Синхронный танец на как руки шивы. Танец Шивы: практическая методика шиваитского искусства йоги

Преподаватель – Алексей Киселев

Танец Шивы работает с координацией, синхронизирует работу двух полушарий, увеличивает количество нейронных связей в мозге и является техникой динамической концентрации – концентрации в движении (согласно Йога Сутрам, концентрация – дхарана – шестая ступень Аштанга Йоги).

В индийской мифологии бог Шива является создателем йоги и покровителем всех людей, стремящихся к очищению сознания. По легенде во вселенском танце Шива показал 8400 000 асан. В честь этого танца и названа методика – Танец Шивы. Главная цель этой практики заключается в очищении сознания.

Этот метод был передан Андрею Лаппе – одному из первых и опытнейших преподавателей йоги на территории СНГ в одной из многочисленных поездок по Индии. Им он был обработан и структурирован.

В ПРОГРАММЕ

1. Объяснение механизмов работы Танца Шивы.

2. Изучение всех положений и движений рук и ног в Танце Шивы.

3. Практика первого уровня.

4. Примеры использования движений Танца Шивы в практике асан.

5. Краткий обзор остальных уровней (всего их 8).

1. Познакомиться с одним из методов динамической концентрации – Танцем Шивы

2. Получить практический навык и теоретическую базу для самостоятельной практики первого уровня.

3. Получить новый опыт и возможность прикоснуться к древней практике, подготавливающий ум к медитации.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Алексей Киселёв несколько лет ездил к Андрею Лаппе на курс для преподавателей, в рамках которого проходило обучение Танцу Шивы. Получил сертификат с правом преподавания Универсальной Йоги и 3-го уровня Танца Шивы.

Даты и время:

  • 8 марта (пятница выходной) – 18:45-21:45
  • 9 марта (суббота) – 13:30-15:00 и 17:30-20:30
  • 10 марта (воскресенье) – 15:00-18:30.

Место проведения: , г.Москва, м.Китай-Город, Старосадский переулок д. 6/12, стр.2.

Общий план занятий: Занятие длится 3-3,5 часа. Сначала 0,5-1 час теория, затем 2-3 часа практика.

Занятие 1. Универсальная Йога (3 часа) – пятница 8 марта (18:45-21:45)

  • Теория:
    • Универсальная йога, основные принципы стиля;
    • система оболочек в традиционной индийской философии, их характеристики и способ проработки;
    • разные качества, которые можно проработать на уровне физической оболочки;
    • основные суставы тела, основные направления подвижности и таблица соответствия подвижностей асан;
    • объяснение некоторых специфических поз Универсальной йоги, которые будут использоваться на занятиях;
    • цифровая балансировка при построении последовательности на уровне физического тела.
  • Практика: гармоничная работа с физическим телом, построенная по законам Универсальной йоги.

Занятие 2. Основы Танца Шивы (1,5 часа) – суббота 9 марта (13:30-15:00)

  • Теория:
    • очень коротко о Танце Шивы, механизмы работы, польза, основные элементы практик;
    • использовании элементов Танца Шивы во время практики йоги.
  • Практика:
    • объяснение основных положений рук, горизонтальные и вертикальные движения рук;
    • движения ног.

Занятие 3. Универсальная Йога (3 часа) – суббота (17:30-20:30)

  • Теория:
    • виньясы, определение, классификация виньяс, объяснение основных виньяс, используемых в Универсальной Йоге;
    • передвижения в пространстве (повороты) в Универсальной Йоге;
    • классификация пранаям в Универсальной Йоге, краткое объяснение выполнения;
    • место виньяс, пранаям и поворотов в тренировочной последовательности в Универсальной Йоге.
  • Практика: сбалансированная последовательность, прорабатывающая практикующего на физическом и энергетическом уровне (с использованием пранаям и поворотов в пространстве).

Занятие 4. Мандала Йога (3,5 часа) – воскресенье (15:00-18:30)

  • Теория:
    • метод Мандала Йоги в Универсальной Йоге;
    • использование техник работы с вниманием и мантр в тренировочной последовательности хатха-йоги.
  • Практика: Универсальная Мандала йога с использованием поворотов в пространстве, визуализаций, виньяс, пранаям, мантр.

Численность практиков в группе ограничена вместимостью зала – 17 человек. Для практики необходимо будет использовать 2 йога-ковра, поэтому мест в зале будет меньше. Рекомендуется записываться на курс заранее.

“Танец Шивы” древняя буддийская практика освобождения сознания через движение

С этой практикой знаком уже более 6 лет и очень доволен как процессом, так и результатом. Практика не требует больших растяжек, как хатха йога, поэтому она доступна и начинащим. Начиная выполнять “Танец Шивы”, довольно быстро входишь в новое состояние сознания, состояния покоя, созерцательности, расслабленности и вместе с тем бдительности. Достижение такого состояния не зависит от сложности движений. Можно начинать с движений одной руки, как это показано на одном из видео. Такие движения может делать и начинающий. Поэтому практически любой человек почти сразу получает возможность выхода к медитативному и ресурсному состоянию.

Единственным препятствием может быть наше внутреннее состояние, нетерпение, напряжённость, раздражение, уход в посторонние мысли, неспособность сосредоточиться на простом движении. Все это часто мешает нам и в повседневной жизни, поэтому именно с помощью “Танца Шивы” можно работать с такими качествами, изменить своё поведение, жизненные стратегии, разрешить себе быть спокойным, уравновешенным и стрессоустойчивым в любой ситуации, концентрироваться на цели независимо от того благоприятна или нет окружающая обстановка. Чем плавней движения рук, тем более спокойно наше сознание. Концентрируясь на дыхании и плавности движений мы успокаиваем ум и эмоции. Движения могут быть как быстрыми так и медленными, но сохранять плавность легче при медленных движениях. Очень хорошо плавность движений проверяется при практике с чашами, наполненными водой. Этот процес показан в одном из видео.

В практике есть много уровней сложности и есть куда развиваться. Комбинированные движения руками и ногами в разной последовательности, со смещениями и без, а также в разных направлениях и разных плоскостях, развивают осознанность и многовекторное мышление, т.е. способность следить расслабленным вниманием сразу за несколькими процессами. Контролировать такой процесс умом практически невозможно и остаётся только копировать движения телом. В результате мы входим в контакт с телом и даём отдых уму. Остановка внутреннего диалога позволяет войти в контакт с потоком космической энергии, дающей нам энергию вселенной.

Кроме этого “Танец Шивы” очень хорошо разрабатывает суставы. Т.е. практика полезна и для здоровья нашего физического тела. А если вы делаете более сложные движения с совмещением движения рук и ног, то развивается чувство равновесия и устойчивости, т.к. такие движения делаются стоя на одной ноге.

Перед началом практики “Танец Шивы” нужно по-возможности освободить сознание от лишних мыслей, злобы, гнева, суеты, раздражения, оставить все заботы и проблемы за пределами этого пространства и времени, посвятить себя практике на 100%. Но если какие-то неприятные мысли остануться, все равно можете начать практику, они уйдут в процессе движения. Чем дольше и сложней движение, тем меньше шансов у таких мыслей остаться.

© Дмитрий Рыбин,
источник https://www.facebook.com/groups/azariks/
При перепечатке ссылка на автора и сайт обязательна

Танец Шивы . На самом деле, система упражнений под таким названием лишь внешне напоминает танец. Фактически же это самая настоящая практика очищения и контроля сознания, развития навыков максимальной концентрации, безграничного совершенствования многовекторного мышления.

Давайте вспомним строение мозга человека. Правое полушарие мозга отвечает за наши творческие способности, левое – за царство логики. Все мы разные: у одних лучше развита правая половинка, у других – левая. Извечное противостояние «физиков» и «лириков» обусловлено как раз таким раскладом. А еще, левое полушарие отдает команды правой части нашего тела; правое, соответственно, руководит левой. Танец Шивы построен на нескольких базисных движениях рук и ног, причем выполняются эти движения одновременно в разных комбинациях левой и правой руками. В этой особенности таится и основная фишка практики танец Шивы и ее сложность. По словам одного инструктора, преподающего танец Шивы: «Обучение этой практике одно из немногих, когда после занятий у новичков болят не мышцы, а мозг».

Виктория Тодорова — Танец Шивы

Танец Шивы, и видео представленные в этом материале тому подтверждение, очень непростая практика самосовершенствования. Она подойдет как раз тем, кто привык ставить перед собой высокую планку и добиваться результата, невзирая на трудности. Танец Шивы – восьмиуровневая система упражнений, в которой даже первый уровень освоить сложно. Но то, что вы получите взамен, поверьте, стоит затраченных усилий. А еще эта динамическая практика йоги учит искусству учиться, ломает привычные стереотипы мышления и развивает такие качества, как целеустремленность и способность решения нескольких многоуровневых задач одновременно. Добавьте сюда хорошую физическую форму, отличную координацию движений (на уровне профессионального циркового жонглера), развитие грации и чувства равновесия.

Инструктор Джанак Дас. Танец Шивы. Подробная схема.

Если вас заинтересовал этот материал — загляните на сайт Андрея Лаппы, одного из самых известных преподавателей йоги на постсоветском пространстве и первооткрывателя танца Шивы для всех любителей йоги.
Здесь вы сможете более подробно ознакомиться с практической методикой Танец Шива.

Диана Дикша. Лекция и практика.

Загляните ещë сюда:


Переходы от одной Асаны или Виньясы к другой сопровождаются движениями рук или ног. По общим признакам эти движения можно считать разновидностью Виньяс, так как они также синхронизируются с дыханием. Но они не образуют какую-то особую группу Виньяс, являющуюся функциональным звеном «Универсального Многоуровневого Алгоритма Виньяс», так как являются частями уже рассмотренных выше групп Виньяс при переходе от одной Асаны или Виньясы к другой.

Такие движения рук и ног могут совершаться во множестве аналогичных вариантов. Например, если из положения стоя с руками, поднятыми вверх над головой, наклоняться вперед и опускать руки на пол, то существует как минимум три варианта радиальных траекторий движения рук: вперед и вниз; в стороны и вниз; и назад и вниз.

Кроме того, существует ряд специальных дыхательных упражнений, которые также сопровождаются подобными движениями рук и ног. И, так как руки связаны мышцами с грудной клеткой, а ноги - с брюшной полостью, которые участвуют в процессе дыхания, то от траектории и характеристик движения рук и ног в этих дыхательных упражнениях в значительной мере зависят характеристики дыхания.

К сожалению, во многих школах Йоги, наряду с прогрессивными техническими элементами и методиками, эти движения часто выполняются слишком просто, а зачастую, можно сказать без преувеличения, примитивно и «как попало». В то время как от этих движений во многом зависят характеристики потоков энергии в периферийных каналах. Поэтому совершенно необходимо изучить основные принципы динамики конечностей и их влияние на характеристики дыхания для того, чтобы ввести культуру этих движений в практику Йоги и выполнять все движения руками и ногами во время тренинга сознательно, а также, с помощью специально отобранных движений руками и ногами, повысить эффективность дыхательных упражнений.

Рассматривая теоретическую модель движущейся руки или ноги, прикрепленной к условно неподвижному туловищу, мы видим, что движения рук и ног могут осуществляться в одном, двух и трех измерениях.

Движения в одном измерении выполняются при «линейном» выпрямлении или сгибании руки или ноги. В двух измерениях - при их «плоскостном» радиальном движении. И в трех измерениях - при выполнении «объемных» спиральных движений.

В зависимости от этого, образуются три группы движений конечностей: линейные, плоскостные и объемные.

Теоретически, для того, чтобы совершить чисто линейное или плоскостное движение, необходимо, чтобы элементы скелета приводились в движение одной мышцей или несколькими параллельными мышцами, находящимися в одной плоскости с линией направления движения. Но вследствие того, что тело человека устроено так, чтобы обеспечивать всевозможные движения в различных направлениях, мышцы, управляющие конечностями, крепятся к элементам скелета под разными углами. И если понаблюдать за естественной динамикой тела, то можно заметить, что почти все его движения осуществляются не одной мышцей, а группами мышц. И при совершении того или иного движения происходит частичная или полная передача нагрузки от одной мышцы к другой. При этом изменяется угол приложения движущего усилия. Поэтому естественные движения очень редко (только на коротких траекториях) бывают чисто линейными или плоскостными. И они чаще всего происходят при резком расслаблении мышц и безвольном падении той или иной части тела. Для того чтобы техника линейных и плоскостных движений была не столь примитивной и более естественной, их нужно дополнять моментами движений, недостающими до трехпроекционного движения. Так, например, линейное выпрямление (сгибание) руки (ноги) можно выполнять «хлыстообразно» или одновременно вращать конечность вокруг ее оси. И при плоскостном радиальном движении руки (ноги) можно также одновременно вращать ее вокруг своей оси.

По сравнению с линейными и плоскостными движениями, объемные спиральные движения обладают рядом преимуществ и положительных характеристик. Во-первых, они являются наиболее естественными и гармоничными. Во-вторых, они совершаются в трех проекциях и их траектория состоит одновременно из линейного и радиального моментов движения и, следовательно, подразумевает способность выполнять и контролировать также и эти движения. В-третьих, объемные спиральные движения «охватывают» почти все возможные пространственные положения «внутри Предельного Круга Подвижности» рук и ног и, следовательно, позволяют контролировать это пространство и связывать любые точки внутри этого пространства между собой. В-четвертых, для выполнения таких спиральных движений задействуются все группы мышц рук, ног, плечевого и бедренного поясов, в результате чего осуществляется мощное тренирующее и всестороннее укрепляющее воздействие.

Поскольку движение конечностей в пространстве связано с преодолением ими силы тяжести, то образуется взаимосвязь между силовыми линиями гравитационного поля Земли и «внутренними потоками энергии». И по правилу «действие равно противодействию», движение конечностей вверх, против силы гравитации, связано с возникновением в них активных преодолевающих потоков энергии. Или можно сказать, что при этом активная составляющая силы гравитации условно транслируется в каналы рук или ног. И наоборот, при движении конечностей вниз, по ходу силы гравитации, активность потоков энергии снижается. При этом активная составляющая силы гравитации выполняет работу по опусканию конечностей и «пассивный антипоток» заполняет энергетические каналы рук и ног.

Непрерывные спиральные движения состоят из двух полных синусоид противоположного направления. Поэтому выполнение таких движений задает серию чередующихся активных и пассивных фрагментов потока энергии. Эти импульсы энергии очищают энергетические каналы и уравновешивают циркуляцию энергии в них.

Синхронизация спиральных движений конечностей с процессом дыхания создает непрерывную цепь интенсивного потребления энергии из окружающего пространства, трансляции ее через каналы психоэнергетической структуры, аккумуляции и излучения в окружающее пространство.

Такие спиральные движения широко использовались в раннебуддийских практиках. Изначально они являлись элементами Танца Шивы - искусства Йоги, развивающего сознательный контроль, координацию и потенциальные возможности тела, не имеющие прикладного применения в жизни.

Позднее Бодхидхарма экспортировал их в Шаолинь, и на основе этих движений были разработаны прикладные боевые техники с использованием собственного тела и с различным оружием: мечом, шестом, копьем и т. п. Эти техники стали великолепным средством развития функциональных возможностей тела, повышения энергетического потенциала организма, контроля и координации одновременно нескольких «секторов» различных частей тела.

Следует заметить, что утяжеление рук оружием, с одной стороны, способствовало повышению плотности потока энергии, протекающего через каналы рук, более интенсивному развитию силы и выносливости бойца. Но была и другая сторона использования оружия в тренинге - уменьшались требования к «выворотности» суставов.

Поэтому в дальневосточных школах боевых искусств к прикладным упражнениям с оружием стали допускать только после многолетней практики базовых упражнений без оружия.

Некоторые из этих упражнений стали сегодня широко известны - например, «вращения чаш с водой», которую нужно не пролить во время спиральных радиальных движений. В древнем же Танце Шивы в этих чашах была не вода, а масло с фитилями, которые горели во время его исполнения. И при вращении чаш нужно было не только не пролить масло, но и не погасить огонь.

Этот танец, исполняемый на фоне звездного неба, производит неописуемое впечатление...

В Танце Шивы используется шестнадцать принципиально разных основных движений и шестнадцать основных положений для двух рук. И это число не может быть больше или меньше.

Спираль всегда имеет центральную ось, вокруг которой происходит вращение. При вращении чаши ее верхняя плоскость и ладонь руки всегда должны быть в горизонтальном положении. А вращение спирали должно происходить вокруг вертикальной оси. При этом вращения чаш происходят последовательно как бы в двух параллельных горизонтальных плоскостях и связаны между собой диагональными фрагментами движений переходов из одной такой горизонтальной плоскости в другую. Поэтому такие спиральные движения называются «горизонтальными».

В то же время это горизонтальное вращение чаш состоит из двух непрерывных радиальных движений по спиральным траекториям: восходящего и нисходящего. При выполнении таких движений происходит интеграция верхнего и нижнего горизонтальных подпространств.

Существует несколько уровней практического освоения этих движений. Но с самого начала следует заметить, что разница между этими уровнями заключается не столько в физической сложности, сколько в степени контроля и координации, а также в способности длительное время, не отвлекаясь, следовать по заданной программе, безошибочно переходя от одного движения к другому и выполняя их технически безупречно. Хотя на физическом уровне сложность этих движений отличается незначительно.

Переход с одного уровня на другой подразумевает знание большего числа всевозможных комбинаций этих несложных движений и дополнительных движений-«связок» между ними, что соответствует лучшей координации рук и ног. А способность длительное время не отвлекаться и безошибочно следовать по заданной программе соответствует более высокой степени контроля всевозможных положений рук и ног в «Границах Предельного Круга» их подвижности.

Для введения культуры этих движений в последовательности Асан, Виньяс и дыхательных упражнений вполне достаточно овладеть первым уровнем. Но для целей специального развития контроля и координации первого уровня недостаточно. Поэтому ниже рассматриваются три уровня развития в этом направлении.

Рассматривая Танец Шивы, необходимо сразу понять, что слово танец применяется условно и только исходя из внешних признаков этого явления. Необходимо представлять себе, что происходит с энергетическим телом и в окружающем пространстве во время исполнения спиральных движений руками с чашами. Прежде всего, спираль - это объемная синусоида. А как известно из физики, движение носителей энергии, например электронов, по спиральному проводнику создает электромагнитное поле. При этом электромагнитная сила действует вдоль центральной оси, вокруг которой совершается это движение по спирали. Подобные же явления происходят в пространстве вокруг человеческого тела, если человек совершает спиральные движения руками или ногами. Ведь такие движения, с физической точки зрения, сопровождаются совершенно конкретным движением жизненной энергии сквозь каналы рук и ног. И при этом вдоль центральных осей, вокруг которых совершаются эти спиральные движения, начинают действовать соответствующие силы, взаимодействующие с окружающим пространством. А изменение направления движения по нисходящей и по восходящей спирали при непрерывном вращении чаш приводит к пульсирующему изменению направления этих сил на противоположные.

Приобретение опыта в управлении энергетическими потоками открывает многие сверхнормальные способности. Но, несмотря на заманчивость овладеть ими, всегда следует помнить об основной цели этой практики.

Несмотря на приведенные выше энергетические эффекты, происходящие при исполнении движений Танца Шивы, все же не следует проводить прямую аналогию и сравнивать технику этих движений с техниками Цигун, Тайцзи, Зыонгшинь, Гунфу и другим китайским, вьетнамским или японским наследием. Необходимо помнить, что, в отличие от последних, основной акцент в Танце Шивы делается не на достижении энергетических результатов, связанных с чувством движения и аккумулирования энергии, не на совершенствовании стратегических и технических качеств бойца (хотя эти качества развиваются «как цветы на обочине дороги»), а на развитии многосекторного контроля управляющих структур, повышении скорости процессов управления и образовании в сознании новых алгоритмов трансцендентных связей, за счет которых повышается поколение и мощность биопроцессора.v

Конечно же, все эти качества можно развивать и всевозможными упражнениями без участия физического тела. Например, в процессе совершенствования математического мышления, игры в шахматы или в современные компьютерные игры. И, возможно, кого-то такое узкое и одностороннее развитие вполне устраивает. Но Танец Шивы позволяет сохранить гармонию в развитии тела и духа. При этом из-за обычного отставания возможностей тела от способностей духа задачи сознательного контроля в Танце Шивы являются достаточно простыми по сравнению с задачами, которые можно решать в чисто «умозрительных» практиках, но зато они соответствуют реальному уровню развития инструмента (тела). При этом никогда не сложится ситуация, что Дух готов летать, а чахлое тело не способно даже ползать. Потому что не нарушается гармония между Небом и Землей, между эволюцией идеального и материального.

Танец Шивы "Слепые" занятия, практики с голосом, созерцание, очищение огнем, суфийское кружение Агнихотра - ведический ритуал, очищение помещений МАССАЖ Компьютерный дизайн (полиграфия)

Танец Шивы (Шива Ната) - динамическая практика йоги

Название танцем этой практики достаточно условно, скорее по внешней похожести движений рук и ног. Когда «Танец Шивы» выполняет мастер – это действительно похоже на танец и выглядит впечатляюще.

В процессе «Шива Ната» выполняются плавные спиральные движения руками и ногами в разной последовательности и комбинациях (так что ладонь постоянно направлена вверх, когда рука движется в горизонтальной плоскости или вбок, когда рука движется в вертикальной плоскости).

Во время выполнения спиральных движений руками возникает мощный энергетический поток, но главная цель практики не накопление энергии (хотя оно тоже имеет место), а развитие многовекторного мышления, возможности наблюдать сразу за многими процессами, находясь постоянно в здесь и сейчас. Представьте, что одна рука делает одно движение, другая – другое, нога – третье. Умом такие действия осознать сложно, можно только позволить телу делать движения самому и дать отдохнуть уму.

При этом не надо специально «отключать ум», это произойдет само собой, если делать движения плавно и по спирали. Физически движения «Шива Ната» не сложны, сильных растяжек как в хатха-йоге не требуется. Чем выше уровень, тем сложней движение, но заметный эффект достигается даже на начальных стадиях, доступных начинающим, например, при движениях одной руки. Эффект здесь заключается в значительном уменьшении внутреннего диалога, и достижении состояния внутреннего молчания, состояния глубокого покоя. Это происходит за счет плавности движения и концентрации на дыхании.

Дыхание тоже немаловажный аспект «Шива Ната». На один цикл движения рук и ног делается вдох и выдох. Концентрация на дыхании и плавность движений позволяют глубоко войти в контакт со своим телом. Спиральные и плавные движения сами по себе соответствуют состоянию внутреннего покоя и сбалансированности. Если человек в жизни двигается резко, «механически», это признак того, что внутри у него много беспокойства. Если человек медитативен – его движения плавны и размеренны. Поэтому во время выполнения «Шива Ната» очень хорошо отслеживать свое внутреннее нетерпение, если оно есть, и развивать терпение. Если есть много нетерпения, то будет появляться желание выполнить все движения побыстрей.

Также движения «Танца Шивы» хорошо разрабатывают суставы. Спиральные движения руками и ногами широко использовались в раннебуддийских практиках.

Позже в Шаолине, на основании их были разработаны боевые техники работы с оружием и собственным телом.



Статьи по теме: