Характеристика гектора из илиады. Урок Прощание Гектора с Андромахой Задачи: • Дать представление о

Характер Гектора поражает своей глубокой принципиальностью, для него самым важным является сражаться за родину и за свой народ. При всей своей религиозности, которую Гомер подчеркивает у него не раз, он предпочитает военные подвиги. Ему нестерпим стыд между троянцами и троянками за плохое проведение на войне. Он не боится признавать своих военных ошибок и покрывает их своим героизмом. пылая страстью к военным подвигам, он, вопреки советам старших, выставил свои войска против Ахилла и не увел их в Трою, хотя его собственная гибель и гибель множества троянцев была очевидна. Сознание своего долга, стыд перед соотечественниками в случае своей измены, привычка сражаться в первых рядах, - эти мысли приходят ему даже при расставании с андромахой. При появлении великолепно вооруженного Аякса у Гектора дрожит сердце. Но у него не возникает и мысли о том, чтобы уклониться от боя или вести бой каким-нибудь нечестным способом, не нападая открыто и благородно. Ранение в шею и в колени не только его не останавливает, но и раззадоривает еще больше. Однако при всем своем героизме и при всей своей принципиальности Гектор изображен у Гомера со всеми психологическими слабостями, колебаниями и неуверенностью. Гектор думает, что ничего не стоит захватить золотой щит нестора и пестрый панцирь Диомеда, сделанный самим Гефестом. Но,конечно, из этого ничего не выходит. Он настолько уверен в своей победе над ахейцами, что готов сравнивать себя с Аполлоном и Афиной Палладой, хотя сам прерасно знает, что должны погибнуть не ахейцы, но Троя. Странно, что завидевши Ахилла он вдруг стал убегать так, что трижды оббегает трою.(внутренние колебания). Трагедия Гектора ужасная. Встретившись с Ахиллом после погони, он нисколько не теряется и мужественно вступает в поединок. Однако он очень быстро убеждается в том, что его обманула Афина Паллада и что его омтавил одного Дефиоб, в образе которого и являлась богиня. Впрочем, еще раньше Гомер возвещает: "Гектора ж гибельный рок оковал, и остался один он там же, близ Скейских ворот, перед крепкой стеной городскою." Он, всегда так надеявшийся на богов, убеждается теперь в их коварстве и вероломстве и произносит слова, которые полны одновременно мужества и отчаяния:

Горе мне! К смерти, как вижу я, боги меня призывают!

Я полагал, что герой Деифоб близ меня находился,

Он же внутри, за стеной, а меня обманула Афина!

Близко теперь предо мною зловещая смерть, недалеко!

Но если судьба Гектора трогательна, то его конец наполнен жалостью и состраданием. Просьба, направленная к озверевшему противнику о том, чтобы его, Гектора, не отдавать после смерти псам на съеденье, но похоронить по обычаям старины, и затем девятидневное надругательство Ахилла над трупом Гектора.

Итак, Гектор у Гомера: беззаветно своему народу его вождь, пламенный патриот и бесстрашный солдат, наивный, нерешительный и не всегда удачливый полководец, излишне самонадеянный, хвастливый человек, нежнейший семьянин, герой, знающий свое роковое предназначение и тем не менее открыто идущий в бой, волевой и обреченный, обманутый богами, жалкая и скорбная жертва неприятельского зверства и человек, потерявший решительно все: и родину, и семью, и собственную жизнь.

Характер Гектора, в отличие от истеричного Ахилла, поражает своей глубокой принципиальностью: для него самым важным является сражаться за родину и за свой нарОдиссея При всей своей религиозности, которую Гомер подчеркивает у него не раз, в одном знаменитом стихе он предпочитает военные подвиги всякому птицегаданию (Илиада, XII, 243).

Ему нестерпим стыд перед троянцами и троянками за плохое и неумное поведение на войне. Он не боится признавать своих военных ошибок и покрывает их своим героизмом. Пылая страстью к военным подвигам, он, вопреки советам старших, выставил свои войска против Ахилла и не увел их в Трою, хотя его собственная гибель и бесполезная гибель множества троянцев была почти очевидна. Эти внутренние колебания, перекрытые беззаветным героизмом, прекрасно изображены у Гомера (XXII, 99-130). Сознание своего долга, стыд перед соотечественниками в случае своей измены, привычка сражаться в первых рядах, - эти мысли приходят ему даже при расставании с Андромахой (VI, 441–449). При появлении великолепно вооруженного Аякса у Гектора дрожит сердце (VII, 216). Но у него не возникает и мысли о том, чтобы уклониться от боя или вести бой каким-нибудь коварным способом, не нападая прямо, открыто и благородно (242–245). Ранение в шею (262) и в колени (271) не только его не останавливает, но раззадоривает еще больше. Малейшее колебание относительно плана боя при первом же понуждении со стороны сразу превращается у него в пылкое наступление (XVI, 713–728).

Однако совершенно ошибочно традиционное представление о гомеровском Гекторе как о некоем непоколебимом богатыре, который ведет себя прямолинейно и схематично и лишен всякой психологии. Эту психологию видят обычно только в знаменитой сцене прощания Гектора с Андромахой. Действительно, нежные супружеские и отеческие чувства, с которыми выступает здесь могущественнейший и храбрейший герой Гомера, настолько жизненны и глубоки, что они еще и сейчас продолжают волновать читателей, еще и сейчас являются вершиной красоты героической личности в мировой литературе.

Но обычно пропускают, что при всем своем героизме и при всей своей принципиальности Гектор изображен у Гомера со всеми теми психологическими слабостями, со всеми теми постоянными колебаниями и неуверенностью, со всей той опрометчивостью, экспансивностью и импульсивностью, иной раз даже наивной гордостью и самомнением, которые можно найти в самом маленьком и недалеком человеке. Любители схематизировать и превращать Гомера в скучный и монотонный эпос всегда упражнялись главным образом на Гекторе. Однако это ничем не оправдывается, если не подходить к Гектору предвзято и если внимательно читать Гомера.

Гектор думает, что ничего не стоит захватить золотой щит Нестора и пестрый панцирь Диомеда, сделанный самим Гефестом (VIII, 191–197). Но, конечно, из этого ничего не выходит. Он настолько уверен в своей победе над ахейцами, что готов сравнивать себя с Аполлоном и Афиной Палладой (537–541), хотя сам же прекрасно знает, что должны погибнуть не ахейцы, но Троя (VI, 548 слог). Ему ничего не стоит пообещать Долону коней Ахилла и даже поклясться в этом именами Зевса и Геры (X, 329–331). Из отступления Агамемнона он тотчас же опять делает вывод о своей обязательной победе над ахейцами (XI, 286–290). Но вот (XVIII, 254–283) мы читаем речь мудрого и рассудительного Пулидаманта, сверстника и сотоварища Гектора, о том, почему не нужно оставаться на равнине и ожидать выступления рассвирепевшего Ахилла.

Что же отвечает ему Гектор? Он опять обольщен своим приближением к ахейским кораблям, опять забыл о наступающей гибели Трои и прямо-таки насильно заставил замолчать Пулидаманта (285–297). Его не трогают душераздирающие рыдания и просьбы не выступать против Ахилла, которые он слышит от своих самых близких и любимых людей (XXII, 38–91). Но завидевши Ахилла, он, никогда и никого не боявшийся, вдруг затрепетал и стал убегать, так что тот в погоне за ним трижды обегает Трою (136–207). Только лживое вмешательство Афины Паллады убедило его остановиться. Но и встретившись с Ахиллом, заговоривши с ним, он тоже раздирается внутренними колебаниями. Поэтому слишком очевидна ложь ленивого Париса, который, не желая воевать, сравнивает воинский дух Гектора с несокрушимым топором (III, 60–63).

Трагедия Гектора ужасная. Встретившись с Ахиллом после погони, он нисколько не теряется и с великим мужеством вступает в поединок. Однако он очень быстро убеждается в том, что его обманула Афина Паллада и что его оставил одного Деифоб, в образе которого как раз и являлась эта богиня. Впрочем, еще раньше того Гомер сурово и непреклонно возвещает (XXII, 5 слог):

Гектора ж гибельный рок оковал, и остался один он

Там же, близ Скейских ворот, перед крепкой стеной городскою.

Он, всегда так надеявшийся на богов, убеждается теперь в их коварстве и вероломстве и произносит слова, которые полны одновременно и мужества и отчаяния (297–305):

Горе мне! К смерти, как вижу я, боги меня призывают!

Я полагал, что герой Деифоб близ меня находился,

Он же внутри, за стеной, а меня обманула Афина!

Близко теперь предо мною зловещая смерть, недалеко!

Не убежать от нее! Уж давно это стало угодней

Зевсу и сыну его Дальновержцу, которые раньше

Мне помогали всегда. Сегодня судьба настигает!

Не без борьбы я, однако, погибель приму, не без славы!

Сделано дело большое: чтоб знали о нем и потомки!

Эти стихи являются опровержением традиционной оценки эпического стиля Гомера как прямолинейного и однотонного. Здесь отчаяние героя и его несокрушимая героическая воля даны сразу и одновременно.

Но если судьба Гектора трогательна, то его конец наполняет нас жалостью и состраданием. Просьба, направленная к озверевшему противнику о том, чтобы его, Гектора, не отдавать после смерти псам на съедение, но похоронить по обычаям старины, и это девятидневное надругательство Ахилла над трупом Гектора леденит душу даже у самого нечуткого читателя. Таков конец великого героя.

Итак, Гектор у Гомера: беззаветно преданный своему народу его вождь, пламенный патриот и бесстрашный солдат, наивный, нерешительный, колеблющийся и не всегда удачный полководец; излишне самонадеянный и нерасчетливый, хвастливый и ребячески напористый человек; нежнейший семьянин; герой, знающий свое роковое предназначение и тем не менее открыто, идущий в бой; волевой и обреченный, обманутый богами и раздавленный людьми; жалкая и скорбная жертва неприятельского зверства и человек, потерявший в конце концов решительно все: и родину, и семью, и собственную жизнь.

доцент кафедры филологического образования СПб АППО

ГУМАНИЗМ ГОМЕРА. Два урока литературы в 7 классе .

Урок 1. Прощание Гектора с Андромахой

Задачи:

Дать представление о личности Гомера.

Раскрыть смысл эпизода прощания Гектора с Андромахой: война и вечные ценности.

Научить подбору цитат для характеристики героя.

Ход урока

1. Рассказ учителя о Гомере. Поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии, на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Создателем эпических поэм Древней Греции считают Гомера (жившего примерно в VIII в. до н. э.) слепого бродячего аэда, нищего певца. Записаны поэмы были, как принято считать, в VI в. до н. э.

Уже в классической Греции его имя было окружено легендами. По преданию, слава Гомера была столь велика, что семь городов Эллады оспаривали право называться его родиной:

Семь городов соревнуют за мудрого корень Гомера:

Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Пилос, Аргос, Афины.

Его называли "воспитателем Греции" (Платон).

А современники верили, что волшебное пение их слепого аэда-сказителя оживляет скалы и укрощает диких зверей.

Одно из семи чудес света – Зевс Олимпийский – был создан скульптором Фидием таким, каким его описал Гомер в «Илиаде». Александр Македонский в своих походах не расставался с этой поэмой, он держал ее копию под подушкой.

Гомеровский вопрос – это вопрос об авторстве «Илиады» и «Одиссеи».

Из-за того, что сведения о личности Гомера отсутствуют, многие учёные ставили под сомнение существование самого Гомера, не понимая, как один человек мог создать устно и держать в памяти тысячи стихов

Высказывалась мысль, что «Илиада» составлена из отдельных самостоятельных песен и не является единым произведением одного автора. В конце XVIII века немецкий учёный Вольф считал, что среди поэтов, исполнявших «Илиаду» и «Одиссею» наибольшей известностью обладал Гомер, и отсюда якобы авторство.

Для нас же, сегодняшних читателей, главное не авторство Гомера, а те величайшие поэмы, которые связаны с его именем. Мы их будем читать в переводах XIХ века - Гнедича и Жуковского.

Одним из изобразительно-выразительных средств языка являются крылатые слова. Именно в поэмах Гомера это название встречается много раз («Он крылатое слово промолвил»; «Между собой обменялись словами крылатыми тихо»). Гомер называет слова крылатыми потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Спустя время под крылатыми словами стали понимать вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и некоторых литературных героев. Расскажите, какой смысл мы вкладываем в эти выражения:

яблоко раздора - _

ахиллесова пята - _

троянский конь -

два Аякса - _

гомерический хохот -

между Сциллой и Харибдой - _

работа Пенелопы - _

кануть в Лету -

Устно объясняем не только современное значение крылатых слов, но и историю их происхождения, мифологический сюжет, их породивший.

Чтение и обсуждение эпизода «Свидание Гектора с Андромахой».

Почему, несмотря на жалость и тревогу, Гектор не может выполнить

её просьбу?

Сознание долга перед родиной, перед своими соплеменниками у Гектора сильнее чувства семейной преданности и любви. Он не может потерять свою честь, достоинство, уронить своё доброе имя. Для Гектора, как и для Ахилла, честь дороже жизни. Эта честь героя не дала ему уступить мольбе жены.

Что можно сказать о жизненных ценностях героя?

Гектор в этой сцене предстаёт как любящий, глубоко сочувствующий человек, отчётливо представляющий себе ту участь, которая ждёт жену и ребёнка после его гибели. Он страшится даже помышлять об их будущем. Но долг перед родиной для Гектора оказывается выше любви к семье.

Заполнение таблицы-характеристики Гектора. Для этого подберем отдельные характеристики и выпишем в левый столбик таблицы те черты, которые проявились в сцене прощания. Теперь ищем соответствующие цитаты во фрагменте поэмы. Учим детей как можно точнее подбирать цитаты для характеристики героев (только самые нужные слова – «точечные» цитаты), не выписывать слишком много, «отрезать» лишнее при цитировании.

Характерная черта

Пример из «Илиады»

нежнейший семьянин

«Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына» (ст.404); «сына обнять устремился» (466), «на руки

Ему страшно и невозможно увидеть плен и «услышать жалобный вой» плененной Андромахи (465 )

беззаветно преданный своему народу его вождь

но страшный

Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой,

Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя.

Сердце мне то запретит;

пламенный патриот и бесстрашный солдат

научился быть я бесстрашным,

Храбро всегда меж троянами первыми биться на битвах,

Славы доброй отцу и себе самому добывая!

герой, знающий свое роковое предназначение и тем не менее открыто, идущий в бой

Твёрдо я ведаю сам, убеждаясь и мыслью и сердцем,

Будет некогда день, и погибнет священная Троя,

С нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама

Итог урока:

Что делает героя героем?

Во-первых, мужество и отвага. Он способен преодолеть страх смерти

Во-вторых, величие дел. Герой совершает подвиги, великие дела на благо народа, Родины, племени.

В-третьих, обостренное чувство чести. Оно не только в осознании своего достоинства и благородства, но и в почитании, уважении со стороны окружающих. Не так страшно умереть герою, как быть обесчещенным, потерять честь. (Заметим, что в словаре Даля слово честь имеет не одно значение. Это и «внутреннее нравственное достоинство человека, честность, благородство души» - и «почтенье, изъявленье уважения, признание чьего-либо превосходства» (отсюда слово чествовать )).

В-четвертых, стремление обрести бессмертную славу.

Герой - человек, который умеет ставить ценности рода выше частных интересов, выше даже любви к своим близким (Гектор во имя воинской чести должен перешагнуть через любовь к жене и малолетнему сыну), умеет умерять страсти (гнев, жажду мщения), преодолевать соблазны.

Урок 2. Умерщвление Гектора. Выкуп Гектора.

Задачи :

· дать характеристику образам Гектора и Ахилла с элементами сопоставления;

· раскрыть гуманистические идеи Гомера;

· увидеть гомеровское «живописание».

Словарь урока: великодушие, сочувствие, говорящие жесты, гуманизм, гуманистический.

Ход урока

Учитель предваряет анализ кратким пересказом событий Песни 22, оставшихся «за кадром». Отмечаем, что Гектору не просто было принять решение встретиться лицом к лицу с непобедимым Ахиллом, но он преодолел свой страх.

В чем суть словесного поединка перед началом боя? Какое предложение Гектора отвергает Ахилл? Кто более благороден в «словесном поединке»

Выйдя на единоличную последнюю схватку с Ахиллом, Гектор прежде, чем вступить в бой, предлагает договориться, закрепив договор клятвой, о том, чтобы победитель, кто бы им ни был, не бесчестил тело побежденного. Гектор таким образом задает новую модель отношений между противниками, основанную на взаимоуважении. Здесь нет требования. Гектор заявляет, что в случае, если победа будет за ним, он, взяв трофей, не станет бесчестить тело. И лишь на основе своего заявления он высказывает ожидание такого же поведения от Ахилла в случае, если сам будет убит. Своим предложением Гектор сообщает, как бы он хотел, чтобы поступили по отношению к нему и при этом заявляет, что он сам будет действовать именно так – соответственно тому, какого поведения он ждет от другого в отношении себя. Это важный нравственный принцип: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой. Но Ахилл гневно отвергает предложение Гектора. Для Ахилла этот поединок – это месть за убитого друга, исключающая благородное отношение к врагу. Никаких договоров и правил он не допускает.

Цитатная характеристика Ахилла.

Заполненная таблица должна выглядеть примерно так:

Характерная черта

Пример из «Илиады»

звериная месть

Гектор, Патрокла убил ты - и думал живым оставаться

жажда крови и жестокость

никаких договоров

Быть между нами не может, поколе один, распростёртый,

Кровью своей не насытит свирепого бога Арея

образ любимого друга, сердечный образ живет в душе Ахилла

Друг мой Патрокл! Не забуду его, не забуду…

огромная разрушающая сила

Прямо сквозь белую выю прошло смертоносное жало;

С места, напрягшися, бросился, словно орёл небопарный…

Гектор таков устремился, махая ножом смертоносным.

Какие выводы можно сделать на основании таблицы?

Ахилл – не простой, однозначный, а противоречивый характер, со своей силой и слабостью, с достоинствами и недостатками. Его Гомер сделал реалистическим, живым, выразительным.

Кому Гомер сочувствует больше?

В «Илиаде» воспевается беззаветная храбрость, безграничная самоотверженность, неукротимое мужество, которыми обладают быстроногий Ахиллес, хитроумный Одиссей, славный Патрокл, смелый Гектор и многие другие герои древней поэмы. Однако сердцу поэта ближе подлинные защитники родины, такие как троянский герой Гектор. Автору не по душе захватнические устремления греческих вождей, подвергающих народы бедствиям войны.

Беседа по стихотворению А. Тарковского.


Фиолетовой от зноя,

Остывающей рукой

Рану смертную потрогал

Умирающий Патрокл,

И последнее, что слышал,-

Запредельный вой тетив,

И последнее, что видел,-

Пальцы склеивает кровь.

Мертв лежит он в чистом поле,

И Ахилл не пьет, не ест,

И пока ломает руки,

Щит кует ему Гефест.

Равнодушно пьют герои

Хмель времен и хмель могил,

Мчит вокруг горящей Трои

Тело Гектора Ахилл.

Пожалел Ахилл Приама,

И несет старик Приам

Мимо дома, мимо храма

Жертву мстительным богам.

Не Ахилл разрушит Трою,

И его лучистый щит

Справедливою рукою

Новый мститель сокрушит.

И еще на город ляжет

Семь пластов сухой земли,

И стоит Ахилл по плечи

В щебне, прахе и золе.

Так не дай пролить мне крови,

Чистой, грешной, дорогой,

Чтобы клейкой красной глины

В смертный час не мять рукой.

Стихотворение называется «Мщение Ахилла», но речь в нем идет не только о конкретном мщении участника троянского боя. Люди продолжают воевать, уничтожать друг друга, причем не только орудием, но словом и действием в политической, экономической, социальной ситуации. Не случайно у Тарковского появляется "новый мститель", и Ахилл сам гибнет от его руки, сам уже становится жертвой. Мщение провоцирует ответное мщение, вызывает новые жертвы - и так без конца, пока человек не осознает, что надо остановиться.

Финал стихотворения можно интерпретировать как молитву лирического героя, взывание к Богу остановить цепь кровопролитий, уберечь от мести: «Так не дай пролить мне крови…". В этом его гуманистический пафос.

Сейчас мы увидим другого Ахилла.

Выразительное чтение отрывка «Выкуп Гектора» по ролям (Автор – Приам – Ахилл). Задача: передать интонацией характеры и чувства героев сцены.

Какие чувства испытывает Приам, входя в покои к убийце своего сына?

Здесь важно, чтобы учащиеся назвали эмоции, не названные у Гомера: чувства противоречивы: это и страх и ненависть по отношению к убийце сына, и горечь, отчаяние, унижение, и надежда на то, что тот его поймет.

Чем пытается убедить старец гордого воина?

В качестве довода он просит Ахилла вспомнить своего отца и, стало быть, отнестись к Приаму так, как хотел бы, чтобы отнеслись к Пелею, окажись он в таком положении. Эти слова трогают сердце Ахилла, который умеет сочувствовать. Хотя Приам – правитель троянцев, его врагов, Ахилл относится к нему, как к своему отцу – он соглашается отдать тело Гектора. Приняв дары, он устраивает Приаму угощение, а затем укладывает на ночлег. Не выкуп, но сострадание оказывается тем мотивом, который подвигает Ахилла благосклонно отнестись к мольбе Приама.

Как ведёт себя Ахилл, выслушав Приама? О чём говорят его жесты?

«За руку старца он взяв, от себя отклонил его тихо», «Быстро восстал он и за руку старца простёртого поднял» - это дружественные жесты, жесты принятия, примирения. Он отклонил старца, целующего его руку, и это обозначило, что он не хочет его унижать, принимает как равного.

О чём каждый из них плачет?

Каждый плачет о своем горе (Приам впоминает и оплакивает сына, Ахилл же плачет, вспоминая друга и жалея отца), но это горе Гомер показал сплачивает людей, совместное из страдания рождается сострадание.

Попробуйте сформулировать, какая важная идея заключена в этой сцене.

Гуманистическая идея милосердия, сострадания к человеку. Горе объединяет людей. Люди равны в своих бедах и радостях, и даже на войне, представляя враждующие станы, могут друг друга понять и простить.

Напоминаем детям, что Ахиллу была известна воля Зевса, который желал, чтобы Гектора похоронили согласно обычаю; но большое значение имело и поведение царя Приама, который рискует своей жизнью, забывает о чувстве собственного достоинства из-за любви к сыну и принуждает Ахилла ощутить боль, печаль, сочувствие, силу их общей трагедии, вызванной Троянской войной. Ахилл полон именно сострадания. Оно вызвано мольбой Приама, отнестись к нему, как к отцу. В этой сцене мы видим, как преодолена враждебность – преодолена коленопреклонением Приама и его мольбой, обращенной к Ахиллу, и великодушием самого Ахилла.

Работа с иллюстрацией . Какой момент встречи Ахилла и Приама изображён на картине? Почему вы так решили?

Склонившийся в просьбе «боговидный» старец припал к жестокой руке Ахилла – той самой руке, которая нанесла смертельный удар его сыну. Приам здесь - умоляющий, но не жалкий, не утративший царственного достоинства.

Ахилл только что (по тексту поэмы - перед приходом Приама) оплакивал урну с прахом погибшего друга Патрокла. Глаза его еще полны скорби и выражение лица –растерянно-печальное, но уже внимающее пришельцу. Рука Ахилла, на которую он только что опирался, застыла в незаконченном движении, которое словно передает внутренние борения героя, его душевные движения: от собственного страдания – к состраданию.

Заполняем таблицу про Ахилла до конца. Теперь появляются строки:

Характерная черта

Пример из «Илиады»

нежное и любящее сердце

Приам тронул его сердце, «возбудил об отце в нём плачевные думы», он жалеет своего отца, которому сужден остаться без наследников

В непреклонном воинском сердце живет теплое и мягкое чувство человечности, чувство общей судьбы всех людей

С сочувствием относится к Приаму: «Ах, злополучный! много ты горестей сердцем изведал!

Утешает его: Будь терпелив и печалью себя не круши беспрерывной

Итог урока

Гомер – гуманист, он никогда не восхваляет войну. Его натуралистические описания битв и ранений призваны вызвать ужас, ненависть к убийству человеком человека.

Он восхищается воинской доблестью и греков, и троянцев, но главное - он показывает, что сочувствия заслуживают все страдающие, и сочувствует одинаково и Ахиллу, и Приаму.

Герои поэмы Гомера “Илиада” Ахилл и Гектор – самые храбрые воины в своих войсках.
О Ахилле автор говорит: быстроногий, богоподобный, постоянные эпитеты для Гектора: коней резвых укротитель, божеский, осветленный. Ахиллу было предсказано долгую мирную жизнь или смерть на войне, но он уходит на войну, так как выбрал короткую но славную жизнь. Гектор – троянский вождь, главный защитник города, он убежден в справедливости своего места на войне. Оба герои погибают в борьбе.
И Гектору и Ахиллу присуща доблесть, страстное желание победить и прославиться. Оба они мужественные, сильные, на их счету много подвигов и побед. Они являются достойными противниками, ведь автор сравнивает Ахилла – соколом и Гектора с орлом. Черты характера Ахилла: мужество, сила, справедливость, эгоизм, чувство собственного достоинства, чувство героической чести, месть, благородство, жестокость. Гектору присущи мужество, человечность, жертвенность, благородство, добросовестность, сдержанность, нежность, верность. До черт, характеризующих обоих, следует добавить их набожность. Ахилл обращается к богам, в частности к Зевсу. Гомер часто подчеркивает набожность Гектора.
Ахилл – любимец богов, – доблестный воин, его отвага не знает границ. Он верный товарищ, искренний и честный. Вместе с тем он нетерпеливый, неудержимый в своем раздражении, вспыльчивый и гневный. Очень чувствителен в вопросах чести: после обиды он отказывается продолжать войну, отвергает попытки примирения, хотя это приводит к тяжелым последствиям для войска – гибнут ахейцы. После гибели своего друга, одержимый жаждой мести, он идет на бой с Гектором, ослепленный гневом после победы он издевается над его телом. С другой стороны, герой скучает по своему другу, горько рыдает у матери, сочувствует отцу Гектора. Мы видим в сердце Ахилла душевное противостояние между благородством и местью.
Мужество Гектора – это результат и преобладание разумной воли. Как никому ему знакомо чувство страха, но несмотря на это он все же научился быть настоящим бесстрашным воином. Гектор с грустью в сердце оставляет родителей, сына с женой, потому что он безгранично верен долгу – защите Трои. Лишенный помощи богов, он отдает свою жизнь за родную землю. Гектор человечный. Он ни разу не упрекнул Елене, прощает брату и не испытывает ненависти к ним, хотя они были виновниками Троянской войны. В словах Гектора нет пренебрежения, превосходства. Он обращается к Ахиллесуфввц как равный к равному, Ахиллес же проявляет полное пренебрежение к противнику. Человечность Гектора и чрезмерная гневливость Ахилла – различие между героями Гомера.
Ахилл и Гектор – настоящие герои своего времени. Для древних греков они были идеальными воинами, героями и людьми.

(No Ratings Yet)

  1. Небольшой по объему рассказ очень метко высмеивает подхалимство. Герои произведения приятели, которые имеют очень разные характеры. Противоположная внешность подчеркивает эту разницу. Мы замечаем, что в детстве толстый приятель был изрядным...
  2. Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова...
  3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”) 1 вариант Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” – эпическое повествование о славном героическом прошлом украинского казачества, его...
  4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА Со второй половины XIX века, в первую очередь благодаря художественной литературе, в обиход входит понятие “лишний человек” (впервые этот термин применил А. С. Пушкин в...
  5. “Отцы и дети” – одна из вечных книг русской литературы. Вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новое поколение читателей по-разному воспринимает сложную позицию автора, но...
  6. Достоянием средневековой культуры является рыцарская лирика. Изначально, в ней описывались великие подвиги рыцарей, их победы, то, насколько они преданы своему сюзерену, как, например, в “Песне о Ролане” . Позже, воспеваются...
  7. “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал...
  8. Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: “Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встретил на то, что мне чудилось...
  9. Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой – “лишние люди” своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая...
  10. В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи....
  11. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина...
  12. ГРЕЦИЯ Гомер (Homeros) ок. 750 до н. э. Илиада (Ilias) – Эпическая поэма Мифы большинства народов – это мифы прежде всего о богах. Мифы Древней Греции – исключение: в...
  13. Античный философ Сенека сказал: “Тяжелые времена – пробный камень доблести”. Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова “Судьба человека”, был испытан теми бедствиями. Герой так говорит о себе: “На то ты...
  14. Юлий Капитоныч Карандышев. Среди действующих лиц обращает на себя внимание персонаж со странным сочетанием имени Юлий (так звали римских импераоров), отчества – Капитоныч и фамилии Карандышев (по словарю В. Даля,...
  15. Еще одним важным для понимания проблематики произведения является Образ Максима Максимовича. Это не молодой, бывалый штабс-капитан: “На вид ему было лет 50, смуглое лицо выдавало его уже давнее знакомство с...
  16. Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина, “милый идеал” автора, образ настолько значимый в романе, что, безусловно, во многом правы те, кто считает: роман надо было назвать ее именем. Пушкинская Татьяна...
  17. Типология тем сочинений I. Темы аналитического характера Внутри этой широкой группы уместно выделить еще ряд подгрупп. Прежде всего стоит говорить о темах-характеристиках. Существуют сочинения-характеристики одного персонажа (например, “Трагедия Печорина” или...
  18. Образ Аркадия Ивановича Свидригайлова занимает в романе особое место. С одной стороны, это аморальный бесстыдный человек с собственной жизненной “философией”, которая заключается в бесконечных поисках наслаждений (бесспорное проявление “гедонизма”). Он...
  19. Одним из знаковых произведений для школьного курса литературы, является “Мещанин во дворянстве” . Он довольно точно показывает ситуацию в стране того времени. Становление буржуа как реально сильного социального класса –...
  20. Жизнь и взгляды Константина Левина занимают в романе “Анна Каренина” значительное место. В этом персонаже воплощены некоторые биографические черты автора. Но следует помнить, что Левин не просто эго писателя, а...
  21. Один из центральных образов злых сил, безусловно, является образ Фейгина. Это старый опытный бандит, “воспитывая” Оливера, “рассказывал о грабежах, которые он совершал смолоду”. Он имел несомненные черты вожака; мог узнать,...
  22. Новелла Франца Кафки “Перевоплощение” наполнена неожиданным сюжетом, интересными поворотами и большими идеями самого автора. Если присмотреться к главному герою, то он чем-то похож на самого Франца Кафку. Кстати, большинство писателей...
  23. Одним из центральных протагонистов романа Гофмана “Крошка Цахес” выступает Студент Бальтазар. В отличие от других персонажей, Образ Бальтазара более позитивный и мечтательный. Молодой человек противопоставляется обществу обывателей введено, обывателей, один...
  24. Недавно я прочитала рассказ Джека Лондона о тяжелой Жизни золотоискателей на Аляске. После прочтения я была очень сильно впечатлена данной профессией и жизнью золотоискателей, которою они проживают на приисках. По... Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание... Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность...
Ахилл и Гектор сравнительная характеристика

Статьи по теме: