Хачатурян самые известные произведения. Арам Хачатурян: биография

Арам Ильич Хачатурян (24 мая (6 июня) 1903, Тбилиси - 1 мая 1978, Москва) -советский армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973), академик АН Армянской ССР (1963).

Биография
Был четвёртым сыном в семье бедного ремесленника. В детстве не проявлял особого интереса к музыке и начал ей обучаться только в 19 лет. В 1921 вместе с группой армянской молодежи А. Хачатурян уехал в Москву и поступил на подготовительные курсы в Московский университет, затем стал студентом факультета физики и математики. Спустя год 19-летний Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где Михаил Гнесин обратил внимание на одаренного Хачатуряна и помог ему. Занимался он сперва на виолончели, затем перешел в класс композиции.

В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясен Бетховеном и Рахманиновым. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора. «Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьёзная работа А. Хачатуряна, его „Танец“, был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер - виртуоз», - сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне. В 1929 Хачатурян поступил в симфонический класс Московской консерватории, которую блестяще окончил в 1934 и поступил в аспирантуру. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929), токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Далее Хачатурян написал 1-ю симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936) и для скрипки (1940). Во время Второй мировой войны работал на всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.

В 1939 Хачатурян написал первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки, и таким образом «родилась» «Гаяне». Премьера балета состоялась в тяжелые годы Второй мировой войны, зимой (3 декабря 1942). В 1943 за этот балет Хачатурян получил Сталинскую премию первой степени - одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры. Через очень короткое время после премьеры этот балет завоевал всемирную славу. Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954, а в декабре 1956 состоялась премьера. С того времени этот балет стал «частым гостем» на лучших сценах мира.

Одновременно Хачатурян работал в театре и кино: «Маскарад», «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русская проблема», «Секретная Миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва» - далеко не полный перечень фильмов, для которых Хачатурян написал музыку. С 1950 Хачатурян выступал как дирижёр, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и в зарубежных странах.

Композитор Арам Ильич Хачатурян во всем мире признан одним из гениальных музыкантов ХХ века. Армянин по национальности, родился в , за свою жизнь создал множество музыкальных произведений, среди которых сюиты, рапсодии, симфонии, писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам, а также является автором музыки Государственного Гимна Армянской ССР.

Народный артист СССР, удостоенный множества наград, премий и медалей. В 2006 году в Москве (в Брюсовом переулке в Пресненском районе) был открыт памятник великому композитору.

Биография Арама Хачатуряна

Летом 1903 года в предместье Коджоры дореволюционного Тбилиси, который тогда назывался Тифлисом – в культурной столице всего дореволюционного , в семье обычного переплетчика родился четвертый сын, которому дали имя Арам. Семья будущего музыканта была достаточно большой, в ней воспитывались пятеро детей.

Отец, Илья (Егия) Хачатурян был на 10 лет старше супруги Кумаш, обручены они были в то время, когда ей исполнилось всего 9 лет. К тому же, оба были из одного уезда. Егия, будучи обычным крестьянином, сумел уехать в Тифлис, поступил в переплетную мастерскую и быстро добился успеха. К моменту рождения Арама, его отец был уже полноправным владельцем этой мастерской.

Что касается Кумаш Саркисовны, то она была очень творческой натурой и, возможно, именно ее влияние на младшего сына стало для него определяющим. По воспоминаниям самого композитора, мать часто напевала армянские песни, а он потом настукивала эти мотивы на кухонной медной утвари. Кроме сыновей у Хачатурянов была еще и дочь (старшая среди детей), однако она не дожила даже до двух лет и скончалась от болезни.

Арам был ребенком очень подвижным и даже отчасти задиристым. Средства семьи позволили дать младшему сыну достойное образование. Он был отдан в частный пансион, где хорошо преподавались уроки пения. Это в биографии Хачатуряна стало следующим шагом к миру музыки. Он упросил отца купить ему рояль и, не зная нот, начал постепенно подбирать музыку самостоятельно. Кроме того, играл на тубе и трубе.

Старший брат Сурен закончил Московский университет и служил в МХАТ. В 1921 году он позвал двух младших братьев в Москву. Арам, проделав длинный путь в 24 дня из в Москву, приехал и жил у Сурена, посещал концерты, слушал выступления Маяковского… Там он поступил на подготовительные курсы, а в дальнейшем стал студентом биологического отделения физико-математического факультета.

Проучившись там всего год, он понял окончательно, что влюблен в музыку и решил свою жизнь посвятить ей, поступив в Гнесинское училище, которое блестяще окончил в 1929 году. Параллельно с учебой он был служащим Дома культуры Армении в Москве. На фото Арам Хачатурян в студенческие годы.

В том же 1929 году начал обучение в Московской консерватории. На тот момент он уже мог считать себя композитором, поскольку сочинял музыку. С середины 30-х годов начался расцвет его деятельности. В период Великой Отечественной он сотрудничал со Всесоюзным радио, марши и песни Арама Хачатуряна были широко известны по всей стране.

Женился композитор в 1933 году на своей сокурснице Нине Владимировне Макаровой, в счастливом браке у них родился сын Карен. Арам был настоящим главой своей маленькой семьи, его энергии хватало на все: как на текущие заботы, так и на решение крупных семейных вопросов, однако самостоятельное существование без супруги он не мог себе представить, они были неразлучны.

Однако композитору был нанесен мощный удар со стороны государства, когда в 1948 году вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели, в котором с одной стороны, его ставили в один ряд с Шостаковичем и Прокофьевым. С другой, произведения Хачатуряна были названы формалистическим проявлением в искусстве.

Поэтому он, хоть и по-прежнему сочинял музыку, большей частью стал известен как дирижер. С 1950 года работал преподавателем в любимой Гнесинке. Известность вернулась к композитору в конце 50-х, когда его выбрали секретарем Союза композиторов СССР.

В 60-70-х годах к Хачатуряну вернулась былая слава. К сожалению, в последние годы жизни Арам Ильич был уже больным человеком. Здоровье его было подорвано смертью любимой супруги Нины. Он пережил жену всего на два года и скончался в 1978 году. Тело композитора было похоронено в Ереване.

Творчество великого композитора

Арам Ильич был чрезвычайно даровитым музыкантом. Свое первое произведение он создал, будучи студентом Гнесинки. Сочиняя музыку, композитор следовал концепции русской школы, на него сильное воздействие оказывали творения Прокофьева и Шостаковича. Он писал инструментальные симфонии, концерты. Знаменитые вальсы Арама Хачатуряна (этюд и каприс) появились еще в 1926 году. На его счету три бессмертных балета:

  • «Гаянэ»;
  • «Спартак»;
  • «Счастье».

Из всех балетов Арама наиболее известны «Спартак» и «Гаянэ». Так, «Спартак», созданный в 1956 году, выдержал три редакции и стал тем произведением, которое присутствует в репертуаре каждой труппы балета. Его ставили не только в СССР, но и за рубежом.

Другое же творение мастера – «Гаяне» было написано в 1942 году, а через 15 лет последовала новая редакция. Эта партитура создавалась в труднейших для страны условиях, когда шла война, а людям не хватало продуктов. Композитор писал его, проживая в Перми, куда был эвакуирован. В примитивных условиях, работая в холодной комнатенке, он создал балет о жизни советских колхозников. И сочинение принесло ему всемирную известность. Не случайно «Танец с саблями» Арама Хачатуряна (один из эпизодов балета) стал таким знаменитым, что, по сути, оказался даже нарицательным.

Помимо крупных произведений, сочинений для фортепиано, инструментальных сонат и концертов, он создавал и другую музыку. В частности, писал музыкальное сопровождение к различным театральным постановкам. Так, он стал автором музыки для пьесы «Лермонтов» и сюиты для пьесы «Маскарад». И та, и другая постановки были посвящены произведениям Михаила Юрьевича.

Но музыка была настолько индивидуальна, что уже после смерти Арама Ильича, в 1982 году один из его учеников (Эдгар Оганесян) немного переработал оба произведения своего учителя и на их основе сочинил партитуру для совершенно нового балета под названием «Маскарад». Туда вошли и другие композиции великого музыканта. Таким образом, хотя сам Арам Хачатурян балет «Маскарад» не писал никогда, его все же называют иногда его создателем.

Среди творческого наследия композитора – музыка ко многим другим постановкам, большая часть которых пришлась на сороковые годы, а также результат работы в кинематографии. Он стал автором музыки к нескольким десяткам фильмов, в том числе, к эпопее «Сталинградская битва».

Миллионы людей до сих пор зачарованно слушают звуки его произведений. Он был весьма разнообразен в своих творениях. Например, его «Танец с саблями» увлекает своей восточной экспрессией и запоминается любому. А вот «Вечерняя сказка» звучит по-иному – задумчиво и несколько рассеянно, но от этого она не менее хороша.

Память патриарха музыки

Невозможно перечислить все заслуги мастера. Это слишком значимый для мира композитор, чтобы имя его было забыто и оттеснено десятками других, менее талантливых сочинителей. Поэтому в 2013 году состоялся музыкальный фестиваль имени Хачатуряна. Организовали его Министерство культуры и армянский Государственный молодежный оркестр.

Этот фестиваль стал настоящим событием, в которое были втянуты музыкальные коллективы не только из самой Армении, но и из многих других стран. Произведения Арама Хачатуряна смогли услышать и заново пережить в России, Грузии, Италии. Фестиваль запомнился тем, что на его родину приехали многие известные коллективы, в том числе, оркестр Владимира Спивакова. Этот проект еще раз напомнил меломанам о творчестве великого композитора.

Кроме того, в Ереване ежегодно проводится Международный конкурс имени А. Хачатуряна. Впервые он состоялся в 2003 году и был приурочен к 100-летнему дню рождения. Сегодня в рамках этого конкурса могут выступить молодые таланты, сделавшие своим музыкальным выбором игру на скрипке, фортепиано и виолончели. На мероприятия приезжают музыканты из России, Канады, Испании, Германии, США и множества других стран.

Армянский Государственный молодёжный оркестр стал официальным музыкальным коллективом этого проекта. Конкурс входит во Всемирную федерацию международных конкурсов музыки. Вряд ли без имени Арама Хачатуряна он приобрел такой вес. А это значит, что сама память о композиторе и его творчество бесценны.

6 июня 1903 года родился величайший армянский композитор Арам Хачатурян. Имя Хачатуряна пользуется широчайшей известностью, его композиции исполняются во всех уголках мира, на лучших театральных сценах, концертных эстрадах. Произведения композитора вошли в музыкальную классику ХХ века.

Арам Хачатурян родился в Коджори (предместье Тбилиси) в семье армянского переплетчика. Несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, Арам Хачатурян впервые познакомился с нотной грамотой лишь в 19 лет, когда в 1922 году, приехав в Москву, поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных в класс виолончели. Параллельно композитор получил и образование биолога на физико-математическом факультете Московского Университета.Музыкальное развитие Хачатуряна происходило необычайно быстро. За короткий срок он не только наверстал упущенное, но и выдвинулся в число лучших учеников, удостоившись права выступать на ученических концертах в Малом и Большом залах Московской консерватории.

Окончательно композиторская судьба Хачатуряна определилась в 1925 году, когда в училище открылся класс композиции. Получив в нем первичные навыки сочинительства, в 1929 году он поступил в Московскую Государственную консерваторию, где уже формировался как композитор под руководством Николая Яковлевича Мясковского.Первое опубликованное произведение Хачатуряна – «Танец» для скрипки и фортепиано. В 1932 году родилась Сюита для фортепиано, первая часть которой – «Токката» – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов. Она выдержала испытание временем. Созданная Хачатуряном в юные годы, «Токката» и сейчас сохранила всю свою прелесть и силу воздействия.В 1935 году в зале Московской консерватории в исполнении оркестра под руководством Э.Сенкара прозвучала Первая симфония, представленная композитором-выпускником как дипломная работа на окончание консерватории. Она завершала плодотворнейший период учебы и вместе с тем начинала новый этап в жизни и творчестве композитора, вступавшего в пору зрелости. Аудитория, пресса, коллеги и друзья отмечали большую художественную ценность нового сочинения, оригинальность и общественную значимость его содержания, богатство мелодий, щедрость гармонических и оркестровых красок и особенно яркий национальный колорит музыки.Лишь только композитор выдвинулся в ряды самых известных и талантливых музыкантов, как в 1941 году началась Великая Отечественная Война. Но и в эти трудные годы многие из произведений Хачатуряна продолжали исполняться, давая ему стимул для дальнейших творческих поисков.


Арам Хачатурян с родителями и женой Н.Макаровой

В 1942 году была завершена партитура балета «Гаяне» на либретто К.Державина. В этом произведении композитор талантливо синтезировал традиции классического балета и народно-национального музыкального и хореографического искусства. Балет «Гаяне» прочно вошел в репертуар отечественных и зарубежных театров. Широчайшую известность завоевали и три симфонические сюиты, составленные Хачатуряном из музыки «Гаяне».В 1943 году была закончена Вторая симфония Хачатуряна. В этом сочинении военных лет раскрылись новые, необычные стороны его творчества.В 1944 году Хачатуряном был написан государственный гимн Армении. Еще через год закончилась война, и вскоре появилась Третья симфония.В 1954 году родилось наиболее значительное произведение Арама Хачатуряна – героико-трагический балет «Спартак». По глубине идейного замысла, яркости художественного воплощения, масштабности драматургии и формы и, наконец, по смелости решения актуальных творческих проблем современного музыкально-хореографического искусства он занял достойное место среди лучших балетов ХХ века.


Личная жизнь композитора была также насыщена событиями. От первого брака у Хачатуряна есть дочь Нунэ – пианистка. В 1933 году Хачатурян женился во второй раз на студентке из класса Мясковского Нине Макаровой, ставшей впоследствии верным спутником жизни композитора. От брака с Н.Макаровой у Хачатуряна родился сын Карен (ныне – известный искусствовед).О мировом признании творчества Арама Хачатуряна свидетельствует бесчисленное множество наград. В 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии Наук АССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии «Санта Чечилия» (1960), почетным профессором Мексиканской консерватории (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1960). Арам Хачатурян имел звания профессора и доктора искусствоведения (1965).Именем Хачатуряна назван Большой зал филармонии, струнный квартет, ежегодный конкурс пианистов и композиторов.

Арам Хачатурян родился в городе Тифлис (Тбилиси) в Грузии в армянской семье. Был четвёртым сыном в семье переплётчика Ильи (Егия) Хачатуряна и Кумаш Саркисовны. С детства любил музыку, в школьной капелле играл на фортепиано, горне и тубе, но родители не одобряли его увлечение, и серьёзно заняться музыкой он смог лишь в 19 лет.

В 1921 году 18-летний Хачатурян вместе с группой армянской молодёжи приехал в Москву, где уже давно жил и работал его старший брат, Сурен Хачатурян , театральный режиссёр. Он поступил на подготовительные курсы Московского университета и стал студентом биологического отделения физико-математического факультета; однако спустя год покинул университет и поступил в Гнесинское музыкальное училище, где обучался игре на виолончели и фортепиано, брал уроки композиции. Михаил Гнесин обратил внимание на одарённого ученика и помог ему. Окончил училище в 1929 году.

В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясён музыкой Бетховена и Рахманинова. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора.

«Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьёзная работа А. Хачатуряна, его „Танец“, был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер - виртуоз», - сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне .

В 1926-1928 годах работал в Московском доме культуры Армении, где заведовал музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством Р. Н. Симонова.

В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу композиции сначала у M. Ф. Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского; его наставниками по инструментовке были Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко. В 1934 году он с отличием окончил Консерваторию и следующие два года совершенствовался там же в аспирантуре у Н. Я. Мясковского. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как Песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929), Сюита для альта и фортепиано (1929), прославленная виртуозная Токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Далее Хачатурян создал, ориентируясь на традиции русской школы, Первую симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936, скрипки (1940), виолончели (1946). А затем - в 1960- годы - для тех же солирующих инструментов написал новый триптих - концерты-рапсодии (для скрипки - 1961,для виолончели - 1963, для фортепиано - 1968). Наиболее исполняема его симфония - Вторая (1944) - «Симфония с колоколом». Третья симфония (1947) получила название «Симфонии-поэмы». Среди фортепианных сочинений А. Хачатуряна заметны Сонатина (1959), Соната (1961, изданы две редакции, а также Три пьесы (сюита) для двух фортепиано (1945). В последние годы жизни композитор написал три сольные сонаты для струнных инструментов: скрипки, альта и виолончели. В 1944 году он стал автором музыки Гимна Армянской ССР. В Московской консерватории имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников музыкального вуза.

В годы Великой Отечественной войны Арам Хачатурян работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.

В 1939 году он сочинил первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки. В результате вся партитура «Счастья», по образному выражению самого автора, была им «раскулачена»… Завершилось все созданием балета «Гаянэ», но было это уже в годы Великой Отечественной войны. Вот как вспоминает об этом периоде композитор: «Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице „Центральная“. Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве - пище духовной, нуждались все - и фронт, и тыл. И мы - артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры „Гаянэ“ я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что „Гаянэ“ - единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…»

Премьера балета состоялась зимой - 3 декабря 1942 года в Кировском театре Ленинграда. В следующем году он был удостоен Сталинской премии первой степени, одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры. «Танец с саблями» из «Гаяне» принёс композитору всемирную славу.

Сильнейшим потрясением для композитора стало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 г., в котором творчество А. Хачатуряна , наряду с творчеством С. Прокофьева и Д. Шостаковича, было отнесено к формалистическим проявлениям в искусстве. Композитор, по существу, замолк на много лет.

Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 состоялась премьера. С этого времени «Спартак» прочно вошёл в репертуар балетных трупп и показывался на лучших сценах мира. Его ставили Л.Якобсон, И.Моисеев, Ю. Григорович, Е.Чанга и другие видные балетмейстеры.

Одновременно Хачатурян работал в театре и кино; он написал музыку более чем к 20 кинофильмам, в их числе «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русский вопрос», «Секретная миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 30-50-х годах Хачатурян написал музыку к спектаклям «Макбет» в Малом театре (1955) и «Король Лир» в Театре им. Моссовета (1958); широко известна его музыка к спектаклю Театра им. Вахтангова «Маскарад», созданная в 1941 году.

С 1950 года Арам Хачатурян часто выступал как дирижёр, с огромным успехом гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом. С 1950 года он преподавал композицию в Московской консерватории и в Институте им. Гнесиных (с 1951 - профессор). В числе его учеников были, в частности, Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич, Кирилл Волков, Валерий Соколов, Эдгар Оганесян, Нобуа Терахара, Георг Пелецис, Анатоль Виеру, Рене Ээспере, Толиб-хон Шахиди. К "хачатуряновской школе" музыковеды справедливо причисляют виднейших композиторов Армении Арно Бабаджаняна, Александра Арутюняна, Эдварда Мирзояна. Формально они не учились у Хачатуряна, но он пристально следил за их творческими шагами, помогал и поддерживал советами.

Заместитель председателя Оргкомитета (1939-1948), с 1957 года - секретарь Союза композиторов СССР. Президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки (с 1958). Член Советского комитета защиты мира (с 1962), академик Академии наук Арм. ССР.

Среди интерпретаторов его музыки - крупнейшие величины исполнительского искусства ХХ столетия: Д.Ойстрах, М.Ростропович, Я. Слободкин, Л.Оборин, Я.Флиер, В.Клайберн, Н.Шаховская, Н.Петров, М.Лимпани…

Похоронен в Пантеоне парка имени Комитаса столицы Армении Еревана.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • три ордена Ленина (1939, 1963, 1973)
  • Орден Октябрьской Революции (1971)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1966)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «За оборону Кавказа»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Народный артист РСФСР (1947)
  • Народный артист Армянской ССР (1955)
  • Народный артист Грузинской ССР (1963)
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1973)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944)
  • Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938)
  • Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967)
  • Ленинская премия (1959) - за балет «Спартак»
  • Государственная премия СССР (1971) - за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром
  • Сталинская премия второй степени (1941) - за Концерт для скрипки с оркестром
  • Сталинская премия первой степени (1943) - за балет «Гаянэ»
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за Вторую симфонию
  • Сталинская премия первой степени (1950) - за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва»
  • Государственная премия Армянской ССР (1965)
  • Орден Искусств и литературы степени командора (1974)
  • Орден «Науки и искусства» 1-й степени (1961, Объединённая Арабская Республика) - за выдающуюся музыкальную деятельность
  • Памятная медаль в связи с 25-летием восшествия на престол шахиншаха Ирана (1965)
  • Заслуженный деятель искусств Польской Народной Республики - за заслуги перед польской культурой
  • Академик АН Армянской ССР (1963)
  • Доктор искусствоведения (1965)
  • Почётный член Академии «Санта-Чечилия» в Риме (1960)
  • Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961)
  • Почётный профессор Мексиканской консерватории (1960).

Память

  • Имя композитора носят: улица на севере Москвы, улица в Симферополе и улица в Астане.
  • 31 октября 2006 г. в Москве открыт памятник Араму Хачатуряну. Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов. В церемонии открытия участвовали президент Армении Роберт Кочарян, мэр Москвы Юрий Лужков и супруга российского президента Людмила Путина. Памятник установлен и в центре Еревана перед Большим концертным залом, названным именем великого композитора.
  • В центре столицы Республики Армения Ереване на улице Заробяна (рядом с проспектом маршала Баграмяна) открыт Дом-музей А. И. Хачатуряна (с концертным залом). В последние 10 лет его директором является пианистка-профессор Армине Романовна Григорян.
  • Музыка Хачатуряна использована во многих фильмах. Среди них - «2001: Космическая одиссея» С. Кубрика, «Калигула» Т. Брасса, «Подручный Хадсакера» братьев Коэн, «Покаяние» Т. Абуладзе, «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» Ф. Нойса, «Чужие» Дж. Кэмэрона, «Олдбой» южнокорейского режиссера Чхан Ук Пака.
  • Именем А. И. Хачатуряна назван самолёт авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A319-112 (бортовой номер VQ-BCO)
  • В честь А. И. Хачатуряна выпущены почтовые марки: Почтовая марка СССР (1983 год), Почтовая марка Армении (2003 год), Почтовая марка России (2003 год)

Международный конкурс имени Арама Хачатуряна

Международный конкурс имени Арама Хачатуряна проводится в Ереване с 6-го по 14-ое июня ежегодно, начиная с 2003 года. Впервые проект был реализован в рамках мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения великого композитора.

Конкурс направлен на выявление талантливых молодых музыкантов по трем специальностям - «фортепиано», «скрипка» и «виолончель».

Международный конкурс имени Арама Хачатуряна воплощается в жизнь благодаря совместным усилиям Министерства культуры РА, Культурного фонда «Арам Хачатурян - конкурс» и Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Проект проводится под патронатом супруги президента РА Риты Саргсян, которая одновременно является почетным президентом Попечительского совета конкурса. Последний включает в себя таких известных деятелей, как профессор Джонатан Фриман-Этвуд, Валерий Гергиев, профессор Рейнхарт фон Гутцейт, Павел Коган, Эльжбета и Кшиштоф Пендерецкие и многих других значимых фигур.

География участников очень широка: он вбирает представителей из стран СНГ, США, Канады, Мексики, Франции, Германии, Испании, Италии, Бельгии, Великобритании, Китая и многих других стран.

За десять лет состав жюри пополняли настоящие мастера своего дела Григорий Жислин (Великобритания), Жан Тер-Меркерян (Франция), Захар Брон (Германия), Владимир Ландсман (Канада), Джаспер Перрот (Великобритания), Чун Пан (Китай), Борис Кушнир (Австрия), Сергей Кравченко (Россия), Люси Ишханян (США), Александр Соколов (Россия), Светлана Навасардян (Армения) и многие другие. Именно эти имена гарантирует справедливость и определяет высокий статус и уровень конкурса.

С 2007 года официальным оркестром конкурса является Государственный молодежный оркестр Армении.

Международный конкурс имени Арама Хачатуряна является членом Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC) - престижнейшей музыкальной семьи, в состав которой входят международные конкурсы имени Чайковского и Королевы Елизаветы, Международный музыкальный конкурс Монреаля и многие другие.

Международный фестиваль имени Арама Хачатуряна

В 2013 году весь музыкальный мир празднoвал 110-летие со дня рождения великого армянского композитора Арама Хачатуряна . В этой связи многочисленные культурные мероприятия были объединены в рамках одного проекта - Международного фестиваля имени Арама Хачатуряна . Последний был воплощен в жизнь благодаря совместным усилиям Государственного молодежного оркестра Армении (официальный оркестр Международного конкурса имени Арама Хачатуряна ) и Министерства культуры РА.

Торжественная церемония открытия фестиваля состоялась 6 июня 2013 года в концертном зале Арама Хачатуряна . Фестиваль сразу стал одним из самых знаменательных и масштабных мероприятий Армении и единственным проектом, деятельность которого распространилась далеко за пределы страны. Так, в исполнении Государственного молодежного оркестра Армении произведения нашего именитого соотечественника были представлены в России, Италии, многих других странах.

Музыка Хачатуряна была также представлена в исполнении зарубежных исполнителей. В рамках фестиваля Ереван и Гюмри, вторая столица Армении, приняли Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова, а также всемирно известных артистов Захара Брона, Филиппа Хайма, Марию Домашенко, Маю Кишиму, Нина Фэна, Александра Романовского, Ваагна Папяна и многих других музыкантов.

Основные сочинения

Балеты

  • «Счастье» (1939)
  • «Гаянэ» (1941, вторая редакция 1952)
  • «Спартак» (1956, вторая редакция - 1958, третья - 1962, четвёртая - 1968)

Оркестровые сочинения

  • Три симфонии (1934, 1944, 1947)
  • Танцевальная сюита (1933)
  • «Русская фантазия» (1944)
  • «Ода памяти Ленина» (1948)
  • «Торжественная поэма» (1950)
  • «Приветственная увертюра» (1958)
  • Сюиты из музыки к балетам, театральным постановкам, кинофильмам

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром (1936)
  • Концерт для скрипки с оркестром Ре-минор (1940)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1946)
  • Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961)
  • Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963)
  • Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968)

Камерные ансамбли

  • Струнный квартет (1931)
  • Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932)
  • Сочинения для скрипки[править | править вики-текст]
  • Танец № 1 (1926)
  • Аллегретто (1929)
  • Песня-поэма (в честь ашугов) (1929)
  • Соната (1932)

Сочинения для виолончели

  • Песня странствующего ашуга (1925)
  • Элегия (1925)
  • Пьеса (1926)
  • Сон (1927)
  • Соната для виолончели соло (1974)

Сочинения для фортепиано

  • Вальс-каприс (1926)
  • Танец (1926)
  • Поэма (1927)
  • Семь фуг (позже вошли в сб. «Речитативы и фуги») (1928-1929)
  • Токката (1932)
  • Три пьесы для двух фортепиано (сюита) (1944-1945)
  • Детский альбом (первая тетрадь) (1947)
  • Сонатина в трех частях (1959)
  • Соната в трех частях (посвящена Н. Я. Мясковскому) (1961; издана в двух редакциях)
  • Детский альбом (вторая тетрадь) (1965)
  • Семь речитативов и фуг (1928-1970)
  • Вокализ (из музыки к к/ф "Отелло",1955)

Музыка к театральным постановкам

«Разоренный очаг» и «Хатабала» Сундукяна, «Восточный дантист» Пароняна, «Багдасар ахпар» («Дядюшка Багдасар») (все - в 1927-1935, Драматическая студия при Доме культуры Армянской ССР, Москва), «Долг чести» Микитенко (совм. с H. H. Рахмановым, 1931, МХАТ 2-й), «Макбет» Шекспира (1933, Театр им. Сундукяна, Ереван), «Большой день» Киршона (1937, Центральный театр Красной Армии, Москва), «Баку» Никитина (совм. с А. Я. Пейсиным, 1937, Ленинградская театр-студия под рук. С. Э. Радлова), «Валенсианская вдова» Лопе де Вега (1940, Московский театр им. Ленинского комсомола), «Маскарад» Лермонтова (1941, Театрр им. Вахтангова, Москва), «Кремлевские куранты» Погодина (1942, МХАТ); «Глубокая разведка» Крона (1943, МХАТ), «Последний день» Шкваркина (1945, Театр им. Вахтангова), «Южный узел» Первенцева (1947, Центральный театр Советской Армии, Москва), «Сказка о правде» Алигер (1947, там же), «Илья Головин» Михалкова (1949, МХАТ), «Весенний поток» Чепурина (совм. с Н. В. Макаровой, 1953, Центральный театр Советской Армии, Москва), «Ангел-хранитель из Небраски» Якобсона (1953, МХАТ), «Лермонтов» Лавренёва (1954, там же), «Макбет» Шекспира (1955, Малый театр, Москва), «Король Лир» Шекспира (1958, Театр им. Моссовета).

Фильмография

2006 - «Осеннее солнце» (Армения, короткометражный)
2000 - «Рождество» (Армения, короткометражный)
1985 - «Маскарад»
1975 - «Спартак» (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1968-1971 - «Люди на Ниле» | Those People of the Nile | الناس والنيل (СССР, Египет)
1962 - «Люди и звери» | Menschen und Tiere
1957 - Поединок
1955 - «Салтанат»
1955 - «Отелло»
1955 - «Костер бессмертия»
1953 - «Сеанс гипноза» (короткометражный)
1953 - «Корабли штурмуют бастионы»
1953 - «Адмирал Ушаков»
1950 - «Секретная миссия»
1949 - «У них есть Родина»
1948-1949 - «Сталинградская битва»
1947 - «Свет над Россией»
1947 - «Русский вопрос»
1944 - «Человек № 217»
1941 - Армянский киноконцерт (короткометражный)
1940 - «Салават Юлаев»
1939 - «Сад»
1938 - «Зангезур»
1935 - «Пэпо»

Ученики

  • Андрей Эшпай
  • Эдгар Оганесян
  • Ростислав Бойко
  • Микаэл Таривердиев
  • Владимир Дашкевич
  • Эдуард Хагагортян
  • Алексей Рыбников
  • Анатоль Виеру
  • Кирилл Волков
  • Марк Минков
  • Виктор Екимовский
  • Георгс Пелецис
  • Толиб-хон Шахиди
  • Игорь Якушенко
  • Владимир Рябов
  • Мурад Ахметов
  • Георгс Пелецис

Об этом человеке мы знаем как об одном из самых талантливых композиторов, чьи произведения являются музыкальной классикой двадцатого века. Его имя известно практически всем, даже не соприкасающимся вплотную с музыкой, а его шедевры исполняют в концертных залах. И хотя со дня его смерти прошло почти 40 лет, его музыка и сегодня звучит в кинофильмах, по телевидению и в радиопередачах. Итак, герой этой публикации - Арам которого является ярким примером того, как обычный мальчик из предместья Тифлиса мог стать настолько известным человеком.

Детские годы великого композитора

6 июня 1903 года в многочисленной армянской семье родился четвертый сын, которого назвали Арамом. Это произошло в селе Коджоры, сейчас - Гардабанский район, предместье Тифлиса (Тбилиси) в Грузии. Его родителями были Кумаш Саркисовна (мама) и Илья (Егия) Хачатурян (папа), работающий переплетчиком.

С первых лет своей жизни превозносил музыку маленький Арам Хачатурян, биография которого с интересом изучается людьми, с трепетом внимающими каждой ноте из его партитур. В школьной капелле он с огромным удовольствием играл на тубе, горне и фортепиано. Часто мальчик удостаивался похвал. Позже он вспоминал, что родившись в предместье старого Тифлиса — музыкального, изумительно звучащего города, - просто невозможно было не впустить в себя волшебство музыки.

Но родители считали, что их дети должны заниматься серьезным делом, поэтому его увлечение серьезно не воспринимали. Заниматься музыкой в том масштабе, в котором он себе представлял, удалось только в 19 лет.

Впечатления юного Хачатуряна

Для будущего композитора очень важным было нахождение в Тбилиси итальянского оперного хора, музыкального училища и Русского музыкального общества. В этот город приезжали Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин. Здесь жили очень одаренные музыканты, которые в свое время сумели внести огромный вклад в становление композиторских школ Грузии и Армении.

Все это обогатило ранние музыкальные впечатления молодого человека.

Хачатурян, биография которого пользуется заслуженным вниманием, впитал этот многонациональный интонационный «букет», который очень быстро очень прочно закрепился в его слуховом опыте. Именно этот «букет» позволил и спустя многие десятилетия никогда не ограничивался рамками национальности. Музыка всегда звучала для огромной аудитории. Да никогда и не проявлял национальную ограниченность сам Арам Хачатурян. Биография, ведущая путь из небольшого селения, теперь начинала сиять все новыми и новыми красками. Будущий великий композитор интересовался музыкой разных народов, относясь к ней с огромным уважением. Именно интернационализм и являлся главной отличительной чертой в мировоззрении и творчестве Арама Хачатуряна.

Родные стены "Гнесинки"

Сейчас трудно поверить в то, что гениальный композитор, создавший столько рапсодий, концертов, симфоний и других произведений, выучил только в 19 лет. В эту пору своей жизни он с несколькими своими земляками приезжает в Москву и поступает в Музыкальный техникум имени Гнесиных на класс виолончели. Одновременно он получал образование биолога (на физико-математическом факультете) в Московском Университете.

За рекордно короткие сроки Арам Ильич Хачатурян, биографиякоторого начала пополняться новыми фактами, смог наверстать все, что он упустил в своем музыкальном развитии. Он не только начал свое обучение, но и стал одним из лучших учеников. К тому же он удостоился права выступать на некоторых ученических концертах в Большом и Малом залах Московской консерватории.

Как стать композитором?

То, что он станет композитором, Арам Хачатурян, биография которого в это время напоминала неоконченную повесть, понял еще в 1925 году, когда в его любимом училище появился класс композиции. Именно там он получил самые первые навыки сочинительства. Спустя четыре года, в 1929-м, он становится студентом Московской Государственной консерватории, где под чутким руководством Николая Мясковского происходило его формирование именно как композитора.

В 1933 году Сергей Прокофьев посетил класс Мясковского. От этой встречи у молодого Хачатуряна остались незабываемые впечатления. Его все больше и больше покоряли произведения талантливейшего композитора. Но и обратный интерес тоже присутствовал: Прокофьеву настолько понравились сочинения Арама, что он забрал их с собой в Париж. Именно там, в этом городе, который миллионы людей так стремятся увидеть, они и были исполнены.

Первый «Танец» Хачатуряна

«Танец» для скрипки и фортепиано — это было первое произведение Арама Ильича, которое было опубликовано. В нем отчетливо просматриваются некоторые особенности и характерные черты творчества талантливого композитора: можно услышать имитации некоторых тембровых эффектов, которые получили широкое распространение в инструментальной музыке Востока; в произведении множественные приемы варьирования, импровизационности; слышны ритмические остинато и известные многим «хачатуряновские секунды». Композитор рассказывал, что его секунды произошли от многократного прослушивания в детстве народных инструментов — бубна, кеманча и сазандар-тара.

Так понемногу, не спеша, Хачатурян, биография которого — пример того, как умный и талантливый человек сам себя создал, шагнул от обработки народно-песенного материала к его разработке. Наступил 1932 год, когда на свет появилась Сюита для фортепиано. Именно ее первая часть под названием «Токатта» стала известна всему миру. Многие пианисты до сих пор вводят ее в свой репертуар. До сих пор в ней присутствует сила воздействия на публику и некая прелесть.

В 1933 году начали исполнять «Танцевальную сюиту» для симфонического оркестра. Благодаря этому произведению, излучающему искреннюю радость жизни, свет и силу, молодого Хачатуряна ввели в команду лучших советских композиторов. Еще через два года в зале Московской консерватории раздались аккорды Первой симфонии, которая являлась дипломной работой по случаю окончания консерватории. Это было завершением предыдущего и началом следующего этапа в жизни композитора. Биография Арама Хачатурянапредставляет собой некую историю музыки, ведь каждая его партитура — это отдельный отрезок времени, повествующий о впечатлениях, переживаниях и надеждах самого автора.

Композитор-педагог

Огромную часть творчества Арама Ильича занимают его сочинения для драматических спектаклей. Самые известные — музыка к лермонтовскому «Маскараду» и лопедевеговской «Валенсианской вдове». Несмотря на то что сочинения были предназначены для спектаклей, они получили абсолютно самостоятельную жизнь.

Хачатурян, краткая биография которого может только весьма схематично описать жизненный путь талантливого композитора, проявлял огромный интерес к киноискусству. Он показывал, насколько важна музыка в раскрытии сути и замысла режиссера. И все же его гениальность получила огромнейшее признание именно в симфонических произведениях. Зрители приняли на ура его концерты для скрипки с оркестром и для фортепиано с оркестром. Замыслы, возникшие еще в Первой симфонии и «Танцевальной сюите», обрели новую жизнь. К тому же у Хачатуряна появилась концертность, что позже стало особенностью его стиля. В 1942 году он завершил партитуру балета «Гаяне», где были синтезированы классический балет и хореографическое искусство. До конца войны появились Вторая и Третья симфонии. Спустя 9 лет после окончания войны композитор написал героико-трагический балет «Спартак».

Какая же она, биография Арама Хачатуряна? Кратко можно представить тремя словами: труд, труд и еще раз труд. В шестидесятые из-под пера Хачатуряна вышли три концерта-рапсодии, которые в 1971 году были удостоены Госпремии.

Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Много лет подряд он был руководителем композиторского класса в Московской консерватории имени П. И. Чайковского и музыкального Творческая деятельность композитора продолжалась почти до последнего его дня. Его жизнь завершилась в Москве, 1 мая 1978 года.

Забавные случаи из жизни композитора

Биография Арама Хачатурянавключает в себя и разные интересные факты. Один из них — о его собаке. Композитор с особым трепетом относился к животным. Однажды в Германии ему принесли подарок — королевского пуделя. Арам Ильич назвал его Лядо (согласно названиям двух нот). Он сам с ним гулял, кормил его, играл с ним. Хачатурян настолько привязался к своему питомцу, что как-то раз посвятил ему пьесу под названием «Лядо серьезно заболел».

Еще один факт практически исторического значения. В 1944 году объявили конкурс на гимн Армении. У Хачатуряна, приехавшего в Ереван, был свой вариант музыки. Как-то вечером он уселся за рояль в окружении членов своей семьи и прикоснулся к клавишам. Это было жарким летом, балконы у людей были настежь открыты. Под окнами великого композитора собрались люди, которые, воодушевившись услышанной мелодией, одновременно запели хачатуряновский гимн.

Семейные отношения

Так умел творить Хачатурян. Краткая биография этого талантливейшего композитора современности говорит о том, что он, как никто другой понимал не только музыку, но и ее ценность для общественности. Его личная жизнь тоже не была скучной. В первом браке родилась дочка Нунэ, которая стала пианисткой. Немного позже, после расторжения первого союза, композитор женился второй раз. Его избранницей стала студентка из класса его руководителя Мясковского — Нина Макарова. Именно эта женщина стала огромной любовью, соратницей и верным спутником жизни Хачатуряна. Арам и Нина подарили жизнь сыну Карену (известному искусствоведу).

Так прожил свою жизнь Арам Хачатурян, краткая биографиякоторого давно пополнилась еще одним важным фактом: именем великого композитора назвали и струнный квартет, его имя носит и ежегодный конкурс, на котором представляют композиторов и пианистов.



Статьи по теме: