Динамическая композиция. Графическая трактовка мотива

Чем больше в фотографических снимках динамичности - тем большее влияние они оказывают на зрителя: в них много движения, жизни, драматизма. Давайте вместе проследим, что же необходимо предпринять, чтобы ваши фотоработы, а речь пойдет о пейзажах, были полны динамики.

Всегда нас привлекают фотографии, в которых запечатлены какие-то особенные моменты из жизни, в которых автор завладевает нашим вниманием, заставляя нас задержать взгляд зрителя на своей работе. Здесь срабатывает эффект «что такое», когда мы впервые видим что-то новое, необычное, оригинальное.

Посещая различные известные фотосайты, разглядывая представленные там работы, можно найти множество похожих друг на друга фотографий с изображением картин природы. Хотя на них будут представлены виды различных местностей, они всё же по своему чаще всего будут скучны и однообразны по своему содержанию. В наиболее же удачных снимках всегда запечатлено нечто уникальное, мимо которого вы бы никогда не прошли, попадись оно вам в реальной жизни. Иными словами снимки, которыми восхищаются буквально, все полны как раз тем, что мы называем динамичностью.

Что такое динамика в фотографическом пейзаже?

Так какими же чертами обладают снимки ландшафта, которые мы называем динамичными?

К примеру, мы снимаем морской прилив или легкое волнение на море. Чтобы передать динамизм этого явления природы, можно, предварительно настроив камеру так, как это вам необходимо по условиям освещенности и всего прочего, установить ее на штатив и сделать не один, а сразу серию снимков. И тогда в итоге все волны, снятые в движении, спроецировавшись на одном кадре, как бы смешаются между собой, и на фотографии мы получим динамичное и живое их изображение. Если обратиться к Википедии, одному из самых популярных источников информации, то там мы можем найти интересующий нас материал по вопросу динамики в изображении пейзажа, однако это всего лишь личное мнение одного из специалистов в этой области.

Позволим себе высказать и наши собственные мысли по этому вопросу.

Отображение неуёмной и великой энергии природы, бесконечно меняющейся и преображающейся - вот что такое, на наш взгляд, динамика в изображении пейзажа. Глядя на динамичные снимки, мы словно наблюдаем эффект 3D, поскольку эти снимки необычайно глубоки и ёмки по своему содержанию. Они как бы выходят за рамки привычного плоского изображения, обретают объем. Впервые термин «Динамичное изображение пейзажей» можно встретить у Галена Ровелла (Galen Rowell), Этот замечательный фотограф-пейзажис именно так охарактеризовал свои работы, созданные в начале 70-х годов XX-го столетия.

Конечно, и другие мастера фотопейзажа делали в то время интересные с точки зрения динамики снимки, но именно благодаря Ровеллу термин «динамичный пейзаж» вышел в жизнь и стал часто употребим. Он стал своеобразной визитной карточкой этого мастера, его отличительной чертой. Динамический пейзаж даже отождествляться с его творчеством.

Динамическая композиция

Как и в других жанрах изобразительного искусства, основой любой хорошей фотоработы является композиция. Независимо от того, динамический сюжет изображен на ней, или какой то другой.Именно удачная композиция заставляет нас остановить на снимке свое внимание и удерживать его достаточно долго.

Легко поддаются созданию динамические пейзажи, сюжеты которых связанны с образом моря. В них великолепно сочетаются все элементы, присущие динамичному снимку, а именно:

  • Нисходящие и восходящие линии;
  • Удачно разработанная перспектива;
  • Зрительно привлекательные объекты первого плана.
  • Интересное и эффектное расположение линии горизонта, а также запоминающийся фон пейзажа.
  • Яркое цветовое и световое решение снимка;
  • Гармоничное сочетание цветов, определяющих основную цветовую гамму и виньетирование.
  • Визуализация движения.

Чаще всего фотомастеру редко удаётся достигнуть сочетания всех этих элементов в одной работе. В реальной жизни качества, присущие динамизму, встречаются постоянно. В любой фотографии, на которой изображен природный ландшафт, хоть один компонент, но найдешь обязательно. А уж если несколько - так это можно считать удачей. Успехом автора работы.

Мы не ставим своей целью дать чёткие инструкции по созданию хороших фоторабот. Ведь фотография - один из видов искусства, а в искусстве, как известно всё держится на мелочах. Чтобы замечать эти мелочи и, благодаря им, создавать произведения фотоискусства необходим божий дар, творческий подход автора к созданию снимков, и конечно же - труд, труд и ещё раз труд, обеспечивающий постепенное накопление ценнейшего практического опыта. Поэтому данные нами рекомендации по созданию качественных динамичных снимков могут только помочь вам определить тот путь, по которому вы должны идти сами к вершинам оттачивания вашего неповторимого почерка, техники и мастерства.

Теперь хотелось бы подробней остановиться на каждом из элементов, способствующих созданию динамическогопейзажного снимка.

Восходящие и нисходящие линии в динамическом пейзаже

Первое, что способствует привлечению внимания зрителя к фотоснимку, это использование в фотоработе сходящихся, восходящих и нисходящих линий.

Сходящиеся линии издавна применялись художниками в живописи и графике для создания ощущения глубины пространства (это называется линейной перспективой) в двухмерном изображении.

Поэтому мастера фотографии часто используют сюжеты с изображением причалов, рек, дорог. Несмотря на некоторую шаблонность в изображении данных объектов, нужно уметь правильно пользоваться приемом помещения данных объектов в композицию снимка при изображении пейзажа. Так следует помнить, что восходящие линии помогают удержать внимание зрителя на фотографии, привлекая к ней особое внимание.

Например, фотография пристани включает в себя как нисходящие, так и восходящие линии. Обратите внимание на то, как устремляются в небо четкие и прямые линии пристани, а линии облаков в это же время устремлены вниз. Мы можем наблюдать, как все линии на таком снимке сходятся на линии горизонта, благодаря чему точка схода этих линий становится объектом нашего пристального внимания. Тут можно порекомендовать снимать рукотворные линии с целью научиться искать более тонкие линии в природе. Да, действительно пристань является композиционным центром всей картины, равно как и источником основных линий, однако можно пронаблюдать здесь и ряд других линий, образованных с помощью воды, холмов, облаков. Так в отражении воды мы видим тёмные линии, помогающие направить наш взгляд в центральную часть фотографии.

За что платят фотографу? За его свежий взгляд на действительность, за его способность открыть нам то, что мы не можем сами разглядеть в реальной жизни и, к тому же, не имеем на это достаточно времени. Именно поэтому фотограф должен показывать мир в необычайном свете. Стремясь к данной цели, постарайтесь найти необходимый ракурс для съёмки. Так фотоработы, сделанные в условиях, когда во время съёмки вы лежите на земле, в грязи или в снегу, получаются, как правило, более динамичными. Особенно ярко это проявляется при съёмке с использованием ультра-широкоугольного объектива, благодаря чему мы замечаем на фото даже самые мелкие направляющие линии. При съемке того же объекта с уровня глаз эти линии просматриваться уже не будут.

Интересные снимки получаются при съемке с верхней точки. Если влезть на дерево, или встать на плечи приятеля, вы получите возможность отыскать интересную перспективу. Особенно великолепны, как правило, фотографии сделанные таким образом с использованием телеобъектива.

Передний план

На переднем плане динамических снимков хорошо расположить значимые, сильные элементы композиции. Они будут выгодно дополнять восприятие всего снимка. Взять, к примеру, фотографию, на которой изображен закат или рассвет. Обычно в природе этот момент очень красив - розовые или даже красные облака, пронизывающие их прямые солнечные лучи. Всё это довольно красиво получается и на фотографиях. Но, согласитесь, зрителя не привлечет изображение, если так можно выразиться, «заката в чистом виде» - то есть только облаков на небе. Тут ещё что-то нужно ввести в композицию.

Динамической фотографии необходим интересный передний план. Задача это важная и порой достаточно сложная для фотографа. Элемент переднего плана делает композицию завершенной. Вот поэтому и нужно найти что-то такое, что заполнило бы передний план вашего снимка. Если этот объект будет правильно подобран и введен в плоскость кадра, то динамичность снимка намного возрастет, и вы сделаете ещё один шажок к успеху.

Взаимосвязь элементов переднего и заднего планов

В кино есть роли первого плана и второго плана. В фильме весь сюжет строится на взаимоотношении главных героев картины. Но если бы главных героев не оттеняли персонажи второго плана, то образы, созданные ими, не были бы так ярки и выразительны. Так же и элементы композиции в динамическом пейзаже. Элементы переднего и заднего планов взаимно влияют друг на друга, взаимодействуют между собой. Например, если на заднем плане пейзажа закат в горах, то на переднем плане хорошо будет смотреться или блики солнца, играющие на потоке горной речки, или развал красивых камней.

Цветовая гамма

Важную роль в создании красивого и композиционно гармоничного кадра несомненно играет и цветовая гамма. Любые природные цвета естественно смотрятся при естественном освещении. Если уж вы хотите сделать цвета очень яркими, то их нужно уметь правильно сбалансировать. А в случае, когда нужного баланса ярких цветов достичь не удается, то лучше такой цвет просто исключить из кадра. Некоторые начинающие фотографы часто намеренно вводят в снимок различные яркие световые или цветовые пятна. Но это создает излишнюю пестроту и не всегда хорошо смотрится. Вот поэтому в динамической композиции кадра должен быть правильный цветовой баланс. А большого числа оттенков лучше избегать.

Виньетирование

Виньетирование можно назвать блокировкой видения. На виньетированных снимках зритель первым делом обращает внимание на главный элемент в композиции кадра. Концентрации внимания в этом случае хорошо помогают темные края снимка. Если вы посмотрите такие фотографии, вы заметите этот эффект визуального акцента. Виньетирование можно делать разными способами. Например, при помощи специального фильтра или при обработке в графических редакторах. Это позволяют делать многие, даже простенькие программы. Например, в обрамлении темных краев виньетированного кадра хорошо смотрится одинокое белое облако на нежно голубом небе.

Передача движения

Движение - не всегда обязательный элемент динамического пейзажа. Но иногда весьма желательный. Движение можно передавать путем размытия какого либо объекта, элемента композиции. Размытие достигается путем применения длительных выдержек. Если в режиме приоритета диафрагмы снять поток воды, то вода получится как бы замороженной, остановившейся во времени. Например, если сфотографировать на длиной выдержке какой-нибудь огромный валун, который лежит в бурном потоке неглубокой горной реки, то этот статичный темный объект в центре снимка будет активно акцентировать внимание не движущуюся воду. И это придаст снимку дополнительную динамику. Тут хорошо сработает и широкая цветовая гамма - вода, камень, небо, растительность на берегах реки… Фактура поверхности камня сделает его доминантой в этой композиции. Тут также можно применить и небольшое виньетирование.

Черно-белый динамический пейзаж

Может ли динамический пейзаж быть монохромным, черно-белым? А почем нет? Конечно, может. Таких снимков у классиков фотоискусства множество. Черно-белая фотография прекрасно передает контраст, выгодно подчеркивает движение и динамику. Но отсутствие цвета в фотографии нужно научиться чем-то компенсировать. Для этого нам придется чуть серьезнее поработать над другими выразительными средствами динамического пейзажа. Об этих выразительных средствах мы сегодня уже говорили. А с помощью черного и белого цветов и их оттенков нужно научиться передавать фактуру и текстуру снимаемых объектов. В таких снимках огромное значение имеет главный элемент композиции.

Черно-белых динамических пейзажей создано много. Все они наполнены движением. Достаточно посмотреть различные фотосайты, и вы их увидите. Поищите, например прекрасные снимки Hengki Koentjoro или Mitch Dobrowner. Работы этих авторов просто завораживают. У них стоит поучиться.

Могут ли быть привлекательными нединамические пейзажи?

Конечно, могут! Отличнейшие снимки природы и вообще пейзажей могут у вас получиться, даже если вы не последуете ни одной из наших сегодняшних рекомендаций. Динамика в фотографическом пейзаже - это всего-навсего лишь один из множества способов передач состояния природы, окружающей среды. Статичные, спокойные фотографии тоже очень красивы и гармоничны. Так как фотография в принципе ограничена своей двухмерностью, эффект статичности тут добивается путем применения совершенно других правил. В этом случае работают совсем другие законы, нежели в передаче динамики. Но - статика в пейзаже - это уже тема для отдельного разговора, для отдельной статьи.

На основе материалов с сайта:

статика динамика искусство композиционный

Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма или композиция в целом производит на зрителя. Это впечатление может исходить как из физического состояния формы? стабильного или динамичного, связанного с движением объекта в целом или его частей, так и чисто композиционного (формального) способа организации элементов.

Каждый период в истории изобразительного искусства отмечен преобладанием статики или динамики как основной эстетической установки. Общая установка исторической эпохи отражается в искусстве как склонность художников к предпочтению статичных или динамичных форм. Это связано с преобладающим типом сознания и мировоззрением.

Преобладание статики в искусстве Древнего Египта (статичные канонические позы, статичные формы в архитектуре) обусловлено ориентированностью египетской культуры на загробную жизнь, потусторонний мир, основной чертой которого является неподвижность, неизменность, покой.

Для древнегреческой культуры характерно равновесие статики и динамики, что обусловлено установкой древних греков на калокагатию - равновесие красоты и добра, внутреннего и внешнего, гармонию.

Вертикальная динамика готической архитектуры обусловлена установкой средневекового сознания на взлётность, духовное преображение, религиозный порыв.

Динамика барокко обусловлена общей установкой Ренессанса на деятельность, силу человека-творца, активность, мужественность.

Динамика романтизма выражает общий порыв того времени к резкому побегу от действительности в экзотические страны и стремление к героическим приключениям.

Модерн динамичен, так как выражает характер времени - стремление к обновлению во всех сферах жизни.

Характер жизни в 20 веке стал более сложным и многогранным, чем в другие эпохи, поэтому в XX веке статика и динамика органично сочетаются между собой. Возможно, преобладает динамика, как основная черта ритма жизни в постмодерне.

Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине - выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее.

Динамика - зрительное впечатление движения, скорости, стремительности формы. Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием. Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других.

Динамика используется для выражения следующих смыслов:

изменчивость,

непостоянство,

стремление,

движение,

развитие,

дерзость,

готовность,

кульминация момента,

эмоциональность,

праздничность,

«альтернатива».

Внешне неустойчивый, склонный к движению, асимметрии, открытости, этот тип композиции прекрасно отражает наше время с его культом скорости, напора, калейдоскопичности жизни, жаждой новизны, со стремительностью моды, с клиповым мышлением. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать простую небрежность в работе динамикой, это совершенно неравнозначные понятия. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.

Статика - зрительное впечатление неподвижности. Это состояние покоя, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе, в самой геометрической основе. Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию.

Статика используется для выражения следующих смыслов:

спокойствие,

беззаботность,

однообразность,

вневременность,

твердость,

уверенность,

монументальность,

основательность,

величественность,

торжественность,

важность момента,

остановка,

«классика».

Если вышеуказанные композиций сопоставить друг с другом и попытаться найти взаимосвязь между ними, то можно сказать, что статичные композиции почти всегда бывают симметричными и часто замкнутыми, а динамичные - асимметричными и открытыми. Но так бывает не всегда, жесткой классификационной связи между парами не просматривается.

Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в изображении. Какими же еще конкретными приемами, изобразительными средствами можно передать и усилить динамику сюжета, а какими передать статику?

Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Инструкционная карта

Статика и динамика в композиции

Вначале небольшое вступление. Что же такое композиция?

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое
целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.

Для того чтобы лучше передать в фотографии идею, используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точку и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительные и другие контрасты.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.

Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести : передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Более подробно мы рассмотрим передачу движения (динамики)
и покоя (статики).

СТАТИКА

Вначале рассмотрим, что характерно для статической композиции,
и посмотрим на примере, как добиться этого в своей работе.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.

Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.

Для статичной композиции выбираются предметы, близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строится на нюансах, сближенных в цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.

Итак, для начала отбираем предметы, которые будем использовать,
и рисуем схему своего будущего натюрморта.

В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

Поэтому и мы возьмем их за основу. Для своего натюрморта выбираем три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:

Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально
и находятся в состоянии покоя.

Теперь нам необходимо определиться с тональностью предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный и полутон. А заодно
и с цветовой насыщенностью. Закрасив фигурки и поиграв немного с цветами, останавливаемся на таком варианте:

Теперь, исходя из этой схемы, выстраиваем свой натюрморт. Фотографируем, и вот что у нас получается:

Но наше видение не совсем подходит под нужные нам свойства.
Необходимо добиться большей обобщенности предметов, чтобы они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенными. Эти задачи можно решить с помощью света.

Используем комбинированное освещение - сочетание направленного
и рассеянного света: неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика. После пары кадров и экспериментов со светом удается добиться желаемого результата. Немного обработки в Фотошопе, и вот результат:

Как видим, нам удалось создать статический натюрморт по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга. Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

ДИНАМИКА

Теперь переходим к динамической композиции. Динамика - это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение
в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!

Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.

Для наглядности возьмем те же самые предметы, только чашку заменим на более контрастную по цвету. Опять используя наши три фигурки, выстраиваем композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая схема:

Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтобы передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:

Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры. Смотрим, что у нас получилось, и что нужно изменить

Так, расположение вроде бы удачное, но вот из-за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково. Можно использовать цветной фонарик, чтобы подчеркнуть форму и сделать предметы контрастными по цвету. Экспериментируем с синим светом, выбираем наиболее удачный кадр, немного дорабатываем его в Фотошопе,
и вот результат:

Теперь все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга - динамичны, можно сказать - контрастны: блюдце стоит, а чашка лежит. Цвета более чем контрастны. То же касается и тона.

Отдельно о фоне. Фон играет немаловажную роль. И в статике,
и в динамике, и в любой композиции.

Фон в статике следует подбирать более нейтральный, в той же цветовой гамме, что и предметы. Если это драпировка из ткани, то складки лучше располагать либо по вертикали, либо по горизонтали. В статичной композиции фон играет роль объединяющего элемента.

Фон в динамике, наоборот, зачастую следует выбирать более контрастным по отношению к предметам. Но если предметы сами по себе довольно яркие
и насыщенные по цветам, то фон можно выбрать и просто темный, чтобы подчеркнуть яркость предметов, и тем самым создать дополнительный контраст.
Складки в драпировках в динамичной композиции лучше располагать по диагонали, или по движению предметов. Это усилит ощущение динамики.

Фрагментарное или непрерывное восприятие времени.

Статики:

ИЛЭ, ЛИИ, ЛСИ, СЛЭ, СЭЭ, ЭСИ, ЭИИ, ИЭЭ

Динамики:

СЭИ, ЭСЭ, ЭИЭ, ИЭИ, ИЛИ, ЛИЭ, ЛСЭ, СЛИ

Что легче, что сложнее

  • Статикам легче, динамикам сложнее: Зафиксировать внимание на моменте времени, его возможностях и расположении объектов. Кратко выразить суть момента.
  • Динамикам легче, статикам сложнее: Физически чувствовать изменения ситуации в реальном времени. Делать прогнозы — как ситуация развивается и куда приведет. Описывать непрерывный ход событий и своих мыслей.

Смысл признака

Статики и динамики воспринимают время по-разному . У статиков восприятие времени фрагментарное, у динамиков — непрерывное .

Деление людей на статиков и динамиков — самое важное, что упустил из виду Юнг. Соцониками, начиная от А. Аугустинавичюте, этот пробел отчасти был восстановлен, но недооценка признака как наиболее заметного осталась. Его легко выявить в любом фрагменте устной и письменной речи достаточного объема, независимо от языка и содержания сказанного.

Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»!

Имя: Email:

Речь динамиков плавная. Речь статиков состоит из коротких фрагментов, отделенных друг от друга заметными барьерами. Иногда эти барьеры соответствуют знакам препинания, иногда нет.

Почти все проблемы соционической диагностики кажущиеся. Их можно выявить простым навыком анализа речи. Задача №1 при определении типа: есть ли в речи человека барьеры, или их нет?

Простое упражнение . По умолчанию считаем всех динамиками и плавно, от одной строки к другой, почти не вдаваясь в смысл, не обращая внимания на знаки препинания, вычитываем фрагмент речи. Если спустя 2-3 абзаца все читается плавно и никаких заметных препятствий не возникло, перед вами речь динамика. Если они есть — перед вами речь статика.

Изучение соционики стоит начинать с изучения разницы между статиками и динамиками . Общество отказывается изучать явления, которые лежат на поверхности. Даже опытные соционики либо недооценивают его вместе с остальными неюнговскими признаками, либо делают вопиющие ошибки — от простой невнимательности.

Какова природа этой разницы? Согласно принятой в современной соционике гипотезе, это связано с особенностями появления человека на свет . У статиков отложились в сознании средние фазы родов (2 и 3), на них плод ощущает схватки материнской утробы. У динамиков в сознании отложились крайние фазы родов (1 и 4), на них схватки утробы отстутствуют. В результате, время у статиков на всю жизнь оказывается фрагментированным, у динамиков — непрерывным .

Не стоит считать, что статики не воспринимают изменений и видят набор статичных картинок. В сознании статика время поделено на короткие видеофрагменты в несколько секунд . В письменной речи многие фрагменты спрессованы в статичные фразы без глаголов: «Поле ровное, мяч круглый». Но встречаются и фрагменты речи статиков, в которых глаголов немало, но плавного перетекания одного в другое нет. Часто меняются ракурсы, подлежащее в одном предложении одно, в следующем — уже другое.

Одни люди говорят быстрее, другие медленнее, но даже если статик говорит быстро, паузы найдутся. Лучший пример — видеовыступления Александра Невзорова (ИЛЭ). Его часто типируют в динамики, но это следствие быстрого темпа речи. Сравните с видеоблогом Сергея Доренко (ЛСЭ) — вот динамик, который говорит степенно и неторопливо, растягивая слова. В длинных радиоэфирах Доренко говорит в естественном ритме, — и здесь плавность речи налицо.

Статики не могут следить за объектом без периодических переключений кадра в их сознании. Если вы статик, понаблюдайте за собой и уловите это. Динамики способны непрерывно наблюдать объекты и явления, пространно описывать, что с ними происходит.

Иногда cтатику и динамику в обход речи пытаются определить визуально, по движениям человека. Это путь к ошибкам — наблюдать надо за речью, а не за телом.

Применение в диагностике

Определение статики или динамики — самая важная часть любого претендующего на достоверность типирования, технологический стандарт . Либо этот признак надежно определен, либо не стоит заниматься диагностикой.

Стандарты на основе модели А, которых придерживается большинство социоников, игнорируют эту разницу. При этом 8 аспектов, входящих в модель А, содержат этот признак — если вы нашли динамику, ваш дальнейший выбор — между белой интуицией и белой сенсорикой и черной логикой и черной этикой. Остальное исключено и встречается только у статиков. Такой метод намного надежнее, чем пытаться по аспектному словарю определить логику или этику, интуицию или сенсорику.

Примеры речи статиков

Время — это конечный срок. | Можно распределять время, это да. | Ускорять это наверно заняться чем то интересным. | Сжимать я понимаю как замедлять наверно, | заниматься чем то неинтересным. — СЭЭ

Время — это то, что никому не подвластно! | Оно стремительно летит вперед как луч в космическом пространстве. | Непосредственно самому временем управлять трудно, надо создать вокруг себя такую обстановку, чтобы замедлить ход времени, | т.е можно воздействовать опосредованно. — ЭИИ

Влюбляюсь я обычно так же стремительно и с тем же результатом, с каким потерявший управление танк въезжает в бетонную стену. | Грохот, пыль, стоны. | Крики «как ты могла?!» из-под обломков. | Покалечены все в радиусе десяти метров от эпицентра. | А я, невредимая, сижу в танковой башне и страстно предаюсь самоуничижению. — СЛЭ

Примеры речи динамиков

Дайте определение понятию «время» (как Вы это понимаете). Можно ли управлять временем — сжимать, ускорять?

Время для меня неразрывно связанно с движением, поэтому и воспринимается оно порой по разному, либо тянется либо ускоряется — СЛИ

Время расстояние поделенное на скорость. Время можно чувствовать, и поэтому ускорять или замедлять свои действия в промежутке времени — ИЛИ

Слушателей было немало, человек 15. В начале встречи мы по кругу передавали куклу Машеньку и придумывали ей способности и жизненный путь, в ходе которого она их развивала и реализовывала. Сказочка получилась грустной, т.к. большинство присутствующих были женщинами, и девочка Маша оказалась образованной, успешной, обеспеченной, независимой и страшно одинокой. Сконцентрировавшись на развитии своих способностей, она как-то незаметно задвинула на второй план детей, мужа, любовника (про родителей там вообще речи не шло)... — ЭИЭ

Что не следует принимать за статику

Наличие в тексте точек и других знаков препинания . Некоторые динамики ставят их, потому что их положено ставить с точки зрения языка, при этом текст словно проглатывается насквозь, не взирая на них.

Медленный, прерывистый темп речи . Если динамик говорит медленно, наблюдателю сложнее уловить плавность повествования, но, если расшифровать сказанное и прочитать в виде текста, она будет наглядно выявлена.

Речевые фрагменты, в которых мало смысловых глаголов . Обычно статики используют меньше смысловых глаголов, чем динамики, но и последним не всегда требуется использовать их все время. При этом плавная, динамичная манера сохраняется.

Что не следует принимать за динамику

Описание разворачивающегося во времени процесса . И статикам, и динамикам приходится описывать их доступными средствами; при этом статик описывает одно и то же событие через набор коротких фрагментов; динамик — путем сплошного повествования.

Длинные сложные предложения. Статики-деклатимы (ЛСИ, СЛЭ, ЭИИ, ИЭЭ) склонны использовать таковые, но внутри этих предложений можно усмотреть барьеры и границы между фрагментами.

Быстрый темп речи. Если статик говорит быстро, наблюдателю сложнее разбить его речь на смысловые фрагменты, но, если расшифровать ее и прочитать в виде текста, разрывы между ними будут выявлены.

На основе книги

Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма производит на зрителя. Это впечатление может исходить из статичного или динамичного объекта в целом или его частей.

Статичные формы по производимому впечатлению оцениваются как предельно стабильные (квадрат, прямоугольник, куб, пирамида). Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, статичный характер. Основные виды статичных форм представлены на рисунке 13.

1 Симметричная форма 2 Метрическая 3 С незначительным

смещением элементов

4 С совмещением равных 5 С незначительным 6 С облегченным верхом

элементов скосом элементов

7 Горизонтального членения 8 Равного расположения 9 С крупными элементами

элементов

10 С крупным главным 11 Симметричного расположения 12 С выделенным центром элементом элементов

Рисунок 13 - Основные виды статичных форм

Композиция считается статичной, если она построена по законам классической симметрии.

Динамичные формы типичны для форм многих современных движущихся дизайн-объектов, прежде всего различных движущихся транспортных средств. Часто эти формы в действительности перемещаются в пространстве. В основе динамичной композиции лежит асимметричное решение и некоторая неуравновешенность. Основные виды динамичных форм представлены на рисунке 14.

1 Форма со смещенными 2 Ритмического характера 3 Перпендикулярного

от центра осями расположения элементов

4 Параллельного расположения 5 Облегченного низа 6 Искривленного вида

элементов

7 Диагонального членения 8 Свободного расположения 9 Вытянутых элементов

элементов

10 Наклонного 11 Асимметричного 12 Включенные в открытое

расположения элементов расположения элементов пространство

Рисунок 14 - Основные виды динамичных форм

    Практическое задание

1 Создать статичную композицию на свободную тему, используя схемы на рисунке 13 (Приложение А, рисунки 10-11).

2 Выполнить динамичные упражнения на темы: ветер, взрыв, скорость, тиран и т.д., используя схемы на рисунке 14 (Приложение А, рисунки 12-13).

Требования:

    поисковые варианты композиции выполняются по 7-10 шт.;

    отобразить принципиальную разницу в организации статики и динамики в композиции.

Материал и размеры композиции

Карандаш, тушь, черный фломастер, гелиевая ручка. Формат листа – А3.

Повтор

Многим явлениям природы свойственно чередование и повторение. Симметрия – это повторение. Закон повторения в дизайне проявляется тогда, когда определенные элементы (линии, форма, текстура, цвет) используются больше одного раза. Повтор создает ощущение упорядоченности. Простой повтор состоит из одного повторяющегося элемента. Сложный – в композиции повторяются элементы двух или более видов (цвет, рисунок, линии и т.д.). По способу организации элементов в дизайне повтор может быть различных направлений: вертикальным, горизонтальным, диагональным, спиральным, радиально-лучевым, веерным. В каждом случае появляется новый характер движения и, соответственно, новое звучание, особая выразительность. Горизонтальный повтор – это устойчивость и равновесие; вертикальный – стройность, высота; диагональный, спиральный – активное, стремительное движение.

Повтор может быть регулярным (одинаковая частота повторений) (рисунок 15) и нерегулярным (рисунок 16), который более интересен, т.к. позволяет глазам сравнивать небольшие изменения.

Рисунок 15 - Регулярный повтор Рисунок 16 - Нерегулярный повтор

    Практическое задание

1 Составить композицию из одного повторяющегося элемента, выбрав свой характер движения (горизонтально, вертикально, диагонально, спирально).

2 То же самое, но из двух и более элементов (Приложение А, рисунок 14).

Требования:

На каждое задание выполняется по два эскиза.

Материал и размеры композиции:

Карандаш, тушь, черный фломастер, гелиевая ручка. Формат листа – А4.



Статьи по теме: