Готовые сжатые изложения (ОГЭ, русский язык). Выборочные изложения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Сжатое изложение по рассказу

Ю. Дмитриева «Когда-то давно и не очень» в 7 классе


подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2012

Цель урока

обучать видам сжатия текста.

Задачи урока:

формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию; умение понимать логику деления текста на абзацы и воспроизводить композицию текста;

развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, сознанное овладение орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами языка;

воспитывать любовь и интерес к окружающей природе.

Предварительные упражнения (проводятся на уроках, предшествующих написанию изложения.)

1. Словарный диктант. (Работа в парах). Прочитайте внимательно и объясните встретившиеся орфограммы соседу по парте. Устно приведите свои примеры. Запишите под диктовку соседа по парте.

Первобытный человек, многочисленные звери, в первоначальном виде, связанные с ними, все неизведанное, необыкновенные качества, среди безбрежного пространства, разравнивая землю, очень рассердились, сопровождалось церемониями,

2. Грамматические задания.

Запишите поморфемно слова : подкарауливали, упорядочили, безусловное, прародители, американские, священны, поклонялись, представление.

Выполните синтаксический разбор предложений .

1) Животных, как все неизведанное, первобытный человек окружал легендами, наделял их необыкновенными качествами, считал всемогущими.

2) Первобытные люди выдумали себе прародителей, живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было.

Укажите «четвертое лишнее»

1) многочисле(н,нн)ый, незащище(н,нн)ый, скова(н,нн)ы льдом, необыкнове(н,нн)ый

2) разр…внивать, всем…гущий, запр…щать, св…щенный.

3) ц…р…мония, р…туал, отн…шение, абс…лютный

4) ра…сердились, ра…таяли, …кованный, неи…веданный

Ход урока

1. Целеполагание

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить, что такое сжатое изложение, в чем его отличие от подробного, какие существуют приемы сжатия текста. И помогут нам в этом материалы для подготовки к экзамену (они в ваших папках на столах), ваши знания, которые всегда с вами, и тексты рассказа «Когда-то давно и не очень», с которым мы будем работать. Что же такое сжатое изложение?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учащиеся. Дмитриев (Эдельман) Юрий Дмитриевич (1926-1989) – писатель-натуралист. По образованию филолог. Литературное творчество Дмитриев посвятил охране окружающей природы, воспитанию научного и гуманного отношения к животным. Многие ребята знают его книги «Зеленый патруль», «Обыкновенные чудеса», «Большая книга леса», «Человек и животные».

Учитель. Хочу добавить, что Юрий Дмитриев обладает редким даром – не только видеть и чувствовать красоту и необычность окружающего мира, но и уметь донести и красоту, и необычность до читателей. Часто в нашей жизни мы не видим ничего необычного вокруг себя и считаем, что чудеса бывают только в сказке. А ведь достаточно лишь внимательно посмотреть на окружающий нас мир, чтобы понять, что каждая травинка, каждая пчелка, каждая белочка рассказывают удивительные истории и как бы приглашают в сказочную, удивительную страну.

2. Выразительное чтение текста учителем

Первобытному человеку жилось очень трудно. Его мучили холод, болезни, на каждом шагу подкарауливали дикие звери – могучие и многочисленные. А он – слабый, незащищенный, крошечная песчинка в бушующем океане природы. Ему все непонятно: солнце и звезды, луна и радуга, разливы рек и дожди, гром и молния. Но еще непонятнее живые существа, их голоса, их хитрость, их жизнь. Животных, как все неизведанное, первобытный человек окружал легендами, наделял их необыкновенными качествами, считал всемогущими. Даже создание мира нередко приписывал животным.

…Бескрайняя водная гладь, абсолютный мрак и абсолютная тишина – таким представляли себе древние жители Египта мир в первоначальном его виде. Но вот над этой водной гладью поднялся холм с сидящей на его вершине лягушкой и лежащим рядом яйцом. Из яйца вывелся гусь – Великий гоготун. И сразу исчезла тишина – гусь закричал. Сразу стало светло – гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг. Потом гусь начал создавать обитателей земли – людей и животных.

Некоторые народы считают, что землю сделали не птицы, а звери. Например, у эвенков есть легенда о том, что мир создали мамонт и фантастический змей – дябдяр. Дело было так: среди безбрежного водного пространства находился крошечный островок. Чтоб увеличить его, мамонт стал хоботом и бивнями доставать со дна землю и бросать ее на островок, а змей ползал по островку и, разравнивая землю, увеличивал его площадь.

Индейцы из племени алгонкинов знают другой, не менее важный момент в истории земли. Оказывается, вначале вся земля была покрыта глубоким снегом, все воды скованы льдом. Это было очень плохо. Но тут нашелся добрый зверек ласка, которая прогрызла небесный свод, и из отверстия на землю хлынули теплые ветры и солнечные лучи. Стало тепло. Растаяли льды и снега. А ласка открыла клетки и выпустила на свободу птиц. Много добрых дел совершила ласка, но жители небесной страны очень рассердились на нее и убили.

Ну, раз животные создали землю, освободили ее от вечных льдов, упорядочили день и ночь, то уж к созданию людей они имеют безусловное отношение! Так и считали, наверное, первобытные люди. Они выдумали себе прародителей, живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было. И прародители эти, конечно, были животными.

Например, австралийцы считали, что их прародители – змеи Минди и Волунку, ящерица Мильбили и индюк Кипара. Американские индейцы считают, что происходят от волков, оленей, ягуаров, медведей, воронов…

Естественно, эти животные были священны для племен, якобы ведущих от них свой род. Им поклонялись, их просили о помощи, на них запрещалось охотиться. А уж если убивали, то это сопровождалось особыми церемониями, ритуалом. Так появились первые священные животные, первые обряды, связанные с ними. Ученые такое представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом, что на языке одного из индийских племен означало «его род».

3. Беседа по содержанию

Учитель. О чем этот текст?

Учащиеся. Этот текст об отношениях человека и животных в глубокой древности, о том, как когда-то слабый, не знающий, как объяснить происходящее вокруг человек пытался найти ответы у братьев наших меньших.

Учитель. Какова основная мысль этого текста?

Учащиеся. Люди и животные равноправны на этой земле – вот основная мысль текста; автор убеждает нас в том, что на заре человеческой цивилизации люди признавали превосходство животных и даже поклонялись им.

Учитель. Как бы вы озаглавили прочитанный текст? Тему или идею вы отразите в заголовке?

Учащиеся. Как появились первые священные животные. Человек и животные -родственники. Как животные «создали» Землю.

Учитель. Что, на ваш взгляд, главное, а что второстепенное в данном тексте?

Учащиеся. Главное – показать, с каким уважением первобытные люди относились к животным, как окружали их легендами, наделяли необыкновенными качествами. Второстепенное, наверно, заключается в деталях рассказа о том, какими были представления древних людей о мире.

Учитель. Укажите в тексте примеры, которые позволяют автору убедить читателя в первоначальном родстве человека и животных.

Учащиеся. По мнению древних людей, животные и птицы создали землю и были прародителями людей.

Учащиеся. Вероятно, так же, как и древние люди- с почитанием и поклонением, помня о родстве человека и животных.

4. Составление плана и определение ключевых слов

Учитель. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? Попробуйте обозначить их на черновике в виде цитатного плана.

Учащиеся.

    «Гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг».

    «Много добрых дел совершила ласка».

    «Прародители были животными».

Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем.

Учащиеся. (Записывают, учитель обращает внимание на встретившиеся орфограммы)


5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Объясните лексическое значение слов

Абсолютный – безусловный, совершенный, полный.

Церемония – установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.

Ритуал – порядок обрядовых действий.

Тотемизм - в представлении древних людей: верование в то, что родоначальником племени является какое-нибудь животное, и поклонение ему.

6. Сжатие текста (работа в группах)

Учитель. Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Вспомним основные приемы сжатия. (Памятка 1). Какой из способов выбрать, вы решите, объединившись в группы и обсудив способы сжатия. Класс делится на четыре группы и выполняет сжатие каждой из микротем по порядку.

Памятка 1. Три основных способа сжатия (компрессии) текста

Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:

исключение,

обобщение,

упрощение.

1. Исключение :

исключение повторов, подробностей, деталей;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение :

замена однородных членов обобщающим словом;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение :

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложного предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Приемы компрессии текста :

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

7. Обсуждение полученных результатов

8. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения

Учащиеся.

Первобытного человека мучили холод, болезни, на каждом шагу подкарауливали дикие звери. А он – слабый, незащищенный, не умеющий объяснить явления природы, не понимающий жизни растений и животных. Последних он боялся больше всего и, как все непонятное, окружал легендами, считал всемогущими. Даже создание мира нередко приписывал животным.

Жители древнего Египта представляли себе мир в первоначальном виде как бескрайнюю водную гладь в тишине и мраке. Но вот поднялся холм с сидящей на его вершине лягушкой и лежащим рядом яйцом. Из яйца вывелся гусь – Великий гоготун, который, как солнце, разбудил и осветил все вокруг, а потом начал создавать обитателей земли – людей и животных.

Некоторые народы, например, эвенки считают, что мир создали мамонт и змей. Дело было так: мамонт хоботом и бивнями доставал со дна землю и бросал ее на крошечный островок среди безбрежной воды, а змей ползал по островку и, разравнивая землю, увеличивал его площадь.

Индейцы одного из племени считают, что вначале вся земля была покрыта глубоким снегом, все воды скованы льдом. Добрый зверек ласка прогрызла небесный свод, и из отверстия на землю хлынули теплые ветры и солнечные лучи. Потеплело, растаяли льды и снега. Много добрых дел совершила ласка, но жители небесной страны очень рассердились на нее и убили.

Первобытные люди выдумали себе прародителей (конечно же, животных), живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было. Австралийцы считали, что их прародители – змеи, ящерица и индюк. Американские индейцы считали, что происходят от волков, оленей, ягуаров, медведей, воронов…

Естественно, эти животные были священны для племен, ведущих от них свой род. Им поклонялись, их просили о помощи, на них запрещалось охотиться. Ученые такое представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом, что на языке одного из индийских племен означало «его род».

8. Рефлексия

Учитель. Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я понял…

Использованная литература

1. Шапиро Н.А. и др. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика.- М.: «Первое сентября», 2010.

2. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).- М.: «Экзамен», 2010.


8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня.

Когда я приезжаю в Ленинград,

Перед закатом солнца чайки стонут.

Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

Плывут в Неве и никогда не тонут.

Из неба, из воды они глядят,

Напоминая мне и Ленинграду,

Что эти звёзды - слава всех солдат,

Прорвавших ненавистную блокаду.




Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть.

Шесть страниц –шесть смертей . Сжатые, лаконичные записи:

А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”.



Странное зрелище

Андрей увидел, как из узких вагонных дверей с вертикальными неудобными ступенями какие – то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в черных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.


Странное зрелище

Андрей увидел, как из узких вагонных дверей с вертикальными неудобными ступенями какие – то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в черных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.


Блокадные

Блокадные… Ленинградские… Из Вологды привезли, - было произнесено в толпе, рядом с Андреем. Никто никак не среагировал на эти слова. Все знали, что такое блокада и что такое Ленинград. Но было в детях что-то такое, что люди, и не слышавшие последних слов, останавливались и замирали, не в силах оторвать глаз. А за ними подходили все новые и так стояли, выстроившись на краю платформы и забыв про свой поезд.


Блокадные

- Блокадные… Ленинградские… Из Вологды привезли , - было произнесено в толпе, рядом с Андреем. Никто никак не среагировал на эти слова. Все знали, что такое блокада и что такое Ленинград. Но было в детях что-то такое, что люди , и не слышавшие последних слов, останавливались и замирали , не в силах оторвать глаз. А за ними подходили все новые и так стояли, выстроившись на краю платформы и забыв про свой поезд.


Люди видели на войне все. Их ничем ни удивить, ни поразить было нельзя. Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах. Ибо хоть это были дети войны, жалкие обгарки на черном пепелище, но это были живые дети, спасенные и вынесенные из гибели пламени, а это означало возрождение и надежду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих, также разных на платформе людей.


Возрождение и надежда на будущее

Люди видели на войне все. Их ничем ни удивить , ни поразить было нельзя . Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах. Ибо хоть это были дети войны, жалкие обгарки на черном пепелище, но это были живые дети, спасенные и вынесенные из гибели пламени, а это означало возрождение и надежду на будущее , без чего не могло быть дальше жизни и у этих, также разных на платформе людей.


Разрушительная сущность войны

Дети были разные. Но что-то их всех объединяло. Не только необычный цвет лица, сливавшийся с выпавшим снегом, не только глаза, в которых застыл, будто заморозился, навсегдашний ужас блокады. Было в них еще одно, общее – и в облике, и в тех же лицах, и в губах, и в глазах, и еще в чем-то, что рассмотреть можно было лишь только когда они все вместе. Это выражалось в том, как вели они себя по отношению друг к другу и к взрослым, как стояли, как брались за руки, выстраивались в колонны. И можно выразить так: дети войны. Страшное сочетание двух противоестественных слов. Дети здесь своим присутствием выражали самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны: она била в зародыше, в зачатке по всем других детям, которые не были рождены, по всем поколениям, которых еще не было.


Разрушительная сущность войны

Дети были разные. Но что-то их всех объединяло. Не только необычный цвет лица, сливавшийся с выпавшим снегом, не только глаза, в которых застыл, будто заморозился, навсегдашний ужас блокады. Было в них еще одно, общее – и в облике, и в тех же лицах, и в губах, и в глазах, и еще в чем-то, что рассмотреть можно было лишь только когда они все вместе. Это выражалось в том, как вели они себя по отношению друг к другу и к взрослым, как стояли, как брались за руки, выстраивались в колонны. И можно выразить так: дети войны. Страшное сочетание двух противоестественных слов. Дети здесь своим присутствием выражали самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны : она била в зародыше, в зачатке по всем других детям, которые не были рождены, по всем поколениям, которых еще не было (которая лишала нас новых поколений ).


Посланцы из будущего

Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же! Выжили! Дай-то бог! Они были посланцы оттуда, из будущего, несущие людям, стоящим на другой стороне платформы, на этой, еще военной, стороне жизни, надежду на будущее, несмотря ни на что.


Посланцы из будущего

Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же! Выжили! Дай-то бог! Они были посланцы оттуда, из будущего, несущие людям , стоящим на другой стороне платформы, на этой, еще военной, стороне жизни, надежду на будущее, несмотря ни на что.


Неразрывная связь

Странной, колеблющейся, тонкой струйкой, вслед за худенькой темной женщиной, потекли блокадные вдоль рельсов все дальше и дальше в сторону города. И в каждом крошечном человечке, закутанном в тряпьё, была, несмотря на робость первых шагов, слабое покачивание, отчего живая струйка то растягивалась, то сжималась, и пульсировала, и рвалась, чтобы снова слиться, - неразрывная связь с ближними, друг с другом, с кем они сейчас шли, сцепив синие пальцы так, что никто бы не смог их разомкнуть, но и с людьми на платформе, из этой беззвучной станции, и с этой новой обетованной землей, которая их взрастит.


Неразрывная связь

Странной, колеблющейся, тонкой струйкой , вслед за худенькой темной женщиной, потекли блокадные вдоль рельсов все дальше и дальше в сторону города . И в каждом крошечном человечке , закутанном в тряпьё, была , несмотря на робость первых шагов, слабое покачивание, отчего живая струйка то растягивалась, то сжималась, и пульсировала, и рвалась, чтобы снова слиться, - неразрывная связь с ближними, друг с другом, с кем они сейчас шли, сцепив синие пальцы так, что никто бы не смог их разомкнуть, но и с людьми на платформе , из этой беззвучной станции, и с этой новой обетованной землей, которая их взрастит.


1. Странное зрелище.

2. Блокадные.

3. Возрождение и надежда на будущее.

4. Разрушительная сущность войны.

5. Посланцы из будущего.

6. Неразрывная связь.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Сжатое изложение по рассказу

Ю. Дмитриева «Когда-то давно и не очень» в 7 классе

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Цель урока

обучать видам сжатия текста.

Задачи урока:

формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию; умение понимать логику деления текста на абзацы и воспроизводить композицию текста;

развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, сознанное овладение орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами языка;

воспитывать любовь и интерес к окружающей природе.

Предварительные упражнения (проводятся на уроках, предшествующих написанию изложения.)

1. Словарный диктант. (Работа в парах). Прочитайте внимательно и объясните встретившиеся орфограммы соседу по парте. Устно приведите свои примеры. Запишите под диктовку соседа по парте.

Первобытный человек, многочисленные звери, в первоначальном виде, связанные с ними, все неизведанное, необыкновенные качества, среди безбрежного пространства, разравнивая землю, очень рассердились, сопровождалось церемониями,

2. Грамматические задания.

Запишите поморфемно слова: подкарауливали, упорядочили, безусловное, прародители, американские, священны, поклонялись, представление.

Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Животных, как все неизведанное, первобытный человек окружал легендами, наделял их необыкновенными качествами, считал всемогущими.

2) Первобытные люди выдумали себе прародителей, живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было.

Укажите «четвертое лишнее»

1) многочисле(н,нн)ый, незащище(н,нн)ый, скова(н,нн)ы льдом, необыкнове(н,нн)ый

2) разр…внивать, всем…гущий, запр…щать, св…щенный.

3) ц…р…мония, р…туал, отн…шение, абс…лютный

4) ра…сердились, ра…таяли, …кованный, неи…веданный

Ход урока

1. Целеполагание

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить, что такое сжатое изложение, в чем его отличие от подробного, какие существуют приемы сжатия текста. И помогут нам в этом материалы для подготовки к экзамену (они в ваших папках на столах), ваши знания, которые всегда с вами, и тексты рассказа «Когда-то давно и не очень», с которым мы будем работать. Что же такое сжатое изложение?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учащиеся. Дмитриев (Эдельман) Юрий Дмитриевич (1926-1989) - писатель-натуралист. По образованию филолог. Литературное творчество Дмитриев посвятил охране окружающей природы, воспитанию научного и гуманного отношения к животным. Многие ребята знают его книги «Зеленый патруль», «Обыкновенные чудеса», «Большая книга леса», «Человек и животные».

Учитель. Хочу добавить, что Юрий Дмитриев обладает редким даром - не только видеть и чувствовать красоту и необычность окружающего мира, но и уметь донести и красоту, и необычность до читателей. Часто в нашей жизни мы не видим ничего необычного вокруг себя и считаем, что чудеса бывают только в сказке. А ведь достаточно лишь внимательно посмотреть на окружающий нас мир, чтобы понять, что каждая травинка, каждая пчелка, каждая белочка рассказывают удивительные истории и как бы приглашают в сказочную, удивительную страну.

2. Выразительное чтение текста учителем

Первобытному человеку жилось очень трудно. Его мучили холод, болезни, на каждом шагу подкарауливали дикие звери - могучие и многочисленные. А он - слабый, незащищенный, крошечная песчинка в бушующем океане природы. Ему все непонятно: солнце и звезды, луна и радуга, разливы рек и дожди, гром и молния. Но еще непонятнее живые существа, их голоса, их хитрость, их жизнь. Животных, как все неизведанное, первобытный человек окружал легендами, наделял их необыкновенными качествами, считал всемогущими. Даже создание мира нередко приписывал животным.

…Бескрайняя водная гладь, абсолютный мрак и абсолютная тишина - таким представляли себе древние жители Египта мир в первоначальном его виде. Но вот над этой водной гладью поднялся холм с сидящей на его вершине лягушкой и лежащим рядом яйцом. Из яйца вывелся гусь - Великий гоготун. И сразу исчезла тишина - гусь закричал. Сразу стало светло - гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг. Потом гусь начал создавать обитателей земли - людей и животных.

Некоторые народы считают, что землю сделали не птицы, а звери. Например, у эвенков есть легенда о том, что мир создали мамонт и фантастический змей - дябдяр. Дело было так: среди безбрежного водного пространства находился крошечный островок. Чтоб увеличить его, мамонт стал хоботом и бивнями доставать со дна землю и бросать ее на островок, а змей ползал по островку и, разравнивая землю, увеличивал его площадь.

Индейцы из племени алгонкинов знают другой, не менее важный момент в истории земли. Оказывается, вначале вся земля была покрыта глубоким снегом, все воды скованы льдом. Это было очень плохо. Но тут нашелся добрый зверек ласка, которая прогрызла небесный свод, и из отверстия на землю хлынули теплые ветры и солнечные лучи. Стало тепло. Растаяли льды и снега. А ласка открыла клетки и выпустила на свободу птиц. Много добрых дел совершила ласка, но жители небесной страны очень рассердились на нее и убили.

Ну, раз животные создали землю, освободили ее от вечных льдов, упорядочили день и ночь, то уж к созданию людей они имеют безусловное отношение! Так и считали, наверное, первобытные люди. Они выдумали себе прародителей, живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было. И прародители эти, конечно, были животными.

Например, австралийцы считали, что их прародители - змеи Минди и Волунку, ящерица Мильбили и индюк Кипара. Американские индейцы считают, что происходят от волков, оленей, ягуаров, медведей, воронов…

Естественно, эти животные были священны для племен, якобы ведущих от них свой род. Им поклонялись, их просили о помощи, на них запрещалось охотиться. А уж если убивали, то это сопровождалось особыми церемониями, ритуалом. Так появились первые священные животные, первые обряды, связанные с ними. Ученые такое представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом, что на языке одного из индийских племен означало «его род».

3. Беседа по содержанию

Учитель. О чем этот текст?

Учащиеся. Этот текст об отношениях человека и животных в глубокой древности, о том, как когда-то слабый, не знающий, как объяснить происходящее вокруг человек пытался найти ответы у братьев наших меньших.

Учитель. Какова основная мысль этого текста?

Учащиеся. Люди и животные равноправны на этой земле - вот основная мысль текста; автор убеждает нас в том, что на заре человеческой цивилизации люди признавали превосходство животных и даже поклонялись им.

Учитель. Как бы вы озаглавили прочитанный текст? Тему или идею вы отразите в заголовке?

Учащиеся. Как появились первые священные животные. Человек и животные -родственники. Как животные «создали» Землю.

Учитель. Что, на ваш взгляд, главное, а что второстепенное в данном тексте?

Учащиеся. Главное - показать, с каким уважением первобытные люди относились к животным, как окружали их легендами, наделяли необыкновенными качествами. Второстепенное, наверно, заключается в деталях рассказа о том, какими были представления древних людей о мире.

Учитель. Укажите в тексте примеры, которые позволяют автору убедить читателя в первоначальном родстве человека и животных.

Учащиеся. По мнению древних людей, животные и птицы создали землю и были прародителями людей.

Учащиеся. Вероятно, так же, как и древние люди- с почитанием и поклонением, помня о родстве человека и животных.

4. Составление плана и определение ключевых слов

Учитель. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? Попробуйте обозначить их на черновике в виде цитатного плана.

Учащиеся.

«Прародители были животными».

Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем.

Учащиеся. (Записывают, учитель обращает внимание на встретившиеся орфограммы)

Ключевые слова

«Животных первобытный человек окружал легендами».

Слабый и незащищенный первобытный человек, многочисленные дикие звери, окружал легендами, наделял необыкновенными качествами.

«Гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг».

Бескрайняя водная гладь, в первоначальном виде, обитатели земли.

«Мир создали мамонт и фантастический змей».

Среди водного пространства, хоботом и бивнями доставать со дна землю; ползал по островку, разравнивая землю.

«Много добрых дел совершила ласка».

Была покрыта глубоким снегом, прогрызла небесный свод, рассердились и убили.

«Прародители были животными».

Упорядочили день и ночь, выдумали себе прародителей.

«Представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом».

Были священны для племен, на них запрещалось охотиться, представление о родстве людей.

5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Объясните лексическое значение слов

Абсолютный - безусловный, совершенный, полный.

Церемония - установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.

Ритуал - порядок обрядовых действий.

Тотемизм - в представлении древних людей: верование в то, что родоначальником племени является какое-нибудь животное, и поклонение ему.

6. Сжатие текста (работа в группах)

Учитель. Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Вспомним основные приемы сжатия. (Памятка 1). Какой из способов выбрать, вы решите, объединившись в группы и обсудив способы сжатия. Класс делится на четыре группы и выполняет сжатие каждой из микротем по порядку.

Памятка 1. Три основных способа сжатия (компрессии) текста

Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:

исключение,

обобщение,

упрощение.

1. Исключение:

исключение повторов, подробностей, деталей;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

замена однородных членов обобщающим словом;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложного предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Приемы компрессии текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

7. Обсуждение полученных результатов

8. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения

Учащиеся.

Первобытного человека мучили холод, болезни, на каждом шагу подкарауливали дикие звери. А он - слабый, незащищенный, не умеющий объяснить явления природы, не понимающий жизни растений и животных. Последних он боялся больше всего и, как все непонятное, окружал легендами, считал всемогущими. Даже создание мира нередко приписывал животным.

Жители древнего Египта представляли себе мир в первоначальном виде как бескрайнюю водную гладь в тишине и мраке. Но вот поднялся холм с сидящей на его вершине лягушкой и лежащим рядом яйцом. Из яйца вывелся гусь - Великий гоготун, который, как солнце, разбудил и осветил все вокруг, а потом начал создавать обитателей земли - людей и животных.

Некоторые народы, например, эвенки считают, что мир создали мамонт и змей. Дело было так: мамонт хоботом и бивнями доставал со дна землю и бросал ее на крошечный островок среди безбрежной воды, а змей ползал по островку и, разравнивая землю, увеличивал его площадь.

Индейцы одного из племени считают, что вначале вся земля была покрыта глубоким снегом, все воды скованы льдом. Добрый зверек ласка прогрызла небесный свод, и из отверстия на землю хлынули теплые ветры и солнечные лучи. Потеплело, растаяли льды и снега. Много добрых дел совершила ласка, но жители небесной страны очень рассердились на нее и убили.

Первобытные люди выдумали себе прародителей (конечно же, животных), живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было. Австралийцы считали, что их прародители - змеи, ящерица и индюк. Американские индейцы считали, что происходят от волков, оленей, ягуаров, медведей, воронов…

Естественно, эти животные были священны для племен, ведущих от них свой род. Им поклонялись, их просили о помощи, на них запрещалось охотиться. Ученые такое представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом, что на языке одного из индийских племен означало «его род».

8. Рефлексия

Учитель. Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я понял…

Использованная литература

1. Шапиро Н.А. и др. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика.- М.: «Первое сентября», 2010.

2. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).- М.: «Экзамен», 2010.

В.И. КРЫЛОВА,
г. Москва

Новые подходы к проведению изложений по русскому языку в 7–9-х классах

Изложения для 7–9-х классов

7-й класс, II четверть

I. да или нет .

1. Можно ли определить тему текста так: «Дружба между Рыжиком и Шариком»?
2. Текст написан научным стилем?
3. Тип речи – описание?
4. Хотел ли автор сказать, как важно для человека понимать животных?
5. Подходит ли такой заголовок к тексту: «Друзья познаются в беде»?
6. Достаточно ли четырех вопросов для плана к изложению?

II. Текст (заголовок придумывают сами учащиеся)

I. Письменно изложите текст, вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания .

Дружба между Шариком и Рыжиком возникла на моих глазах. До этого собаки как(?)то обходились друг без друга. Но однажды Шарик вернулся из лесного похода волоча переднюю лапу свернулся около забора тр_сущимся калачиком и почти тут(же) около него оказался Рыжик.
Рыжик суетился скулил заглядывал в глаза ране_ому собрату потом поднял (к)верху мордочку и горько тоскливо завыл...
До вечера Рыжик (не)отходил от пострадавшего. Оба пса рядом провели всю ночь. На следу_щее утро Рыжик, как обычно, посетил меня. Я предл_жил ему суп но от супа он почему(?)то отказался. Я прот_нул кусок сахара. Сахар Рыжик принял но тут(же) пол_жил его на пол. Происходило (не)вероятное – собака отказывалась даже от лакомства но продолжала просяще смотреть на меня. Мне оставалось последнее – прот_нуть кусок хлеба. И Рыжик схватил хлеб и бросился на улицу. Рыжик семенил к ране_ому Шарику неся в зубах только что получе_ый от меня кусок хлеба.
Подношение Шарик принял не сразу. Рыжик улегся рядом и прижал голову к земле. Хлеб лежал тут(же) но самоотверже_ый даже не смотрел на него.
Шарик поправился. Правда, Рыжик больше (не)выпрашивал у меня угощения для своего друга но глаз с этой пары я не спускал.
Пара оказалась (не)разлучной. Все условности связа_ые с личными территориями ритуалами встреч и объяснений между этими собаками были забыты. Они ели и спали вместе. Рыжик, беспокойный и внимательный, всегда предупреждал Шарика об опас(?)ности грозивш_ шкодливому псу то со стороны людей то со стороны разгорячивш_хся собратьев. А Шарик за искренность и участие платил Рыжику заботой старшего и сильного собрата о младшем.

(А.Снегов)

7-й класс, итоговый контроль

I. Прослушайте текст, прочитайте его. Попробуйте ответить на вопросы словами да или нет .

1. Выражена ли в заголовке главная мысль текста?
2. Текст написан в художественном стиле?
3. Тип речи текста – описание?
4. Тема текста – «Школьные соревнования по лыжам»?
5. Хотел ли автор показать, что побеждает сильнейший?
6. В плане к изложению достаточно четырех главных вопросов?

II. Письменно изложите текст, правильно запишите слова с пропущенными буквами, расставьте недостающие знаки препинания.

Дайте оценку героям и их действиям.

СЕРЕБРЯНЫЕ ЛЫЖИ

На старт школьной трехкилометровой гонки Федя встал довольно уверен(?)о. Федя особенно (не)утруждал себя трен_ровкой: он пол_гался на свои силы.
Вместе (с)ним стартовал и Павлик. Федя вспомнил как летом в лагере Павлик (не)удачно пытался соперничать (с)ним. Когда ребята бежали 1000 метров, Павлик пр_шел последним.
Сейчас перед стартом Павлик очень волновался. Он поминутно осматривал свои лыжи потом взял ж_лтый круж_к и стал натирать им полозья лыж.
Наконец их вызвали на старт. Взмах красного флажка – и пестрая лавина лыжников помчалась вперед. Сразу начался крутой спуск.
Федя стремительно помчался (в)низ и вырвался (в)перед. Но кто(?)то еще лучше проделал этот спуск потому что перед Федей замелькали задки чьих(?)то лыж_.
Федя прибавил ходу. Тот впереди тоже. Теперь лыжня юлит между деревьями. Лыжники со всего разбега ворвались в лес. У Феди захватывает дух. Что это? Впереди Павлик. Как легко идет! Лыжи его блестят. Этот блеск (не)приятен Феде. Он напоминает о том что сам он очень (не)брежно обходится с лыжами и н_когда (не)смазывает их. А сегодня лыжня влажна и т_жела почти н_какого ск_льжения нет. Федя низко пр_падает (к)лыжам сильно наж_мает на палки. Собственно говоря, т_желая лыжня дает пр_имущество Феде. Он силен а по т_желой лыжне должен выиграть у хлипкого Павлика.
Но этого не случилось. Павлик пр_бавляет ходу. Он скользит легко и уверен(?)о вырывается из лесу мчится вперед к видне_щемуся красному полотнищу с надписью «Финиш» поблескивающей на солнце.
Федя сквозь пот залива_щий глаза видит как бурно фин_ширует Павлик. Сам Федя сильно сдал и пр_шел только девятым.
Павлику как победителю пр_судили первый приз и член ж_ри пр_колол ему на грудь маленькие серебряные лыжи.

(По И.Бражнину)
(258 слов)

8-й класс, I четверть

I. Прочитайте текст, попытайтесь ответить на вопросы словами да или нет .

1. Выражена ли главная мысль текста в заголовке? Предложите другой заголовок.
2. Можно ли сказать, что текст написан научным стилем?
3. Можно ли сказать, что тип речи – повествование?
4. Можно ли сказать, что тема текста – возвращение искалеченного солдата домой?
5. Хотел ли автор показать нам собаку как самого преданного друга?
6. В плане к изложению достаточно будет пяти вопросов?

II. Письменно изложите текст, уточнив правописание подчеркнутых трудных слов по словарю, правильно записав слова с пропущенными буквами, расставьте недостающие знаки препинания. Напишите, какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ.

ПАМЯТЬ ПРЕДАННОГО СЕРДЦА

Шел человек с войны. Шел темной осенней ночью от железнодорожной станции куда привез его санитарный поезд.
Три года не был он дома. Пропавший без вести контуже_ый искалече_ый торопился он теперь домой. По родной улице он уже бежал стремясь (по)скорее к цели как вдруг кто(?)то сильный лохматый кинулся на него в темноте (с)бил (с)ног. «Волк!» – ужаснулся он в темноте, инстинктивно закрывая рукой горло. Но «волк» зав_зжал радос_но облизал ему лицо руку шершавым языком...
И человек сел прямо на дорогу схв_тил л_хматую морду пр_жал ее (к)себе и зашептал скво_ь слезы Найда собач(?)ка моя родная. Узнала меня? Узнала!
И собака притихла только сердце ее колотилось так громко что готово было выск_чить (на)ружу.
Она пересекала улицу когда в нос ей ударил зап_х от которого она ост_новилась. Этот зап_х был особый (ни)(на)какой другой (не)похожий – это был зап_х х_зяина. (Н_)когда в жизни она не бегала так быстро: боялась что след пропадет и_чезнет как тогда три года назад. Она н_чего не вид_ла перед собой кроме хрома_щей впереди фигуры в шинели с вещмешком за плечами.
Теперь собака неистовствовала в своей радости: то бросалась вперед и тут(же) возвращалась чуть (не)сбивая его с ног то кидалась ему на грудь. На крыльцо она забежала с таким отчаянно-радос_ным лаем что в соседних домах зажглись огни да и в доме послышался втревоже_ый голос хозяйки. Стукнул засов и в проеме двери показалась она сама. На мгновение замерла но сердцем узнав в темноте мужа вскрикнула прот_нула руки...
А Найда прыгала вокруг прижавш_хся друг к другу самых дорогих ей людей. Радос_ный лай рвался из ее груди. И тот лай был таким выразительным что соседи спешно одевались торопясь прик_снуться к чужому счастью поплакать о погибших вспомнить страшные дни и еще раз услышать что эти ч_рные дни (не)вернутся.

(По Вл. Свинцову)
(Текст взят из журнала «Русский язык в школе» № 4 за 1993 год)

8-й класс, II четверть

I. Прочитайте текст и попробуйте ответить на вопросы словами да и нет .

1. Можно ли сказать, что тема текста – память о полковнике Крапивине?
2. В тексте дается только описание?
3. Хотел ли автор сказать читателю, что люди должны оставлять после себя хорошую память?
4. Текст написан художественным стилем?
5. Главная мысль текста о полковнике Крапивине?
6. В тексте описываются две картины: пустырь и выросшая роща?

II . 1. Изложите текст, вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания.
2. Выразите в изложении свое отношение к поступку полковника в отставке.
3. Подумайте над своим заголовком к тексту.

ПОЛКОВНИЧЬЯ РОЩА

Через открытое окно рубки послышалась команда Отдать носовую и маленький теплох_дик задр_жав всем корпусом стал плавно разворачиваться к фарватеру.
– До Полковничьей рощи есть па_ажиры спросил матрос.
– Позвольте молодой человек что(?)то я не вижу в расписании такой пр_стани – полюбопытствовал один из грибников.
– Вы не здешние что(ли) – насупился парень. – Тогда понятно, а то тут у нас все знают. Народ остановку Косой овраг прозвал Полковничьей рощей. Ее один полковник посадил фронтовик Крапивин Федор Иванович.
Впереди показался заросший тальником остров. Сентябрь еще только нач_нался а леса уже заметно ж_лтели особенно старые заматерелые березы стоящие у самой воды. Было тепло и тихо слабый ветерок возникающий от хода судна приятно ласкал лицо.
Раньше берег был тут унылый пустырь да рыжий глинистый бугор. Федор Иванович, полковник в отставке, не раз говорил что стыдно с пар_хода видеть такое убожество. И стал он сажать деревья по пологому склону и по равнине за домами. Пр_носил из леса уже большие березки клены рябины и черемухи и сажал. Помогать ему было некому и он все делал сам. За четыре осени целый парк создал рощу километра в полтора которая начала цвести и благоухать. Поставил несколько скамеек у берега и Косой овраг пр_образился сюда из города даже на отдых стали приезжать.
И вот тепл_ходик топает (по)маленьку по левому рукаву Волги. Па_ажиры посматривают вперед где уж показалась и деревня Косой овраг, и Полковничья роща.
– А можно нам сойти здесь – спросили девушки у матроса.
– А чего(ж), сходите.
Тепл_ходик сбавил ход и мягко осел на травянистый грунт. Матрос опустил сходни и девушки сошли на берег. И через десять шагов под ногами зашелестели опавшие листья кленов – начиналась роща. (В)близи она выглядела еще красивее. Тяжелые гроздья рябин заметно и сочно выделялись на фоне берез и елей. Здорово разр_слась роща за эти годы. По всему склону и по р_внине где раньше была околица стоят высокие деревья в несколько а_уратных рядов. Стоят как памятник хорошему человеку.

(По Ю.Грибову)

8-й класс, конец года

I . Прослушайте текст, прочитайте его и попытайтесь ответить на вопросы словами да или нет .

1. Выражает ли заголовок главную мысль?
2. Текст написан публицистическим стилем?
3. Тип речи – повествование с элементами разговорной речи?
4. Можно ли сказать, что тема текста – отношение к природе сельских жителей и горожан?
5. Можно ли сказать, что главная мысль текста – о любви к природе?
6. Хотел ли автор, чтобы мы задумались над вопросом: простые сельские жители лучше понимают природу, чем горожане?

II . 1. Изложите текст, правильно напишите слова с пропущенными буквами, поставьте недостающие знаки препинания.
2. Выразите свое отношение к поднятой проблеме.

Когда(?)то хуторяне жили на этом бугре. Потом дома свезли и задичал бугор. На этом месте и поставил свой дом Игнат Николаевич. (По)началу когда пр_шел земл_мер и отвел рядом с его землей участок новому хозяину он был (не)доволен. Но вскоре успокоился – работенка от соседа подвернулась. Надо было поставить ему сборный стандартный дом.
И дом и стол под липой и две скамеечки – все сделал Зимину. Забором из штакетника обвел участок смастерил сарайчик для дров. Какой разговор! Даже застеснялся назначить цену за работу. Спасибо, не обидел сосед. Скворечни хотел поставить Зимин. Пришлось лезть на дуб а он (не)охватный, – сначала по лестнице а уж потом с сука на сук, да чтоб повыше. А возр_ст за пят_десят. Ничего, влез поставил.
– Сколько же вам? спросил хозяин.
– А это уж как сами решите. На такую работу расценок нет ответил Игнат Николаевич.
Зимин дал десятку. Игнат Николаевич пр_нял побл_годарил а про себя подумал Денег девать тебе некуда.
В другой раз пр_шла Зимину блажь – липу свалить. Тень от нее на розарий падает.
Игнат Николаевич глянул вверх. Хороша липа! Как шатер, раскинулась над землей. Солнцу не пробиться сквозь ее гущину. В ливень встать под нее – не смокнешь. Ствол чистый без единого дупленышка без трещины. Всю пчелиную округу она обеспечить может. А потом перевел взгляд на розарий – пустяк, пяток всего кустиков. И впервые какое(?)то раздраже_ое изумление охватило Игната Николаевича, и глухо тяжело, совсем для себя незнакомо сказал
– Тридцать рублей будет стоить такая работа.
– Ну что ж, я согласен.
И Игнат Николаевич полез. Взял остро наточенную нож_вку канат чтобы захлес_нуть вершину. Добрался до намече_ого места. Глянул оттуда и вся ширь земли предстала перед ним. Увидел далекие болотинки с отсвечивающейся на солнце водой пашни с зелеными хлебами волной переливающ_ся по ветру темный лес шагающий по холмам дорогу по которой словно букашки бежали машины. После этого глянул вверх на вершину липы которую ему надо свалить. Густа она была со своей круглой листвой. Сквозь нее еле пробивалось синее небо. И в гущине ее щебетали птахи. Легкий ветер мягко к_сался ветвей и все они жили раскачивались в прозрачно(?)чистейшем воздухе. И вдруг будто током ударило Игната Николаевича когда он подумал о том что вот сейчас ему предстоит порушить всю эту могучую красоту и словно подгоня_мый ветром стал быстро спускаться вниз радуясь потому что (во)время осенило его что не поднял он руки на липу.
– Что(?)нибудь забыли вежливо спросил профе_ор.
– Что мне забывать тяжело переводя дух сказал Игнат Николаевич. – А только (не)добро Сергей Семенович валить такую красоту. Грех!
И радовался проходя мимо участка профе_ора видя как шумит на ветру в_ковая липа стоит (не)тронутая (не)покалеченная живая.

(По С.Воронину)

8-й класс, конец года

I . Прочитайте текст «Каково предназначение человека?». Попытайтесь ответить на вопросы словами да или нет .

1. Можно ли сказать, что главная мысль текста – о любви?

3. Тип речи – рассуждение?
4. Можно ли сказать, что тема текста – о главных, «вечных» вопросах в жизни человека?
5. Хотел ли автор, чтобы мы задумались над вопросом: для чего мы живем?
6. Подходит ли этот заголовок к тексту? Предложите свой.

II . Письменно изложите текст от 3-го лица, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выразите свое отношение к поднятой проблеме.

КАКОВО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Недавно я встретил в газете печальные хотя и не без иронии сказа_ые слова Грамотные пошли люди. Оттого может и поутихли диску_ии о цели жизни. В самом деле в какое(?)то время мы утратили инт_рес к подобного рода вопросам во всяком случае инт_рес к их публичному обсуждению. Но вопросы(?)то не отпали. И не могли отпасть. Пр_блема цели смысла жизни пр_блема предназначения человека является изначальной и вместе с тем конечной пр_блемой человеческого бытия.
Вопрос о смысле жизни относится к числу «проклятых» вопросов. Ведь в обычном течен_ жизни человек наталкивается на него когда утрачен смысл когда не видно цели. Это и «вечный» вопрос. Потому что вопросы о смысле жизни о смерти счастье даже любви не имеют одн_значных ответов. Верно не от спокойной жизни человек натыкается на такие вопросы на само их осознание как практических жизне_ых вопросов это не только симптом какого(?)то разлада в душе человека но и проявление его нравстве_ой зрелости признак внутре_ей работы его ума и совести!
Конечно вопрос о смысле жизни сложен для ответа хотя нет наверно учебника или справочника по этике в котором так или иначе он бы не осв_щался. Сложность в том что это мирово_ренческий вопрос и в этом смысле вопрос о сокрове_ом о свяще_ом для человека. Какими бы житейски важными (н_)были вопросы типа «Куда пойти учиться?» «Какую избрать профе_ию?» или даже «Жениться (выходить (за)муж) или нет?» – они вторичны и во многом являются предметом вкуса личного предпочтения. Вопрос о цели жизни это принципиальный вопрос по сути дела в ответе на него человек и определяется как личность.
Это значит что здесь не может быть ошибок иллюзий Может статься что человек оценивает себя и свою жизнь по одному окружа_щие видят в нем в его жизни другое а время заставит пересмотреть устоявш_ся оценки.
Конечно и «вечные» мирово_ренческие вопросы могут быть предметом спора жаркой диску_ии но о них спорят иначе чем о вкусах аргументом здесь является не «мне нравится» «мне приятно» «мне удобно» а «так должно быть» причем должно как для меня так и для любого другого для всех.
А что думаешь по этому поводу ты?

(Из сб. «Отклик»)

9-й класс, I четверть

I . да или нет .

1. Выражена ли главная мысль текста в заглавии?
2. Текст написан художественным стилем?
3. Тип речи текста – рассуждение?
4. Хотел ли автор убедить читателя в феноменальности книги по сравнению с кино и телевидением?
5. Можно ли сказать, что главная мысль текста об исключительно важной роли книги, чтения в жизни человека?
6. Тема текста отражена в заглавии? Подберите свой заголовок к тексту.

II . Изложите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Дополните изложение ответом на вопрос: какую роль играет книга в вашей жизни?

КНИГИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Сегодня когда кино и тел_видение делают людей массой зрителей следует особе_о помнить о феномене книги. Феномен этот заключается в том что при чтении книги между автором и читателем нет н_каких посредников дающих тексту свое т_лкование. Это прямое общение их душ это самая активная самая плод_творная сродни творческой работа души читателя который сам в своем во_бражении вос(?)оздает образы героев книги без посредничества актеров режис(?)еров постановщиков... В этот момент он читатель движ_мый духовным зарядом получе_ым со страниц книги сам тв_рит мног_красочную звучную живую картину действительности созда_ую всего только личностью и словом автора и пер_данную ему читателю строгим т_пографским шрифтом.
Книга воспитывает в человеке самостоятельность мысли и чувства. Чтение это момент уед_нения сам_усовершенствования.
Идеальный случай: великая книга и глубоко понимающая чу_ствующая душа. Однако кроме великих книг которые под(?)ерживают человека кроме бес(?)мертной клас(?)ики есть много просто хороших талантливых книг которые помогают ему жить быть самим собой.
Имеется к сож_лению и множество плохих безликих книг имитирующих литературу а то и пар_зитирующих на ней.
Но исти_ый читатель всегда разберется сто_щая или (не)сто_щая книга...

(По Б.Рубену)

9-й класс, II четверть

I . Прочитайте текст и попытайтесь ответить на вопросы словами да или нет .

1. Выражена ли главная мысль текста в заголовке? Предложите свой заголовок.
2. Текст написан художественным стилем?
3. Тип речи – описание?
4. Можно ли сказать, что тема текста – как вырастить красивые цветы в саду?
5. Хотел ли автор сказать, что одно слово может отозваться воспоминанием, привести к поступку?
6. Обязательно ли число вопросов плана должно соответствовать числу абзацев – в тексте 12 абзацев?
7. В тексте есть диалог?

II . Письменно изложите текст, вставьте пропущенные знаки препинания, пропущенные буквы. Напишите, как вы понимаете смысл этого рассказа.

ЖИВОЕ ПЛАМЯ

Тетя Оля заглянула в мою комнату опять застала за бумагами и повысив голос повелительно сказала:
Будет писать(?)то! Помоги клумбу разделать!
Пока я с удовольствием разминал спину взбивая граблями влажную землю она присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами разложила их по сортам.
Ольга Николаевна а что это не сеете вы на клумбе маков?
Ну какой из маков цвет! – убежденно ответила она. – Цветом он всего два дня бывает. Для клумбы не подходит пыхнул и сразу сг_рел. А потом все лето торчит эта самая колотушка только вид портит.
Но я все(?)таки сыпанул щепотку мака на самую середину клумбы. Через н_сколько дней она зазеленела.
Неожида_о я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой утомительной дороги было приятно войти в тихий сад тети Оли.
Клумба стала (не)узнаваемой. Она очень напоминала настоящий ковер. В центре клумбы над всей цветочной пестротой поднялись мои маки выбросив (на)встречу солнцу три тугих тяжелых бутона.
Распустились они на другой день. Издали мои маки походили на зажже_ые факелы с живыми весело полыха_щими на ветру языками пламени. Казалось что стоит прик_снуться – сразу опалят!
Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
– Да, сг_рел... – вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. – Короткая у него жизнь. (За)то без оглядки в полную силу прожита. И у людей так бывает...
Тетя Оля как(?)то сгорбившись вдруг заторопилась в дом. Я знал что ее сын Алексей погиб спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашис_ого бомбардировщика.
Я теперь живу в другом конце города. (Не)давно я снова побывал у тети Оли. Мы сидели за летним столиком пили чай делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой к_стер маков. Одни осыпались роняя на землю лепестки точно искры другие только раскрывали свои огне_ые языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны чтобы не дать погаснуть живому огню.

ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА 7 КЛАСС

Сюжет поэмы

Н.В. Гоголь читал А.С. Пушкину свою новую повесть. Необыкновенно красивые глаза поэта с любовью смотрели на Н.В. Гоголя. Лёгкая улыбка на лице выражала истинное наслаждение. Когда Н.В. Гоголь кончил чтение, А.С. Пушкин схватил его за руки и крепко пожал их. «Вы просто чародей, Николай Васильевич! Поздравляю, мой друг! Талант у вас огромный!» - сказал он с нежностью. А.С. Пушкин вскочил с дивана и прошёлся по своему кабинету. «Да, талант огромный, но зачем вы его прячете? Вам нужно писать большое произведение», - продолжил поэт.

Н.В. Гоголь задумался, глядя в открытое окно. Писать роман? Лёгкое ли это дело? «Александр Сергеевич, я бы с удовольствием взялся за большое сочинение, но где мне взять сюжет?» - произнёс взволнованно Н.В. Гоголь. «Есть у меня один сюжет. Правда, думал я сам написать на него роман или повесть, однако отдам его вам. Послушайте», - ответил поэт.

И А.С. Пушкин рассказал об одном мошеннике – чиновнике. Он скупал у помещиков тех крестьян, которые умерли, но по спискам числились как живые. Потом он хотел заложить их в банк и получить много денег. Этот мошенник понял, что помещики с удовольствием продадут ему мёртвые души, так как они за них платили налог.

«Вы понимаете, - Николай Васильевич, - говорил А.С. Пушкин, - с этим героем можно объездить всю Россию, показать наших помещиков, чиновников, купцов. Лучше вас этого никто не сделает. И заглавие уже есть – «Мёртвые души». Пишите, мой друг, пишите скорее!»

По дороге домой Н.В. Гоголь думал об А.С. Пушкине: «Как щедро раздаёт он свои богатства писателям и не становится от этого беднее!»

    Пользуясь толковым словарём, объясните лексическое значение слов: чародей, мошенник, чиновник, налог.

    Как вы понимаете слова Н.В. Гоголя: «Как щедро раздаёт он свои богатства писателям и не становится от этого беднее!»

    Объясните, как вы восприняли поступок А.С. Пушкина.

    Определите стиль и тип текста.

    Объясните орфограммы в словах: необыкновенно, истинное, чародей, вскочил, прячете, взволнованно, умерли, заложить, объездить, никто, не сделает.

    Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов: наслаждение, сочинение, раздаёт.

    Сделайте синтаксический разбор предложения: Когда Н.В. Гоголь кончил чтение, А.С. Пушкин схватил его за руки и крепко пожал их.

    Составьте простой план текста.

    Запишите ключевые слова и словосочетания для пересказа каждой смысловой части.

    Устно перескажите текст, опираясь на ключевые слова и словосочетания.

    Напишите подробное изложение текста.

Составитель Панфилова С.В.



Статьи по теме: