Как стать известной писательницей. Огюстен Берроуз: О том, с кем проводить время…

Когда Джордж Плимптон спросил Эрнеста Хемингуэя, у которого брал интервью в 1954 году, что нужно делать для того, чтобы стать хорошим писателем, Хемингуэй ответил: Сначала человеку, который серьёзно решил стать писателем, захочется повеситься, потому что на самом деле быть писателем ужасно трудно. Но, если он этого не сделал и он действительно одержим мыслью об этой работе, он должен стать безжалостным к себе и всю оставшуюся жизнь заставлять себя писать как можно лучше. И, к тому же, у него уже будет сюжет о том, как он чуть не повесился в начале своей писательской карьеры.

На сегодняшний день писательский труд актуален, как никогда ранее. Если во времена Хемингуэя – это было занятие для избранных, то сейчас – это занятие, которое в той или иной мере касается всех нас – посредством электронной почты, ведения блогов, через социальные сети. Это первичный способ подтверждения, передачи и оптимизации наших идей. Как написал эссеист, программист и инвестор Пол Грэм:

Когда мы пишем, мы не просто сообщаем свои мысли, мы развиваем и модернизируем их. Если вы плохо пишете и вам не нравится этим заниматься, вы теряете основную часть идей, которые пришли бы вам в голову в процессе письменного изложения мысли.

Итак, что мы можем сделать, для того чтобы улучшить свои способности к письму, не доходя до попыток повеситься? Ниже вы найдёте 25 высказываний известных и необыкновенно талантливых авторов. Хотя все они посвящены профессии писателя, большинство из этих советов применимо к любому виду творческой работы.

1. Филлис Дороти Джеймс (PD James): О том, чтобы сидеть и заниматься делом…

Не планируйте, что писать – просто пишите. Только, когда мы пишем, а не тогда, когда мы мечтаем, мы вырабатываем свой собственный стиль.

2. Стивен Прессфилд: О том, чтобы начинать, ещё не будучи готовым…

Сомнение знает, что чем дольше мы разминаемся перед тем, как начать, тем больше сил и времени нам понадобится для активных действий. Сомнению нравится, когда мы колеблемся и когда мы готовимся слишком тщательно. Скажите ему: мы приступаем!

3. Эстер Фрейд: О поиске своего режима…

Найдите время в течение дня, когда вам лучше всего писать, и пишите. Не позволяйте чему-нибудь ещё вмешиваться. Вам даже не должно быть дела до беспорядка у вас на кухне.

4. Зэди Смит: Об отключении…

Работайте за компьютером, который не подключен к сети Интернет.

5. Курт Воннегут: О поиске темы…

Найдите тему, которая волнует вас и которая, как вам кажется, волнует других. Это неподдельное волнение, а не просто игра словами, будет наиболее притягательным и привлекающим в вашем стиле. Я не заставляю вас писать романы, но, было бы хорошо, если бы вы написали что-то, что вас действительно волнует. Напишите прошение зарыть канаву напротив вашего дома от лица всех жителей или любовное послание к девушке, живущей по соседству.

6. Марин Маккена: Об организации мыслей…

Найдите схему организации ваших заметок и материалов, придерживайтесь её (если, например, вы записываете что-то на слух, не ленитесь и записывайте всё) и верьте, что ваша схема - самая лучшая из всех. Время от времени вам может казаться, что есть более подходящие способы решения ваших проблем. Какими бы они ни были, остерегайтесь необдуманного применения, если 1) они не были рекомендованы людьми, чьи методы вам известны и вы разделяете их взгляды на работу и 2) вы не знаете как быстро, легко и без отрицательных последствий обходиться с ними. Реорганизация схемы работы – невероятно заманчивая вещь, но она требует массу времени.

7. Билл Васик: О важности плана изложения…

Доведите до совершенства план изложения и затем воплощайте его в жизнь. Вы можете его видоизменять в ходе работы, но не пытайтесь на ходу улучшать структуру – сначала продумайте её, а затем начинайте писать. Ваш план проведёт вас даже через те этапы, которые кажутся непроходимыми, потому что ваш план – это последовательные, легко выполнимые действия объёмом в 1 000 слов.

8. Джошуа Вулф Шенк: О первом осиленном черновике…

Напишите первый черновик как можно быстрее. До того, как вы у вас появится черновик, тяжело понять образ грядущего. На самом деле, когда я дописывал последнюю страницу моего первого моего первого черновика к «Меланхолии Линкольна» я подумал: «О-па, теперь я знаю образ грядущего». Но перед этим я, не преувеличивая, потратил годы, для того чтобы написать первую треть и переделать её в первую половину. Есть старое, всем известное правило писателя: нужно иметь мужество и позволить себе плохо писать.

9. Сара Уотерс: О дисциплинированности…

Когда вы пишете, отдавайте себе отчёт, что это – работа. У многих писателей есть свои нормы выработки. Известно, что Грэм Грин писал 500 слов в день. Джин Плейди успевала написать 5 000 до ланча, а затем проводила день, отвечая на интересные письма. Мой минимум – 1 000 слов в день. Обычно этот минимум легко достижим, хотя, честно сказать, иногда бывают моменты, когда сложно выродить что-то, но я всё равно буду сидеть за письменным столом и пытаться достичь своего минимума, потому что я знаю, что, поступая так, я понемногу приближаюсь к своей цели. Эти 1 000 слов могут быть плохо написанными, и такое часто происходит. Но, всё-таки, всегда легче вернуться к плохо, но написанному, и сделать его лучше, чем писать с нуля.

10. Дженнифер Эган: О согласии писать плохо…

Соглашайтесь писать по-настоящему плохо. Пусть это вас не задевает. Мне кажется, в страхе писать плохо есть что-то первобытное, типа: «Это плохое исходит от меня…». Забудьте об этом! Позвольте ему выйти и за ним последует хорошее. Для меня плохое начало, это просто то, от чего можно оттолкнуться. Оно не является чем-то важным. Вам нужно разрешить себе так поступать, потому что вы не можете всегда писать только хорошо. Это то же самое, когда люди ожидают, что в их жизни будут только хорошие моменты и отсюда проистекают творческие кризисы. Когда не получается написать хорошо, позвольте себе писать плохо… Мне было тяжело писать «Сторожевую башню». Это было ужасно! Рабочим названием для черновика было «Короткий плохой роман». Но я думала о том, что я всё равно не должна бросать его.

11. Аль Кеннеди: О страхе…

Будьте бесстрашны. Да, это невозможно, поэтому время от времени давайте волю небольшим приступам страха и переписывайте, но немного. Но откиньте всепоглощающий страх, и, борясь с ним, пишите, возможно, руководствуясь этой борьбой. Но если вы впустите в себя страх, вы не сможете писать.

12. Уилл Селф: О том, что сделано…

Не оглядывайтесь на то, что уже сделано, до тех пор, пока вы не напишите черновик до конца. Просто каждый день начинайте с последнего предложения, которым вы закончили предыдущий день. Это пресечёт чувство досады. Вы будете знать, что вы сделали значительную часть работы ещё до того, как перейти к главному. Этим главным является… редактирование.

13. Харуки Мураками: О формировании способности концентрироваться…

В личной переписке великий писатель детективов Раймонд Чандлер признался однажды, что даже если он ничего не писал, он всё равно садился каждый день за письменный стол и концентрировался. Я понимаю, с какой целью он так поступал. Таким образом Чандлер вырабатывал профессиональную писательскую выносливость, которая подстёгивает силу воли. Он не мог обойтись без такой каждодневной тренировки.

14. Джефф Дайер: О силе множества проектов…

Нужно иметь несколько идей, которыми, в случае необходимости, можно сразу воспользоваться. Если это две идеи, одна из которых – писать книгу, а вторая – бездельничать, то я выберу первую идею. Но если у меня есть идеи для двух книг, то у меня есть возможность выбора. Мне всегда нужно знать, что есть что-то, что ещё можно сделать.

15. Огюстен Берроуз: О том, с кем проводить время…

Не окружайте себя людьми, которым не нравится, что вы пишете, и которые не поддерживают вас в этом деле. Подружитесь с писателями и создайте своё сообщество. Такое литературное сообщество наверняка будет успешным и ваши друзья будут правильно отзываться и конструктивно критиковать написанное вами. Но, на самом деле, лучший способ стать писателем – это писать.

16. Нил Гейман: Об отзывах…

Когда люди говорят вам, что что-то не так или что-то им не подходит, они практически всегда правы. Когда они говорят вам что, по их мнению, именно не так и как это исправить, они практически всегда ошибаются.

17. Маргарет Атвуд: О втором чтеце…

Вы никогда не сможете прочитать свою книгу с нетронутым восприятием, которое начинается со смакования первых страниц новой книги. Ведь вы её писали. Вы находились за кулисами. Вы видели, как фокусник прячет кроликов в цилиндр. Поэтому, перед тем как отдавать то, что вы написали, на оценку в издательство, попросите приятеля, а лучше – двух приятелей, посмотреть написанное вами. Только не надо давать это тому, в кого вы влюблены, иначе вы можете расстаться со своей любовью.

18. Ричард Форд: О чужой славе и чужом успехе…

Старайтесь воспринимать успехи других людей примером для вас.

19. Хелен Данмор: О том, когда следует останавливаться…

Заканчивайте писать тогда, когда вам ещё хочется продолжать, и продолжайте на следующий день.

20. Хилари Мантел: О творческом кризисе…

Если вы застопорились, встаньте из-за письменного стола. Погуляйте, примите ванну, поспите, спеките пирог, порисуйте, послушайте музыку, поразмышляйте, сделайте зарядку. Делайте что-нибудь, только не торчите за письменным столом и не раздражайтесь впустую, пытаясь решить проблему. Но не болтайте по телефону и не идите в гости, потому что, иначе, вы впитаете чужие слова, вместо своих ещё не найденных. Откройте им пространство, оставьте место для них. Будьте терпеливы.

21. Энни Дилларс: О том, что выходит из-под контроля…

Работа – это процесс, который быстро выходит из-под контроля. Он может стать необузданным… превратиться в сильного льва. Вы должны приручать его каждый день и снова и снова подтверждать своё господство над ним. Если вы пропустите хотя бы день, то вам, наверняка, будет страшно открыть дверь и войти к нему. Вы должны, не показывая страх, подходить к нему и с криками «Алле-оп!» командовать им.

22. Кори Доктороу: О том, как писать, когда тяжело…

Пишите, даже когда вокруг всё в беспорядке. Для того, чтобы писать, вам не нужны сигареты, тишина, музыка, удобное кресло или просто спокойная обстановка. Единственное, что вам действительно нужно – это то, чем будете писать и десять минут времени.

23. Чинуа Ачебе: О том, чтобы делать всё возможное…

Я считаю, что, на самом деле, хорошему писателю не нужно говорить, что он должен делать. Разве только, чтобы он продолжал в том же духе. Просто обдумайте работу, которую вам нужно сделать, и делайте её изо всех сил. Однажды вы действительно сможете сделать всё, на что вы способны и после этого вы можете выносить свою работу на обозрение. Но мне кажется, что это, в большой мере, не может относиться к новичкам. Они пишут свои первые черновики и хотят, чтобы кто-то посоветовал им как их закончить. Я стараюсь избегать давать такие советы. Я говорю: «Продолжайте в том же духе!». Я пришёл к выводу, что никто не может мне дать совет и что у каждого, кто старается, однажды всё получится.

24. Джойс Кэрол Оутс: Об упорстве…

Я заставляла себя начать писать, когда я была совершенно измучена, когда, казалось, душа расстаётся с телом и казалось, что я не смогу пережить следующие пять минут… и, так или иначе, то, что я начитала писать, меняло всё. Во всяком случае, мне так казалось.

То, как вы пишете книгу – это то, как вы её пишете. Ручка – полезный инструмент. И если вы печатаете – это тоже хорошо. Продолжайте заполнять страницу словами.

Спросите окружающих: как стать писателем? Что для этого требуется? Подавляющее большинство ответит: литературный талант. А что такое талант? Врожденные данные? До некоторой степени - да. Но как абсолютный слух не делает человека музыкантом, так и природные способности к литературе не сделают автора Мастером.

Если бы талант являлся ключевым фактором, то Толстой лет в шестнадцать написал бы «Войну и мир»: зачем ждать, если все и так при тебе?

Роль врожденных способностей

Писательские способности, вернее, склонность излагать мысли в письменном виде, - это важное, но далеко не единственное условие. Жизненный опыт, образование и навыки играют ничуть не меньшую роль.

Невозможно впервые надеть коньки и тут же выиграть олимпийскую медаль. Точно так же невозможно сесть за стол и сразу, без подготовки, написать хорошую книгу.

Роль обучения

Многим кажется, что если ты достаточно много читаешь, то это гарантия того, что ты сможешь хорошо писать. Но никто не заиграет на фортепьяно после посещения чужого концерта; никто не научится рисовать после просмотра альбома с репродукциями великих художников. То же самое происходит и в сфере литературы: если мы хотим научиться писать, нам нужно пройти через стадию обучения.

Теория и практика

Как и любой вид искусства, литература основывается на четких правилах. Некоторые писатели осваивают их интуитивно - и это занимает годы, однако тот же объем информации можно получить гораздо быстрее - из учебников.

Разумеется, одной теории мало: обязательно нужна практика. Мы все начинаем с нуля: учим буквы, складываем слова в предложения, - но кто-то останавливается в развитии на уровне школьного сочинения, а кто-то идет дальше.

Что такое успех в литературе?

Золотое правило успеха: каждое ваше произведение должно быть лучше предыдущего. Тогда рано или поздно вы доберетесь до цели - просто потому, что не сойдете с дистанции. Добиться этого можно только в одном случае - если вы страстно любите свое дело. Любите не просто писать, а расти над собой и постоянно учиться новому.

Выживание на рынке искусства

Мастер работает не за деньги, не ради славы - он работает из любви. Но искусство всегда отнимает массу времени, и автору приходится решать извечную дилемму: если зарабатывать деньги, то некогда писать по-настоящему, а если писать и не зарабатывать, кто будет кормить семью?

Что нужно знать начинающему автору?

Сегодня книжный рынок затарен: книг и писателей намного больше, чем он может потребить. Поэтому выделиться из общей массы невероятно трудно. Вы потратите годы на то, чтобы написать Книгу Всей Жизни, месяцами, если не годами, будете пристраивать ее в издательство, а она выйдет тиражом в три тысячи экземпляров и растворится в книжном потоке. Так что железные нервы - совершенно необходимое качество для писателя: иначе в этой профессии не выжить.

Казалось бы, невелико счастье издаться крошечным тиражом за смешные деньги. Но новичку пробиться в печать отнюдь непросто, даже если у него великолепная рукопись. Единственное, что ему поможет, - знание издательского рынка. Тогда он будет действовать с точным расчетом, понимая, кто и при каких условиях может купить права на его произведение.

Крайне важны навыки бизнесмена . Рукопись - это товар, и ее надо уметь продать. Причем не только издателю, но и читателю. Если вы не будете активно продвигать свое произведение, вполне возможно, о его существовании узнают только работники книжных складов да несколько сотен случайных покупателей.

Чем вам может помочь «Справочник писателя»?

Справочник писателя - это то, чему я научилась за 15 лет в литературе. Вы не найдете здесь абстрактных теорий - все советы неоднократно проверены опытом. Моя точка зрения может не совпадать с классическим литературоведением, но я и не выступаю здесь как литературовед. Моя цель - дать полезную информацию.

Разумеется, я не утверждаю, что писать надо только так и никак иначе. Справочник писателя - это ориентиры, на которые стоит обратить внимание, а уж автор должен сам решать, в какую сторону ему идти.

Этот сайт для тех, кто хочет сделать карьеру в литературе. Кто влюблен в свою профессию, кто не представляет жизни без черновиков и авторских экземпляров. Для тех, кто готов учиться, преодолевать трудности и совершать невозможное.

Если вы творческий человек и хотите ищите интересную работу на себя, почитайте, как стать писателем. Это не так сложно, как кажется.

Благодаря интернету, человеческие возможности расширились и написать книгу может каждый, у кого есть хотя бы немного времени.

Как стать писателем, с чего начать?

Писатель — профессия, для которой в сущности не нужно специальное образование. Т.е. если вы по профессии филолог-лингвист, или журналист, то писать вам конечно будет легче.

Но вы можете писать хорошие книги и без специализированного образования. Тем более что «на писателя» у нас не учат. Поэтому ваш уровень образования и начитанности зависит только от вас.

Перед началом работы определитесь, о чем вы хотите рассказать. Литература бывает разная:

  1. Художественная.
  2. Образовательная.
  3. Техническая.

Книги по этим тематикам всегда раскупают. Главное, чтобы информация в них была правдивая и интересная.

Суть профессии писателя

Чтоб добиться успеха на этом поприще, книги должны быть востребованы. Это позволит увеличить тираж, от которого зависит заработок писателя. Найдите тему, которая волнует многих людей, и они хотят узнать о ней как можно больше. Постарайтесь, чтобы произведение давало максимальные ответы на все вопросы.

Проданные произведения принесут известность, и это поможет заключить контракт с большим издательством, которое будет щедро платить за написанное.

Успеха можно добиться и проще. Создайте свой сайт и печатайте в нем главы из романа. Если они хорошие, появятся поклонники, книгу начнут обсуждать, и она станет популярной. Это позволит продавать свои творения в электронном виде всем желающим.

Что нужно для работы

Иметь богатую фантазию и находить такие темы, которые захватят читателя с первых страниц и не дадут ему оторваться от написанной истории до конца.

Профессия писатель требует умения четко излагать идеи и понятно доносить до людей свои мысли.

Чтоб книга не только развлекала, но и приносила пользу, нужно досконально разбираться в выбранной теме и в достаточной мере знать русский язык. Литература не допускает несогласованных предложений и корявого слога.

Ну и конечно, дисциплина! Это то, что поднимает вас утром с постели и заставляет писать — даже если «нет настроения».

Стабильный доход гарантирует контракт с издательством. Рукописи начинающего автора обычно печатают тиражом 2 – 3 тысячи экземпляров. Творцу произведения перечисляют пять процентов от продажи каждой книги в магазинах.

  • Когда напечатанный роман стоит 300 рублей, то гонорар с трехтысячного тиража исчисляется в 45 тысяч рублей.

Но не все так просто:

  • Во-первых, свои проценты вы будете получать не с отпускной цены книги в магазине, а с себестоимости — цены издательства
  • Во-вторых, мало кого сразу печатают 3-х тысячным тиражом. В начале придется довольствоваться тиражом в 1000 экземпляров.

Если раскрутить свою книгу самостоятельно и продавать ее в интернете, прибыль будет больше. Когда книга у всех на слуху, на электронную версию можно установить цену в 100 рублей и продавать в месяц до тысячи копий. Это принесет быстрый заработок и стимулирует работать дальше.

Гонорары писателей зависят от их популярности. Известные авторы получают намного больше за проданные книги. Солидные издательства ведут борьбу за этих людей и предлагают им очень выгодные условия работы.

Если вы твердо решили стать писателем

Придумайте гениальную идею и предложите ее издательству. Вашу заявку рассмотрят в течение месяца. Если руководство заинтересует выбранная тема, вам предложат контракт. В нем будет учитываться оплата труда, сроки выполнения работы и многое другое. Также издательство возьмет на себя все хлопоты по реализации и выпуску книги.

Следует понимать, что если вы новичок — к моменту письма в издательство у вас должна быть написана часть книги, ее подробный план и план по раскрутке книги. Если вы готовы продвигать и продавать книгу сами — издательство скорее пойдет вам навстречу.

Издательство очень интересует, какую часть работы по раскрутке и продаже своей книги вы возьмете на себя. Это могут быть экземпляры, которые вы выкупите себе, группа людей, которые заинтересованы в покупке вашей книги, и т.д.

Если ваша книга уже написана, и рукопись хранится дома, отошлите ее в издательство. Есть шанс, что хорошей книгой заинтересуются, и свяжутся с автором.

Многие из вас пробовались в литературе, хотя бы в качестве мемуариста, но задумывались ли вы всерьез о карьере писателя? Если да, то вы наверняка в ней разочаровались. Эта профессия – одна из самых низкооплачиваемых в мире, кроме того, первые шаги занимают очень долгое время, и тем не менее она подразумевает свободный график, профессиональное саморазвитие и, конечно же, признание и любовь читателей.

Как стать писателем? Писательское будущее требует многих вложений, но вода камень точит. Постепенные занятия и терпение могут обернуться крупным успехом, так почему бы не сделать литературное поприще повседневной рутиной? Вот несколько советов, которые помогут вам в продвижении.

Подготовка к работе

Для успешного творческого пути нужно вооружиться не только текстовым редактором или письменными принадлежностями. Вам также понадобится два словаря: толковый и синонимов.

Язык, который вы используете для общения, отличается от письменного, поэтому если вы умеете связно и красиво говорить, это не значит, что ваше перо так же умело. Вы можете пользоваться ресурсами для проверки орфографии и пунктуации (напр. orfogrammka.ru), но они далеки от совершенства, поэтому все премудрости языка лучше осваивать самостоятельно. В этом вам поможет сайт gramota.ru, который на примерах объясняет правила письма.

С чего начать и что продолжать

Так же, как любой талант начинается с образования, будущий писатель – это заядлый читатель. Нельзя написать хорошую книгу не ознакомившись с основами и техниками литературной работы и современными тенденциями, и чем больше вы читаете, тем более искусным автором вы становитесь.

Чтобы писать хорошо, вы должны понимать суть литературы. Клод Гельвеций сказал: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов». Тот, кто понимает принципы, может писать гениально прочитав всего несколько книг, а кого-то автором не сделают и сотни лучших произведений мира. Кажется, что все это очень абстрактно, но желание учиться и понимать делает любую науку простой и очевидной.

Писательские навыки требуют долгой практики, а для этого нужно обзавестись двумя качествами – терпением и постоянством. Настоящий писатель понимает, что первый успех может ждать его несколько лет, а признание заслуг и всю жизнь, поэтому если вы всерьез заинтересованы в писательстве, вы должны принять этот факт. Но терпение без организованного труда ничего не стоит. Почву будущего успеха нужно ежедневно поливать литературной работой, и каждый день простоя убивает росток, поэтому писательство будет вашей обязанностью. Даже норма в 250 слов принесет в конце года один крупный или два средних романа.

Выбор формы

Рассказ (1 000 – 25 000 слов) – это небольшое произведение, в котором главную роль играет идея, а сопровождающие ее элементы зачастую служат едва заметным фоном. Он является продолжателем устных фольклорных жанров, поэтому структуру и основы этой формы нужно представлять так, как если бы автор рассказывал о чем-то в жизни или адаптировал длинные истории для разговора сокращениями и пересказом.

Рассказ уделяет последовательности событий больше внимания, чем их описанию, а чувства героев чаще всего являются результатом произошедших событий, нежели сопровождающими элементами повествования. Ключевую роль в этой форме играет история, с которой читатель без запинки должен пройти произведение от начала до конца. Дотошные детали и дробленые сюжетные линии только отвлекают от этой цели, поэтому первые нужно сводить к минимуму, а от вторых избавляться.

Повестью (20 000 – 50 000 слов) в русской традиции долгое время называлось все, что недотягивает до объема романа, но в дальнейшем она отмежевалась и от рассказа. В центре этого жанра находиться главный герой (или несколько, но единых в повествовании), переживания которого являются основной задачей автора. Писатель должен создать персонажа, судьба которого заинтересовала бы читателя, а этого можно добиться концентрацией внимания на его личности и чувствах. События повести разворачиваются на небольшом общем промежутке времени, то есть сюжет может продлиться в целом несколько дней, но это время может разделяться месяцами и десятилетиями.

Роман (30 000 слов – не ограничено) – самая крупная и разнообразная литературная форма. Если в двух предыдущих жанрах автор соблюдает определенный писательский стиль, то в такой свободной форме он может реализовывать все, что ему вздумается. Целью романа может быть все что угодно – становление главного героя, стремительное приключение, фокусирование на мелких элементах для передачи повседневной жизни и т. д. Писатель сам определяет процент тех или иных элементов в своем труде, главное, чтобы повествование получилось гармоничным.

Структуры этих форм очень разные, поэтому если вы наловчитесь в написании рассказов, это не значит, что вместе с этим вы преуспели в большой прозе, поэтому вам лучше сразу определиться, в каком жанре вы будете работать. Конечно, писатель должен владеть всеми формами, но в начале творческого пути лучше сконцентрироваться на одной, чтобы быстрее в ней преуспеть.

Выбор жанра

Существует огромное количество жанров, и в каждом хороший писатель может проявить себя. Нетребовательность читателей и посредственность исполнения сформировали определенные тенденции: среди женщин популярна сентиментальная литература и детективы, среди мужчин – фантастика и остросюжетные боевики. В каком бы жанре вы ни работали, правило одно – хорошего автора, который умеет не только писать, но и продавать, заметят в любом случае.

Построение повествования

Скелет современного литературного произведения состоит из пяти частей.

Экспозиция – это стартовая площадка сюжета. Здесь преподносится обстановка, в которой происходит действие, вводятся персонажи, описываются происходящие события и их обстоятельства, которые дают толчок сюжету.

Завязка – начало сюжета. Вовлекает событием или конфликтом в читательский процесс.

Развитие – этап, который содержит суть действия. Автор может развивать уже имеющийся материал или вводить новые сюжетные линии, которые должны связывать две предыдущие части работы с последующими.

Кульминация – это итог развития, в котором разрастающиеся и усложняющиеся элементы сюжета подводили к определенному повороту. Представьте, что разработка – это таймер бомбы. Кульминацией будут последние секунды, за которые ее можно обезвредить.

Развязка – это ноли на таймере. Автор накалял атмосферу напряжения, которая высвобождается в результат, в решение всей проблематики произведения. Кульминация не может длиться вечно, поэтому ей нужно трансформироваться в новый вид энергии, а таких всего два – удовлетворение или разочарование, и пропорции этих энергий зависят от мастерства писателя.

Если вы претендуете на публикации, эти элементы должны быть высечены на каменных скрижалях. Конкуренция на литературном рынке непомерно большая, поэтому в первую очередь ваша книга должна быть продуктом, который хочется купить, а для этого ей следует увлекать с первых страниц и сохранять интерес до самого конца. Шутники и карикатуристы подмечают, что редкий классик сможет опубликоваться в нашу эпоху, поэтому апеллировать к Толстому и Гюго не нужно. Вы должны быть интересны всем, а все – это современный массовый читатель, который воспитан новыми художественными порядками.

Чувство меры

Повествовательных элементов слишком много, чтобы их перечислять, к тому же это не нужно, ведь вы сами их усвоите во время читательской практики, так что вернемся к принципам, один из которых – чувство меры. Если вы выбираете бодрый темп, то не стоит посвящать каждому описанию по полстраницы, будто вы живете в 19-ом веке и вам платят пословно, и не обделяйте персонажей вниманием, если вы пишете длинный психологический роман. В описаниях и деталях, в количестве персонажей и проблемах их взаимоотношений, в сюжетных поворотах и ветках развития – во всем должна быть мера, поэтому если она не была соблюдена в момент написание, это исправляет редактура. Иоганнес Брамс говорил, что вычеркивать лишние ноты труднее, чем сочинять музыку, и это главная проблема автора. Писатель должен смотреть на свои труды читательским взглядом и без сожаления отбрасывать все лишнее, будто он критикует чужую работу.

Работа с издательством

Книга оканчивается последним словом, но не рукопись (здесь и дальше – электронная версия книги!). Перед отправкой нужно тщательно ее отредактировать. Ваша работа – это коврик, на котором каждая ошибка воплощается пятном. Стали бы вы покупать замаранную вещь? Редактор тоже так думает. Первое, что вам нужно усвоить при подготовке рукописи это то, что корректировка это ваша работа! Пренебрежительное отношение к правилам письма может привести к тому, что ридер просто не захочет пропускать рукопись. Идеальная орфография и пунктуация – это свидетельство того, что автор относится к работе ответственно.

Перечитав книгу раз пять и сделав все правки, вы ищите площадку для публикации. На сайтах многих издательств есть кнопка под названием «Авторам» или «Издать книгу». Внимательно читайте все, что содержит эта страница, и делайте все в точности, о чем вас просят! Если вы думаете, что это бессмысленный совет, ваша рукопись претендует на то, чтобы получить молчаливый отказ, не дойдя до редакторских глаз.

Внимательно ознакомившись с информацией, вы приступаете к написанию письма. Учтите, что вы разговариваете не о «бессмертном шедевре», а о товаре, поэтому излагайте мысль кратко и без панибратства. Общий вид обращения таков:

«Здравствуйте (если знаете имя редактора, обращайтесь по имени)!

Разрешите предложить вашему издательству роман «На посошок!». Произведение повествует о том, как два медведя напились хозяйской водки, утопили трактор в пруду, а во всем виноват Чубайс.

Название: На посошок!

Жанр: Роман / Сказка (для самых маленьких 18+)

Синопсис (очень краткий пересказ): каждый из описанных ранее 5 пунктов повествования вы передаете 1-2 предложениями + те идеи, на которых вы акцентируете внимание.

Адрес: страна, город, улица, квартира

Email: [email protected]

Телефоны: мобильный и домашний с кодами страны и города.

С уважением,

Антон Толстоевский»

К письму вы прилагаете отдельными файлами: синопсис, развернутый синопсис (1-4 страницы), письмо с информацией и дублируете его в файл с произведением на первую страницу. В колонтитуле самой работы указываете свое имя и email, страницы нумеруете, главы оформляете навигационными заголовками, выставляете интервалы (6 перед и 6 после) и отступы (2-3 см).

Интересоваться судьбой рукописи после отправки не нужно, это только отвлекает работников. Если редактор соизволил дать вам совет, обязательно поблагодарите его, но без вопросов и просьб. Отказывая, издательство не отвечает!

Посылать рукопись сразу во все издательства, которые вы отыщите, можно и нужно. Несколько предложений – это возможность выбора наилучших условий, главное учитывать перспективы: 6 процентов крупного издательства больше, чем 12 маленького, но, возможно, менее выгодны, чем 9 процентов среднего. На большее, кстати, можете не надеяться. Выплаты для новых авторов не превышают 12%.

Большинство из них принимает только оригинальный неопубликованный материал. Любопытно, что «Эксмо» считает популярность произведения в интернете плюсом, поэтому здесь будьте крайне осторожны, к тому же рукопись могут просто украсть.

Как и в любой профессии, в писательстве врожденный талант имеет второстепенную важность. Писательские способности – это один из ключевых элементов успеха, но далеко не самый главный. Больший вес имеет жизненный опыт, образование (и тут мы говорим не об университетском образовании, а о личностном) и, конечно же, практика.

Как и любой вид искусства, писательское дело основывается на четких правилах. Конечно, некоторые писатели сами выводят эти правила со временем, но изучить их гораздо проще. И если вы хотите зарабатывать на жизнь писательством, то будьте готовы к тому, что, несмотря на романтизм профессии, вам придется загонять себя в четкие рамки сроков и тематик.

Итак, начнем с советов профессионалов начинающим писателям. Ведь у кого учиться, как не у тех, кто добился признания в желаемой сфере.

Стивен Кинг

Король ужасов знает, как написать действительно шедевральную книгу. От его произведений невозможно оторваться, а плавность и гармоничность повествования, даже у далеких от писательского ремесла людей, вызывает восхищение. И вот несколько советов начинающим писателям от Стивена Кинга:

Нил Гейман

Весьма талантливый английский фантаст тоже может сказать пару весомых и полезных советов новичкам. Его советы достаточно просты, но вместе с тем очень полезны:

Рэй Брэдбери

Пару кратких советов дает начинающим писателям и всеми любимый создатель более восьмисот литературных произведений. Классик научной фантастики считает, что:

Курт Воннегут

Один из наиболее значимых американских писателей также имеет в запасе несколько наставлений о том, как правильно и главное хорошо писать короткие рассказы:

Эрнест Хемингуэй

Несмотря на то, что сам Хемингуэй говорил, что рассуждать о его ремесле – совершенно бесполезное понятие, все же у него проскакивали некоторые мысли по этому поводу в его произведениях, интервью, статьях и письмах:

Марк Твен

Эксцентричный и поистине гениальный писатель дает новичкам весьма острые и ироничные советы, которые точно будут чертовски полезны каждому из вас:

Чак Паланик

Создатель легендарной книгиБойцовский клуб” дает своим коллегам практические и действенные советы, к которым, мы считаем, стоит прислушаться:

1. Справочник писателя

Начало – это всегда самый сложный этап в карьере писателя, так как за неимением опыта он попросту не знает, как грамотно оформить свою рукопись. Писательница Эльвира Барякина создала книгу, в которую она вложила все свои знания о том, как нужно писать, и о том, как правильно подать свое произведение, чтобы оно стало успешным.

2. Как стать писателем

Еще одна книга-пособие от опытного и одного из самых издаваемых фантастов. В этой книге Юрий Никитин передал свой бесценный опыт, в который входит многолетнее общение с другими писателями, лекции Литинститута и масса секретных писательских приемов.

3. Как писать книги

После того, как мэтр ужасов был сбит машиной, ему довелось переосмыслить свои взгляды на жизнь. Именно в этот период и вышла его книга, в которой Стивен Кинг рассказывает молодым писателям о тонкостях и особенностях писательского ремесла. Сложно не согласиться, что у Кинга есть чему поучиться.

4. Золотая роза

В этой книге Константин Паустовский рассказывает о том, где же писателю взять вдохновение, какую роль играет его внутренний мир и как происходит накопление “золотой пыли” бесценного опыта и жизненных приключений, из которых и создается “золотая роза” – книга.

5. Стилистика и литературное редактирование: Учебник

Конечно, мало кто будет в восторге от изучение скучной теории, но так построен любой вид искусства, что именно теория является его краеугольным камнем. Поэтому в наш список полезных книг для писателей мы включаем учебник, подготовленный учеными двух ведущих лингвистических школ – московской и петербургской.



Статьи по теме: