Изображение дворянства в романе "евгений онегин". Сочинение Пушкин А.С

(373 слова) «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» — так говорил великий критик Белинский о взаимоотношениях социума и его членов. Сложно не согласиться с публицистом, ведь формирование даже самой независимой личности возможно только в коллективе, где она постигает все закономерности общественной системы, а уж потом только отрицает их. Окружающий мир дал бы человеку навыки выживания в естественной среде, но мораль, науку, искусство, культуру, веру нам дает именно род людской во всем многообразии внутренних взаимодействий отдельных людей. А кто мы без этих основополагающих явлений? Всего лишь неприспособленные к природе животные.

Свою точку зрения я могу пояснить с помощью примеров из литературы. В романе Пушкина «Евгений Онегин» главный герой мнит себя индивидуальностью, далекой от пустого света и его мелочных идеалов. Однако когда он сбегает из деревни, совершив убийство, его несостоявшаяся возлюбленная Татьяна набредает на библиотеку Евгения и читает книги, которые сформировали его личность. После этого она открывает для себя внутренний мир Онегина, оказавшийся копией Байроновского «Чайльд Гарольда». Это произведение породило модное веяние среди избалованной молодежи – изображать томную скуку и тяготеть к гордому одиночеству. Данной тенденции и поддался Евгений. Его фальшивый образ подпитывался в обществе, ведь там есть все условия для подобной игры на публику. Все поступки героя – это дань условностям. Даже убийство Ленского сделано на потребу дня, так как в глазах света дуэль выглядит лучше, чем своевременное признание ошибки.

Таким же результатом общественного влияния является и сам Ленский. Он пишет бездарные стихи, подражая поэтам-романтикам, любит возвышенные фразы и красивые жесты. Его пылкое воображение отчаянно ищет образ Прекрасной Дамы, которой можно поклоняться, но в деревне находит лишь кокетку Ольгу, и делает из нее идеал. Владимир стал таким неспроста: он учился за границей и перенял новейшие повадки иностранцев, своего студенческого сообщества. Не природа делает Ленского «невольником чести», а те социальные предрассудки, которые он разделяет. Сейчас никому бы и в голову не пришло стреляться из-за женщины: общество изменилось, а природа осталась той же. Теперь становится ясно, что из них формирует личность.

Таким образом, мы выяснили, что именно общество формирует личность человека, рожденного природой. Хоть людям и льстит осознание их не подвластности общественным стереотипам, они все равно (в той или иной степени) являются миниатюрой своей социальной группы. Во всех них отражаются культурные, научные, политические и другие реалии их времени, они не уникальны и не могут формироваться обособлено от общества.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В своем романе «Евгений Онегин» Пушкин де­ тально изобразил жизнь дворянского общества 20-х годов XIX века. По словам В. Г. Белинского, это произведение можно назвать «энциклопеди­ ей русской жизни», потому что здесь воспроизве­ дена картина русского общества, «взятого в од­ном из интереснейших моментов его развития». Используя широкий бытовой и культурный фон, Пушкин показывает процесс пробуждения само­сознания в обществе на примере главных героев. В романе подробно изображено как столичное» московское и петербургское, так и провинциаль­ное дворянство.

Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьями и крепо­ стными крестьянами составляло привилегию дворян, оно было мерилом богатства, обществен­ ного положения и престижа. Герои «Евгения Онегина» довольно четко охарактеризованы в от­ ношении их имущественного положения. Отец Онегина «промотался», сам герой после получе­ ния наследства от дяди сделался богатым поме­ щиком. Характеристика Ленского начинается словами, что он богат. Ларины же не были бога­ ты: мать Татьяны жалуется, что для поездки в Москву «доходу мало». Старшая Ларина, вдова екатерининского бригадира, скорее всего была помещицей среднего достатка. Выйдя за князя К, Татьяна сделалась, по ее словам, «богата и знатна»» то есть вошла в круг титулованной знати.

Тема богатства оказывается связанной с моти­ вом разорения. Слова «долги», «залог», «заимо­ давцы» встречаются уже в первых строках рома­ на. Отец Евгения Онегина жил в Петербурге и вел аристократический образ жизни. Это требо­ вало больших денег, необходимых на покупку предметов роскоши. Кроме того, он давал три ба­ ла ежегодно, что было разорительно. Для всего этого нужны были деньги, и, чтобы получить их, помещик, ведущий подобный образ жизни, часто закладывал свои поместья в банк. Жить на сред ства, полученные при закладке имения, называ­ лось «жить долгами». Такой способ был прямым путем к разорению.

Неудивительно, что, когда скончался отец Онегина, который вел хозяйство именно таким образом, выяснилось, что наследство обременено большими долгами: «Перед Онегиным собрался заимодавцев жадный полк». В этом случае на­ следник мог принять наследство и вместе с ним взять на себя долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счеты между собой. Первое решение диктовалось чув­ ством чести, желанием не запятнать доброе имя отца или сохранить родовое имение. Легкомыс­ ленный Онегин пошел по второму пути.

По традиции каждый дворянин, достигший совершеннолетия, имел право поступить на госу­ дарственную службу, военную или статскую. Для этого ему нужно было получить образова­ние. Пушкин отрицательно относился к домаш­ нему воспитанию, которое чаще всего получал молодой дворянин, обучавшийся сначала фран­ цузскими гувернерами и гувернантками, а затем наемными учителями, редко серьезно относив­шимися к своим педагогическим обязанностям. Часто претендентами на учительские места в России были мелкие жулики и авантюристы, ак­ теры, парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий.

Альтернативой домашнему образованию были частные и государственные учебные заведения. В России в это время было пять университетов. Царскосельский лицей, Педагогический инсти­ тут в Петербурге, лицеи и гимназии в различных городах для желавших поступить в статскую службу, а также учебные заведения для тех дво­ рян, которые хотели делать военную карьеру. Кроме того, состоятельные дворяне посылали своих детей учиться за границу. Среди друзей и знакомых Пушкина было много закончивших высшие или средние учебные заведения. Роман отражает реальность того времени. Автор-герой вспоминает свою юность, проведенную в Царско­ сельском лицее. Ленский учился в Геттинген- ском университете, который был одним из наибо­ лее либеральных университетов не только в Гер­мании, но и в Европе. Русские выпускники этого университета принадлежали к числу известных либералов и свободолюбцев. Там также учился и гусар Каверин, впоследствии ставший членом «Союза благоденствия», на встречу с которым едет Онегин в первой главе романа.

Образование, которое получил главный герой, носит исключительно домашний характер: он не закончил никакого учебного заведения. Его вос­питывали вубогий» француз-гувернер и домаш­ ние учителя, которых нанимали для преподава­ ния русского языка, истории, а также танцев и верховой езды. Онегин довольно много знал и умел, однако его знания не были ориентированы на профессиональное овладение предметами, они служили тому, чтобы быть принятым в светских кругах. Овладев в совершенстве французским языком и искусством непринужденных покло­ нов, научившись легко танцевать мазурку, Оне­ гин без труда был признан своим в высшем обще­стве: «свет решил, что он умен и очень мил»>.

Знание латинского языка не входило в круг светского дворянского образования. Оно было обычно для воспитанников духовных семинарий. Однако латинский язык был распространен сре­ ди дворян, стремившихся к серьезному образова­ нию. Этому также способствовала мода на воспи­ тателей-иезуитов в начале XIX века. С закрыти­ ем иезуитских пансионов в 1815 году латынь выпала из круга светского образования. Поэтому автор говорит, что «латынь из моды вышла ны­ не». Онегин же, воспитанный под руководством аббата-католика, овладел начальным курсом ла­ тинского языка и умел разбирать эпиграфы - античные надписи на памятниках, зданиях и гробницах, которые включались в популярные французские учебники по латыни,

Интерес к историческим сведениям был широ­ ко распространен в кругу передовой дворянской интеллигенции и особенно обострился в связи с полемикой вокруг первых томов «Истории госу­дарства Российского» Н. М, Карамзина. Фило- софско-публицйстический подход к историче­ ской науке & декабристской среде противостоял взгляду на историю как цепь анекдотов, то есть описаний пикантных происшествий из жизни царствующих особ и их приближенных лиц. Именно такое отношение к этой науке усвоил Онегин, хранивший в своей памяти «дней минув­ ших анекдоты от Ромула до наших дней».

Интерес к сочинениям Адама Смита и других экономистов был яркой чертой общественных на­ строений русской дворянпкой молодежи в 1818- 1820 годах. В тех кругах «Союза благоденствия», с которыми соприкасался Пушкин, изучение по­ литэкономии считалось более полезным, чем за­нятия античной поэзией. Политэкономия препо­давалась и в Геттингенском университете, кото­ рый закончил Ленский. Онегин, подобно мно­ гим, «бранил Гомера, Феокрита» и предпочитал им труды Адама Смита. Однако автор иронизи­ рует по поводу серьезности его познаний в облас­ ти политэкономии. Интерес Онегина к этому предмету мог быть данью моде.

Знание трудов французских фи л ос офов» про­ светите л ей также было широко распространено в среде передовой дворянской интеллигенции. Их сочинения вызывали многочисленные споры и дискуссии, Онегин и Ленский, встретившись в деревне, обсуждали «племен минувших догово­ры»: речь шла о трактате Жан Жака Руссо «Об общественном договоре», широко известном б России. «Плоды наук, добро и зло» - другой по­ вод для спора, также связанный с диссертацией Руссо на тему в Способствовал о ли возрождение наук и искусства очищению нравов?», в которой французский философ высказывает убеждение в ложности направления всей человеческой циви­ лизации.

По традиции того времени молодой дворянин занимался своим образованием только до поступ­ ления на службу или начала выездов в свет. Са­ моцельный интерес к науке после достижения совершеннолетия воспринимался окружающи­ ми как большое чудачество и непозволительная блажь. Онегин, свободный от служебных обязан­ ностей, разочаровавшись в светской жизни» все же сделал попытку занять себя изучением чужих трудов, но у него из этого ничего не вышло.

Дворянство было «служилым» сословием. Хо­ тя неслужащий дворянин формально не нарушал законов Российской империи, но отношение к нему было отрицательным как со стороны прави­ тельства, так и со стороны общественного мне­ ния. Служба также органически входила в дво­рянское понятие чести и связывалась с патрио­тизмом. Наиболее престижной считалась воен­ная служба.

На таком фоне биография Онегина приобрета­ ла демонстративный оттенок. Герой пушкинско­го романа не только никогда не носил военного мундира, что выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 год в возрасте 16-17 лет, но и вообще никогда нигде не служил, не имел ника­ кого, даже самого низшего чина. Это делало Оне­ гина белой вороной в кругу современников. До­ статочно сказать, что князь М, за которого выш­ ла замуж Татьяна» был боевым генералом, израненным в сражениях. По возрасту же он был не намного старше Онегина, так как они были приятелями. Отец Татьяны тоже в свое время служил и вышел в отставку в чине бригадира. Он был участником русс ко-ту редкой войны и полу­ чил медаль за храбрость при штурме Очакова. Отец Онегина, живя в Петербурге, служил «от- лично-благородно&, что означает «заслуживаю­ щим отличия образом». Он скорее всего был стат­ ским чиновником. Ленский же, только что до­стигший совершеннолетия, окончив универси­тет, еще не успел определить свой жизненный путь, рано погибнув на дуэли.

Светская жизнь наряду со службой была важ­ ным элементом дворянского быта. Свободный от служебных обязанностей, Онегин ведет исклю­ чительно светский образ жизни. Лишь немного­численная группа дворянской молодежи Петер­ бурга начала XIX века вела подобную жизнь. В соответствии с аристократической привычкой столичного жителя он просыпается «за пол­ день». Мода вставать как можно позже восходи­ ла к французской аристократии ^старого режи­ ма» и была занесена в Россию эмигрантами-ро­ялистами. Эта привычка отделяла неслужащего дворянина не только от простонародья или офи­ церов, тянувших фрунтовую лямку, но и от дере­венского помещика-хозяина, чей день начинался довольно рано. Татьяна Ларина, выросшая в де­ ревне и следовавшая здоровым обычаям сель­ ских жителей, любила « предупреждать зари восход».

За поздним подъемом следовал утренний туа­лет и чашка кофе, которые сменялись к двум- трем часам дня прогулкой по Невскому проспек­ ту. Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Такие часы ощущались как поздние и «европейские»: для многих еще было памятно время, когда обед начинался в двенадцать. Моло­ дой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара, он предпочитал обедать в ресторане. Местом сбора петербургских денди во времена Онегина был ресторан Талона на Нев­ ском проспекте. Именно туда он отправился, что­бы встретиться с Кавериным, который был извес­ тен своим разгульным поведением и свободомыс­ лием.

Послеобеденное время-Онегин, как любой пе­ тербургский франт, проводил в театре, заполнив время между рестораном и балом. Театр в это время был не только художественным зрелищем и своеобразным клубом, где происходили свет­ские встречи, но и местом любовных интриг.

Бал или званый вечер в светской гостиной вен­ чали день. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина. Это была область непринуж­ денного общения, светского отдыха, где границы служебной иерархии значительно ослаблялись. Недаром в романе изображению балов уделено много внимания: два петербургских бала, бал по случаю именин Татьяны, а также вкратце упоми­нается московский бал в Благородном собрании, на котором героиню заметил князь N.

Признаком особого щегольства считался по­здний приезд на бал. В первой главе Онегин, сле­ дуя моде, опаздывает и появляется в тот момент, когда толпа занята мазуркой. Танцы были цент­ ральным событием бала, им придавалось боль­ шое значение. Они следовали в определенном по­ рядке. Бал начинался с торжественного танца - полонеза, затем следовал вальс, «однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой», потом - мазурка, считавшаяся кульминацией бала. За­ ключительным танцем был котильон. Каждый из танцев задавал особую манеру поведения и те­ мы разговоров в зависимости от характера му­ зыки.

Умение танцевать в светском обществе счита­ лось признаком хорошего воспитания. Поэтому обучение танцам начиналось рано, с пяти-шести лет. Длительные упражнения придавали молодо му человеку не только ловкость во время танцев, но и свободу в движениях. Это влияло на душев­ный строй человека: он чувствовал себя уверенно и свободно в светском обществе, как опытный ак­ тер на сцене. Однако в эпоху Онегина в среде пе­ редовой дворянской молодежи складывается от­ рицательное отношение к танцам. В то время бы­ ли ев моде строгость правил и политическая экономия, а поэтому считалось неприличным танцевать и заниматься дамами».

Вал заканчивался в два-три часа ночи ужи­ ном, после чего гости разъезжались. Онегин воз­вращается домой на рассвете, когда трудовой Пе­ тербург начинает новый день. Назавтра его жизнь пойдет по тому же раз и навсегда заведен­ному кругу, из которого трудно выбиться. Жизнь петербургского франта подчинялась общему за­кону дворянской культуры - стремлению к ри­ туал изац и и быта, исключавшей возможность ин­ дивидуального распорядка дня. Это механиче­ ское однообразие светского ритуала не нравится и Татьяне, привыкшей к простоте сельской жиз­ ни в гармонии с природой и угадывавшей за суе­той и внешним блеском светской жизни ее внут­реннюю бессодержательность.

Понятие чести было важным для понимания поведения русского дворянина послепетровской эпохи. Как человек своего сословия он подчинял­ ся законам чести, и психологическим стимулом здесь выступал стыд. Идеал, созданный дворян­ ской культурой, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного зако­нодателя поведения. Поэтому особое значение приобретает дуэль как занятие, демонстрирую­ щее бесстрашие. Ее целью было снятие с обижен­ ного позорного пятна, нанесенного оскорблени­ ем, восстановление его чести.

Дуэль проходила по определенным правилам» Она начиналась с вызова. Ему, как правило, предшествовало столкновение, в результате ко торого кто-то считал себя оскорбленным и требо­ вал удовлетворения, С этого момента противни­ ки не общались друг с другом. Это брали на себя их представители - секунданты. Выбрав себе се­ кунданта, оскорбленный обсуждал с ним тя­ жесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли - от формального обме­на выстрелами до гибели одного или обоих участ­ ников. После этого секундант направлял против­ нику письменный вызов, или картель. В обязан­ ности секундантов также входило найти воз­ можность для мирного решения конфликта.

В романе Пушкина Зарецкий, к которому об­ратился оскорбленный Ленский, был единствен­ным распорядителем дуэли и намеренно допус­ тил нарушение правил. Он не обсудил возмож­ность примирения ни при первом посещении Онегина, ни перед началом поединка, хотя всем, кроме восемнадцати лет не го Ленского, было яс­ но, что произошло лишь недоразумение. Появле­ ние Онегина на месте поединка со слугой в роли секунданта было грубым нарушением правил и оскорбительно для самого Зарецкого. Секундан­ ты, как и противники, должны быть социально равными. Гильо и Зарецкий не встретились на­ кануне и не составили условий, на основании ко­ торых она должна была проводиться. Онегин по­является на месте поединка не в условленное вре­ мя, а опоздав более чем на час. Таким образом, Онегин и Зарецкий оба нарушают правила дуэли, Первый, чтобы продемонстрировать свое презре­ ние к истории, в которую он попал против собст­ венной воли и в серьезность которой еще не ве­рит, Зарецкий же потому, что видит в дуэли за­ бавную историю, предмет сплетен и розыгры­ шей. Поведение Онегина во время поединка сви­ детельствует о том» что он не хотел кровавого ис­ хода, а стал убийцей поневоле, так как он стре­ лял с дальней дистанции, что было для него сов­сем невыгодно.

Возникает вопрос; почему Онегин все-таки стрелял в Ленского, а не мимо? Дуэль с ее стро­ гим ритуалом представляла целостное действо - жертвоприношение ради чести. Как всякий жесткий ритуал, она лишает участников индиви­ дуальной воли. Остановить или изменить что-ли­бо в ходе дуэли отдельный участник не был влас­ тен. Это особенно важно для понимания образа Онегина. Герой романа, отстраняющий все фор­ мы внешней нивелировки своей личности, изме­ няет себе: против собственного желания он при­ знает нормы поведения, навязанные ему Зарец- ким и «общественным мнением». Теряя волю, он становится куклой в руках безликого ритуала ду­ эли. Боязнь быть смешным и сделаться предме­ том сплетен - это основной механизм, при помо­ щи которого общество, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками»

Однако условная этика дуэли не могла отме­ нить общечеловеческие нормы нравственности. С одной стороны, победитель был окружен орео­ лом общественного интереса» а с другой, он не мог забыть, что он убийца. Это важно для пони­ мания психологического состояния Онегина, « победившего» на поединке. Убив друга и избе­ жав наказания, он оказался перед судом собст­ венной совести, которая не давала ему покоя» Это стало причиной очередного кризиса, пережитого главным героем.

В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни»: Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. Наша поэзия... должна искать для себя материалов почти исключительно в том классе, который, по своему образу жизни и обычаям, представляет более развития и неравномерного движения. («Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая») В связи с этим традиционным определением Белинского М. М. Бахтин дает современное понимание энциклопедизма Пушкина: И это не немая вещно-бытовая энциклопедия. Русская жизнь говорит здесь всеми своими голосами, всеми языками и стилями эпохи. («Из предыстории романного слова») I. В своем романе Пушкин изобразил дворянское общество 20-х годов XIX века, причем детально показана как жизнь провинциального дворянства, так и жизнь столичного общества (петербургского и московского). 1. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ДВОРЯНЕ. 1) В изображении провинции Пушкин следует за Фонвизиным, дает представление о персонажах с помощью фамилий фонви- зинских героев. Здесь как будто царствует прошлый век и минувшая литературная эпоха с ее «говорящими фамилиями»: Гости на балу: С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, (С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков, Мой брат двоюродный Буянов... И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут. Перечисление гостей на именинах Татьяны содержит очевидные реминисценции: чета Скотининых и Гвоздин напоминают о персонажах комедии Фонвизина; Буянов - главный герой поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед» (1811). Пушкин называет Буянова двоюродным братом, так как считает его детищем своего дяди. 2) Основная черта провинциального дворянства - патриархальность, верность старине: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод... Явились; им расточены Порой тяжелые услуги Гостеприимной старины. Обряд старинный угощенья: Несут на блюдечках варенья, На столик ставят вощаной Кувшин с брусничною водой. - Во взаимоотношениях с соседями сохранились черты екатерининской эпохи: И за столом у них гостям Носили блюды по чинам. 3) Жизнь в провинции течет размеренно, однообразно: Он в том покое поселился, ГДе деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил. В то же время провинциальная жизнь не лишена определенного практического смысла: Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам... (о матери Татьяны) 4) Деревенские развлечения - охота, гости. Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне... Среди прочих провинциальных развлечений особое место занимает бал, причем новейшие веяния еще не проникли в глубинку - даже в исполнении танцев здесь господствует традиция: "Но в городах, по деревням Еще мазурка сохранила Первоначальные красы: Припрыжки, каблуки, усы Все те же: их не изменила Лихая мода, наш тиран, Недуг новейших россиян. 5) Чтение: - женщины читают в основном сентиментальные романы. Жена ж его была сама От Ричардсона без ума. (о матери Татьяны) Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо... (о Татьяне) Круг чтения Татьяны типичен для деревенской барышни: - романы Самуила Ричардсона «Пальмина, или Возрожденная добродетель», «Кларисса», «История сэра Грандисона», - Жан-Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», - Жермены де Сталь «Дельфина». Воображаясь героиней Своих возлюбленных творцов: Кларисой, Юлией, Дельфиной, Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит... - Сонник Мартына Задеки (примечание Пушкина:«Гадатель- ные книги издаются у нас под фирмою Мартына Задеки, почтенного человека, не писавшего никогда гадательных книг...»): Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта, Ни мудрых истин, ни картин, Но ни Вергилий, ни Расин, Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, Ни даже Дамских Мод Журнал Так никого не занимал: То был, друзья, Мартын Задека, Глава халдейских мудрецов, Гадатель, толкователь снов. Мартын Задека стал потом Любимец Тани... Он отрады Во всех печалях ей дарит И безотлучно с нею спит. - Вообще же деревенские жители читают довольно мало: Строки о дяде Онегина перекликаются со следующим замечанием из «№шитанской дочки»: Батюшка у окна читал Придворный Календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. б) Деревенские жители много едят. Это также связано с обычаями XVIII века. В стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» (1807) Державин рассказывает об идиллической деревенской жизни: " Идет за трапезу гостей хозяйка с хором. Я озреваю стол - и вижу разных блюд Цветник, поставленный узором: Багряна ветчина, зелены щи с желтком, Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны, Что смоль, янтарь - икра, и с голубым пером Там щука пестрая - прекрасны! Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус; Но не обилием иль чуждых стран приправой: А что опрятно все и представляет Русь, Припас домашний, свежий, здравой. Пушкин также с удовольствием описывает деревенские разносолы: Обряд известный угощенья: Несут на блюдечках варенья, На столик ставят вощаной Кувшин с брусничною водой. Но целью взоров и суждений В то время жирный был пирог (К несчастию, переселений); Да вот в бутылке засмоленой, Между жарким и блан-манже, Цимлянское несут уже... Еда составляет чуть ли не самую существенную часть деревенской ЖИЗНИ. Ее значение для провинциалов в «Евгении Онегине» можно сравнить с представлениями о еде гоголевских «старосветских помещиков»: Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений. 7) Сельские жители - одна большая семья, они любят посудачить друг о друге. Мотив сплетни, в отличие от сатирической трактовки Грибоедова, здесь получает легкую ироническую окраску: Все стали толковать украдкой, Шутить, судить не без греха, Татьяне прочить жениха; Иные даже утверждали, Что свадьба слажена совсем, Но остановлена затем, Что модных колец не достали. О свадьбе Ленского давно У них уж было решено. 8) Взаимоотношения с крестьянами не являются самостоятельной темой в «Евгении Онегине»; о них лишь упоминается в связи с характеристикой основных действующих лиц: - об Онегине: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своем надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед; Другой лукаво улыбнулся, И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак.. - о семье Лариных: В саду служанки, на грядах, Сбирали ягоды в кустах И хором по наказу пели (Наказ, основанный на том, Чтоб барской ягоды тайком Уста лукавые не ели И пеньем были заняты: Затея сельской остроты!) Основной мотив здесь - традиционность, патриархальность. Пафос - легкая ирония. Деревенские помещики всю свою жизнь проводят среди крепостных, и поэтому крепостное право воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся. Крепостные иногда становятся как бы членами семьи (см. разговор Татьяны с няней). 9) Типичная судьба провинциальных дворян: - судьба матери Татьяны. Бывало, писывала кровью Она в альбомы нежных дев, Звала Полиною Прасковью И говорила нараспев, Корсет носила очень узкий, И русский Н как N французский Произносить умела в нос; Но скоро все перевелось: Корсет, альбом, княжну Алину, Стишков чувствительных тетрадь Она забыла: стала звать Акулькой прежнюю Селину И обновила наконец На вате шлафор и чепец. - предполагаемая судьба Ленского. А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и богат, Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле, Подагру б в сорок лет имел, Пил, ел, скучал, толстел, хирел, И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей, Плаксивых баб и лекарей. Здесь интересно то, что предметно-бытовая деталь подчеркивает определенный этап в жизни героя (см. «Культура в «Евгении Онегине»). 10) Пародия - одно из средств раскрытия провинциального общества в «Евгении Онегине». Сон Татьяны - пародия на именины (см. «Композиция «Евгения Онегина»). О бальных традициях см. также план «Культура в «Евгении Онегине». 2. ПЕТЕРБУРГСКОЕ ДВОРЯНСТВО. 1) Основной мотив, сопутствующий описанию петербургской жизни,- суета, мишурность («Везде поспеть немудрено»). День Онегина - воплощение суеты. Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник? С чего начнет он? Все равно: Везде поспеть немудрено. Весь день наполняют сменяющие друг друга развлечения. Онегин живет по часам, не придавая смысла тому, что делает. - Для светского льва день начинается после полудня. Он встает как можно позже. Это черта аристократизма, характерная только для неслужащего дворянина. Но шумом бала утомленный И утро в полночь обрати, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. - Типичное место прогулок дворянина: Невский проспект и Английская набережная, также Адмиралтейский бульвар12. Этот маршрут традиционен и определен тем, что здесь имел обыкновение прогуливаться Александр I. Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед. Уж темно: в санки он садится. «Пади, пади!» - раздался крик... К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин. - Послеобеденное время необходимо чем-то занять. Одна из возможностей - театр. Театр составляет существенную часть петербургской жизни, однако для Онегина он потерял свое очарование, стал чем-то обыденным и надоевшим. Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. Онегин полетел к театру... Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят... А уж Онегин вышел вон, Домой одеться едет он. - Бал начинался в 9-10 часов, но в обычае светских молодых людей было приезжать заполночь. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал. - Утром герой отправляется домой - спать: Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. - В плане отношения ко времени можно сравнить Татьяну и Онегина. У ТАТЬЯНЫ все происходит вовремя, и в этом она сходна с лирическим героем Пушкина: Пора пришла, она влюбилась. День Татьяны начинается рано: Она любила на балконе Предупреждать зари восход. Зимой В привычный час пробуждена Вставала при свечах она. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна... У ОНЕГИНА же все наоборот; он пытается бунтовать против времени: Но, шумом бала утомленный И утро в полночь обратя, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра И завтра то же, что вчера Он влюбляется в Татьяну - уже светскую женщину. Однако интересно, что, после того как он провел зиму взаперти (Глава восьмая), он едет к Татьяне «ясным утром», и застает ее уже проснувшейся. 2) Мотив маскарада: Блестит великолепный дом; По цельным окнам тени ходят, Мелькают профили голов И дам и модных чудакоа Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад... Позднее Лермонтов в драме «Маскарад» и стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» (см. разбор этого стихотворения) разовьет эту тему. 3) Еще одна черта петербургской жизни - скука. В театре Онегин «отворотился - и зевнул». А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них?.. 4) Пушкин рисует картину нравов петербургского общества. - Подчеркивая неестественность и пустоту, пользуется иронией и иногда сатирой: Туг был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы. - Однако пафос изображения аристократического дворянства ни в коем случае нельзя считать в целом сатирическим или обличительным. Рассеянная жизнь Онегина напоминает жизнь самого автора в столице, недаром поэт вводит героя в круг своих друзей и знакомых (см. «Образ автора в «Евгении Онегине»). - Салон Татьяны изображается с явной симпатией. Пушкин сам посещал такие салоны, например, московский салон 3. Волконской. Перед хозяйкой легкий вздор Сверкал без глупого жеманства, И прерывал его меж тем Разумный толк без пошлых тем, Без вечных истин, без педантства, И не пугал ничьих ушей Свободной живостью своей. - Муза Пушкина также входит в салонную петербургскую жизнь. Ей нравился порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойной, И эта смесь чинов и лет. 5) Петербуржцы - поклонники Байрона. Байрон очень часто упоминается в романе в связи с Онегиным. Мода на Байрона сказывается - в манере поведения: Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак иль еще Москвич в Гарольдовом плаще... Прямым Онегин Чильд-Гарольдом Вдался в задумчивую лень... - в манере одеваться: Как dandy лондонский одет... - в выборе круга чтения: Он из опалы исключил: Певца Гяура и Жуана Да с ним еще два-три романа, В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно... Господствующее направление в Петербурге - романтизм, тогда как в деревне - это сентиментализм. 6) Бал. Ход бала одинаков и в провинции, и в столице, однако в деревне сохраняются старинные традиции, например, исполнение мазурки: Бывало, Коща фемел мазурки фом, В офомной зале все дрожало, Пфкет лфещал под каблуком, 7>яслися, фебезжали рамы; ПЕТЕРБУРГ ПРОВИНЦИЯ Теперь не то: и мы, как дамы. Но в городах, по дфевням Скользим по лаковым доскам. Еще мазурка софанила Первоначальные /фасы: ТТршфыжки, каблуки, усы... Традиционность обыгрывается при помощи звукового образа: аллитерации на «Р* в случае описания деревенского исполнения танца и аллитерации на сонорные для изображения новомодного, плавного его исполнения. См. также «Культура в Евгении Онегине». 7) - Идеальная светская карьера: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, Кто славы, денег и чинов Спокойно в очередь добился, О ком твердили целый век: N. N.- прекрасный человек. - Судьба отца Онегина также типична: Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. 8) Светская любовь как времяпрепровождение: Что занимало целый день Его тоскующую лень, Была наука страсти нежной, Которую воспел Назон... 9) Образование в Петербурге включает несколько необходимых моментов: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринуэвденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. - Домашнее воспитание молодого человека (Онегин). Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил... Monsieur PAbbe, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой... Он знал довольно по-латыни, Чтоб эпиграфы разбирать, Потолковать об Ювенале, В конце письма поставить vale Да помнил, хоть не без греха, Из Энеиды два стиха Пушкин отрицательно относился к домашнему воспитанию. Возможно, есть основания даже говорить о некоторой автобиографичности описания домашнего воспитания героя романа. Типичность такого образования подчеркивается также лирическим отступлением в первой главе. Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитанием, слава Богу, У нас немудрено блеснуть. Подробнее о воспитании в эпоху Пушкина см. «Культура в «Евгении Онегине». 10) В Петербурге огромное значение имеет мода: Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде... Латынь из моды вышла ныне... - В литературе мода - это Байрон и романтические герои. Мода влияет на образ жизни: Как Child-Harold, угрюмый, томный В гостиных появлялся он... (об Онегине) - Кабинет Онегина полон модных вещиц, через которые поэт воссоздает облик светского молодого человека: Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам... Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале; Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые И щетки тридцати родов И для ногтей и для зубов. 11) Для петербургского дворянина превыше всего честь и общественное мнение, которое создает особенный тип поведения. Отсюда и лицемерие светских людей. И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! Но дико светская вражда Боится ложного стыда. (История дуэт Ленского и Онегина) 3. МОСКОВСКОЕ ДВОРЯНСТВО. 1) В Москве жизнь течет медленно: она статична, неизменна. Чтобы подчеркнуть это, Пушкин обращается к комедии Грибоедова: в романе много реминисценций из «Горя от ума». Во всем видна ревностно хранимая старина. Здесь царит дух семейственности. Семейственность - основной мотив как «Горя от ума», так и седьмой главы «Евгения Онегина». «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» «ГОРЕ ОТ УМА» Как и у Грибоедова, у Пушкина московские дворяне называют друг друга по имени и отчеству. Это говорит об их устоявшейся славе и о патриархальном укладе, при котором все друг друга знают. - В Москве можно встретить и молчалинский тип: Архивны юноши толпою Молчалин: На Таню чопорно глядят И про нее между собою с тех поР как числюсь по Архивам, Неблагосклонно говорят. Три награждены! получил... Кроме того, здесь можно усмотреть намек на московских литераторов, многие из которых служили в Архиве иностранных дел. Они-то дают тон московской молодежи... в театре и гостиных. Так писала петербургская газета «Северная пчела» в 1830 году. - Московские сплетни, в отличие от «крупной соли светской злости», выглядят скорее по-домашнему, как разговоры друг о друге в большой семье, где всем известны любые тайны окружающих. Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки... - Мотив гостеприимства московских дворян также можно соотнести с «Горем от ума»: Родне, прибывшей издалеча, Да это ли одно? Возьмите вы хлеб-соль... Повсюду ласковая встреча, И восклицанья, и хлеб-соль. 2) При описании московского общества, как и при описании петербургского высшего света, появляется мотив пустоты, скуки. Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно... 3) Вообще же Москва представляет собой как бы промежуточное звено между провинцией и Петербургом. II. О предметно-бытовой детали, характеризующей жизнь дворян в провинции, Москве, Петербурге подробнее см. «Культура в «Евгении Онегине». III. Одна из антитез романа - антитеза европейского, искусственного и народного, естественного образа жизни - раскрывается через противопоставление Татьяны, с ее деревенским миром, и Онегина, представителя петербургского дворянства.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться. Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу. Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах. С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

Провинциальное поместное дворянство

Наряду с , семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у . Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне. Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным. Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с ». Таков был общий глас.

Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;

Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне.

К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;

Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

XXVII

С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.

Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее. Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы. Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек.

Это его, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их,
Иль помириться их заставить,
Дабы позавтракать втроем,
И после тайно обесславить
Веселой шуткою, враньем.

Московское дворянское общество

Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.

В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

тайну сердца своего,
Заветный клад и слез и счастья,
Хранит безмолвно между тем
И им не делится ни с кем.

В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.

Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку». В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек. Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.

На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

Дворяне Петербурга

В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что

Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно,
И промотался наконец.

Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Описанием , Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.

Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.

Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».

Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись

Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!

В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.

Сквозь тесный ряд аристократов,
Военных франтов, дипломатов
И гордых дам она скользит;
Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей
Перед хозяйкой молодою…

Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны. Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества. Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.

цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,
Что нынче несколько смешно.

Тут был на эпиграммы падкий,
На всё сердитый господин:

Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залётный,
Перекрахмаленный нахал.

Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость. Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере. Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.

Байтериков Александр

По роману, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поповская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»

Номинация « Быт и культура пушкинского времени»

Байтериков Александр

Ученик 9 класса МБОУ «Поповская СОШ»

Руководитель

Царёва Людмила Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Поповская СОШ»

Поповка, 2013 год

  1. Введение.

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

  1. Основная часть

Глава I. Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Глава II. Московское дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Глава III.Духовный мир провинциальных дворян в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  1. Заключение
  1. Литература

Введение

«Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни»

Великий Пушкин!
Как хорошо, что есть твое
богатство:
Твои стихи, поэмы и романы,
Твои сонеты, оды, эпиграммы –
Все, чем сильно твое искусство.

Т.В. Румянцева

Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Писатель работал над ним более восьми лет. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

В «Евгении Онегине» герои даны в обычной для них социальной среде, они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. У каждого из героев этого произведения своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни. В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи, перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света» – петербургского и московского - и провинциального дворянства. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества.

Работая над романом, Пушкин вводил в его текст детали современной ему жизни, прямо следуя за ходом самой действительности.

Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи. В соответствии с заявленной целью я полагаю необходимым решить следующие задачи: - исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества; - рассмотреть культуру и быт дворянства в начале XIX века; - выявить их значение для замысла романа и роль в воплощении художественных образов произведения.

ГЛАВА I.

Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма:

Бывало, он ещё в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Утренний туалет и завтрак сменялись прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару»:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит в театре. Но он не увлечён искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги:

Все хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам

…Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят…

…А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он. Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. День Онегина завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день:

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра

И завтра то же, что вчера.

Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна.

ГЛАВА II.

Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Московское дворянство, с которым нас знакомит автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но он отзывается о нём довольно резко, остро-сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…

Юные московские дворяне чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно «озирают Татьяну с ног до головы», «её находят что-то странной, провинциальной и жеманной». Простоту, естественность, непосредственность девушки они трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает её в свой круг.

Поэт увлечённо и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар

Красавиц лёгкие уборы…

Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс» привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом ограниченном пространстве, она «волненье света ненавидит»:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединённый уголок,

Где льётся светлый ручеёк,

Я своим цветам, к своим романам.

В гостиной всех занимает «бессвязный, пошлый вздор»:

Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают «разговоры ни о чём».

Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики.

ГЛАВА III.

Духовный мир провинциальных дворян.

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни.

Отец Татьяны, “добрый малый, но в прошлом веке запоздалый”, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: “в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, “был простой и добрый барин”, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, “полный искренней печалью”, с теплотой вспоминает о нем.
Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и. плакала сначала”, но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:

Она езжала по работам,
Сушила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.

Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:

Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом...

В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!” Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:
…за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравлъ и полукот.

Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пёстрая толпа – просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает её недавний сон:

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шорканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ - полуживотных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея - воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” - пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков” - безразличный к судьбе своих подданных; “толстый Пустяков” - сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, душевном убожестве.

А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства. Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.

Заключение.

В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин рисует картину жизни русского дворянства в начале Х1Х века, его быт и нравы. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать всё не только о жизни дворян, но и об их культуре, о том, как они одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театре. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство и крестьянство. Это позволяет говорить о «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодёжь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.

«Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, современная действительность. В романе «Евгений Онегин» Пушкин обращает русскую литературу к важнейшим вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20х годов XIX века. Роман Пушкина учил презирать дворянско-крепостное общество, ненавидеть пустую и бессодержательную жизнь, эгоизм, самовлюбленность, черствость сердца. Роман возвеличивал подлинно человеческие отношения, провозглашая необходимость связи русской дворянской культуры с народом, с его жизнью. Вот почему «Евгений Онегин» Пушкина являлся в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него», – писал Белинский. «Евгений Онегин» был первым русским реалистическим романом. Герои мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своим характерами.

Реализм романа отчетливо выразился в стиле, в языке пушкинского произведения. Каждое слово автора точно характеризует национально – исторический быт эпохи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их. «Евгений Онегин» запечатлел духовную красоту Пушкина и живую красоту русской народной жизни, которая была впервые открыта читателям автором гениального романа. Таким образом, «Евгений Онегин» является реалистическим, общественно – бытовым романом, объединившим в себе историю и современность.

Литература

1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М., 1986г.

2. Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина. – М., 1990г.

3. Большая советская энциклопедия

4. Зырянов П.Н. История России Х1Х века. – М., 2001г.

5. Э.Г. Бабаев Творчество Пушкина -М, 1988г

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского

Дворянства XVIII – начало XIX века. С-Пт., 2001

7. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий. – С-Пт., 1983г.

8. Ляшенко М.Н. История России. – М., 1997г.

9. Петров С.М. Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. – М., 1986г.



Статьи по теме: