Фадеев разгром анализ кратко. Изображение внутреннего становления человека

Которого мы проведем в этой статье, был написан в 1927 году. Александр Александрович впервые в русской литературе сосредоточил основное внимание на изображении внутреннего мира и революции - рядовых героев. В романе все подчинено решению указанной задачи - от особенностей композиции, выбора ситуации до использованных в тексте приемов психологического анализа. Такова особенность произведения "Разгром" Фадеева. Анализ его, а также краткое содержание этого романа мы предлагаем вашему вниманию.

Выбор автором времени и места действия

Фадеев, рассказывая о развернувшемся на Дальнем Востоке в период гражданской войны, выбирает для своей повести трагическую ситуацию, которая обозначена в названии: речь идет о разгроме одного отряда партизан. Наиболее ярко в этих испытаниях раскрываются характеры различных героев, как показывает проведенный нами анализ. "Разгром" (Фадеев) - произведение, в котором большую роль играет идея трансформации личности. По словам самого автора, происходит "переделка людей".

Изображение психологии героев

Развернутое введение составляют первые 8 глав произведения "Разгром" Фадеева. Анализируя их, можно заметить, что целый ряд назван по именам главных героев романа: "Левинсон", "Мечик", "Морозка". Также можно отметить, что автор сознательно замедляет темп развития действия, с тем чтобы представить читателям истории главных персонажей, описать их взаимоотношения, подготовить к пониманию поведения их во время сражений.

Изображая психологию героев, писатель использует традицию классической русской литературы. Проводя анализ романа "Разгром" Фадеева, следует отметить, что больше всего Александр Александрович опирается на творчество Л. Н. Толстого. Автор следует его принципам, несмотря на то, что время, в которое создавалось произведение, было отмечено яростным отрицанием прошлого, в том числе литературного, а внимание к анализу внутреннего мира считалось "психоложеством". В традициях Толстого в тексте выдержаны приемы психологического анализа: пейзажные и портретные детали, а также внутренние монологи, обнаруживающие тайные причины действий героев, их чувства и мысли (главы "Девятнадцать", "Груз", "Левинсон").

Использование приема антитезы, ее анализ

"Разгром" (Фадеев А. А.) - это произведение, в котором используется прием антитезы, которая раскрывает напряженность психологических, нравственных, исторических конфликтов. В противопоставлении Морозки и Левинсона, а также последнего и Мечика показывается значение сознательности, убежденности в становлении человеческой личности.

Так, в произведении сталкиваются Мечик и Морозка. Анализ романа "Разгром" Фадеева выявляет, в чем состоит их противоборство. С самого начала при этом обнаруживается превосходство "классового чутья", присущего пролетариям, над сомнениями этого "чистенького" интеллигента, интересующегося не революцией как таковой, а собой в ней. Прочитав произведение, мы можем убедиться в том, что в романе явно главенствует классовый принцип, когда оценивается человек. Сказывается в этом прежде всего историческая ограниченность, присущая взглядам автора.

Изображение внутреннего становления человека

Основное внимание в романе "Разгром" Фадеев это доказывает) уделяет такому моменту, как формирование личности человека, борящегося за новую жизнь, нравственному и психологическому его становлению. Процесс возмужания его с наибольшей полнотой раскрывается на примере Ивана Морозова, шахтера по прозвищу Морозка. С ним связаны так или иначе 12 глав из 17. В произведении изображаются последовательно перемены в мыслях и чувствах этого человека. В этом процессе особую роль играет Левинсон, командир отряда. Подвиг стал итогом короткой жизни Ивана Морозова. Он ценой собственной жизни спас своих товарищей.

Герой, не выдержавший испытаний

Как мы уже отмечали, на антитезе строит свой роман "Разгром" Фадеев. Анализ произведения показывает, что антипод Ивана Морозова - Павел Мечик, не выдержавший испытаний суровой действительностью. Каждый его поступок автор трактует как выражение эгоизма, слабости, отсутствие нравственного стержня. Все эти черты в конце концов толкают Мечика к предательству. В развенчивании этого героя автор последователен. Этот человек для него изначально труслив, мелок, а страдания его ничтожны, поверхностны. В описании данного интеллигента мы не находим стремления к изображению противоречивой, сложной личности, характерной для современников автора.

Мы выделили лишь основные моменты, которые присутствуют в произведении "Разгром" Фадеева. Анализ наш можно дополнить. Ведь каждый из нас по-своему понимает литературу. Попробуйте самостоятельно найти некоторые другие особенности романа "Разгром" (Фадеев). Анализ по главам поможет вам лучше понять произведение, выявить интересные закономерности.

В произведении рассказывается о том, что Левинсон, командир отряда партизан, приказывает Морозке, своему ординарцу, отвезти в другой отряд пакет. Тому ехать не хочется, он предлагает поэтому отправить кого-либо другого. Командир, услышав об этом, приказывает спокойно своему ординарцу сдать оружие, после чего отправляться, куда ему вздумается. Одумавшись, Морозка решает взять письмо и едет с заданием, заметив, что ему никак нельзя "уйтить из отряда". Это не случайно отмечает Фадеев ("Разгром"). Анализ Морозко, главного персонажа романа, выявляет его сложный характер, внутреннюю борьбу. Чем она закончится, вы узнаете, дочитав до конца краткое содержание произведения.

Предыстория Морозки, герой подбирает Мечика

Опишем дальнейшие события. Затем следует предыстория Ивана Морозова. Он работал шахтером, уже во втором поколении. Морозка делал бездумно все в своей жизни, в том числе женился на Варе, гулящей откатчице, а затем так же ушел защищать Советы в восемнадцатом году.

На пути к отряду под командованием Шалдыбы, куда везет пакет ординарец, он замечает бой между партизанами и японцами. Русские солдаты бегут, бросив при этом раненого парнишку, одетого в городской пиджак. Морозка его подбирает и возвращается к своему командиру Левинсону. Проводя анализ рассказа "Разгром" Фадеева, мы уже упоминали о Павле Мечике. Чуть ниже мы подробнее представим вам этого героя.

Мечиков в лазарете

Павел Мечик, которого подобрал Иван, очнулся только в лесном лазарете, заметил медсестру Варю (которая является женой Морозки) и доктора Сташинского. Раненому делают перевязку. Сообщается в предыстории этого персонажа, что он, когда жил еще в городе, захотел погеройствовать, поэтому решил отправиться к партизанам. Однако разочаровался, когда попал к красным. Он пытается в лазарете разговориться с доктором Сташинским. Но тот, узнав, что этот человек водил дружбу в основном с максималистами-эсерами, неохотно разговаривает с Мечиком.

Проступок Морозки

Раненый герой сразу же не понравился Морозке. Его мнение о нем укрепилось, когда в лазарете Морозка навестил жену. После этого он попытался украсть у Рябца, сельского председателя, дыни. Однако вынужден был ретироваться, застигнутый хозяином. Жалуется Левинсону председатель, и тот отдает приказ забрать оружие у Морозки. Сельский сход был назначен на вечер для того, чтобы обсудить ненадлежащее поведение этого ординарца. Потолкавшись среди мужиков, Левинсон окончательно понимает, что отряду необходимо отступать, так как японцы уже совсем близко. Партизаны собираются к назначенному часу, и командир излагает, в чем дело, предлагая решить всем, как поступить с Морозкой.

Морозка дает обещание, догадывается о взаимоотношениях своей жены и Мечикова

Дубов, партизан, бывший шахтер, говорит, что необходимо выгнать из отряда ординарца. Это так сильно действует на провинившегося героя, что он дает слово никогда ничем больше не опозорить звание бывшего шахтера и партизана. Морозка в одну из своих поездок в лазарет догадывается о том, что у Мечика и его жены возникли особенные отношения. Никогда ранее не ревновавший ни к кому свою супругу, он на сей раз испытывает злобу и к своей жене, и к этому "маменькому сынку" (определение, которым награждает Морозка Мечика).

Мечику достается лошадь

Все в отряде думают, что Левинсон является человеком "правильной", "особой" породы. Партизаны считают, что командир все понимает и знает, хотя тот испытывал порой колебания и сомнения. Левинсон, собрав сведения со всех сторон, приказывает отступать своему отряду. Мечик, уже выздоровевший, возвращается в отряд. Командир распоряжается предоставить ему лошадь. Так Мечику достается "скорбная слезливая" кобыла по кличке Зючиха. Обиженный партизан не знает, как с ней обходиться. Не умея сблизиться с другими членами отряда, он не способен увидеть "главных пружин" его механизма.

Мечиков с Баклановым отправляются в разведку

Мечикова вместе с Баклановым решают отправить в разведку. Они натыкаются в деревне на японский патруль и убивают в перестрелке троих. Обнаружив главные силы японцев, двое партизан возвращаются в свой отряд.

История с Фроловым

Необходимо отступать, требуется эвакуировать госпиталь, однако раненого смертельно Фролова брать с собой нельзя. Сташинский и Левинсон поэтому решают дать ему яду. Их разговор случайно слышит Мечик. Он пытается помешать доктору. Тот на него кричит. Фролов понимает, в чем дело, и соглашается выпить яд.

События в деревне

Отступает отряд, Левинсон отправляется проверять караулы во время ночевки, затевает разговор с Мечиком, который стоит на посту часового. Тот пытается объяснить командиру, что ему плохо в отряде, но у Левинсона после этого разговора складывается впечатление, что этот партизан - "непроходимый путаник". Командир посылает в разведку Метелицу. Тот прокрадывается в деревню, где находятся в то время казаки, забирается за ограду дома, в котором живет временно начальник эскадрона. Казаки его обнаруживают, запирают в сарае, а наутро допрашивают, после чего ведут на площадь. Здесь человек в жилетке выходит вперед, ведя испуганного пастушонка за руку. Этому мальчику Метелица оставил коня накануне, встретившись с ним в лесу. Начальник казаков хочет допросить ребенка "по-своему", однако Метелица, стремясь задушить, бросается на него. Стреляет начальник - и погибает Метелица.

Сражение с казаками

Продолжает свое произведение ("Разгром"). Анализируя дальнейшее содержание, можно выделить следующие ключевые моменты. Казачий эскадрон уходит по дороге. Его в это время обнаруживают партизаны, которые устраивают засаду, обратив в бегство казаков. Убивают во время сражения коня Морозки. Партизаны, заняв седло, по приказу командира расстреливают вышеупомянутого человека в жилетке. В село на рассвете прибывает конница врагов. Отряд Левинсона, значительно поредевший, отступает в лес, на болота, но застревает там, поскольку впереди трясина. Тогда Левинсон решает гатить болото. Осуществив это, отряд пробирается к мосту, где устроили засаду казаки. Отправляется в дозор Мечик, но бежит, обнаруженный казаками, побоявшись предупредить отряд Левинсона. Морозка, ехавший вслед за ним, стреляет три раза, как договаривались, и погибает. Отряд Левинсона бросается в атаку, в живых остается лишь 19 человек.

Итак, мы рассмотрели произведение, которое создал Фадеев анализ его были вам представлены. Надеемся, эта статья оказалась вам полезна.

А. Фадеев в романе «Разгром» (1927 г.) впервые в советской ли­тературе основное внимание сосредоточил на изображении внутреннего мира вымышленных героев — рядовых участников ре­волюции и гражданской войны. Решению этой задачи подчинено в романе все — от выбора ситуации, особенностей построения произведения до приемов психологического анализа.

Рассказывая о партизанском движении на Дальнем Востоке в годы гражданской войны, Фадеев выбирает ситуацию траги­ческую, обозначенную в заглавии произведения: речь идет о разгроме партизанского отряда. В этих испытаниях наиболее ярко раскрываются характеры героев, происходит, по словам автора, «огромнейшая переделка людей».

Первые восемь глав представляют собой развернутое введе­ние. Ряд глав назван именами главных героев: «Морозка», «Ме­чик», «Левинсон». Художник сознательно замедляет действие, чтобы рассказать об истории основных персонажей, охаракте­ризовать взаимоотношения между ними и подготовить читателя к пониманию закономерности поведения действующих лиц во время напряженных боев. Фадеев внимателен к мыслям и чув­ствам своих героев, он постоянно показывает, как они воспри­нимают события. В изображении психологии действующих лиц писатель опирается на традиции русской классической литера­туры, прежде всего Л.Н. Толстого. Фадеев следует принципам своего великого предшественника в те годы, когда яростно от­рицалась литература прошлого, а внимание к внутреннему миру человека называлось не иначе как «психоложество». В традициях Толстого — изображение «широкого народного моря, взволно­вавшегося до самых глубин», принципы психологического ана­лиза (портретные и пейзажные детали, внутренние монологи, позволяющие обнажить тайные пружины действий героев, их мысли и чувства, например, в главах «Левинсон», «Груз», «Де­вятнадцать»). Внутренние монологи показывают отклик героев на события, психологическую мотивировку их поступков. Они тесно связаны с действиями персонажей, их биографиями, не­редко включают в себя элементы авторского комментария.

Раскрывая напряженность исторических, нравственных, психологических конфликтов, Фадеев использует принцип ан­титезы. В противопоставлении Левинсона и Морозки, Левинсо­на и Мечика показано значение убежденности, сознательности в становлении личности. Столкновение Морозки и Мечика с самого начала выявляет превосходство безошибочного, по мне­нию Фадеева, «классового чутья» пролетария над колебаниями «чистенького» интеллигента, которому нужна не сама револю­ция, а он в ней. В романе, как мы можем убедиться, явно пре­обладает классовый принцип оценки человека, и в этом сказы­вается историческая ограниченность взглядов писателя.

Основное внимание Фадеев уделяет нравственно-психоло­гическому формированию личности, участвующей в борьбе за новую жизнь. С наибольшей полнотой процесс духовного мужа­ния человека в суровых испытаниях раскрыт на примере шахте­ра Ивана Морозова, прозванного Морозной. Двенадцать из сем­надцати глав так или иначе связаны с последовательным изоб­ражением перемен в чувствах и мыслях бывшего шахтера, и особую роль в этом процессе играет командир отряда Левинсон. Итогом короткого жизненного пути Морозки стал его подвиг — спасение товарищей ценою собственной жизни.

Противоположный результат воплощен в рассказе об исто­рии Павла Мечика. Пришедший в революцию с романтически­ми мечтами и надеждами, он не выдерживает испытания суро­выми реалиями боевой жизни. Фадеев трактует каждый посту­пок Мечика как выражение слабости, эгоизма, отсутствие твердого нравственного стержня. Эти черты, все яснее обнару­живающиеся в Мечике, в конце концов приводят его к преда­тельству. Автор последователен в развенчивании Мечика, для него это изначально «человек мелкий, трусливый, и страдания его поверхностны, мелки, ничтожны». Всем ходом романа Фа­деев стремится доказать свою точку зрения. В изображении героя-интеллигента очевиден прямолинейно-обличительный ук­лон, отсутствует стремление к раскрытию личности сложной, противоречивой, которое будет характерно — при всех различи­ях авторских позиций — для произведений современников Фа­деева, рассказывающих о пути интеллигенции в революции (на­зовем книги В. Вересаева «В тупике», М. Булгакова «Белая гвар­дия», А. Толстого «Хождение по мукам», М. Горького «Жизнь Клима Самгина», позднее «Доктор Живаго» Б. Пастернака).

«Разгром»

Гражданская война - основная тема романа. Писатель не сомневается в том, что в революции победила историческая справедливость. Для Фадеева революция была в первую очередь началом нового мира. Каким быть этому миру, какие законы будут в нём царить, во многом зависит от того, как будут поняты причины революции, задачи классовой борьбы.

Роман был высоко оценен советской критикой сразу же после публикации. М. Горький полагал, что «Разгром» даёт «широкую, правдивую и талантливейшую картину Гражданской войны». Но полемику вызвали художественные принципы романа. Одним из предметов спора между литературными деятелями того времени был психологизм. Так, О. Брик написал статью, осудившую установку Фадеева на раскрытие внутреннего мира своих персонажей в ущерб исторической достоверности в изображении событий. Он называл Фадеева «интуитивистом», написавшим роман «по самоучителю Толстого и Чехова». А. Во-ронский увидел в романе «не только толстовское построение фразы, но и толстовское мироощущение, толстовский метод изображения психологического состояния человека». Как вы знаете, после революции некоторыми деятелями искусства объявлялся отказ от классического наследия. Психологизм теперь часто признавался не достоинством, а недостатком. «Человек ценен не тем, что он переживает, а тем, что он делает», - говорит герой романа. Фадеев же стремится исследовать психологию своих героев. Это определяется задачей, которую автор сформулировал во время встречи с молодыми читателями: «Какие основные мысли романа “Разгром”? Я могу их определить так, первая и основная мысль: в Гражданской войне происходит отбор человеческого материала, всё враждебное сметается революцией, всё, не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а всё, поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растёт, развивается в этой борьбе. Происходит огромная переделка людей». Это объясняет художественные особенности произведения и особенности его психологизма. Внимание писателя направлено на то, как его герои ведут себя в предлагаемых исторических условиях, принимают ли они требования, предъявляемые временем, революцией. Для членов партизанского отряда нет выбора. Они сражаются во имя будущего, которое для них не очень ясно, они точно знают только, что оно будет лучше прошлого и настоящего.

В этом отношении интересен образ Морозки, одного из героев романа. Собственно, его нахождение в центре произведения и объясняется тем, что он является образцом нового человека, подвергающегося «переделке». Автор говорил о нём в своём выступлении: «Морозка - человек с тяжёлым прошлым... Он мог украсть, мог грубо выругаться, мог врать, пьянствовать. Все эти черты его характера, бесспорно, огромные его недостатки. Но в трудные, решающие моменты борьбы он поступал так, как нужно для революции, преодолевая свои слабости. Процесс участия его в революционной борьбе был процессом формирования его личности...»

Говоря об отборе «человеческого материала», писатель имел в виду не только тех, кто оказался необходим революции. Люди, «непригодные» для строительства нового общества, беспощадно отбрасываются. Таким героем в романе является Мечик. Не случайно этот человек по социальному происхождению принадлежит к интеллигенции и сознательно приходит в партизанский отряд, ведомый представлением о революции как о великом романтическом событии. Принадлежность Мечика к иному классу, несмотря на сознательное желание сражаться за революцию, сразу же отталкивает от него окружающих. «Сказать правду, спасённый не понравился Морозке с первого взгляда. Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчёмные люди, которым нельзя верить». Такова первая аттестация, которую получает Мечик. Сомнения Морозки созвучны словам В. Маяковского: «Интеллигент не любит риска, / Он красен в меру, как редиска».

Мечику посвящены несколько глав, одна из которых носит очень характерное название «Один». Отчуждённость от коллектива, ощущение себя самостоятельной личностью - это в глазах Фадеева худший недостаток. Мечика нельзя переделать. И писатель презрительно замечает, что его герой не мог бы убить даже свинью, но свинину ел вместе со всеми, потому что был голоден. Он не может оскорбить женщину, выругаться, совершить мелкую кражу. Но эти достоинства для окружающих становятся недостатками, тем более что он не может также вычистить винтовку, обиходить лошадь, вообще стать бойцом. Проблема Мечика заключается в том, что он пришёл в отряд по доброй воле, но уйти из него, когда понимает своё несоответствие, уже не может. Покидает он отряд, лишь совершив предательство.

В этической системе романа классовая ненависть - совершенно естественное и ценное чувство. Мирная жизнь для автора «Разгрома» находится в самом низу ценностной шкалы. Высшее самоосуществление человека - это классовая борьба с оружием в руках. События, которые происходили в общественной жизни, были причиной изменений в психологии героев и пристального внимания автора к внутреннему миру человека.

Формулируя основные мысли романа «Разгром» и размышляя о переделке людей, Фадеев писал: «Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитаться». Таким выступает в романе Левинсон. За Левинсоном оставлено право на насилие потому, «что сила его правильная». Он не знает страха и сомнений, а если и знает, и испытывает обычные человеческие чувства, то стремится изо всех сил спрятать их. Он должен быть вожаком, который “ведёт за собой более отсталых”». Это образ идеальный, соответствующий не столько правде жизни, сколько авторской идее.

Характеризуя особенности произведений 1920-х годов, мы говорили об изображении революционной массы, поэтике мятежа. У Фадеева присутствуют не единичные герои, а единый коллектив, именно коллектив, а не толпа, не имеющая общих задач и ясно видимых ориентиров. Главное в нём - наличие объединяющей, высокой революционной цели. Стихийность, воспеваемая многими в те годы, вовсе не привлекает Фадеева. Члены отряда часто позволяют себе хулиганские поступки (кража дынь с баштана, например), которые являются свидетельством их невысокой сознательности, доказательством необходимости «переделки» человека для новой жизни. История с кражей дынь описана в самом начале романа, когда перед нами ещё «прежний» Морозка. Преодолевая стихийность, избавляясь от того, что принесено из прошлого, масса становится коллективом. «Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!» - восклицает Морозка, когда речь заходит об изгнании его из отряда. Товарищи выступают в защиту Морозки: «Я не в защиту, потому на две стороны тут не вильнёшь, - напакостил парень, сам я с ним кажен день маюсь... Только и парень, сказать, боевой, - не отымешь. Мы с ним весь Уссурийский фронт прошли, на передовых. Свой парень - не выдаст, не продаст...» - говорит Гончаренко. Ему вторит Дубов: «А нам он, думаешь, не свой?.. В одной дыре коптили... третий месяц под одной шинелькой спим!» Товарищество, прошедшее испытания, для этих людей является высшей ценностью.

Коллективом члены отряда осознают себя в противопоставлении мужикам (глава «Мужики и угольное племя»). Всё время пребывания отряда в деревне две группы людей существуют раздельно. Народ, ради счастья которого совершалась революция, не самое важное в данный момент. Даже более того - интересы революции и интересы народа часто не совпадают, революционная необходимость стоит выше народа. Партизанский отряд нужнее для революции, и когда, наступают трудные времена, Левинсон всё делает для отряда: «С этого дня Левинсон не считался уже ни с чем, если нужно было раздобыть продовольствие, выкроить лишний день отдыха. Он угонял коров, обирал крестьянские поля и огороды, но даже Морозка видел, что это совсем не похоже на кражу дынь с Рябцева баштана». Кража дынь была предпринята Морозной для себя, Левинсон же действует во имя интересов коллектива, а значит, по большому счёту - интересов революции.

Даже жизнь отдельного человека - партизана Фролова, смертельно раненного и поэтому мешающего продвижению отряда, - может быть принесена в жертву интересам коллектива. Социальная необходимость для Фадеева и его героя важнее «абстрактного гуманизма». Когда-то, рассуждая о жизни старухи процентщицы и благе человечества, Раскольников говорил: «Да тут же арифметика!» Действительно, арифметические расчёты убеждают в правоте Раскольникова и Левинсона. Но Ф.М. Достоевский отрицал такой подход к жизни, полагая, что нельзя покупать счастье всего человечества даже ценой одной «слезы ребёнка». Это этический императив1 всей русской классической литературы. Всегда она доказывала, что цель не оправдывает средства. У Фадеева же этическая система иная. Для него есть высшая цель - революционное благо, - оправдывающая любые средства.

Революционная этика построена на жёстко рациональном подходе к миру и человеку. Сам автор романа говорил: «Мечик, другой “герой” романа, весьма “морален” с точки зрения десяти заповедей... но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его внутренний эгоизм, отсутствие преданности делу рабочего класса, его сугубо мелкий индивидуализм». Здесь прямо противопоставлены мораль десяти заповедей и преданность делу рабочего класса. Автор, проповедующий торжество революционной идеи, не замечает, что соединение этой идеи с жизнью оборачивается насилием над жизнью, жестокостью. Для него исповедуемая идея не утопична, и поэтому любая жестокость оправданна.

Роман А. Фадеева “Разгром” повествует об одном из эпизодов гражданской войны на Дальнем Востоке. Старательно избегая традиций, характерных для советской литературы 20-х годов ХХ века, которая изображала героические моменты этих кровопролитных сражений, Фадеев не побоялся показать, что и в рядах доблестной Красной Армии имели место ошибки, просчеты, предательство.
“Девятнадцать” – финальная глава романа. Что означает это “девятнадцать”? Девятнадцать человек осталось от всего большого отряда Левинсона…
Эта глава, во-первых, с новой стороны раскрывает образ командира партизанского отряда – Левинсона, которого все привыкли считать неуязвимым. В первой и второй части перед нами предстает очень осторожный человек, прекрасный психолог, который обладает редким даром: он умеет влиять на людей, вести их за собой, подбирать ключик и к “кривому парню”, не желавшему выполнять приказ командира, и к Морозке.
Левинсон, хитрый, дальновидный и умный, сделал все для того, чтобы в отряде его воспринимали как неуязвимого, сильного человека, у которого нет никаких слабостей. Очень тщательно скрывает он, как тяжело ему порой приходится: трудно принимать решения; обременительна страшная ответственность за судьбы многих и многих людей. Этот человек, такой жестокий с “кривым парнем”, с корейцем, с Фроловым, в последней главе романа сбрасывает свою суровую железную маску. Мы видим обыкновенного человека со всеми его слабостями, придавленного страшной бедой – потерей людей, ставших для него родными и близкими.
Фадеев пишет: “Потом он весь как-то опустился и съежился, и все вдруг заметили, что он очень слаб и постарел. Но он уже не стыдился и не скрывал своей слабости; он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и слезы катились по его бороде…”. А подопечные Левинсона, простые, но чуткие люди, “стали смотреть в сторону, чтобы самим не расстроиться”. Не выдержав душевной боли, командир плачет.
Но все-таки мужество и жизненная стойкость не покидают этого закаленного жизнью человека. Он знает: ему дадут новых людей, “которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, как были те восемнадцать, что молча ехали следом, – и перестал плакать, нужно было жить и исполнять свои обязанности”. Да, что поделать, жизнь продолжается. И борьба тоже.
Кроме того, в этой главе дается последний штрих к портрету интеллигента Мечика, который пришел в отряд, стал бойцом Красной Армии не из политических убеждений, а из праздного любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента. Ему следовало бы примкнуть к Белой Армии. Разлад с романтическими иллюзиями, который мы наблюдаем уже с первых минут пребывания Мечика в отряде, здесь достигает своего апогея: этот герой трусливо бежит из отряда, спасая свою жизнь. Что и говорить – настоящие мужчины так не поступают, только трусы.
Автор усложняет образ Мечика: он мог сбежать и откровенно радоваться своему спасению от людей, которых совершенно не уважал. Тогда бы он был обычным предателем, но Мечик мучается угрызениями совести: “Он крепко вцепился в волосы исступленными пальцами и с жалобным воем покатился по земле… “Что я наделал… о-о-о… что я наделал, – повторял он, перекатываясь на локтях и животе и с каждым мгновением все ясней, убийственней и жалобней представляя себе истинное значение своего бегства, первых трех выстрелов и всей последующей стрельбы. – Что я наделал, как мог я это сделать, – я, такой хороший и честный и никому не желавший зла, – о-о-о… как мог я это сделать!”.
Но от этого самоосуждения не прибавляется уважения к Мечику. Как известно, писатель первоначально планировал изобразить самоубийство этого юноши. Если бы автор воплотил в романе свой замысел, то тогда бы он возвысил этот образ до великомученика. Но логика развития и идейная трактовка требовали от Фадеева оставить его до конца малодушным человеком. А ведь из-за побега Мечика “погибли десятки доверившихся ему людей”.
Но вот что характерно: “мучился” он не столько из-за этого, “сколько потому, что несмываемо – грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе”.
Но и сцена раскаяния заканчивается вполне в духе этого героя: “Я не хочу больше переносить это”, – подумал Мечик с неожиданной прямотой и трезвостью, и ему стало очень жалко самого себя. “Я не в состоянии больше вынести это, я не могу больше жить такой низкой, нечеловеческой, ужасной жизнью”, – подумал он снова, чтобы еще сильней разжалобиться и в свете этих жалких мыслей схоронить собственную подлость”.
И, конечно, в этой главе продемонстрирован героизм одного из самых любимых героев Фадеева – Ивана Морозова, бесшабашного Морозки, который часто совершает легкомысленные, опрометчивые поступки. Он пытается забыть о проблемах и трудностях своей нелегкой жизни в бессмысленной гульбе. Но этот грубый Морозка, дерущийся с парнями, ругающийся матерными словами, крадущий дыни с огорода, оказывается порядочнее гуманного, воспитанного, интеллигентного Мечика. Рискуя жизнью, подставляя себя под пулю, Морозка предупреждает своих об опасности: “Но он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности…”
Чувства товарищества, долга, ответственности наглядно проявились в подвиге Ивана Морозова, ценой собственной жизни предупредившего отряд о грозящей опасности.
Глава “Девятнадцать” выполнена писателем в лирической тональности, полна щемящей грусти. В ней гибнут лучшие представители отряда – Бакланов и Морозка. Здесь ощущается насмешливо-презрительное отношение автора к предателю Мечику, “Иуде”, как он его называет. Но жизнь продолжается, а вместе с ней и борьба. Левинсон знает: ему дадут новых людей, и он, командир, сделает их “такими же своими, близкими людьми, какими были те, восемнадцать”. И борьба, которую он считает святой, борьба за дело, в которое он верит, продолжится.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Основную идею романа “Разгром” А. Фадеев определил так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала… Все неспособное бороться отсеивается… Происходит переделка людей”. Насколько бы противоречивой ни была оценка событий гражданской войны с позиций сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, Read More ......
  2. I Идейный смысл романа. II Становление героя в романе: 1) Бывших пастуха и шахтера – Метелицы и Морозки; 2) Интеллигентов Левинсона и Мечика. III Историческая и нравственная ценность романа. Фадеев писал роман “Разгром” в течение трех лет с 1924 по Read More ......
  3. Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926-1927 годах, носили в известной степени итоговый характер. В 1927 году вышли два романа: “Разгром” Фадеева и “Белая гвардия” М. Булгакова. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с Read More ......
  4. Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926-1927 годах, носили в известной степени итоговый характер, В 1927 году вышли два романа: “Разгром” Фадеева и “Белая гвардия” М. Булгакова. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с Read More ......
  5. Нас водила молодость В сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадтский лед. Боевые лошади Уносили нас, На широкой площади Убивали нас. Но в крови горячечной Подымались мы, Но глаза незрячие Открывали мы. Возникай содружество Ворона с бойцом, – Укрепляйся мужество Read More ......
  6. “Разгром” (1927) – социально-психологический роман, в котором изображается народ в годы гражданской войны. Сюжет и композиция романа построены так, чтобы показать ростки нового (советского) сознания в душах бойцов маленького партизанского отряда – таков, по мнению Фадеева, закономерный результат революционных событий. Read More ......
  7. К лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов относится роман “Разгром”. “Я могу их определить так, – говорил Фадеев. – Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной Read More ......
Анализ главы “Девятнадцать” в романе А. Фадеева “Разгром”

"Разгром" Фадеева, анализ которого мы проведем в этой статье, был написан в 1927 году. Александр Александрович впервые в русской литературе сосредоточил основное внимание на изображении внутреннего мира участников гражданской войны и революции - рядовых героев. В романе все подчинено решению указанной задачи - от особенностей композиции, выбора ситуации до использованных в тексте приемов психологического анализа. Такова особенность произведения его, а также краткое содержание этого романа мы предлагаем вашему вниманию.

Выбор автором времени и места действия

Фадеев, рассказывая о развернувшемся на Дальнем Востоке в период гражданской войны, выбирает для своей повести трагическую ситуацию, которая обозначена в названии: речь идет о разгроме одного отряда партизан. Наиболее ярко в этих испытаниях раскрываются характеры различных героев, как показывает проведенный нами анализ. "Разгром" (Фадеев) - произведение, в котором большую роль играет идея трансформации личности. По словам самого автора, происходит "переделка людей".

Изображение психологии героев

Развернутое введение составляют первые 8 глав произведения "Разгром" Фадеева. Анализируя их, можно заметить, что целый ряд назван по именам главных героев романа: "Левинсон", "Мечик", "Морозка". Также можно отметить, что автор сознательно замедляет темп развития действия, с тем чтобы представить читателям истории главных персонажей, описать их взаимоотношения, подготовить к пониманию поведения их во время сражений.

Изображая психологию героев, писатель использует традицию классической русской литературы. Проводя анализ романа "Разгром" Фадеева, следует отметить, что больше всего Александр Александрович опирается на творчество Л. Н. Толстого. Автор следует его принципам, несмотря на то, что время, в которое создавалось произведение, было отмечено яростным отрицанием прошлого, в том числе литературного, а внимание к анализу внутреннего мира считалось "психоложеством". В традициях Толстого в тексте выдержаны приемы психологического анализа: пейзажные и портретные детали, а также внутренние монологи, обнаруживающие тайные причины действий героев, их чувства и мысли (главы "Девятнадцать", "Груз", "Левинсон").

Использование приема антитезы, ее анализ

"Разгром" (Фадеев А. А.) - это произведение, в котором используется прием антитезы, которая раскрывает напряженность психологических, нравственных, исторических конфликтов. В противопоставлении Морозки и Левинсона, а также последнего и Мечика показывается значение сознательности, убежденности в становлении человеческой личности.

Так, в произведении сталкиваются Мечик и Морозка. Анализ романа "Разгром" Фадеева выявляет, в чем состоит их противоборство. С самого начала при этом обнаруживается превосходство "классового чутья", присущего пролетариям, над сомнениями этого "чистенького" интеллигента, интересующегося не революцией как таковой, а собой в ней. Прочитав произведение, мы можем убедиться в том, что в романе явно главенствует классовый принцип, когда оценивается человек. Сказывается в этом прежде всего историческая ограниченность, присущая взглядам автора.

Изображение внутреннего становления человека

Основное внимание в романе "Разгром" Фадеев это доказывает) уделяет такому моменту, как формирование личности человека, борящегося за новую жизнь, нравственному и психологическому его становлению. Процесс возмужания его с наибольшей полнотой раскрывается на примере Ивана Морозова, шахтера по прозвищу Морозка. С ним связаны так или иначе 12 глав из 17. В произведении изображаются последовательно перемены в мыслях и чувствах этого человека. В этом процессе особую роль играет Левинсон, командир отряда. Подвиг стал итогом короткой жизни Ивана Морозова. Он ценой собственной жизни спас своих товарищей.

Герой, не выдержавший испытаний

Как мы уже отмечали, на антитезе строит свой роман "Разгром" Фадеев. Анализ произведения показывает, что антипод Ивана Морозова - Павел Мечик, не выдержавший испытаний суровой действительностью. Каждый его поступок автор трактует как выражение эгоизма, слабости, отсутствие нравственного стержня. Все эти черты в конце концов толкают Мечика к предательству. В развенчивании этого героя автор последователен. Этот человек для него изначально труслив, мелок, а страдания его ничтожны, поверхностны. В описании данного интеллигента мы не находим стремления к изображению противоречивой, сложной личности, характерной для современников автора.

Мы выделили лишь основные моменты, которые присутствуют в произведении "Разгром" Фадеева. Анализ наш можно дополнить. Ведь каждый из нас по-своему понимает литературу. Попробуйте самостоятельно найти некоторые другие особенности романа "Разгром" (Фадеев). Анализ по главам поможет вам лучше понять произведение, выявить интересные закономерности.

В произведении рассказывается о том, что Левинсон, командир отряда партизан, приказывает Морозке, своему ординарцу, отвезти в другой отряд пакет. Тому ехать не хочется, он предлагает поэтому отправить кого-либо другого. Командир, услышав об этом, приказывает спокойно своему ординарцу сдать оружие, после чего отправляться, куда ему вздумается. Одумавшись, Морозка решает взять письмо и едет с заданием, заметив, что ему никак нельзя "уйтить из отряда". Это не случайно отмечает Фадеев ("Разгром"). Анализ Морозко, главного персонажа романа, выявляет его сложный характер, внутреннюю борьбу. Чем она закончится, вы узнаете, дочитав до конца краткое содержание произведения.

Предыстория Морозки, герой подбирает Мечика

Опишем дальнейшие события. Затем следует предыстория Ивана Морозова. Он работал шахтером, уже во втором поколении. Морозка делал бездумно все в своей жизни, в том числе женился на Варе, гулящей откатчице, а затем так же ушел защищать Советы в восемнадцатом году.

На пути к отряду под командованием Шалдыбы, куда везет пакет ординарец, он замечает бой между партизанами и японцами. Русские солдаты бегут, бросив при этом раненого парнишку, одетого в городской пиджак. Морозка его подбирает и возвращается к своему командиру Левинсону. Проводя анализ рассказа "Разгром" Фадеева, мы уже упоминали о Павле Мечике. Чуть ниже мы подробнее представим вам этого героя.

Мечиков в лазарете

Павел Мечик, которого подобрал Иван, очнулся только в лесном лазарете, заметил медсестру Варю (которая является женой Морозки) и доктора Сташинского. Раненому делают перевязку. Сообщается в предыстории этого персонажа, что он, когда жил еще в городе, захотел погеройствовать, поэтому решил отправиться к партизанам. Однако разочаровался, когда попал к красным. Он пытается в лазарете разговориться с доктором Сташинским. Но тот, узнав, что этот человек водил дружбу в основном с максималистами-эсерами, неохотно разговаривает с Мечиком.

Проступок Морозки

Раненый герой сразу же не понравился Морозке. Его мнение о нем укрепилось, когда в лазарете Морозка навестил жену. После этого он попытался украсть у Рябца, сельского председателя, дыни. Однако вынужден был ретироваться, застигнутый хозяином. Жалуется Левинсону председатель, и тот отдает приказ забрать оружие у Морозки. Сельский сход был назначен на вечер для того, чтобы обсудить ненадлежащее поведение этого ординарца. Потолкавшись среди мужиков, Левинсон окончательно понимает, что отряду необходимо отступать, так как японцы уже совсем близко. Партизаны собираются к назначенному часу, и командир излагает, в чем дело, предлагая решить всем, как поступить с Морозкой.

Морозка дает обещание, догадывается о взаимоотношениях своей жены и Мечикова

Дубов, партизан, бывший шахтер, говорит, что необходимо выгнать из отряда ординарца. Это так сильно действует на провинившегося героя, что он дает слово никогда ничем больше не опозорить звание бывшего шахтера и партизана. Морозка в одну из своих поездок в лазарет догадывается о том, что у Мечика и его жены возникли особенные отношения. Никогда ранее не ревновавший ни к кому свою супругу, он на сей раз испытывает злобу и к своей жене, и к этому "маменькому сынку" (определение, которым награждает Морозка Мечика).

Мечику достается лошадь

Все в отряде думают, что Левинсон является человеком "правильной", "особой" породы. Партизаны считают, что командир все понимает и знает, хотя тот испытывал порой колебания и сомнения. Левинсон, собрав сведения со всех сторон, приказывает отступать своему отряду. Мечик, уже выздоровевший, возвращается в отряд. Командир распоряжается предоставить ему лошадь. Так Мечику достается "скорбная слезливая" кобыла по кличке Зючиха. Обиженный партизан не знает, как с ней обходиться. Не умея сблизиться с другими членами отряда, он не способен увидеть "главных пружин" его механизма.

Мечиков с Баклановым отправляются в разведку

Мечикова вместе с Баклановым решают отправить в разведку. Они натыкаются в деревне на японский патруль и убивают в перестрелке троих. Обнаружив главные силы японцев, двое партизан возвращаются в свой отряд.

История с Фроловым

Необходимо отступать, требуется эвакуировать госпиталь, однако раненого смертельно Фролова брать с собой нельзя. Сташинский и Левинсон поэтому решают дать ему яду. Их разговор случайно слышит Мечик. Он пытается помешать доктору. Тот на него кричит. Фролов понимает, в чем дело, и соглашается выпить яд.

События в деревне

Отступает отряд, Левинсон отправляется проверять караулы во время ночевки, затевает разговор с Мечиком, который стоит на посту часового. Тот пытается объяснить командиру, что ему плохо в отряде, но у Левинсона после этого разговора складывается впечатление, что этот партизан - "непроходимый путаник". Командир посылает в разведку Метелицу. Тот прокрадывается в деревню, где находятся в то время казаки, забирается за ограду дома, в котором живет временно начальник эскадрона. Казаки его обнаруживают, запирают в сарае, а наутро допрашивают, после чего ведут на площадь. Здесь человек в жилетке выходит вперед, ведя испуганного пастушонка за руку. Этому мальчику Метелица оставил коня накануне, встретившись с ним в лесу. Начальник казаков хочет допросить ребенка "по-своему", однако Метелица, стремясь задушить, бросается на него. Стреляет начальник - и погибает Метелица.

Сражение с казаками

Продолжает свое произведение Фадеев Александр ("Разгром"). Анализируя дальнейшее содержание, можно выделить следующие ключевые моменты. Казачий эскадрон уходит по дороге. Его в это время обнаруживают партизаны, которые устраивают засаду, обратив в бегство казаков. Убивают во время сражения коня Морозки. Партизаны, заняв седло, по приказу командира расстреливают вышеупомянутого человека в жилетке. В село на рассвете прибывает конница врагов. Отряд Левинсона, значительно поредевший, отступает в лес, на болота, но застревает там, поскольку впереди трясина. Тогда Левинсон решает гатить болото. Осуществив это, отряд пробирается к мосту, где устроили засаду казаки. Отправляется в дозор Мечик, но бежит, обнаруженный казаками, побоявшись предупредить отряд Левинсона. Морозка, ехавший вслед за ним, стреляет три раза, как договаривались, и погибает. Отряд Левинсона бросается в атаку, в живых остается лишь 19 человек.



Статьи по теме: