестовщица? (Любительница рассказывать новости)

6.Когда (в повести названа точная дата) в Белогорской крепости получили письмо, сообщающее о возможном нападении Пугачева? (в начале октября 1773г)

7.Перед наступлением Пугачева комендант решает вопрос о том, как быть с Машей. « Да с Машей то что делать? Хорошо, если отсидимся или дождемся сикурса, ну а коли злодеи возьмут крепость.» Сикурс- это устаревшее слово. Каким синонимом его можно заменить? (Помощь)

8.На военном совете в Оренбурге предлагают действовать «ни наступательно, ни оборонительно…» А как? (Подкупательно)

9. Кто передает письмо Марии Ивановны Гриневу? (Урядник, Максимыч)

10.Где происходит еще одно встреча Гринева и Пугачева? (В Бердской слободе)

11.В Бердской слободе самыми близкими к Пугачеву оказываются два человека. « Господа-енералы»,- называет их Пугачев. Назовите их. (Хлопуша-Рваные ноздри. Белобородов)

12.Пугачев бежал, преследуемый (КЕМ?). Это подполковник, впоследствии генерал.Один из усмирителей пугачевского восстания.

13.Петр Гринев был освобожден от заключения по именному повелению царя. (Когда это случилось? Что такое именное повеление?) (В 1774 году. Именное повеление - повеление царя или царицы).

2. Кто это?

1. «..он был добрый малый, но ветрен до крайности…» (м.Бопре)

2.»..высокий барин лет 35, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах» (Зурин И.И., ротмистр гусарского полка, находился в Симбирске при приеме рекрут)

3.» он был лет 40, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» (Вожатый)

4.»..молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.Он был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. (Швабрин Алексей Иванович)

5.(..девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная.» (Мария Ивановна)

6. « Она не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние?» (Василиса Егоровна)

7. «На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами.Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза» (Пугачев на троне)

8.»Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» (Пугачев на пирушке)

9.»..бледная,худая, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» (Мария Ивановна)

10. «…она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие» (императрица)



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Представление жюри:

2. На заранее приготовленные дорожки (зелёную, жёлтую и красную) вызывается первая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы пролога.

Пролог - 2 слайд

1. “Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса”

2. “Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников с обритыми головами”.

3. “И денег, и белья, и дел моих рачитель”

4. “Старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира”.

5.“Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею”

Проверка - 3 слайд

1. Сикурса - помощи. 2. Колодник - арестант. 3. Рачитель - человек, заботящийся о чём-либо. 4. Инвалид - военнослужащий, состарившийся на службе. 5. Вестовщицею - любительницею рассказывать новости.

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога.

  • Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки;
  • жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка;
  • красная - 2 этапа, без ошибок.

1 агон - 4 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель первого агона.

“Сержант гвардии”. В 18 веке дворянские дети с малых лет приписывались к какому-либо полку. Пока они росли, их повышали в чинах. “Матушка была ещё мною брюхата, как я уже был записан в Семёновский полк сержантом”. Вопрос: как поступали родители, если рождалась дочь?

Ответ: “Если б паче, всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось”.

Учитель . Бопре приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Вопрос: а кем был Бопре до приезда в Россию?

Ответ: “В отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом”.

3. Книга. “Эта книга имела всегда сильное влияние на батюшку: никогда не перечитывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи”. Вопрос: как называлась эта книга и о чём в ней рассказывали?

Ответ: “Придворный календарь”, помимо календарных сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приёмов.

4. Служба. “Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого”. Вопрос: где пришлось служить Петру Гринёву и почему?

Ответ: в Белогорской крепости, в сорока верстах от Оренбурга, так захотел его отец: “Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, не шаматон”. (бездельник)

5. Поговорка. Вопрос: что такое держать в ежовых рукавицах? Как объяснил Гринёв Андрею Карловичу значение поговорки?

Ответ: обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли.

6. А.И.Швабрин. Вопрос: как давно и почему Швабрин оказался в Белогорской крепости?

Ответ: “ Вот уже пятый год, как к нам переведён за смертоубийство”

7. Приданое. Вопрос: какое приданое было у Марии Ивановны, по словам Василисы Егоровны?

Ответ: “Частый гребень, да веник, да алтын (3 копейки) денег, с чем в баню сходить”.

8. Совет. Вопрос: почему Иван Кузьмич советовал Гринёву оставить стихотворство?

Ответ: “Все они люди беспутные и пьяницы. Дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее”.

9. Дядька. Вопрос: за какие достоинства стремянной Савельич получил повышение, став дядькой маленького барина?

Ответ: за трезвое поведение

Вызывается вторая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 2 пролога.

2 пролог – 14 слайд

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. “Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться”.

2. “Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла …”

3. “Что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами ?”

4. “Не пугай же дворян, казня их по первому наговору

5. “ С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу”.

Проверка – 15 слайд

1. Увещевал – убеждал. 2. Пеняла – укоряла. 3. Супостатами – врагами. 4. Наговору – клевете. 5. Стремянной - слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

2 агон - 16 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель второго агона.

1. Андрей Петрович Гринёв. Вопрос: в каком чине вышел в отставку А.П.Гринёв?

Ответ: премьер-майор (помощник командира полка)

2. География. Вопрос: “Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо”. Почему?

Ответ: сделал из географической карты змея

3. Фехтование. Вопрос: кто дал Гринёву уроки фехтования?

Ответ: “Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании”

4. Савельич. Вопрос: назовите имя героя?

Ответ: Архип

5. Вожатый. Вопрос: как вожатый определил, что “жило недалече”?

Ответ: “Ветер оттоле потянул, и я слышу: дымом пахнуло, знать, деревня близко”

6. Лекарь. Вопрос: кто лечил Гринёва, когда он был ранен на дуэли?

Ответ: “Меня лечил полковой цирюльник (парикмахер), ибо в крепости другого лекаря не было”

7. Защитники крепости. Вопрос: сколько человек, “не считая казаков, на которых плоха надежда”, входило в войско коменданта?

Ответ: 130 человек

8. “Новобранные изменники”. Вопрос: кого Гринёв называл “Новобранными изменниками” и почему?

Ответ: Швабрина и других, присягнувших Пугачёву и изменивших присяге государыне.

9. Напутствие. Вопрос: что сказал на прощание Петруше его отец?

Ответ: “Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

3 пролог - 27 слайд. Вызывается третья тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 3 пролога

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. Умет находился в стороне, в степи, далече от всякого селения.

2. Его благородие жалует мне шубу со своего плеча.

3. Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию.

4. Но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков.

5. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.

Проверка – 27 слайд

1. Умет - постоялый двор. 2. Жалует - награждает, дарит. 3. Сатисфакцию - удовлетворение, вызов на дуэль. 4. Обиняков - намёков. 5. Грамоту - письмо.

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

3 агон - 28слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель третьего агона.

1. Состояние. Вопрос: как известно, состояние дворян 18 века измерялось количеством душ крепостных крестьян. У Мироновых была только девка Палашка. А сколько душ было у батюшки Гринёва?

Ответ: “У батюшки триста душ крестьян”

2. Присяга. Вопрос: как присягали Пугачёву ротные солдаты?

Ответ: “Ротный портной, вооружённый тупыми ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачёва, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку”

3. Звание. Вопрос: какое воинское звание дал Пугачёв своему приближённому Белобородову?

Ответ: фельдмаршал

4. Сказка. Вопрос: кто были герои сказки, поведанной Пугачёву старой калмычкой?

Ответ: Орёл и Ворон

5. Приговор. Вопрос: “Государыня из уважения к заслугам и преклонным летам отца решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела”?

Ответ: “ сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”

6. Рукопись. Вопрос: кто передал рукопись Гринёва издателю?

Ответ: внук Гринёва

7. Дата. Вопрос: под произведением издатель поставил дату. 1836 год. Назовите число и месяц? (так называется одно из стихотворений А.С.Пушкина)

8. “Подкупательные движения”. Вопрос: о каком “подкупательном движении” говорили на совете?

Ответ: “Обещать за голову бездельника рублей семьдесят или даже сто из секретной суммы. И тогда воры сами выдадут нам своего атамана”

9. Комендант. Вопрос: “Подходя к комендантскому дому, мы увидели человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант”. Во что он был одет?

Ответ: “в колпаке и китайчатом халате”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Пролог финала - 38слайд. В пролог финала приглашаются победители 1, 2, 3 агонов. Если в каком-то агоне не было победителя, то приглашается ученик, набравший самое большое количество орденов. Учащимся выдаются листочки и ручки.

Задание: по эпиграфам определите название главы – 1 минута.

1. Незваный гость хуже татарина (пословица)

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
- Извольте, я готов; но я в такой надежде,
Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжин).

Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой. (Херасков)

Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).

Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то её некому,
Благословить-то её некому. (Свадебная песня)

Проверка – 39 слайд

“Незваный гость” 2. “Арест” 3. “Разлука” 4. “Крепость” 5. “Сирота”

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

Финал - 40 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель игры.

1. Рукопись

Вопрос: рукопись П.А.Гринёва была доставлена издателю одним из внуков, когда тот узнал, что издатель занимается трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. А как назывался этот труд?

Ответ: “История Пугачёвского бунта”

2. Название

Вопрос: как известно, первоначально повесть называлась “История Пугачёва”. Кто изменил название?

Ответ: Царь рукопись прочитал, внёс 23 поправки и изменил название

3. Имя.

Вопрос: Имя какого покойного императора принял Емельян Пугачёв?

Ответ: Петра 3 Фёдоровича.

4. Награды

Вопрос: “Тщедушный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку”.Что это означало?

Ответ: Пугачёв выдавал своих приближённых за царских вельмож. Голубую ленту через плечо носили награждённые высшим орденом - Андрея Первозванного

5. Река

Вопрос: как называлась река, давшая именование казакам, участвовавшим в Крестьянской войне Пугачёва? Как она называется сейчас?

Ответ: Яик. Яицкий казак - живущий на реке Яик (После Пугачёвского восстания Яик был переименован Екатериной II в Урал, чтобы само название реки не напоминало о Пугачёве)

6. Литература

Вопрос: “Я уже сказал, что я занимался литературою”

Как известно, Швабрин не одобрил песенку, которую написал Гринёв. Однако опыты Гринёва несколько лет после заслужили похвалы известного поэта и драматурга 18 века. Назовите фамилию?

Ответ: Александр Петрович Сумароков.

7. Воинский артикул

Вопрос: поединки формально запрещены в воинском артикуле. А что такое воинский артикул?

Ответ: воинский артикул - сборник законов о воинских обязанностях, преступлениях и наказаниях, действовавший в 18 - нач.19 века

8. Сподвижники

Вопрос: издатель говорит, что он дозволил себе переменить некоторые собственные имена. Однако имена приближённых Пугачёва он не изменил. Как их звали?

Ответ: Белобородов и Хлопуша

9. “В руках правосудия”

Вопрос: Зурин получил известие о поимке самозванца. А как на самом деле Пугачёв оказался в руках правосудия?

Ответ: “Его сообщники, с одной стороны видя неминуемую гибель, а с другой - надежду на прощение, стали сговариваться и решили выдать его правительству”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Награждение победителей-50 слайд.

Источники информации.

  1. Идея программы “Умники и умницы” Ю.Вяземского легла в основу данного урока.
  2. Словарь русского языка. С.И.Ожегов. Москва “ Русский язык” 1988 г.
  3. “Капитанская дочка” А.С.Пушкин. Москва “Детская литература” 1977 г.
  4. Рисунки С.Герасимова https://yandex.ru/images?parent-reqid=1486986980044787

Описание презентации Вопросы на знание текста романа А. С. Пушкина по слайдам

Тест № 1 по 1 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке» ? 2. В каком веке происходит действие романа «Капитанская дочка» ? 3. По какой причине учитель Петруши Гринева, мосье Бопре, был выгнан отцом мальчика? 4. Что обычно любил читать отец Петра Гринева? 5. Из какого предмета, необходимого для учения, Петруша Гринёв соорудил летающего змея? 6. Сколько лет было Гриневу, когда отец решил отдать «его в службу» ? 7. Как представлял себе службу Гринев? 8. Куда отправил служить Петра его отец? 9. Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием? 10. Чей это портрет: «Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах» ? 11. Где, кому, сколько денег проиграл Гринев по пути на службу?

Тест № 2 по 2 -5 главам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Коротко опишите события 2 главы, связанные с бураном. o Что помогло спастись? o Чем Гринев отблагодарил за услугу? 2. Как поначалу складывается жизнь и служба Гринева в Белогорской крепости (круг общения, симпатии и антапатии)? 3. Как относились к Гриневу в доме коменданта крепости? 4. Как относились к Швабрину в доме капитана Миронова? 5. В чем причина поединка Гринева и Швабрина? 6. Чем он закончился? Как ведут себя соперники в бою? 7. О чем Гринев просил родителей в своем письме после дуэли? 8. Что написал Гриневу отец в ответ на его просьбу? 9. В чем Гринев-старший обвинил Савельича в письме к нему? Каков был тон письма? 10. В чем подозревает Гринев Швабрина? 11. Чем заканчивается 5 глава? 12. Каково настроение Гринева в конце главы, с чем это связано?

Тест № 3 по 6 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Что послужило причиной военного совещания в доме коменданта? 2. Куда и под каким предлогом Иван Кузмич отправил жену, чтобы провести совещание? 3. Кого Василиса Егоровна сумела расспросить о Пугачеве? 4. Кому Василиса Егоровна по секрету рассказала о возможном нападении Пугачева? 5. Что сообщил урядник, вернувшись из разведки? 6. Как он повел себя дальше? 7. Чьи это слова? «Каков мошенник! Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамена! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись? Неужто нашлись такие командиры, которые послушались разбойника? » 8. Чей это портрет? «… У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен…» 9. «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин. Отправьте их в Оренбург, если дорога еще свободна, или в отдаленную, более надежную крепость, куда злодеи не успели бы достигнуть, «- предложил Петр Андреевич. Какое решение было принято в отношении Василисы Егоровны и Марии Ивановны?

Тест № 4 по 7 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Как ведет себя Иван Кузмич во время осады крепости? 2. А гарнизон? 3. Как встретили Пугачева местные жители? 4. Каким мы видим Швабрина? 5. Какова судьба коменданта? Ивана Игнатьича? Василисы Егоровны? 6. Поцеловал ли Гринев руку Пугачеву? 7. Что спасло Гринева от виселицы? 8. «Отец родной!. . Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради, вели повесить хоть меня старика!» Чьи это слова? 9. «Его благородие знать одурел от радости. Подымите его!» Чьи это слова?

Тест № 5 по 8 — 10 главам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина Вопросы на знание текста 8, 9 глав 1. Что сообщила Гриневу попадья Акулина Памфиловна? 2. Какие «царские знаки» Пугачева перечисляет казак в разговоре с Гриневым? 3. Кого назначает Пугачев комендантом Белогорской крепости? Вопросы на знание текста 10 главы 4. Что решалось на военном совете в Оренбурге. Какое решение было принято? 5. Кто решал этот важный вопрос? Прокомментируйте событие. 6. С кем встретился Гринев во время очередной вылазки? Что было передано Гриневу? 7. Что сообщала в своем письме М. И. ? 8. Что услышал Гринев от генерала в ответ на свою отчаянную просьбу?

Тест № 6 по 11 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Как зовут наперсников Пугачева? 2. Признался ли Гринев Пугачеву о цели своей поездки? 3. Чей это портрет? «Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку. » 4. Чей это портрет? «Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках…» 5. На чем настаивает Белобородов в отношении Гринева? 6. В чем смысл калмыцкой сказки? Кто её рассказал?

Тест № 7 по 12 -14 главам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Что думает Гринев о Пугачеве в момент расставания с ним? 2. С кем вновь сводит Гринева судьба на пути из Белогорской крепости? 3. Под чьим началом продолжает воевать Гринев после освобождения М. И. из рук Швабрина? 4. Куда намеревался ехать Гринев в день, когда его арестовали? 5. В чем, по его мнению, заключалась причина ареста? 6. В чем на самом деле обвиняли Гринева? 7. Какой приговор был вынесен Гриневу? 8. Чей донос стал причиной ареста Гринева? 9. Каким и где Гринев в последний раз видел Швабрина? 10. Кто сопровождал М. И. в поездке в Петербург? 11. Где встретилась М. И. с императрицей? 12. Где и при каких обстоятельствах Гринев видел Пугачева в последний раз?

Урок-викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели: проверка знания содержания произведения, викторина позволяет вспомнить как основные события произведения, так и незначительные, но важные детали для понимания авторской позиции и проблематики; обобщить и закрепить знания по содержанию повести в игровой форме; научить внимательно и осознанно читать произведение, развить интерес к художественному слову; развивать связную речь учащихся, логическое мышление.

Оборудование; репродукции портретов А.С.Пушкина; словари для определения значения устаревших слов, использованных А.С.Пушкиным в повести; Ордена эрудитов, которые выдаются учащимся, ответившим правильно (в конце урока будет произведён подсчёт орденов)

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

2. Ход игры-викторины:

Вопросы викторины:

1 раунд. Герои повести.

1.Назовите имя и фамилию Савельича.

(Архип Савельев .)

2. Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет?

(Мальчик выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобел

3. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв?

(Вышел в отставку премьер-майором. )

4.“Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего.

(“...солдат, а не шаматон” .)

5. С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею Карловичу

(“Моего повесу... держать в ежовых рукавицах” .)

6. Как Пётр Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше?

(Песенка .)

7. Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересовался: “В каком полку изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на последний вопрос ответил Гринёв?

(“Такова воля начальства”. )

8.Как долго был без сознания раненый Гринёв?

(Пришёл в сознание на пятые сутки .)

9. Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости?

(Пятый год .)

10. Как обращается Швабрин к Пугачёву?

(Государь .)

11. Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?”

(Упал на колени перед Пугачёвым .)

12. Кто был учителем литературы у Швабрина?

(Поэт Тредиаковский: “Такие стихи достойны моего учителя,

Василия Кирилыча Тредьяковского...” )

13. Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву?

(Ваше благородие)

14. Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости?

(Около трёх часов. )

15. Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости?

(В красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми кистями. )

16. “Я воюю хоть куда, - скажет Пугачёв Гринёву. - Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой?” Чем же хвастается далее Пугачёв?

(“Сорок енералов убито, четыре армии взято в плен”.

17. Почему Иван Кузьмич советует Гринёву оставить стихотворство?

(Это дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее. )

18. Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах?

(“Все они люди беспутные и горькие пьяницы” .)

19. Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости?

(Двадцать второй год .)

40 - Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана Миронова? (130 солдат .)

2 раунд. Узнай героев по цитатам из произведения

О ком А.С.Пушкин пишет:

    «Он в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию…»

(мсье Бопре)

    «Он у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние, чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи»

(батюшка Петруши)

    «Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу»

(Петруша Гринёв)

    «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели»

(Маша Миронова)

    «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило. Я непременно хотел с ним помириться и не знал, с чего начать»

(Петруша Гринёв)

    «Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос: он был малого росту, тощ и сгорблен, но узенькие глаза его сверкали ещё огнём»

(пленный башкирец)

    «Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь и велел Савельичу дать полтину на водку»

(Петр Гринёв)

Кто и кому из героев повести говорит?

    «Добро, пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни»

(отец Петруши – матушке)

    «Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

(отец – Петруше Гринёву)

    «Полно врать, подавай сюда деньги, или я тебя взашей прогоню»

(Пётр Гринёв – Савельичу)

    «Пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл»

(Иван Зурин - Петруше Гринёву)

    «Рано…рано начинаешь гулять. И в кого ты пошёл? Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали, о матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать»

(Савельич – Петруше)

    «Молчи, дядя, будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»

(Пугачёв – хозяину постоялого двора)

7.«Помилуй, батюшка! Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьёт, собака. В первом кабаке»

(Савельич – Петру Гринёву)

8.«Чем Белогорская крепость ненадёжна? Слава Богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев; авось и от Пугачёва отсидимся!»

(комендантша – мужу)

9.«Я не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос»

(Савельич – отцу Петруши)

10.«Ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, батюшка, всего-то душ одна девка Палашка; да, слава Богу, живём помаленьку»

(Василиса Егоровна – Петруше )

Третий раунд

Пословицы

1. Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”?

(Береги честь смолоду. )

2. Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге”?

(Долг платежом красен .)

3. Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”. И закончил свою речь пословицей. Какой именно?

(Господь не выдаст - свинья не съест .)

4. Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич? Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев в офицерских домах.

(Конь и о четырёх ногах, да спотыкается .)

Песни

К какой главе Пушкин использовал эту лирическую песню в

качестве эпиграфа?

(К главе “Любовь” .)

2. Какая народная песня была любимой у Пугачёва?

(“Не шуми, мати зелёная дубровушка...” )

3. “Пётр Андреич сочинял недавно песню и сегодня запел её при мне, а я затянул мою любимую...” Скажите, какая песня у Швабрина, по его словам, любимая?

(Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь...” )

Устаревшая лексика

    “Возговорит надёжа православный царь: // Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын...” - это, как вы помните, строчки из бурлацкой песни, которую пели пугачёвцы на военном совете. А что такое “исполать”?

(Хвала, слава .)

    “Хорошо, коли отсидимся или дождемся сикурса”, - скажет Иван Кузьмич. Что такое “сикурс”?

(Помощь .)

    “...До сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами” - эта фраза из речи капрала Белобородова. Каково значение слова “супостат”?

4.С какой целью использовался погребец в XVIII веке?

(Дорожный сундучок для посуды и съестных припасов. )

Одежда

1. Верхняя одежда из толстого сукна. (Армяк .)

2. Гринёв по приезде в Белогорскую крепость сразу отправляется представиться коменданту. Дома его он не застал, а увидел Василису Егоровну, сидевшую у окна с платком на голове и в... В чём именно? (В телогрейке .)

3. Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак. )

4.Анна Власьевна хотела, чтобы Маша предстала перед императрицей не в своём дорожном платье, а в более солидной одежде. Какой именно? (В жёлтом роброне широком платье .)

Напитки

1.Какой напиток предпочитал Бопре винам своего отечества? (Русскую настойку .)

2. Каким напитком потчевал ротмистр Зурин Петра Гринёва, обучая его игре в бильярд? (Пуншем .)

3. Какой напиток предлагает Савельич Петру Гринёву: чтобы избавиться от головной боли после попойки с Зуриным? (Огуречный рассол с мёдом .)

4. Какой единственный безалкогольный напиток употребляла матушка Петра Андреевича? (“Отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать”. )

Военные чины

1. Первый после рядового военный чин в русской армии. (Капрал .)

2. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце “Капитанской дочки” он получил повышение по службе. Какой чин стал у него? (Чин майора .)

3. Машу Миронову с Петром Гринёвым в пути задерживают кавалеристы Зурина. Припомните чин старшего среди них. (Вахмистр .)

4. Высший военный чин в армии Пугачёва был у беглого капрала Белобородова. Что это за чин? (Фельдмаршал .)

Четвёртый раунд

В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал “его благородие”. Как именно поприветствовал? Ответ напишите одной фразой. В вашем распоряжении 15 секунд. (Кивнул головою .)

Заключительное слово учителя. Оценки.

Тест по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Уважаемые ученики! Будьте внимательны! На вопросы может быть один или несколько правильных ответов!

Глава №1 "Сержант гвардии"

1. Назовите отца главного героя.

А) Петр Андреевич Гринёв Б) Андрей Петрович Гринёв В) Алексей Андреевич Гринёв

2. Назовите воинское звание отца.

А) генерал-майор Б) подполковник В) премьер-майор

3. Назовите главного героя романа.

А) Пётр Андреевич Гринёв Б) Григорий Петрович Гринёв В) Пётр Алексеевич Гринёв

4. Сколько детей было в семье Гринёвых?

А)12Б) 14В) 9

5. В какой полк был записан главный герой?

А) ПреображенскийБ) Семёновский

6. Чему научил главного героя Савельич?

А) математикеБ) рассказал о борзом кабелеВ) русской грамоте

7. Кто стал следующим учителем главного героя?

А) немец ПаульБ) француз БопреВ) англичанин Пьер

8. Кем он был у себя на родине?

А) продавцомБ) дворникомВ) парикмахером

9. Какие склонности были у учителя?

А) любил петьБ) любил выпитьВ) волочился за женщинами

10. Чему научил новый учитель мальчика?

А) говорить по-французскиБ) ничемуВ) говорить по-немецки

11. Чему научил мальчик учителя?

А) танцевать русские танцыБ) скакать на лошадиВ) болтать по-русски

12. За что был изгнан учитель?

А) за воровство

Б) за пьянство

В) за соблазнение прачки Палашки и коровницы Акульки

13. Кого в те времена называли недорослем?

А) молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия

Б) людей не способных к обучению

В) людей маленького роста

14. Сколько лет было главному герою?

А) 15Б) 16В) 17

15. Какое важное решение принял отец после неудачного обучения своего сына?

А) отправить его в городскую гимназию

Б) отправить его в Москву к родственникам

В) отправить его на военную службу

16. Как сын отреагировал на решение отца?

А) разревелсяБ) обрадовалсяВ) замкнулся в себе

17. В какой город отправили героя?

А) в МосквуБ) в ПетербургВ) в Оренбург

18. Какой пословицей проводил отец сына из родительского дома?

А) жить - Родине служитьБ) береги платье снову, а честь смолоду

В) без труда не вынешь и рыбку из пруда

19. С кем он познакомился в трактире города Симбирска?

А) Василием Петровичем Зверевым

Б) Николаем Ивановичем Зориным

В) Иваном Ивановичем Зуриным

20. Сколько денег он проиграл ротмистру?

А) 50 рублейБ) 75 рублейВ) 100 рублей

21. Какие плохие поступки еще совершил герой?

А) напилсяБ) подрался В) оскорбил участников игры?

22. Какие поучительные слова сказал ему Савельич?

А) пить - себе вредить

Б) пьянство до добра не доведет

В) человек пьющий, ни на что не годится

Ответы к тесту по главе №1

1. Б, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б, 6. Б, 7. Б, 8. В, 9. Б, В. 10. Б, 11. В,

12. Б, В, 13. А, 14. В, 15. В, 16. Б, 17. В, 18. В, 19. В, 20. В, 21. А, 22. В

Критерий оценивания

«5» 20-22 балла

«4» - 17 - 19

«3»- 12- 16

«2» - 11 и менее

Тест по главе №7 «Приступ»

1. Какие чувства одолевали П. А. Гринёва?

А) страх перед будущим;

Б) нетерпеливое ожидание опасностей;

В) сладостные надежды на отношения с Машей;

Г) чувство благодарного честолюбия.

2. Чем была окружена крепость?

А) валом - возвышением, образованным природой;

Б) частоколом;

В) глубоким, залитым водой рвом.

3. С каким донесением прибыл капрал к П. А. Гринёву?

А) что около крепости разъезжают неведомые люди;

Б) о том, что Пугачёв вошёл в крепость;

В) о том, что войско Пугачёва начало приступ соседней крепости.

4. Кто были эти люди?

А) казаки;

Б) татары;

В) русские;

Г) башкиры, которых легко можно было распознать по рысьим шапкам и по колчанам;

5. Каким было войско Пугачёва?

А) небольшая шайка вооружённых людей;

Б) конные толпы и вся степь, усеянная множеством людей;

В) сотня людей, вооружённая луками и стрелами.

6. Как произошёл захват крепости?

А) гарнизон во главе с Иваном Кузьмичом дрались отчаянно, бой шёл долгий и кровопролитный;

Б) войско Пугачёва без единого выстрела захватило крепость;

В) гарнизон солдат не тронулся с места, за крепостным валом оказались только комендант Иван Игнатьич и Гринёв, мятежники ворвались в крепость, гарнизон бросил ружья.

7. Как вели себя жители крепости?

А) встречали мятежников хлебом и солью;

Б) попрятались по домам, на улицах не было ни души;

В) оборонялись, кто, чем мог;

8. Как погиб комендант крепости?

А) просил о пощаде, но был расстрелян;

Б) сначала был ранен в голову, назван Пугачёвым вором и самозванцем, затем был повешен;В) был убит в бою.

9. Кто спас Петра Андреевича Гринёва?

А) Савельич просил помиловать барского дитя;

Б) Пугачёву стало жалко молодого офицера;

В) Швабрин назвал Гринёва своим другом и просил его помиловать.

10. Как поступил Алексей Иванович Швабрин?

А) до последнего был со своим гарнизоном, не присягнул на верность Пугачёву;

Б) где-то спрятался, никто не знал где он;

В) перешёл на сторону мятежников, был острижен в кружок, одет в казацкий кафтан.

11. Как мятежники расправились с Василисой Егоровной?

А) вытащили на крыльцо растрёпанную и раздетую донага, молодой казак зарубил её саблей;

Б) была повешена;

В) была расстреляна.

Ответы по 7-ой главе

1. Б, В, Г, 2. А, Б, 3. А, 4. Г, 5. Б, 6. В, 7. А, 8. Б, 9. А, 10. В, 11. А, 12. А

Критерий оценивания

«5» -11 -12

«4» -9-10

«3» - 7 - 8

«2» - 6 и менее

Тест по главе №14 "СУД"

1. Как решил вести себя П. А. Гринев перед судом?

А) ничего не объяснять, так как все равно не поверят;Б) объявить сущую правду;

В) отрицать свое знакомство с Пугачевым.

2. В какой город привезли П. А. Гринева?

А) КазаньБ) ОренбургВ) Петербург

3. Кто оказался «главным доносителем»?

А) А. И. Швабрин;Б) И. И. Зурин;В) Архип Савельич.

4. Какие изменения произошли во внешности «доносителя»?

А) был чисто выбрит, одет в новый мундир;Б) был ужасно худ и бледен;

В) побрит наголо, одет в лохмотья, на лице огромные кровоподтеки;

Г) волосы, недавно черные, как смоль, совершенно поседели, длинная борода была всклокочена.

5. В чем обвинил А. И. Швабрин Гринева?

А) в том, что П. А. Гринев был шпионом,засланным в Оренбург;

Б) в том, что он разрушил его жизнь, разлучив его с Машей;

В) в том, что помогал Е. Пугачеву губить своих товарищей;

Г) в том, что П. А. Гринев выдал Пугачеву Машу Миронову - капитанскую дочку;

Д) в том, что П. А. Гринев передавал письменные известия Е. Пугачеву о всех событиях происходивших в осажденном Оренбурге.

6. Как родители П. А. Гринева приняли Машу?

А) радушно, искренно привязались, полюбили ее;Б) сдержанно, молчаливо;

В) грубо, всячески показывая ей, что она здесь лишняя.

7. Какой приговор был вынесен П. А. Гриневу государыней?

А) казнить;Б) оправдать;В) сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.

8. Что решает делать Маша?

А) ехать в Петербург, попытаться спасти Петра Андреевича;

Б) уехать в Белогорскую крепость, чтобы не быть обузой для родителей Петра Андреевича;

В) уехать в Москву к дальним родственникам, надеясь там найти приют и успокоение.

9. Как выглядела женщина, которую Маша встретила в саду утром?

А) молодая, в ярко-красном наряде, роскошной розовой шляпе;

Б) дама лет сорока, в белом платье, ночном чепце, душегрейке; лицо полное и румяное, а голубыеглаза и легкая улыбка имели прелесть необыкновенную;

В) пожилая женщина, с дряблым морщинистым лицом, колкими, злыми глазами; неопрятно одетая.

10. Почему императрица решила остаться неузнанной?

А) чтобы узнать всю правду от Маши о П. А. Гриневе;

Б) стеснялась своего утреннего наряда;

В) не сочла нужным представляться простой девушке.

11. Какое решение приняла императрица?

А) не менять своего решения, привести приговор в исполнение;

Б) признать невиновность жениха Маши;

В) решила оставить Гринева при царском дворе.

12. Как была решена судьба Маши?

А) императрица пообещала побеспокоиться о ее состоянии, за заслуги ее отца - капитана Миронова;

Б) императрица предложила ей остаться при царском дворе;

В) императрица предложила уехать в Белогорскую крепость и забыть о Гриневе.

13. Чем закончилась повесть «Капитанская дочка»?

А) П. А. Гринев женился на Марье Ивановне; потомство их благоденствует в Симбирской губернии;

Б) П. А. Гринев уехал в неизвестном направлении, никому ничего не сказав;

В) П. А. Гринев и Маша решили расстаться, так как все пережитое будет мешать им стать счастливыми.

14. Как решилась судьба Е. Пугачева?

А) был убит в бою;

Б) был казнен, голова мертвая и окровавленная была показана народу;

В) странным образом бежал из-под стражи, большеникто, никогда его не видел.

Ответы по 14-ой главе.

1. Б, 2. А, 3. А, 4. Г, Б, 5. А, Д, 6. А, 7. А, 8. А, 9. Б, 10. А, 11. Б, 12. А,

13. А, 14. Б

Критерий оценивания

«5» - 14- 13

«4» - 11-12

«3» - 8 - 10

Тест по главе №12 " СИРОТА"

1. Как вел себя Швабрин при встрече с Пугачевым и Гриневым?

А) помог Пугачеву вылезти из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие;

Б) услышав колокольчик приближающейся кибитки, спрятался, боясь показаться Пугачеву на глаза;

В) увидев Гринева, смутился, но вскоре оправился, протянул ему руку;Г) упал на колени и стал просить у Пугачева, пощадить его.

2. Какой увидел Машу Гринев?

А) избитая она лежала в чулане, одежда была изодрана в клочья;

Б) на полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами;

В) Маша сидела на кровати в своей комнате, в красивом ярком платье, но с очень грустными глазами.

3. Из-за чего омрачился Пугачев по поводу дальнейшей судьбы Гринева и Маши?

А) Швабрин сообщил ему, что П. А. Гринев его обманывает в том, что Маша не племянница здешнего попа, а дочь капитана Миронова;

Б) потому что Маша при виде его упала без чувств;

В) оттого что в Белогорской крепости царил беспорядок, пьянство.

4. Какое решение принял Пугачев по поводу дальнейшей судьбы Гриневаи Маши?

А) приказал Швабрину держать их под караулом до его возвращения;Б)приказал ехать с ним служить ему верой и правдой; В) отпустил их и пожелал им совета да любви.

5. У П. А. Гринева появилось огромное желание: А) уехать с Пугачевым в его войско в знак благодарности за его сочувствие к нему и Маше;

Б) пламенно желал вырвать Пугачева из среды злодеев, которыми он руководил и спасти его грешную душу;

В) расстаться с этим ужасным человеком и больше никогда не встречать его на своем жизненном пути.

Ответы по 12-ой главе

1. А, В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. Б

Критерий оценивания

«5» - 6

«4» - 5

«3» - 4

«2» - 3 и менее



Статьи по теме: