Биография Stevie Wonder. Стиви Уандер – поцелованный богом

«Восьмое чудо света» — так назвал десятилетнего чернокожего мальчугана знаменитый продюсер Кларенс Пол уже после первого прослушивания. В 12 лет юного музыканта признали гением. А ведь еще за несколько лет до этого родители маленького Стивленда Хардэуэй Джадкинса даже не выпускали его из дома, боясь, что слепой мальчик не сможет постоять за себя. С приговором провести взаперти всю свою жизнь Стив согласиться не мог.

Стиви Уандер – музыкант-легенда – родился в мае 1950 года в штате Мичиган, США. Мальчик родился недоношенным, совсем крошечным, с огромными темными глазами. Спустя много лет выяснится, что в те первые дни жизни малыша была допущена роковая врачебная ошибка, приведшая к полной слепоте. Тогда же врачи были уверены, что делают все для лечения типичного заболевания недоношенных детей – ретинопатии. Ретинопатия – невоспалительное поражение сетчатой оболочки глазного яблока, которое ведет к расстройству кровоснабжения сетчатки. Причина нарушения – недоразвитость сосудов. Пятьдесят лет назад врачи знали всего лишь один способ борьбы с ретинопатией – подача кислорода в инкубатор младенца. Такое лечение получил и Стиви, но большая доза кислорода лишь усугубила процесс развития слепоты. Сегодня отрицательное влияние этой методики лечения уже доказано. У новорожденного Стиви шансов не было.

Все раннее детство Стиви провел дома. Мама малыша не хотела, чтоб он даже просто играл с другими детьми, ведь те могли обидеть ее слепого мальчика. В 4 года родители Стиви разъехались, мальчик остался с мамой, которая усиленно принялась за воспитание сына. Она научила его читать, используя не только шрифт Брайля, но и обычный детский букварь. Пальчики Стиви имели такую повышенную чувствительность, что он без труда различал очертания букв даже в обычной типографской краске. Игрушками Стиви стали музыкальные инструменты, которые мама приносила ему, чтоб он не скучал взаперти. Гармоника и барабан заменили мальчику футбольный мяч и салочки. Но настоящей страстью для малыша оказалось пианино. По признанию Уандер, ребенком его интерес вызывало именно сочетания тактильных ощущений с извлечением звука. Кумиром малыша стал чернокожий музыкант Рей Чарльз, слепота которого не помешала ему получить 17 «Грэмми» и попасть в залы славы рок-н-рола, джаза, кантри и блюза. Стиви выбрал свой путь и начал его в местном церковном хоре.

Слава пришла к Стиви очень рано и очень неожиданно. Юное дарование быстро заметили, Стиви пригласили на прослушивание к продюсеру популярной тогда группы «The Miracles». Одиннадцатилетний слепой музыкант так поразил продюсера, что тот сразу же подписал с ним первый в жизни мальчика контракт. «Стиви – восьмое чудо света!» — заявил восторженный продюсер. Этот псевдоним и остался с мальчиком на всю жизнь: Стиви-чудо, Стиви Уандер.

Стиви едва исполнилось 11 лет, когда вышла в свет его первая пластинка. Особой популярности она не получила. Но спустя 2 года имя Стиви прогремело на всю страну – песня «Fingertips», где Стиви выступил вокалистом и исполнителем на бонгах и губной гармонике стала хитом американских чартов. Слепой чернокожий мальчик был признан гением. О жизни взаперти родительского дома можно было забыть.

Удивительный диапазон пения в четыре октавы, сложнейшая техника вокального исполнения, владение роялем, губной гармошкой, ударными, всеми видами клавишных и кларнетом – казалось, Стиви Уандер вобрал в себя сразу с десяток музыкальных гениев. Но останавливаться на достигнутом молодой музыкант уже не собирался. Он хотел, чтобы люди просто забыли о его физическом недостатке, никто и думать не должен был о его слепоте. В 1964 году Стиви дебютирует в кино: в фильме Уандер играет самого себя. Меньше чем через полгода он вновь на экранах.

Стиви уже не маленький мальчик, больше не надо бояться, что кто-то обидит его. Повзрослевшее «чудо» начинает работать композитором в звукозаписывающей компании, он пишет песни для своих коллег, параллельно работает над собственным альбомом соул-джазовых композиций. Соул-певец, композитор, аранжировщик, барабанщик, пианист, — к 20 годам Стиви Уандер уже крепко стоит на собственных ногах, он «видит» свой путь и следует ему.

Личная жизнь тоже складывается удачно. Стив женится на авторе песен Сайрите Райт. Творческий тандем становится семьей. Молодая жена помогает Уандеру продюсировать его следующий альбом, которому суждено стать культовым, концептуальным, открывающим новую страничку в творчестве чудо-певца. Впервые певец стал полноценны продюсером собственного альбома – он сам выступил в качестве композитора и аранжировщика. Сегодня, спустя годы, этот альбом считается классикой соул-музыки. В свой 21 день рождения Стиви Уандер получил, согласно контракту, свой первый миллион долларов.


Имя: Стиви Уандер (Stevie Wonder)

Возраст: 65 лет

Место рождения: г. Сагино, США

Рост: 189 см

Вес: 84 см

Деятельность: певец, общественный деятель

Семейное положение: женат

Стиви Уандер - биография певца

«Иногда мне кажется, что быть слепым - это Божий дар, потому что я не продержался бы и минуты, если бы увидел мир, в котором живу», - сказал однажды Стиви Уандер. И действительно, глядя на музыканта, невольно начинаешь верить, что слепота может быть богатством, а не лишением.

Врачи больницы для бедняков в городке Сагино, штат Мичиган, не на шутку всполошились, когда к ним пришел посетитель. Еще бы - каждый здесь знал историю маленького Стиви Джадкинса, который по невнимательности врачей много лет назад потерял зрение. Знали и то, что мальчик вырос и стал знаменитым. И вот он здесь - явно пришел разнести все в пух и прах.

Но вместо скандала Стиви прогуливался по этажу, дотрагивался руками до стен, чему-то тихо улыбался. Он был рад оказаться там, где началась его биография, его жизнь...

Стиви Уандер - детство и семья

Стиви Уандер появился на свет 13 мая 1950 года в одном из американских городов штата Мичиган, настоящее имя Стивленд Хардэуэй Моррис
Маленький Стиви родился недоношенным. Зрение мальчика и так было слабым, а после того, как его положили в инкубатор, и вовсе упало. Сказался избыток кислорода в поступавшей воздушной смеси.

Медсестры, отдавая мальчика матери, лишь грустно качали головами. Ну, как такой будет жить? Но Лула считала иначе: раз Бог дал дитя, значит, даст силы поднять его. Она понимала, что окружающий мир будет враждебен к ее ребенку, а потому с малых лет старалась учить мальчика приспосабливаться к нему. Вскоре он прекрасно ориентировался на слух, без труда передвигался в пространстве, по рассказам матери знал цвета и предметы. Учился читать Стиви по обычному букварю - помогали чувствительные пальцы, различавшие мельчайшие частицы типографской краски.


Отпускать сына одного на улицу Лула боялась, он все время был рядом с ней. Однажды мать заметила, что ребенок с удовольствием стучит по кастрюлям, причем получается интересная мелодия. Вот бы купить ему настоящие барабаны! Но где взять денег? Подарить Стиви его первый музыкальный инструмент - губную гармошку - удалось только на девятый день рождения. Мальчик с ней не расставался и устраивал настоящие уличные концерты. Затем последовало пианино, оставшееся после съехавшего с квартиры соседа, ударная установка, подаренная благотворительной организацией.

Стиви Уандер - музыкальной карьера

Мистер Уайт был поражен вокальными способностями 10-летнего ребенка и решил отправить его в продюсерский центр Motown. Директор центра, Берри Горди, послушав мальчика, произнес:

Знаешь, а ведь ты настоящее чудо! Кстати, именно этот псевдоним я и советую тебе взять!

Так Стивленд Джадкинс стал Стиви Уандером (с англ. wonder - «чудо»).

Мальчику предложили заключить контракт. Все деньги за работу должны были копиться на счету до его совершеннолетия.

О Стиви Уандере в то время никто не знал, поэтому все, что он мог, это выступать на разогреве у знаменитых артистов и ездить с ними на гастроли. Но и это было ему в радость. Благодаря юному возрасту и неуемной энергии мальчик совсем не уставал. Даже ночью, когда все мирно спали в тур-автобусе, он умудрялся сочинять песни.

Обычную школу пришлось бросить, и все же окончить учебу было необходимо. Решили отправить Стиви в специальное заведение для слепых на ускоренный курс. Стиви это не понравилось, и он, как мог, выказывал свое недовольство. Однажды ночью юный нарушитель спокойствия вылез из окна, чтобы сбегать в магазин за сладостями. Возвращаясь, он перепутал окна и оказался в спальне девочек. Сколько шуму поднялось! Сам Уандер лишь посмеивался, говоря, что промах был весьма удачным.

Стиви Уандер - личная жизнь

Поразительно, но у слабого пола Стиви пользовался бешеным успехом. Девушки теряли голову от его ухаживаний и комплиментов. Своих избранниц он не видел, но друзья рассказывали, что красотой они не блистали. Однако музыканта привлекало в женщинах совсем другое -голос. Если он был чарующим и манящим, Стиви пропадал напрочь.

К 20 годам Уандер в своей биографии уже имел внушительный список любовных побед. И, видимо, вдоволь нагулявшись, решил связать свою личную жизнь с Сайритой Райт - секретаршей, работавшей в Motown. Это был союз не столько любовный, сколько творческий. Сайрита тоже сочиняла стихи и музыку, даже записала несколько композиций вместе с мужем. К тому времени Стиви был уже известным исполнителем. Продюсер сделал ставку на лирику, и в 1970 году Стиви Уандер получил свою первую «Грэмми».

Слушатели были в восторге от хитов музыканта, от каждого из которых слезы наворачивались на глаза. А вот сам Стиви вскоре устал от слезливой романтики. Он повзрослел и стал интересоваться куда более важными вещами - политикой, обществом, вопросами равенства. Личная встреча с
Мартином Лютером Кингом окончательно поменяла его взгляды. Не выдержав, он однажды честно сказал Берри Горди: «Как только я стану совершеннолетним, тут же возьму свою карьеру под контроль. Мне кажется, вы меня плохо знаете и плохо представляете, откуда я пришел».

13 мая 1971 года, после бурной вечеринки по случаю 21-го дня рождения, на столе у продюсера лежало заявление. Оно гласило, что его подопечный Стиви Уандер не желает продлевать с ним контракт.

Брак Стиви с Сайритой оказался недолгим - жена застала его в супружеской постели с другой женщиной. Уандер не стал отпираться: что поделаешь, если его любви хватало на всех?

Стиви Уандер - песни и альбомы

Теперь, не связанный никакими узами, он мог день и ночь творить. Больше всего его увлекали технические новинки. Тогда как раз начали появляться первые синтезаторы и сложные музыкальные установки. Впервые сев за такую, Стиви отчаялся, полагая, что никогда не сможет освоить столь огромное количество клавиш. Тем не менее на свой страх и риск заказал студию с полным оснащением и решил записать на ней новые композиции. Получилось 30 полноценных песен и около 200 незаконченных. И это всего за год!

Композиции вышли удивительными. Длинные -по 6-8 минут - они были сложными по звучанию и текстам. Уандер пел о том, что его волновало, о мире, своей стране, противостоянии черных и белых. Композиции вызвали живейший отклик.

Продюсерский центр Motown решил не терять талант, им же и взращенный, и Стиви предложили 7-летний контракт и 13 миллионов долларов - беспрецедентный случай! Грех было отказываться.

Альбомы следовали один за другим. Этот музыкальный поток прервался лишь однажды: 6 августа 1973 года на автомобиль Уандера упало бревно с ехавшего рядом грузовика. Музыкант получил тяжелую травму головы и четыре дня провел в коме. Но кто-то сверху решил, что умирать ему еще рано.

Слушатели со временем привыкли, что каждое новое произведение Стиви Уандера становится хитом, и меньшего от него не ждали. А сам он однажды не выдержал - устал от чрезмерного внимания. На несколько лет музыкант ушел в тень, ища вдохновения.

И нашел его - в 1993 году в африканской Гане. Он пробыл там полтора месяца, за которые успел написать 40 новых песен. Но следом -новое затишье.

Стив Уандер сегодня


В последние годы Стиви Уандер больше мелькает в светских новостях, нежели в музыкальных. В свои 65 он все так же хорош собой и не обделен вниманием дам. До сих пор никто не может точно сказать, сколько у музыканта детей. По слухам -девять отпрысков от пяти разных женщин. Причем старшему из них 40 лет, а младшему - всего год.

Биография Уандера по прежнему интересна для поклонников певца, которые ждут от него новых композиций. И точно знают: однажды он снова вернется. В конце концов, Уандер сам говорил: «Пока с миром не все в порядке, пока у людей есть трудности, мне будет, что сказать».

Стиви Уандер (англ. Stevie Wonder урожденный Stevland Hardaway Judkins впоследствии переименован в Stevland Hardaway Morris род. 13. 05 1950 г.) американский певец, автор песен, мультиинструменталист, продюсер, обладатель 26 премий Грэмми, суммарный тираж его записей составляет более 150 миллионов копий. Включен в зал славы рок-н-ролла и зал славы авторов песен. Стал одним из музыкантов, определивших развитие «черной» музыки середины XX века

Даже падкая на комплименты американская пресса, особенно когда денежный эквивалент обсуждаемого персонажа не подлежит сомнению, не разбрасывается словом «гений». В отношении Стиви Уандера (Stevie Wonder) это понятие употребляется регулярно и как нечто само собой разумеющееся. Слепой от рождения музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист, аранжировщик и продюсер, кардинально расширивший вселенную ритм-н-блюза... Сначала испытываешь восхищение, потом все остальные чувства. Его необыкновенное чутье к фактуре звука помогало Стиви создавать трепетную, яркую музыку, наполненную жизнью и чувством. Что примечательно, солнечный оптимизм и радость доминировали в его записях разных лет и на самые разные темы, даже когда он поднимал серьезные расовые или политические проблемы. Музыкальная всеядность и хороший творческий авантюризм сделали Уандера жанровым полиглотом. В его эклектичных записях гармонично уживались соул, фанк, рок-н-ролл, джаз, реггей, поп-музыка бродвейского фасона и африканские мотивы. Воплощенный человек-оркестр, он научился совершенно по-новому использовать синтезаторы, видоизменяя весь ландшафт поп-музыки. Эластичный голос, мелодическая изобретательность, талант аранжировщика и любовь к сентиментальным балладам — из таких кирпичиков складывался удивительно обаятельный образ. И с годами это обаяние не меркнет.

Стиви Уандером он стал не сразу. 13 мая 1950 года в городе Saginaw, штат Мичиган, родился крошечный чернокожий американец по имени Steveland Hardaway Judkins. Он появился на свет раньше срока и первые месяцы жизни провел в кислородном инкубаторе. Именно избытком кислорода объясняют заболевание сетчатки глаз — ретинопатию — которое случается у недоношенных детей и иногда вызывает потерю зрения. Когда Стивлэнду исполнилось четыре года, семья переехала в Детройт, где ярко одаренный мальчик вскоре начал петь в церковном хоре. Одним пением его таланты не ограничивались. К девяти годам он научился вслепую играть на пианино, барабанах и губной гармошке. Слухами земля полнится — и на один из его домашних концертов в кругу друзей попадает Ронни Уайт (Ronnie White), участник группы Miracles. Именно он устраивает Стиви прослушивание у Берри Горди (Berry Gordy), босса рекорд-компании Motown. Обладая профессиональным чутьем, Горди ни минуты не сомневался в успехе. Стиву Моррису, как его звали после второго замужества матери, придумали сценическое имя Литл Стиви Уандер (Little Stevie Wonder). Слово «wonder» просто констатировало очевидный факт — чудо было налицо. В команде с «маленьким чудом» работал продюсер и композитор Кларесн Пол (Clarence Paul), который помог Стиви уже в 1962 году выпустить два альбома: «A Tribute to Uncle Ray», который включал кавер-версии Рэй Чарльз (Ray Charles), кумира 12-летнего музыканта, и второй — «The Jazz Soul of Little Stevie», инструментальный джазовый альбом, в котором он блеснул техникой игры на пианино, гармошке и смешанных ударных. Сколько-нибудь заметного успеха эти пластинки не имели.

Но уже через год ситуация в корне изменилась. В 1963 году Motown выпустил лонг-плей, без обиняков названный «The 12 Year Old Genius» («12-летний гений»). Наиболее интересным номером на альбоме была новая расширенная версия инструментальной композиции с солирующей гармошкой «Fingertips». Изданный в качестве промо-сингла «Fingertips, Pt. 2» с головокружительной быстротой превратился в национальный хит, возглавив и поп-чарт и рейтинг ритм-н-блюза. Такая атака на слушателя принесла свои весомые плоды: альбом «The 12 Year Old Genius» стал первым релизом в истории лейбла Motown, который поднялся на вершину американского поп-чарта. Обладателю хита было всего 13 лет.

Еще несколько синглов, запущенных вдогонку «Fingertips, Pt. 2», конечно, не могли тягаться популярностью с этим фаворитом. Ничего нельзя было поделать и против природы — у Стиви Уандера началась мутация голоса, и на несколько лет его вокальную карьеру пришлось отложить. За это время он успел пройти курс классического фортепиано в Мичиганской школе для слепых.

14-летний Уандер, уже без приставки Литл («маленький»), вернулся в шоу-бизнес с заразительным танцевальным хитом — в традиционной стилистике Motown — «Uptight (Everything’s Alright)», который финишировал в Тор 5 поп-рейтинга и стал номером один в R&B-чарте. Чудо случилось еще раз: Стиви не только был соавтором мелодии, но и предстал гораздо более зрелым вокалистом. Публика не оставила без внимания и следующий сингл «Nothing’s Too Good for My Baby». Уже в 16 лет Уандер начинает всерьез интересоваться социальными проблемами. Он записывает кавер-версию трека Боба Дилана «Blowin’ in the Wind» и кавер «A Place in the Sun» из репертуара Рона Миллера (Ron Miller). Но поскольку последнее слово в выборе материала пока то остается за руководством Motown, это новое направление не получает должного одобрения и остается мало востребованным.

Тогда Уандер делает первые шаги к тому, чтобы полностью взять под контроль свою собственную карьеру. Он снова выступает соавтором большей части нового материала, в частности и новых хитов: «Hey Love», «I Was Made to Love Her» (#2 в поп-чарте), «For Once in My Life» (снова поп-хит #2). Эти синглы предваряли появление еще более амбициозного альбома 1968 года «For Once in My Life». Стиви не только сам пишет больше половины песен, но и продюсирует несколько треков. Кроме уже названных, еще три сингла уверенно занимали первые позиции в рейтинге ритм-н-блюза: «Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day», «You Met Your Match» и «I Don’t Know Why».

В 1969 году победное шествие синглов Стиви Уандера продолжили финалист Тор 5 «My Cherie Amour» (написанный на самом деле еще три года назад) и финалист Тор 10 «Yester-Me, Yester-You, Yesterday». 20-летний музыкант становится уже настолько опытным продюсером, что почти полностью отвечает за саунд релиза 1970 года «Signed, Sealed & Delivered» (Тор 25 поп-рейтинга). Он же — соавтор композиции «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours», которую пишет вместе с певицей Сиритой Райт (Syreeta Wright), коллегой по лейблу Motown. (В сентябре 1970-го она становится его женой.) Большим успехом пользуется также его кавер-версия песни Beatles «We Can Work It Out». Он пользуется спросом и как композитор: пишет хитовую вещь «It’s a Shame» для коллег по лейблу Spinners, а созданная им для команды Miracles песня «Tears of a Clown» оказывается единственным хитом номер один в биографии этой группы.

1971 год становится переломным в карьере Стиви Уандера. 13 мая ему исполняется 21 год, и в этот же день истекает срок действия контракта с Motown Records. Отныне те материальные последствия его успеха, которые по большей части текли мимо его кармана, оказываются в его полном распоряжении. За месяц до этого символичного дня Уандер опубликовал альбом «Where I’m Coming From», который впервые спродюсировал абсолютно самостоятельно и на котором не было ни одной песни, написанной без его участия (в последнее время он работал обычно в тандеме со своей женой Сиритой Райт). Еще один важный момент — безусловное доминирование клавишных и синтезаторов в аранжировках всех песен. Эта запись оказалась не самой удачной в коммерческом смысле, представив только один сингл, поднявшийся в Тор 10, «If You Really Love Me». Но не это было главным. LP «Where I’m Coming From» — это первая попытка создать цельный качественный R&B-альбом, а не просто собрать под одной обложкой несколько хитов с неизбежным второсортным довеском.

Артист не стал тут же добиваться нового контракта с лейблом, как ожидали его боссы, а вместе этого потратил появившиеся у него дополнительные средства на создание собственной студии звукозаписи и на обучение теории музыки. Договариваясь о сотрудничестве с Motown, он мог уже диктовать свои условия. Музыкант выторговал значительное повышение процента отчислений, полный контроль над художественной стороной своих записей и основание собственного лейбла Black Bull Music (что делало его владельцем прав на его музыку).

Теперь он мог не приспосабливаться к правилам, которые диктовал лейбл, а прислушиваться к собственной, ни на кого не похожей музе. Полный сил и новых планов, музыкант приступил к новой записи на собственной студии и в начале 1972 года презентовал пластинку «Music of My Mind». Эта работа знаменовала рождение нового, зрелого и уверенного в себе артиста и поднялась на 21 позицию поп-рейтинга. Уандер самостоятельно спродюсировал весь материал, который сам же и написал, да еще и записал партии почти всех инструментов. «Music of My Mind» отражал оригинальный взгляд Уандера на музыку вообще и на ритм-н-блюз в частности, границы которого он расширял каждым своим релизом, обогащая его новаторским использованием синтезаторов и введением новых тем — социальных, расовых и духовных.

Успех альбома совпал с разладом семейной жизни музыканта. В 1972 году его брак с Сиритой Райт был расторгнут, но они остались друзьями. Стиви помогал ей в работе над ее дебютным альбомом, для которого написал несколько песен. В том же году Стиви Уандер впервые решился на большой гастрольный тур, отправившись по Соединенным Штатам вместе с Rolling Stones и знакомя со своим творчеством самую широкую белую аудиторию.

Все-таки расставание с женой далось ему нелегко. Этой теме была посвящена большая часть его новых песен, объединенных на пластинке «Talking Book» (конец 1972 года). Один из сильнейших образцов в жанре ритм-н-блюза, этот диск превратил Уандера в суперзвезду. Зрелый музыкант и утонченный композитор, Уандер наполнил саунд космическими и футуристическими пейзажами, которые виртуозно создавал с помощью синтезаторов, не ограничивая себя рамками одного жанра. Его имя снова появилось на вершинах чартов, благодаря зажигательной классике фанка «Superstition» и мягкой, укутанной в джазовые гармонии балладе «You Are the Sunshine of My Life» (вскоре она станет поп-стандартом). Эти две песни сделали Стиви Уандера трижды лауреатом Grammy.

Как ни удивительно, но его следующий альбом «Innervisions» (1973) произвел еще больший эффект. Он возглавил рейтинг «черных» альбомов и стал #4 в поп-чарте. Эта концептуальная запись, посвященная состоянию современного общества, остается одним из наиболее удачных образцов социально озабоченного ритм-н-блюза. Хроника жизни в гетто «Living for the City» и образец глубокого психологического самоанализа «Higher Ground» возглавили R&B-чарт. А на церемонии Grammy в начале 1974 года «Innervisions» был назван альбомом года (и принес Уандеру еще три премии — за лучший поп и R&B-вокал и за лучший R&B-трек). С этой церемонией связано еще одно чудо, оправдавшее в очередной раз его сценическое имя. Незадолго до этого торжества, когда артист ехал на концерт в Северной Каролине, на его автомобиль упало увесистое бревно. Стиви получил серьезные повреждения головы и впал в коматозное состояние. Но, к счастью, выжил.

Следующая запись артиста «Fulfillingness’ First Finale» (1974), более сдержанная и самоуглубленная, чем ее предшественница, была наполнена мотивами смерти, что удивило многих его поклонников. Но и такой Уандер не был обойден вниманием, его альбом легко возглавил американский хит-парад. Однозначными хитами стали два трека: мажорный «Boogie On, Reggae Woman» (финалист Тор 5) и едкая критика режима президента Ричарда Никсона «You Haven’t Done Nothin’» (хит номер один во многих чартах). Устроители Grammy назвали «Fulfillingness’ First Finale» альбомом года и присудили артисту победу еще в трех номинациях, в том числе за лучший поп- и R&B-вокал. Тем временем музыкант с головой ушел в написание и продюсирование второго альбома своей бывшей жены «Stevie Wonder Presents Syreeta».

Над своей новой студийной попыткой он колдовал два года. Результат того стоил. Изданный в 1976 году масштабный проект «Songs in the Key of Life» — кульминация творческих амбиций Уандера. Его объем не вмещался ни в один формат: два лонг-плея и еще один мини-диск (всего 105 минут музыки). Самая дорогая запись музыканта, она расхваливалась одними как непревзойденный шедевр, а другими критиковалась за вычурность и потакание своим причудам. Обе стороны были по-своему правы. «Sir Duke» — темпераментный трибьют музыке вообще и Дюку Эллингтону в частности, ушедшему из жизни незадолго до этого, и композиция «I Wish», поэма о детстве и будущий лауреат Grammy, легко оккупировали первые строки чартов. Песня, посвященная дочери, «Isn’t She Lovely» со временем стала поп-стандартом, а сэмплы трека «Pastime Paradise» через два десятилетия украсят хит Coolio «Gangsta’s Paradise». Как и следовало ожидать, LP «Songs in the Key of Life» был назван альбомом года по версии Grammy.

Альбом имел и еще одно важное последствие — он стал той вершиной, с которой неизбежно начинается спад, с ним завершился самый плодовитый и интенсивный период в творчестве музыканта. Вложив столько сил, столько творческой энергии в этот релиз, за следующие три года Уандер не издал ни одной новой записи.

Только в 1979 году перерыв в дискографии завершился появлением новой пластинки «Journey Through the Secret Life of Plants». Эта подборка в основном инструментальных композиций представляла собой саундтрек к документальному фильму, который никогда так и не был снят. Хотя на альбоме было всего несколько песен, включая хит «Send One Your Love», даже симфонический эскапады в исполнении Стиви Уандера приводили публику да и критиков в восторг. Альбом моментально оказался в первой пятерке поп-чарта.

Уже через год в активе музыканта была новая студийная работа совсем другого толка. Дабы ни у кого не возникло никаких сомнений в том, что он ушел в элитарные дебри, он записал стопроцентный поп-альбом «Hotter Than July» (1980). Пронизанная ритмами реггей песня «Master Blaster (Jammin’)» вернула имя Уандера в Тор 5 США. Композиция «Happy Birthday» с большим успехом использовалась в широкой кампании за признание дня рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником. Уандер был одним из самых активных участников этой акции. (Кампания достигла успеха только с приходом к власти Рональда Рейгана, и первый день рождения Кинга был всенародно отпразднован 15 января 1986 года. Одной из центральных фигур торжественного концерта стал, конечно, Стиви Уандер.) С художественной точки зрения «Hotter Than July» оказался заметно слабее его релизов середины 70-х, но это все равно была работа мастера. А поклонники настолько заждались возвращения своего кумира и с такой любовью относились ко всему, что выходило из его студии, что — как это ни странно — именно этот диск стал первым обладателем платинового сертификата в его карьере.

В 1981 году Уандер приступил к созданию новой пластинки. Работа над ней надолго затянулась, релиз несколько раз откладывался, поговаривали, что артист исчерпался и не в состоянии вернуться в хорошую творческую форму. Однако за эти несколько лет у музыканта было немало проектов и помимо своего альбома. В 1982 году вышел его дуэт с Полом Маккартни «Ebony and Ivory», посвященный гармонизации межрасовых отношений. Сингл стал хитом номер один во многих странах. Вскоре музыкант подготовил компиляцию лучших треков «Original Musiquarium I», охватывавшую его релизы 1972-82 годов. Издание включало четыре новых песни, из которых две стали популярными хитами: «That Girl» и «Do I Do» (записанная вместе с Dizzy Gillespie). В 1984 году он написал звуковую дорожку к комедии Джина Уайлдера «The Woman in Red». Эту работу нельзя было назвать полноценным альбомом Стиви Уандера, но в фильме прозвучала прекрасная лирическая композиция «I Just Called to Say I Love You». Песне суждено было стать самым популярным и растиражированным хитом в биографии музыканта, его визитной карточной и упорным лидером многочисленных американских чартов. Горячо любимый поклонниками и язвительно осмеянный критиками (как слишком простой и даже глуповатый), этот хит тем не менее завоевал премию Oscar как лучшая песня из кинофильма.

Только в 1985 году Уандер в конце концов завершил работу над новым альбомом, которая растянулась на пять лет. Диск «In Square Circle» появился в продаже, предваряемый синглом «Part Time Lover» — последним в его сольной карьере лидером поп-чарта. Еще несколько сильных песен (даже если их синтезированные аранжировки звучали уже вполне стандартно) способствовали тому, чтобы лонг-плей «In Square Circle» достиг миллионного тиража. А коллекция наград артиста пополнилась еще одной Grammy за лучший R&B-вокал.

Студийная работа 1987 года «Characters», его последний релиз в 80-е годы, был популярен в основном у черной аудитории. Он возглавил чарт ритм-н-блюза и отпочковал хит «Skeletons». Возвращения музыканта с новой работой пришлось ждать четыре года. Очередным релизом стал саундтрек к фильму «Jungle Fever» режиссера Спайка Ли, который вышел на экраны в 1991 году. И снова прошло целых четыре года, прежде чем в продаже появилась подборка нового материала «Conversation Peace» (1995). Публика отреагировала на альбом вяло, зато организаторы Grammy думали иначе и присудили синглу «For Your Love» победу в двух номинациях в жанре ритм-н-блюза: «лучшая песня» и «лучший мужской вокал».

Именно тогда рэппер Coolio неожиданно реанимировал старый хит Уандера «Pastime Paradise», сэмплировав его в энергичном рэп-треке «Gangsta’s Paradise». Сингл Coolio стал одним из самых ярких бестселлеров года. Музыкант воспрянул духом и по горячим следам записал еще один хитовый дуэт с Babyface «How Come, How Long» (1996 год).

Последний на сегодня альбом музыканта «A Time to Love» вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского Billboard 200. Она получила массу положительных отзывов от критиков и достигла золотого статуса по итогам продаж на территории США.

Летом 2007 года после 20-летнего перерыва Стиви Уандер решил вернуться к активной музыкальной деятельности, начав американское турне «A Wonder Summer’s Night». Оно стартовало 23 августа концертом в Сан-Диего и прошло в 13 городах, завершившись в Бостоне 20 сентября.

Стиви Уандер – музыкант американского происхождения, от рождения слепой. Основоположник классического стиля соул и R’n’B. Певец с диапазоном голоса в 4 октавы, мультиинструменталист, композитор, продюсер. 25 раз становился лауреатом «Грэмми».

Будущий певец родился 13 марта 1950 года в городе Сагино в штате Мичиган. В семье воспитывалось шестеро детей, третьим из которых стал Стиви. Мальчик, которому дали имя Стивленд Хардэуэй Джадкинс, появился на свет раньше срока и был помещен в инкубатор для недоношенных. Слабое от природы зрение окончательно испортилось после того, как врачи не рассчитали подачу кислорода ребенку.


Молодой Стиви Уандер с губной гармошкой

Лула Мэй Джадкинс, мать Стиви, не стала зацикливаться на недуге сына, а всеми способами помогала мальчику приспособиться к окружающему миру. Стиви научился самостоятельно передвигаться, изучил грамоту по обычному букварю, в котором нащупывал печатные буквы.


В 1954 году Лула Мэй вышла замуж второй раз и переехала с детьми от первого брака в Детройт, поменяв фамилию на Моррис. В 9 лет мальчику подарили губную гармошку, а затем в доме появилось пианино, на котором Стиви быстро научился подбирать знакомые музыкальные композиции и Сэма Кука. Помимо занятий на инструментах мальчик пел в церковном хоре.

Музыка

Однажды на воскресном богослужении подростка заметил Джеральд Уайт, брат Ронни Уайта из группы The Miracles, и пригласил на прослушивание. Вскоре Стиви познакомился с основателем Motown Records Бэрри Горди. Продюсер сразу же дал мальчику псевдоним – Little Stevie Wonder - и подписал контракт, по которому Стиви отправился в 4-месячные гастроли. Вместе с музыкантами компании Motown Стиви выступил в 94 концертах.


В 11-летнем возрасте под руководством Кларенса Пола, продюсера фирмы, Стиви записал первый хит «I Call It Pretty Music, But the Old People Call It the Blues», через год появился первый альбом юного музыканта «The Jazz Soul of Little Stevie» и синглы «Little Water Boy» и «Contract on Love». С началом концертной деятельности Стиви Уандер забросил школу, но, чтобы получить диплом, мальчику пришлось отучиться в спецшколе для слепых по ускоренному курсу.

В 13 лет Стиви засветился с хитом «Fingertips», который исполнил вместе с Марвином Гэем, песня сразу же заняла первые строчки поп- и R"n"B чартов. В этом же году вышел концертный альбом певца «Little Stevie Wonder the 12 Year Genius. Recorded Live».

В 1964 году на экранах состоялась премьера картины «Muscle Beach Party» с участием Стиви Уандера в главной роли, еще через год музыкант появился в продолжении франшизы – фильме «Bikini Beach». Помимо работы в кинематографе Стиви выпустил ряд синглов: «Pretty Little Angel», «Castles in the Sand», «Hey Harmonica Man», «Happy Street» и альбом «Stevie at the Beach», в который вошли песни из кинофильмов. Хит Смоки Робинсона из The Miracles «Tears of a Clown», который сочинил Стиви Уандер в рамках работы в компании Motown, занял первые позиции в музыкальных чартах.


В 1971 году Стиви Уандер создал первый концептуальный R&B-диск «Where I’m Coming From», который отличался от предыдущих сборников особым музыкальным стилем автора, лишенным сентиментальности. Певец не только самостоятельно написал и аранжировал все композиции для пластинки, но и полностью спродюсировал альбом. После выхода диска Стиви заканчивает сотрудничество с Motown по первому контракту.

Пересмотрев отношения с главной звездой лейбла, президент компании Берри Горди подписывает с Уандером второй договор, по которому певец получает полную свободу творчества. Экономическая независимость позволяет музыканту отдаться концептуальным проектам. В 1972 году появляются сразу два альбома автора - «Music Of My Mind» и «Talking Book», приближенных по звучанию к року.


Для записи песен Стиви Уандер использовал большое количество инструментов, в том числе и синтезатор, на которых играл сам. Певец применил технику наложения голоса, что позволило записать все вокальные партии самостоятельно. В текстах Стиви, помимо романтических сюжетов, обратился к мистическим, политическим и социальным темам.

В 2003 году альбомы «Music Of My Mind» и «Talking Book» заняли 284 и 90 место соответственно в списке «500 величайших музыкальных композиций всех времен» издания Rolling Stone. За две музыкальные композиции из второго сборника Стиви Уандер получил три премии «Грэмми». В это время музыкант начал сотрудничать с группой Rolling Stones и отправился с рокерами в мировое турне.


Стиви Уандер и Мик Джаггер из группы "Rolling Stones"

Диск «Innervisions» 1973 года выпуска трижды стал лауреатом премии «Грэмми», в том числе и в номинации «альбом года», и был признан критиками лучшим диском классического периода музыканта. Звезды эстрады Рэй Чарльз, Red Hot Chili Peppers и другие использовали музыкальные композиции из сборника для создания кавер-версий.

Релиз альбома совпал с автокатастрофой, в которую попал Стиви Уандер. Певец пролежал неделю в коме, после чего утратил обоняние. Восстановившись, Стиви продолжил заниматься музыкой. Через год артист записал диск «Fulfillingness" First Finale», отличающийся от предыдущих пластинок большей самоуглубленностью. За создание альбома автор удостоился 4 премий «Грэмми».


В 1976 году появляется альбом «Songs In The Key Of Life», который занял 1 позицию в музыкальном рейтинге Billboard 200 и стал самым кассовым среди всех альбомов, созданных за творческую биографию Стиви Уандера. В 80-е годы музыкант записывает три альбома: «Hotter than July», «In Square Circle» и «Characters».

В эти годы певец начинает тесно сотрудничать со звездами мировой эстрады , . Выходят первые клипы певца: «Lately», «Happy Birthday», «That Girl», «I Just Called to Say I Love You», «Love Light in Flight», «You Will Know», «Free», «Funday».

В 1987 году британский певец создает хит «Fragile» после скандального убийства боевиками группировки Contras в Никарагуа, которую поддерживало американское правительство, инженера Бена Линдера, работавшего на гидроэлектростанции в Южной Америке.

Релиз песни прошел незамеченным, но в 2001 году композиция обрела вторую жизнь после трагедии 11 сентября 2001 года, когда к Стингу присоединился американский музыкант Стиви Уандер. Видео концерта, на котором выступили две звезды, собрало 5,6 миллионов просмотров на хостинге YouTube.

Почти на 20 лет Стиви Уандер отходит от концертной деятельности, регулярно переиздавая сборники с лучшими композициями прошлых лет. В 2007 году артист объявил о большом гастрольном туре «A Wonder Summer’s Night» по городам США. Турне артист устроил в память о матери, которая умерла годом ранее. Все сборы от продажи билетов пошли на благотворительность. В 2007 году певец посетил фестиваль «Новая волна» в Юрмале, через год дал большой концерт в Лондоне, который позднее был выпущен в DVD-формате.

Личная жизнь

Стиви Уандер всегда пользовался вниманием у женщин и отвечал взаимностью. Впервые музыкант женился в 1970 году на сотруднице бренда Motown Сайрите Райт, которая стала соавтором первого самостоятельного альбома Уандера. Через год союз распался.


Долгое время Стиви жил в гражданском браке вместе с Иоландой Симмонс, которая стала матерью первых двух детей певца. После очередного расставания Стиви начал встречаться с певицей Мелоди Маккалли, матерью третьего ребенка Уандера.

Вскоре музыкант взял в жены Карен Миллард. В новой семье родилось двоих детей. Следующая муза Стиви Уандера – модель Томика Робин Брэйси - подарила певцу двух дочерей. По слухам, у звезды есть еще двое детей от возлюбленной, имя которой неизвестно прессе.

Стиви Уандер сейчас

Сейчас Стиви Уандер отпраздновал 67-летний юбилей и в июне узаконил отношения с возлюбленной Томикой Робин Брэйси, с которой живет уже 5 лет.


Закрытая свадебная церемония прошла 17 июня 2017 года на Ямайке. На мероприятии по замыслу должны были собраться все дети певца, а также друзья из шоу-бизнеса.

Дискография

  • «The Jazz Soul of Little Stevie» - 1962
  • «Down to Earth» - 1966
  • «Someday at Christmas» - 1967
  • «My Cherie Amour» - 1960
  • «Music of My Mind» - 1972
  • «Talking Book» - 1972
  • «Innervisions» - 1973
  • «Fulfillingness’ First Finale» - 1974
  • «Songs in the Key of Life» - 1976
  • «Hotter than July» - 1980
  • «In Square Circle» - 1985
  • «Conversation Peace» - 1995
  • «A Time to Love» - 2005


Статьи по теме: