Известные писатели как. Итальянский: Данте Алигьери

АБРАМОВ Федор Александрович (1920—1983), русский писатель. Основные произведения: трилогия «Пряслины» (1958—1973), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Поездка в прошлое» (1974), -Дом. (1978).

АБЭ Кобо (1924-1993), японский писатель и драматург. Основные произведения: «Женщина в песках» (1962), «Чужое лицо» (1964), -Сожженная карта» (1967), «Человек-ящик» (1973), «Ковчег Сакура» (1984), «Мужчина, превратившийся в дубинку» (1969).

АВЕРЧЕНКО Аркадий Тимофеевич (1881-1925), русский писатель. Сборники рассказов, пьес и фельетонов: «Веселые устрицы» (1910), «О хороших, в сущности, людях» (1914), роман «Шутка мецената» (1925).

АГИЛЕРА МАЛЬТА Диметрео (род. 1909), эквадорский писатель, публицист, драматург. Основные произведения: «Зона канала» (1935), «Девственный остров» (1942), «Реквием для дьявола» (1978), «Крест на Сьерре-Маэаро» (1963), «Семь лун и семь змей» (1970).

АЖАЕВ Василий Николаевич (1915-1968), русский писатель. Основные произведения: «Далеко от Москвы» (1948), «Вагон» (1955-1964).

АЗИМОВ Айзек (1920—1992), американский писатель-фантаст. Основные произведения: «Фундамент и Империя» (1952), «Грань Фундамента» (1982), «Фундамент и Земля» (1986), «Сами боги» (1972).

АЙНИ (наст. имя Садриддин Сайд Муродзода) (1878-1954), таджикский писатель, ученый, общественный деятель. Основные произведения: «Дохунда» (1930), «Рабы» (1934), «Воспоминания» (1949-1954).

АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791—1859), русский писатель. Основные произведения: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Аленький цветочек» (1858), «Записки об ужении рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника» (1852).

АКСЕНОВ Василий Павлович (1932), русский писатель. Основные произведения: «Апельсины из Марокко» (1963), «Коллеги» (1960), «Звездный билет» (1961), «Ожог» (1980), «Остров Крым» (1981).

АЛДАНОВ Марк Александрович (наст, фамилия Ландау) (1886-1957), русский писатель. Основные произведения: историческая тетралогия «Мыслитель» (1921-1927), «Ключ» (1928-1929), «Истоки» (1950).

АЛЕКСИН Анатолий Георгиевич (рол. 1924), русский писатель. Основные произведения: «А тем временем где-то...» (1967), «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Действующие лица и исполнители» (1975), «Поздний ребенок» (1976), «Третий, в пятом ряду» (1977), «Безумная Евдокия» (1978), «Сигнальщики и горнисты» (1985).

АЛИГЕР Маргарита Иосифовна (1915—1992), русская поэтесса. Основные произведения: «Памяти храбрых» (1942), «Зоя» (1942), «Ленинские горы- (1953), «Синий час» (1970), «Четверть века» (1981).

АЛКЕЙ (конец VII в.— 1-я половина VI в. до н. э.), древнегреческий поэт-лирик.

АЛЬБЕРТИ Рафаэль (1902—1999), испанский поэт, драматург. Основные произведения: сборники «Стихи о любви» (1967), «Строфы Хуана Панадеро» (1949), «Поэмы изгнания и надежды» (1976), пьеса «Ночь войны в музее Прадо» (1956), «Пабло Пикассо» (1977).

АЛЬФЬЕРИ Витторно (1749-1803), итальянский писатель-Драматург. Основные произведения: «Клеопатра» (1770), «Мария Стюарт» (1777-1786), «Саул» (1782), «Жизнь Витторно Альфьери» (1806).

АМАДУ Жоржи (1912-2001), бразильский писатель. Основные произведения: «Бескрайние земли. (1943), «Город Ильеус» (1944), «Красные всходы» (1946), «Подполье свободы» (1952), «Возвращение блудной дочери» (1977), «Военный китель, академический мундир, ночная рубашка» (1979).

АНАКРЕОНТ (Анакреон) (ок. 570-478 до н. э.), древнегреческий поэт-лирик.

АНАНЬЕВ Анатолий Андреевич (род. 1925), русский писатель. Основные произведения: «Малый заслон» (1959), «Танки идут ромбом» (1963), «Версты любви» (1971), «Годы без войны» (1975-1981), «Межа» (1969), «Память сердца» (1975), «Напоминание старых истин» (1982).

АНДЕРСЕН Ханс Кристиан (1805-1875), датский писатель, драматург. Основные произведения: «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Русалочка», «Снежная королева», «Импровизатор», «Только скрипач», «Сказка моей жизни».

АНДЕРСЕН-НЕКСЕ Мартин (1869-1954), датский писатель. Основные произведения: романы «Пелле-завоеватель» (1906—1910), «Дитте — дитя человеческое» (1917—1921).

АНДЖЕЕВСКИЙ Ежи (.1909-1983), польский писатель. Основные произведения: «Пепел и алмаз» (1948), «Идет, скачет по горам» (1963), «Крошево» (1981).

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871 -1919), русский писатель, драматург. Основные произведения: «Баргамот и Гараська» (1898), «Жизнь Василия Фивейского» (1904), «Красный смех» (1905), «Савва» (1906), «Жизнь человека» (1907), «Рассказ о семи повещенных» (1908), «Дни нашей жизни» (1908), «Анатэма» (1908).

АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855-1909), русский поэт. Основные произведения: сборники «Тихие песни» (1904), «Кипарисовый ларец» (1910), «Посмертные стихи» (1923), «Книга отражений» (т. 1-2, 1906-1909).

АНУЙ Жан (1910-1987), французский драматург. Основные произведения: «Путешественник без багажа» (1937), «Дикарка» (1938), «Ужин в Санлисе» (1942), «Антигона» (1943), «Жаворонок» (1953), «Беккет, или Честь Божья» (1959), «Подвал» (1961).

АПУХТИН Алексей Николаевич (1840-1893), русский поэт. Основные произведения: «Ночи безумные», «Забыть так скоро», «День ли царит», «Стихотворения А. Н. Апухтина» (1886), «Год в монастыре» (1883), «Неоконченная повести» (1896), «Архив графини Д», «Повесть в письмах» (1895), «Дневник Павлика Дольского» (1891-1895), «Между жизнью и смертью» (1895).

АРАГОН Луи (1897—1982), французский писатель и поэт. Основные произведения: «Парижский крестьянин» (1922), «Нож в сердце», (1941), «Страстная неделя» (1958).

АРБУЗОВ Алексей Николаевич (1908-1986), русский драматург. Основные произведения: «Таня» (1938), «Годы странствий» (1954), «Иркутская история» (1959), «Старомодная комедия» (1975), «Жестокие игры» (1978), «Победительница» (1983).

АРИОСТО Лудовико (1474-1533), итальянский поэт. Основные произведения: «Неистовый Роланд» (1516), «Чернокнижник» (1520), «Сводня» (1528).

АСЕЕВ Николай Николаевич (1889-1963), русский писатель. Основные произведения: «Зор» (1914), «Буденный» (1923), «Двадцать шесть» (1924), «Семен Проскаков» (1928), «Маяковский начинается» (1940), «Зачем и кому нужна поэзия» (1961).

АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (1924-2001), русский писатель. Основные произведения: «Звездопад» (1960), «Кража» (1966), «Пастух и пастушка» (1971), «Царь-рыба» (1976), «Печальный детектив» (1986), «Людочка» (1990), «Прокляты и убиты» (1992-1993).

АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна (род. 1937), русская поэтесса. Основные произведения: сборники «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1970), «Сад» (1987), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сны о Грузии» (1977).

АХМАТОВА Анна Андреевна (наст, фамилия Горенко) (1889-1966), русская поэтесса. Основные произведения: сборники «Бег времени» (1909-1965), «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Реквием» (1935-1940), «Поэма без героя» (1940-1965).

БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894-1940), русский писатель. Основные произведения: сборники «Конармия» (1926) и «Одесские рассказы» (1931), пьесы «Закат» (1928) и «Мария» (1935).

БАГРИЦКИЙ Эдуард Георгиевич (наст, фамилия Дзюбин) (1895-1934), русский поэт. Основные произведения: «Птицелов» (1918), «Тиль Уленшпигель» (1926), «Сказание о море, матросах и Летучем Голландце» (1922), «Дума про Опанаса» (1926), «Смерть пионерки» (1932).

БАЖОВ Павел Петрович (1879-1950), русский писатель. Основные произведения: «Уральские были» (1924), «Малахитовая шкатулка» (1939), «Зеленая кобылка» (1939), «Дальнее — близкое» (1949).

БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон (1788-1824), английский поэт-романтик. Основные произведения: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812), .Бронзовый век» (1823), «Манфред. (1817), «Каин» ,(1821), «Дон Жуан» (1819-1824, не закончен).

БАЛЬЗАК Оноре де (1799-1850), французский писатель. Основное произведение: эпопея «Человеческая комедия», состоящая из 90 романов и рассказов.

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт, переводчик. Основные произведения: сборники «Горящие здания» (1900), «Будем как Солнце» (1903), «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Только любовь» (1903), «Жар-птица. Свирель славянина» (1907), «Зеленый вертоград, слово поцелуйное» (1909), «Дар Земля» (1921), «Мое — Его. Стих о России» (1923), «Северное сияние» (1923), «Голубая подкова» (1937).

БАРАТЫНСКИЙ (БОРАТЫНСКИЙ) Евгений Абрамович (1800-1844), русский поэт. Основные произведения: «Финляндия», «Две доли», «Признание», «Разуверение», «Эда», «Бал», сборник «Сумерки».

БАРТО Агния Львовна (1906-1981), русская поэтесса, писательница. Основные произведения: Стихи детям» (1949), «Найти человека» (1968), .За цветами в зимний лес» (1970), «Записки детского поэта» (1976).

БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787-1855), русский поэт. Основные произведения: «Вакханка», «Веселый час», «Мои пенаты», Надежда», «К другу», «Разлука», «Мой гений», «Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека».

БЕК Александр Альфредович (1902/1903—1972), русский писатель. Основные произведения: повесть «Волоколамское шоссе» (1943—1944), романы «Жизнь Бережкова» и «Новое назначение».

БЕККЕТ Сэмюэл (1906—1989), ирландский писатель-драматург. Основные произведения: «В ожидании Годо» (1952), «Конец игры» (1957), «Моллой» (1951), «Катастрофа» (1982).

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-1848), русский литературный критик, публицист, философ. Сотрудничал с журналами «Телескоп», «Отечественные записки» и «Современник».

БЕЛЛЬ Генрих (1917-1985), немецкий писатель. Основные произведения: «Где ты был, Адам?» (1951), «Бильярд в половине десятого» (1959), «Глазами клоуна» (1963), «Групповой портрет с дамой» (1971), «Женщины у берега Рейна» (1985).

БЕЛЫЙ Андрей (наст, имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934), русский писатель, критик, литературовед. Основные произведения: сборники «Золото в лазури» (1904), «Урна» (1909), «Пепел» (1909), роман «Петербург» (1913-1914), книги «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (1910—1911), «Символизм» (1912), «Воспоминания о Блоке» (1922-1923), «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929), «Мастерство Гоголя» (1934).

БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884-1942), русский писатель-фантаст. Основные произведения: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Остров погибших кораблей» (1927), «Человек-амфибия» (1928), «Звезда КЭЦ» (1936), «Лаборатория Дубльвэ» (1938).

БЕННЕТТ Арнолд (1867-1931), английский писатель. Основные произведения: «Анна из пять городов» (1902), «Повесть о старых женщинах» (1908), «Лорд Рейнго» (1926).

БЕРАНЖЕ Пьер Жан (1780-1857), французский писатель. Основные произведения: «Король Ивето» (1813), «Капуцины», «Ангел-хранитель», «Безумцы».

БЁРДЖЕСС Антони (1917-1993) английский писатель. Основные произведения: «Право на ответ» (1960), «Заводной апельсин» (1962), «Завещание заводному миру» (1974), «Новости конца света» (1982).

БЕРНЕТТ Фрэнсис Элиза (1849-1924), американская писательница. Основные произведения: «Маленький лорд Фаунтлерой» (1886), «Маленькая принцесса» (1905).

БЕРНС Роберт (1759—1796), шотландский поэт. Основные произведения: «Два пастуха» (1784), «Молитва святоши Вилли» (1785).

БЕРНХАРД Томас (1931-1989), австрийский писатель. Основные произведения: «Стужа» (1963), «Помешательство» (1967), «Корректура» (1975), «Выключение» (1986).

БИАНКИ Виталий Валентинович (1894-1959), русский писатель. Основные произведения: «Лесная газета на каждый год» (1928), «Лесные были и небылицы» (1957).

БЛАСКО ИБАНЬЕС Висенте (1867-1928), испанский писатель. Основные произведения: «Непрошеный гость» (1904), «Орда» (1905), «Нагая маха» (1906), «В поисках Великого Хана» (1928).

БЛОК Александр Александрович (1880—1921), русский поэт. Основные произведения: «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), «Город» (1904-1908), «Балаганчик» (1906), «Ямбы» (1907), «Родина» (1907-1916), «Страшный мир» (1908-1916), «Возмездие» (1910-1921), «Роза и крест» (1912—1913), «Двенадцать» (1918), «Россия и интеллигенция».

БОЙЕР Юхан (1872-1959), норвежский писатель. Основные произведения: «Великий голод» (1916), «Последний викинг» (1921), «Люди у моря» (1929), «Юноша» (1946).

БОККАЧЧО Джованни (1313-1375), итальянский поэт и писатель. Основные произведения: «Фьямметта» (1343), «Декамерон» (1350-1353), «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360).

БОМАРШЕ Пьер Опостен (1732-1799), французский писатель-драматург. Основные произведения: «Севильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784).

БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (род. 1924), русский писатель. Основные произведения: «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Тишина» (1962), «Горячий снег» (1969), «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985).

БОТЕВ Христо (1848—1876), болгарский поэт, публицист, один из зачинателей болгарской литературной критики. Основные произведения: «Элегия» (1871), «Борьба» (1871).

БРЕЙН Джон(1922—1986), английский писатель. Основные произведения: «Путь наверх» (1957), «Жизнь наверху» (1962), «Ревнивый бог» (1964).

БРЕХТ Бертольт (1898-1956), немецкий драматург и поэт. Основные произведения: «Трехгрошовая опера» (1928), «Мамаша Кураж и ее дети» (1939), «Добрый человек из Сезуана» (1938-1940), «Кавказский меловой круг» (1949).

БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (1940-1996), русский поэт. Основные сборники: «Стихи и поэмы» (1965), «Остановка в пустыне» (1967), «Конец прекрасной эпохи» (1972), «Часть речи» (1972), «В Англии» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987).

БРОНТЕ Шарлотта (1816-1855) и Эмили (1818-1848), английские писательницы. Основные произведения: «Джен Эйр» (1847), «Шерли» (1849), «Грозовой перевал» (1847).

БРЭДБЕРИ Рей Дуглас (род. ».

4. Владимир Набоков – 190

Русский и американский писатель, поэт, переводчик и энтомолог.

Произведения Набокова характеризуются сложной литературной техникой, глубоким анализом эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым, порой почти триллерным сюжетом. Среди известнейших образцов творчества Набокова можно отметить романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар». Известность у широкой публики писатель получил после выхода в свет скандального романа «Лолита», по которому впоследствии было сделано несколько экранизаций (1962, 1997).

5. Федор Достоевский – 177

Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Творчество Достоевского оказало большое влияние на русскую и мировую культуру. Литературное наследие писателя по-разному оценивается как на родине, так и за рубежом. На Западе, где романы Достоевского пользуются популярностью с начала ХХ века, его творчество оказало значительное влияние на такие в целом либерально настроенные движения, как экзистенциализм, экспрессионизм и сюрреализм. Предтечей экзистенциализма видят его многие литературные критики. Впрочем, за рубежом Достоевский обычно оценивается, прежде всего, как выдающийся литератор и психолог, в то время как его идеология игнорируется или почти полностью отвергается.

Накануне Всемирного дня писателя «Левада-центр» задался вопросом, кто же в умах жителей России достоин войти в список наиболее выдающихся отечественных писателей . Опрос прошло 1600 жителей Российской Федерации старше 18 лет. Результаты можно назвать предсказуемыми: десятка лидеров отражает состав школьной программы по литературе.

Практически вплотную к ней примкнул правозащитник Солженицын (5%). Куприн, Бунин и Некрасов финишировали одновременно – каждый набрал по 4% голосов. А далее среди знакомых по учебникам имен стали появляться новые, например, Донцова и Акунин заняли место рядом с Грибоедовым и Островским (по 3%), а Устинова, Иванов, Маринина и Пелевин встали на одну ступень с Гончаровым, Пастернаком, Платоновым и Чернышевским (1%).

Открывает топ-10 самых выдающихся писателей России поэт-мизантроп, полный презрения к бездушному свету, творец демонических персонажей и певец кавказской экзотики в виде горных рек и младых черкешенок. Однако даже стилистические погрешности вроде «львицы с косматой гривой на хребте» или «знакомого трупа» не помешали ему взойти на Парнас русской литературы и занять десятое место в рейтинге со счетом 6%.

9. Горький

В СССР считался родоначальником советской литературы и соцреализма, а идеологические противники отказывали Горькому в писательском таланте, интеллектуальном размахе и обвиняя в дешевом сентиментализме. Получил 7% голосов.

8. Тургенев

Мечтал о карьере философа и даже пробовал получить степень магистра, однако стать ученым ему не удалось. Зато он стал писателем. И писателем вполне успешным – его гонорары были одними из самых высоких в России. На эти деньги (и доходы от имения) Тургенев содержал всю семью своей возлюбленной Полины Виардо, включая ее детей и мужа. В опросе набрал 9%.

7. Булгаков

Этого писателя Россия открыла для себя заново всего двадцать пять лет назад, после перестройки. Булгаков одним из первых столкнулся с ужасами коммуналок и преградами на пути к московской прописке, что впоследствии получило свое отражение и в «Мастере и Маргарите». Его вклад в литературу оценило 11% россиян.

6. Шолохов

До сих пор неизвестно кто в точности написал «Тихий Дон» — неизвестный писатель из «белого» лагеря, или группа товарищей из НКВД, или сам Шолохов, получивший впоследствии за роман Нобелевскую премию. А пока он занимает в списке выдающихся писателей шестое место со счетом в 13%.

5. Гоголь

Любят его не за нравоучения, а за дверь в мир гротеска и фантасмагорий, причудливо сплетенных с реальной жизнью. Набрал одинаковое количество очков с Шолоховым.

4. Пушкин

В молодости любил пошалить (например, шокировать обитательниц Екатеринослава нарядом из полупрозрачных кисейных панталон без нижнего белья), гордился своей тонкой талией и пытался всеми силами избавиться от статуса «литератора». При этом уже при жизни считался гением, первым русским поэтом и создателем русского литературного языка. В умах нынешних читателей занимает четвертое место со счетом 15%.

3. Чехов

Автор юмористических рассказов и родоначальник в русской литературе трагикомедии в мире считается своего рода «визитной карточкой» русской драматургии. Россияне отводят ему почетное третье место, отдав за него 18% голосов.

2. Достоевский

Пять книг бывшего каторжника и завзятого игрока вошли в список «Сто лучших книг всех времен» по версии Норвежского института имени Нобеля. Достоевский как никто знает и описывает с предельной честностью темные и болезненные глубины человеческой души. В рейтинге занял второе место со счетом в 23%.

1. Лев Толстой

«Матерый человечище» заслужил славу гениального писателя и классика русской литературы еще при жизни. Его произведения многократно издавались и переиздавались в России и за рубежом и множество раз появлялись на киноэкране. Одна «Анна Каренина» была экранизирована 32 раза, «Воскресение» — 22 раза, «Война и мир» — 11 раз. Даже сама его жизнь послужила материалом для нескольких фильмов. Возможно, именно благодаря недавним громким экранизациям он и заслужил славу первого писателя России, получив 45% голосов.

Как создавались великие книги? Как Набоков писал «Лолиту»? Где творила Агата Кристи? Какой режим дня был у Хемингуэя? Эти и другие подробности творческого процесса знаменитых авторов - в нашем выпуске.

Для написания книги нужно в первую очередь вдохновение. Однако к каждому писателю приходит своя муза, причем приходит она не всегда и не везде. На какие только ухищрения ни шли знаменитые авторы, чтобы найти то самое место и тот самый момент, когда сюжет и персонажи книги складывались в их голове наилучшим образом. Кто бы мог подумать, что великие произведения создавались в таких условиях!

1. Агата Кристи (1890–1976), уже издав десяток книг, в анкетной строке «род занятий» указывала - «домохозяйка». Она работала урывками, не имея ни отдельного кабинета, ни даже письменного стола. Писала в спальне за умывальным столиком или могла примоститься за обеденным столом в перерывах между приемами пищи. «Мне бывало немного неловко «идти писать». Но если удавалось уединиться, закрыть за собой дверь и сделать так, чтобы никто не мешал, то я забывала обо всем на свете».

2. Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896–1940) свой первый роман «По ту сторону» писал в тренировочном лагере на клочках бумаги в свободное от службы время. Отслужив, забыл о дисциплине и стал применять алкоголь как источник вдохновения. До обеда спал, иногда работал, ночью кутил в барах. Когда случались приступы активности, мог за один подход написать 8000 слов. Этого хватало для большого рассказа, но было недостаточно для повести. Когда Фицджеральд писал «Ночь нежна», ему с большим трудом удавалось выдерживать трезвым три-четыре часа. «Тонкое восприятие и суждение во время редактирования несовместимы с выпивкой», - писал Фицджеральд, признаваясь издателю, что алкоголь мешает творчеству.

3. Гюстав Флобер (1821–1880) писал «Мадам Бовари» пять лет. Работа продвигалась слишком медленно и мучительно: «Бовари» не идет. За неделю - две страницы! Есть с чего набить себе морду от отчаяния». Просыпался Флобер в десять утра, не вставая с постели, читал письма, газеты, курил трубку, беседовал с матушкой. Затем принимал ванну, завтракал и обедал одновременно и отправлялся на прогулку. Один час он преподавал своей племяннице историю и географию, потом усаживался в кресло и читал до семи вечера. После обильного ужина он несколько часов беседовал с матушкой и, наконец, с наступлением ночи начинал сочинять. Годы спустя он писал: «В конце концов, работа - наилучший способ ускользнуть от жизни».

4. Эрнест Хемингуэй (1899–1961) всю жизнь вставал на рассвете. Даже если накануне он допоздна пил, поднимался он не позже шести утра, свежим и отдохнувшим. Работал Хемингуэй до полудня, стоя возле полки. На полке стояла печатная машинка, на машинке лежала деревянная доска, выстеленная листами для печати. Исписав карандашом все листы, он снимал доску и перепечатывал написанное. Каждый день он подсчитывал количество написанных слов и строил график. «Когда заканчиваешь, чувствуешь себя опустошенным, но не пустым, а вновь заполняющимся, словно занимался любовью с любимым человеком».

5. Джеймс Джойс (1882–1941) о себе писал: «Человек малодобродетельный, склонный к экстравагантности и алкоголизму». Ни режима, ни организации. Спал до десяти, завтракал в постели кофе и рогаликами, зарабатывал уроками английского и игры на пианино, постоянно занимал деньги и отвлекал кредиторов разговорами о политике. Чтобы написать «Улисса», ему понадобилось семь лет с перерывами на восемь болезней и восемнадцать переездов в Швейцарию, Италию, Францию. За эти годы он провел за работой примерно 20 тысяч часов.

6. Харуки Мураками (род. 1949) встает в четыре утра и пишет шесть часов подряд. После работы бегает, плавает, читает, слушает музыку. В девять вечера отбой. Мураками считает, что повторяющийся режим помогает ему погрузиться в транс, полезный для творчества. Когда-то он вел сидячий образ жизни, набирал вес и курил по три пачки сигарет в день. Потом переехал в деревню, стал питаться рыбой и овощами, курить бросил и более 25 лет занимается бегом. Единственный недостаток - отсутствие общения. Чтобы соблюдать режим, Мураками приходится отклонять все приглашения, и друзья обижаются. «Читателям все равно, какой у меня режим дня, лишь бы очередная книга оказалась лучше предыдущей».

7. Владимир Набоков (1899–1977) набрасывал романы на небольших карточках, которые складывал в длинный ящик для каталогов. Он записывал куски текста на карточках, а потом складывал из фрагментов страницы и главы книги. Таким образом рукопись и рабочий стол умещались в коробке. «Лолиту» Набоков писал по ночами на заднем сиденье автомобиля, считая, что там нет шума и отвлекающих факторов. Став старше, Набоков никогда не работал после обеда, смотрел футбольные матчи, иногда позволял себе бокал вина и охотился на бабочек, иногда пробегая за редким экземпляром до 25 километров.

8. Джейн Остин (1775–1817), автор романов «Гордость и предубеждение», «Чувство и чувствительность», «Эмма», «Доводы рассудка». Джейн Остин жила с матерью, сестрой, подругой и тремя слугами. У нее никогда не было возможности уединиться. Джейн приходилось работать в семейной гостиной, где ей в любой момент могли помешать. Писала она на маленьких клочках бумаги, и как только раздавался скрип двери, предупреждавший ее о посетителе, она успевала спрятать записки и достать корзинку с рукоделием. Позже сестра Джейн Кассандра взяла на себя заботы о ведении хозяйства. Благодарная Джейн писала: «Не представляю, как можно сочинять, когда в голове вертятся бараньи котлеты и ревень».

9. Марсель Пруст (1871–1922) писал роман «В поисках утраченного времени» без малого 14 лет. За это время он написал полтора миллиона слов. Чтобы полностью сосредоточиться на работе, Пруст скрылся от общества и почти не выходил из своей знаменитой обитой дубом спальни. Работал Пруст по ночам, днем спал до трех или четырех часов. Сразу после пробуждения зажигал порошок, содержащий опиум, - так он лечил астму. Почти ничего не ел, только завтракал кофе с молоком и круассаном. Писал Пруст в постели, пристроив тетрадку на коленях и подложив подушки под голову. Чтобы не уснуть, принимал кофеин в таблетках, а когда приходила пора спать, заедал кофеин вероналом. По всей видимости, мучил он себя намеренно, считая, что физическое страдание позволяет достичь высот в искусстве.

10. Жорж Санд (1804–1876) обычно писала по 20 страниц за ночь. Работа по ночам вошла у нее в привычку с детства, когда она ухаживала за больной бабушкой и только ночью могла заниматься любимым делом. Позже она бросала спящего любовника в постели и посреди ночи перебиралась за письменный стол. Наутро она не всегда помнила, что писала в сонном состоянии. Хотя Жорж Санд была необычным человеком (носила мужскую одежду, заводила романы и с женщинами, и с мужчинами), она осуждала злоупотребление кофе, алкоголем или опиумом. Чтобы не уснуть, ела шоколад, пила молоко или выкуривала сигарету. «Когда наступает момент придать своим мыслям форму, нужно полностью владеть собой, что на подмостках сцены, что в убежище своего кабинета».

11. Марк Твен (1835–1910) писал «Приключения Тома Сойера» на ферме, где ему построили отдельную беседку-кабинет. Работал при открытых окнах, прижав листы бумаги кирпичами. Никому не позволялось приближаться к кабинету, а если Твен был очень нужен, домашние трубили в горн. По вечерам Твен читал семье написанное. Он непрерывно курил сигары, и где бы Твен ни появился, после него приходилось проветривать помещение. Во время работы его мучила бессонница, и, по воспоминаниям друзей, он принялся лечить ее шампанским на ночь. Шампанское не помогло - и Твен попросил друзей запастись пивом. Потом Твен заявил, что ему помогает только шотландский виски. После серии экспериментов Твен просто улегся в постель в десять вечера и неожиданно уснул. Все это очень развлекало его. Впрочем, его развлекали любые жизненные события.

12. Жан-Поль Сартр (1905–1980) работал три часа утром и три часа вечером. Остальное время занимала светская жизнь, обеды и ужины, выпивка с друзьями и подругами, табак и наркотики. Этот режим довел философа до нервного истощения. Вместо того чтобы отдохнуть, Сартр подсел на коридран, смесь амфетамина и аспирина, легальную до 1971 года. Вместо обычной дозировки по таблетке дважды в день Сартр принимал двадцать штук. Первую запивал крепким кофе, остальные медленно жевал во время работы. Одна таблетка - одна страничка «Критики диалектического разума». По свидетельствам биографа, в ежедневное меню Сартра входили две пачки сигарет, несколько трубок черного табака, более литра алкоголя, включая водку и виски, 200 миллиграммов амфетамина, барбитураты, чай, кофе и жирная пища.

13. Жорж Сименон (1903–1989) считается самым плодовитым писателем 20-го века. На его счету 425 книг: 200 бульварных романов под псевдонимами и 220 под своим именем. Причем режим Сименон не соблюдал, работал приступами по две-три недели, с шести до девяти утра, выдавая за раз по 80 печатных страниц. Затем гулял, пил кофе, спал и смотрел телевизор. Сочиняя роман, он до окончания работы носил одну и ту же одежду, поддерживал себя транквилизаторами, никогда не правил написанное и взвешивался до и после работы.

14. Лев Толстой (1828–1910) во время работы был букой. Вставал поздно, часам к девяти, ни с кем не разговаривал, пока не умоется, не переоденется и не причешет бороду. Завтракал кофе и парой яиц всмятку и запирался до обеда в кабинете. Иногда там тише мыши сидела жена его Софья на случай, если придется переписать от руки пару глав «Войны и мира» или выслушать очередную порцию сочинения. Перед обедом Толстой отправлялся на прогулку. Если возвращался в хорошем настроении, мог делиться впечатлениями или заниматься с детьми. Если нет, читал книги, раскладывал пасьянс и беседовал с гостями.

15. Сомерсет Моэм (1874–1965) за 92 года жизни опубликовал 78 книг. Биограф Моэма называл его работу писать не призванием, а скорее зависимостью. Моэм и сам сравнивал привычку писать с привычкой пить. Обе легко приобрести и от обеих сложно избавиться. Первые две фразы Моэм придумывал, лежа в ванне. После этого писал дневную норму в полторы тысячи слов. «Когда пишешь, когда создаешь персонаж, то он все время с тобой, ты занят им, он живет». Прекращая писать, Моэм чувствовал себя бесконечно одиноким.



Статьи по теме: