Интересные приветствия команд на математическом языке. Внеклассное мероприятие - математический турнир "веселый час"

Математический бой

Турнир умников


Визитная карточка команды

  • Приветствие
  • Девиз

I I тур

«Разминка»

  • Какой раздел математики изучает действия с числами?
  • Как называется равенство с переменными?
  • Назовите график квадратичной функции?
  • Результат какого действия называется суммой?
  • Какая функция называется линейной?
  • Назовите наименьшее простое число?
  • Как называется дробь, числитель которой меньше знаменателя?

  • Назовите наименьшее натуральное число?
  • Как называется функция вида y = ax² + bx + c?
  • Чему равна сумма чисел от -200 до 200?
  • Какие три одинаковых числа нужно сложить, чтобы получить 18?
  • Как называются числа при умножении?
  • Чему равен арифметический квадратный корень из 169.
  • Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа.
  • Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант больше нуля?
  • Что больше или 2 ?

I I I тур

«Кто быстрее?»

  • x 2 − 2x − 3 = 0
  • -=0
  • sin (- x) = sin (-)
  • 1,2(3 b +5)=2(2,4 b – 3,6)

I V тур

«Конкурс зрителей»

  • Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и охотники?
  • Какую часть часа составляют 15 минут?
  • Как называется результат сложения?
  • Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
  • Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа?
  • Гусь весит 1 кг, сколько он будет весить стоя на двух ногах?

I V тур

«Конкурс зрителей»

  • Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
  • Сколько орехов в пустом стакане?
  • В семье 6 дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье?
  • Как называются прямые, которые никогда не пересекутся?
  • Какой знак надо поставить между числами 2 и 3 , чтобы получилось число большее двух, но меньшее трех?
  • Как называется луч, делящий угол пополам?

I V тур

«Конкурс зрителей»

  • Как называется операция обратная делению?
  • Сколько человек не ждут одного?
  • Назовите три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами.
  • На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось?
  • Какое колесо не крутится при правом повороте?
  • Как правильно сказать: "9 и 7 будет 15" или "9 плюс 7 равно 15"?
  • В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?

V тур

«Разгадайте ребус»


СИЛАЧ

5,2,1,3,



ЗНАМ


Рисунки Савченко Е.М.

СТВО



ОДИН

ЦА Ь


VI тур

«Головоломка»

Найдите имена

трех ученых-математиков

П

И


Вот закончилась игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в турнире отличился?



Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать. Ведь в математике, друзья, Без логики никак нельзя.


«Задачи шутки»

Крышка стола имеет 4 угла. Один отпилили. Сколько углов стало у стола?

5 углов


«Задачи шутки»

Что больше произведение всех цифр или их сумма?

Сумма


«Задачи шутки»

К 7 прибавить 5. Как правильно записать: « одиннадцать » или « адиннадцать »?

Двенадцать


Благодарим наших великолепных участников за игру

Спасибо ВСЕМ!!!

Математический бой

Математический бой - это соревнование двух команд в решении математических задач.

Матбой – развивающаяся форма внеурочной работы по математике. Она активно вошла в практику школы в последние 10-15 лет.

Матбои могут быть организованы как турниры внутриклассные , общешкольные, либо как городские или районные, когда соревнуются сборные команды школ или районов.

Матбои всегда проводятся в виде конкурсов, результаты которых оцениваются жюри. Матбои – очень увлекательная и эмоциональная форма математического состязания, команды всегда должны чувствовать поддержку своих болельщиков. Задания в матбоях могут быть рассчитаны на выполнение в определенный промежуток времени, иногда на выполнение задания команде дается недельный срок. Однако особенно интересны матбои с экспресс-заданиями, которые выполняются в считанные минуты и сразу же оцениваются жюри.

Опыт матбоёв поможет участникам в будущем: умение сделать научный доклад, выслушать и понять работу другого, задавать четкие вопросы по существу – всё это пригодится на семинарах и конференциях, для рецензирования книг и статей, для совместной научной работы. И ещё: ученики разных школ на матбоях знакомятся, создают новый круг общения. И последнее: после удачного проведенного матбоя просыпается вкус к хорошей работе, хочется выступать ещё раз, но как следует, учтя все промахи. Поэтому проиграть командам подчас бывает полезнее, чем победить.

Матбои зародились в Ленинграде и были придуманы Иосифом Яковлевичем Веребейчиком примерно в 1965 г. Первые матбои проводились в стенах шк.№30, где Иосиф Яковлевич работал учителем математики и вёл кружки. Через много лет матбои стали проводиться в разных городах, но при этом возникли отдельные расхождения в правилах. С большим трудом, благодаря летним математическим школам в г.Кирове, где встречались московские, ленинградские и кировские преподаватели, в долгих спорах удалось преодолеть эти расхождения.

Признаки:

Наличие правил общения в условиях соревнования;

Наличие общей цели команды;

Ограниченность времени и его распределение по этапам соревнования;

Объективность оценки результатов;

Четкая система организации;

Занимательная формулировка заданий, задач.

Характеристика:

Цель:

  • Развитие познавательного интереса к предмету.
  • Обобщение и систематизация знаний: в матбое используются задачи в основном на логику и смекалку. А также задачи на темы: составление уравнений и их решение; Многочлены и арифметические операции над ними; Решение систем уравнений с двумя неизвестными.
  • Воспитание умения участников группы взаимодействовать друг с другом.
  • Набрать наибольшее количество баллов.

Подготовка к уроку:

Задачи для математического боя записываются на альбомных листах в четырех экземплярах: для команд, жюри и учителя. Протокол боя для жюри. Черный ящик «с сюрпризом» (см. конкурс капитанов)

Правила:

В математическом бое участвуют две команды (по 7 человек). В каждой команде есть капитан, который определяется командой до начала боя. Бой состоит из двух этапов.

Первый этап – решение задач, второй – сам бой. Во время первого этапа решение задач может происходить совместно всей командой. Помните, что ни один из участников боя не может выходить к доске более двух раз. Поэтому участник, решивший много задач, не решённых другими, должен в ходе первого этапа рассказать полученные им решения товарищам по команде.

Второй этап начинается с конкурса капитанов. (По решению команды вместо капитана в конкурсе может участвовать любой член команды). Команда, выигравшая конкурс, решает, какая из команд делает первый вызов. Об этом, как и обо всех остальных решениях команды, объявляет капитан.

Вызов делается следующим образом. Капитан объявляет: . Другая команда может принять или не принять вызов. Команда, принявшая вызов, выставляет докладчика, другая команда - оппонента. После совещания с командами капитаны называют оппонента и докладчика. Задача докладчика – дать чёткое и понятное решение задачи. Задача оппонента – найти в докладе ошибки. В ходе доклада оппонент не имеет права возражать докладчику, но может попросить его повторить неясное место. Главная задача оппонента – заметить все сомнительные места и не забыть о них до конца доклада. По окончанию доклада происходит дискуссия между докладчиком и оппонентом, в ходе которой оппонент задаёт вопросы по всем неясным местам доклада. Дискуссия оканчивается заключением оппонента: « С решением согласен («не согласен », объяснение).

После этого жюри (учитель) начисляет очки. Каждая задача оценивается в 12 баллов. За ошибки и неточности очки снимаются. Количество снятых очков определяются близостью рассказанного к правильному решению. Если ошибки были найдены оппонентом, то до половины снятых очков получает оппонировавшая команда. В противном случае все отобранные очки достаются жюри.

Команда, получившая вызов, может отказаться от доклада. В этом случае вызывавшая команда обязана доказать, что у неё есть решение задачи. Для этого она выставляет докладчика, а вторая команда – оппонента.

В течение боя каждая команда имеет право на шесть 30-секундных перерывов. Перерывы делаются в тех случаях, когда возникла необходимость помочь стоящему ученику у доски или заменить его. Решение о перерыве принимает капитан.

Если капитан у доски, он оставляет за себя заместителя, исполняющего в это время обязанности капитана. Имена капитана и заместителя сообщаются жюpи до начала pешения задач. Во вpемя pешения задач главная обязанность капитана - кооpдиниpовать действия членов команды так, чтобы имеющимися силами pешить как можно больше задач. Капитан заpанее выясняет, кто будет докладчиком или оппонентом по той или иной задаче и опpеделяет всю тактику команды на предстоящем бое.

Команда, получившая право на вызов, может отказаться от него. В этом случае до конца боя право на доклады имеют только их противники, а отказавшаяся команда может только оппонировать. Оппонирование при этом производится по обычным правилам.

Жюpи является верховным толкователем правил боя. В случаях, не пpедусмотpенных пpавилами, оно пpинимает pешение по своему усмотрению. Pешения жюpи являются обязательными для команд.

В конце боя жюри подсчитывает очки и определяет команду-победителя. Если разрыв в числе очков не превосходит 3 очка, то в бое фиксируется ничья.

На команду может быть наложен штраф до 6 очков за шум, грубость по отношению к сопернику, и т.д.

Протокол Математического боя

№ вызова

№ задачи

Кто кого вызвал

Жюри

Фамилия

Кол-во балл.

Фамилия

Кол-во балл.

Кол-во балл.

Замечания, не точности

Итого:

Образец:

№ вызова

№ задачи

Название I команды

Кто кого вызвал

Название II команды

Жюри

Фамилия

Кол-во балл.

Фамилия

Кол-во балл.

Кол-во балл.

Замечания, не точности

Команда I нарушала тишину

Для какого класса составлен математический бой?

Математический бой для 7 класса

Ход соревнований: Эпиграф: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать

случая сделать его занимательным »

(Паскаль)

Для проведения боя приглашаю две команды: команду « название команды » и команду «название команды ».

(Командам) Получите, пожалуйста, ваши задания. В течение 15-30 минут вы должны выполнить его.

А теперь начинаем математический бой. Вызываю капитанов команд.

«Конкурс капитанов»

Задание: Нужно отгадать что лежит в черном ящике, при этом использовать, как можно меньше подсказок.

Подсказки:

  1. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
  2. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
  3. За многие сотни лет конструкция этого предмета неизменялась, настолько была совершенна.
  4. В Др.Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
  5. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
  6. Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.
  7. Загадка: «Сговорились две ноги

Делать дуги и круги»

Доп.конкурс для капитанов: Кто быстрее назовет 5 математических терминов на букву «Р»:

  1. Единица измерения углов.
  2. Отрезок в круге.
  3. Вид числа.
  4. Плоский четырехугольник.
  5. Уравнения, умеющие одни и те же решения.

Победил капитан команды «название команды ».

Вам слово, капитан. (“Мы вызываем соперников на задачу номер …” .)

Команда " название команды ", вы принимаете вызов? (Да)

Какие вопросы или дополнения будут у жюри?

Уважаемое жюри, выставите, пожалуйста, свои оценки в протокол боя.

Слово предоставляется команде « название команды »

Команда « название команды », вы принимаете вызов?

Выставите, пожалуйста, докладчика и оппонента.

Пока, наше уважаемое жюри подсчитывают результаты, приглашаю команды на сцену…

Для подведения итогов математического боя слово представляется председателю жюри...

Итак, в сегодняшнем математическом бою победила команда " название команды " со счетом: …

Команде « название команды» присваивается звание «Наимудрейшие из мудрейших» ,

Команде «название команды » - «Умнейшие из умнейших».

Спасибо командам, прошу занять свои места.

Список ЗАДАНИЙ

  1. Шоколадка стоит 10 рублей и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка?
  2. Человек говорит: « Я прожил 44 года, 44 месяца, 44 недели и 44 дня ». Сколько ему полных лет?
  3. Счётчик автомобиля показывал 12921 км. Через 2 часа на счётчике опять появилось число, которое читалось одинаково в обоих направлениях. С какой скоростью ехал автомобиль?
  4. Буквенные обозначения впервые были введены французским математиком Франсуа Виетом (1540-1603 гг.). До этого пользовались громозкими словесными формулировками. Попытайтесь записать в современной символике такой пример: « Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найти корни ».
  5. Сколько лет бабушке?

Вася пришел к своему приятелю Коле.

Что же ты не был у нас вчера? – спросил Коля. – Ведь вчера моя бабушка праздновала день своего рождения.

Я не знал, - сказал Вася. – А, сколько лет твоей бабушке?

Коля ответил замысловато: « Моя бабушка говорит, что в её жизни не было такого случая, чтобы не справлялся день её рождения. Вчера она справляла этот день пятнадцатый раз. Вот и сообрази сколько лет моей бабушке».

  1. Допустим я у мамы взяла 100 рублей. Пошла в магазин и потеряла их. Встретила подругу. Взяла у неё 50 рублей. Купила 2 шоколадки по 10. У меня осталось 30 рублей. Я их отдала маме. И осталась должна 70. И подруге 50. Итого 120. Плюс у меня 2 шоколадки. Итого 140! Где 10 рублей?
  2. Трое друзей: Иван, Пётр и Алексей пришли на рынок с жёнами: Марией, Екатериной и Анной. Кто на ком женат, нам не известно. Требуется узнать это на основании следующих данных: каждый из этих шести человек заплатил за каждый купленный предмет столько рублей, сколько предметов он купил. Каждый мужчина истратил на 48 руб. больше своей жены. Кроме того, Иван купил на 9 предметов больше Екатерины, а Пётр – на 7 предметов больше Марии.
  3. Заполните клетки так, чтобы сумма любых трех соседних клеток равнялась 20:
  1. Турист отправляется в поход из А в В и обратно, и проходит весь путь за 3ч 41мин. Дорога из А в В идет сначала в гору, потом по ровному месту и затем под гору. На каком протяжении дорога проходит по ровному месту, если скорость туриста составляет при подъёме в гору 4 км/ч, на ровном месте 5 км/ч, и при спуске с горы – 6 км/ч, а расстояние АВ равно 9 км?
  2. Число оканчивается цифрой 9. Если ту цифру отбросить и к полученному числу прибавить первое число, то получится 306 216. Найдите это число.

Ответы:

Конкурс капитанов: Циркуль

Доп.конкурс капитанов: радиан, радиус, рациональное, ромб, равносильные.

Решения задач:

  1. Отв.: 20 руб . Х/2+10=Х, где Х – цена шоколадки.
  2. Отв.: 48 лет 44 мес. = 3 года и 8 мес.

44 нед. = 9 мес.

44 дня = 1,5 мес.

44 года + 3 года и 8 мес. + 9 мес. + 1,5 мес. = 48 лет и 6,5 мес.

  1. Отв.: 55 км/ч (105 км/ч ).

13031-12921=110 (км)

110:2 = 55 (км/ч)

или

13131-12921=210 (км)

210:2=105 (км)

  1. Бабушке – 60 лет , она родилась 29 февраля. Таким образом, день рождения она отмечала 1 раз в 4 года.
  2. Прибавлять нужно не шоколадки, а 30 руб., которые отдали. Шоколадки уже не в счет, т.к. 30 руб. уже отдали, остальные 20 в счет долга пошли.

Заняла: 100+50=150 руб.

Должна: 150-30=120 руб.

Траты 100+20=120

После всех потерь и затрат осталось 150-120=30 – их я отдала маме, и осталась ей должна 70 руб. и 50 – подруге, итого 120 руб. (сравниваем со 2-ой строчкой).

Если его жена купила у предметов, то она заплатила руб. Значит, имеем , или (х-у)(х+у)=48. Числа х,у – положительные. Это возможно тогда, когда х-у и х+у – чёт., и х+у>х-у.

Разлагая 48 на сомножители, получим: 48=2*24=4*12=6*8 или

Решая эти уравнения, получаем:

Отыскивая те значения х и у , разность которых равна 9, находим, что Иван купил 13 предметов, Екатерина – 4. Точно так же Пётр купил 8 предметов, Мария – 1.

Таким образом, получаем пары:

  1. Числа, между которыми лежит по две клетки, должны совпадать.

Разница только в третьем числе: 4

Ответ:

  1. Пусть х – длина пути по ровному месту СД, тогда АС+ДВ=9-х.

Участки АС и ДВ турист проходит дважды, один раз в гору со скоростью 4 км/ч, другой

раз под гору со скоростью 6 км/ч.

На этот путь он затратит

Путь по ровному месту займёт Т.к. на весь путь туда и обратно туристу потребуется 3ч. 41мин., то

|*60

15(9-х)+10(9-х)+12*2х=221

135-15х+90-10х+24х=221

Х=-4

Ответ: х= 4 км.

  1. Отв.: 278 379

Задания для болельщиков:

Загадки:

Не похож я на пятак,

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, но не бублик.

(ноль)

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня...

(квадрат)

Белочка грибы сушила,

Белых было 25,

Да ещё масляток 5,

7 груздей и 2 лисички,

Очень рыженьких сестрички.

У кого ответ готов?

Сколько было всех грибов?

(39)

  1. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбоков? (11)
  2. Что означало слово «тьма» в математике? (много)
  3. Соперник нолика? (крестик)
  4. Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
  5. Треугольный платок? (косынка)
  6. Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)
  7. Исчезающая разновидность учеников? (отличники)

Задание: Назвать математические термины на букву П:

  1. Сотая часть числа (процент)
  2. График квадратичной функции (парабола)
  3. Взаимное положение двух прямых (параллельные)
  4. Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
  5. Отрезок, образующий прямой угол с данной прямой (перпендикуляр)
  6. Знак для обозначения действия (плюс)
  7. Геометрическое преобразование (поворот)
  8. Плоский четырехугольник (параллелограмм)

Кроссворд

По горизонтали:

1. Луч, делящий угол пополам. 4. Элемент треугольника. 5, 6, 7. Виды треугольника (по углам). 11. Математик древности. 12. Часть прямой. 15. 16. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

По вертикали: 2. Вершина треугольника. 3. Фигура в геометрии. 8. Элемент треугольника. 9. Вид треугольника (по сторонам). 10. Отрезок в треугольнике. 13. Треугольник, у которого две стороны равны. 14. Сторона прямоугольного треугольника. 17. Элемент треугольника.

Игра.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз,

Лишь скажу я слово “три” -

Приз немедленно бери!

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а вну три

Рыбёшек мелких увидали,

И не одну, а целых … две.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом,

Смо три , на старте не хи три ,

А жди команду “раз, два, … марш!”

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

1. Биссектриса.

4. Сторона.

5. Прямоугольный.

6. Остроугольный.

7. Тупоугольный.

11. Пифагор.

12. Отрезок.

15. Гипотенуза.

16. Медиана.

2. Точка.

3. Треугольник.

8. Вершина.

9. Равносторонний.

10. Высота.

13. Равнобедренный.

14. Катет.

17. Угол.

При разработке математического боя была использована следующая

Литература:

  1. Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки [Текст]. / под ред. М.К. Потапова с текстологической обработкой Ю.В. Нестеренко. – М.: Наука, 1978. - 192 с.

Книга содержит задачи занимательного характера, имеющие различные степени трудности. Как правило, задачи решаются с привлечением минимальных сведений из арифметики и геометрии, но требуют сообразительности и умения логически мыслить. В книге содержатся как задачи, доступные детям, так и задачи, представляющие интерес для взрослых.

  1. Журнал «Математика в школе». – 1990. - №4. Использовалась статья под названием «Математический бой». В ней подробно описывается что такое Матбой, правила математического боя, примерные задания.
  1. Карп, А.П. Даю уроки математики [Текст]: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 191 с.

В Книге содержатся методические разработки некоторых уроков, образцы к/р., материалы для проведения математических соревнований (олимпиады, матбой) и других конкурсов. Книга окажет помощь учителю в работе с учащимися, проявляющими интерес к математике.

  1. Из книги Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: Книга для учителя. – М.: Просвящение, 1990. – 96 с.

были взяты некоторые задания для соревнований-эстаффет.

  1. В.А. Гусев, А. И.Орлов, А.Л. Розенталь "внеклассная работа по математике в 6-8 классах". М: Просвещение, 1984-285 с.
  1. Кордемский Б.Я. "Увлечь школьников математикой:(материал для классных и внеклассных занятий).М: Просвещение,1981-112с.

Эта книга -своеобразное пособие содержащее вспомогательные материалы для воспитания увлеченности математикой. Автором подобраны интересные и ценные рассуждения ученых, приведены оригинальные занимательные задачи для математических игр и математических боев.


Внеклассное мероприятие

«Физико-математический турнир»

среди учащихся 9 х классов

Выполнили: учитель физики Моисейкина Л.Ф., учитель математики Журавлёва И.В.

Цели мероприятия:

    активизация познавательной деятельности учащихся;

    развитие умений быстро и эффективно мыслить;

    отработка знаний и умений, полученных в процессе обучения;

    повышение познавательного интереса к физике и математике;

    развитие культуры коллективного мышления;

    воспитание чувства ответственности за команду, чувства солидарности и здорового соперничества.

Форма проведения: викторина.

Технология: групповая работа.

Оборудование: столы для игроков двух команд и для членов жюри; компьютер; интерактивная доска; эмблемы для команд; оценочный лист игры для жюри; листы для ответов на финальную игру; презентация игры.

Участие: в игре участвуют 2 команды от каждого класса, по 5 человек в каждой команде.

Возраст участников: 9 класс

Подготовительная работа: 1. Повторить пройденный материал.

2. Придумать название команды, приветствие и девиз,

выбрать капитана, сделать эмблему.

Ход игры

Дорогие друзья, гости и участники нашей игры! Мы рады приветствовать вас на физико-математическом турнире. Для кого же сегодня мы проводим турнир? Конечно, для вас, любимые наши ученики! Мы хотим, чтобы вы сегодня немножко отдохнули, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, показали свои знания, в общем – провели время с пользой. Девизом к нашей игре будут слова средневекового персидского учёного Аль-Бируни: «Знание – самое превосходное из владений человека. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Сегодня в турнире соревнуются две команды:

1.Команда «Мыслители» (учащиеся 9 «А» класса), капитан команды - …

В составе команды - …

2.Команда «Умники» (учащиеся 9 «Б» класса), капитан команды - …

В составе команды - …

Команды, представьте нам, пожалуйста, ваши девиз и приветствие.

Команда «Мыслители»

Приветствие Нам не страшны

Любые испытания.

Вперёд, друзья,

Покажем наши знания!

Наш девиз: Мы будем мыслить, убеждать,

Идя к финалу побеждать!

Команда «Умники»

Приветствие Мы умные и смелые,

В деле мы умелые.

Победим мы в этот раз,

Нам соперник – не указ!

Наш девиз: Один ум хорошо, а ум команды лучше!

Оценивать команды будет строгое и справедливое жюри (представление жюри).

Давайте познакомимся с правилами игры.

Правила игры

Игра состоит из 2 туров и финала.

В каждом туре 4 темы (по физике и математике) по 5 вопросов в каждой. Темы и стоимость вопросов указаны на табло каждого тура. Команды ведут игру по очереди. Тему и стоимость вопроса выбирает капитан команды. Выбранный вопрос зачитывается ведущим. На обдумывание вопроса дается 30 секунд. Капитан указывает на игрока, который будет отвечать на вопрс или отвечает сам. Если команда отвечает правильно, то она получает количество очков выбранной категории. Неверный ответ – 0 очков.

Если команда выбирает вопрос «Кот в мешке», то она может ответить на него сама или может передать этот вопрос другой команде.

В финале команды думают над вопросом в течение 30 с и дают ответ письменно. Команда, ответившая правильно, получает 100 очков.

Заработанные очки команд считают члены жюри. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Болельщики тоже могут блеснуть своими знаниями. Если команды не ответили на вопрос, отвечают болельщики и полученные очки отдают любимой команде.

Итак, мы начинаем наш турнир.

Пожелаем вам, друзья,

Сражаться дружно и отважно.

Кому достанется победа –

Совсем - совсем не важно.

Пусть сильней кипит борьба,

Живей соревнованье.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания!

Жеребьевка. Команда, которая первая даст ответ на поставленный вопрос, начинает игру.

I тур

ФОРМУЛЫ И

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ИНСТРУМЕНТЫ

И УСТРОЙСТВА

В МИРЕ ЧИСЕЛ

ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ

ФОРМУЛЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Способ изменения внутренней энергии тела без совершения работы. (Теплопередача)

    Три лошади в упряжке пробежали 90 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (90 км)

    Что выражает эта формула? (Условие равновесия рычага)

    Как называются координаты точки? ( Абсцисса и ордината )

    Какой график соответствует формуле Как он называется?

1) 2) 3) 4)

(График №3, гипербола)

ИНСТРУМЕНТЫ И УСТРОЙСТВА

    Планка для вычерчивания прямых линий и для измерений. (Линейка)

    На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперёд

Нам погоду узнаёт. (Барометр)

    Назовите лишний прибор: мензурка, спиртовка, динамометр, термометр. (Спиртовка)

    В Древнем Египте и в Древней Греции задолго до нашей эры использовали это устройство, предназначенное для вычислений. Это была доска с полосками, по которым передвигались камешки. Что это? (Абак)

    Уберите лишнее слово из ряда: путь, скорость, метр, время, площадь , секунда.

В МИРЕ ЧИСЕЛ

    Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов. (Натуральные)

    Число, на которое делят. (Делитель)

    Что больше: произведение цифр или их сумма? (Сумма, т. к. произведение цифр равно нулю)

    В каком числе столько же цифр, сколько букв в написании? (100 - сто)

    Чему равно это число, если этого числа равны 40? (50)

ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ

    Кого из великих математиков называют «отцом алгебры»? (Виет)

    Ученый, который известен как создатель школы математиков.

Он впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные. (Пифагор)

    Для изучения одного явления этот ученый забирался на Пизанскую

башню. Назовите этого ученого. (Галилей)

    Ученый, открывший этот закон, родился в городе Сиракузы. Закон

объясняет действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Закон открыт в ванне. (Архимед)

    Два почти одинаковых числа, разница между которыми только в знаке. (Противоположные)

II тур

РЕБУСЫ

100

ФИЗИКА

100

ЗАГАДКИ

100

ЕДИНИЦЫ

ИЗМЕРЕНИЯ

100

РЕБУСЫ



    Расположите в порядке убывания углы: тупой, развёрнутый, острый, прямой.

( Развёрнутый, тупой, прямой, острый )


25.

ФИЗИКА

    Это явление происходит при контакте двух тел.

Приносит больше пользы, чем вреда.

Является одной из причин низкого КПД механизмов.

Одна из причин – шероховатость поверхности . (Трение)

    Назовите лишнего ученого: Ньютон, Попов, Дарвин , Галилей.

    Назовите лишнюю приставку: милли, санти, деци, кило .

    Какой олимпийский девиз напрямую связан с изображенными буквами

v, h, F? (Быстрее, выше, сильнее)

    В роще было 700 берез и 300 сосен. Сколько процентов всех деревьев

составляют сосны? (30%)

ЗАГАДКИ

    Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки,

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры)

    Сильнее солнца, слабее ветра,

Ног нет, а идет,

Глаз нет, а плачет. (Туча)

    Мне служит головой вершина.

А то, что вы считаете ногами,

Все называют сторонами. (Угол)

    Посреди поля серебряные зерна. (Роса)

    Как называется предмет для поддержки чего-нибудь? (Опора или подвес )

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

    Сколько минут в одном градусе? (60 минут)

    Сколько минут в часа? (24 мин)

    В этих единицах измеряют массу алмазов . (Карат)

    Это прямо пропорционально приложенной силе и прямо

пропорционально пройденному пути, измеряется в Джоулях.

(Механическая работа)

    Как ещё называют кубический дециметр? (Литр)

ФИНАЛ

    Расшифруйте слова и назовите лишнее:

НОКУС, ЯМАРЯП, АТЧОК, ЛОПСОТЬКС (Конус)

    Можно ли с помощью пружинного динамометра измерить вес тела в космосе? (Нет, т.к. в космосе невесомость, и в пружине не возникнет деформация)

    В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три места. Какое

место занял каждый юноша, если Гриша занял не второе и не третье место,

а Толя не третье. (Гриша – I , Толя – II , Юра – III )

    Половину пирога мама разрезала на 6 равных кусков. Один кусок она

дала Диме. Какую часть пирога получил Дима? (

    Характеристика поверхности тела, которая влияет на его излучательную

и поглощательную способность. (Цвет)

Вот закончилась игра.

Подвести итог пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Подведение итогов

Определение победителя и награждение.

Подведены итоги.

Награды вручены.

Турнир окончен.

Активны были вы.

От игровых заданий к знаниям

Команды дружно шли.

Но главные победы,

Конечно, впереди!

Желаю вам, ребята,

Счастливого пути!

«Математический турнир»

8 класс

Тем, кто учит математику,

Тем, кто учит математике,

Тем, кто любит математику,

Тем, кто ещё не знает,

Что может любить математику,

Наш турнир математический посвящаем!

Цели:

  • активизировать познавательный интерес к предмету;
  • обобщить и систематизировать теоретические и практические знания учащихся;
  • развивать познавательную и творческую активность;
  • формировать заинтересованность в приобретении новых знаний, умение нестандартно мыслить;
  • способствовать формированию чувства сплоченности, солидарности и здорового соперничества.

Ведущий:

Всем! Всем! Всем! Сегодня состоится математический турнир! Приглашаем всех отправиться в интересную и веселую страну, которая называется математикой! Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность и конечно хорошее настроение!

Вы встретились здесь вместе-

Кто смекалистей решить,

Дело класса, дело чести

В этой встрече защитить.

Вы сражаться должны дружно, с ясной целью победить,

Оправдать надежды нужно и себя не посрамить!

Девизом нашего турнира стали слова немецкого математика Г.В.Лейбница:

«Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт».

Правила игры.

В игре принимают участие 2 команды. Первая команда - «Треугольник», вторая- «Квадрат». У каждого из членов команд отличительные знаки-эмблемы, по которым можно понять, кого представляет данный ученик

Ведущий: Сегодня мы проводим турнир, посвящённый математике-«царице всех наук».

Славим математику

Математика, тебя сегодня славим,

И хотим спасибо мы сказать,

Ведь о тех, кто приложил старанья,

Ты заботишься, как ласковая мать.

Развиваешь ум и память нашу,

Учишь сравнивать, трудиться, рассуждать,

А подбросив трудную задачку,

Учишь нас трудности преодолевать.

Ты нас пробуждаешь, окрыляешь,

Быть настойчивыми учишь неустанно.

И познаний жажду разжигаешь,

Предлагая неразгаданные тайны.

О. Панишева

Ведущий:

Итак, турнир я открываю,

Вам успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро всё в уме считать!

Представление команды.

Счётный конкурс начинаю,

Добрый день, мои друзья!

Две команды на турнире,

Их сейчас представлю я.

1.Вот команда «Треугольник»:

Пусть узнает каждый школьник,

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

2.Про команду №2

Разошлась уже молва.

Называется «Квадрат»,

Им любой учёный рад.

Слово предоставляется командам.

Каждая команда во главе с капитаном знакомит с названием своей команды, девизом, приветствием.

Приветствие команд.

Конкурс: «Мы желаем Вам».

Команда: «Треугольник».

Девиз: «В треугольнике друзей лучше считать,

легче решить и победить!»

1.Сегоднишний турнир мы выиграть хотим.

И просто вам победу не дадим.

Придётся попотеть и постараться

За каждое очко мы будем драться.

2.Мы смекалку проявим и отвагу,

А если вдруг не повезёт?

Победа всех когда-нибудь найдёт!

3.Пусть сильней кипит борьба.

Сильней соревнованье,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

4. Этот турнир сейчас

Науке посвящается,

Что математикой у нас

С любовью называется.

5.Она поможет воспитать

Такую точность мысли.

Чтоб в нашей жизни всё познать.

Измерить и исчислить.

Команда: «Квадрат».

Девиз: «У нашего квадрата

Все стороны равны,

Наши ребята дружбой сильны!»

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

2. Этот турнир ждали мы,

По нему истосковались умы

Дружно будем задачи решать-

Мы хотим математику знать.

3.Как же нам не веселиться?

Не смеяться, не шутить?

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить!

4. Наша команда «Квадрат»-

Приветствует всех собравшихся ребят.

Желаем всем победить,

А себе не проиграть!

5. И соревнуясь вместе с вами.

Мы остаёмся друзьями.

И так пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.

Ведущий:

И жюри мы пожелаем

Справедливей, строже быть,

Ибо сами понимаем,

Как трудно вам всех оценить!

(Жюри оценивает эмблему, девиз, приветствие каждой команды. Максимальный балл -3).

Ведущий:

Для решения большинства задач недостаточно одних знаний, необходимы находчивость и внимательность.

Разминка.

«Повторение - мать учения».

Каждая команда отвечает на вопросы. (За верный ответ - 1балл).

Команда «Треугольник».

Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).

Сколько корней имеет уравнение =0? (1).

Кривая, являющаяся графиком функции у =. (гипербола)

Что меньше или ? (равны).

Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? (диагональ).

6. Мера веса в старой России, равная 16.04кг (пуд).

7. Цифры, которые употребляли в Древнем Риме около 2500лет назад (римские).

8. Нахождение корней уравнения (решение).

Команда «Квадрат».

Самая большая хорда в круге (диаметр).

Прямоугольник. у которого все стороны равны (квадрат)).

Сколько корней имеет уравнение = 2 ? (2).

График функции у = (парабола).

Что общего у трапеции и прямоугольника?

Что больше или (равны).

Точки, из которых выходят стороны четырёхугольника (вершины).

Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой (радиус).

(После ответов обеих команд жюри подсчитывает баллы).

I . Первый тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Конкурс: «Один за всех, все за одного».

Разгадывание шарад.

Команды должны быстро, верно и самое главное дружно дать ответ.

(Конкурс оценивается в 2 балла.)

1.Когда меня ты режешь, то не плачешь,

И всё - таки слезу смахнёшь с лица,

А сменишь букву, - выгляжу иначе:

С началом стану я, но без конца.

(лук - луч).

2.Арифметический я знак,

В задачнике меня найдёшь

во многих строчках.

Лишь «о» ты вставишь, зная как,

И я - географическая точка.

(плюс - полюс).

3.Слово первое - почётный титул,

Им даже Монте -Кристо называли.

А второе часто говорим мы,

Если очень сильно замерзаем.

(граф - ик).

4.Предлог в моём стоит начале.

В конце же - пригородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. (за-дача)

Конкурс: «Шевели мозгами».

(за 2 минуты переставить буквы и получить новые слова)

РЕНИУАНВЕ (УРАВНЕНИЕ)

ЬДОРБ (ДРОБЬ)

ТЕООРЗК (ОТРЕЗОК)

МАМРГ (ГРАММ)

МЕЛЬДО (МОДЕЛЬ)

Подведение итогов.

Ведущий:

Пока команды думают над своим заданием, вы, болельщики, можете помочь заработать очки своим командам.

Назовите математические термины, понятия, символы, знаки на букву «П»

(например: прямая, пропорция, пять, подобие,…). Каждое слово-1 балл

II . Тур второй: пусть всякий знает,

Кто же лучше вычисляет?

Мне задачки прочитать,

Вам же думать и считать.

Конкурс «Наш конструктор числовой - поработай головой».

1. Реши:.

Решение:

2. Докажи, что

( + ) : ( = 0,78) = 6.

Решение: (15 + 33) : (.0,3 + 0,78.10) = 6.

Игра «Где ошибка?»

Дикобраз в подарок сыну

Сделал новую машину,

К сожалению она

Недостаточна точна.

Результаты перед вами -

Быстро всё исправьте сами.

Ведущий:

Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилось коза. А вместо утюга - слон. Чтобы решать уравнения, нужно совершать ряд преобразований, и делать это очень осмотрительно.

«Найди ошибку!»

1. 5х - 20=9х - 36

5(х - 4)=9(х - 4); разделить на (х - 4)

5=9

Ответ: корней нет.

2.Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки:

5*5*5*5=4 5 4. 2 3 +2 7 =2 10

2 3 *2 7 =4 10 5. 7 1 =1

2 30 /2 10 =2 3 6. (2х) 3 =2х 3

Какие определения, свойства, правила не знает ученик?

Конкурс: «Книга - книгой, а мозгами двигай».

На доске прикрепляются геометрические фигуры. Нужно каждой фигуре найти её пару - карточку с нахождением её площади. На обратной стороне карточки буква. Составив слово, должны угадать учёного математика, на могиле которого был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200лет по этому чертежу

Вызываются по 2 участника из команд. ( За верный ответ - 1балл.)

а h

а h

а h

ав

(а+в) h

А

Р

Х

И

М

Е

Д

Жюри проверяет конкурс, объявляет его результат.

III . Третий тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Будут трудные задачи,

Пожелаем всем удачи!

И вот, наконец, конкурс капитанов: «Почтовый ящик».

Капитаны каждой команды достают задачи и после размышления дают ответ. (Каждый ответ оценивается в 1 балл).

1.В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10).

2. От куска материи длиной 200 метров отрезали каждый раз по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней).

3. Угол в 1 градус рассматривают в лупу, дающую 4-х кратное увеличение. Какой величины окажется угол? (В 1 градус).

4. Любой месяц начинается с 1 и кончается на 30 или 31. Какой месяц имеет число 28?

5.Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять 1 сапог).

6.Профессор ложится спать в 20 часов. Ставит будильник на 9 часов утра.

Сколько часов проспит профессор? (1 час).

Домашнее задание.

Галерея замечательных чисел.

«Дождь звёзд и синие поля послушны числам».

Велимир Хлебников

Ведущий: Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.

Самые древние по происхождению числа - натуральные. «Ручейки» натуральных чисел, сливаясь, порождают безбрежный океан вещественных и разного рода особых специальных чисел

(Каждая команда представляет своё число. Максимальная оценка - 5баллов).)

IV . Вы ребята, все устали.

Много думали, считали,

Отдохнуть уже пора!

Так четвёртый тур - «Игра!»

Проведём игру « Узнай слово!» Решив примеры, вы должны узнать учёного, который ввёл запись степеней.

1. д

3. К

4. А

5. Х 5 =243 Р

512 Т

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.

(Участвуют болельщики обеих команд). Болельщики могут принести команде очки, если правильно справятся с заданием.

Конкурс «Геометрия трав».

Назовите слова математического происхождения, которые есть в стихотворении.

Математик несбывшийся, странник.

Оглядись, удивляясь стократ:

В травах - срез волчеца - пятигранник,

А сеченье душицы - квадрат.

Всё на свете покажется внове

Под гольцом, чья вершина в снегу:

Водосбор - треуголен в основе

На цветущем альпийском лугу!

Где же круг?

Возле иглистой розы,

Там, где луг поднебесный скалист,

Вижу - с ветром играет берёзы

Треугольноромбический лист…

Подмечайте математику вокруг себя - в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений - красивые геометрические фигуры.

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Пока жюри поводит итог вопрос для всех.

Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.

Подсказки:

Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.

Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.

Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.

Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.

Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.

В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5. (египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение 3 2 + 4 2 = 5 2 , т.е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора).

Подведение итогов. Объявление победителей. Вручение призов.

Спасибо всем за участие!

Ведущий:

Пришел час расставанья,

Пусть мат.турнир в сердцах живет!

Давайте скажем «До свиданья»!

До встречи через год!

Литература:

  1. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика.5 - 11кл. Волгоград: Учитель, 2004.
  2. Гончарова Л.В. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель,2003.
  3. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой.5 - 11кл. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Кордемский В.Г. Удивительный мир чисел. Книга для учителя.Москва: Просвещение, 1986.
  5. Лепёхина Т.А. Математическое ассорти. Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.Москва:1988.
  7. Панищева О.В.. Математика в стихах Волгоград: Учитель, 2008.


Статьи по теме: