Белорусская легенда о петухе, разогнавшем нечистую силу. Петух в восточном гороскопе – легенды, мифы, история

Posted ВС, 06/02/2011 - 09:43 by Кэп

Наверняка, не многие читатели и туристы были на Керебелякских горах, разве что проезжали мимо по Моркинскому шоссе. Но многие имели возможность любоваться видом этих гор с соседней горы - Кленовогорья ! Для этого достаточно дойти до смотровой площадки на Шунгалдане, что расположена в полукилометре от санатория Кленовая гора . И оттуда взору наблюдателя откроются:бескрайние дали марийской тайги, излучины Илети и огромные холмы, стоящие на горизонте. Эти дальние залешенные горы - Керебелякское нагорье, о котором будет этотсказ!

(слева от березки Катай-гора , а справа - Петушиная гора = всё вместе Керебелякское нагорье!!!)


Наблюдатель сразу заметит, что Нагорье состоит из двух горбов и межгорной седловины: западнее - Катай-гора (о которой мы уже писали), восточнее - Агытан-курык (Петушиная гора). Всё вместе - Керебелякское нагорье, хотя местные жители говорят, как хотят. Те, что живут западнее Юшута - всё называют Катай-гора (Катайка), а те, что живут восточнее (и на ней) - всё могут назвать Керебелякской горой, и лишь крутой спуск на Моркинском шоссе, что ведет от Керебеляка в сторону Октябрьского, называют Петушиной горой. В прессе и литературе обычно обе горы соединяют в Керебелякское нагорье, и никак не разделяют их, что отчасти справедливо, так как в некоторых местах их невозможно отличить.

(вид на Керебелякское нагорье с Кленовой горы - с крыши Санатория)


Очень красивый вид на Керебелякское нагорье открывается с крыши санатория Кленовая гора , если кому посчастливится побывать в этом уникальном Санатории, то обязательно заберитесь на крышу и полюбуйтесь на одну из впечатляющих панорам Марийского края! С верхнего этажа Санатория есть выход на бывший Солярий, что расположен на крыше - а с него ведет лестница на верхнюю площадку, посетить стоит!

Я несколько часов провел на этой крыше, любуясь долинами Илети и Юшута , фотографируя окрестности, наблюдая закаты солнца и восход луны - вид на Керебелякские горы отсюда просто восхитительный! На западе в ясный день вполне можно различить заволжские берега! На востоке видны дальние отроги Сотнурского нагорья , а на северо-востоке - Юрдурская и Коркатовская гора! Можно только посоветовать администрации Санатория проводить прогулки отдыхающих на крышу собственного здания - это будет просто суперэкскурсионный тур, причем без особых затрат на время, транспорт и дорогу!

Мало того, с крыши Санатория отличный вид на саму Кленовую гору ! А как вы сами знаете, уважаемый читатель, Кленовогорские края - это одни из самых красивых мест в Марий Эл!!!

На Петушиной горе (Агытан-курык) располагаются деревни Керебеляк , Дубровка и Филипп-сола . Расположено Керебелякское лесничество, часть горы входит в ГПНП Марий Чодра ,а восточные склоны горы около озер Шуть-ер и Куж-ер входят в заповедную зону Марий Чодры.

В отличие от Петушиной горы - Катай-гора не имеет населенных пунктов, и полностью покрыта лесом. На ней располагаются две пасеки, причем одна пасека стоит в очень живописном месте, где красивый склон горы, смешанный лес и родничок.

(Катай-гора, д.Ошутьялы и долина Юшута - западная часть Керебелякского нагорья)


С запада Керебелякское нагорье обтекает легендарная у туристов река Юшут , в которую в этих местах впадает речка Тюмша , а на живописном берегу Юшута расположилась деревня Ошутьялы, где из её центральной части дорога выводит на брод и пешеходный мост через Юшут. По ней дорога выводит на дремучие склоны Катай-горы, а также дальше - на Керебеляк. Перед мостом, почти в деревне, расположен красивый и крутой речной обрыв - яр, с которого осматривается панорама междуречья Илети и Юшута, а также видны склоны Кленовой и Катай-горы.

С севера Гору ограничивает Моркинское шоссе, идущее из Шелангера (а также речка Тюмша). С юга от Керебелякского нагорья расположилось урочище Кугу-куп , про которое мы уже писали, и которое снова зарастает лесом и заболачивается.

Тюмша является своеобразным географическим ограничителемКеребелякского нагорья. Протекая мимо деревень Керебеляк и Филипп-Сола , речка с севера и с северо-запада огибает Керебелякское нагорье, сперва Петушиную гору (Агытан-Курык), а потом Катай-гору.

(отроги Петушиной и Катай гор, межгорная седловина, слева виднеется Кленовая гора )


Катай-гора соединяется с Петушиной горой своеобразной седловиной, где расположен густой и разнообразный лес, также в этих местах лежат большие карстовые овраги, примерно тут проходит граница заповедника «Марий Чодра », а также тут из источников рождается речка Арбайка , которая протекает через систему озер Малый и Большой Тот-ер , где множество бобровых плотин,пробирается через Кугу-куп , протекает мимо Татарской мельницы, и далее впадает в Илеть в районе Березовой гривы.

На востоке Керебелякское нагорье ограничивается крутыми склонами, что особенно просматривается, если едешь по шоссе от Керебеляка в сторону Октябрьского. У этих скатов расположены озера Ергеш-ер , Куж-ер , Шуть-ер . А на юго-восточных склонах Горы расположены озера Большой и Малый Тот-ер . Также естественным ограничителем Нагорья с восточной стороны является речка Уба, которая соединяется протоками с Куж-ером и Шуть-ером, и является правым притоком Илети (а также второй по чистоте после Вончи ). Также следует добавить, что почти всё Нагорье находится в Звениговском районе, но его восточные склоны с указанными озерами относятся уже к Моркинскому району РМЭ.

(подъем на Керебелякскую гору по дороге Лашман-корно)


По физико-геологическим характеристикам Керебелякское нагорье представляет из себя останцевуювозвышенность, расположенную на юге Марий Эл (Звениговский р-н),в северной части национального парка «Марий Чодра ».

Площадь около 8,5 тыс. га. Максимальная высота 154 метра (Катай-гора) , и 152 метра (Петушина гора).

Керебелякское нагорье является южной частью Марийско-Вятского вала , расчленённого в этих краях на шарообразные возвышенности (Кленовая гора , Керебелякское нагорье, Карман-Курык , Сотнурское нагорье и др.). На ней и вокруг неё широко развиты карстовые формы рельефа (провальные воронки,карстовые озера и болота, подземные источники и др.).

Следует указать, что южная часть Вятского Увала пересекает весь Марийский край. Марийско-Вятский Увал начинается в Кировской области, проходит в меридиональном направлении по РМЭ и заканчивается в Татарской республике. Наибольшее развитие он получил в Моркинском р-не (гора Чукша ) - его длина здесь около 130 км, ширина до 40 км, наибольшая высота 284 м над ур. моря. Речные долины, прорезающие вал, глубоко врезаны и в некоторых местах напоминают горные ущелья. В южном направлении Увал понижается и распадается на отдельные широкие возвышенности.

(вид со склона Керебелякского нагорья на озеро Шуть-ер )



В геологическом отношении Керебелякское нагорье (и Марийско-Вятский Увал) входит в состав восточной части Русской платформы. Ее фундаментом служат кристаллические породы (граниты, гнейсы и др.), покрытые толщей осадочных отложений. Наиболее древние породы, выходящие на поверхность, принадлежат пермскому периоду и представлены уфимским, казанским и татарским ярусами. Выходы уфимского, самого древнего, яруса очень редки. Отложения казанского и перекрывающего его татарского ярусов встречаются на поверхности чаще.

Породы казанского яруса - известняки, доломиты, мергели, песчаники, серые глины и гипс - отличаются большей пористостью и стойкостью к процессам размыва, чем пласты татарского яруса. Поэтому казанский ярус создает более расчлененный рельеф, с крутыми склонами и карстовыми образованиями (провальные формы рельефа), что особенно типично для поднятий Марийско-Вятского вала : Каменной горы, Катай-горы, Петушиной горы, Б. и М. Карман-Курык, Кленовой горы и др.

(разнообразный лес и участки верхового болота на Нагорье)


Название Нагорья произошло от деревни Керебеляк , которое, в свою очередь, было названо в честь первого поселенца в этих местах - Керея. О происхождении села Керебеляк рассказывает следующая легенда. Три брата - Керей, Карай и Шигак - перешли реку Волгу. Затем, чтобы определить, где им жить, с завязанными глазами, трижды обернувшись вокруг себя, выстрелили из лука. И по направлению полета стрел выбрали удобные места для жительства. Карай стал жить ближе к городу Казани на территории нынешнего Волжского района республики.

(деревня Керебеляк, дальше Филипп-сола и Моркинское шоссе - вид с вышки)


Шигак выбрал место по правую сторону реки Юшут . Он был высок ростом, его звали Кугу Шигак, от его имени появилось название деревни Большое Шигаково.

А Керей перешел реку Юшут и стал жить в районе деревни Керебеляк. Об этом повествует в своем рассказе "Йыланда" основоположник марийской литературы Сергей Григорьевич Чавайн .

Керей поселился на опушке леса, где теперь расположена деревня Филиппсола . На замечание, что земля здесь песчаная, неплодородная, Керей отвечал, что он может жить и охотой, что стрелять сидящих на деревьях глухарей можно даже из окна дома. Это лишний раз свидетельствует о том, какое место в жизни марийцев деревни Керебеляк занимала охота. Территорию нынешнего сельсовета в то время покрывал дремучий лес. В нем было много всякой мелкой и крупной дичи.

(склон Керебелякского нагорья на Лашман-корно - вокруг расположен орешник)


Род Керея разросся. Отсюда и происходит название поселения - деревня Керебеляк, по-марийски Керейвлак тукым. Керей-влак впоследствии преобразовалось в Керебеляк , то есть род Керея. От названия деревни пошло название Керебелякского нагорья!

Постепенно люди начали в этих местах вырубать лес, корчевать пни, заниматься земледелием и скотоводством. Вместе с Кереем на территорию деревни Керебеляк пришли и другие марийцы. О них мы можем узнать по сохранившимся названиям полей, лугов и мест расположения отдельных дворов. Например, около деревни Памашсола (так называлось село Керебеляк до открытия церкви) сохранились названия полей и лугов: Яштык пече - жил Яштык, Кындыган олык - луга Кындыгана, Сенлан пече - жил Сенлан.

(озеро Большой Тот-ер около Нагорья)


А Петушиная гора (Агытан - с мар: петух) получила название по такой причине. Керебелякские земли находились в настоящих дремучих лесах, и соединялись с миром тремя лесными дорогами. На запад уходил большак в сторону Шигаково и Озёрок .На юг (в сторону Казанского тракта ) уходил Лашман корно - он выводил на Илеть, где раньше был Керебелякский мост, и соединялся с Казанским (Галицким) трактом около лесничества Сушинского (озеро Долгое). А на восток - по крутому склону Горы - дорога вела в Кужер (Красный стекловар), эта дорога (Кужер корно)проходила мимо озера Ергеш-ер (Круглое ), а потом вела через болота и лесные речки (Уба, Вонча , Малонмаш) в сторону Кужера. Эта восточная дорога - была самая труднопроходимая из всех дорог, мало того, весной или в дождливый период - эта дорога вообще была непроходима. Так вот, по этой дороге с большим трудом добирались до Керебеляка, по этой причине путники слушали: не раздастся ли в лесной тишине крик петуха?

В Керебеляке было много гусей, уток и петухов (куриц), поэтому петушиный крик слышался далеко от деревни. И если путники, шедшие по этой дороге, наконец-то слышали петушиное пение, то они точно знали, что скоро окончание пути, и, как правило, после этого подходили к склону Горы, на которой стоял Керебеляк. По этой примете и назвали эту гору - Петушиной, мол, подход к ней всегда предвещается петушиным криком!

Следует добавить, что Кужерская дорога активно использовалась до 70-х годов прошлого века, когда в этих местах велись активные лесозаготовки (её засыпали щебёнкой и оборудовали мосты). Даже после строительства шоссе Шелангер-Морки (конец 60-х) местные жители предпочитали ездить по ней в сторону Кужера. Сейчас дорога проходит по территории заповедника Марий Чодра и используетсятолько для нужд лесничества.

(Кужерская дорога - участок рядом с озером Ергеш-ер )


Что интересно, у подножья Петушиной горы есть своя аномальная зона, так называемое у местных: «проклятое место»! Оно находится в конце спуска по Моркинскому шоссе с самой горы, в этом месте очень часто бывают аварии, часто с трагическим исходом. И, действительно, почти каждый год в этом месте что-нибудь происходит: разбиваются мотоциклисты, переворачиваются машины, глохнут двигатели, что совсем неудивительно. В этом месте крутой спуск с горы сочетается с поворотом, причем тот, кто начинает движение сверху - не видит окончания спуска! И если добавить к этому мокрую дорогу, туман или гололёд, то становится понятным опасность этого места. Только на моей памяти здесь было несколько крупных аварий, так, в 1987 году тут разбился грузовик (водитель погиб), в 1991 году мотоцикл попал под КАМАЗ (все трое погибли), в 90-х годах каким-то образом здесь перевернулся даже трактор. Таких случаев здесь было множество, но, скорее всего, винить нужно не «проклятое место», а особое стечение обстоятельств на шоссе и беспечность людей!

Про название Катай-горы мы уже писали, но повторюсь, так как это относится и ко всему Керебелякскому нагорью, это название отчасти связано с лесозаготовками на Катай-горе (и на всём Нагорье), надо сказать, что велись они ещёс екатерининских времен (а по некоторым архивным данным с петровских времен, когда под Казанью было открыто Адмиралтейство на берегу Волги).

Лес рубили в основном в зимнее время, в это время было удобно транспортировать тяжелые бревна, не было комаров, замерзали болота, и крестьяне не были заняты на сельхозработах. Вся Катайка (Керебелякское нагорье) была покрыта девственными дремучими борами, особо ценились стройные и высокие сосны, ели и пихты. Есть исторические свидетельства, что там встречались пихты высотой до 50 метров. А в Лесной Энциклопедии я как-то прочитал, что на территории России встречались пихты и до 70 метров!

Так вот, поскольку техники в те времена не было, то срубленные бревна скатывали по западному склону Катай-горы к берегам Юшута. Для этого зимой делались широкие просеки, укатывался снег, и уже по накату бревно толкали вниз. Далее бревна волокли с помощью тягловой силы (что также удобно было делать только в зимнее время, ибо этому способствовал снег), складывали в штабели у Юшута и ждали весны. Весной же лес сплавляли по полой воде в Илеть, а затем в Волгу.

От слова «катать» и произошло название Катай-горы, мол, с неё катают лес.

При скудности и малости земельных участков - лесозаготовки и продажа леса была очень важным подспорьем в жизни керебелякских крестьян. Таких работников называли тут лашманами (то есть работники лесозаготовки). От Керебеляка к Илети (к Старому Керебелякскому мосту) ведетторная дорога, по которой также возили лес - она до сих пор зовется у мари: Лашман-корно (Лашманская дорога). Как мы уже указывали, на Илети был мост, по которой дорога уходила к Казанскому тракту, а за мостом была яма - Чёрный омут. В этом омуте накапливали, сортировали и гнали древесину дальше по Илети. Для этой цели там создавали молевые запруды, даже в настоящее время остатки молевых запруд и древесных завалов встречаются на Илети в районе Марий Чодры . Водные туристы, скорее всего, не раз видели их остатки на Илети между Кужером и Кленовой горой.

Отметим, что Чёрный омут очень популярен у местных рыбаков, так как там водилось много рыбы. Особенно на блесну брали щука и окунь!

(Петушиная гора - восточная часть Нагорья и долина Илети - - вид с Сотнурского нагорья)


По историческим свидетельствам - для кораблестроения в районе марийской деревни Керебеляк рубили также дуб и вывозили его хлыстами по дороге на Озёрки . Большие дубравы были в районе деревни Дубовка, что западнее Керебеляка (отчего она и получила такое название). Также могучие дубравы росли в пойме речки Тюмши, и якобы, от этого слова и произошло название речушки. По одной версии Тюмша называлась раньше Тумша, а это слово произошло от «тумо» - дуб.

Так как дуб нельзя было сплавлять по воде, его вывозили к Волге по суше - через деревни Ошутьялы и Озерки , Кужмару и село Красный Яр (эту дорогу также иногда называли Лашман корно). Для перевозки деревьев у лашманов имелись особые большие, прочные и специально устроенные сани - дровни, в которые лошади впрягались парами. Для транспортировки леса отбирались самые сильные и выносливые крестьяне. Срубая могучий дуб и запрягая в него до 25 лошадей, лашманы тянули дерево по дороге на берег реки Юшут. А потомчерез Озёрки везли дерево к волжским берегам (кстати, по этой дороге отступал к Волге и Пугачев со своим отрядом ). Но так делали только с огромными дубами. А дубы среднего размера привозили от Озёрок к Устью Юшута , где был Лушморский мост и специальные штабеля. Именно в этом месте начинался боновый (плотовой) сплав леса по Илети, так как река после Слития становилась широкой и глубокой, и во время весеннего половодья по ней можно было гнать плоты до Волги.

Привезенные дубы связывались в боны вместе с «легкими» деревьями, обычно с сосной, как правило: один дуб на один плот, поэтому, хотя дуб и тяжелее воды, но при такой технике удавалось сплавлять и дубовый лес, так как везти его на лошадях до Волги было очень дорого!

(эталонное дерево - высокобонитетная корабельная сосна)

Но вернемся с Илети на Керебелякское нагорье - его особой гордостью и красотой являются леса, озера, ягодные и грибные места! В этой местности было много болот - там росли клюква, брусника, в лесу - черника, малина, орехи и грибы. С самых давних времен люди в свободное время собирали дары леса, часть для себя, а часть увозили на продажу в город Казань. Природные богатства создавали условия для проживания на этой земле.

(живописные склоны и обрывы Нагорья на озере Шуть-ер )


Особой красотой выделяются озера Шуть-ер и Куж-ер - это настоящие таёжные озера, нахождение их в заповедной зоне только подчеркивает их красоту и уникальность. Рядом с ними также многоягодников и грибных мест, вокруг растут разнообразные и уникальные леса, по берегам этих озер проложена Экологическая тропа: от лесничества до озер Тот-ер . В нескольких местах выделены огороженные участки эталонного и опытного леса. В этих местах охраняются растения-краснокнижники!

Особый интерес представляют растущие в этих краях деревья-великаны, так, недалеко отозера Куж-ер растет огромная сосна! В толщину она - три человеческих обхвата (как Дуб Пугачева ), а высотой намного больше Дуба, примерно, 40 метров! Это настоящий памятник Природы, который следует охранять!

(склоны Нагорья - озеро Куж-ер )


А вот расположенному рядом озеру Ергеш-ер не повезло. По рассказам это озеро раньше было чистым и прозрачным, в нём било много ключей, и из него выходил ручей. Но потом оно заболотилось и стало не пригодным длшя питья и купанья.

Про это есть легенда:

Так вот, мать мне рассказывала, что раньше это было очень чистое и незаросшее озеро, даже после войны - вода там была пригодна для купания и питья, озеро было проточное - там водилась рыба. А история эта произошла очень давно. Тогда молодежь из деревни ходила гулять на это озеро, так как Ергеж-Ер лежал близко к Керебеляку, и однажды одна девушка из чувства неразделенной любви ночью утопилась в этом озере. Было неизвестно - нашли или нет её тело, но якобы после этого утопленница стала выходить по ночам из озера, и пыталась отыскать своего возлюбленного, мол, она хотела и его также заманить в пучину вод. И якобы после этого несчастного случая - озеро и стало зарастать и заболачиваться, а купаться сейчас в нем уже никто не рискует.

Похожую историю рассказывал и знакомый отца - Борис, родом из Керебеляка, потом переехал жить в Красногорский. По его версии в озере утопилась девушка, которая тайно забеременела, но была отвергнута парнем, поэтому она, боясь общего позора, бросилась в озеро. Мимо озера раньше проходила дорога, ведущая из Керебеляка в Красный Стекловар, и оттуда в Казань (Кужер-Корно). Моркинского шоссе еще не было, поэтому движение по старой дороге было активное. По этой же дороге ходили керебелякцы работать на лесозаготовки. Так вот, якобы в ночное время эта утопленница стояла возле озера с ребенком на рукам и кого-то звала.

Катай-гору является обитание на ней настоящих диких пчёл. Наличие на вырубках и в пойме Юшута таких медоносов, как тальник, верба, липа, орешник - позволяли собирать здесь мед в больших количествах. Также известно, что в момент «цветения» сосны и ели дикие пчелы также собирают эту пыльцу и производят особый таёжный мёд! Мёд этот горьковат, но обладает очень полезными свойствами для здоровья. Именно по этой причине в России всегда ценился по качеству башкирский мед, собранный в уральской тайге, он считался очень целебным и живительным!

(дорога на Кугу куп по Катай-горе, вдали Кленовая гора)


К Катай-горе также относятся последние упоминания про бортничество в наших местах! Я помню, что в Красногорской школе в 70-х годах еще сохранялись выцветшие черно-белые фото довоенной поры, где двое мари вскрывают такую борть, окуривая её гнилушкой. Позднее бортничество переросло в пчеловодство, но многие пчеловоды всегда держали в своём хозяйстве две-три семьи диких пчел! Они, хотя и приносили меньше мёда, чем домашние пчёлы, но именно их мёд был настоящим «природным» эликсиром здоровья! По своим целебным качествам он намного превосходил мёд домашних пчёл и, как правило, не продавался на сторону, а использовался в своей семье. А если и продавался, то по очень дорогой цене. Соответственно, высоко ценились прополис, воск и перга диких пчел. Также дикие пчёлы реже болели, легко переносили морозные зимы и капризы природы. Многие пасечники скрещивали домашних и диких пчёл, пытаясь вывести породу, которая сочетала бы в себе полезные свойства обоих видов.

На самом Керебелякском нагорье расположено озеро Ожгар-ер , что лежит в деревне Керебеляк. Предположительно, название произошло от слова доспехи, вероятно, там раньше стояла кузница, где ковались подобные изделия. По второй версии, что более вероятно, название озера произошло от вымачиваемой овчинной (козьей) шкуры, скорее всего, тут выделывали шкуры домашнего скота.

Историческую справку по селу Керебеляк можно посмотреть тут!

Следует добавить, что в начале прошлого века деревня Керебеляк была самым крупным населенным пунктом в Большешигаковской волости, здесь насчитывалось 109 дворов (проживало 618 человек). А ещё в 1899 году здесь построили церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла.

И др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточ-ном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флю-герах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня - солнца. С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца; ср. также символические изображения солнца в виде Петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «... коуры ръжють; и огневи молять же ся, зову-щие его сварожичьмь» (др.-рус. куръ, «петух»). Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (ср., например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления гуменника-овинника , в ведении которого находится огонь под овином).
Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух - с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь - смерть - новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе.: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею - не пользуюсь им, шпоры имею - не езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодоро-дие прежде всего в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского по-лового органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха. Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространён ном мотиве оборотничества Петуха. (ср.. например, Афанасьев №№ 251-252). У сванов считалось, что души муж чин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки П. является на гуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74-75; Мк 13, 35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух - посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса . В Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
Представление о Петухе как символ бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом - деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т. д. развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении - эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую геральдику («галльский Петух») мотив переходит из мифологических представлений родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), "апокалиптических» трагедий современной" истории Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Петух, rлашатай дневноrо светила, rpoмко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замоrильнoro мрака ночи. В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Orpaничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеальноrо мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему rолосистому reрою. Все эти rрешки, впрочем, лишь придают ero портрету больше жизни. Достaточно взrлянуть на них под друrим уrлом зрения, чтобы недостатки леrко превра-тились в достоинства: высокомерие и надменность ¬ в rордость, задиристость ¬ в воинственность, а похотливость ¬ В неотразимую мужскую ceксуальность и притяrательность.
В мифолоrии петух символизирует надежного0 бдительного стража, бесстрашного борца с силами зла и тьмы.
Солнечный воин вооружен буквально с нor до rоловы, ведь на нorax у нero ¬ острые шпоры, на rолове ¬ красный боевой шлем с rpебнем, а вместо меча ¬ разящий клювчекан. Выступая в аванrарде светоносного воинства, он, словно подбадривая себя, хлопает крыльями по бокам и издает rромкий боевой клич, заслышав который нечисть, даже не принимая боя, обращается в паническое беrство. устpaшенные призраки спешат развеяться по ветру, чумазые черти всем скопом ныряют в тихий омут, а вампиры и упыри суетливо упаковываются в rробы.
Бдительный и храбрый воин, Haдeленный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу, и по¬сажен на спицу или шпиль, превращается в идеальноrо часовоrо. Золотой петушок¬флюrер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «...Иль набеrа силы бранной, иль друrой беды нежданной». Петух с золотым rребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радуry, соединявший землю с чертоrами боrов.
Арес, rреческий боr войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже cвoero слуrу Алектриона, чтобы тот будил влюблен¬ных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разrневанный Арес превратил ero в петуха, справедливо полаrая, что в этом обличье нерадивый слуrа будет rораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Апису, repMecy, Aсклепию и друrим античным боrам.
В китайской мифолоrии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве фусан в долине Taнry, считается символом ян ¬ мужского начала во Вселенной. Чудо¬ петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, коrда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз коrда светило достиrает зенита, и третий раз ¬ на закате. На ero крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с ropы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах aнaлоrом золотоrо петуха¬первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебноrо дерева джамбу, растущеrо на cpeдинном материке Джамбудвипа.
Не все мифические петухи так уж xoроши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птицы, а вот пестрая обладает сомнитель¬ной репyrацией. Красный петух, как символ огня, довольнотаки опасен. «Пустить Kpacнoro петуха» ¬ значит устроить поджоr, а подобные деяния вряд ли соверша ются с добрыми намерениями. О черном петухе и rоворить нечеrо ¬ уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а rрузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела. Даже чернокожие нerpы побаиваются черноперых кочетов, опасаясь темного чародейства с их стороны.
Ко второй rруппе неблаrонадежных относятся так называемые «кривцы» ¬ птицы, сбившиеся с пути истинноrо. Словно сойдя с ума, они начинают rолосить во все rорло в самое неподходящее
для Toro время ¬ среди бела дня или после полуночи, приводя в замешательство и людей, и духов. Таких петухов¬шизофреников суеверные хозяева немедленно пускают под нож, так как пение кривца, по их мнению, предвещает беду или чью-то смерть.
Опасны также птицы, достиrшие 7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы ни с Toro ни с ceгo начинают вдрyr нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демоническоrо существа. Соrласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны.
Если чародей при этом умудрится не раздавить ero в течение полyrода, то из яйца вылупится змееныш¬домовой. Литовцы полаrали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса , способноrо принести хозяину кучу денеr: При желании можно взять и продуктами. Хуже Bcero, если в роли нaседки выступит пучеrлазая болотная жаба ¬ тоrда из петушиноrо яйца вывeдется чудовищный василиск с rоловой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом cвoero страшноrо взrляда.
В релиrии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо cтporo соблюдать цветовой режим. Доб¬рым боrам жертвовали белых птиц. Дpeвние rреки, желая исцелиться от болезни, посвящали белоrо петуха Асклепию, а литовцы резали ero собрата во славу Вайжraнтaca, чтобы обеспечить боrатый ypoжай льна. rалаrону, осетинскому боry Beтра, следовало даровать только Kpacнoro петуха, а хтоническим (подземным) боraм ¬ черноrо. Побаловаться курятинкой были не прочь и злые духи, поэтому сла-вяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяноrо, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы Bыходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу .
Обряд жертвоприношения петуха ради получения боrатоrо урожая широко практиковался и в древности, и в Cpeдние века, и даже в Новое время. В Кастилии и rалисии, например, в дни масленичноrо карнавала «петушиноrо короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Гepмaнии, Словакии и Болrарии петуха, считавшеrося воплощением духа хлеба, обезrлавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой релиrии петух символизирует солнце, свет и возрождение. Мало Toro, в христианстве петух ассоциируется с пpoпoведником, возвещающим о восходе солнца истинной веры, а первая утренняя молитва, звучавшая в католических монaстырях на заре, получила название «Gallicinium», т.е. «Пение петуха».
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш rерой, олицетворявший солнце, был rлавным атрибутом Сраоши , сына и посланника светлоrо Ахурамазды . О высоком статусе солнечной птицы в иранской релиrии кpaснopeчиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов ¬ aтpaванов нередко увенчивала драrоценная фиryрка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. rлубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из тeмнoro гpoтa скрывавшую свой светлый лик боrиню солнца Аматэрасу ¬ rлаву синтоистскоrо пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурно¬ro колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей ero по пути бесконечных страданий.
Древняя иконоrрафия представляет, целую rалерею образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееноrий rностический повелитель Heбес и времени, изображен с петушиной rоловой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» боr Тайи, Haоборот, с человеческой rоловой на петушином туловище. Фриrийский боr молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность инду¬истскоrо боrа войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на ero знамени. Наиболее ориrинально и даже забавно выrлядит литовский боr ветра. Вейопатис двулик, подобно римскому Янусу , и крылат, как rреческая Ника; руки ero разведены в стороны, рты широко открыты, а на rолове восседает петух.
В христианской иконоrрафии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единоrласно поведали все четыре еванrелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр ycпеет трижды отречься от Hero, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Коrда Христос был схвачен и дocтавлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает ero. На рассвете, коrда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал ero неизменным атрибутом и постоянным укором.
Несмотря на то что блаrочестивый Beстник зари принадлежал в качестве атрибута и друrим святым ¬ fаллунусу и Витту, В христианском аллеrорическом искуссстве петух иноrда персонифицировал один из семи смертных rpexoB ¬ Похоть.
В китайской аетролоrии петух входит в дюжину духов¬символов животноrо цикла летоисчисления, именуемых в совокупности «Шиэр Чжи» «12 Земных Ветвей». Если верить восточным rороскопам, чело¬век, рожденный в rод петуха, отважен, ca¬монадеян, консервативен и всеrда режет правду¬ матку. Но вот Koro ему резать неследует, так это петухов, и от курятины придется отказаться ¬ для Hero это табу. Не стоит rневить духа¬покровителя, леrкомысленно дожидаясь Toro момента, пока жареный петух не клюнет. Преболь¬но и в самое неподходящее место.
В эмблематике Франции петух обосновался дaвным ¬дaвно. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «rаллами» «<петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по¬види¬мому, даже понравилось ero обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483¬1498) утвердил изображение петуха¬rаллуса в качестве официальной rосударственной эмблемы. Heсколько веков rаллус бьт символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в rербе rосударства. Правда, ненадолrо. Haполеон Бонапарт, реставрировав монapхию, променял ero на птицу более высокoro полета ¬ на императорскоrо орла.
С тех пор рейтинr этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке rаллуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное caмомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное ¬ применение ¬ петух¬rаллус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Ko¬митета Франции.
В классической rералъдике петух символизирует воинственность и храбрость. Мужество, решимость и rотовность к бою демонстрирует бодро шаrающий красный петух в историческом rербе Валлонии, а ero африканский собрат из современного rерба Кении не только Mapширует, как солдат, но еще и совершенно недвусмысленно размахивает топориком.
В российских rородских rербах они являются не воинственной, а мирной «rоворящей» эмблемой (напри¬мер, в rербе r. Петушки).

Когда будете прогуливаться в Лиссабоне по сувенирным лавкам, обратите внимание на множество разноцветных петухов, очень напоминающих по раске наших, русских петушков. Это один из символов Португалии. Петух Барселуш не простой, а жареный, поэтому всегда черный. А еще он справедливый. Все объясняет старинная легенда

Если верить этой легенде, в своё время петух, спасший человеку жизнь, стал в Португалии символом справедливости. События эти произошли в далёкие века в городе Барселуш. Как же это было….

Это случилось давнымдавно, когда столица Галисии Саньяго-де. Компостело была одним из центров религиозного поклонения и многие верующие отправлялись в паломничество в эти святые края.

Однажды молодой галисиец, направляясь в вышеуказанную местность, держал свой путь через город Барселуш. Устав от дороги, он попросился на ночлег в один из постоялых дворов. После молитвы и ужина, готовясь ко сну, он разделся и лёг в приготовленную ему постель.

Молодой и мускулистый торс пилигрима привлёк внимание хозяйки двора. Однако, молодой человек отверг намерения женщины. Его целью были странствие и молитва. Но нет ничего страшнее отвергнутой женщины. Решив отомстить обидчику, она дождалась, когда молодой человек уснёт, подсунула ему в сумку свои серебряные столовые приборы.

Как говаривал классик: «Лучше мужчине жить в пустыне без воды, чем встретить на своём пути мстительную особу» . Что и произошло с нашим горемыкой. Наутро, расплатившись с хозяйкой за еду и ночлег, путник уже собрался было уйти, как тут она вдруг подняла крик: - Караул! Ограбили! Держи вора! На крик прибежали стражи порядка, схватили беднягу, обыскали его вещи и, обнаружив пропажу, повели в дом судьи.

Когда нарушителя спокойствия привели к судье, тот трапезничал с друзьями, поэтому не сильно обращал внимание на оправдания пойманного с поличным вора. Как галисиец ни пытался убедить всех в том, что он понятия не имеет каким «чудесным» образом похищенные предметы попали к нему, никто не поверил его заверениям о невиновности. Факт кражи вызвал общественный резонанс. Нужно было срочно судить виновного и покарать по всей строгости закона. А в то время за воровство полагалась смерть. Вот Вам и “ Закон суров, но это закон”. Вердикт был один - виселица

Воззвав к Святому Иакову и перед тем как его вытолкали за дверь, он успел произнести: «Я не виновен. И это очевидно так же, как и то, что этот жареный петух на Вашем столе закукарекает, когда меня повесят!» . Присутствующие только посмеялись над ним. А судья в порыве гнева за испорченное настроение приказал казнить беднягу немедленно.

Далеко ходить не надо было. Средневековые города строились по обычному для того времени типу. Площадь, здание ратуши, дом судьи, напротив эшафот или виселица, всё рядом, удобно и, как говорится, всё для зрителей. Судья с друзьями, не переставая подшучивать над галисийцем, продолжили трапезу. Однако, никто почему-то так и не притронулся к петуху. И то, что ранее казалось фантастикой, в один момент вдруг превратилось в реальность. В тот самый момент, когда на площади на паломника накинули петлю, приготовленный по всем правилам кулинарного искусства петух вдруг встал на ноги и закукарекал во всё горло.

После «лёгкого» непродолжительного шока, вспомнив слова галисийца, судья выскочил из-за стола и со всех ног бросился на площадь, чтобы не дать свершиться несправедливости. К счастью для галисийца, петля не затянулась, так как узел был в спешке завязан неправильно. Да и судья успел вовремя, благо далеко бегать не надо было. Казнь была остановлена, а беднягу отпустили восвояси.

Спустя годы он вернулся в Барселуш и в благодарность о своём спасении установил в городе огромную статую петуха. С тех пор петух является символом справедливости и напоминанием о том, что правда всегда восторжествует, даже если для этого придётся запеть жареному петуху.

На кресте, находящемся на территории бывшего замка графов Барселуша герцогов Браганса, возведённого в XV веке, высечены изображения главного героя-спасителя, жертвы несправедливости и Святой Иаков в образе паломника.

«Сказку о петушке» сказывали-пересказывали великое множество раз и на различный лад. Постоянной оставалась лишь мораль. Поэтому не надо судить строго за вольную трактовку классики, где пересекаются разные версии этой легенды.

А Петух из Барселуша вовсе не закончил свое бренное существование на столе у судьи. Он возродился. В 1930 -х годах гончар из деревеньки близ Барселуша по имени Думингу Коту развлечения ради вылепил из глины петуха – в память о том самом, жареном крикуне. Фигурка получилась так себе, но ярко раскрашенный он приобрел некий шарм. Таких же петушков захотели иметь односельчане, затем жители окрестных городов. А кончилось тем, что расписной петух стал символом Португалии

Постаралась подобрать легенды доступные для понимания второклассника, которые были бы ему интересны и просты для запоминания.

Легенды про домашних животных.

Гусь

В космогонических представлениях и соответствующих мифах нередко выступает как птица хаоса, но вместе с тем и как творец вселенной, снесший золотое яйцо — солнце (образ великого Гоготуна в египетской мифологии).
В ряде языков понятия солнца и гуся передаются сходными языковыми элементами.
В Китае гусь связан с небом, рассматривается как талисман, помогающий любви в браке. У других народов гусь — воплощение святого духа, символ предусмотрительности и бдительности.
В средние века в Европе верили, что гуси являются ездовыми животными ведьм.
В ряде сибирских традиций известен т. н. «гусиный дух», ведавший судьбой.

Легенда о том как гуси Рим спасли.

Много раз нападали на Рим неприятели. В 390 году шла война с галлами. Переправившись через Альпы, Галлы двинулись вглубь Италии и вскоре осадили Рим. Защитники города мужественно отбивали атаки неприятеля. Но вскоре истощились запасы продовольствия, и в городе начался голод. Все, что было съедобно, было съедено. Остались лишь священные гуси, что жили в храме богини Юноны на Капитолийском холме. Много раз подумывали голодные защитники города об этих гусях, но боялись гнева великой богини — покровительницы Рима.

Однажды посреди ночи какой-то шум разбудил одного из воинов. Проснувшись, Марк Манлий (таково было его имя) прислушался: на вершине холма гоготали гуси. Быстро взобрался Марк Манлий на городскую стену и буквально лицом к лицу столкнулся с галлом. Той ночью неприятели тайно предприняли попытку штурма города. Марк Манлий сбросил галла со стены. Падая, враг закричал. Начали падать и другие галлы. От крика и шума гуси загоготали еще громче. Мгновенно пробудились защитники Рима и приступили к обороне города. Галлам ничего не оставалось. Как уйти от стен города. Римляне победили.

Почему корова в Индии священное животное?

В Индии считается, что в каждой корове есть что-то священное. Несмотря на то, что много людей в этой стране голодают, ни у кого их индусов не возникает мысли зарезать и съесть корову. В индийской религиозной книге Махабхарат сказано, что корова, благодаря своей чистоте, дарованной ей высшими силами, обладает возможностью наделить человека счастьем и защитить его от темноты ада. В ведических текстах говорится о том, что место, где находится корова, обладает чистой энергетикой, поэтому этим животным позволено прогуливаться даже по городским дорогам.

Петух

Мифологический персонаж, обладающий, по поверьям многих народов, сверхъестественными способностями. Петух — глашатай солнца, возвещающий начало нового дня. Красный петух является символом огня, отсюда и появилось выражение «пустить красного петуха», то есть устроить пожар. Черный же петух ассоциировался с потусторонним миром. Считалось, что петушиный крик прогоняет «нечистую силу», которая может безобразничать лишь до «первых петухов».

В греческой мифологии петух является атрибутом богини Афины, покровительницы ремесел, так как своим пением он ранним утром поднимает людей на работу. В символике и геральдике петух очень распространен как символ воинственности, независимости, прозорливости. Изображение петуха — бдительного стража — часто помещали на крышах домов, на шпилях и башнях в виде флюгера.

Собака.

На Украине одно из преданий гласит, что собака — оборотень мальчика. Рассказывают, когда Спаситель ходил по земле, то в одной деревне какой-то мальчик особенно преследовал его, бегал за ним и лаял. Спаситель проклял его и обратил в собаку.

В белорусских сказаниях возникновение собаки связано с тем, что «некогда человек был стражем рая, когда же он раз что-то украл, да вдобавок солгал, запираясь, Бог превратил его в собаку, которая теперь двор стережет и брешет».

Во многих преданиях говорится о том, что собака произошла от человека, превращенного Всевышним за прегрешения.

Но существует и прямо противоположное мнение. Некоторые племена индейцев Аляски, например, местных лаек считали своими прародителями. Думается, что в связи с этим к четвероногим «сородичам» они относились весьма учтиво.

Как собаки спасли Коринф.

Греческая легенда

По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Пятьдесят собак охраняли цитадель. В одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными охранниками. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит, а цитадель спасена, Сотер же получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью "Сотер — защитник и спаситель Коринфа". В его честь воздвигли мраморный памятник.

Кошка.

В Древнем Египте кошка почиталась не просто полезным, но и священным животным, «добрым гением жилища», хранительницей домашнего очага и была взята под защиту закона. Из-за загадочности, ночного образа жизни, светящихся во тьме глаз, редкостной плодовитости и женственности это грациозное животное было посвящено богине Луны, плодородия и деторождения Баст, или Бастет, изображавшейся с кошачьей головой. За убийство кошки полагалась смертная казнь, иногда отрезали палец или руку. При естественной смерти кошки в доме объявляли траур, все обитатели его обрезали волосы и выщипывали брови, а саму кошку часто бальзамировали и с почестями хоронили на особом кладбище. Большое количество мумий кошек найдено в гробницах фараонов.

Как сиамские кошки охраняли ценные вазы в буддийских храмах.

Сиамские кошки жили в храмах, где они охраняли ценные вазы. Чтобы выполнить это задание, кошки обматывали хвостами вазы и смотрели на них пристально, не отрываясь. Из-за этой позы у них появились загнутый хвост и косые глаза.

Легенды про диких животных.

Лягушки

Восточная притча

Однажды лягушка из океана пришла и прыгнула в колодец. Там её встретила лягушка, всю свою жизнь жившая в этом колодце. Она спросила:
— Интересно, а откуда ты пришла?
— Я пришла из океана.
Колодезная лягушка спросила:
— А он больше, чем этот колодец?
Конечно, в её глазах было недоверие, в её уме — сомнение: как что-то может быть больше, чем этот колодец, где я живу? Океанская лягушка рассмеялась и ответила:
— Очень трудно сказать что-нибудь, так как там нет меры.
Колодезная лягушка сказала:
— Тогда я дам тебе меру, чтобы ты смогла это сделать.
Она нырнула на четверть глубины колодца, одну четвертую пути, и спросила:
— Этого хватает?
Океанская лягушка засмеялась и сказала:
— Нет.
Тогда та нырнула на половину глубины колодца и спросила:
— Этого хватает?
Океанская лягушка снова сказала:
— Нет!
Тогда та нырнула до самого дна колодца и торжествующе сказала:
— Теперь ты не можешь сказать "нет".
Океанская лягушка сказала:
— Ты можешь обидеться, а я не хочу быть невежливой, но ответ по-прежнему тот же: нет!!!
Тогда колодезная лягушка сказала:
— Убирайся отсюда, ты, лгунья! Ничто не может быть больше этого колодца!

Лесной голубь

Легенда Майя

Жил на земле один храбрый и сильный воин. Он любил охоту и часто охотился на животных в глухих лесах. Однажды, охотясь, он очутился у какого-то лесного озера и, к своему большому удивлению, увидел прекрасную девушку, плывущую в лодке. Храбрый воин так сильно влюбился в неё, что при любой возможности возвращался к берегу того озера, в надежде хотя бы только увидеть девушку. Но всё было напрасно; всё, что он видел — была лишь водная гладь, отражающая свет солнца.

Так, он решил искать помощи у ведьмы, которая сказала ему:
— Ты никогда не увидишь ту девушку, если только не превратишься в голубя.
— Я только хочу увидеть её!
— Когда ты превратишься в голубя, то никогда больше не сможешь вернуться в человеческий облик.
— Я только хочу увидеть её!
— Если ты только этого и хочешь, то пусть осуществиться твоё желание.

И ведьма воткнула шип в шею храброго воина. И как только она это сделала, молодой человек превратился в голубя. Он взметнулся ввысь и полетел к лесному озеру, там он сел на ветку и стал ждать. Прошло немного времени, и он увидел ту самую девушку, и тогда он подлетел к ней и стал ласкаться. Девушка взяла его в свои руки и, гладя, вытащила шип из его шеи. Ей не следовало делать этого! Голубь умер, уронив голову. Видя это, девушка в глубокой печали воткнула тот же самый шип себе в шею и тотчас превратилась в голубя. С того дня она стала грустить о своём голубе и оплакивать его.

Змея-невеста

Летописцы прошлых лет повествуют о волшебных созданиях, которые могли предстать в различных ужасающих образах: в качестве чудовищных змей или когтистых зверей, покрытых чешуей. Их называли ламиа, и они были наиболее опасны в образе красивой женщины. Хотя они по своей натуре были влюбчивы и искали любви смертных, ламиа представляли собой самую темную сторону волшебного царства.

Однажды в окрестностях Коринфа юноша по имени Люциус встретил женщину такой сверкающей красоты и волнующего очарования, что его сердце в ту же минуту охватила любовь. Она ответила ему ласковым взглядом и стала его возлюбленной. Их встречи были наполнены такой радостью и счастьем, что Люциус решил жениться на ней.

Он приготовил роскошный свадебный пир, но в разгар празднества заметил, что невеста побледнела и готова упасть в обморок. Ее била дрожь, а дыхание больше напоминало тяжелые вздохи. Когда юноша пытался ей помочь, она молча указала на пожилого мужчину, стоявшего среди гостей. Этот человек был воспитателем, преданным наставником юноши. Он, не отрываясь с мрачным выражением, смотрел на невесту.
— Я не хочу, чтобы ты стал жертвой змеи и умер в ее удушающих объятиях, — сказал мудрый наставник.

Крик боли раздался в переполненном гостями зале. Женщина начала извиваться, и на этом месте, где она только что стояла, все увидели мерцание сапфиров, золота и изумрудов - переливалась чешуя свернувшейся кольцами змеи. Мгновение спустя невеста исчезла.

Наставник, однако, слишком поздно распознал угрозу, и, лишенный своей возлюбленной, Люциус умер от тоски, а его свадебная мантия стала ему саваном.

Звездная медведица

Греческая легенда

Давным-давно, в незапамятные времена правил страной Аркадией (горная область в центре Пелопоннесского полуострова) царь Ликаон. И была у него дочь — красавица Каллисто. Полюбила Каллисто прекрасного и могущественного бога Зевса и родила от него сына Аркада. Но жестокая и ревнивая Гера, супруга Зевса, превратила молодую Каллисто в Медведицу.

Пока несчастная блуждала по лесам, подрос ее сын Аркад, стал пастухом и отличным охотником. Однажды на охоте, увидев Медведицу, Аркад поднял оружие, чтобы убить ее. Но тут своевременно появился посланец Зевса и взял их обоих на небо, превратив в созвездия.
Каллисто превратилась в созвездие Большой медведицы. Созвездие Пастуха (Волопаса) расположено на небе рядом. Ярчайшая звезда в нем и называется Арктур (Аркад).
Малая Медведица, согласно одной из легенд — это служанка, сопровождающая Каллисто в ее вечном странствии.

Как лев однажды чихнул



Статьи по теме: