Белые шапки на белых берёзах белый зайчишка на белом снегу белый узор на ветвях от мороза по белому снегу на лыжах бегу опредили падежные формы имени, русский язык. Русская береза

Это отрывок сказки Четыре художника: Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись да и заспорили: кто

из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».
Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.
«Только Солнышко не должно глядеть на мою работу,- решила она.- Не должно видеть её, пока не закончу».
Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.
«Оденься и ты, косой, в белую шубку,- решила Зима,- тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.
Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади - один за другим - два маленьких; и лисий - будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться - из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.
Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры - рябчики и тетерева - бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.
Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!
Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки - Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.Нужно составить план текста и подробно каждый отрывок с копировать!И написать название частей.Корочи составить план текста.

Когда у старушки, у тетушки Фло,
Бывает порой на душе тяжело,
Когда поясница болит у нее,
Цветы засыхают, не сохнет белье,
Когда на дворе моросит без конца,
Когда расшатались ступеньки крыльца,
И лопнул на полке с мукою пакет,
И моль обглодала приличный жакет,
И клумбу попортил соседский петух,
И нету все лето спасенья от мух,
В духовке опять пригорает пирог,
И письма от внуков приходят не в срок,
Когда просто так нападает хандра –
На кухню уныло уходит она,
И в мисочке мыло разводит она,
И дует, собрав свой ослабленный дух.
И первый пузырь, невесомый, как пух,
И радужный, будто цветное стекло,
Растет на соломинке тетушки Фло…
Летят и летят пузырьки к потолку,
С собою уносят хандру и тоску,
Парят, и танцуют, и вьются вокруг;
И тетушка вскочит, закружится вдруг
И, вспомнив, что дел еще невпроворот,
Вприпрыжку помчится полоть огород.

1. Выбери среди однокоренных слов глаголы.
1) а) блестящий б) блестеть в) блестки
2) а) беспокоиться б) беспокойный в) беспокой¬ство
3) а) выражение б) выражать в) выразительный
2. Ученик утверждает, что в стихотворном отрывке есть глаголы всех трех временных форм. Прав ли он?
Пойду на встречу к ним знакомою тропою. Какою нежною, янтарного зарею Сияют небеса, нетленные, как рай! Далёко выгнулся земли померкший край.
(А. Фет)
1) Да. 2) Нет.
3. Закончи предложение.
Глаголы прошедшего времени изменяются по __________________________
4. Отгадай загадку. Определи род глаголов.
Красная девица под окном ходила,
Ключи обронила.
Месяц увидел -
Не сказал,
А солнце увидало,
На небо подняло.
1)Ж. р. -
2)М.р. -
3) Ср. р. -
5. Можно ли у глагола в неопределенной форме определить форму времени и числа?
1)Да. 2) Нет.
6. Какие глаголы близки по смыслу? Соедини стрелками.
дрожать кидать
бросать грустить
печалиться трепетать
сообщать расходовать
тратить коченеть
зябнуть извещать
7. Выбери глаголы первого спряжения.
1) скакать 4) гнать 7) молоть
2) распустить 5) кашлять 8) сеять
3) просить 6) мыть 9) чистить
8. Закончи предложение.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по_____________________.
9. Укажи, в каких глаголах нужно писать оконча¬ние -ешь.
1) зажига... 4) пиш... 7) боле...
2) слыш... 5) вспомн... 8) догоня...
3) проход... 6) вспомина... 9) укус...
10. Соедини стрелкой противоположные по смыс¬лу глаголы.
идет приближается
темнеет плачет
удаляется стоит
смеется светлеет
прибавляет раздевает
одевает отнимает
Тестовая проверочная работа
№ 5
1. Укажи слова с буквой е в корне.
1) б...лет 4) ж...лать 7) кал...ндарь
2) библиотека 5) д...ректор 8) к...лометр
3) в...зде 6) инж...нер 9)т...перь
2. Выбери среди однокоренных слов глаголы.
1) а) расширение б) расширил в) широкий
2) а) чувство б) чувствует в) чувственный
3) а) правдивый б) оправдаться в) правда
3. Укажи, в каких глаголах пишется суффикс -е-
1) удар...л 4) увид...л 7) вер...л
2) прола...л 5) обид...л 8) завис...л
3) засе...л 6) услыш...л 9) нач...л
4. Вставь пропущенные буквы. Образуй от имен существительных однокоренные имена прилагатель¬ные среднего рода.
в...скресенье –
св...бода -
Р...ССИЯ -
п...ссажир –
г...ризонт -
5. В каком предложении наибольшее число одно¬родных членов?
1) Вместе со снегом налетели и набежали в лес ди¬ковинные существа. 2) Они расселись по пням и суч¬кам, вскарабкались на елки и сосны. 3) Тут из сугро¬ба выглядывает лесной человечек в огромной папахе.
4) Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик.
5) Сложил он белые лапки на белое пузцо, молчит и смотрит на белый лес. 6) На камне белая Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку. (По Н. Сладкову)
6. Личные местоимения изменяются по...
1)лицам;
2)числам;
3) временам;
4) падежам.
7. Закончи предложение.
Падеж местоимения определяется по___________
8. Как поставить местоимение в заданный падеж? Определи порядок действий.
1) Вспоминаю падежные вопросы склонения имен существительных.
2) Определяю лицо местоимения.
3) Ставлю местоимение в начальную форму.
4) Представляю формы склонения местоимений
9. Запиши местоимения с предлогами,
был у (она) -
шел от (он) –
ехал к (он) –
скучаю без (они) –
познакомился с (они) -
думаю о (оно) -

С амое светлое дерево русского леса. У славян береза, если она росла рядом с домом, непременно считалась семейной берегиней. Да и сама языческая богиня Берегиня, по преданиям, принимала облик белоствольного дерева. Символ весны, чистоты и света из века в век почитали в обрядах. Берестяные грамоты стали бесценными историческими документами. О березе писали стихи и слагали песни.

Обряды . Береза - священное дерево языческой Руси. На рубеже весны и лета - на Русалочьей неделе, - по поверьям, в ветвях плакучих берез прятались русалки. В брянских селах до сих пор бытует обряд проводов русалки на Троицу . Русалку в образе соломенного чучела в женском платье с пением несут по селу, оставляют под березой, а на следующий день возвращаются с фигуркой в деревню. Судьба обережной куколки незавидная. После общего обеда чучело сжигают.

Берестяные грамоты . Уникальные исторические документы. Первая берестяная грамота была обнаружена в Великом Новгороде в 1951 году. В шестидесятых Новгородскую археологическую экспедицию возглавил известный историк и археолог Валентин Янин . На сегодняшний день расшифровано более 900 этих древнерусских документов. А сам бесценный материал для исследований стал музейным достоянием. Уникальная коллекция берестяных грамот хранится в Новгородском музее .

Высокий стиль . Береза может стать материалом для ювелира - если на дворе революционный 1917 год, а ювелира зовут Карл Фаберже. Одно из драгоценных пасхальных яиц знаменитого мастера было изготовлено из карельской березы. Оно так и называется - «Березовое». Березовые домики украшали и самые изысканные парки - в Гатчине, Кузьминках , Петергофе . Мода на парковые павильоны-сюрпризы была в России второй половины XVIII века. Скромные фасады скрывали роскошный интерьер.

Хоровод «Березка» . В Русалочий день, или Семик, девушки шли в лес - завивать березку и плести венки, украшать деревце лентами и заводить хоровод с песнями. Славянские обряды сохраняются в наши дни в народных праздниках и на сцене. Самый знаменитый хоровод завела «Березка» в 1948 году. Под мотив русской народной песни «Во поле березонька стояла…» поплыли по сцене статные девушки. Хоровод исполняется по сей день, а сам ансамбль стал одним из символов России.

Песенное дерево . Тополь, рябина, клен. Песен на Руси про любое дерево хватит, но с березой может посоперничать, наверное, лишь елка. Стихи о белоствольном дереве выходят столь поэтичные, что композиторы не могут удержаться от соблазна положить их на музыку. И уж конечно, зелень лугов и белизна заснеженных полей, соединившиеся в одном дереве, вдохновляют на творчество - народ поет . К слову, и аккомпанемент без березы не обходится - у гармоники гриф для клавиш часто делают из березы: материал крепкий.

Береста - любимица резчиков . Мастера вырезают из разных пород дерева, но предпочитают мягкие, податливые. В том числе и березу. Древнее название «бересто» известно с ХV–XVI веков. Туеса из бересты брали в поле, и вода в таких сосудах держала холод. Тобольск, Томск, Прикамье, Вологда, Вятка. В каждой губернии были свои берестяных дел мастера. В калужском Доме мастеров и по сей день учат делать картины на бересте, а в мурманском Доме ремесел - плести из бересты.

Белый ствол и шапка зелени . Художественный взгляд на березу - в творчестве Шишкина , Поленова, Боголюбова, Куинджи . Саврасов в одной из своих самых известных картин «Грачи прилетели» показал березу по весне неказистую и даже мрачную. А вот «Февральская лазурь» Игоря Грабаря - с настоящим ощущением праздника. «Праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Грабарь говорил, что из всех деревьев средней полосы любит именно березы.

Береста музейная . «Сибирская береста» - первый в мире музей с коллекцией произведений современных народных мастеров и художников по бересте. В экспозиции собраны сотни экспонатов 35 народных мастеров России. Картины и иконы, сувениры, игрушки, посуда и украшения. В основе музейного собрания - личная коллекция Идеи Тимофеевны Ложкиной, чье увлечение берестяными работами выросло до масштабов музея.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

Цели: отрабатывать навыки правописания падежных окончаний имён прилагательных.

Формируемые УУД: п. - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

  1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Белые шапки на белых берёзах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому снегу на лыжах бегу. (Л.Яхнин)

– Какое слово часто употребляет поэт Леонид ЯхнИн? Какой частью речи является это слово? Что мы называем именем прилагательным? Как изменяются имена прилагательные? С какой частью речи связано имя прилагательное?
– Найдите в стихотворении прилагательное, стоящее в мужском роде, единственном числе и дательном падеже; множественном числе и предложном падеже; единственном числе, мужском роде и именительном падеже.
3. Самоопределение к деятельности.

Что необходимо знать, чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного? Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного? Давайте вспомним.

Алгоритм ответа.

  1. Найти …
    2. Определить род и падеж существительного…
    3. Определить падеж и род прилагательного.
    4. Сравнить…

Алгоритм

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить падеж и род существительного.
  3. По падежу существительного определить падеж и род прилагательного.
  4. Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

Предположите тему нашего урока. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

4.Работа по теме урока.

Просклоняйте по падежам словосочетания:

снежный ком, снежное облако, снежная зима.

- Выделите окончания.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.Закрепление.

1) Работа в парах. Вставить пропущенные окончания, определить род и падеж.

2) Словарная работа

Тарелка. Та-рел-ка.

Кастрюля. Кас-трю-ля.

К какой тематической группе отнесем эти слова. Посуда. Составьте и запишите словосочетания с этими словами.

V. Рефлексия

- Давайте обратимся к нашей рефлексивной таблице и оценим свои знания по этой теме.

Я знаю не всё. (треугольник)

Я знаю хорошо. (ромб)

Я знаю отлично. (смайлик)



– Поставьте на полях знак, который, как вы считаете, соответствует вашим знаниям по этой теме.

VI. Подведение итогов урока

Что мы повторяли сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 79 (с. 37).

Море смеялось под (лёгкий) порывом (знойный) вегра. Оно улыбалось (голубое) небу. С (весёлый) плеском носились волны. Они сбрасывали на песок (белая) пену. Она таяла на (горячий) песке.Чайки лениво качались на волнах.

(Проверка.)

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.



Статьи по теме: