Что объединяет вместе альт скрипка виолончель контрабас. Струнные смычковые инструменты: описание группы

Многим влюблённым известна примета: чем дольше простоят в вазе цветы, тем крепче чувства того, кто их дарил. Пожухли на следующее же утро - были преподнесены не от чистого сердца. Простояли насколько дней - можете рассчитывать на твёрдую симпатию. Ну а если проходит и неделя, и другая, а букет всё как новенький, значит, речь идёт о нешуточной страсти! Однако на этом «пророческий дар» ароматного подарка не заканчивается. Особенно когда речь идёт о роскошной розе, владычице цветочного царства.

О чём расскажет цвет подаренных роз

Прекрасный цветок, по некоторым источникам, существовавший на земле задолго до появления первого человека, не только услаждает нас своим видом и ароматом, но и служит неплохим оберегом для жилища. Считается, что дом, где не переводятся свежие букеты, всегда будет полон достатка, счастья и удачи. А если при этом цветы дарит своей любимой женщине мужчина, они наделят отношения особенной гармонией и защитят семью от невзгод. Даже одинокий цветок в высокой изящной вазочке «подчищает» помещение от негативной энергии и распространяет вокруг себя добрую ауру. Главное, не промахнуться в выборе цвета.

Если дарят белые новобрачным или девушке

Белый - цвет чистоты, одухотворённости возвышенной любви
  • Без тени сомнения дарите белые цветы новобрачным. Этим вы сделаете тонкий комплимент чистоте и молодости невесты, подчеркнёте торжественность момента и даже самый придирчивый знаток этикета не заподозрит вас в попытке сделать двусмысленный намёк.
  • Одинокая белая роза, преподнесённая молодым человеком девушке, говорит о возвышенности чувств. Свою избранницу юноша готов боготворить, носить на руках и в буквальном смысле сдувать с неё пылинки.
  • Пышный букет белых, полученный подарок от состоявшегося и уверенного в себе мужчины, считается признаком готовности ухажёра к серьёзным отношениям и выражением глубоких, сильных чувств, идущих от самого сердца…
  • …Но он вполне уместен для подарка начальнице или хорошей подруге, как знак огромного уважения, восхищения и верности.
  • Белые лепестки с красной окантовкой служат сигналом к началу мирных переговоров. Если вы со своей драгоценной половинкой всерьёз повздорили, покупайте «белую розу мира» и торопитесь налаживать отношения, а волшебный цветок позаботится, чтобы ваша миссия увенчалась успехом.

Когда мужчина преподнёс жёлтые


Розы жёлтого цвета дарят неисправимые оптимисты и любители приключений

Противоречивый знак. У многих этот цвет ассоциируется с тревогой, внутренним напряжением и недоверчивостью. Вспомните хотя бы нашего гениального, но очень уж депрессивного классика Достоевского, который умело использовал грязно-жёлтые оттенки в своих описаниях людей и интерьеров, чтобы передать безысходную атмосферу, окружавшую его героев. Однако, жёлтый - это ещё и тёплый солнечный свет; и отблеск золота, сулящий безбедную жизнь; цвет пушистых одуванчиков, символа радости и лета… Может, не стоит его бояться?

  • Неуверенным в себе и мнительным людям жёлтые розы лучше не дарить. Слишком упорно народная молва называет эти цветы знаком разлуки, измены и сплетен, вьющихся вокруг человека.
  • Если же букет тревожного цвета преподнесли вам, не торопитесь расстраиваться. Возможно, даритель и не подозревал о существовании приметы! Зато он наверняка открытый и жизнерадостный человек, готовый на смелые эксперименты. Выбор их в качестве подарка говорит о его свободе от комплексов и условностей, а также - с точки зрения психологии - о внутреннем желании позаботиться о вас.
  • Не стоит и немедленно приписывать интрижку мужу, который заявился домой с букетом «подозрительного» оттенка. Для семейных пар он служит символом состоявшегося супружества, в котором две половинки давно и прочно притёрлись друг к другу, научившись жить в мире и согласии.
  • На популярном во времена Екатерины II языке цветов цветочные головки броского солнечного оттенка означают предложение «зарыть топор войны» и начать отношения с чистого листа.
  • А ещё жёлтые букеты принято подносить победителям, чтобы подчеркнуть значимость их заслуг и достижений.

Оранжевые розы на языке цветов означают высшую степень признания, пламенные чувства и неиссякаемый энтузиазм. Такие цветы дарят предмету собственной гордости.

Что означают красные, алые и бордовые, разрешены ли на свадьбе


Невесте красные розы лучше не дарить
  • Только начинающий раскрываться красный бутон выдаёт сердечную склонность, в которой человек не готов признаться. А вот если получите в подарок розу с двумя бутонами, считайте, что вашей загадочности и очарованию сделали комплимент.
  • Одна красная - не только стильный, но ещё и желанный для женского сердца подарок, так как она равносильна трём простым словам «Я люблю тебя».
  • Букет из трёх традиционно преподносит супруге муж, подчёркивая теплоту, гармонию и кристальную чистоту семейных отношений.
  • Пять - предложение перевести лёгкие, ни к чему не обязывающие ухаживания на новый уровень.
  • Семь - признание «Я сгораю от страсти».
  • Кипучую страсть означает и бордовый цвет, поэтому считается неприличным дарить её совсем юной девушке. Однако для тех, кто хорошо разбирается в тонкостях языка цветов это способ сказать «Вы сами не знаете всей силы своего очарования».
  • Розовый цвет символизирует зарождающиеся чувства, душевную близость, доверие. букет нежного цвета уместно будет подарить и любимому человеку, и родителям, и лучшей подруге. А вот для подарка постороннему, но уважаемому юбиляру - скажем, учительнице вашего ребёнка - лучше избрать тёмные цветы.

Красные розочки не советуют дарить молодожёнам на свадьбу: существует стойкое поверье, что после такого подарка брак не заладится и скоро даст трещину.

Когда парень принёс букет из чёрных


Такой подарок способна оценить не всякая девушка

Редкие чёрные розы, которые порой можно отыскать в цветочных магазинах - подарок не для слабонервных. Оценить его сможет разве что девушка-гот или настоящая оригиналка! Преподнести такой барышне мрачноватый букет означает сообщить ей: «Ты загадочна и прекрасна». Однако будьте очень осторожны с растениями нестандартного цвета. Чаще в них видят плохой знак: печаль и уныние, а в прежние времена кое-где даже существовала традиция рассылать колючих чёрных красоток своим врагам как напоминание: «Я тебя не простил и готовлю месть»!

Если цветок был засушен или дал росток

Жаль, но всякому букету предназначено рано или поздно отправиться в мусорное ведро. Избегают этой печальной участи лишь немногие розы, по какой-то причине приглянувшиеся своим хозяевам. Однако с такими цветочками нужно держать ухо востро!


И знак дурной, и пыли соберёт немерено

Не секрет, что представительницы прекрасного пола подчас отличаются повышенной сентиментальностью. Что поделаешь, уж такова природа женского сердца! Нас так и тянет припрятать на память салфетку из кафе, где произошло первое свидание; билет с киносеанса, отмеченного страстным поцелуем; пустяковый брелок, выигранный любимым на какой-то дурацкой уличной лотерее в самом начале романа… О цветах и говорить нечего. Чуть ли не каждая вторая девушка хранит у себя особенно дорогую сердцу засушенную розочку, а некоторые даже умудряются «мумифицировать» целые свадебные букеты! Стоит ли следовать их примеру и придавать такое большое значение «гербарию»?

С позиции эзотерики - ни в коем случае!

  1. Положительную, живую энергетику распространяют вокруг себя только свежие. Стоит лепесткам ссохнуться и потемнеть, как она превращается в мёртвую и вместо волн добра и счастья цветок начинает распространять вокруг себя негатив. Так ли вам надо держать в доме личный источник дурного настроения?
  2. Женщины в старину строго-настрого запрещали своим дочерям сушить цветы, полученные от любимого, мотивируя это тем, что вместе с лепестками засохнут и чувства парня.

Зато если стоявшая в вазе роза неожиданно дала росток, не бойтесь пересадить его и попытаться вырастить. Знать, очень хороший посыл пришёл к вам вместе с этим букетом, если даже обречённый на увядание цветок воспрянул и дал начало новой жизни!

Традиция усыпать розовыми лепестками пол перед молодожёнами относится к самым романтичным… и самым нелюбимым приметами! Огромное количество увядающих лепестков поверья называют настоящим магнитом для всевозможных несчастий. Правда, надо сказать, эти приметы редко оправдывают себя. Видимо, множество позитивных эмоций, присущих дню свадьбы, гасят плохие предсказания.


Не желаете ли чайку с романтикой?

Но несколько лепестков, сорванных со стоящей в вазочке красавицы и брошенных в чайник с заваркой - примета отличная. Тем, кто будет время от времени пить чай с оригинальной добавкой, обещано долголетие и здоровье. Одно условие, нельзя покупать цветок самостоятельно. Её должны вам подарить, причём с самыми благими намерениями.

Какие знаки считаются плохими

Даже красавицу-розу временами следует опасаться. Например, укол её острого шипа сулит разочарование в близком человеке или ссору с любимым. А сколько неприятностей может доставить букет с чётным количеством! Несчастливого дарителя тут же обвинят в лучшем случае в разгильдяйстве, а в худшем - а попытке навредить жизни и здоровью человека! А всё потому что когда-то давным-давно чётные числа считались нехорошим символом, ведущим к гибели.

Как нейтрализовать значение дурной приметы

Однако не всё так однозначно, ведь язык цветов разнообразен и допускает разные толкования одних и тех же символов:

  • Две розы, подаренные юной девушке, предвещают помолвку или свадьбу.
  • 10 дарят, чтобы выразить своё восхищение.
  • 12 дозволяется приносить с собой на первое свидание или любую годовщину.
  • 36 штук не только обойдутся дарителю в кругленькую сумму, но и обозначает его горячие пожелания вам счастья и веселья.
  • И всегда уместно преподнести юбиляру или юбилярше столько экземпляров, сколько лет им исполнилось. И не имеет значения, 15 или 50.

Многие знатоки примет сходятся во мнении, что количество цветов в букете имеет значение лишь пока их число не превысило 10 штук. После этого знакового числа примета сама собой аннулируется и перестаёт действовать. Скажите на милость, ну какой женщине придёт в голову обидеться, получив в подарок 100 алых роз? А 1000? А, как поётся в песне, миллион?!

В крайнем случае можно просто выдернуть из охапки лишнюю чётную и смастерить из неё себе бутоньерку. Все счастливы, и вы отлично выглядите.

Шип, предрёкший разочарования и ссоры, следует тут же отломить и бросить в вазочку, где стоит цветок. Считайте, что вы с ним «поквитались» на месте: он вам послал комок негатива в виде дурного предсказания, а вы его «отфутболили» обратно. И каждый остался при своём.

По большому же счёту, значение имеют не столько цвет и количество, сколько эмоциональный настрой человека, подарившего вам букет. Преподнесённые с искренней любовью цветы всегда приведут с собой заряд добрых эмоций. Зато в руках злопыхателя и роскошный букет из 101 алой розы ничего хорошего не почерпнёт. С приметами, если будет желание, сверяйтесь, но больше доверяйте своему сердцу. Оно подскажет, с какой целью был подарен тот или иной цветок.

Музыкальный инструмент: Альт

На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание, направленное внутрь себя, напоминает контральто - мягкое и выразительное.

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему.

Альт, можно так сказать – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Звук

Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный - так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки , но гораздо теплее и мягче.

Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.

Приемы игры

А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.

Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства. Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.

Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.

Одно ёмкое четверостишье вместило в себя столько Имён, чьи руки создали неповторимые шедевры среди инструментов. Произведения этих мастеров - мечта для каждого музыканта. Однако сегодня мы поговорим не о мастерах. Сегодня речь пойдёт о струнно смычковых инструментах, а точнее о том, как различаются скрипки, виолончели, альты, контрабасы и смычки к ним .

Современные дети знают, по какому принципу различаются мобильные телефоны, а вот как обстоят дела с классификацией скрипок - даже всезнающий Гугл может оказаться в тупике. Что ж, Сайт скрипичного мастера постарается восполнить это досадное упущение.

Итак, существует несколько типов смычковых инструментов:

Вы знали, что великие мастера разделяли музыкальные инструменты по целевому использованию? Например, скрипка для всех и каждого или «массовая» по идее должна была быть с хорошим звучанием, однако при производстве таких скрипок не уделялось слишком много внимания выбору дерева и тщательности работы. О качестве окончательной монтировки деталей и звука говорить не приходится. Почти всегда после приобретения такого инструмента следует визит к скрипичному мастеру. При производстве смычков массового производства использовались альтернативные виды древесины. Береза, граб, дешевые разновидности красного дерева, а так же пластмасса для колодок. Иногда в смычки массового производства вставлялся искусственный волос.

Следующая по качеству звучания и соответственно по качеству производства была скрипка, предназначенная для оркестровой игры . Голос такой скрипки должен быть мягким, чтобы не выделяться из ансамбля и достаточно стандартным по силе и окраске, чтобы не потеряться в общем звучании. Для этих двух видов скрипок мастер брал клён для изготовления дна, обечайки, шейки и подставки. Ель, специальной заготовки традиционно хорошо резонирует с клёном, поэтому из неё изготовлялись деки. Для струнодержателя и колков шло черное дерево или более дешевые твердые сорта древесины окрашенные в чёрный цвет. Дерево на корпусе инструмента подбиралось по текстуре и цвету, и лакировалось однотонно или с ретушью «под старину» высокосортным лаком. Требования к оркестровым смычкам тоже несколько отличались. Такими смычками нужно было играть различные штрихи, соответственно при их производстве использовалось более соответствующее по игровым характеристикам дерево. Например бразильское дерево.

Далее идёт скрипка и виолончель для сольных и ансамблевых выступлений . Вот тут звучанию уделяли особое место и над ним работали долго и скрупулёзно. Такие инструменты уместно использовать в камерных оркестрах, квартетах и разного рода ансамблях, где звучание каждого отдельно взятого инструмента заметно в большей степени, чем в симфоническом оркестре. Смычки для сольной категории изготавливаются из фернамбука. Это особый сорт древесины растущий в Южной Америке. Исторически сложилось, что именно фернамбук лучше всего подходит для производства сольных смычков.

И последняя в этой номинации идёт скрипка «артистическая» , где название уже говорит само за себя. Это концертная скрипка с уникальным звучанием, уникальным внешним видом и особенными, изысканными находками Мастера. Если для первых двух категорий инструментов красота древесины не играет роли, то для «сольной» и «артистической» мастер выискивал не просто подходящее дерево, но ещё и с яркой текстурой. А гриф, струнодержатель и колки изготовлялись из высококачественного чёрного дерева, палисандра, самшита. К концертным смычкам так же предъявляются особые требования. В основном они делаются из фернамбука, хотя есть интересные и заслуживающие внимания эксперименты с современными материалами. Такими как карбон.

Подытожим, скрипки и виолончели, также можно классифицировать по цели использования:

* массовые;

* оркестровые;

* сольные;

* артистические.


Плавно и незаметно мы подошли ко второму пункту классификации - размеру.

О размере знают все, кто когда либо учился игре на скрипке и о том, как выбрать скрипку «по размеру» на нашем сайте вы найдёте отдельную статью. Однако, повторим-напомним, что скрипки и виолончели по размеру бывают:

* 1/32

* 1/16

* 1/8

* 1/4

* 1/2

* 3/4

* 4/4

Размер - это показатель, ориентированный на индивидуальные данные учеников и исполнителей. Поэтому эта шкала такая большая, но… мало кто знает, что существует ещё два размера - 1/10 и 7/8. К каждому размеру прилагается соответствующий по длине смычок.

Разделение альтов по размерами немного отличается. Альт сравнительно молодой инструмент и окончательно сформировался только в 19 веке. В основном на альте играют подростки и взрослые, хотя существуют учебные альты размера 3/4 с длиной корпуса как у скрипки, но альтовым строем. Целые альты бывают от 38 до 45 и даже более сантиметров. Меряется длина нижней деки без пятки. Наиболее распространенными считаются инструменты 40-41 см. Иногда размер обозначается в дюймах.

Контрабасы так же бывают разных размеров включая детские. Как ни странно, но самый распространенный размер контрабаса, на котором играют взрослые музыканты 3/4. На контрабасах 4/4 играют в основном в оркестрах. Так же не лишним будет знать, что у контрабасов бывает разный строй. Сольный и оркестровый. И количество струн: 4 и 5.

Бытует мнение о том, что каждый музыкальный инструмент и особенно скрипка в разных руках звучит по-новому. Даже хороший инструмент в руках посредственного музыканта может заглохнуть. И наоборот, талантливый скрипач и виолончелист может извлечь красивый звук из самого простого и безродного инструмента. В этом есть своя, магическая логика волшебства звуков и уникальности таланта Исполнителя. А ещё, это тайна, которую каждый Мастер вкладывает в свой инструмент с каждым вздохом, с каждым прикосновением.

Основой симфонического оркестра является группа, расположенная в центре, прямо перед зрителями и дирижёром. Это струнные смычковые инструменты. Источником звука служит колебание струн. Классификацией Хорнбостеля-Закса струнно-смычковые инструменты названы хордофонами. Когда две скрипки, альт и виолончель играют вместе, получается струнный квартет. Это камерная

Предшественники

Контрабасы, виолончели, альты и даже скрипки появились далеко не первыми, им предшествовали виолы, которые стали популярными в пятнадцатом веке. Звук у них был мягкий и нежный, поэтому очень скоро они стали любимицами всяческих оркестров. Струнные смычковые инструменты как таковые появились задолго до виол, но всё равно они намного моложе инструментов щипковых.

Смычок придумали в Индии, даже древние греки об этом ещё не знали. Арабы, персы, африканцы передавали его из страны в страну, как эстафетную палочку, и постепенно (к восьмому веку) смычок попал в Европу. Там образовались струнные смычковые инструменты, которые, видоизменяясь, дали жизнь сначала виоле, а затем скрипке.

Виола

Виолы были разной величины и с разной высоты голосами, некоторые стояли между колен, другие - на коленях, третьи - покрупнее - стояли на скамье и на них нужно было играть стоя. Были и виолы маленькие, которые держали, как и скрипку, на плече. Виола да гамба до сих пор есть в оркестрах, у неё очень своеобразный и красивый "голос". Она победоносно существовала до восемнадцатого века, затем некоторое время виолончель исполняла её партии. Лишь в 1905-м году виола да гамба вернулась в оркестр. Струнно-смычковые музыкальные инструменты очень обогатили своё звучание благодаря её возвращению.

Вообще виолы долго были для аристократов более приемлемыми: у них изысканный, как бы приглушённый звук, музыка органично звучит при свечах, когда музыканты в бархатных одеждах и напудренных париках. Скрипки сначала завоевали народную музыку, поэтому во дворцы и салоны их долго не впускали, там царствовали виолы и лютни.

Виолы музыкальные изготавливались из самых ценных материалов и были тоже очень красивы, даже головки часто были с художественной резьбой в виде цветов, голов животных или людей.

Мастера

В пятнадцатом веке, с появлением скрипок, лютневые и виоловые мастера начали переквалифицироваться по мере того, как народные ярмарочные инструменты вытесняли старые аристократические, поскольку имели гораздо больше возможностей извлечения звука, выразительного и технически искусного. В Кремоне основалась знаменитая школа Андреа Амати, ставшая потомственной. Его внуку удавалось делать скрипки, у которых чрезвычайно усилилось звучание, а теплота, мягкость и разнообразие тембра сохранились.

Скрипки стали уметь всё: выражать человеческие чувства и даже подражать интонациям человеческого голоса. Спустя век другой мастер - Антонио Страдивари, ученик открыл собственную мастерскую и тоже преуспел. Также выдающимся мастером был и Джузеппе Гварнери, который придумал новую конструкцию скрипки, более совершенную. Все эти школы были семейными, дело продолжали и дети, и внуки. Они изготавливали не только скрипки, но и все остальные струнные смычковые инструменты.

Названия оркестровых инструментов

Самым высоким регистром из струнных смычковых владеет скрипка, а самым низким - контрабас. Ближе к скрипичному звучанию - чуть ниже - звучит альт, ещё ниже - виолончель. Формой своей все струнные смычковые инструменты напоминают человеческую фигуру, только разных размеров.

Корпус скрипок имеет две деки - нижнюю и верхнюю, первая изготовлена из клёна, а вторая из ели. Именно деки отвечают за качество и силу звука. На верхней расположены фигурные прорези - эфы, и похожи они на букву "f". К корпусу прикреплён гриф (по которому "бегают" пальцы скрипача), обычно он сделан из чёрного дерева, а над ним натянуты струны - их четыре. Они крепятся колками, накручиваясь на них и натягиваясь. Вот от натяжения зависит высота звука, подкручивая колки.

Как на них играют

Альт крупнее скрипки, хотя его так же держат на плече. Виолончель ещё крупнее, на ней играют сидя на стуле, устроив инструмент на полу между ногами. Контрабас намного больше виолончели размером, басист всегда играет стоя, в редких случаях присаживается на высокий табурет.

Смычок - это трость из дерева, на которую натянуты толстые конские волосы, которые потом смазываются канифолью - сосновой смолой. Тогда смычок слегка прилипает к струне и как бы тянет её за собой. Струна вибрирует и потому звучит. Все струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра работают именно по этому принципу. Когда того требует партитура, на струнных смычковых можно извлекать звук щипком (пиццикато) и даже ударом деревянной части смычка.

Альт

Альт внешне очень похож на скрипку, просто он пошире и подлиннее, но вот тембр у него особенный, звучание ниже и гуще. Далеко не каждый скрипач сможет играть на альте с корпусом длиной в сорок шесть сантиметров да плюс гриф. Пальцы должны быть сильные и длинные, кисть широкая и тоже сильная. И, конечно, нужна особая чуткость. Все эти качества вместе довольно редко встречаются.

Хотя у композиторов альт не так популярен, как остальная группа струнных смычковых инструментов, он всё-таки очень важен в симфоническом оркестре. А когда играет соло, например, ценность этого инструмента особенно хорошо ощущается.

Виолончель

Нет инструмента более приспособленного, чтобы выразить такие чувства, как скорбь, грусть, печаль, даже отчаяние. Голос виолончели имеет пронзающий душу особенный тембр, ни на какой другой инструмент не похожий. сравнивал в своих "Алых парусах" скрипку с чистой девушкой по имени Ассоль, а виолончель - со страстной Кармен. И действительно, виолончель очень глубоко может передавать сильные чувства и яркий характер.

Изготавливались виолончели одновременно со скрипками уже самыми первыми мастерами, но до совершенства её довёл Антонио Страдивари. Этот инструмент долго не замечали в оркестре, оставив ему партии сопровождения, но когда этот голос был по-настоящему услышан, композиторы написали очень много сольной и камерной музыки для виолончели, а исполнители всё более совершенствовали технику игры на этом инструменте.

Контрабас

Это самый низкий струнно-смычковый инструмент по регистру. Формой контрабас на скрипку похож не слишком: более покатый корпус, плечи его вплотную прилегают к шейке. Звук у него гулкий, густой, низкий, а без басового регистра оркестр хорошо звучать не будет, поэтому контрабас там просто незаменим. Причём, приживается он практически в любом оркестре - даже джазовом. Без него не обойтись.

Если сравнить оркестровую партитуру с человеческим телом, то басовая партия - это скелет, на котором соответственно "мясо" - сопровождение, а мелодическая линия - "кожа", её всем видно. Если представить, что скелет из тела убран, что получится? Да, мешок бесформенный. Вот так же необходим и бас, на нём всё держится. Какие инструменты струнно-смычковые смогут держать ритм всего оркестра? Только контрабасы.

Скрипка

Струнные смычковые инструменты по праву считают её королевой, когда поёт скрипка, остальные могут только подпевать. Звук извлекается способом хитрым, какого ни один другой инструмент этой группы не умеет. Смычок с жёстким, шершавым, грубым конским волосом, натёртый канифолью, - почти напильник, потому что крепкая канифоль сыплется порошком. Когда смычок касается струны, немедленно прилипает и тянет за собой струну, сколько хватит её упругости, потом она отрывается, чтобы немедленно снова прилипнуть. Вот такое движение струны - равномерное, когда смычок её тянет, и синусоидальное на возвращении, - и даёт тот неповторимый тембр.

Ещё и такая тонкость: у других инструментов, у гитар, например, струны натянуты на жёсткие порожки из металла, а у скрипки они опираются на деревянную, довольно хлипкую подставку, которая колеблется при игре в обе стороны, и эти колебания передаёт всем струнам, даже тем, которых смычок не касается. Так в общую картину добавляются еле уловимые призвуки, которые ещё более обогащают звук инструмента.

Возможности инструмента

Интонационная свобода звучания скрипки просто бесконечна. Она может не только петь, но и свистеть, и передразнить скрип двери и щебет птицы. А однажды по телевидению показывали первоапрельскую юморину, где скрипач смешил публику, имитируя игрой совершенно не относящиеся к музыке звуки. Например, неразборчивый голос диспетчера на вокзале, объявляющий приход поезда. Слово "павтаряаааю" скрипка прямо-таки выговорила. Мастерство владения этим инструментом более всего зависит от качества слуха исполнителя, да и обучение должно быть долгим. Не напрасно детей начинают учить уже в три-четыре года, чтобы результаты получились достойными.



Статьи по теме: