Аргумент из литературы на тему чуда. Литературные примеры для написания сочинения к егэ по русскому языку

Проблема взросления человека всегда волновала не только психологов, но и деятелей культуры: писателей, художников, музыкантов и так далее. Период считается чуть ли не самым сложным в жизни.

Литература и аргументы: проблема взросления в популярных произведениях

В своей небольшой повести «Над пропастью во ржи», ставшей классическим произведением, также поднимает эту тему. Он оговаривает ее довольно необычно: главный герой повести, Холден Колфилд, является самым натуральным нигилистом, отрицающим все хорошее, что ему может предложить общество. В силу своего возраста Колфилд приводит по-настоящему смешные аргументы. Проблема взросления главного героя повести - это и есть тот самый пресловутый подростковый кризис. Холдену всего лишь 17 лет, поэтому для него актеры театра играют «слишком хорошо», школа вызывает в нем отвращение, а окружающие люди, которые пытаются с ним контактировать, натыкаются на прочную стену непонимания и неприятия. Повесть, однако, заканчивается тем, что Колфилд наконец чувствует себя счастливым.

Пропасть между поколениями или глупость молодых?

Проблема взросления в литературе раскрывается с разных позиций, но понятие нигилизма в подобных произведениях фигурирует очень часто. Неокрепшее сознание подростка отрицает абсолютно все, потому что он таким образом хочет повысить свою значимость и выразить своеобразный протест. Так, продолжая тему нигилизма, стоит обязательно упомянуть знаменитый роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения, из-за которого и развивается основной внешний конфликт - Евгений Васильевич Базаров. Он не видит смысла в любви, презирает любые формы искусства и считает, что нормы морали и религии придуманы от нечего делать. Несмотря на внешнюю «крутость», этот персонаж вызывает только чувство жалости у зрелого читателя. Человек, который пытается полностью противопоставить себя обществу, не может вызывать уважение, потому что такое поведение называется инфантильным. Базаров кичится своим нигилизмом, от которого спустя несколько лет не останется и следа.

Кодекс чести для оленя: история о Бэмби

Проблема раннего взросления затронута в небезызвестном произведении Феликса Зальтена под названием «Бэмби, жизнь в лесу». Маленький антропоморфный олененок, изображенный в книге, проходит через все стадии взросления. Он понимает, что суровая жизнь требует от него стать сильным и непоколебимым, но детство очень долго не отпускает его. Маленький Бэмби видит, что отец не слишком внимателен к нему, и поэтому изо всех сил старается стать более самостоятельным. Трагическая смерть матери вносит свою лепту, и олененок начинает становиться мужественнее и серьезнее, но одновременно и страдает от того, что не может никак ускорить этот процесс - такова его проблема взросления. Аргументы из литературы, пусть даже из детской, подтверждают, что период переходного возраста оставляет в нашей жизни неизгладимый след, и многое зависит именно от того, насколько удачно пройдет этот период. В книге «Бэмби, жизнь в лесу» главный герой оказывается достаточно сильным. Но всегда ли так бывает в жизни?

Детство, отрочество и юность

Очень весомые собственные аргументы к проблеме взросления привел также знаменитый писатель Алексей Толстой. Написав свой автобиографический роман из трех частей «Детство. Отрочество. Юность», он дал не только растущему поколению, которое рассматривает это произведение в школе, но и взрослым читателям. Толстой очень подробно описывает становление своей еще не окрепшей личности, так что читатель «растет» вместе с маленьким Лешей, который превращается в статного мужчину Алексея. Свою жизнь писатель описывает довольно бесхитростно, однако очень интересно. Можно заметить, как менялось мышление героя, как его мировоззрение становилось все более зрелым, как трансформировалось его отношение к собственной семье. Чем старше становился Леша, тем больше он замечал и понимал, и ничего из этого не ускользнуло в том числе и от читателя. Конечно, некоторые эпизоды Толстой наверняка придумал или додумал, но художественной ценности произведения это нисколько не умаляет.

Взрослые дети Америки и их трагедии

Хотя проблема раннего взросления детей чаще всего затрагивается или в психологической, или в военной литературе, эту тему можно встретить и в некоторых произведениях на отвлеченную тематику. Например, Теодор Драйзер в своей «Американской трагедии» очень талантливо описал, к чему может привести ранняя самостоятельность ребенка, который вынужден планировать свою жизнь отдельно от семьи. Такую тематику также очень любил судьба которого как раз так и сложилась. Автор был вынужден работать с малых лет, чтобы прокормить свою семью и младших братьев и сестер. Драйзер же раскрыл суть понятия «недолюбленого» ребенка, который тяготится тщеславием и меркантильностью и считает, что положение в обществе важнее чести. Главный герой «Американской трагедии» сам виновен в своих несчастьях, потому что изворотливость и жадность никогда не приносят человеку счастья. Вынужденный продумывать собственный бизнес-план с юного возраста, Клайд Гриффитс попадает в ловушку раннего взросления, когда основные еще не постигнуты, а деньги зарабатывать ты уже научился.

Психологизм персонажей от Джоан Роулинг

Очень часто и женщинами затрагивается пресловутая проблема взросления. Аргументы из литературы принимаются во внимание даже в том случае, если жанр этой литературы - фантастика. По такой тропе пошла знаменитая создательница мира о Гарри Поттере Джоан Кэтлин Роулинг. На протяжении семи книг ее герои растут, а читатель с интересом наблюдает за переменами в их психологии. Сначала трое друзей - Рон, Гарри и Гермиона - просто дружат, а с четвертой книги, когда они становятся взрослее, начинают испытывать уже и чувство привязанности друг к другу. Роулинг мастерски описывает их отношения - возможно, решающую роль в ее потрясающей технике психологизма сыграл именно тот фактор, что она женщина. От менее зрелого читателя могут и ускользнуть некоторые причины конфликтов между персонажами, но более опытный читатель сразу же заметит, что виной всему - юношеские переживания. Несмотря на то что «Гарри Поттер» - книга о волшебных мирах и магических приключениях, эти юношеские переживания очень жизненны и реалистичны. Из песни, как известно, слов не выкинешь.

Дети-ангелы у Рэя Брэдбери

Порой бывает очень интересно, насколько удивительными могут быть авторские аргументы. Проблема взросления затрагивается ими как бы невзначай, мимоходом, однако литературные критики все равно улавливают эту тему в их произведениях. Рэй Брэдбери в своей книге «Вино из одуванчиков» прибегает к довольно необычной технике. Он повествует именно так, как стал бы описывать события маленький мальчик. Это добавляет книге известного шарма, ведь взрослые читатели уже давно забыли, о чем они мечтали и думали в детстве. Брэдбери мастерски подчеркивает отличие детского сознания от взрослого, и это делает книгу очень светлой и милой. Менее интересной она от этого также не становится - напротив, книгой можно «захлебнуться» во время чтения. Только в детстве мы можем мечтать о теннисных туфлях или свежих цветах. Детские эмоции и мысли всегда очень искренни и светлы, и именно это показывает в своем произведении Брэдбери.

Война и мир для неокрепших душ

Проблема взросления на войне также поднималась очень часто в классической литературе. Лев Толстой не стал посвящать этой проблеме целую книгу, но вплел ее в множество других тем и проблем в своем бессмертном произведении «Война и мир». Примером неокрепшего, еще детского сознания, которое становится тверже и взрослее, является образ Наташи Ростовой, которую меняет война. Толстой подчеркивает, как это больно и неправильно, когда взросление как бы вырвано из ребенка насильно, когда он вынужден взрослеть. Конечно, война - это не то время, когда можно позволить себе надолго застревать в детстве, но как несправедлива она к тем, кто еще даже не успел как следует рассмотреть! Первые любовные переживания, дрожь в коленях, волнения и глупые шутки с подругами - всего этого лишены девочки-подростки, которым приходится жить во время войны. Характер твердеет или ломается, а любовь или крепнет и становится кремневой, или рассыпается на части, собрать которые не представляется возможным.

Раннее взросление, о котором никто не догадался

Примечательно, что Владимир Набоков приводит в теме взросления совсем недетские аргументы. Проблема взросления в его скандальном произведении «Лолита» затрагивается немного косвенно, однако все равно имеет место. Молодая девушка, точнее, девочка, которая ради собственной выгоды или из праздного интереса считает нормальным завести отношения со взрослым мужчиной - это очень интересный персонаж, который не постеснялся описать Набоков. Его Лолита сперва кажется совсем невинным, ничего не понимающим ребенком, который подвергается растлению и не осознает этого. Однако по ходу произведения читатель узнает, что Лолита не так уж и проста, а повзрослела она уже очень и очень давно. Потрясающе, как такая молодая девочка может уверенно и лицемерно вести себя с мужчиной, который годится ей в отцы. Возможно, именно это и потянуло к ней главного героя - взрослая женщина в теле малолетней девочки. Одно остается ясным: то, что произошло с Лолитой, нельзя назвать никак иначе как трагедией.

Проблема становления характера в культовом произведении Киплинга

Очень тонко описал эту тему Редьярд Киплинг в своей «Книге джунглей». Тема взросления личности затронута у него как бы мельком, но автор, кажется, приводит совершенно неоспоримые аргументы. Проблема взросления Маугли хоть и занимает всего одну главу в этом произведении, но становится переломным моментом книги. Именно потому, что Маугли начинает становиться мужчиной и испытывать чувства к противоположному полу, внешний конфликт в произведении выходит на новый уровень. Если бы Маугли никогда не ощутил и не заинтересовался девушками, он бы мог прожить в джунглях всю жизнь. Но, конечно, тогда бы читатели не получили и классического произведения, не раз экранизированного разными телевизионными студиями. Маугли больше не может жить среди членов своей прежней, животной семьи. Каким бы романтическим ни было это произведение, читатель все равно понимает, что это - история жизни каждого человека, переданная в форме очень красивой и необычной метафоры. Взрослея, человек выходит из зоны комфорта, и поэтому душа его плачет, как новорожденный младенец.

«Что такое материнская любовь»

г. Мыски Кемеровской обл.

В качестве литературного примера можно взять

· прочитанные произведения по программе курса литературы и внепрограммные произведения,

· тексты одного блока,

· другие тексты из открытого банка заданий сайта ФИПИ, соответствующие теме сочинения.

Приводя пример из текста экзаменационного варианта КИМ (первый аргумент), ученик может написать: В тексте NN …

При использовании стороннего текста (второй аргумент) следует указывать автора и название произведения.

Если ученик затрудняется в определении жанра произведения, то можно написать: В произведении NN «SS» …

Использование выражения В книге NN «SS» … возможно для крупных произведений, так как для произведений малых и средних форм (рассказ, очерк, повесть и др.) книгой может быть сборник.

Начало 3-го абзаца может быть таким: В качестве второго аргумента хочу привести пример из книги (рассказа, повести т.п.) NN «SS».

Любовь к родине

1) Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

2) Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

3) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита-ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли-ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

4) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден-ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

5) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж-данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

6) Африканские невольники , вывезенные в Америку, тос-ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

7) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома - чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

8) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло-жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

9) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто-лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме-шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес-ким кораблям.

10) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе-дить тебя?».

11) Дуб отвечал , что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин-ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

12) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто-шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди-раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва-ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

13) Турки во время своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои-ны станут надежным оплотом государства.


В тексте Ивана Александровича Ильина поднимается проблема отношения человека к плохому настроению.

В основу своего повествования автор взял размышления на тему влияния плохого настроения на окружающих и себя. Он рассказывает, что плохое настроение появляется из разлада человека и что человеку следует скрывать его от окружающих, чтобы не заражать их им.

Приведём пример из романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

Ленский, уговоривший Онегина поехать на именины Татьяны, становится жертвой дурного настроения Евгения, который, попав в ненавистное ему окружение из гостей-соседей, мстит другу ухаживанием за Ольгой, что приводит к дуэли и смерти Ленского.

Также можно привести пример из романа М.ЮЛермонтова "Герой нашего времени". В нём Печорин и Грушницкий не стали прощать друг другу обиды, они оба пытались на злобу ответить злобой, что привело к дуэли. Проявляя они хоть немного понимания, и трагических последствий можно было бы избежать.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что если каждый из наст будет бороться с ненавистью хотя бы в себе, то мир станет немного добрее.

Обновлено: 2017-05-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

  1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно. Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён. К сожалению, их счастье невозможно.
  2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.
  3. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров отрицал всё, в том числе и любовь. Но жизнь заставила его испытать его это истинное чувство к Анне Одинцовой. Суровый нигилист не смог противостоять уму и обаянию этой женщины.
  4. И А. Гончаров. «Обломов». Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви. Однако усилия влюблённых были тщетны.
  5. А. Н. Островский. Невозможно жить без любви. Доказательством тому является, например, глубокая драма, которую пережила Катерина, главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза».
  6. И.А. Гончаров. «Обломов». Великая сила любви - тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся. Например, Илья Ильич, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова. Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее.
  7. Л.Н. Толстой. Любовь - великое чувство. Оно способно изменить жизнь человека. Но может принести много надежд и разочарований. Однако это состояние может и преобразить человека. Такие жизненные ситуации были описаны великим русским писателем Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Например, князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь - великая сила.
  8. А. Куприн. Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.
  9. И.А. Гончаров «Обломов». Влияние дружбы на формирование личности - серьёзная тема, волновавшая И. А. Гончарова. Герои его романа, ровесники и друзья, И. И. Обломов и А. И. Штольц, показаны почти по одной схеме: детство, окружение, образование. Но Штольц пытался изменить сонную жизнь друга. Его попытки не увенчались успехом. После кончины Обломова Андрей взял в свою семью сына Ильи. Так поступают настоящие друзья.
  10. И.А. Гончаров «Обломов». В дружбе осуществляется взаимовлияние. Отношения бывают непрочными, если люди не желают помогать друг другу. Это показано в романе И.А. Гончарова «Обломов». Апатичная, трудная на подъём, натура Ильи Ильича и молодая энергия Андрея Штольца - всё это говорило о невозможности дружбы между этими людьми. Однако Андрей прилагал все усилия подвигнуть Обломова на какую-нибудь деятельность. Правда, Илья Ильич не смог достойно ответить на заботу друга. Но желания и попытки Штольца заслуживают уважения.
  11. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Дружба не всегда бывает прочной, особенно если она держится на подчинении одного человека другому. Подобную ситуацию описал Тургенев в романе «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов сначала был яростным приверженцем нигилистических взглядов Базарова и считал себя его другом. Однако он быстро растерял убеждение и перешёл на сторону старшего поколения. Базаров, по словам Аркадия, остался в одиночестве. Это произошло оттого, что дружба не была равноправной.
  12. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (о дружбе, товариществе). О том, что «нет святее уз товарищества», говорится в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».


Статьи по теме: