Подчинительная связь. Сложное предложение

Под сочинительной связью понимается такая связь, при которой отсутствует грамматическая зависимость одного компонента синтаксической конструкции от другого компонента. Сочинительная связь имеет место между словоформами простого предложения и предикативными единицами в составе сложного предложения. Так, на примере стихотворения А.С. Пушкина «Эхо» можно выделить не один ряд сочинительной связи; в первой части стихотворения Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом – На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг сочинительная связь устанавливается между четырьмя предикативными единицами (простыми предложениями в составе сложного предложения): 1) ревёт зверь в лесу глухом, 2) трубит рог, 3) гремит гром, 4) поёт дева за холмом , которые в свою очередь связаны подчинительной связью с пятой предикативной единицей: на всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Во второй части Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов – И шлешь ответ … (А. Пушкин) сочинительной связью оформлены словоформы внемлешь и шлешь ; грохоту , гласу и крику . В предложении Ежедневно, вставши с постели часов в одиннадцать, Ольга Ивановна играла на рояли или же, если было солнце, писала что-нибудь масляными красками (А. Чехов) сочинительная связь устанавливается между словоформами играла, писала.

Сочинение – это особый тип синтаксической связи, обладающий своими содержательными и формальными признаками.

Формальным показателем сочинительной связи являются сочинительные союзы. Определённый тип союза закреплён за выражением определённого типа синтаксических отношений. Так, в предложении В тихую лунную ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду, то на красивые берега (А. Чехов) сочинительная связь между словоформами стояла и смотрела ; то на воду, то на берега . Союз и выражает перечислительные отношения совпадающих во времени действий; повторяющийся союз то…то выражает отношения чередования: вниманием субъекта поочерёдно овладевает то один предмет, то другой. Ср.: (Л. Соболев). Повторяющийся соединительный союз ни…ни в предложении Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло (А. Блок) информирует об отсутствии перечисляемых денотатов (референтов). Ср.: Ни в погребах, ни в башнях, ни в машинах случаев никаких не было (Л. Соболев). Противопоставление условий проявления разных признаков субъекта в предложении По годам он бы должен был быть с молодыми, но по богатству и связям он был членом кружков старых, почтенных людей (Л. Толстой) переданы противительным союзом но. Повторяющийся союз не то … не то вносит значение неопределённости. Например: И опять не то снится, не то думается Чангу то далёкое утро, когда после мучительного, беспокойного океана вошёл пароход, плывший из Китая с капитаном и Чангом, в Красное море (И. Бунин). Союз или выражает смысловые отношения взаимоисключения. Например: Потом, с позволения Мими, я или Володя отправляемся в карету (Л. Толстой).

При бессоюзии решающим грамматическим показателем сочинённости является интонация. Она же, интонация, является и дифференциатором смысловых отношений сочинённого ряда. Пример перечислительной интонации в простом предложении: Всё спит кругом; одни лампады Во мраке храма золотят Столпов гранитные громады И их знамён нависший ряд (А. Пушкин); те же смысловые отношения в сложном предложении также переданы перечислительной интонацией: За окошком белеют березы, Ёлки тянут колючие лапы, На сосновой коре, точно слезы, Смолянистые светятся капли (Л. Ошин).

Компоненты предложения, связанные сочинительной связью, формируют сочинённый (или сочинительный) ряд. Существенным признаком сочинённого ряда является такое свойство его структуры, как отсутствие главного и зависимого компонента. Это вызвано тем, что ни одно из слов, входящих в сочинённый ряд, не служит для пояснения другого слова, в сочинённом ряду нет отношения определяемого и определяющего . Компоненты сочинённого ряда, таким образом, формально независимы друг от друга. Однако в смысловом отношении они могут иметь не одинаковую значимость, один из компонентов, как правило, постпозитивный, может нести информацию более значимую по сравнению с информацией, представленной первым компонентом; постпозитивный компонент может выступать в качестве конкретизатора другого, препозитивного члена ряда. Например: Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него (Н. Гоголь); Все, а особенно чиновники , некоторое время оставались ошеломленными (Н. Гоголь); На скрещении их, на круглых полянах , стояли старые, иные поломанные , в лишаях , большие статуи из песчаника (Л. Толстой); Кругом гудела толпа, обсуждая невиданное происшествие; словом был гадкий, гнусный, соблазнительный, свинский скандал, который кончился лишь тогда, когда грузовик унёс на себе от ворот Грибоедова несчастного Ивана Николаевича, милиционера, Пантелея и Рюхина (М. Булгаков).

Другим существенным признаком сочинения является соподчинённость компонентов ряда (в структуре простого и сложноподчинённого предложений) одному слову (словоформе) и способность выразить в этом соподчинении определённый тип синтаксических отношений. Например, сочинённый ряд фонтаны, линии, золото, море в предложении Помню фонтаны, давно уж угасшие, Мрамора белого строгие линии, Золото, тускло на солнце сверкавшее, Море за парком холодное, синее (Л. Ошин) распространяет, поясняет слово помню (помню что?), все компоненты ряда выражают изъяснительные отношения. В многокомпонентном сложноподчинённом предложении Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало (А. Фет) придаточные являются соподчинёнными, они, отвечая на вопрос «о чём?», распространяют, поясняют, конкретизируют лексическое значение слова рассказать в главной части (рассказать о чём?: что солнце встало; ещё о чём? что оно горячим светом по листам затрепетало ), и выражают изъяснительные отношения.

Соотносясь с одним стержневым словом, компоненты сочинённого ряда могут выражать один тип смысловых отношений, занимая тем самым одно синтаксическое место и выполняя функцию одного члена предложения, и разные смысловые отношения, занимая, таким образом, разные синтаксические места и выполняя функцию разных членов предложения.

Компоненты сочинённого ряда, занимающие одно синтаксическое место и выполняющие функцию одного члена предложения, являются однородными и образуют ряд однородных членов . Например: Ни Акрополь, ни Баальбек, ни Фивы, ни Пестум, ни Святая София, ни старые церкви в русских Кремлях и доныне несравнимы для меня с готическими соборами (И. Бунина) – сочинённый ряд представлен существительными Акрополь, Баальбек, Фивы, Пестум, Святая София, церкви , называющими разные предметы речи, но занимающими позицию субъекта, представленного именительным падежом, и являющимися подлежащими. Они образуют ряд однородных членов. В предложении Адмирал увидел то красные, то оранжевые вспышки (Л. Соболев) однородный ряд представлен прилагательными красные, оранжевые, называющими признак предмета по цвету, в функции определения.

Компоненты сочинённого ряда, занимающие разные синтаксические места и являющиеся поэтому разными членами предложения, не являются однородными. Например, не являются однородными компоненты сочинённого ряда в предложении На песках, в райской наготе валяются кофейные тела черноволосых подростков (А. Фадеев). Сочинённый ряд представлен здесь словоформами на песках и в райской наготе, первая словоформа занимает позицию обстоятельства места, вторая – обстоятельства образа действия (или сопутствующего обстоятельства): тела валяются где? – на песке; валяются в каком состоянии? – в наготе. Аналогично также в высказывании Учёные растерялись: нашего предка они ожидали увидеть совсем не там и не таким (В. Щеулин) словоформы не там и не таким являются компонентами сочинённого ряда, о чём свидетельствует сочинительный соединительный союз «и», однако однородными членами они не являются, поскольку наречие «там» занимает позицию обстоятельства места: ожидали увидеть где? – не там; тогда как местоимение «таким» выражает атрибутивные отношения: ожидали увидеть предка каким? – не таким. Это говорит о том, что синтаксические позиции у выделенных словоформ разные, поэтому их нельзя признать однородными.

Компоненты сочинённого ряда, занимающие одно синтаксическое место и выполняющие функцию одного члена предложения являются однородными, если они соотнесены с одним общим для них членом предложения или подчинены ему. Однородными могут быть все члены предложения. Пример однородных подлежащих: Из века в век поэзия и проза смертельный бой ведут между собой (Е. Винокур); Тот рассказ сложили горы, башни, звёзды, облака , снег и трав весенних ворох , люди, песни и река (Н. Тихонов);

однородных сказуемых: Жизнь моя – судьба моей державы, каждый сущий день её и час (М. Алигер); Нет, это время несчастное , болезненно-чувствительное, жалкое (И. Бунин); Еще в детских летах он прослыл чудаком и был непохож на товарищей (Ф. Достоевский); Сначала был я весел и остёр , А иногда и чересчур небрежен (М. Лермонтов).

Однородные второстепенные члены предложения:

однородные определения: В произведении должна быть ясная, определённая мысль (А. Чехов); Сумрачными, смутными клубами нависли над садом дождевые облака (И. Бунин);

дополнения: Берегите старых людей от обид , холодов, огня (Л. Татьяничева); Всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство , свои кровные связи с отечеством (В. Белинский);

обстоятельства: Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык (М. Горький); Спелые хлеба тускло, сумрачно белели впереди (И. Бунин); Ты в летнем зное и снегах светла и хороша (Е. Долматовский).

Однако следует помнить о том, что выполнение одной и той же синтаксической функции рядом расположенных словоформ не является гарантией однородности. Для однородности таких членов предложения необходимым условием является наличие сочинительной связи. Например, в предложении Дубов и не подозревал о сложных морозкиных переживаниях (А. Фадеев) определения сложных и морозкиных , характеризуя предмет (переживания Морозки) с разных сторон (по качеству и принадлежности), не являются однородными, так как они не связаны сочинительной связью, о которой сигнализирует сочинительный союз, здесь отсутствующий, и перечислительная интонация, о чём свидетельствует отсутствие запятой между определениями. Аналогично: На нём была новенькая синяя сатиновая рубашка (Н. Островский). Отсутствие запятой и союза – знаков сочинительной связи – говорит о неоднородности выделенных определений к слову рубашка .

Если в предложении повторяется одно и то же слово в той же форме, говорить об однородности обозначенного ими члена предложения нельзя и при наличии сочинительной связи, ибо речь здесь идёт об одном действии, об одном признаке. Например: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня (А. Пушкин); Еду, еду в чистом поле, Колокольчик динь-динь-динь . Повтор лексемы выполняет стилистический приём, информируя о длительности действий.

Компоненты однородного ряда могут быть представлены как одной морфологической формой, так и разными формами одной части речи, а также разными частями речи. Например: И чье-то ласковое мясистое лицо, бритое и упитанное , в роговых очках, появилось перед Иваном (М. Булгаков); И это очень хорошо известно не только в России , но и в Европе (М. Булгаков); Вовсе не воздух влечет его в сад, он что-то видит в это весеннее полнолуние на луне и в саду , в высоте (М. Булгаков); В одних только его глазах, голубых , навыкате и несколько неподвижных , замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал ровно (И. Тургенев); Нос горбинкой, губы гордые, лоб бел и чист , без особых примет (М. Булгаков).

Компоненты неоднородного сочинённого ряда также могут иметь как один, так и разные способы морфологического выражения. Например: Она смотрела на него долго и внимательно (А. Фадеев); Она смотрела на него долго , в глубокой задумчивочти .

Таким образом, сочинённость и однородность – понятия не тождественные. Понятие сочинённого ряда шире понятия однородности: однородные члены предложения формируют сочинённый ряд и являются его компонентами, но не все компоненты сочинённого ряда являются однородными.

Сочинённый ряд может быть открытым и закрытым. Под открытым понимается ряд, способный к потенциальному распространению. Он характерен для конструкций с перечислительными отношениями, а также с отношениями взаимоисключения и чередования. Они могут быть многокомпонентными. Например: Най-Турс с размаху всадил кольт в кобуру, подскочил к пулемету у тротуара, скорчился , присел, и левой рукой поправил ленту (М. Булгаков); Никогда она (Мари) не уставала внимать этим морским наивным повестям – пусть уже не раз повторяемым – о морской и рыбачьей жизни , о маленьких скудных радостях , о простой безыскусственной любви , о дальних плаваниях , о бурях и крушениях , о покорном, суровом приятии всегда близкой смерти , о грубом веселье на суше (А. Куприн); Я или зарыдаю , или закричу , или в обморок упаду (А. Чехов); Скользящим движением, как кошка, он не то прополз , не то проскочил , не то перелетел через езженую дорогу ...(А. Фадеев).

Под закрытыми понимаются двухкомпонентные ряды, которые не могут быть дополнены новыми членами с теми же смысловыми отношениями. Это, как правило, конструкции сопоставительные, градационные, противительные. Например: Гость направился не за город , а в город (М. Булгаков); Левин покорно положил себе соуса, но не дал есть Степану Аркадьичу (Л.Толстой); Не только Володя , но и другие дети радовались походу в театр .

Связь между компонентами сочинённого ряда может быть обязательной и факультативной. При наличии обязательной связи нельзя опустить один из компонентов ряда. Обязательность этой связи определяется, например, лексическим значением глагола в качестве общего слова. Это глаголы со значением соединения, разделения, сопоставления: сложить, сопоставить, разделить, поженить, разграничить, сравнить . Особенностью этих глаголов является то, что они называют действия, направленные одновременно не на один предмет, а на несколько предметов, которые находятся в одинаковом отношении к этому действию. Все компоненты сочинённого ряда в этом случае оказываются в числе обязательных распространителей глаголов : совмещать работу и отдых; разделить сахар и соль, сопоставить свойства и состояния предмета, сложить вещи и книги, поженить брата и подругу, сравнить структурный и семантический подходы к предложению и под. Облигаторность связи в сочинённом ряду может диктоваться и характером союза, а также наличием других служебных слов (частицы не ), определяющих наличие однородных членов. Например: Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг (М. Булгаков); Левин надел большие сапоги и в первый раз не шубу , а суконную поддёвку , и пошёл по хозяйству (Л. Толстой).

При отсутствии названных условий связь между компонентами сочинённого ряда факультативная. Например: Были собаки, лошади, овцы, коровы, работники, были кучер, староста, стряпухи, скотницы, няньки, мать и отец, гимназисты – братья, сестра Оля, еще качавшаяся в люльке (И. Бунин).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в синтаксис. Аспекты синтаксиса

На сайте сайт читайте: "введение в синтаксис. аспекты синтаксиса "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил

Школьникам и взрослым людям для правильной формулировки и изложения собственных мыслей нужно научиться грамотно расставлять смысловые акценты в письменной речи. Если в жизни мы чаще пользуемся простыми конструкциями, то на письме используем сложные предложения с разными видами связи. Поэтому важно знать особенности их построения.

Вконтакте

Классификация

Какие виды связи предложений используются в русском языке:

  • сочинительная с союзами и без них, когда компоненты синтаксической конструкции являются независимыми, равноправными относительно друг друга;
  • подчинительная связь, бессоюзная и союзная, когда одна часть конструкции главная, а вторая зависимая;
  • союзная, сочинительная и подчинительная , выражается с помощью сочинительных или подчинительных союзов и союзных слов;

Сложные предложения состоят из нескольких простых, потому имеют больше двух грамматических основ. Встречая их, не удивляйтесь и помните, что частей может быть не только 2 или 3, а в среднем до 10-15. В них постоянно комбинируются разные типы связи.

Основные виды сложных предложений с примерами :

  1. Бессоюзные.
  2. Сложносочинённые.
  3. Сложноподчинённые предложения.
  4. Конструкции с разными видами связи.

Пример бессоюзной связи : Ветер гонит тучи на край небес, ель надломленная стонет, что-то шепчет зимний лес.

Необходимо отметить главную особенность конструкций с сочинительной связью. Функция сочинительной связи — показывать равноправие частей внутри сложного предложения, производится при помощи интонации и использования сочинительных союзов. Также может использоваться бессоюзная связь.

Как строятся сложносочиненные предложения, примеры со схемами:

Небосвод очистился от нависавших туч — и выглянуло яркое солнце.

Поля опустели, осенний лес стал темным и прозрачным.

Предложения четвертого типа обычно состоят из трёх и более частей , которые соединены между собой разными способами. Чтобы лучше понять смысл подобных конструкций, как усвоить, как строятся и группируются сложные предложения с разными видами связи. Часто предложения разделяются на несколько блоков, соединённых бессоюзно либо при помощи сочинительной связи, при этом каждая из частей представляет простое или сложноподчиненное предложение.

Зависимые части могут иметь разное смысловое значение, по этому признаку сложноподчинённые предложения подразделяются на несколько групп.

Определительные

Служат для характеристики и раскрывают признак определяемого существительного из главного предложения. Присоединяются при помощи и : где, откуда, куда, который, что. Находятся только внутри главного или после него. К ним можно поставить вопросы: какой?, чей?

Примеры :

Как томительно жарко в те часы, когда полдень завис в тишине и зное.

Долго любовался он, улыбаясь, капризной любимой дочкой своей, которая задумалась, не замечая ничего вокруг.

Изъяснительные

Относятся к словам, имеющим значение мысли (размышлять), чувства (грустить), речи (отвечал, сказал), чтобы подробно раскрыть смысл главного слова, уточнить, дополнить. К ним относятся также указательные слова – та, тот, то, к которым и присоединяется зависимая придаточная часть. Соединяются союзами что, чтобы, будто, как будто.

Примеры :

Парень быстро смекнул, что родители подруги не особо умны, и продумывал дальнейшую стратегию.

Это можно было заметить из того, что он несколько раз прокатил со своим возом по двору, пока не обнаружил избы.

Обстоятельственные

Имеют отношение к или к словам, обладающим обстоятельственным значением. Назовем их разновидности и способы присоединения к главному слову:

  • времени, уточняют период времени, когда совершается действие, для связи используются подчинительные временные союзы: когда, до какого времени (Когда речь шла о войне, незнакомец опускал голову и задумывался);
  • места, говорят о месте , соединяются с главным словом союзными словами-наречиями: где, куда, откуда (Листья, куда ни взгляни, были желтые или золотые);
  • условия, раскрывают при каких обстоятельствах возможно то или иное действие, присоединяются придаточными союзами: если, если…, то. Могут начинаться с частиц — так, то (Если пойдет дождь, то палатку надо будет перенести выше);
  • степени, уточняет меру или степень действи я, о котором идет речь, к ним можно поставить вопросы: до какой степени? в какой мере? (Дождь прекратился так быстро, что земля не успела промокнуть.);
  • цели, сообщают какую цель преследует действие и соединяется целевыми союзами: чтоб, чтобы (Чтобы не опоздать, он решил выйти пораньше);
  • причины, для присоединения используется союз — потому что (Он не выполнил задание, потому что заболел);
  • образа действия, указывают как именно было совершено действие, присоединяются подчинительными союзами: как будто, словно, точно (Лес стоял весь в снегу, словно его кто-то заколдовал);
  • следствия, служат для уточнения результата действия, к ним можно задать вопрос — в следствие чего? Присоединяются союзом — так что (Снег блестел на солнце все ярче, так что болели глаза);
  • уступки, для их присоединения применяются союзы: пускай, хотя, несмотря на. Могут использоваться союзные слова (как, сколько) с частицей ни (Сколько ни старайся, а без знаний и навыков ничего не получится).

Построение схем предложений

Рассмотрим, что такое схема предложения. Это графический рисунок, показывающий структуру предложения в компактном виде.

Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.

Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.

Существуют следующие виды связи предложений:

  • однородная или ассоциативная;
  • параллельная (централизованная);
  • последовательная (цепная, линейная).

Однородная

Характеризуется следующими признаками :

  • все придаточные можно отнести ко всему главному либо к одному из слов;
  • придаточные одинаковы по значению, отвечают на один вопрос;
  • связваются сочинительные союзами или применяется бессоюзная связь;
  • интонация при произношении перечислительная.

Примеры и линейные схемы предложений :

Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).

, (как…), (как…).

Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:

Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).

, (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).

Параллельная

Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам

Приведем примеры предложения со схемами:

Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.

(Когда…),, (что…).

Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.

Конструкции могут создавать цепочку , которую можно изобразить на схеме следующим образом:

В некоторых местах теснились домики, которые по цвету своему были похожи на окружающие скалы, что надо было находиться ближе, чтобы их различить.

, (которые…), (что…), (чтобы…).

Возможен и другой вариант , когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.

Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.

, (когда…, (что…), и …), (что…).

В предложениях используются различные знаки препинания :

  • запятая, пример: Финальная реплика свояченицы заканчивалась уже на улице, куда отправилась она по своим срочным делам;
  • точка с запятой: Некоторое время спустя на селе все крепко спали; только месяц висел высоко в роскошном украинском небе;
  • двоеточие: Это произошло так: ночью танк завяз в болоте и утонул;
  • тире: Густые кусты орешника будут преграждать тебе путь, поранишься о колючий терновник – упрямо иди вперёд.

Последовательная

Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:

Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.

, (на который…), (когда…).

Процедура определения

По какому плану определяют виды связи предложений на письме. Предлагаем пошаговое руководство, которое подойдет для любого случая:

  • внимательно прочитайте предложение;
  • выделите все грамматические основы;
  • поделите конструкцию на части и пронумеруйте их;
  • найдите союзные слова и союзы, при их отсутствии учитывайте интонацию;
  • определите характер связи.

​Если имеются в наличии две независимые части , то это предложение с сочинительной связью. Когда одно предложение называет причину того, о чём идет речь в другом, то это сложное предложение с подчинением.

Внимание! Придаточные конструкции можно заменить или деепричастным оборотом. Пример: По чёрному небосклону, усеянному мириадами маленьких звёздочек, возникали там и тут беззвучные молнии.

Учим русский язык — сложные предложения с разными видами связи

Виды связи в сложных предложениях

Вывод

Виды связи предложений зависят от их классификации. В них используются . Схемы очень разнообразны, существует множество интересных вариантов. Графический рисунок предложения позволяет быстро определить построение и последовательность всех составных частей, выделить основы, найти главное и правильно расставить знаки препинания.

Подчинительная связь

Подчине́ние , или подчинительная связь - отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения.

В такой свя́зи один из компонентов (слов либо предложений) выступает как главный , другой - как зависимый .

Лингвистическому понятию «подчинение» предшествует более древнее понятие - «гипотаксис ».

Особенности подчинительной связи

Для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Однако этот критерий не считается определяющим.

Существенное отличие подчинительной связи (по С. О. Карцевскому) в том, что она функционально близка к диалогическому единству информативного (вопросо-ответного) типа , во-первых, и преимущественно имеет местоименный характер средств выражения , во-вторых .

Подчинение в словосочетании и простом предложении

Виды подчинительной связи в словосочетании и предложении:

  • согласование
  • примыкание

Подчинение в сложном предложении

Подчинительная связь между простыми предложениями в составе сложного предложения производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Сложное предложение с такой связью называется сложноподчинённым. Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая - придаточной .

Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении:

  • союзное подчинение
    - подчинение предложений при помощи союзов .
    Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть (Лермонтов).
  • относительное подчинение
    - подчинение предложений при помощи союзных (относительных) слов.
    Настала минута, когда я понял всю цену этих слов (Гончаров).
  • косвенно-вопросительное подчинение (вопросительно-относительное, относительно-вопросительное)
    - подчинение при помощи вопросительно-относительных местоимений и наречий, связывающих придаточную часть с главной, в которой поясняемый придаточной частью член предложения выражен глаголом или именем существительным со значением высказывания, восприятия, мыслительной деятельности, чувства, внутреннего состояния.
    Сначала я не мог отдать себе отчета, что именно эmo было (Короленко).
  • последовательное подчинение (включение)
    - подчинение, при котором первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная - к первой придаточной, третья придаточная - ко, второй придаточной и т. д.
    Надеюсь, что эта книга достаточно определённо говорит о том, что я не стеснялся писать правду, когда хотел этого (Горький).
  • взаимное подчинение
    - обоюдная зависимость предикативных частей сложноподчиненного предложения, в котором не выделяются главное и придаточное предложения; отношения между частями выражаются лексико-синтаксическими средствами.
    Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором (Гоголь).
  • параллельное подчинение (соподчинение)

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Подчинительная связь" в других словарях:

    Связь между двумя синтаксически неравноправными словами в словосочетании и предложениие одно из них выступает как главное, другое как зависимое. Новый учебник, выполнение плана, правильно ответить. см. согласование, управление, примыкание; В… …

    Связь, служащая для выражения взаимосвязи элементов словосочетания и предложения. Связь подчинительная см. подчинение. Связь сочинительная см. сочинение … Словарь лингвистических терминов

    Связь слов, служащая для выражения взаимозависимости элементов словосочетания и предложения. Подчинительная связь. Сочинительная связъ … Словарь лингвистических терминов

    Связь, возникающая между компонентами сложного предложения. Содержание 1 Описание 2 Типы синтаксической связи 3 Примечания … Википедия

    Подчинительная связь, формально выраженная зависимость одного синтаксического элемента (слова, предложения) от другого. На основе П. образуются синтаксические единицы 2 типов словосочетания и сложноподчинённые предложения. Слово (в… … Большая советская энциклопедия

    Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию об этом явлении в других языках и в типологическом освещении … Википедия

    Подчинение, или подчинительная связь отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения. В такой связи один из компонентов (слов либо предложений)… … Википедия

    - (СПП) это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает… … Википедия аудиокнига


Словосочетание.

С помощью сайт вы легко научитесь определять тип подчинительной связи.

Подчинительная связь – это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых – главное (подчиняющее), а другое - зависимое (подчинённое).

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать – главные слова.

Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;

5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Видео о типах подчинительной связи

Если любите формат видео, то можете посмотреть его.

Выделяют три вида подчинительной связи:

тип связи какой частью речи может быть зависимое слово какой вопрос задается к зависимому слову
согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):

морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом

прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений какой?

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется): существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

1. инфинитив

2. деепричастие

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Различай!

Её пальто – примыкание (чье), увидеть её – управление (кого).

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1.

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Разбор задания.

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­ – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.



Статьи по теме: