Почему люди становятся бесчестными? Чичиков как человек бессовестный и хитрый в поэме гоголя.

Конспект урока литературы в 9 классе

Образ Чичикова в поэме Гоголя «Мёртвые души»

Хорошева Ольга Александровна

Цель: обобщить и систематизировать материал по образу Чичикова.

Задачи: - формировать умение обобщать материал и делать выводы;

Развивать навыки устной речи;

Воспитывать правильные нравственные ориентиры.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущая технология: проблемное обучение.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах, маршрутный лист для индивидуальной работы обучающихся, текст произведения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. (слайд 1)

В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда - положительные и отрицательные.

Подумайте, какими качествами должны обладать положительные герои и какими - отрицательные? Свои ответы занесите в маршрутный лист. Прокомментируйте.

3. Формулирование темы и цели урока.

На уроке сегодня мы поговорим об одном из героев поэмы Гоголя «Мёртвые души».

Мнения критиков по отношению к нему очень неоднозначны. К примеру, современные литературоведы Пётр Вайль и Александр Генис считают, что Чичиков - это «заурядный, серый «господин средней руки». Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России». (слайд 2)

А вот В. Кожинов называет этого героя «по-настоящему сильной личностью». (слайд 3)

Русский писатель В.Набоков называл Чичикова «колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что «дурак в нём виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом». (слайд 4)

А вот исследователь И. Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что «он всё же подлец какой-то странный…» (слайд 5)

Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Чернышевского о том, что у Гоголя «это характер самый трудный». (слайд 6)

Так о ком же идёт речь? И какова, по-вашему, тема нашего урока?

Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»? Самый «мёртвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

Попытаться ответить на все эти вопросы - цель нашего урока.

Запишите тему и цель урока в маршрутный лист. (слайд 7)

4. Работа с текстом в группах.

А скажите, что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?

(нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности) (слайд 8)

Верно. И сейчас я предлагаю вам в группах поработать над вопросом: «Чичиков: какой он?»

Ваша задача проанализировать определённый этап жизни героя, его взаимоотношения с другими персонажами и сформулировать самые яркие качества его личности, те качества, которые помогли ему стать таким, каким мы видим его в конце I тома гоголевской поэмы.

Результаты этой работы каждый из вас должен будет записать в таблицу в маршрутном листе.

Оставшееся место в таблице вы заполните, слушая ответы других групп.

В группе я предлагаю вам разделить обязанности. (слайд 9)

Прокомментируйте свою работу в группе.

5. Работа над проблемной ситуацией.

Итак, перед нами развёрнутая характеристика Чичикова.

Ответьте теперь на вопрос, поставленный в теме урока: кто же он такой? Яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»?

Кажется, всё ясно, но почему-то ответить на вопрос однозначно не получается. Назвать Чичикова заурядным, особенно на фоне остальных персонажей поэмы, я думаю, нельзя, но и согласиться с тем, что он яркая, сильная личность тоже почему-то не представляется возможным. А почему?

Для начала подумайте и ответьте на вопрос: а что такое «личность» и какими качествами должна обладать яркая, незаурядная личность? (индивидуальное задание)

Обладает ли этими качествами Чичиков? Что мешает ему стать положительным героем?

6. Работа с заполненной таблицей.

Обратитесь ещё раз к уже заполненной вами таблице и подчеркните те качества героя, которые встречаются наиболее часто. Есть ли среди них любовь, сострадание, сочувствие, желание помочь?

В «лестнице типов» Чичиков стоит на последней ступени.

Главное, что мешает Чичикову стать положительным героем, - совершенное отсутствие в нём живых человеческих чувств, нравственных идеалов и ориентиров, отсутствие совести, души, нравственных исканий, метаний и, прежде всего, - любви, как самого светлого и сильного человеческого чувства. Душа Чичикова практически умерщвлена, раздавлена его воспитанием и, прежде всего, им самим. И даже когда робкие ростки живого чувства пытаются пробиться наружу (вспомним встречи с блондинкой), они тут же погибают под воздействием его небывалого практицизма и страсти к приобретательству.

Безнравственность героя, его сознательное подавление и систематическое истребление в себе всех человеческих чувств - главная причина, по которой Гоголь ставит его на самый низ своей «лестницы типов». И эта же причина позволяет считать Чичикова самым «мёртвым».

7. Беседа.

Гоголь постоянно иронизирует над Чичиковым, а в ХI главе открыто называет его подлецом («подлец» - негодяй; подлый, низкий, безнравственный, бесчестный человек).

Ну вот, кажется, и найдено слово для определения сущности нашего героя. Но… поэма ещё не закончена. На последних страницах I тома Гоголь рисует величественный образ Руси-тройки, бег которой устремлён в будущее…

Каким же образом в тройке, олицетворяющей вдохновлённую Богом Русь, может находиться подлец, человек бесчестный и безнравственный? Почему в будущее, куда несётся эта Русь-тройка, Гоголь отправляет самого «мёртвого» из всех своих персонажей? Неужели писатель видел грядущее России столь ужасным?

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратим внимание на то, какое имя Гоголь даёт своему герою и почему? (Павел Иванович)

Индивидуальное сообщение ученика, подготовленное заранее, об апостоле Павле. (слайд 10)

а). Слушая сообщение, в своих маршрутных листах сформулируйте три вопроса к данному материалу.

б). Теперь снова попробуем ответить на поставленные ранее вопросы.

Таким образом, мы видим, что Чичиков - это человек новой, буржуазной формации - «приобретатель», хищник, хозяин. Это герой новой исторической эпохи.

Можно сказать, что это переходный тип, сочетающий в себе и свойства «старого», и признаки нарождающегося «нового».

Чичиков является «собирателем» основных черт практически всех персонажей поэмы, он обладает такими качествами, которых нет у помещиков и чиновников, а именно: энергией, волей, целеустремлённостью, цепкостью, выживаемостью в любых условиях и в любые времена, терпеливостью, настойчивостью. (слайд 11)

Если посмотреть на эти качества отстранённо, взять их отдельно от личности Чичикова, какими они будут: отрицательными или положительными? Разве плохо быть энергичным, целеустремлённым, терпеливым?

С уверенностью можно сказать, что это человек, положительные задатки которого приобрели подлую направленность.

Это, безусловно, нисколько не оправдывает героя, но показывает, что он способен меняться. Поэтому именно Чичиков, по замыслу Гоголя, должен был пройти через горнило испытаний и страданий, осознать неправедность своего пути и возродиться к новой жизни.

И поэтому именно Чичикова везёт «вдохновенная Богом» Русь-тройка. (слайд 12,13)

8. Рефлексия.

Я думаю, что за время урока у вас уже сформировалось определённое мнение о герое.

Работая в паре , я предлагаю отразить его в виде синквейна или кластера по выбору.

9. Подведение итогов.

А) Комметирование работы в паре. (синквейны и кластеры)

Исследование характера Чичикова в I томе заканчивается словами, обращёнными к читателям: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? - Да, как бы не так!» - Гоголь видел, что чичиковщина, проникая в общество, несёт истребление человечности. Поэтому миром чичиковщины, самым низким кругом, завершается I том поэмы, охватывающий все те явления, которые заслуживают сатирического отрицания писателя.

Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, как мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, - это то, что человек - это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и тёмных сил за живую человеческую душу.

9А. Письменная работа: мини-сочинение * (если есть время)

А сейчас предлагаю вам, обобщая всё сказанное на уроке, письменно ответить на вопрос: Так кто же такой Павел Иванович Чичиков: беда или надежда России? Высказанное мнение прошу обосновать. Объём работы - 5 - 8 предложений. Время работы - 5 минут.

Б) Самоооценка по итогам урока (участие в работе группы, знание текста, активность во время урока, работа в паре)

В) Впечатления от урока.

10. Домашнее задание. (слайд 14,15)

Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

Тема дороги и образ Чичикова объединяют все разнообразные сцены-картины в поэме «Мёртвые души». Внешне сюжет построен как описание путешествия Чичикова по некоторой российской губернии, рассказ о Павле Ивановиче проходит сквозной нитью через всё произведение, другие герои характеризуются не только сами по себе, но и через отношения с Чичиковым. Однако содержание «Мёртвых душ» не исчерпывается рассказом о Чичикове и его жизни. Тема произведения глубже и значительнее: Гоголь хотел написать поэму о прошлом, настоящем и будущем России, а Чичиков, по мнению автора, выражает как раз настоящее русской жизни. Наряду с ним, в произведении присутствуют помещики, чиновники, представляющие прошлое России, в эпизодах мелькают мужики, городской люд, слуги и т.д. У всех этих героев свои проблемы и жизненные цели, которые, сложно переплетаясь, складываются в социальный роман.

Чичиков в поэме представляет набирающий силу класс российских предпринимателей, Гоголь называет его «хозяин» (гл. 11). Герой с детства запомнил завет отца — «копить копейку», которая «не выдаст, в какой бы беде ни был» (там же). Однако отец умел только давать мудрые советы — Чичиков получил в наследство четыре старые фуфайки, двух крепостных, дом и землю на тысячу рублей. Иными словами, Павел Иванович должен был сам устраиваться в жизни, не стесняясь в средствах, как и советовал ему отец. Гоголь подробно рас-сказывает биографию героя. Если характеры помещиков, кроме Плюшкина, и всех чиновников показаны статичными, то есть не имеют в поэме истории, то образ Чичикова дан в развитии и становлении, в процессе воплощения его замыслов.

В школе он был на отличном счету, так как демонстрировал кроткое поведение и лакейскую почтительность к учителям. Но угодливость подхалима не имеет ничего общего с уважением. Это понял учитель, которому любимый ученик Павлуша не пожелал помочь, когда бедный старик умирал с голода. Чичиков обманул своего первого начальника: ловко разыграл роль влюблённого в его дочь, чтобы получить очередной чин. Служа по различным ведомствам, Павел Иванович всегда пользовался своим служебным положением, то есть брал взятки (например, с контрабандистов на таможне) или просто воровал казённые средства (например, при строительстве капитального здания). Стремление приобрести «копейку» превратилось в жажду богатства, чтобы «жизнь была во всех довольствах» (гл. 11).

В образе каждого помещика выделены одна-две черты, определяющие суть героя: у Манилова — прекраснодушие, у Коробочки — тупость, у Ноздрёва — бесшабашность и т.д. У Чичикова несколько определяющих черт: интерес к людям, замечательная приспособляемость, изворотливый ум, крайний эгоизм, хотя есть и главная черта — несгибаемая целеустремлённость. Несчастья преследуют его: афера с казённым зданием принесла ему немалый доход, но всё рухнуло из-за нового начальника, «врага неправды»; болтливость коллеги по таможне пресекла успешную деятельность по пропуску контрабанды через границу. Но, благодаря своей целеустремлённости, Чичиков после очередного «карьерного крушения» встаёт на ноги, в то время как его подельники или спиваются, или стреляются, или безвозвратно опускаются «на дно». Афера с мёртвыми душами лучше всего демонстрирует непотопляемость Чичикова.

Если помещиков характеризует состояние имения, убранство дома, то Чичиков очень похож на свою шкатулку с двойным дном, поэтому его так трудно разгадать: внешне он общителен, но по сути чрезвычайно замкнут; внешне порядочен, быстро добивается расположения окружающих, а по сути человек без чести и совести, готовый на любую низость ради «копейки». За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчётливая и хищная натура. Приспособляемость свидетельствует не о слабости его характера, а, наоборот, о твёрдости и устойчивости.

В поэме Чичиков, в отличие от всех других героев, переживает нечто похожее на любовь. Это чувство вызвала в нём молоденькая губернаторская дочь. Автор сам иронично удивляется неожиданной сентиментальности такого расчётливого человека, как Чичиков: «Видно, так уж бывает на свете; видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов; но слово «поэт» будет уж слишком. По крайней мере, он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром» (гл.8). На балу Чичиков подсаживается к очаровательной блондинке. И что же? Его несравненное умение очаровывать окружающих вдруг изменяет ему. Приятный и интересный собеседник превращается в разговоре с девицей в занудного человека, который своими рассуждениями наводит на соседку только тоску. Так чувство любви, обычно возвышающее человека, открывает в Чичикове пошлость. Вместе с позой, которая вытесняется искренним чувством, исчезает и вся его привлекательность, зато выходит наружу прозаическая сущность.

Гоголь посчитал необходимым открыто выразить своё отношение к Чичикову. Этому посвящено большое авторское отступление в одиннадцатой главе, большое, так как автор пытается объяснить сложность и неоднозначность характера героя. Первое, что приходит на ум о Чичикове, — это мысль, что он герой бесчестный, способный на любую низость, то есть «подлец». Но автор вдруг начинает защищать своего героя: «Мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. (...) И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него. И в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес» (гл.11). Иными словами, это намёк-признание в том, что именно Чичикова автор выбирает для духовного воскресения в следующих томах «Мёртвых душ»: ведь чичиковский эгоизм проявляется нетолько в презрении к окружающему миру, но и в желании хозяйничать в нём, то есть у Чичикова есть хоть какой-то серьёзный жизненный интерес в отличие от помещиков и чиновников. Замысел Гоголя в том и состоял, чтобы найти не столько «живую душу», сколько живое в мёртвой душе. Недаром писатель признавался: «у меня предметом был всегда человек и душа человека».

Подводя итог, отметим, что образ Чичикова играет в поэме две важные роли — композиционную и идейную. Поэма построена как цепь приключений Павла Ивановича, но при этом «Мёртвые души» нельзя назвать авантюрным романом, ибо в своём произведении Гоголь изобразил «всю Русь», а не только хитроумные похождения героя-плуга.

Характер Чичикова является сатирическим, так как внешне привлекательный образ героя разительно отличается от внутреннего, аморального облика. Чичиков ничего не признаёт и ни во что не верит, кроме денег, в этом смысле он «герой своего времени» даже больше, чем Печорин. Появляясь в обществе под маской добродетели, он в душе смеётся над добротой и порядочностью. Выставляя напоказ свою благожелательность к людям, он думает только о том, как бы повыгоднее использовать их расположение. Только в свои аферы он вкладывает всего себя, своё знание жизни и свои таланты.

Гоголь хотел показать возрождение Чичикова, поэтому уже в первом томе придал ему черты, позволяющие сделать это в дальнейшем. При сравнении героя с помещиками проясняются даже привлекательные черты его характера. Ему чужда пустая мечтательность Манилова, он не останавливается на придумывании заманчивых проектов, а настойчиво добивается их реального воплощения. Чичиков не похож на примитивную скопидомку Коробочку, но и далёк от такого безоглядного прожигателя жизни, как Ноздрёв. От Собакевича главный герой выгодно отличается тем, что, кроме практической смётки, у него есть обходительность и умение расположить к себе людей, то есть живость характера.

Одновременно Чичикова и помещиков сближает главное: все они хотят устраиваться в жизни, а не устраивать её. Энергия и целеустремлённость Чичикова порождены жаждой обогащения, а должны были быть направлены, по мнению автора, на достойные дела. Ради высокой духовной цели Гоголь задумал показать перерождение Чичикова во втором и третьем томе поэмы, но потерпел неудачу.

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» была написана в начале XIX века. Это время начала зарождения в России нового социального класса – класса предпринимателей. Название поэмы имеет двойной смысл: подразумевает покупку главным героем фактически мертвых крестьян, и указывает на то, что души помещиков уже зачерствели, умерли. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков, является как раз одним из ранних предпринимателей, представителем нового сословия.
Родился Чичиков в небогатой дворянской семье, и был он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Он с детства не имел друзей, жизнь смотрела на него сквозь «мутное стеклышко». Когда же Чичиков пошел учиться, ему был дан отцом совет, определивший в каком-то смысле его будущее: «Не дури, не повесничай, угождай начальнику, водись с теми, кто побогаче, не угощай и не потчевай никого, береги и копи копейку».
В школе у Чичикова тоже не было друзей, однако его этот факт ничуть не удручает, он начинает практиковать то, что в современном мире называется бизнес: получая угощенье, припрятывал его, а потом продавал; учил мышь различным трюкам, не жалея времени на это, чтобы потом получить за нее хорошие деньги. Тогда же Чичиков учится подстраиваться под требования начальства – на уроках он сидит неподвижно, тем самым заслуживая хорошие оценки. Однако впоследствии, когда его учитель нуждается в помощи, Чичиков не желает для него потратить хоть сколько-нибудь значимую сумму. Это говорит о том, что Чичикову чужды какие бы то ни было дружеские, теплые чувства, даже элементарная признательность, благодарность.
Когда Чичиков пошел на службу, он сразу же возымел успех. Его бойкость в делах и приятность в поступках сыграли свою роль. Тогда он и задумал свою первую аферу, но она, как мы знаем, не удалась. Другой человек отчаялся бы, бросил все – другой, но не Чичиков. Он идет в таможенную службу и добивается там повышения в должности. После этого он вступает в сговор с контрабандистами и за год получает около 400 тысяч рублей. Однако эта легкая жизнь заканчивается, когда напарник Чичикова после ссоры пишет на него донос. Чичиков чудом, опять же благодаря своей обходительности, избегает тюрьмы, и даже сберегает около десяти тысяч. Но главное, он не впадает в отчаяние, его честолюбивая натура жаждет обогащения, возвращения хорошей жизни.
По приезде в город N, Чичиков проявляет себя хорошим дипломатом, он прекрасно умеет подстроиться под собеседника, доставить удовольствие от общения с собой. Все его новые знакомые неизменно хорошо о нем отзываются. Он начинает скупать мертвые души, и остался бы неразоблаченным, если бы не допущенные им ошибки: он рассказал о мертвых душах Ноздреву и купил крестьян у Коробочки.
Несмотря на постоянное стремление Чичикова обогатиться за счет других, за счет чужого труда, он не совсем чужд душевным проявлениям. Он подумывает «о бабенке, о детской, о многом приятном», то есть хочет создать семью. Он также увлекается губернаторской дочкой, красивой блондинкой.
Однако в Чичикове есть множество отрицательных качеств – лицемерие, безнравственность, эгоизм, - которые свидетельствуют об испорченности его души. Для Чичикова не существует ничего святого, он преследует лишь одну цель в жизни: обогатиться.
Замыслом Гоголя было очистить душу Чичикова во втором томе своей поэмы. Но он ведет к этому нас, читателей, уже в первом: хотя автор показывает «отталкивающие» качества Чичикова, он все же говорит о нем с надеждой.
Исходя из всего этого я делаю вывод, что душа Чичикова уже не может называться действительно «живой», но она ещё не совсем умерла для чувств. Таким образом получается, что духовное перерождение Чичикова вполне возможно, но для него необходим какой-то мощный стимул, как например, осознание собственной ничножности.

Гоголь писал свою поэму в то время, когда в России назревала смена традиционных устоев общества и все указывало на то, что не за горами и реформы. Было понятно, что такие перемены не могут пройти без рождения нового типа человека. И одной из целей написания поэмы для Гоголя был портрет этого нового человека, уже начинающего подавать свой голос.

В связи с этим сразу стоит отметить, что Чичиков, центральный герой в "Мертвых душах", представляет собой не отдельную личность, а является типажом, сборным образом новоиспеченного "класса" дельцов. Видимо, поэтому автор говорит о нем: "не слишком толст, не слишком тонок", "не красавец, но и не дурной наружности". То есть, иными словами, в его внешности нет никаких ярких черт.

Кроме того, несмотря на то, что Чичиков присутствует практически на каждой странице книги, он отнюдь не является главным героем. Ему принадлежит важная идейнокомпозиционная роль, он – центр поэмы, но нельзя говорить о том, что раскрытие его характера было основной целью Гоголя. Поскольку произведение по сюжету представляет собой путешествие Чичикова, своеобразным каркасом поэмы является дорога (в абстрактном представлении – линия), вокруг которой развиваются различнейшие события. Следовательно, Чичиков способствует образованию и развитию сюжета. Это, несомненно, важная функция, но не главная. Ни читателя, ни самого Гоголя не интересует биография этого героя – недаром она помещена лишь в самом конце поэмы. Первоначально интерес вызывает конкретно сама его деятельность, то есть зачем же он скупает "мертвые души"; это своего рода внешний интерес. И только после того, как Гоголь познакомил читателя с особенностями мышления Чичикова, появляется в произведении объяснение, где же искать корни, причины этого странного и неожиданного поступка – покупки "мертвых" душ.

А причины эти – в детстве. Особенности семьи, невозможность получить все, что хочется, а также наказ отца перед тем, как отпустить сына "в люди" – угождать начальникам да беречь и копить копейку. Вот и вырос Чичиков – предприимчивый делец, обладающий изрядным терпением и трудоспособностью (поскольку всего он добивается сам, без чьей-либо помощи). Гоголь отдает должное "неодолимой силе его характера", т.к. понимает, что Чичиков, если вдуматься, совершает в одиночку грандиозное дело, которое под силу не каждому. Он обладает практической житейской смекалкой по поводу всего, что пахнет деньгами. Но немалое внимание на страницах своего произведения писатель уделяет и тому, что Чичиков в детстве был обычным ребенком, добрым, чутким, резвым, любознательным, он активно проявлял интерес к окружающему миру и стремился все познать самостоятельно (вспомнить хотя бы, как он убегал от няни и исследовал места, куда ему запрещали ходить).

Исходя из всего этого, нельзя утверждать, что им движет только лишь жажда наживы. Он совершал все эти махинации с одной целью – воплотить в жизнь свою мечту, которая, на самом деле, невинна, светла и даже не оригинальна – это мечта о собственном доме, хозяйке, куче маленьких ребятишек и, главное, памяти потомков. Эта светлая мечта, думается, начала закладываться еще с детства, проведенного в Обломовке. Именно эта причина сподвигла Павла Ивановича Чичикова на аферу с мертвыми душами и на путешествие по Руси, вследствие описания которого читатель и знакомится с представителями так называемой галереи умирающих помещичьих душ.

Стоит отметить, что Чичикова в поэме можно рассматривать с еще одной стороны, а именно в сопоставлении с разными литературными и историческими личностями. Речь идет о том, как помещики и городские чиновники видят в нем Наполеона, антихриста – и вообще о том образе, который сложился у них после общения с Чичиковым. Так, по слухам, он ворвался к Коробочке "вроде Ринальд Ринальдина" (своего рода романтический разбойник); чиновники сравнивают его с Наполеоном, вернувшегося с острова Елены, а когда сплетни достигли своего апогея – в Чичикове им виделся уже антихрист. Не избежал Павел Иванович и участи "признания" в нем капитана Копейкина. Конечно, с одной стороны, эта ситуация комична – почтмейстер, автор данной теории, не обратил внимания на то, что у Чичикова есть и руки, и ноги, в отличие от того капитана. Но, тем не менее, это сравнение имеет большое значение: капитан Копейкин, Наполеон – это романтические герои, которыми восхищались многие современники писателя. А Чичиков? Гоголь хотел этим сказать, что нынешние идеалы, предметы восхищения измельчали, на смену великим полководцам и народным защитникам пришли чичиковы.

Известно, что Гоголь задумывал "Мертвые души" как трехчастное произведение. К сожалению, осуществить это ему так и не удалось, мы имеем лишь небольшой отрывок IIого тома. Здесь, по замыслу автора, Чичиков должен был раскаяться во всех грехах своих и стать на путь очищения. В принципе, так он и сделал, но каялся он, ползая в ногах генерал-губернатора и целуя эти самые ноги. Несмотря на то, что покаяние происходило столь низким и даже унизительным образом, чичиковские проделки в целом заставили некоторых героев поэмы вести долгие рассуждения о честности и бесчестии, справедливости и неправде. Именно Чичиков в "Мертвых душах" – один из немногих деловых людей, способных к действию. Цель героя мелка и корыстна, но движение к ней лучше, чем полное бездействие.

На протяжении многих лет критики по-разному расценивают личность, сущность характера Павла Ивановича Чичикова. Кто-то ставит на нем клеймо бездушного дельца, приводя в доказательство то, что он использует все для достижения своей корыстной цели. А кто-то наоборот делает акцент на том, что Павел Иванович затеял эту махинацию с мертвыми душами только ради того, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о собственном уютном домике, о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне, то есть им двигали идеалы дома и семьи – те идеалы, о которых мечтает чуть ли не каждый. Конечно, справедливые рассуждения присутствуют и у тех, и у других критиков; но, думается, самую точную характеристику личности Чичикова можно дать, объединив эти два мнения. Характер этого героя гораздо сложнее, он не укладывается ни в рамки положительного, ни в рамки отрицательного персонажа. Это личность разносторонняя, которой свойственны и корыстные интересы, и светлые чувства – то есть Гоголю удалось изобразить героя, очень близкого к реальной жизни.

Тема дороги и образ Чичикова объединяют все разнообразные сцены-картины в поэме «Мёртвые души». Внешне сюжет построен как описание путешествия Чичикова по российской губернии, рассказ о Павле Ивановиче проходит сквозной нитью через всё произведение, другие герои характеризуются не только сами по себе, но и через отношения с Чичиковым.В образе дороги воплощен и житейский путь героя благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия композиция выглядит очень рацио­нально: экспозиция сюжета путешествия дана в первой главе (Чичикова знакомится с чиновниками и с некоторыми помещика­ми, получает у них приглашения), далее следуют пять глав, в которых "сидят" помещики, а Чичиков ездит из главы в главу, скупая мертвые души.

Однако содержание «Мёртвых душ» не исчерпывается рассказом о Чичикове и его жизни. Тема произведения глубже и значительнее: Гоголь хотел написать поэму о прошлом, настоящем и будущем России, а Чичиков, по мнению автора, выражает как раз настоящее русской жизни . Наряду с ним, в произведении присутствуют помещики, чиновники, представляющие прошлое России, в эпизодах мелькают мужики, городской люд, слуги и т.д. У всех этих героев свои проблемы и жизненные цели, которые, сложно переплетаясь, складываются в социальный роман.

Чичиков в поэме представляет набирающий силу класс российских предпринимателей Чичиков получил в наследство четыре старые фуфайки, двух крепостных, дом и землю на тысячу рублей. Иными словами,он должен был сам устраиваться в жизни Гоголь подробно расказывает биографию героя. Если характеры помещиков, кроме Плюшкина, и всех чиновников показаны статичными, то есть не имеют в поэме истории, то образ Чичикова дан в развитии и становлении, в процессе воплощения его замыслов.

В образе каждого помещика выделены одна-две черты, определяющие суть героя: у Манилова - прекраснодушие,у Коробочки - тупость, у Ноздрёва - бесшабашность и т.д. УЧичикова несколько определяющих черт: интерес к людям, замечательная приспособляемость, изворотливый ум, крайний эгоизм, хотя есть и главная черта -несгибаемая целеустремлённость .

Если помещиков характеризует состояние имения, убранство дома, то Чичиков очень похож на свою шкатулку с двойным дном, поэтому его так трудно разгадать: внешне он общителен, но по сути чрезвычайно замкнут; внешне порядочен, быстро добивается расположения окружающих, а по сути человек без чести и совести, готовый на любую низость ради «копейки». За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчётливая и хищная натура. Приспособляемость свидетельствует не о слабости его характера, а, наоборот, отвёрдости и устойчивости.

В поэме Чичиков, в отличие от всех других героев, переживает нечто похожее на любовь. Это чувство вызвала в нём молоденькая губернаторская дочь. Автор сам иронично удивляется неожиданной сентиментальности такого расчётливого человека, как Чичиков На балу Чичиков подсаживается к очаровательной блондинке. И что же? Его несравненное умение очаровывать окружающих вдруг изменяет ему. Приятный и интересный собеседник превращается в разговоре с девицей в занудного человека, который своими рассуждениями наводит на соседку только тоску. Так чувство любви, обычно возвышающее человека, открывает в Чичикове пошлость.

Гоголь посчитал необходимым открыто выразить своё отношение к Чичикову. Этому посвящено большое авторское отступление в 11 главе, большое, так как автор пытается объяснить сложность и неоднозначность характера героя. Первое, что приходит на ум о Чичикове, - это мысль, что он герой бесчестный, способный на любую низость Но автор вдруг начинает защищать своего героя именно Чичикова автор выбирает для духовного воскресения в следующих томах «Мёртвых душ»: ведь чичиковский эгоизм проявляется не только в презрении к окружающему миру, но и в желании хозяйничать в нём, то есть у Чичикова есть хоть какой-то серьёзный жизненный интерес в отличие от помещиков и чиновников. Подводя итог, отметим, что образ Чичикова играет в поэме две важные роли -композиционную и идейную . Поэма построена как цепь приключений Павла Ивановича, но при этом «Мёртвые души» нельзя назвать авантюрным романом, ибо в своём произведении Гоголь изобразил «всю Русь», а не только хитроумные похождения героя-плуга.

Ради высокой духовной цели Гоголь задумал показать перерождение Чичикова во втором и третьем томе поэмы, но потерпел неудачу.

Чичиков является центральным героем поэмы Гоголя “Мертвые души”. Рассказ о нем проходит сквозной нитью через все произведение, и другие герои во многом характеризуются именно через отношения с ним. хотя Чичиков и занимает в поэме очень важное место, ее нельзя считать просто описанием судьбы и всевозможных приключений этого героя. Писатель не сводил свое произведение к истории одного или даже нескольких характеров. Он видел свою задачу в том, чтобы охарактеризовать различные явления жизни России, а образ Чичикова отражает лишь определенную сторону действительности.

Сюжет поэмы неразрывно связан именно с сущностью главного героя . Кому могла прийти в голову столь безумная идея - приобретать мертвые души с тем, чтобы потом совершать с ними сделки? Только человеку, жадно стремящемуся “приобретать”, не представляющему своего существования вне приобретения и умеющему изыскивать любые способы для того, чтобы стать владельцем богатства. Чичиков пускается на любые аферы и спекуляции, если они сулят ему солидные барыши. Спекуляции с мертвыми душами нагляднее всего раскрывают коммерческий, предпринимательский склад характера Чичикова. Его восхищение вызывает не тот, кто обладает высоким саном, а тот, кто владеет значительным капиталом.

Гоголь раскрывает образ Чичикова другим способом, нежели образы остальных героев поэмы. Ведь он не мог характеризовать Чичикова через его отношение к крепостнической собственности и через описание его быта. Гоголь показывает этого героя в действии, в процессе претворения им в жизнь своих замыслов. Чичиков, пожалуй, единственный персонаж, биографию которого мы узнаем очень подробно

К каждому лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой, особый, подход. Он виртуозно играет на слабых струнах человека, добиваясь расположения и симпатии самых разнообразных людей. Чичиков очень легко “перевоплощается”, меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях. В беседе с Маниловым он выглядит почти совсем, как сам Манилов. Он так же галантен и обходителен, так же чувствителен, как его новый друг. Чичиков отлично знает, как может произвести сильное впечатление на Манилова, а потому не скупится на всевозможные признания и душевные излияния.

Однако, разговаривая с Коробочкой , Чичиков не проявляет ни особой галантности, ни душевной мягкости. Он быстро разгадывает сущность ее характера и потому ведет себя развязно и бесцеремонно. При встрече сНоздревым Чичиков гибко приспосабливается к его разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только “дружеские” отношения, и Чичиков ведет себя так, словно они старые, закадычные приятели. Ноздрёв разговаривает с ним на “ты”, и Чичиков отвечает ему тем же. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков помалкивает, предоставляя другому право высказывать сомнения по этому поводу. Однако он зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети Ноздрёва, который явно собирается его надуть.

При встрече с Собакевичем “прямота” и “непосредственность” Чичикова совершенно исчезают. Собакевича не трогают и рассуждения на возвышенные темы. И тогда Чичиков вступает с ним в азартный торг, в котором каждый стремится перещеголять другого. С дельцом Собакевичем Чичиков показывает себя опытным коммерсантом, знающим всяческие приемы воздействия на партнера. К Плюшкину у Чичикова другой подход: он играет роль великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику.

Способность Чичикова к перевоплощению основывается на его необыкновенной изворотливости и энергии. За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчетливая и хищная натура. Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. У Чичикова полностью отсутствуют какие бы то ни было нравственные принципы, подлость его натуры безгранична.

Сопоставляя Чичикова с владельцами крепостных душ, Гоголь ярко показывает те новые черты, которые могли сформироваться только вне атмосферы барской усадьбы. Это - необыкновенные жизненная цепкость, приспособляемость и энергия. Чичикову чужды мечтательность Манилова и примитивное простодушие Коробочки. Он не мелочится, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую и прямолинейную деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве. Однако деятельность Чичикова сопоставляется Гоголем не только с бытием помещиков, но и с жизнью страны. Как и обитателей усадеб, Чичикова нисколько не волнуют социальные проблемы. Он совершенно равнодушен к тому, что не касается его самого, не затрагивает его интересов. Он не чувствует себя “гражданином земли своей”, которому близки и дороги ее судьбы.



Статьи по теме: