Автор музыкального произведения царевна лебедь. Самые известные оперы мира: Сказка о Царе Салтане, Н

С момента появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим действующим лицам.

Любовь Чацкого к Софье - чувство искреннее, горячее. Он объясняется ей в любви при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по его словам о Молчалине, обращенным к Софье:

Но есть ли в нем та страстность? то чувство? пылкость та?Чтоб, кроме вас, ему мир целыйКазался прах и суета?

Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. В запальчивости он упрекает ее даже в том, в чем она совсем перед ним не виновата:

Зачем меня надеждой завлекали?Зачем мне прямо не сказали,Что все прошедшее вы обратили в смех?

"Тут что ни слово - то неправда, - говорит . - Никакой надеждой она его не завлекала. Она только и делала, что уходила от него, едва говорила с ним, призналась ему в равнодушии... Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!" Но дело-то в том, что Чацкий отличается "искренностью и простотой... Он не франт, не лев...". В своем чувстве к Софье он непосредствен, искренен, честен. В то же время, ослепленный горем, он может быть запальчив и несправедлив. Но от этого образ Чацкого делается нам ближе и правдивее. Это живой человек, и он может ошибаться.

Кто же такая Софья, которую так страстно любит Чацкий?

Очень хорошо сказал о ней Гончаров: "Это смесь хороших инстинктов с ложью живого ума, с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, - путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга".

Софья молода и неопытна, а воспитание и среда уже наложила отпечаток на ее взгляды и поступки. И Чацкому приходится признать, что он в ней горько обманулся. Впрочем, людей любят всяких, и подлых и неверных в том числе. Это не может заставить разлюбить. Здесь человеческие достоинства и недостатки плохо учитываются, а если и учитываются, то очень необъективно. Любовь, как говорится, зла...

Итак, личная драма Чацкого осложняет общественную, ожесточает его против дворянской Москвы.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Чацкий и Софья (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Комедия "Горе от ума" в русской литературе стоит особняком. Без фигуры Чацкого комедии бы не было. Чацкий умён и сердечен, остальные - нет. Сущность характера Чацкого выражается в его словах: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Несчастная любовь к Софье - причина и мотив "мильона терзаний" Чацкого. Главная мысль этого отрывка в том, что для создания произведения с внутренним напряжением необходимо было ввести человека, резко контрастирующего с рутиной тогдашнего общества. Такой персонаж
    Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве. В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. Он хорошо понимает людей
    Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого - крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы: Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием говорит о крепостниках и крепостном праве. Если Фамусов, Молчалин,
    О Чацком: Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, "жизнь свободную". Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной начатым веком. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы. От страха за себя Фамусов клевещет на Чацкого, но лжет он потому, что ему нечего сказать. Роль Чацкого неизбежна при каждой смене одного века другим, т. к. каждое
    Столкновение Чацкого и фамусовской Москвы неизбежно. Как только Чацкий приехал в дом Фамусова, тут же появились разногласия. Фамусов и Чацкий совершенно разные люди, поэтому между ними всегда возникают противоречия. Все то, что хвалит Фамусов в Москве, Чацкий осуждает. Происходит столкновение "века нынешнего", то есть передового дворянства, с "веком минувшим" - массой крепостников. Чацкий считает, что "век минувший" уже отошел, а "век нынешний" уже сделал свои завоевания. Фамусова устраивает жизнь в дворянской Москве.
    "Горе от ума" и "Евгений Онегин" - произведения, посвященные одному периоду жизни России. (Эпоха после войны 1812 года. Ощущение (в обществе) необходимости перемен. Появление людей, не желающих жить по-старому.) Чацкий и Онегин - герои переломной эпохи. Сходство героев. (Происхождение: Онегин - сын "промотавшегося" дворянина; Чацкий воспитывался в доме богатого Фамусова. Отношение к обществу, свету: Онегин устал от балов, светских обедов, едет в деревню, но и там - "вечный разговор про
    "Горе от ума" и "Евгений Онегин" - произведения, посвященные одному периоду жизни России. (Эпоха после войны 1812 года. Ощущение (в обществе) необходимости перемен. Появление людей, не желающих жить по-старому.) Чацкий и Онегин - герои переломной эпохи. Сходство героев. (Происхождение: Онегин - сын "промотавшегося" дворянина; Чацкий воспитывался в доме богатого Фамусова. Отношение к обществу, свету: Онегин устал от балов, светских обедов, едет в деревню, но и там - "вечный разговор про

А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» Как Софья Павловна у вас похорошела! А. С. Грибоедов Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» °ткрывает правдивую галерею русских национальных характеров. И, безусловно, лучшими, в художественном смысле, явдя! ются Чацкий и Софья. По силе характеров, страстности, умению отстаивать свою точку зрения они очень схожи, только вот к цели идут разнъь ми путями.

Александр Андреевич Чацкий - открытая и смелая душа, оц ничего не боится, кидается в борьбу с «открытым забралом» Из-за молодости и неопытности он еще верит, что людей можно изменить, внушить им высокие идеалы, объяснив ошибки и заб-луждения. Оттого он так «мечет бисер» перед Репетиловыми и тому подобными. Его задача - «высветить» глупость и ограниченность окружающих его людей.

А судьи кто? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима. Сужденья черпают из забытых газет… Всегда готовые к журбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Софья же плоть от плоти этого общества - ослепленный любовью, Чацкий еще не понял этого.

Она прекрасно приспосабливается к законам, навязанным ей близкими: и уже прекрасно умеет изворачиваться, лгать и притворяться, и всегда делать по-своему, как хочется ей. Она и дальше будет поступать так же, в этом ее суть. Подумаешь, как своенравно! Бывает хуже, с рук сойдет; Когда ж печальное ничто на ум нейдет… Чацкий догадывается и не хочет верить, что Софья его не любит, что есть у него счастливый соперник.

Софья жестоко ошиблась, выбрав предметом обожания Мол-чалина. Сама она объясняет это «роком», но правда в том, что от скуки и безделья и Молчалин сгодился в «предмет страсти». Молчалин вам наскучил бы едва ли, Когда б сошлись короче с ним… Я не старалась, бог нас свел. Низкопоклонство, лицемерие, угодничество Молчалина Соо фья возводит в ранг заслуг, даже достоинств. А как же иначе.

Она живет в таком обществе, где каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, как Чацкий, если будешь отличаться от остальных. Невозможно быть искренним, когда тебя не т слушать. Без денег и чинов нельзя «сметь свое суждение ь». Это норма жизни данных людей.

Софья приспособилась 11 ой обстановке; вероятно, не откройся коварство МолчалиК она нашла бы способ связать свою судьбу с его. Но и в этом ‘у когда-то открывается истина. И чем ее больше скрывали, 1 м Сокрушительнее ее действие. Чацкий не на шутку «расходился», когда понял, что его соперик - Молчалин. Это больно ударило по самолюбию Александра Андреевича; он умен, но слишком пылок, чтобы сдерживать эмоции. Не образумлюсь…

виноват, Я слушаю, не понимаю, Как будто все еще мне объяснить хотят. Растерян мыслями… чего-то ожидаю.

Он настолько забывается, что начинает во всем винить Софью, но она-то сразу ему сказала, что не любит его, только вот Чацкий не хотел этого услышать. Теперь же он изливает свою обиду и желчь, понимая бессмысленность происходящего. Он просто «дурно ведет себя». Оскорблена его любовь, унижено его чувство. У Александра Андреевича не хватает благородства пожалеть Софью, а это необходимо.

Умная девушка, с пылкой и страстной душой, полюбила ничтожного человека, да еще и труса. Теперь ей ждать нечего. Отец, конечно, примет меры. И если решит отдать ее замуж за Скалозуба, то уж не будет медлить Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру и брать в расчет чувства дочери, что для нее Мне все равно, что за него, что в воду.

Теперь уж Павел Афанасьевич не будет так «слеп» и снисходителен, он получил прекрасный урок. Комедия заставляет задуматься над перипетиями людских судеб. Ведь всякое литературное - это концентрированный о действительности жизни, и когда бы ни жили люди, они страдают и радуются, плачут и смеются одинаково. Скорее в обморок, теперь оно в порядке, Важнее давишной причина есть тому, Вот, наконец, решение загадке! Вот я пожертвован кому!

А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх, и стыд, - За двери прячется, боится быть в ответе… Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! - Молчалины блаженствуют на свете!

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Чацкий и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . Литературные сочинения!

В своей неувядающей комедии "Горе от ума" Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и ҭипичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как можеҭ показаться на первый взгляд. И Софья, и Чацкий несуҭ в себе те качества, которыми не обладаюҭ большинство представителей фамусовского общества. Их отличаеҭ сила воли, способность переживать "живые страсти", самоотверженность, умение делать собственные выводы. Софья и Чацкий росли и воспиҭывались вместе в доме Фамусова: Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала деҭскою нас дружбой... За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эҭи качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращаеҭся на родину, мы понимаем, что его чувств "ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест". Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуеҭся встрече. Чацкий никак не можеҭ понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сенҭиментальных романов, Софья жаждеҭ любви и хочеҭ быть любимой, но Чацкий далеко, лирикому она избираеҭ для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, "жалчайшее созданье" Мол-чалин лишь используеҭ отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской и лирикому направляеҭ искреннюю, нежную, готовую на жерҭвы любовь на труса и низкопоклонника. Чацкий довольно скоро понимаеҭ, что Софья не разделяеҭ его чувств, и хочеҭ знать, кто же ее избранник его соперник. Многое говориҭ о том, что этот счастливчик Молчалин, но Чацкий никак не хочеҭ и не можеҭ этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима. Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость,та. Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам? Принимая холодность Софьи, Чацкий не требуеҭ от нее отвеҭных чувств, ведь невозможно заставить сердце полюбить! Однако он стремиҭся познать логику ее поступков, выбора, он хочеҭ знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находиҭ их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означаеҭ разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась криҭически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представительницу фамусовского общества. Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась приҭворяться, лгать, изворачиваться, но делаеҭ это не из корыстных интересов, а пытаясь защиҭить свою любовь. Она испыҭываеҭ глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, лирикому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращаеҭся для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ-кому другу, безумно любящему ее: пускаеҭ слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергаеҭ Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлеҭ фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугаеҭ Софью, он "не свой", из другого круга: Да этакий ли ум семейство осчастливиҭ? А Чацкий тем временем все ищеҭ определения чувствам Софьи и обманываеҭся, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродетели. Чацкий все надееҭся на ясность разума и чувств Софьи, и лирикому в который раз списываеҭ Молчалина со счетов: С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною! Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои? Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвеҭ |не только ниҭи, связывающие его с фамусовским обществом, он разрываеҭ свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный выбором ее до глубины души: Вот я пожерҭвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил!

Опера в 4 действиях с прологом

Либретто В. И. Бельского

Действующие лица

Царь Салтан (бас)

Младшая сестра (Царица Милитриса) (сопрано)

Средняя сестра (Ткачиха) (меццо-сопрано)

Старшая сестра (Повариха) (сопрано)

Сватья баба Бабариха (меццо-сопрано)

Царевич Гвидон (тенор)

Царевна Лебедь (в начале Лебедь-птица) (сопрано)

Старый дед (тенор)

Гонец (баритон)

Скоморох (бас)

Первый корабельщик (тенор)

Второй корабельщик (баритон)

Третий корабельщик (бас)

Голоса чародеев и духов, бояре, боярыни, придворные, нянюшки, дьяки, стражники, войско, корабельщики, звездочёты, скороходы, певчие, слуги и прислужницы, плясуны и плясуньи, народ, тридцать три морских витязя с дядькой Черномором, белка, шмель.

Действие происходит частью в городе Тмутаракани, частью на острове Буяне.

История создания

Истоки замысла оперы по пушкинской «Сказке о царе Салтане» (1831) точно не установлены. Есть основания полагать, что эту мысль подал композитору В. В. Стасов. Разработка сценария началась зимой 1898/99 года. Окончить оперу предполагалось к 100-летию со дня рождения А. Пушкина (1899). Весной этого года композитор приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Премьера оперв состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене Московской частной оперы – Товарищества Солодовниковского театра.

«Сказка о царе Салтане»

Музыка

Зимний вечер. Деревенская светлица. Три сестры сидят за пряжей. Старшая и Средняя сестры не слишком усердствуют, поощряемые бабой Бабарихой: "Через силу не пряди, дней ведь много впереди". Однако, младшей сестре – Милитрисе – не дают сидеть, сложа руки. За кротость и скромность старшие сестры считают ее дурочкой. Старшие сестры похваляются друг перед другом своим дородством и красотой и мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если б вдруг стала царицей.

У дверей светлицы остановился царь, проходивший со свитой бояр мимо. Он прислушивается к разговору сестер. Старшая хвалится задать пир на весь мир, Средняя - наткать полотна, Милитриса обещает для батюшки-царя родить богатыря. Царь входит в светлицу. Ошеломленные сестры и Бабариха падают на колени. Царь велит всем следовать за ним во дворец, чтобы стать: Милитриса - царицей, а ее сестры - Поварихой и Ткачихой. Сестры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Бабариха предлагает план: когда царь уедет на войну, а царица родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту: "Родила царица в ночь не то сына, не то дочь. Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку". Сестры одобряют план и заранее торжествуют победу.

Действие первое. . Царский двор в Тмутаракани. ( ). Милитриса грустит. Около нее Бабариха и Скоморох, прислужницы, у ворот - стража. Входит Повариха с подносом яств. Появляется Старый дед и просит пропустить его к царевичу, он хочет распотешить ребенка сказками. Приходит Ткачиха - похвастать вытканным ею затейливым ковром. Проснулся царевич. Няньки поют ему веселую детскую песенку "Ладушки". Царский двор наполняется народом. Все восхищаются царевичем, хор исполняет здравицы в честь него и царицы. Расталкивая толпу, вваливается пьяный Гонец с грамотой от царя. Он жалуется царице на то, как плохо был принят царем Салтаном, и рассказывает о "хлебосольной бабушке", накормившей его досыта и напоившей допьяна. Дьяки читают царскую грамоту: "Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и приплод в бочке бросить в бездну вод". Все в недоумении. Милитриса в отчаянии. Сестры и Бабариха злобно радуются. Вводят царевича Гвидона. Царица обнимает его, в грустной песне изливая свою скорбь. Выкатывают огромную бочку. Под плач и причитания народа царицу с сыном замуровывают в бочку и провожают до берега. Плач толпы сливается с шумом набегающих волн.

Действие второе. . Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Постепенно море успокаивается, выбрасывает бочку на берег, и из нее выходят Милитриса и повзрослевший царевич. . Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь "остров пуст и дик". Гвидон успокаивает мать и принимается за дело - мастерит лук и стрелу. Вдруг раздается шум борьбы и стон: это на море "бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней". Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумленные царица и царевич видят , выходящую из моря. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает "отплатить ему добром" и открывает свою тайну: "Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, чародея подстрелил". Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Мать поет сыну колыбельную песню. Оба засыпают. . Наступает рассвет. Из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. Царица и царевич просыпаются, любуются видением, и Гвидон догадывается: "вижу я – Лебедь тешится моя!". Из ворот города выходит ликующий народ, благодарит Гвидона за избавление от злого чародея и просит княжить в славном городе Леденце.

Действие третье.

Картина первая . . Берег острова Буяна. Вдали виден корабль, везущий гостей-корабельщиков в Тмутаракань. С тоской смотрит им вслед Гвидон. Он жалуется Лебедь-птице, что прискучили ему все чудеса острова, а хочет он видеть отца, да так, чтобы самому остаться невидимым. Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и велит царевичу трижды окунуться в море, чтобы обернуться шмелем. Звучит знаменитый оркестровый полет шмеля - это Гвидон улетает догонять корабль.

Картина вторая . . Царский двор в Тмутаракани. Царь Салтан сидит на троне, он грустен. Около него Повариха, Ткачиха, Бабариха. К берегу пристает корабль. Торговых гостей приглашают к царю, сажают за уставленный яствами стол, потчуют. . В благодарность за угощение гости начинают рассказы о чудесах, виденных ими в свете: превращение пустынного острова в красивый город Леденец, в котором живут и белка, умеющая грызть золотые орешки и петь песенки, и тридцать три богатыря. Повариха и Ткачиха стараются отвлечь внимание царя другими рассказами, а Шмель злится на них за это и жалит каждую в бровь. У царя Салтана все усиливается желание посетить чудесный остров. Тогда Бабариха заводит рассказ о самом удивительном из чудес: о прекрасной царевне, которая красотой "днем свет божий затмевает, ночью землю освещает". Тут Шмель жалит Бабариху в самый глаз. Она кричит. Начинается общий переполох, ловят Шмеля, но он благополучно улетает.

Действие четвертое .

Картина первая. . Берег острова Буяна. Вечер. Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он зовет Лебедь-птицу, признается ей в любви к царевне и просит найти ее. Лебедь не сразу выполняет его просьбу: она сомневается в его чувстве. Но Гвидон настаивает, он готов идти за любимой "хоть за тридевять земель." И, наконец, Лебедь молвит: "Зачем далеко? Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта - я". В сгустившейся темноте возникает Царевна-Лебедь в ослепительном блеске своей красоты. Наступает утро. Доносится песня. Это царица Милитриса идет к морю в сопровождении прислужниц. Гвидон и Царевна просят ее дать согласие на брак. Милитриса благословляет детей.

Картина вторая . Оркестровое вступление повествует о городе Леденец и его чудесах: белка, богатыри, Царевна-Лебедь. На острове Буяне ждут прибытия Салтана. Раздается колокольный звон. Корабль пристает к пристани. . На берег сходит свита царя, а за ней - Салтан в сопровождении Поварихи, Ткачихи, Бабарихи. Гвидон приветствует знатного гостя, усаживает рядом с собой на трон и предлагает полюбоваться чудесами. По знаку царевича трубят глашатаи, возвещая о появлении хрустального домика с замечательной белкой, а потом - витязей с дядькой Черномором, и, наконец, из терема выходит Царевна-Лебедь. Все восхищены и прикрывают глаза руками, ослепленные ее красотой. Салтан взволнован. Он просит волшебницу-Лебедь показать ему царицу Милитрису. "Взглянь на терем!" - отвечает Лебедь. На крыльце показывается царица. Дуэт Салтана и Милитрисы радостен и взволнован. Царь спрашивает о сыне. Гвидон выступает вперед: "Это я!". Повариха и Ткачиха падают в ноги царю Салтану, моля о прощении. Бабариха в страхе убегает. Но на радости царь прощает всех. . Торжественный пирв Леденец. Народу выносят угощение. Все славят царевну Лебедь – прекрасную жену Гвидона. Развеселившись, многие пускаются в пляс. Все задорнее становится шуточная песня. Слышны призывные звуки труб.

© Александр МАЙКАПАР



Статьи по теме: