Гуревич П.С. Культурология - файл n1.doc
Культурология - Гуревич П.С - учебник - 2003
Учебник «Культурология» знакомит читателей с различными культурами, их типами и этапами развития; рассказывает о взаимодействиях культур, постепенно подводя читателей к общим закономерностям их становления.
Что такое культура? Как она соотносится с природой? В чем отличие культуры от цивилизации? Почему рождается множество культур, и как они взаимодействуют друг с другом? В учебнике также показана структура культуры, ее различные сферы.
Книга предназначена для преподавателей и учителей, студентов и учащихся старших классов, школ, гимназий, лицеев и колледжей, для широкого круга читателей, интересующихся этой увлекательной наукой.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ?
Европоцентризм
Единство человечества
Кризис европоцентризма
Культурно-исторические типы
Модернизация мира
Глава II. КУЛЬТУРНЫЕ МИРЫ
Многообразие определений
«Культура» как объяснительное понятие
Где сосредоточена культура?
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава III. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Культура как описательное понятие
«Вторая природа»
Переход к надприродному.
Культура не рождается вне природы
Понятие деятельности
Образ жизни конкретного общества
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава IV. КУЛЬТУРА КАК ПОИСК СМЫСЛА
Труд как благословление
Прорыв к новому.
Незавершенность человека
Творчество
Определение культуры. Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава V. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА
Мир органики
Поклонение природе
Покорение природы
Отношение к природе на Востоке
Экологическая катастрофа
Вражда или гармония?
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава VI. КУЛЬТУРА КАК ЗНАКОВО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Язык как метафора
Структурные основания культуры
Концепция Ю.М. Лотмана
Социокод
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава VII. СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ
Всемирное сознание
Движение формаций
Осевой принцип
«Волны» в истории
Власть и знание
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава VIII. ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
Понятие цивилизации
Трактовка 0. Шпенглера
Концепция А. Тойнби
Столкновение цивилизаций
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава IX. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ
Понятие аксиологии
Ценность жизни
Святыня свободы
Арсенал ценностей
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава X. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ
Труд как ценность в древних религиях
Отношение к труду.
Протестантизм
Крушение этики труда
Личность или общинность?
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава XI. УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ
Что такое универсалии?
Универсальные категории культуры
История вопроса
Психологические универсалии
Трансляция универсалий
Проблемы методологии
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава XII. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ
Историческое сознание
«Осевое время»
Был ли «золотой век»?
Доистория и история
Стадии постижения исторического сознания
Концепция 0. Шпенглера
Ритмы истории
Развертывание всемирной истории
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава XIII. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
Как создаются типологии
Восток и Запад
Идеальные типы культур.
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава XIV. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Традиция как феномен
Специфика традиционного общества
Ведическая культура как исторический тип
Упанишады
Реинкарнация и карма
Рамаяна и Махабхарата
Бхагаватгита
Толкование традиционного текста
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава XV. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Что такое религия?
Религия - явление мировой культуры
Философия и религия
Древние формы верований
Магия
Идея Бога
Происхождение религии
Структура и функции религии
Нравственное содержание религии
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава XVI. КРИЗИС РЕЛИГИИ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ?
Рациональность
Секуляризация
Религия в постмодернистской культуре
Опыт обмирщения теологии
Нетрадиционная религиозность
Религиозный ренессанс
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава XVII. НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Потребность в познании как проявление культуры
Происхождение науки
Первые классификации
Наука как общезначимое знание
Постнаучный тип цивилизации
Понятие парадигмы
Допарадигмальные периоды
Наука и ее опасности
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава XVIII. НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Происхождение морали
Нормы культуры
На заре человеческой истории
Фундаментальное правило нравственности
Что такое этика?
Моральный идеал
Добро и зло
«Категорический императив» Канта
«Цель оправдывает средства»
Неопозитивизм
Космическая этика
Этика ненасилия
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава XIX. ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
Красота
Искусство
Выражение человеческих страстей
Художественный дар
Эстетика
Специфика художественного творчества.
Искусство как эстетическая деятельность
Катарсис
Древние мистерии
Модернизм
Постмодернизм
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
Глава XX. ТЕХНИКА И СУДЬБЫ КУЛЬТУРЫ
Техника
Нарастание перемен
Как родилась техника?
Техника - способ самореализации человечества
Техника покоится на деятельности рассудка
Рационализация мира
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Культурология - Гуревич П.С - учебник - 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
n1.doc
ГУРЕВИЧ Павел Семенович, доктор философских наук, доктор филологических наук, профессор. Избран вице-президентом Академии гуманитарных исследований, действительный член Международной Академии информатизации. Академии естественных наук. Является президентом Московской психоаналитической ассоциации. Сфера научных интересов - гуманитарная проблематика. Автор ряда монографий по философии культуры и философской антропологии. Руководит лабораторией Института философии, ректор Института психоанализа.
В книге рассматриваются центральные проблемы курса «Культурология»: что есть культура; как она соотносится с природой; в чем отличие культуры от цивилизации; отчего рождается множество культур и как они взаимодействуют и т.п.
Автор трактует культурологию как интегральное выражение гуманитарного знания, через совокупный духовный опыт человечества анализирует развитие мировой истории. Книга предназначена для преподавателей и учителей, студентов и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей, для широкого круга читателей, интересующихся этой увлекательной наукой.
Введение
На принадлежащих Индии Андаманских островах в горных тропических лесах обитают негроидные племеОни сохранили первобытный образ жизни, занимаются собирательством и охотой. Эти племена, особенно племя джарва, избегали всяких контактов с поселенцами Андаманов, не пускали их на свою территорию. Поэтому индийские власти объявили районы обитания племени заповедными и закрытыми для посещения и лесоразработок.
И только антропологи изредка посещают эти районы, оставляя на пляжах подарки племенам - ткани, гроздья бананов, пакеты риса. Однако все эти дары до недавнего времени отвергались. Их выбрасывали в море. Теперь контакты стали постоянными. Джарва берут привозимые подарки. А команде судна выносят лесные плоды.
Множество культур
Факт может показаться локальным, имеющим чисто этнографический интерес. Две разные культуры, одновременно существующие на земле, вступают в контакт. Культура патриархальная и современная. А вот как описывает культуру ныне здравствующих индейцев французский философ и этнолог Клод Леви-Стросс:
«В главном доме, который помещался между двумя навесами, в стволах, составляющих стены, были вырезаны пятиугольные бойницы, а внешнюю их поверхность покрывали схематично выполненные рисунки красного и черного цветов с помощью краски уруку и какой-то смолы. Эти рисунки изображали персонажи из какой-то легенды: женщину, орла-гарпию, детей, жабу, собаку, большое непонятное четвероногое, две зигзагообразные линии, двух рыб, ягуара, и, наконец, следовал симметричный узор, составленный из квадратов и полумесяцев.
Эти дома ничем не походили на жилища соседних индейских племен. Вероятно, однако, они имели какую-то традиционную форму. Когда Рондон открыл индейцев тупи-кавахиб, их дома были уже квадратными или прямоугольными с двускатной крышей. Кроме того, грибовидная форма не соответствует новобразильской технике строительства. К тому же различные археологические материалы подтверждают, что подобные дома с высокой кровлей были свойственны некоторым еще доколумбовым цивилизациям».
А вот описание еще одной культуры. Местные жители на рассвете собираются вместе, приближают ладони ко рту. Затем они поднимают руки по направлению к солнцу. Эти заметки сделал вьщающийся философ Карл Густав Юнг (1875-1961). Он писал: «Путешествуя по экватору, я спросил, зачем они это делают, но никто не мог мне ответить... Дыхание означает духовную субстанцию, душу. Следовательно, эти люди предлагают свою душу Богу, но не знают сами, что они делают, и никогда об этом не узнают».
На земле одновременно соседствует множество разнородных культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга? В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выгладят странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже достаточно продвинулись в собственном развитии, приобрели современный облик.
Однако в том же столетии возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, предельно самобытны, вообще не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и родилось культуроведение в прямом значении. Это наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести.
Сегодня во всех институтах, университетах, колледжах читают новую дисциплину - культуроведение. Она призвана восполнить тот пробел, который всегда и тем более еще недавно характеризовал общественную науку и систему образования. В своих социальных иллюстрациях мы крайне редко выходили в широкий мир культуры. Общественное рассуждение замыкалось узким горизонтом политики и идеологии. Обществоведы игнорировали тот очевидный факт, что любое обнаружение социальной динамики начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат новых ценностных ориентаций, как итог разносторонних социокультурных закономерностей.
Размышляя об эмоциональных образах в живописи или о воздействии музыки на ментальность человека, об эзотерической символике гностиков или о современной тайнописи культуры, о глубинной взаимосвязи гармонии и хаоса, о мифе или о постмодернизме, о греческой скульптуре или лирике Возрождения, об эпосе или античной трагедии, о дионисийской и аполлонической культурах, мы пытаемся пробиться к современному пониманию культуры, к осмыслению ее судеб. Многие феномены искусства оказываются более прозрачными, когда их истолкование сопряжено с целостным размышлением о культуре.
Гуманитарное знание
Актуальность культуроведения обусловлена прежде всего возрастающей ролью гуманитарного познания. На протяжении последних веков точные науки постоянно сравниваются с человековедческими. В недавние времена пальма первенства неизменно принадлежала так называемым конкретным наукам. Когда же речь заходила о постижении человека, человечества, общества, культуры, человеческого духа, то складывалось впечатление, будто гуманитарные науки менее важны для социальной динамики, не всегда конкретны и доказательны.
Феномен гуманитарной культуры, как показывает анализ многочисленной философской, культуроведческой и художественной литературы, исследован мало. Даже само это понятие встречается крайне редко. Между тем гуманитарно-культурные ценности необходимы для человеческого рода, общества и отдельного человека. Общеизвестно, что проблема возникновения духовной культуры является крайне сложной и недостаточно разработанной.
По мнению отечественного ученого И.М.Орешникова, современная наука (археология, этнография, антропология, историческая психология, лингвистика, фольклористика и др.) приводит многочисленные факты в пользу естественного, земного происхождения духовной культуры. Многие ученые считают, что мораль, религия и искусство возникают где-то в период верхнего палеолита (40-20 тыс. лет до н.э.), когда жили кроманьонцы. Интересный материал на этот счет содержится в трудах К.Леви-Брюля, А.П.Окладникова, С.А.Токарева, Э.Тайлора, Дж.Фрэзера и других.
«Лишь за семь или восемь тысячелетий нам брезжит первый свет и слышны первые смутные шорохи; а позади, в глубине веков - сумерки и безмолвие, - отмечает отечественный философ М.Гершензон. - Но там люди желали и мыслили так же, как и мы, и в многократный срок развития, предшествовавший нашей культуре, был добыт весь существенный опыт человечества. К тем познаниям позже ничего не прибавилось, как неизменен издревле и поныне телесный состав человека. Первобытная мудрость содержала в себе все религии и всю науку. Она была как мутный поток протоплазмы, кишащий жизнями, как кудель, откуда человек до скончания времен будет прясть нити своего раздельного знания» .
В гуманитарно-культурном наследии древнего мира, социально-философской мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и пр.
Для создания современной гуманитарной культуры опыт прошлых лет оказывается сверхценным. «Люди минувших эпох, - отмечает Э.Ю.Соловьев, - живут для нас благодаря особого рода общественной практики - мемориальной. Она обеспечивает постоянное присутствие прошлого в актуальном сознании и препятствует тому, чтобы ее подменяли или сочиняли, те, кого уже нет, продолжают общаться с нами через оставленное ими наследие».
Сегодня мы осознаем безусловное значение гуманитарного знания. Оно многолико и многообразно. Но как обрисовать его? Гуманитарная культура - это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни. Гуманитарное знание непосредственно включает в себя философию, обществознание, человековедение, право, мораль, искусство, мифологию, религию, педагогику, филологию, «человеческие» общественные отношения, гуманитарное образование, воспитание и просвещение.
Культура как ценность
Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывал» воздействие на исторический процесс, на самого человека.
Вот почему в современной философии выявился обостренный интерес к культуре как к фактору социального развития. Исследователи все чаще приходят к убеждению, что именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества или даже целого региона накладывают отпечаток на социально-историческую динамику. Многие теоретики связывают судьбы мира с философским постижением культуры в целом или культуры отдельного народа.
Но вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящих в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным устремлениям, стихийным субъективным порывам. Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек пытается понять, откуда, вообще говоря, возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций, каков конечный результат современного цивилизованного развития человечества.
Потребность в изучении феноменов культуры обусловлена и разрушением экологической среды. Истончение озонного слоя над Землей, гибель лесных покровов планеты, загрязнение океанов и рек - эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики. И здесь встают вопросы: «Не враждебна ли культура природе? Есть ли возможность гармонизировать их отношения?»
Актуален и еще один аспект культуроведческого анализа - культура и общество, культура и история. Какое воздействие оказывает культурный процесс на общественную динамику? Что принесет культуре движение истории? В прошлом социальный цикл был гораздо короче культурного. Индивид, появившись на свет, заставал определенную структуру культурных ценностей. Она не менялась в течение многих столетий, регулируя жизнь ряда поколений. В XX в., как считают многие исследователи, произошел разрыв социального и культурного циклов. Это, по существу, одна из исторических закономерностей нашего столетия. Теперь на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох.
Оторвите человека от родной культуры и бросьте в абсолютно новое окружение, где ему придется мгновенно реагировать на множество совершенно новых представлений о времени, пространстве, труде, религии, любви, сексе и т.п., вы увидите, какая поразительная растерянность овладеет им. А если вы еще отнимите у него всякую надежду на возвращение в знакомую социальную обстановку, растерянность перерастет в депрессию. Психологическое онемение - жуткий симптом сегодняшних дней.
Современные люди, ускорив темпы перемен, навсегда порвали с прошлым. Они отказались от прежнего образа мыслей, от прежних чувств, от прежних приемов приспособления к изменяющимся условиям жизни. Именно это ставит под сомнение способность человека к адаптации: выживет ли он в новой среде? Сможет ли приспособиться к новым императивам?
Можно указать еще на один аспект исследования, связанный с актуальностью темы. Накопление знаний в современном мире происходит гораздо медленнее, нежели осуществляются социальные перемены. Стремительная динамика опережает процесс осмысления общественных закономерностей, тайнодействия механизмов культуры. В связи с этим особую значимость приобретает способность исследователя уловить те обусловленности, которые характерны для культурной практики.
Актуальность культуроведения определяется также кризисом современной - просветительской и постпросветительской культуры. В общественном сознании просветительская модель культуры переплетается с постпросветительской, что создает довольно сложные коллизии в сегодняшнем понимании самого феномена культуры. Поэтому важно показать, как различные компоненты просветительской модели культуры становятся объектом нового философского толкования, вызывают стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Исследование современных культурных процессов невозможно без глубоких парадигмальных сдвигов в философии культуры, которые произошли за последние два столетия.
Нет сомнения в том, что в культуроведческую литературу последнего времени все чаще проникают размышления о враждебности культуры изначальной человеческой природе. Такого рода представления разрабатывают многие философские направления (психоанализ, философская антропология, социобиология). Современные философские антропологи предупреждают: социальность, точно железный обруч, сковала природные импульсы человека.
Глава 1. Культура как феномен
Все охотники отправились убивать мамонта. Продвигались бесшумно, шли с разных сторон. Вожак первобытной орды поднялся на курган и оттуда показал место, где находилась западня. Стойбище опустело. Остались только дети и старики. Впрочем, у скалы разместился мужчина средних лет. Он сбросил с себя шкуру и стал рисовать на камне силуэт мамонта. Странное занятие, не правда ли? Кому нужно это изображение? Разве оно заменит живого мамонта? Наскальные рисунки - первое провозвестие культуры.
Многообразие определений культуры
Что такое культура? Почему этот феномен породил такое множество разноречивых определений? Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой различных сторон нашего социального бытия? Можно ли, вообще говоря, выявить специфику данного антропологического и общественного явления.
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». «В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью... В науке принято говорить о «культурных чертах», «культурных системах», развитии, расцвете и упадке культур...».
Американские культуроведы Альфред Кребер и Клайд Клакхон в их совместном исследовании, посвященном определениям культуры, отметили огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 по 1919 г. было дано 7 определений культуры (первое, как они считают, принадлежит выдающемуся английскому этнографу Эдуарду Тайлору), то с 1920 г. по 1950 г. у различных авторов они насчитали 157 определений данного понятия. В отечественной литературе готовность сопоставить различные определения культуры позволила
Чем можно объяснить такое многообразие трактовок? Прежде всего тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Нас не должно смущать множество определений. Каждый исследователь обращает внимание на одну из сторон самого феномена. Кроме того, и сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками. Культура нередко оказывается объектом изучения со стороны не только культуроведов, но и философов, социологов, историков, аксиологов. В зависимости от теоретической методики вырастает и способ, помогающий постигать феномен. Можно ли, однако, вычленить некоторые проблемы, которые помогают обсудить сущность культуры?
«Вторая природа»
Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Греции, в которой Демокрит считал культуру «второй натурой». Верно ли такое определение? В самом общем виде можно, разумеется, его принять. В то же время надо разобраться, действительно ли культура противостоит природе? Культуроведы обычно относят к культуре все рукотворное. Природа создана для человека, он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. В целом это самоочевидно...
Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Возникает парадоксальный ход мысли: для сотворения культуры нужна предельная дистанция от природы. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает. Не в таком ли воззрении на культурное творчество истоки хищнического, разрушительного отношения к природе? Не ведет ли прославление культуры к принижению природы?
Культура прежде всего - природный феномен хотя бы потому, что ее творец - человек - биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры.
Культура, следовательно, есть прежде всего акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.
Культура возникает потому, что человек преодолевает органическую предопределенность своего вида. Многие животные могут создавать нечто такое, что похоже на культуру. Пчелы, например, строят великолепное архитектурное сооружение - соты. Паук безошибочно мастерит орудие лова - паутину. Бобры строят плотину. Муравьи воздвигают муравейники. Выходит, существа создают нечто такое, чего в природе не было.
Это и есть культура? Заметим, однако, что деятельность названных живых существ запрограммирована инстинктом. Они могут сотворить только то, что заложено в природной программе. К свободной творческой деятельности они не способны. Пчела не может выткать паутину, а паук не сумеет "взять взяток с цветка. Бобер построит запруду, но не сможет изготовить орудие труда. Следовательно, культура предполагает спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую закрепленность.
Для того, чтобы создать культуру, человек должен был обрести некий дар, способность создавать то, что не закреплено в его видовой программе. Такое неожиданное обретение выражено в древнем мифе об огне как первоначале культуры.
Миф о Прометее
Прометей - сын титана Иапета и богини Фемиды из океаниды Климены. Образ этого титана - одно из драгоценных творений греческой мифологии. Прометей стал воплощением отваги и стойкости, гордого упрямства и сопротивления старым порядкам, любви к свободе и к людям. Он относится к древнейшим и вечно живым символам борьбы за прогресс и счастье человечества. Мало кто из мифических героев удостоился такого внимания, как Прометей. Более двух с половиной тысяч лет он продолжает жить в произведениях поэтов и мыслителей от Гесиода и Эсхила до Кальдерона, Гете, Байрона, Шелли, а в XX в. - А.Жида и Казандзакиса. Естественно, каждый истолковывал этот образ по-своему и в соответствии со своим временем. Однако главные черты этого образа, неизменные в любом изображении, стали «общим достоянием человечества».
Впервые Прометей появился на арене мифических событий, когда Зевс восстал против своего отца, титана Кроноса. Титаны защищали старый порядок, установленный Кроносом, но Прометей стал на сторону Зевса, так как стремился к новому, более справедливому порядку. Он помог Зевсу советом и участием в боях и даже убедил богиню Земли Гею присоединиться к нему. Когда после десяти лет упорной борьбы Зевс одержал победу с помощью Промстея, он не спешил вознаградить своего союзника. Но Прометей не обращал на это внимания. Он отошел от Зевса лишь тогда, когда тот взял курс на жесткое, жестокое укрепление своей власти. Открыто Прометей разошелся с самодержцем еще позже, когда Зевс задумал истребить беспомощный земной род. Прометей любил людей и к тому же всегда сочувствовал слабым. Он решил спасти людей, даже если это и навлечет на него гнев всемогущего бога.
Однако для спасения людей необходимо было, чтобы они захотели и сумели помочь себе. Поэтому Прометей вдохнул в них надежду и дал им в руки могучее оружие. Он украл огонь из священного очага на Олимпе (по другой версии, из печи бога Гефеста в горе Мосихл на острове Лемнос) и принес его в дар людям. Знакомство с огнем помогло им лучше осознал» жизнь, они поняли, что огонь не только угроза, но и помощь. Люди перестали зависеть от капризов природы, стали лучше питаться, окрепли физически и душевно. Но это было не все. Прометей научил их плавить в огне металлы и изготавливать инструменты, научил ремеслам, считать, писать и читать. Он укротил для людей дикого быка и надел на него ярмо, чтобы земледельцы могли использовать его для возделывания полей. Прометей запряг в повозку коня и заставил его слушаться человека, он построил первый корабль. Наконец, он познакомил людей с лекарствами и с лечением больных и учил их жить счастливо, раз они появились на свет.
Таким образом, Прометей стал подлинным «творцом человека» по меньшей мере в том смысле, что вывел его из природного первобытного состояния и воспитал из него разумное существо. Этого Зевс стерпеть не мог. За многочисленные услуги, оказанные человеческому роду, он приговорил Прометея к суровому наказанию. По приказу Зевса его верные слуги, Сила и Власть, схватили Прометея и увели на край света, а там богу Гефесту пришлось приковать Прометея к высокой скале.
Прометей был повержен, но не побежден: он не отчаялся. Он знал, что тирания Зевса не будет продолжаться вечно. Так как Прометей унаследовал от матери дар провидения, он знал, когда и как будет низвергнут Зевс, знал он и то, как может избежать этого верховный бог. Когда весть об этом долетела до Зевса, он тут же послал к Прометею бога Гермеса, чтобы тот дознался обо всем. Но Прометей отказался иметь дело с Зевсом и его послом: «Всех вас я ненавижу, о боги! Свои муки я не променяю на рабское служение тирану!» Когда Гермес принес этот ответ, Зевс одним ударом молнии низверг скалу с прикованным Промстеем в глубины Тартара.
Однако этим падением заканчивается лишь первая часть трагедии Прометея. Зевс поверг его в вечную тюрьму не для того, чтобы погубить и этим избавить от мук (он и не мог этого сделать, так как титаны бессмертны). Он хотел сломать упорство Прометея. Когда из этого ничего не вышло, Зевс снова поднял Прометея на свет, чтобы подвергнуть его новым мучениям.
Много лет Прометей был прикован к скале на вершине Кавказа. Летом он страдал от палящего жара солнца, зимой - от леденящего мороза. И каждое утро к нему прилетал по приказу Зевса огромный орел и клевал своим острым клювом его печень, а за ночь растерзанная печень отрастала заново. Но и эти муки не сломили Прометея. Он оставался все таким же гордым и не раскаивался в своей помощи людям.
Между тем многое изменилось в мире. Зевс настолько укрепил свою власть, что мог не бояться больше за нее, поэтому его правление стало более умеренным. Он перестал быть подозрительным и мстительным тираном, амнистировал титанов и выпустил их из темного Тартара. Он даже стал ласков с людьми и за соответствующее вознаграждение в виде жертв стал охранять порядок в человеческом обществе. Лишь одно беспокоило Зевса: тайна, которую знал только Прометей. Снова послал он к нему Гермеса с предложением помилования - в обмен на тайну. И опять Прометей отказался. Тогда Зевс разрешил родным и друзьям Прометея, в том числе его супруге Гесионе и сыну Девкалиону, посетить осужденного. Все в один голос заверяли Прометея, что верховный бот сильно изменился к лучшему, что и боги, и люди им довольны. Тогда и Прометей согласился признать его - какой смысл упорствовать, если для этого уже нет оснований. Одного лишь Прометей не хотел: обращаться к всемогущему владыке с просьбой о помиловании.
Долго Прометей надеялся, что помощь придет от людей - ведь это ради них он перенес столько страданий. Из их рук он был согласен принять помощь. И, действительно, в один прекрасный день под скалой появился человек. Это был герой Геракл. Увидев орла, прилетевшего на свое ежедневное пиршество, он тут же пронзил его стрелой. Затем своей тяжелой дубиной Геракл разбил оковы Прометея и выдернул из скалы огромный шип, которым был прибит к ней Прометей. В ту же минуту появился вестник Зевса - Гермес - и от имени верховного бога пообещал Прометею свободу, если он откроет тайну, не дававшую Зевсу покоя. «Ну что же, передай Зевсу, пусть он не вступает в брак с Фетидой, о котором он мечтает, так как сын превзойдет отца. Пусть он выдаст ее за смертного, тогда от ее сына не произойдет опасности ни для кого из богов!»
Итак, Прометей достиг свободы - с помощью человека и примирения с Зевсом. Прометей не поступился своей гордостью и своими целями, хотя ради этого ему пришлось перенести столько страданий. И в довершение победы Зевс призвал его в сонм богов на Олимпе.
Однако Зевс ведь поклялся, что Прометей будет навеки прикован к скале. Чтобы эта клятва не была нарушена, Прометею пришлось носить кольцо из своих оков, в которое был вправлен камешек из кавказской скалы. Затем в честь Прометея перстни с камнем стали носить люди и носят их до сих пор, хотя происхождение этого обычая давно уже забыто.
Таково сжатое изложение мифа о Прометее, которое известно нам по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» (около 470 в. до н.э.) и из фрагментов «Прометея освобождаемого». Однако окончание мифа реконструировано по античным материалам, поскольку дошедшие до нас фрагменты не дают точного представления о том, как Эсхил решил развязку конфликта между Прометеем и Зевсом. Похоже, что он избрал компромиссный вариант, приспособленный к требованиям времени.
Первая часть «Прометеевской трилогии» Эсхила тоже не сохранилась, и мы можем о ней лишь догадываться. У Гесиода в его «Теогонии» (VIII-VII вв. до н.э.) этот миф начинается несколько иначе: конфликт между Прометеем и Зевсом происходит, когда боги во главе с Зевсом собираются в Сикионе (к западу от Коринфа), чтобы решить вопрос о порядке жертвоприношений богам со стороны людей. Прометей тогда разделил тушу жертвенного быка на две части и устроил дело так, чтобы Зевс выбрал худшую часть, а лучшая досталась людям. Тогда Зевс в отместку лишил людей огня, но Прометей похитил огонь на Олимпе и снова дал его людям, после чего был по приказу Зевса прикован к скале...
Согласно другим распространенным представлениям, отраженным и в «Метаморфозах» Овидия, Прометей был «творцом человека» не только в переносном, символическом смысле, но в самом непосредственном: еще во II в. до н.э. Павианий пишет в «Описании Эллады», что видел в Фокиде затверделые комки глины, пахнущие человеческой кожей, - это, мол, остатки материала, из которого Прометей сотворил человека.
Какой смысл можно извлечь из этого мифа? Как и всякое произведение этого рода, сказание несет в себе неисчерпаемое содержание. В русле нашей темы приходится подчеркнуть, что люди издавна ощущали интуитивно, что культура родилась в результате какого-то дара небес. Природные создания обрели совсем другую жизнь. Она не могла родиться из чисто природных предпосылок. Произошел какой-то поворот в существовании людей.
Еще один штрих, выраженный в мифе. Культура вовсе не безоблачное приобретение человека. Ее рождение несет в себе и некое возмездие, расплату за приобретение. Миф также подчеркивает, что развертывание культуры сопряжено с известным драматизмом. Культура сулит людям не только добро, но и определенное воздаяние.
Понятие артефакта
Артефакт - образование или процесс искусственного происхождения. В культуроведении это понятие используется для противопоставления органике. Все природное - антипод артефакта. Культура - сокровищница созданных человеком объектов. Немецкий философ Карл Ясперс, обращаясь к предыстории культуры, подчеркивал: «Мы ничего не знаем ни о созидающих моментах истории, ни о ходе духовного становления, нам известны только результаты. И на основании этих результатов нам приходится делать выводы. Мы задаем вопрос о том, что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает; о том, какие открытия он сделал в опасных ситуациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством; как сложились взаимоотношения полов, отношение к жизни и смерти, к матери и отцу».
Существенным здесь является, по-видимому, следующее:
1. Использование огня и орудий. Животное существо, не имеющее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком.
2. Появление речи. Радикальное отличие от взаимопонимания животных посредством спонтанного выражения своих ощущений составляет присущая только человеку способность выражать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметного мира, который является объектом мышления и речи.
3. Способы формирующего человека насилия над самим собой, например, посредством табу (запретов). В самой природе человека заложено то, что не может быть только частью природы; напротив, он формирует себя посредством искусства. Природа человека - это его искусственность.
4. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически созданных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, образуемых приматами, состоит в осознании людьми его смыслового значения.
Существует, по-видимому, специфически человеческий феномен - социальная жизнь людей завершается образованием государства.
В то время как у животных обнаруживаются либо временные объединения в стада, разбредающиеся в каждый период течки, либо длительные сообщества, возможные благодаря асексуальности большинства особей, как, например, у муравьев, только человек был способен, не отказываясь от потребностей пола, создать мужскую товарищескую организацию, напряженность которой стала предпосылкой жизни людей в истории.
5. Жизнь, формируемая мифами, формирование жизни посредством образов, подчинение всего существования, семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы этим образам, которые в своем бесконечном толковании и углублении по существу являются просто носителями самосознания и осознания своего бытия, дают ощущение укрытости и уверенности, - все это в своих истоках неразличимо.
Знаки культуры
Природа и культура действительно противостоят друг другу. Но, по выражению русского философа XIX в. П.А.Флоренского, они существуют не вне друг друга, а лишь друг с другом. Ведь культура никогда не дается нам без стихийной подосновы своей, служащей ей средой и материей. В основе всякого явления культуры лежит некое природное явление, возделываемое культурой. Человек как носитель культуры не творит ничего, но лишь образует и преобразует стихийное.
С другой стороны, по мнению философа, природа никогда не дается нам без культурной своей формы, которая сдерживает ее и делает доступной познанию. Природа не входит в наш разум, не становится достоянием человека, если она не преображена предварительно культурною формою. П.А.Флоренский приводит такой пример. Мы видим на небе не просто звезды, а нечто, что уже имеет культурную форму. Звезды - это уже форма, приданная природе культурою. Здесь обнаруживает себя ряд предусловий созерцания - понятий, схем, теорий, методов, выработанных культурою.
Противоположностью культурного человека является вовсе не природный человек, а варвар. Никакого природного человека нет вообще. Есть лишь культурный человек или варвар. Если относить к культуре только все внеприродное, то многие феномены культуры окажутся как бы несуществующими. Представим себе для примера логическую культуру. В ней нет никаких артефактов. Йог развивает собственные психологические и спиритуальные ресурсы. Ничего рукотворного при этом не возникает. Однако достижения йогов несомненно входят в сокровищницу культуры.
Человеческие творения возникают первоначально в мысли, в духе и лишь затем объективируются в знаки и предметы. В культуре всегда есть нечто конкретное: это определенный род и способ творчества. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры. Культура вообще - понятие чисто абстрактное. Если бы однажды на земле была установлена единая форма культуры, то это была также некоторая особая форма культуры, а не культура вообще. Однако из того, что существуют лишь различные формы культуры, а не абстрактная культура, не следует, что эти формы замкнуты сами на себя и недоступны чужому влиянию.
Понятие деятельности
Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами или же рассматривается в состоянии зачаточном и неразвитом.
Человек претворяет и достраивает природу. Культура - это формирование и творчество. Противопоставление «природа и человек» не имеет исключительного смысла, так как человек в определенной мере есть природа, хотя и не только природа... Не было и нет чисто природного человека. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».
Однако овладение внешней природой само по себе еще не является культурой, хотя и представляет собой одно из ее условий. Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и внутренней, то есть человеческой природой, на что способен только человек. С этой точки зрения возможно следующее приближение к определению культуры, которое дает французский культуролог А.де Бенуа: «Культура - это специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового». Человек и культура, отмечает А.де Бенуа, неразрывны, подобно растению и почве, на которой оно произрастает.
Человек сделал первый шаг к разрыву с природой, начав возводить на ней свой мир, мир культуры как дальнейшую ступень мировой эволюции. С другой стороны, человек служит соединительным звеном между природой и культурой. Более того, его внутренняя принадлежность к обеим этим системам свидетельствует о том, что между ними существует отношение не противоречия, а взаимной дополнительности.
Культура - это природа, которую «пересоздает» человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Всякое их противопоставление наносит ущерб достоинству человека. Он - единственное существо, способное к непрестанному новаторству. Человек - уникальный творец истории, придающий ей смысл через регулярную смену символов. Для человека, как такового, культура первичнее природы, история первичнее биологии. В отечественной литературе противоречие между природой и культурой преодолевается зачастую через категорию деятельности. Многие ученые отмечают, что культура как феномен стала возможной только благодаря такой способности человека, как деятельность. В этом смысле культура определяется как результат всей человеческой деятельности.
И такой тезис тоже нуждается в критической оценке. Дело в том, что расширительное истолкование деятельности как подосновы культуры не позволяет выявить специфику культуры как феномеМожно ли в этом контексте сопоставить, скажем, культуру и общество? И то и другое является продуктом человеческой деятельности. Однако эти феномены не тождественны.
Поиск смысла
Культура немыслима без человека: он ее создал. Но что при этом его одушевляло? Желание утвердить себя в природе в качестве властелина, способное изменять дарованное? Бессознательная игра творческих сил, способных бесконечно развертывать свой потенциал? Стремление пересотворить природу? Как только возникает вопрос: ради чего? - человеческая активность оказывается вовсе не одинаковой по собственной нацеленности и истокам.
Не всякая деятельность порождает культуру, а только та ее часть, которая носит сакральный характер и связана с поиском смыслов, вычитываемых в бытии. Чтобы проникнуть в тайну культуры, надо выйти за ее пределы и отыскать критерии, которые находятся вне ее. Занимаясь жизнеустроением, человек далеко не всегда задается вопросом о предназначенности бытия и своей собственной судьбы. Культура не все, что способен предъявить человек, увлеченный переделыванием изначального порядка вещей.
Деятельность человека разнообразна, многолики продукты человеческой активности. Можно указать на такие деяния человека, которые сопряжены с напряженным творческим актом, прорывом в новое духовное пространство, извлечением смысла из окружающего. Это и есть культура. Но есть такие артефакты, которые не содержат в себе сакрального смысла, не рождают горения человеческого духа. Разумеется,
Такое разграничение условно, но концептуально оно предельно важно для определения культуры.
В самой культуре есть некая тайная пружина человеческой деятельности многое рождается впервые как обнаружение смысла. Но многое служит процессу тиражирования однажды найденного. Между башенным краном и храмом - несомненная разница. В храме воплощена иерархичность бытия, нечто, стоящее над человеком, над его мирскими потребностями.
В истолковании П.А.Флоренского деятельность обнаруживает себя во множественном числе: речь идет о деятельностях. Когда мы говорим слово «орудие», то ближайшим образом припоминаются нам молоты, пилы, плуги или колеса. Это в грубейшем смысле слова материальные орудия технической цивилизации. П.А.Флоренский называет их для большей определенности машинами или инструментами. Не создание орудий труда как таковое выступает в качестве обнаружения культуры. И дело не только в том, что природа орудий разная. Создание полезных для выживания человека приспособлений приобретает сакральный, то есть культурный смысл, только тогда, когда орудие рассматривается как «проекция вовне творческих недр человеческого существа, строящих и все его собственное эмпирическое бытие - его тело, его душевную жизнь» . Суть палки, молота, пилы, насоса не видна непосредственно. Творчество разума обнаруживается в производстве вещей, смысл которых не очевиден. Это производство символов, то есть сотворение культуры.
Деятельность человека многообразВ одном случае она порождает культуру, в другом - нечто иное: формы социальности, цивилизации и т.д. Далеко не всегда человеческая активность сопряжена с прорывом в области духа. «Вторая природа» включает в себя акты простого воспроизведения, копирования. Человек, который изобрел колесо, - творец культуры. Работник, который на конвейере располагает колесо на ось, - человек цивилизации. Так издавна обнаруживает себя тема, которая в XX в. получила освещение как проблема культуры и цивилизации.
Исходя из вышеизложенного, следует скорректировать представление о культуре, которое сложилось в отечественной литературе. Она, как правило, рассматривается в качестве социального феномеИначе говоря, речь идет о том, что культура связывает природу и общество через развертывание творческой деятельности человека. При этом «в основу понимания культуры кладется исторически активная творческая деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека в качестве субъекта деятельности. Развитие культуры при таком подходе совпадает с развитием личности... в любой области общественной деятельности».
Между тем культура не только социальный, но прежде всего антропологический (то есть человеческий) феномен. Ее основанием служит неустроенность человека в природе, потребность человека в реализации тех побуждений, которые не являются инстинктивными. Культура в этом смысле выступает как продукт открытой человеческой природы, не имеющей окончательной фиксированности. Это означает, что рассуждение о культуре важно начинать именно с антропологичесих данностей, а не с вхождения в пространство социальной истории.
Выявление специфики культуры невозможно без антропологических констатаций и без выявления сакрального смысла человеческой деятельности. Следовательно, можно определить культуру как феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.
Смысл слова, его происхождение
«Что такое культура?» Этот вопрос должен был бы давно волновать человечество, считающее себя культурным человечеством. Но, как ни странно, в мировой литературе никто не ставил такого вопроса и, тем более, не пытался ответить на него. Считалось, что незачем определять существо культуры, поскольку она сама налицо. Когда же этот вопрос все-таки затрагивался, его со ссылкой на историю и современность объявляли давно решенным. Но сегодня, когда сами события с неумолимостью ведут нас к сознанию того, что мы живем в условиях опасного смешения элементов культуры и бескультурья, нам надлежит попытаться определить сущность подлинной культуры.
В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Cultio - возделывание, обработка, как и слово «культ», происходят из того же источника. Этимологически в латыни более древним источником слова «культура» считается глагол colere - в первоначальном значении «возделывать», «обрабатывать» и лишь в позднейшем - «почитать», «поклоняться».
Понятие «культура» в переносном значении (и производное от него понятие «культ») изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация» (лат.: civilis - гражданский, государственный). Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений.
Если попытаться перевести с латыни название трактата о земледелии, который написал римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.), то получилось бы, вероятно, слово «агрикультура». Речь идет не только об обработке земли, но, главным образом, об уходе за участком. Возделывание почвы вообще невозможно без особого душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет и культуры, иначе говоря, должного возделывания.
Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Оно метафорически соотносится с разумностью. Римский оратор и философ Цицерон (106-43 гг. до н.э.), говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Он говорил о необходимости культуры души, считая таковой философию. Цицерон отождествлял философию с культурой души и духа. «В основном все историки культуры сходятся на том, что подразумевается воздействие философии на ум с целью его обработки, воспитания, развития умственных способностей. Но здесь можно обнаружить и другой смысл, если вспомнить КатоФилософия - это не только обработка или образование ума, но и его почитание, уважение и поклонение ему. И действительно: философия родилась из предпочтения духовного начала в человеке, из почтения к этому началу» .
Близок понятию культуры и другой термин «оккультизм» (лат. occultis - тайный, сокровенный). В древнем Китае термин «культура» (Вэнь - культурность, цивилизованность, письменность, гражданственность и др.) являлся одним из центральных. В учении Конфуция обосновывается сущностная роль языка в познании и принятии правильных решении.
B античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, то есть образованностью. Пайдейя, по определению Платона, означает руководство к изменению всего человека в его существе.
В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем культура. Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к богу. «С непосредственно религиозной точки зрения совокупный порядок бытия воссоздается в культе. Здесь в каждый данный исторический момент как бы заново совершается в символической форме все вечно значимые события священной истории».
Рождается представление о рыцарстве как своеобразном культе доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре. Оно выражает прежде всего активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию. В современном значении слово культура стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа С.Пуфендорфа (1632-1694).
Литература
Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность /Вопросы философии. - 1969. -№9.- С.99-109. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: 1975. - С.25. Бахтин М.М. К философии поступка /Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: 1986.
Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа /Вопросы философии. - 1984. № 5. - С.48-63.
Гуревич П.С. М.Бубер и М.Бахтин: интеллектуальная контроверза /Философские науки. - 1995. - № 1.
Давыдов Ю.Н. Культура - природа - традиция /Традиция в истории культуры. М.: 1978.
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: 1983.
Соколов Э.В. Культурология. М.: 1994.
Сильвестров В.Б. Философское обоснование теории и истории культуры. М.: 1990.
Флоренский П.Д. Культ, религия, культура /Богословские труды. М.: 1977.
Вопросы для повторения
Чем вызвано многообразие в определениях культуры?
Как можно типологизировать подходы к выявлению специфики культуры?
Почему М.М.Бахтин противопоставляет «границы культуры» и ее «внутреннюю территорию»?
Верно ли, что культура противостоит природной основе человека?
Как понимать сакральность человеческой деятельности?
Что позволяет говорить о культуре как об антропологическом феномене? Как понимать открытость человеческой природы?
Темы контрольных работ
Многозначность понятия культуры. Культура как производство самого человека. Культура как антропологический феномен. Культура как осуществление идеала. Культура как деятельность. Культура как диалог. Культура как историческая целостность.
Культурология. Гуревич П.С.
М.: Проект, 2003 - 336 с.
Учебник «Культурология» знакомит читателей с различными культурами, их типами и этапами развития; рассказывает о взаимодействиях культур, постепенно подводя читателей к общим закономерностям их становления.
Что такое культура? Как она соотносится с природой? В чем отличие культуры от цивилизации? Почему рождается множество культур, и как они взаимодействуют друг с другом? В учебнике также показана структура культуры, ее различные сферы.
Книга предназначена для преподавателей и учителей, студентов и учащихся старших классов, школ, гимназий, лицеев и колледжей , для широкого круга читателей, интересующихся этой увлекательной наукой.
Формат: pdf / zip
Размер: 2,4 2 Мб
/ Download файл
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 10
Глава I. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ?
Европоцентризм 13
Единство человечества 16
Кризис европоцентризма 18
Культурно-исторические типы 20
Модернизация мира 23
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 25
Глава II. КУЛЬТУРНЫЕ МИРЫ
Многообразие определений 27
«Культура» как объяснительное понятие 31
Где сосредоточена культура? 38
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 40
Глава III. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Культура как описательное понятие 42
«Вторая природа» 44
Переход к надприродному.46
Культура не рождается вне природы 47
Понятие деятельности 49
Образ жизни конкретного общества 51
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 54
Глава IV. КУЛЬТУРА КАК ПОИСК СМЫСЛА
Труд как благословление 56
Прорыв к новому. , 59
Незавершенность человека 60
Творчество 64
Определение культуры. Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 69
Глава V. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА
Мир органики 72
Поклонение природе 77
Покорение природы 79
Отношение к природе на Востоке 81
Экологическая катастрофа 83
Вражда или гармония? 84
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 87
Глава VI. КУЛЬТУРА КАК ЗНАКОВО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Язык как метафора 90
Структурные основания культуры 95
Концепция Ю.М. Лотмана 97
Социокод 101
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 102
Глава VII. СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ
Всемирное сознание 104
Движение формаций 110
Осевой принцип 111
«Волны» в истории 113
Власть и знание 115
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов.120
Глава VIII. ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
Понятие цивилизации 122
Трактовка 0. Шпенглера 123
Концепция А. Тойнби 128
Столкновение цивилизаций 131
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 135
Глава IX. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ
Понятие аксиологии 137
Ценность жизни 140
Святыня свободы 145
Арсенал ценностей 149
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 151
Глава X. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ
Труд как ценность в древних религиях 153
Отношение к труду. 157
Протестантизм 158
Крушение этики труда 162
Личность или общинность? 163
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 167
Глава XI. УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ
Что такое универсалии?. 170
Универсальные категории культуры 171
История вопроса 174
Психологические универсалии 175
Трансляция универсалий 178
Проблемы методологии 179
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 183
Глава XII. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ
Историческое сознание 185
«Осевое время» 188
Был ли «золотой век»? 191
Доистория и история 192
Стадии постижения исторического сознания 193
Концепция 0. Шпенглера 194
Ритмы истории 196
Развертывание всемирной истории 196
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 198
Глава XIII. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
Как создаются типологии 200
Восток и Запад 204
Идеальные типы культур. 210
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 213
Глава XIV. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Традиция как феномен 215
Специфика традиционного общества 217
Ведическая культура как исторический тип 219
Упанишады 222
Реинкарнация и карма 223
Рамаяна и Махабхарата 224
Бхагаватгита 226
Толкование традиционного текста 227
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 228
Глава XV. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Что такое религия? 231
Религия - явление мировой культуры 232
Философия и религия 232
Древние формы верований 233
Магия 235
Идея Бога 237
Происхождение религии 238
Структура и функции религии 241
Нравственное содержание религии 242
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 244
Глава XVI. КРИЗИС РЕЛИГИИ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ?
Рациональность 246
Секуляризация 248
Религия в постмодернистской культуре 252
Опыт обмирщения теологии 253
Нетрадиционная религиозность 256
Религиозный ренессанс 258
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 261
Глава XVII. НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Потребность в познании как проявление культуры 264
Происхождение науки 265
Первые классификации 267
Наука как общезначимое знание 268
Постнаучный тип цивилизации 269
Понятие парадигмы 272
Допарадигмальные периоды 275
Наука и ее опасности 277
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 278
Глава XVIII. НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Происхождение морали 280
Нормы культуры 281
На заре человеческой истории 282
Фундаментальное правило нравственности 283
Что такое этика? 284
Моральный идеал 286
Добро и зло 288
«Категорический императив» Канта 288
«Цель оправдывает средства» 290
Неопозитивизм 292
Космическая этика 293
Этика ненасилия 294
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 295
Глава XIX. ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
Красота 298
Искусство 299
Выражение человеческих страстей 301
Художественный дар 302
Эстетика 303
Специфика художественного творчества. 303
Искусство как эстетическая деятельность 305
Катарсис 305
Древние мистерии 306
Модернизм 310
Постмодернизм 311
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 313
ГлаваXX. ТЕХНИКА И СУДЬБЫ КУЛЬТУРЫ
Техника 315
Нарастание перемен 316
Как родилась техника? .318
Техника - способ самореализации человечества 321
Техника покоится на деятельности рассудка 323
Рационализация мира 327
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 329
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 331
Гуревич П.С. Культурология. Элементарный курс: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2001. - 335 с. СОДЕРЖАНИЕ Тема I. Культура как феномен.................................................................................................................. 5 1. Понятие «культура». Определения культуры....................................................................................... 5 2. Культура как «вторая природа» ..............................................................................................................10 3. Возникновение культуры и ее «первоначала» ....................................................................................11 4. Артефакт.......................................................................................................................................................19 5. Мир культуры - мир ценностей...........................................................................................................21 6. Культура как результат деятельности...................................................................................................23 7. Всякая ли деятельность порождает культуру? ....................................................................................24 8. Устремленность культуры к возвышенному.......................................................................................26 9. Культура как поиск смысла.....................................................................................................................28 Тема П. Смысл взаимодействия природы и культуры.................................................................32 10. Стадии культуры......................................................................................................................................32 11. Означает ли культура отчуждение человека от природы?.............................................................37 12. Взаимодействие природы и культуры................................................................................................39 Тема III. Связь культа и культуры.......................................................................................................44 13. Культ............................................................................................................................................................44 14. Связь культа с культурой (по Н.А Бердяеву) ....................................................................................48 15. Смысл соотношения культа и культуры (в трактовке Ж. Маритем)...........................................49 Тема IV. Первообразы культуры..........................................................................................................5О 16. Безымянные культурные феномены...................................................................................................60 17. Проявление в культуре коллективных грез.......................................................................................67 Тема V. Символические формы культуры.........................................................................................72 18. Символы и знаки......................................................................................................................................72 19. «Человеческая реальность» ...................................................................................................................76 20. Человеческий мир пространства и времени......................................................................................82 21. Символика языка......................................................................................................................................87 Тема VI. Религия...........................................................................................................................................93 22. Религия............................................................................................................................. 93 23. Язычество......................................................................................................................... 96 24. Шаманизм........................................................................................................................ 99 25. Буддизм.......................................................................................................................... 101 26. Христианство................................................................................................................. 103 27. Ислам.............................................................................................................................. 106 Тема VII. Развитие техники и будущее цивилизации................................................ 109 28. Сущность техники как феномена................................................................................ 109 29. Роль техники во взаимосвязи природы и человека.................................................... 112 30. Следствия переворотов в технике............................................................................... 118 31. «Культурные мутации» и их значение в истории цивилизации............................... 121 Тема VIII. Истоки противоречивости культуры........................................................ 125 32. Первоначала античной культуры (по Ф. Ницше)....................................................... 125 33. Смысл аполлонического начала культуры................................................................. 128 34 Роль дионисийского начала культуры......................................................................... 134 35. Основа культуры борьба или союз ее начал? ............................................................. 138 Тема IX. Роль кризисов культуры в ее исторических судьбах................................ 141 36. Смысл кризиса культуры.............................................................................................. 141 37. Первый кризис мировой культуры.............................................................................. 144 38. Природа кризиса культуры.......................................................................................... 146 39. Можно ли рассматривать христианство как следствие кризиса античной культуры? ............................................................................................................................. 151 40. Кризис культуры - предвестник возникновения новой культурной парадигмы.. 155 Тема X. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации................... 159 41. Фундаментализм как культурная ориентация............................................................ 159 42. Смысл евангельского фундаментализма..................................................................... 163 43. Характерные черты исламского фундаментализма................................................... 166 44. Можно ли говорить о православном фундаментализме? .......................................... 167 45. Что противостоит религиозному фундаментализму? ................................................ 168 Тема XI. Важнейшие тенденции исторических изменений культуры........................... 171 46. Смысл эволюции модернизма в светской культуре.................................................. 171 47. Контркультура............................................................................................................... 175 48. Соотношение субкультуры и контркультуры............................................................ 178 49. Важнейшие характеристики субкультуры тинэйджеров.......................................... 182 50. Специфика взаимосвязи культуры, субкультуры и контркультуры в истории...... 186 Тема XII. Различия элитарной и демократической культур................................... 190 51. Характерные черты элитарной культуры................................................................... 190 52. Массовое общество....................................................................................................... 197 53. Специфика массовой культуры................................................................................... 200 Тема XIII. Мистическая духовная традиция и ее будущее в культуре.................. 207 54. Мистика как культурная традиция.............................................................................. 207 55. Значение мистического опыта в общем духовном опыте человечества.................. 210 56. Исторические судьбы мистики.................................................................................... 218 Тема XIV. Что таится за множественностью культур? ............................................. 226 57. Эгалитаризм и плюрализм культур............................................................................. 226 58. Перспективы европоцентризма................................................................................... 229 59. Смысл американоцентризма........................................................................................ 233 60. Отличие афроцентризма от европо- и американоцентризма.................................... 237 Тема XV. Взаимосвязь культур: предположение или реальность? ........................ 244 61. Партикуляризм как мировоззренческая установка.................................................... 244 62. Слышат ли культуры друг друга? ................................................................................ 249 63. Концепция универсализма культуры.......................................................................... 252 Тема XVI. Значение ментальности как типа культуры............................................ 259 64. Понятие «ментальность» .............................................................................................. 259 65. Типы ментальностей в истории культуры.................................................................. 264 66. Основа античной ментальности................................................................................... 268 67. Смысл средневековой ментальности........................................................................... 269 68. Исторический вектор изменения ментальностей....................................................... 273 Тема XVII. Культурная идентичность - одна из важнейших человеческих потребностей...................................................................................................................... 276 69. Понятие «идентичность» .............................................................................................. 276 70. Связь культурной идентификации и этноцентризма................................................. 281 71. Можно ли считать маржинальность специфическим способом проявления культурной идентичности? ................................................................................................ 285 72. Причины современного всплеска национальной идентификации........................... 286 Тема XVIII. Особенности европейской культуры...................................................... 291 73. Внутренние тенденции и самобытность Запада......................................................... 291 74. «Прометеевская культура» ........................................................................................... 295 75. Душа «фаустовского человека» ................................................................................... 298 76. Верно ли, что техника стала судьбой европейской культуры? ................................ 301 77. Проявления кризиса западной цивилизации.............................................................. 303 78. Знаковые смыслы европейской культуры.................................................................. 308 Тема XIX. Россия: своеобразие цивилизации.............................................................. 315 79. Славянское язычество................................................................................................... 315 80. Влияние географических факторов на судьбу России.............................................. 318 81. Социокультурные взаимоотношения Европы и России............................................ 320 82. Самобытность русской культуры. Понятия «золотой», «серебряный» и «бронзовый век» русской культуры.................................................................................. 327