Обучение нотной грамоте дошкольников. Компьютерная программа по изучению нотной грамоты «Приключения нотки

В истории каждого отдельного народа обереги занимают важное место. Для славян одними из самых распространенных защитных магических предметов являлись народные куклы обереги.

Народные куклы обереги считались нашими предками сильными магическими символами. Они играли очень важную роль в жизни древних славян. Сопровождали поделки человека с самого рождения, а некоторые изготавливались матерью еще до рождения ребенка.

Сохраняли такие обереги на протяжении всей жизни и старались передавать из поколения в поколение. Эти тряпичные поделки делались своими руками и продолжают сопровождать нас и по сей день.

Значение кукол оберегов

Для современных детей куколка – это, прежде всего, забава и игрушка. Однако так было далеко не всегда. Наши предки очень серьезно относились к сделанным своими руками поделкам, поскольку считали их оберегами. Выполняли народные куклы обереги самые различные функции. В зависимости от их внешнего вида они могли защищать от черной магии и неприятностей. Также могли избавить человека от разных болезней или несчастий.

Славянские куклы имели одну особенность: они не имели лица. Считалось, что обретая лик, поделка наделялась душой, что означало возможность использования куклы для колдовства. Поэтому что бы не создавать опасность для конкретного человека, куклы делались безликими.

Сделанная своими руками обережная кукла являлась не только украшением дома или детской забавой. Этот предмет считалась помощницей в быту, личной жизни. Изготавливались куклы практически для всех народных и личных праздников, таких как проводы зимы, Купала, свадьба, рождение ребенка и других.

Разновидности обережных кукол

Древние славяне изготавливали куклы обереги своими руками на все случаи жизни. Самыми распространенными куклами оберегами считаются следующие:

— оберегала семейное благополучие и очаг
Крупеничка – оберег на сытость и достаток
Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме
Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка
Неразлучники – свадебная кукла на совместное счастье
Желанница – оберег на исполнение желания
— избавляла от болезней и недугов

Это далеко не весь перечень обережных кукол которыми пользовались наши предки. Однако именно эти народные куклы обереги были защитой от негативного воздействия. В наши дни, куклы обереги помогут вам защититься от различных неприятностей и сделать жизнь счастливее и спокойнее.

Если вы решили сделать собственноручно оберег в виде куклы, то следует придерживаться основных правил:

  • делать куклу оберег нужно только в хорошем настроении.
  • изготавливать оберег нужно по велению сердца, а не потому, что это надо сделать
  • рекомендуется изготавливать магический предмет в период растущего месяца. В это время получаются самые сильные магические поделки.
  • народная кукла должна делаться без использования колющих и режущих предметов, которые могут негативно отразиться на ее эффективности.
  • количество узелков должно быть четным и на каждый узелок нужно сказать хорошее слово-пожелание, типа, счастье, удача и так далее.
  • в качестве основы рекомендуется использовать крест, сделанный из веточек дерева. Горизонтальная ветка будет руками, а вертикальная – корпусом поделки.

Одной из самых первых кукол оберегов является зольная кукла. В народе ее еще называли Берегиней. Охранял такой оберег семейный очаг и благополучие. Для ее создания использовалась зола из домашнего очага. Шарик золы был головой поделки, все остальное делалось из ткани. Этот оберег был единственной куклой без головного убора и волос.

Такая кукла оберег очень часто передавался от матери к дочери, когда она выходила замуж. Поделка считалась связующим звеном между двумя родами и передавала девушке опыт ее предков. Кроме того, изготавливалась кукла и при переезде на новое место, чтобы из старого дома забрать силу очага.

Куклу крупеничку делала хозяйка дома для всей семьи. Поделка устанавливалась на видном месте и была символом сытости и достатка. Изготавливался магический предмет из ткани, а в качестве наполнителя использовалась крупа. Данная кукла оберег считалась главной в семье.

Кукла крупеничка представляет собой мешочек в котором находится зерно. Во время посевной первым используется зерно из кармашка куклы, а когда урожай собран, ложится обратно до следующего года.

В современных условиях сделать такую куклу оберег несложно. Достаточно своими руками изготовить из ткани игрушку-кармашек и наполнить ее крупой. Размещается народная поделка на кухне или в гостиной. Время от времени из магического предмета должна браться крупа для приготовления еды. Считалось, что если поделка худа, то семья живет плохо, поэтому кукла крупеничка всегда должна быть наполнена зерном или крупой.

Кукла кубышка травница была в каждом доме и отвечала за чистый воздух и энергетику.

Для изготовления такой куклы нужна была ткань и сушеные травы. Наполнялась народная кукла оберег травами, аромат которых приятно разносился по дому. Вешалась кубышка травница над детской колыбелью. Таким образом она защищала малыша от дурного глаза и болезней. Часто ее вешали и в прихожей для очищения мыслей от негатива всех приходящих гостей. Считалось, что человек с дурными помыслами, проходя под куклой, забудет обо всем нехорошем.

Менялась трава в поделке два-три раза в год, что позволяло вовремя магическому оберегу прогонять болезни и быть всегда эффективным.

Когда женщина узнавала, что она ждет ребенка, она делала куклу пеленашку. Эта народная кукла оберег похожа на младенца в пеленках. Клалась игрушка в детскую колыбель и брала на себя весь негатив, направленный на еще не родившегося малыша.

Когда рождался ребенок, кукла пеленашка сопровождала его до крещения. После чего она убиралась в отдельный сундук и использовалась только тогда, когда малыш болел.

Эта народная кукла оберег представляла собой поделку, состоящую из жениха и невесты, скрепленных одной общей рукой. Куклы неразлучники считались символом крепкого союза. Эти народные куклы обереги делались на одной руке, чтобы молодожены всегда были рядом и преодолевали все препятствия вместе. В настоящие дни традиция сохранилась и во многих деревнях такой народный оберег дарят новобрачным на свадьбу.

Кроме того, куклы неразлучники считаются отличным подарком близким друзьям или родственникам. С искренними пожеланиями счастья и благополучия, такой предмет принесет много пользы новой семье.

Универсальной поделкой считается кукла желанница. Этот оберег помогает осуществить любое желание, но только одно. Делается кукла из ткани и в момент изготовления необходимо думать о своем самом заветном желании. После завершения всего процесса повторите трижды свое желание перед зеркалом с магической вещицей в руках.

Когда желание осуществится, куклу необходимо сжечь, поскольку она будет бесполезной. Как правило, такая кукла украшалась различными лентами и бусинами и была очень нарядной. Хранилась она до осуществления желания на самом видном месте. Периодически эта кукла оберег бралась в руки, а желание повторялось вслух.

По традиции очистительная кукла избавляла человека от болезни или какой-либо другой неприятности. Делалась она только для самого себя, а в момент изготовления мысленно нужно было вплести в поделку свою проблему. Кукла, как правило делалась в образе человека.

Когда кукла была готова, она сжигалась со словами:

«Из меня все уходит дурное!»

После этого человек избавлялся от своей проблемы.

Сделанные своими руками магические талисманы, обереги и амулеты очень почитались нашими предками. Делая народные куклы обереги, вы можете уберечь себя и своих близких от негативного воздействия, черной магии, болезней и неприятностей. Естественно, следует в точности следовать всем рекомендациям и правилам относительно изготовления магического предмета.

Здравствуйте, дорогие читатели блога!

Наши предки верили, что если в доме будет кукла Колокольчик, то их дом никогда не покинет радость, веселье и смех. Такая народная кукла своими руками мастер класс по которому ее можно сделать, будет нести только хорошие известия и в ваш дом. Ее может изготовить даже ребенок, если ему больше 4 лет, поэтому смелее приглашайте своих детей на занятие творчеством.

Говорят, что родиной оберега является Валдай, откуда и пошли знаменитые ямщицкие валдайские колокольчики. В древней Руси считали, что его звон оберегал от злых болезней и отпугивал нечистую силу. При создании оберега не применяли ни ножницы, ни иглы, а делали кукол из лоскутков ношенной одежды.

В данном пошаговом мк из материалов используются:

  • лоскуты тканей разных цветов (хлопок, ситец);
  • красная хлопчатобумажная нить
  • ножницы
  • синтепон или вата

Помещаем шарик из синтепона в центр квадрата ткани

Сформируем голову. Для этого обматываем ткань 3 раза ниткой и делаем 3 узла. Не забудьте оставить кончики ниток, чтобы потом на них смогли привязать колокольчик.

У куклы вестника счастья три юбки, поэтому из ситцевых лоскутов выкраиваем три круга разных диаметров.

Складываем ситцевые ткани 2 раза пополам, срезаем маленький уголок верхушки.

В вырезанное отверстие продеваем тело куколки. Чтобы не потерять юбку, обматываем ее ниткой вокруг шеи три раза и делаем три узелочка.

Обвязываем ее на шее три раза и делаем три узла. Формируем ручки.

Сгибаем — сначала угол ткани внутрь, затем две стороны к центру, как у бумажного самолетика. Завязываем на запястье ниткой красного цвета.

Вокруг талии завязываем тесьму на левый бок.

В старину женщины подпоясывались на левую сторону.

На голову накладываем платочек, ниткой обвязываем вокруг шеи, фиксируя повойник.

Повойник — это старинный головной убор замужних женщин. Он представляет собой мягкую шапочку, которая полностью закрывает волосы.

Завязываем платок на голову по — бабьи.

У нас должны были остаться кончики ниток, когда ими обвязывали шарик из синтепона. Вот на них мы закрепим наш колокольчик.

При желании для подвески закрепляем тесьму.

Подарив вестника счастья своим близким вы желаете им получать только хорошие и радостные известия.

Добрых вам вестей!

  • Дата публикации: 22-05-2014 г.
  • Дата обновления: 22-05-2017 г.
  • Автор статьи: Иван Сухарев
  • Количество просмотров: 18198
  • У каждой национальности или народности всегда были, есть и будут свои особенные черты. Мы привыкли, что это относится, прежде всего, к цвету кожи, характерным особенностям черт лица, языку, правилам поведения и общественному устройству. Но немало уникальных в своем роде вещей и предметов встречается и в повседневной жизни у многих народов. Русская тряпичная кукла - одно из самых ярких тому подтверждение.

    Наших предков кукла сопровождала всю жизнь. Еще до рождения младенца у его будущей колыбели появлялась кукла, отгоняющая злых духов. Младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость - все жизненные этапы человек проживал в присутствии кукол и их активном участии. Даже после смерти кукла была рядом, сопровождая усопшего в иной мир.

    Русская национальная кукла участвовала буквально в каждом действии жизни человека, и не только в праздничных мероприятиях или наиболее важных этапах, но и в самых обыденных, рутинных. Именно поэтому куклы целиком и полностью отражают суть жизни человека, а не только ее проявления. Понять куклу, ее характер означает узнать тайну древних славян - непостижимую для многих других народов загадочную русскую душу.

    Да, именно так, потому что русская традиционная кукла часто оставалась единственным защитником, хранителем, лекарем, советчиком и собеседником человека. Кукле раньше всех рассказывали секреты и делились с ней тайными желаниями, именно она хранила семейный очаг и благополучие в доме, и только кукла забирала от человека все его болезни и несчастья, унося их с собой в огонь или воду. Поэтому отношение к куклам у людей было соответствующее - их любили, уважали, почитали и берегли.

    Особенности русской тряпичной куклы

    Традиционная русская кукла имеет свои особенности, главными из которых являются следующие:

    • обрядовые куклы и обереги изготавливали без использования колющих и режущих предметов;
    • у кукол не было черт лица;
    • отсутствие персонального имени у куклы, было лишь название;
    • подавляющее преимущество женских образов для изготовления кукол.

    Для того, что бы сделать тряпичную куклу, использовали куски тканей, оторванные от целого рулона или от одежды. Это делалось специально без ножниц, потому что, отрезая какой-нибудь лоскут или лишнюю ткань от куклы, можно было лишить ее целостности в смысловом значении. По этой же причине не использовали иголки, все детали привязывались нитками или скреплялись узлом.

    Такие требования были обязательны при изготовлении обрядовых кукол, кукол-оберегов и большинства игровых кукол. Подарочные варианты, особенно из дорогих тканей, с дорогии украшениями можно было сшивать, используя иголку для крепления большого количества декоративных деталей.

    Несмотря на такую, казалось бы, непрочную конструкцию, тряпичные русские куклы при должном обращении существовали несколько десятков лет. Во многих семьях были родовые куклы, передаваемые от поколений к поколениям. Кажется, само время придавало им прочности, продлевая жизнь кукольным охранникам и берегиням.

    На лице у кукол не рисовали глаз, носа, губ. Это делали по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние глаза и уши, потому что через них в куклу могли проникнуть злые духи и тогда она станет сама источником несчастий. Во-вторых, неудачное выражение лица не только испортит характер куклы, но и оставит его таким навсегда. Поэтому лицо кукле придумывали сами, в зависимости от обстоятельств. Сейчас на фоне огромного количества современных кукол это кажется необычным и странным, но стоит немного пообщаться с безликой куклой, и все становится понятным.

    Безликая кукла жила полноценной жизнью - она радовалась и грустила, спала и бодрствовала, смеялась и плакала. Такая кукла не могла не нравиться ее обладателю - выражение лица и его черты были ведь придуманы им самим. Поэтому не совсем верно говорить, что у куклы нет лица - оно есть, но нужно подружиться с куклой, что бы его увидеть.

    В последние века, начиная с девятнадцатого столетия тряпичным куклам все же стали рисовать лица, но это касалось только игровых или декоративных вариантов. Это произошло от желания максимально очеловечить куклу, сделать ее облик очень похожим на нас. Но и в этих случаях использовали лишь символическое отображение глаз, носа или рта, вышивая их крестом и прямыми линиями.

    Куклам в Древней Руси не давали имен, считалось, что нарекая куклу, ее можно использовать во вред тому человеку, у которого будет или есть такое же имя. Этим пользовались темные колдуны - называли куклу так же, как и объект воздействия и творили над ней свои ритуалы. Кроме этого, дав кукле человеческое имя, можно было потревожить дух умершего родственника с таким же именем. Поэтому игровых кукол называли просто куклами, ляльками, цацками и т.д.

    Весьма ограниченное количество мужских фигурок в кукольном творчестве наших предков вовсе не означает пренебрежительного отношения к сильной половине человечества. Если «копнуть глубже», изучить историю появления кукол и их строение, то окажется, что вся женская пышность, мягкость и красота закрепляется на жесткой и прочной основе в виде тугих скруток или палочек.

    Таким способом мужская суть есть в каждой кукле, но она скрыта внутри, что отражает весьма существенный сакральный смысл куклы. Именно поэтому кукол с явно мужскими образами очень мало, а в некоторых кукольных действиях в роли мужской куклы использовали просто палочку, завернутую в ткань.

    Материалы для изготовления тряпичной русской куклы

    Русские народные куклы делали из подручных материалов. Самыми распространенными из них были следующие:

    • обрывки ткани или старой одежды для оберегов и обрядовых кукол;
    • лоскуты новой ткани для сувенирных, декоративных фигурок;
    • пучки травы или сена;
    • деревянные палочки,поленца, чурбачки;
    • в качестве наполнителя - зола, ветошь.

    Наибольший интерес представляют тряпичные куклы, отражающие своим внешним видом особенности культуры той местности, где ее изготовили.

    Значение русской тряпичной куклы

    Русская национальная кукла подразделялась на три большие группы:

    Любая из этих групп включает в себя несколько десятков (!) кукол, каждая из которых будет отличаться от других своим устройством или сохраняемым смыслом. Предназначение куклы определяло ее дальнейшую жизнь, оно никогда не менялось и очень редко сочеталось. Так, обрядовыми куклами никогда не играли, равно, как и игровые куклы не использовали в обрядах. А вот куклу-оберег иногда давали детям в качестве игрушки. Чаще всего это происходило с лечебными куклами, набитыми лекарственными растениями.

    Русская тряпичная игровая кукла

    Основное предназначение игровой куклы - это отвлечь ребенка в то время, когда взрослые занимаются своими делами. Куклами играли все дети - и девочки, и мальчики. Для самых маленьких изготавливали особые куклы, развивающие мелкую моторику и двигательные функции. Например, маленькие куклы, надевающиеся на палец или кукольные подвески в виде гирлянды из маленьких узелков. Ребенок инстинктивно сжимает ручку с такой игрушкой, что одновременно и регулирует мышечный тонус, и занимает малыша.


    В принципе, любая игровая народная кукла несет в себе и дополнительную нагрузку. Какие-то куклы тренируют ловкость, например те же напалечные фигурки или куклы с основой на деревянной палочке.

    Такие куклы можно было крутить в руках, держа ее за палочку - так девочки приобретали навыки прядения, а руки мальчиков готовились к плетению лаптей. Для этих целей изготавливали кукол - хороводниц, а для мальчишек - бойцов, на руках которых были закреплены маленькие мешочки.

    Изготавливали игровые куклы, как правило, взрослые, но и дети принимали в этом процессе самое активное участие. Поэтому малыши с самых ранних лет знали очень много о культурных традициях и обычаях своего народа. Кукла была самым популярным подарком для детей, при этом она обязательно имела определенный сакральный смысл. Подарочная кукла могла быть очень простой, например, на день рождения в бедных семьях могли малышу подарить вот такого ангела:


    В период отрочества с помощью народных кукол детьми изучались все главные мероприятия человеческой жизни. Для этого собирались целыми группами зимой в амбаре или избе, летом - на улице. Каждый участник приносил с собой коробейку с куклами, все роли распределялись между собой, и начиналось действие. Так разыгрывались даже свадьбы со всеми ее этапами, строго соблюдая последовательность. Руководить таким мероприятием могли как взрослые, так и уже обученные таким играм дети.

    Детей готовили к взрослой жизни, формируя у них заранее все основные представления о будущем. Дети до 6-7 лет носили рубахи - и мальчики, и девочки. В этот период и куклы у них были одни и те же. Надевая портки, мальчишки начинали свой первый мужской жизненный этап, и в этот период куклы у них выполняли в основном мужскую работу - пахали, сеяли, убирали урожай, защищали территорию.

    У девочек в этот период начиналось активно обучение семейной жизни - как организовать домашний уклад, как ухаживать за детьми, что одевать и в каких случаях и т.д. Все эти вопросы усваивались с помощью русской национальной игровой куклы.

    Тряпичная кукла, сделанная своими руками, участвовала в играх не только простых деревенских детей, они были и в семьях купцов, священнослужителей и даже русских правителей. Княжеские, боярские и царские дети - они лишь обычные малыши, которым, как и всем нужны любовь, ласка, внимание и, конечно же, игры. А кукла у русского народа - первая игрушка.

    Русская тряпичная игровая кукла: Кукла - столбушка

    Традиционная русская кукла в знатных семьях изготавливалась из дорогих тканей, украшалась драгоценными камнями и различными аксессуарами. Кукольные игры у царских детей были по своему смыслу те же самые, что и у деревенских ребятишек, только у одних обыгрывались королевские мероприятия, а у других - жизнь простых людей.

    Многие куклы изготавливались специально для того, что бы дети с самых ранних лет понимали то, что происходит вокруг них, и что будет происходить с ними. Самый яркий пример - куклы перевертыши. Их называют по-разному, но наиболее популярным является название «Девка-Баба». С одной стороны - румяная веселая нарядная молодуха, но, перевернув ее, мы видим скромную женщину, уставшую от повседневных забот.

    Русская тряпичная кукла-оберег

    Наши предки очень ревностно относились к взаимоотношениям добрых и злых сил. И дело тут вовсе не в невежестве и необразованности. Видимо, сейчас мы просто не в состоянии увидеть ту тонкую грань, разделяющую параллельные миры, откуда нас и посещают неведомые сущности. О да, конечно, мы теперь грамотные и образованные - у каждого по 2-3 учебных заведения за плечами. Мы, лишенные предрассудков, смело и решительно движемся к заветной придуманной цели, которая в итоге оказывается лишь ступенькой к цели истинной.

    Пренебрежительность к своей истории, традициям своего народа у нас, людей 20 и 21 веков тщательно и планомерно культивировали уже около 100 лет. Это и общественный строй, лишающий человека всего душевного, и насажденная религия, уводящая остатки этой душевности в совершенно другое русло. Наши предки, свободные от этих оков, видели вокруг себя и понимали гораздо больше, чем мы, современные интеллектуалы, живущие в рабстве собственных иллюзий всезнания и всепонимания.

    А неведомым для нас силам нет разницы, кому помогать или вредить - простому пахарю или кузнецу или же менеджеру или президенту. Для них люди все одинаковые, поэтому мы должны знать и использовать на практике те средства, которые задолго до нас придумали и применяли древние славяне.

    Для защиты от преднамеренного или случайного зла существовали специальные предметы. Их изготавливали с определенной целью - оберегать человека от напастей. Поэтому их так и называли - обереги. Наиболее распространенными оберегами были специальные символы в виде амулетов или узоров, наносимых на тело или одежду. Но, поскольку кукла находилась рядом с человеком практически постоянно, то ей тоже приходилось выполнять и защитные функции.

    Кукла Счастье - маааленькая куколка с бооольшоой косой. Наши предки считали, что в волосах хранится наша сила. Поэтому такая кукла является мощным оберегом, охраняющим женщину от напастей и приносящим ей счастье. Кукла Счастье предназначается только для женщин, мужчинам ее не дарили. При изготовлении куклы волосам уделяли особое внимание, и коса при этом получалась немного больше самой фигурки. Можете узнать больше об этом в статье .

    Русская тряпичная обрядовая кукла

    У наших предков особое место в жизненном укладе занимали обряды. Обряды выполняли по всем, наиболее важным в человеческой жизни событиям. При этом существовали публичные, общественные обряды с привлечением большого количества людей, и обряды личные, тайные - не терпящие присутствия посторонних. Практически любой обряд исполнялся с участием или в присутствии кукол, специально для этого изготовленных.

    Обрядовая кукла, так же, как и кукла оберег изготавливалась для защиты от бед и напастей. В одних случаях обрядовую куклу сжигали или топили в воде после того, как она выполнила свое предназначение. В других такими куклами могли пользоваться всю жизнь, тогда в ней совмещали обе функции - обрядовую и охранную.

    В формате этой статьи мы расскажем лишь о некоторых обрядовых куклах, потому что в противном случае статья получится огромного размера. Дополнительную информацию вы можете получить, прочитав статьи в категории «Обрядовая кукла», а начать можно с обзорной статьи " ".

    В период засухи лучшим средством вызвать долгожданный дождь был специальный заговор. При этом необходимо действовать с помощницей, которая всем своим видом должна символизировать дождливую погоду. Так и действовала русская тряпичная обрядовая . Ее изготавливали, специально подбирая ткань, напоминающую по цвету и текстуре дождь.

    Одним из самых распространенный обрядов был обряд Кувада. Его совершали при родах для того, чтобы оградить новорожденного от посягательств нечистого духа. играли при этом очень важную роль.


    Лихоманки - их делали сразу несколько штук - от 12 до 100. Названия куклам давали соответствующие - Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея и др. Эти куклы вешали за печкой, каждая из них приманивала ту нечисть, по имени которой ее назвали. Поэтому Лихоманок старались сделать побольше. 15 января каждого года оберег сжигали и делали новых Лихоманок.


    Крупеничка или Зернушка была ответственна за достаток в доме, сохранность собранного урожая, приумножения богатства. Ее делали из мешочка с зерном, которое на будущий год использовали для посева.

    Крупеничка в вольном исполнении

    Традиционная русская кукла имеет очень большое значение в воспитании у ребенка лучших человеческих качеств. Она не вызывает агрессию, как заполонившие прилавки в магазинах чудовищные монстры и роботы. Тряпичные куклы не программируют детей на богемный образ жизни, как супермодные Барби, Винксы или Мокси. Наши куклы обучают душевной красоте, гармонии человеческих отношений, любви к ближним своим, и дальним тоже.

    Именно поэтому традиционные куклы должны быть в каждой семье, независимо от материального благополучия или социального статуса. Нужно возрождать традиции наших предков, ориентированные на воспитание целостной, нравственно положительной личности. Ребенок, с детства научившийся любить и уважать народную куклу, не вырастет нацистом или маньяком.

    Кроме этого, сделав такую куклу самостоятельно, вы испытаете удивительное чувство радости от создания чего-то одновременно простого и таинственного. К тому же русская традиционная кукла нравится и взрослым и детям, потому что только она обладает такой нужной для нас энергетикой с большим знаком плюс. Потратьте полчаса своего времени, сделайте обычную простую тряпичную куклу и убедитесь в этом сами.

    Мастер класс рассчитан на детей старшей группы детского сада, воспитателей, родителей.

    Назначение : игровая кукла для ребенка ; оберег; подарок своими руками.

    Цель : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа , через изготовление традиционной народной куклы «Закрутка» .

    Задачи :

    - образовательная : научить детей изготавливать народную куклу «Закрутка» . Обогащать знания обучающихся об истории возникновения и разнообразии народной куклы ;

    -развивающая : развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

    -воспитательная : воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле . Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы «Закрутка» .

    Основные понятия : кукла , народная кукла , тряпичная кукла , современная кукла , обереговые, обрядовые, игровые куклы .

    Материалы.

    2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

    Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

    Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

    Белые нитки;

    Синтепон (вата) для объема;

    тесьма для пояса.

    О народной кукле сейчас Вам расскажу ,

    А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

    Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы , и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

    Главная особенность куклы , заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя , так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы .

    Технология изготовления куколки

    Берем один квадрат белой ткани и подгибаем край внутрь.

    В середину кладем синтепон

    Выполняем тугое закручивание.

    Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

    На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.





    Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек синтепона.


    Завязываем ниткой на уровне шеи.

    Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы .

    Формируем руки : определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

    Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.



    Основа нашей куклы готова . А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Мы сделали кукле сарафан . Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

    Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам. Оборачиваем вокруг тулова.

    Стягиваем ниткой и завязываем.



    Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

    Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером .



    Спасибо за внимание!


    Публикации по теме:

    Друзья,коллеги,не могу не поделится с вами своими впечатлениями. В конце октября в нашей группе прошёл мастер-класс с родителями по изготовлению.

    Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.

    Народная кукла Отдарок – на – подарок настолько проста в изготовлении, что её легко могут сделать дети старшего дошкольного возраста. Раньше.

    В нашей группе функционирует уголок народного творчества в котором размещены кухонная утварь, салфетки и рушники вышитые гладью, замечательный.

    МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка» г. Озеры Московской области.

    Методическая разработка.

    «Музыкальная грамота в детском саду»

    Программа обучения дошкольников младшей, средней, старшей групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.

    Исполнитель:

    Музыкальный руководитель

    МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка»

    Герасимова Валентина Викторовна

    г. Озеры

    2008 год

    Пояснительная записка

    « Обучение дошкольников музыкальной грамоте » Программа обучения.

    Срок обучения-3 года.

    Виды деятельности: обучение музыкальной грамоте, индивидуально-подгрупповая работа.

    За время обучения дети усваивают ряд понятий музыкальной грамоты: звуки шумовые и музыкальные, длинные и короткие, высокие
    и низкие, направление движения мелодии, динамические оттенки, постепенное усиление и уменьшение звучности, темп, ускорение и
    замедление темпа, пауза, аккомпанемент, форма и строение музыкального произведения (2-х и 3-х частная форма), реприза, музыкальные жанры, мелодия, фраза, акцент, характер и настроение музыки. Учатся записывать ритмический рисунок и мелодию с помощью условных знаков на «нитке» и на нотоносце, знакомятся с
    названием нот.

    Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.

    1-й год обучения (младшая группа)

    На первом году обучения дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами (изучают строение, звучание, приемы игры). Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).

    2-й год обучения (средняя группа)

    На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник), углубляются знания об изученных инструментах. Дети знакомятся с музыкальными терминами.

    З-й год обучения (старшая группа).

    На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).

    1-й год обучения
    Тема: «Детские музыкальные инструменты».

    Название темы

    Репертуар

    Период

    Кол-во

    прохождения

    занятии

    1. Организационное

    Беседа с детьми о предстоящей

    Сентябрь

    занятие.

    деятельности.

    2. «Погремушка как

    Строение и устройстве погремушки:

    1.Песенка «Погремушка»

    Сентябрь

    музыкальный

    ножка, наполнитель, футляр-емкость для

    Ю.Антенева

    инструмент»

    горошин

    2.Пляска с погремушками

    3.Игра «Кто. скорее?»

    3. «Разновидности

    Показ различных видев погремушек: с

    1.Свебедные пляски с

    Сентябрь

    погремушек»

    ножкой и без ножки, различной фермы,

    погремушками

    металлические, деревянные,

    2.Подвижные игры

    пластмассовые и др. Определение на слух

    3. «Догонялки»

    различных погремушек.

    4.Свобедные игры с

    погремушками

    4. «Тембр.

    Слушание звучания разнотембровых

    1.Музыкально.- дидактическая

    октябрь

    Разнотембровые

    погремушек: гремящих, звенящих,

    игра «Угадай-ка»

    погремушки»

    шуршащих и др., в зависимости от

    2.Игра на различных

    материала. Определение на слух звучания

    погремушках с использованием

    всех этих погремушек.

    р.н.м.

    5. «Бубен.

    Рассказ об устройстве бубна: корпус,

    1.Игра «Кто скорее?»

    Ноябрь

    Строение бубна»

    донце, ямка, металлические пластинки,

    2.«Угадай-ка»

    бубенчики.

    6. «Разновидности

    Беседа о разных видах бубнов: малые,

    [.Свободная игра на всех видах

    Ноябрь

    бубнов»

    средние, большие концертные, с

    бубнов

    бубенчиками и без бубенчиков.

    2. Игра «К то скорее?»

    3 .Игра «Бубен» Фрида

    бубнов, показ,

    7. «Разновидность

    Беседа о зависимости громкости звука,

    1. «Тихо-громко в бубен бей»

    Ноябрь

    бубнов. Динамика,

    извлекаемого бубном, от его размера,

    2.« Угадай- ка»

    слуховое

    количества бубенчиков и силы удара.

    восприятие»

    8. «Колокольчик.

    Рассказ о строении колокольчика: юбочка,

    1.Свободные игры

    Декабрь

    Его строение»

    язычок, ушко. Показ.

    2. «Угадайки» (бубен,

    колокольчики, погремушки)

    9. «Разновидности

    Показ различных колокольчиков: малые,

    1. «Игра с колокольчиками»

    Декабрь

    колокольчиков»

    большие, средние, валдайские.

    2. Свободная игра на

    колокольчиках

    10. «Тембр.

    Определение на слух звучания различных

    1. «Тихие и громкие звоночки»

    Декабрь

    Различие в

    колокольчиков: громко, тихо, нежно,

    2.Слуховая «Угадай-ка»

    звучаниях

    звонко, мелодично, протяжно - в

    колокольчиков»

    зависимости от вида и приема игры

    («трель», удар палочкой, пальцем,

    встряхивание).

    11. «Барабан.

    Показ барабана. Рассказ о его строении:

    1.Песня «Барабан»

    Строение

    корпус, два донца, палочки, ремешок.

    2.«Маленъкий марш» Парлова

    Январь

    барабана»

    Звукоизвлечение. Слушание музыки.

    3.Марширование под барабан

    12. «Разновидности

    Показ различных барабанов: большого,

    1.Упражнение «Гулять-отдыхать»

    барабана»

    малого, железного. Беседа о том, чем они

    2.Песня «Барабан»

    Январь

    отличаются друг от друга.

    3.Марширование под все

    барабаны

    13. «Тембр.

    Восприятия на слух звучания различных

    1.Иrры «Угадайки»

    Различие в

    барабанов. Различать звучание больших,

    2.Музыкально-ритмическая игра

    Январь

    звучании разных

    малых и железного барабана.

    «Труба и барабан»

    барабанов»

    14. «Музыкальные

    Показ музыкальных игрушек: неваляшек,

    1. Свободные пляски, игры,

    Февраль

    игрушки»

    музыкальных волчков, органчиков,

    подвижные игры

    музыкальных открыток, шкатулок,

    2. «Угадай-ка»

    коробочек. Закрепление знаний детей о

    музыкальных игрушках.

    15. «Ложки

    Ложка - музыкальный инструмент.

    1.Песня «Ложкари»

    Март

    деревянные как

    Описание лодки: расписные, деревянные,

    2.«Лошадка» Потоловско (прямой

    музыкальный

    металлические, большие, маленькие,

    галоп)

    инструмент»

    пластмассовые.

    16. «Строение

    Беседа о строении ложки: палочка-ручка,

    1.Показ приемов игры на ложках

    Март

    ложки»

    пяточка. Как извлекается звук.

    2. Свободные игры, пляски

    17. «Тембр.

    Слушать звучание различных ложек,

    1. Определение на слух

    Март

    Слуховое

    определять на слух большие и маленькие,

    2. «Угадай-ка»

    восприятие

    деревянные, металлические и

    3. Свободные игры, пляски

    звучания ложки

    пластмассовые.

    18. «Металлофон.

    Показ металлофона. Беседа о его

    1.Исполнение взрослым

    Апрель

    Строение

    строении: корпус, металлические

    различных пьес на металлофоне

    металлофона»

    пластиночки разного размера, молоточек.

    19. «Звуки

    Беседа о шумовых звуках и музыкальных с

    1. « Угадайки»

    Апрель

    музыкальные и

    показом звучания различных

    2 .Исполнение взрослым

    немузыкальные»

    инструментов. Определение на слух.

    знакомых песенок, подпевание

    детьми

    20. «Высокие и

    Определение на слух звучания

    1. «Птица и птенчики»

    Май

    низкие звуки»

    металлофона в высоком и низком

    2.Упраднения «Дождик»,

    регистре. Узнавание приемов удар и

    «Дятел», «Ручеек»

    glissando.

    21. «Звуки громкие

    Определить на слух громкость звучания

    1. «Мышка-речка»

    Май

    и тихие»

    металлофона.

    2. «Дождик-дятел»

    3. «Угадайки»

    Музыкальная грамота в детском саду.

    2-й год обучения
    Тема:
    «Детские музыкальные инструменты».

    Название темы

    Репертуар

    Период

    Кол-во

    прохождения

    занятий

    1.Организационное

    занятие

    Беседа с детьми о предстоящей работе.

    Сентябрь

    2. «Ритм»

    Проверка чувства ритма, чувства динамики,

    реакции на начало и конец мелодии.

    1. «Андрей-воробей», р.Н.м.

    Сентябрь

    2.«Тихо-громко в бубен бей»

    Тиличеевой

    3. «Бубен.

    Строение бубна»

    Повторение строения бубна. Разновидности

    бубнов.

    1.Игра «Бубен» Фрида

    Сентябрь

    2 .. «Тихо-громко в бубен бей»

    Тиличеевой

    4 .. «Короткие и

    длинные звуки»

    Беседа о коротких и длинных звуках.

    1. «Андрей-воробей» 1 ч.

    Сентябрь

    Графическое изображение. Прохлопывание

    попевок.

    5. «Короткие и

    длинные звуки»

    Графическое изображение на фланелеграфе.

    1. Слушание «Мишка с куклой»

    Октябрь

    Пропевание песенок.

    2. «Андрей-воробей»

    6. «Короткие и

    длинные звуки»

    Определение на слух коротких и длинных

    1.Игра «Шагать и бегать»

    Октябрь

    звуков. Выполнение упражнений.

    2. «Бег» Магиденко

    7. «Металлофон,

    Строение

    металлофона»

    Определение на слух приемов игры на

    1. «Ручейки», «Мышки»

    Ноябрь

    металлофоне. Начинать и заканчивать с

    2.Игра «Успевай-ка»

    аккомпанементом. Упражнения на развитие

    3. «дождик», «Дятел»

    воображения и фантазии.

    4.Подвижные игры

    5.ПридумываЙ свою музыку

    8. «Настроение в

    Определение характера, динамики, темпа в

    1. «Полька» Красева

    Декабрь

    музыке»

    незнакомых произведениях, выбор

    соответствующих инструментов.

    9. «Музыкальные

    Марш-танец. Слушание произведений в

    1.Марши

    Январь

    жанры»

    этих жанрах, определение на слух.

    2.Польки

    3. Свободные маршировки и

    танцы

    1 о. «Средства

    Беседа о средствах выразительности музыки

    1. «Колокольчики звенят»

    Январь

    музыкальной

    (характер, темп и т.д.).

    выразительности»

    11. . «Средства

    Вслушиваться в музыку. Определять

    1. «Мы запели песенку»

    Февраль

    музыкальной

    характер и регистр в незнакомых

    2. «Праздник птиц»

    выразительности»

    произведениях.

    3. «Скворцы и вороны»

    4. «Плачь куклы»

    12. «Ударно-

    Состав ударно-шумового оркестра, показ

    1. «Мы запели песенку»

    Март

    шумовой оркестр»

    инструментов, слушание произведений для

    2. «Марши»

    ударно-шумового оркестра.

    3. «Пойду ль я»

    4. подвижные игры

    13. «Ударно-

    Повторение строения ложек, разновидности

    1. «Топотушки»

    Март

    шумовой оркестр.

    ложек. Знакомство с музыкальными

    2. Подвижные игры и танцы на

    Ложки»

    палочками.

    дробном шаге

    14. «Ударно-

    Слушание музыкальных произведений.

    1. «Топотушки» (др. шаг)

    Апрель

    шумовой оркестр.

    Выбор соответствующих музыкальных

    2. «Моя лошадка» (галоп)

    Музыкальные

    инструментов. Исполнение по подгруппам

    3. свободные танцы под оркестр

    палочки и

    оркестра и движений.

    (по подгруппам)

    кубики»

    15. «Ударно-

    1. «Лесная песенка»Филиппенко

    4

    шумовой оркестр.

    2. «Звенящий треугольник»

    Состав оркестра.

    3. «Колокольчики звенят»

    Треугольники»

    4. «Мы запели песенку»

    Музыкальная грамота в детском саду.

    3-й год обучения
    Тема:
    «Детские музыкальные инструменты».

    Название темы

    Содержание темы

    Репертуар

    Перио д

    Кол-во

    прохождения

    занятий

    1. Организационное

    Беседа о пре д стоящей деятельности.

    -

    1

    занятие

    2. «Мелодия.

    Определение мелодии. Слушание отдельных

    1. «Лесенка»

    3

    Поступенность

    фраз, определение поступенного движения

    2. «Горка»

    движения мелодии .

    мелодии вверх и вниз .

    3 . «Ручейки »

    3. «Ритм. Короткие и

    Работа на фланелеграфе, выкладывание

    1. «Ан д рей-вор о бей»

    4

    длинные звуки»

    полосками коротких и длинных звуков.

    2. « Лесенка»

    3. «Горка»

    4 . «Музыкальные

    Характеристика жанра. Слушание различных

    1. Грамзаписи различных

    4

    жанры. Вальс»

    вальсов в грамзаписи. Определение

    вальсов

    характера музыки, подыгрывание.

    2. Валъс«Осенний сон»

    5. «Разновидности

    Беседа о разновидностях вальсов

    1 . Вальс « Осенний сон»

    4

    вальсов»

    (праздничных, лирических, танцевальных).

    2. «Над волнами»

    Слушание различных вальсов в исполнении

    3. «На сопках

    на фортепиано . Определение характера

    Маньчжурии»

    звучания, по д ыгрывание на самостоятельно

    4. « Маленький вальс»

    выбранных инструментах.

    5 . «Березка»

    6. «Вальс конькобежцев»

    6. Музыкальные

    Разновидности танцев. Различные польки,

    1 . «Мишка с куклой»

    2

    жанры. Полька»

    слушание их в исполнении на фортепиано,

    2. «Полька» Лядовой

    характеристика музыки.

    3. «Полька» латв. н.м.

    7. «Музыкальные

    Устройство ксилофона. Показ приемов игры

    1. Знакомые пьесы

    3

    инструменты.

    на ксилофоне. Слушание в исполнение

    2. упражнения для детей

    Ксилофон»

    взрослого знакомых песенок в звучании

    ксилофонов.

    8. «Форма

    Куплетная форма. Двухчастная форма.

    1. Знакомые песни

    4

    музыкального

    Определение формы. Слушать начало

    2. Вальсы

    произведения»

    припева и второй части. Слушание

    3. Польки

    произведений в куплетной и двухчастной

    форме.

    9. «Русская народная

    Слушание русских народных мелодий.

    1. р.. Н.м. «Я на горку шла»

    4

    песня»

    Сравнение характера, настроения, формы.

    2. «Во саду ли»

    Определение движения мелодии,

    3. «Во поле береза»

    определение длинных и коротких звуков.

    10. «Ударно-шумовой

    Знакомство с ударно-шумовым оркестром,

    1. Грамзаписи,

    4

    оркестр»

    его составом и инструментами: трещотки,

    фонограммы, пьесы в

    бубенцы, коробочка, колотушка, рубель,

    исполнении на фортепиано.

    маракасы, кастаньеты.

    11. «Современная

    Слушание произведений в современных

    1. Музыка Р. Паулса

    3

    музыка»

    ритмах в эстрадных обработках.

    2. «Регтайм»

    Определение характера, ритма, настроения,

    динамики, регистра и т.д.

    15. «Ударно-

    Строение и извлечение звука треугольника.

    1. «Лесная песенка» Филиппенко

    4

    шумовой оркестр.

    Сравнение на слух звучания различных

    2. «Звенящий треугольник»

    Состав оркестра.

    треугольников (большого, оркестрового,

    3. «Колокольчики звенят»

    Треугольники»

    малого, среднего). Слушание новой пьесы.

    4. «Мы запели песенку»

    Выбор соответствующих инструментов.

    Литература.

    1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

    2. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

    3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
    муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

    4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

    5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

    6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.




    Статьи по теме: