История тимуровского движения. Творческий проект " тимур и его команда и современное тимуровское движение"

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.

Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

* * *

Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.

Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.

Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства
О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.

В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. «Конспирация» и «тайные планы» осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.

Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.

И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.

За полгода активной деятельности отряд завоевал безукоризненную репутацию. И тогда власти выделили им пустующую комнату, в которой расположился штаб. Сюда тримуровцы, да и местные жители, несли подарки для солдат на фронте и для госпиталей: вязаные носки, безрукавки, шарфы, шапки, варежки.

Интересно и то, что в шахтах близ города Пласта добывали золото, за которое мы, СССР, покупали у Америки и Британии военную технику и продукты. Основную работу по добыче делали шахтёры, но если вдруг отключали свет (а происходило такое частенько) сотрудники звали на помощь тимуровцев. Мальчишки спускались под землю и вместе со взрослыми поднимали на поверхность тяжелый груз.

Ещё одно дело, которое им доверяли – они заползали в отвалы и отбирали из уже отработанных пород то, что пропустили шахтёры.

Несмотря на такую занятость, дети всё-таки ходили в школу. Их ратный труд не остался незамеченным – об отряде городка Пласт не раз писали в советских газетах. А сегодня упоминание об этой тимуровской команде можно найти в энциклопедии Великой Отечественной войны.

В 1942 году педагогическая общественность заволновалась: тимуровские команды начали подменять, вытеснять пионерские организации. Всплыл факт о том, что в столице была расформирована пионерская организация. Комсомольцы испугались и начали активную работу по слиянию пионеров и тимуровцев. В финале взяли тимуровцев под свой контроль. Были здесь и свои плюсы, и минусы. Рассуждать об этом можно долго. Но суть в том, что теперь тимуровцы потеряли свободу выбора, их перевели в категорию дополнительной формы работы пионерской организации. И некоторые исследователи считают, что в 60-70-х движение умерло.

Я не историк. Родилась в 1979 году. И детство мое пришлось на вторую половину восьмидесятых. В памяти остались длинные очереди, талоны, кусковой сахар вместо конфет. Но ещё я помню, как входила в школьную тимуровскую команду ПГТ Сарата Одесской области.
Мы носили бабушкам воду, убирали в квартирах у инвалидов, помогали в огородах и играли с чужими детьми. Я не помню, чтобы все это я делала из-под палки. Наоборот – гордилась тем, что смогла принести своей стране пользу и сделать для кого-то что-то хорошее. Так думали и мои школьные друзья. Так нас воспитывали.

Поэтому разговоры о том, что в последние годы СССР тимуровское движение себя изжило, считаю нечестными.
Сегодня тимуровцев можно назвать волонтёрами, или добровольцами. Отряды есть при школах, и при спортивных клубах. Но всё-таки это немного другое. Потому что новое время рождает новых кумиров. И это неизбежно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общие хобби. Так уж они, вернее, мы с вами, люди, устроены. А вот что это за группы, и что это за увлечения, определяет время. Вернее, те взрослые, которые это время, эту историю делают сегодня. К примеру, во время войны в СССР были тимуровцы, чуть позже – мальчишки сбегали покорять Север, строить БАМ, осваивать целину. В 70-х были хиппи, в 90-х махровым цветом расцвело движение скинхедов.

Сейчас возрождаются поисковые отряды, патриотические движения, спортклубы, говорят, кое-где есть и новые тимуровцы. Навряд ли они смогут быть реальной альтернативой «тем самым» тимуровцам, но хорошо уже то, что они есть. Сейчас тема любви к Родине, к России выходит на первый план и это дает нам надежду на то, что в недалеком будущем мы увидим новое поколение. И оно будет лучше, чем мы…

Светлана Хлыстун

Акция «Сумка дружбы»

С10.11.2008.- 10.12.2008 была проведена акция «Сумка дружбы». По её условиям в классах проходили ярмарки милосердия, благотворительный концерт, сбор макулатуры. В акции приняли участие все школьники МОУ СОШ №35 На вырученные денежные средства были приобретены подарки для детей Ярцевской школы-интерната. Активистами тимуровского движения была подготовлена и проведена концертная программа. После концерта ярцевским детям были подарены подарки, которые собирали всей школой. Концерт прошел с огромным успехом. Завязалась переписка с детьми из школы-интерната. Скоро делегация из Ярцева собирается приехать с ответным визитом в МОУ СОШ №35.

Тимуровцы оказывают гуманитарную помощь детскому приюту, госпиталю ветеранов Великой Отечественной войны, социально-реабилитационному центру «Вишенки». Постепенно тимуровское движение в школе набирает силу.

И в летний период работа тимуровского отряда «Ровесник» остается активной. Работающие в школе, ребята еженедельно оказывают социальную помощь одиноким и престарелым людям: по их просьбе ходят за хлебом, лекарствами.

Ребята работают по плану и все сведения о проделанной работе заносят в «Копилку добрых дел». За небольшой срок деятельности тимуровцы уже успели сделать много добрых дел. Материального вознаграждения за труд, конечно, не предусмотрен, но, все же, помощь тем, кто в ней нуждается, в большем почете у школьников. Лисовская Зоя Степановна-ветеран педагогического труда, которой помогали по хозяйству ребята, осталась очень довольной проделанной «тимуровцами» работой.

Несомненно, на сегодняшний день деятельность тимуровцев необходима и значима. В этом успели убедиться и педагоги, и дети. Поэтому в 2009 - 2010 учебном году создается штаб тимуровского движения в школе, а тимуровские отряды планируется сформировать в каждом классе.

Тимуровское движение в школе призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей школы в активную внеурочную деятельность.

Социально-ориентированное проектирование как одна из форм развития тимуровского движения в МОУ COШ №35 города Смоленска

В последние десятилетия в современном российском обществе происходит два разнонаправленных процесса: демократизация и идеологизация всех сфер общественной жизни. Эти явления, несомненно не могли не затронуть и систему образования, не оставив её в стороне от происходящих изменений.

Обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались?

Проблема развития гражданского самосознания детей и подростков, воспитание их патриотических чувств и духовно-нравственных начал стоит перед любым современным обществом, эту задачу следует считать общепедагогической. Российская специфика заключается в том, что общество на данном этапе не готово предложить молодёжи целостной системы ценностных ориентаций, а современная российская семья в одиночку такую задачу выполнить не способна. Родители сами дезориентированы в ценностях и часто попросту не знают, что же надлежит проповедовать подрастающим детям. Не поэтому ли родители часто уклоняются от решения данной проблемы? Помочь обществу, семье справится с задачей развития гражданского самосознания подрастающего поколения призваны в первую очередь образовательные учреждения.

С переходом подростков в старший школьный возраст изменяется их положение в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Все большее место в их жизни занимают серьезные дела, самосовершенствование, появляется осознанное стремление непосредственного участия в строительстве красивого и надежного будущего и поиск достойной социальной ниши. Для молодого поколения во все времена характерны энергичность и избирательность интересов.

Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально — значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...»

В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных основ, патриотических убеждений, социальной адаптации подростков в том числе и через участие в тимуровском движении.

В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремленное взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.

Наша цель- научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: если они научаться делать добро, то вырастут неравнодушными людьми. Суть тимуровского движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Обездоленные дети-сироты и сироты при живых родителях, бездомные животные и просто наши больные соседи- все хотят внимания и сострадания. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Социально-ориентированный проект «Поколение NEXT» -

Добрая традиция в МОУ СОШ №35 г. Смоленска. Он реализуется в течение 3 лет, имея при этом самую разнообразную тематику: «К человеку с любовью», «Служу Отечеству», «Если б не было войны...», «Шаги великой Победы», «Мы за здоровый образ жизни!», «Родная природа - наша боль, красота и тревога». В 2007-2008,2008 -2009 и 2009 - 2010 учебных годах проект «Поколение NEXT» реализовывается по темам «Время выбрало нас!» и «Память сердца», посвященным возрождению и развитию тимуровского движения в преддверье 65-летия великой Победы.

Проект «Поколение NEXT» имеет социальную направленность и ориентирован на решение проблем подросткового возраста:

Адекватную оценку социума и позитивную адаптацию в нем;

Определение нравственных приоритетов;

Выработка зрелой гражданской позиции.

Разработке проекта предшествовала двухгодичная подготовительная работа, реализованная в форме конкурса по патриотическому воспитанию в рамках Федеральной программы. Анализ массовости, тематики, содержательности материалов, представленных классными руководителями на обсуждение, выявил большую заинтересованность и информированность классных коллективов в предложенных областях исследований и, кроме того, серьезную озабоченность всесторонним неравновесием современного мира. Во многих предложениях были представлены рациональные взгляды детей на решение проблем, связанных с помощью пенсионерам, ветеранам, людям с ограниченными возможностями, детям-сиротам, воспитанникам приютов и детских домов, людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации . Одним из действенных способов решения этой проблемы является тимуровское движение , как деятельность, имеющая огромную социальную значимость, как для самих подростков, так и для окружающих. Таким образом, объективно назрела необходимость создания социального проекта «Поколение NEXT» .

Цель проекта:

сформировать у молодого поколения высокие гражданские чувства, социальные ориентиры, уважение к славным историческим традициям Отечества.

Задачи проекта:

  • воспитание у молодого поколения ответственности за судьбу Родины;
  • воспитание потребности в самодисциплине;
  • формирование национального самосознания;
  • развитие в социально — значимой деятельности.

С точки зрения педагогической технологии проект можно характеризовать как:

  • исследовательский, индивидуально-групповой - по методологическому подходу;
  • социогенный - по основному фактору развития участников проекта;
  • деятельностно- развивающий — по механизму освоения опыта;
  • светский, гуманитарно-воспитательный — по характеру содержания;
  • активный поисково-исследовательский, творческий - по способу реализации;
  • компенсирующий - по отношению к системе общего образования.

Проект «Поколение NEXT» предполагает разработку нескольких актуальных направлений деятельности обучающихся:

  • социально-ориентированное (целенаправленное изучение социума и проблем в нем);
  • нравственное (позиции становления личности молодого человека);
  • гражданско-патриотическое (воспитание ценностного отношения к Родине, ее истории, культуре, традициям).

Организационно проект «Поколение NEXT» представляется пятью этапами , на каждый из которых отводится определенное время.

I этап - организационный, предусматривает создание рабочего оргкомитета; разработку и утверждение положения о Проекте; определение состава участников; проведение информационных консультаций с участниками проекта по основным позициям Проекта.

II этап - исследовательский - реализуется в режиме реального времени, т.е. тема (проблема) изучается непосредственно на текущий момент. На втором этапе определяются темы работ, всесторонне изучаются проблемы (с изучением официальных документов различного уровня), формируется представление о современном положении дел по теме исследования, осуществляется стажировка участников в общественных организациях, готовых помочь обучающимся и реализация путей решения проблемы («Тимуровский десант»).

III этап — информационный. На этом этапе участники проекта выступают на страницах школьной газеты «ШАГ» с материалами по теме Проекта

IV этап - творческий (практический) - реализуется в перспективном плане. На четвертом этапе участники Проекта разрабатывают собственные варианты решения проблемы

Система организации проекта «Поколение NEXT» предусматривает равные для всех участников стартовые возможности.

При условии полной реализации Проекта результатами его должны стать:

Активизация позитивных социальных интересов подростков (инициативности, самостоятельности);

Развитие аналитических умений обучающихся (планирования, определения путей поиска и обработки информации);

Развитие коммуникативных качеств и умения конструктивного публичного выступления молодых людей;

Личностный рост участников Проекта.

Управление Проектом осуществляет Совет Представителей школьного детского объединения «ЭМКиД».

Организация методического обеспечения Проекта осуществляется творческой группой из числа педагогов МОУ СОШ №35- участников Проекта.

Информационное сопровождение осуществляется школьной газетой «ШАГ».

Новизна проекта «Поколение NEXT» заключается в том, что он имеет нетрадиционный характер. Участниками его могут стать все желающие в возрасте 13 - 17 лет: от активистов школьного детского объединения «ЭМКиД» и победителей олимпиад до подростков с девиантным поведением. Кроме того, при явном регламентировании направлений и этапов реализации, участникам предоставляется полная свобода выбора форм, методов исследования и разработки прикладных материалов, что определяет необходимость творческого подхода к участию в Проекте и в перспективе может способствовать позитивному личностному развитию подростков.

“Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие”, - писал Г. Троепольский.

Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.

Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть нашего движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Тимуровцы должны помогать тем, кто в этом нуждается. Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что “новое - это хорошо забытое старое”.

Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.

В нашей школе тимуровская работа ведется уже много лет. Ведется систематически, а главное - с желанием. Задействованы в ней учащиеся 5 - 9-х классов.

Тимуровцы участвовали различных в операциях “Снег”, “Ветеран живет рядом”, “Салют ветеранам” и “Обелиск”. Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: пилили и кололи дрова, складывали их в сарай, расчищали дорожки от снега, сбрасывали снег с крыши, убирали в комнате, мыли пол, носили воду.

Выражение чуткого отношения ребят к людям проявлялось не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывали им моральную поддержку: поздравляли по случаю праздника, организовывали встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками.

Также провели рейды к младшим школьникам: “Учитесь, работайте, веселитесь, как мы”

Кириллова Анастасия командир отряда “Забота” рассказывает: “Нам нравится помогать таким пожилым людям, беспомощным. Это приятно и себе, и другому. Как говорится, жизнь – это зеркало, сделаешь хорошее другому и тебе в будущем или в скором времени это вернется сторицей”.

Проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу.

В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев.

Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых. Тимуровцы придерживаются заповедей:

  • Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь;
  • Живи для улыбки товарища;
  • Лучше трудно, чем нудно;
  • Красота, но без прикрас
    И добро не напоказ –
    Вот что дорого для нас.
  • Помогай и защищай нуждающегося в помощи;
  • Думать коллективно,
    Работать оперативно,
    Спорить доказательно –
    Для всех обязательно.

Совершенно особую роль играет песня. Она вызывает чувства, которые трудно передать словами. Главное в песне то, что она сближает, роднит людей. Наша традиционная коллективная песня:

Дорога добра

Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.

2. Забудь свои заботы,
падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба
Себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.

3. Ах, сколько будет разных
сомнений и соблазнов.
Не забывай, что жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный.
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.

Программа “Милосердие”

Задачи:

  1. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.
  2. Возрождение лучших отечественных традиций и благотворительности.
  3. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны и детям – инвалидам.
  4. Создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

Направление деятельности

Срок реализации

Ожидаемые результаты

Выявление при сотрудничестве с местной администрацией нуждающихся в помощи престарелых, одиноких, ветеранов войны и инвалидов. Оказать посильную помощь в быту.

Оказать моральную и посильную материальную помощь

Сотрудничество с детским садом “Шaнкaрав” Провести концертно – театральную работу, оказать посильную и материальную помощь нуждающимся детям Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия.
Шефская работа с начальными классами школы Помощь маленьким в организации досуга и познавательной деятельности Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия.

Основные направления деятельности

Дом без одиночества

Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, с теми, кто находится практически только в стенах своего дома

1. Окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям.

2. Организация и проведение:

  • “огоньков”, встреч, концертных программ
  • дня пожилых людей “Согреем ладони, разгладим морщинки”
  • операций “Ветеран живет рядом”, “Подарок ветерану”, “Примите наши поздравления”.

“Шаг навстречу”

1. Окружение заботой и вниманием детей-сирот, находящихся на опеке.

2. Организация и проведение:

  • благотворительных акций “доброта спасет мир”, “Творим добро своими руками”;
  • эстафеты милосердия “Мир во мне и я – в мире”;
  • праздников, игровых программ, концертов;
  • операций “Письмо другу”, “Фонарик дружбы” (поздравительные открытки, мини-газеты).

“Ты знаешь – я рядом!”

1. Создание кружков по интересам, клубов и других детских объединений, куда входят больные дети и их здоровые сверстники, степень социального благополучия которых различна: здесь и дети из полных и опекаемых, малообеспеченных и неблагополучных семей и другие.

2. Организация совместной деятельности, помогающей вхождению детей с ограниченными физическими возможностями и социально незащищенных подростков в социум.

З. Проведение совместных экскурсий, поездок, походов и т.п.

“Мы - твои старшие друзья”

Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной, “Заветная шкатулка”, “4 + З”, “Волшебная карусель”, “Наша школьная планета”, “Солнечные лучики”, “Республика ребячья”, “Цветик-семицветик”, “Теремок чудес”, “Сказочные домики”, “Динь-дон” и др.

Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной через реализацию программ “Сотвори добро”, “Заветная шкатулка”. Игры, праздники для воспитанников детских садов.

В кругу друзей

Организация и проведение для своих сверстников:

  • уроков добра “Кто, если не ты”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Забота и внимание”, “Доброта приносит людям радость”, “Волшебное могущество добра”.
  • Коллективно- творческих дел “Человек человеку нужен”, “Мы нужны друг другу”, “Добру – дорогу”, “Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно”, “Колокольчики добра”

"Взялся сделать — сделай хорошо", — говорил главный герой повести "Тимур и его команда". Этот лозунг подхватили советские подростки по всей стране. Книга Аркадия Гайдара о мальчике, тайно помогающем семьям солдат и офицеров, вызвала невероятный резонанс. Так в Советском Союзе появилось первое добровольческое движение — тимуровцы.

Добровольцы, или волонтеры, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Особую роль в жизни России они начали играть после Октябрьской революции.

Тогда идеи добровольной помощи активно пропагандировались на государственном уровне. Образ добровольца, восстанавливавшего народное хозяйство, покоряющего целину, практически впечатывали в сознание молодых людей. Порой волонтерство приобретало добровольно-принудительный характер (как, например, субботники), но часто искреннее желание новой жизни вдохновляло многих на бескорыстную помощь, альтруизм.

Самым ярким явлением в добровольчестве Союза стало тимуровское движение.

© РИА Новости Репродукция иллюстрации к книге Аркадия Гайдара "Тимур и его команда"

© РИА Новости

С чего все начиналось

В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть "Тимур и его команда" про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт.

Образ Тимура настолько вдохновил советских школьников, что появились подражатели. Они организовывали отряды, чтобы помогать старикам, семьям солдат и офицеров.

Первый отряд появился в подмосковном Клину — именно там Гайдар создал это произведение. Шесть подростков практически стали первопроходцами в тимуровском движении.

Затем такие отряды возникли по всей стране. Причем порой в одной местности сосуществовали две-три подобные команды. Из-за этого происходили и курьезы — подростки по несколько раз за день рубили дрова в одном дворе или трижды там подметали.

Многие считают, что Аркадий Гайдар описывал опыт деятельности скаутских организаций начала XX века. Как бы то ни было, помощь тимуровцев оказалась очень своевременной и нужной. Такие отряды помогали в детских домах и школах, брали шефство над семьями офицеров и солдат, работали в полях, собирали металлолом — всего и не перечислить. Отдельного внимания заслуживает их работа в госпиталях, где юные активисты по поручению солдат писали письма и помогали медперсоналу. При этом подростки продолжали ходить на уроки.

Расцвет, угасание и возрождение

Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение расширилось. Можно сказать, что в него были вовлечены почти все школьники. В 1945-м в Советском Союзе насчитывалось около трех миллионов тимуровцев.

После Победы тимуровцы продолжили помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым, ухаживали за могилами красноармейцев. Но постепенно энтузиазм добровольцев начал угасать.

Добровольчество возродилось лишь в период оттепели — в 1960-х годах. Тогда дети и взрослые стремились помочь друг другу, и государство стало отмечать их заслуги — лучшим вручали награды.

Выход на новый уровень

В этот же период тимуровское движение возобновилось и приобрело статус всесоюзного. Воодушевленные школьники помимо обычной помощи занялись поисками пропавших без вести на войне.

В 1970-х при редакции журнала "Пионер" был сформирован всесоюзный штаб Тимура. А в 1973-м в лагере "Артек" состоялся первый всесоюзный слет. Тогда даже была принята программа тимуровского движения.

Более того, оно вышло за пределы СССР — отряды возникали в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Развал Советского Союза логично привел к ликвидации практически всех советских начинаний, не исключая тимуровского движения.

Однако желание помогать невозможно искоренить — спустя несколько лет добровольчество постепенно начинает возрождаться. Власти активно участвуют в поддержке волонтерских инициатив. И вновь у школьников появилась возможность непосредственно участвовать не только в жизни своего города, но и всей страны.

Как и раньше, подростки помогают нуждающимся, стараются быть полезными обществу.

Быть или не быть

"Это была, с одной стороны, игра, с другой — мы чувствовали себя причастными к чему-то очень важному и взрослому", — вспоминает бывший тимуровец Евгений.

По его словам, молодежные движения и объединения развивают в подростках уважение к пожилым людям. К тому же вырабатывается ответственность: ты берешь деньги у людей, если идешь в магазин или аптеку, покупаешь именно то, что нужно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общее хобби. Очень важно, какие интересы объединят подрастающее поколение.

Многое зависит от того, как именно подать эту идею подросткам. Напомню, что, по книге, тимуровское движение образовалось самими ребятами, без какого-либо участия взрослых. И подобный опыт самоорганизации можно только приветствовать и в современных условиях, поддерживать его, развивать", — отмечает психолог Алиса Курамшина.

По ее словам, если вменять помощь ближнему в обязанности каждому школьнику, то стоит делать это очень аккуратно, мягко, выдавать как норму жизни, без которой человек не может считаться полноценным гражданином, членом общества.

"Соблюдая эти условия, можно надеяться на то, что ответственность и забота о людях будут прививаться. Еще лучше будет результат, если к этому привлекать не только школьников, но и их семьи", — считает психолог.

УДК 94:37.035"1941/45"

сЫ: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-19-23

ТИМУРОВЦЫ: МАЛЕНЬКИЕ ВОЛОНТЕРЫ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

© Балакирев Алексей Николаевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Бурятского

государственного университета

Россия, 670000 г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6

E-mail.ru: [email protected]

В 1940 г. после выхода в свет повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» в СССР возникло движение юных волонтеров - тимуровцев. Это было совершенно необычное для того времени явление, потому что работа тимуровских команд была основана на самостоятельности и по инициативе самих ребят, деятельность тимуровцев носила ярко выраженную общественно-полезную направленность. В статье обосновывается актуальность волонтерства в современной России, рассмотрены некоторые аспекты возникновения и становления тимуровского движения, а также проанализированы основные направления деятельности юных волонтеров в годы Великой Отечественной войны в СССР и Бурятии. Материалы статьи могут быть интересны для историков, педагогов, специалистов в области общественных наук, а также для всех, кто интересуется историей нашей страны.

Ключевые слова: тимуровское движение, волонтерство, пионерская организация, Великая Отечественная война.

TIMUROVTSY: YOUNG VOLUNTEERS OF THE GREAT WAR

Alexey N. Balakirev

PhD in History, A/Professor of the department of general and national history, Buryat State University, Ulan-Ude

6 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia

In 1940, after the publication of A.P. Gaidar"s novel, «Timur and his team», a movement of Timurovtsy, young volunteers, arose in the USSR. It was quite unusual phenomenon for that time because the work of these commands was based on independence and initiative of the guys themselves, their activities had a strong social-useful focus. The article substantiates the relevance of volunteering in modern Russia, discusses some aspects of origin and development of the Timurovsky movement, and also analyzes the main perspectives of the young volunteers" activity in the years of the Great Patriotic War in the USSR and the Republic of Buryatia The article can be interesting for historians, educators, professionals in the field of social sciences, as well as for anyone who is interested in the history of our country.

Keywords: Timurovsky movement, volunteering, Young Pioneers organization, the Great Patriotic War.

В феврале 2015 г. в Сочи прошел Всероссийский форум добровольцев, в котором приняло участие более 400 делегатов добровольческих организаций и волонтерских центров из всех 85 субъектов России. В приветствии Президента Российской Федерации В. В. Путина участникам и гостям форума говорится: «Традиции добровольчества, волонтерства имеют в нашей стране глубокие исторические корни. Во все времена представители разных сословий, возрастов, взглядов бескорыстно служили Отечеству, людям, активно участвовали в делах просвещения и благотворительности, содействовали решению общественно значимых проблем в сфере образования, здравоохранения, культуры, экологии». Глава государства отметил, что необходимо развивать потенциал добровольческих организаций России, расширять спектр их деятельности и привлекать к работе молодежь. При этом он добавил, что это «особенно актуально в преддверии 70-летия Великой Победы, которое мы будем отмечать в нынешнем году» .

Одной из самых ярких страниц волонтерства в нашей стране стало тимуровское движение, становление и бурное развитие которого пришлось на годы Великой Отечественной войны. Возникновению этого уникального общественно-социального явления мы обязаны замеча-

тельному писателю Аркадию Петровичу Гайдару, который в своей книге «Тимур и его команда» предложил совершенно новую форму организации ребят - общественно-полезную и абсолютно самостоятельную. Замысел повести «Тимур и его команда» возникал у А. П. Гайдара постепенно, исподволь. Воспитывающую, умную, благородную игру Тимура и его команды, положенную в основу повести, писатель не выдумал за письменным столом. Подобную игру он наблюдал в жизни, да и сам постоянно разыгрывал ее. Знакомые мальчишки и девчонки были командой, а ее командиром - сам Гайдар. В своих воспоминаниях известный советский писатель К. Г. Паустовский рассказывает об одном из таких случаев, когда дворовая команда Гайдара помогла найти редкое лекарство для больного ребенка. При этом Паустовский отмечает: «Благодарить его было нельзя. Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. Он считал помощь человеку таким же естественным делом, как, скажем, приветствие. Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался» . Начало работы над «Тимуром и его командой» относится к декабрю 1939 г., и первоначально сюжет был разработан Гайдаром как сценарий для кино. Повесть была завершена 27 августа 1940 г., а 5 сентября отрывок из нее был напечатан в «Пионерской правде». В течение всего сентября и по 8 октября 1940 г. повесть печаталась из номера в номер на четвертой странице газеты. Одновременно она передавалась в Москве по центральному радио. В 1941 г. повесть трижды выходила отдельными изданиями в массовых тиражах, а всего с момента создания книга была переиздана тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров . Повесть стала основой для одноименных кинолент 1940 и 1976 гг., а в 2013 г. она была включена в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения . Ни одна книга до того времени не завоевывала так быстро и так прочно симпатии детей, ни одна книга для детей не обладала еще такой силой воздействия на сердце и ум читателя, не становилась таким непосредственным организатором детей, как это случилось с повестью «Тимур и его команда». В городах и селах, в пионерских отрядах, школах, во дворах возникали тимуровские команды; зародилось тимуровское движение - патриотическое движение сотен тысяч детей.

В общественном сознании понятие «тимуровец» часто ассоциируется с понятием «пионер», тимуровское движение отождествляется с пионерским. Это неправильная точка зрения, и пример тому - военное лихолетье 1941 - 1945 гг. По данным профессора В. А. Кудинова, в годы войны из 20 млн детей пионерского возраста в организации состоял лишь каждый 3-4. В комсомольских отчетах республик, областей страны в военное время типичными были высказывания: «Дружины во многих школах оформлены на бумаге. В результате отсутствия политического воспитания рост пионерской организации прекратился». В то же время уже в июле - середине августа 1941 г. тимуровские команды начали действовать по всей стране. В 1945 г. общая численность детей и подростков, принимавших участие в тимуровском движении, составляла около 3 миллионов человек . Многие дети, неудовлетворенные архаичными и вялыми формами работы, основанными на директивах «сверху», выходили из пионерской организации. Они вместе с другими «неорганизованными» вступали в тимуровские команды, которые предлагали общественно-полезную деятельность, где работа строилась по принципу самоуправления и инициативы самих ребят. Например, в Бурятии за годы войны количество пионеров сократилось почти на 5 тыс. человек, а вот число тимуровцев увеличилось в 3 раза и достигло в 1945 г. 25 000 человек .

Деятельность тимуровцев в годы Великой Отечественной войны имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение. Это движение пользовалось огромной поддержкой ребят. О масштабах работы тимуровцев может дать представление простой перечень дел. Тимуровцы заботились о семьях фронтовиков, престарелых, кололи дрова, подносили воду, отводили в детский сад малышей, собирали золу, куриный помет, черный и цветной металл, стекло для парниковых рам, лекарственные растения, деньги и облигации на постройку самолетов, орудий и др., устраивали мастерские для починки, пошива белья для семей фронтовиков, шефствовали над госпиталями; выступали перед ранеными с концертами, беседами, читали вслух газеты, писали за них письма, боролись с безнадзорностью, возвращали ребят

в школу, собирали теплые вещи фронтовикам, отсылали посылки на фронт, выращивали овощи, собирали опавшие листья, которые служили сырьем для табачных фабрик, ремонтировали здания, расчищали дороги, заботились об эвакуированных детях.

В Челябинской области в 1942/43 учебном году 3 138 тимуровских команд, объединявших 28 тыс. учащихся, помогали свыше 15 тыс. семей фронтовиков. С первого дня войны кипучую деятельность развернули тимуровцы Хабаровского края: около 1 тыс. тимуровских команд ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровские команды Воронежской области насчитывали свыше 50 тыс. школьников. Одним из важнейших участков своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы. Тимуровцы проводили также огромную работу в подшефных госпиталях. Так, за 1941/42 учебный год тимуровцы Вологды подготовили для раненых бойцов 153 концерта художественной самодеятельности. Школьники Горьковской области за все годы войны организовали для воинов, находившихся на излечении в госпиталях, 9 700 представлений художественной самодеятельности. Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять разнообразные хозяйственные работы .

Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Характерным и типичным примером был отряд Володи Миленькова в г. Новосибирске, созданный на Рабочей улице, в доме № 92. Он поставил перед собой задачу оказывать помощь семьям фронтовиков. «Мы решили, - рассказывал Володя, - позаботиться о детишках - дошкольниках, отцы которых на фронте, а матери работают. Наши ребята-тимуровцы хорошенько в этом доме убрали двор, садик, посадили там 250 кустов черемухи, малины, акации, сирени. Мы ухаживали за нашими деревцами, чтобы все они быстро принялись. Потом мы разбили несколько цветочных клумб, а вдоль дорожек посеяли просо. Наш двор превратился в цветущий сад. Хорошо там стало играть и бегать нашим дошкольникам. Особенно любили они возиться в песке, который мы для них привезли. Тимуровка Светлана Жук занималась с малышами. Она придумывала разные интересные игры, читала им вслух книги и водила на прогулку. Матери были довольны, что их детишки всегда под присмотром. У каждого тимуровца команды было свое дело. Дина Бобруйская была редактором стенной газеты, Света Семенова - библиотекарь. Мы сами собрали библиотеку, в ней было около 80 книг. Юра Кулаков, Валя Легченко и другие старшие ребята помогали семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны подготовить к зиме квартиры» . Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки. Так, уже в августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.

Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким и по форме, и по содержанию. В феврале 1942 г. по всей стране были проведены слеты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941 - 1942 гг. в 753 тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тыс. пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие .

Уже 29 сентября 1941 г. Иркутский обком ВЛКСМ принял специальное решение, в котором подчеркивалась необходимость всемерно содействовать распространению и развитию тимуровского движения в области, обеспечивать действенное руководство им со стороны старших пионервожатых, секретарей комсомольских организаций. В 1941/42 учебном году только в

17 районах области работали 237 тимуровских команд, объединявших 3 818 ребят. В 1943/44 учебном году тимуровцы шефствовали над 1274 семьями фронтовиков. В Пермской области в этом же году около 10 тыс. школьников состояли в 689 тимуровских командах. Свыше 2 тыс. тимуровских команд помогали семьям фронтовиков в Азербайджанской ССР. Около 1 260 команд тимуровцев действовали в Киргизской ССР. При их активном участии школьники республики отправили на фронт 25 тыс. теплых вещей, 6 тыс. индивидуальных посылок .

В Бурятии тимуровские команды были созданы во всех пионерских дружинах и почти во всех школах республики и охватывали главным образом учащихся 4-6 классов. При этом с каждым годом число ребят, занятых в тимуровском движении, возрастало. Если в 1942 г. в 1 100 тимуровских командах республики насчитывалось 8 284 ребят, то к концу войны тимуровцев было уже около 25 тыс. Только в течение первого года войны, к осени 1942 года, силами тимуровцев Бурятии было собрано в фонд обороны 250 тыс. р., на строительство военной техники - 120 тыс. р., более 12 тыс. т черного и цветного металла для нужд военной промышленности, 5 786 ц золы, 2 929 ц птичьего помета, 71 344 возов навоза для удобрения полей в колхозах и совхозах, проведено снегозадержание на площади в 1 550 га . В отчете о работе тимуровских команд за 1 942 год отмечено, что большинство тимуровских команд работали плодотворно и добросовестно. Например, тимуровцы Мало-Куналейской средней школы Бичурского аймака обслужили 100 семей красноармейцев, послали подарков на фронт только одного мяса 105 кг и 340 кур. Команда средней школы № 6 г. Улан-Удэ во главе с тимуровцем Карповым оказала большую помощь семьям красноармейцев Коварского и Напушкова, они проводили уборку в комнатах, ходили за водой, за хлебом, рубили дрова, читали детям книжки и ходили с ними в кино. В Тарбагатайском районе 266 тимуровцев обслужили 50 семей красноармейцев. В Железнодорожном районе организовано 82 команды с охватом 732 ребят. Ими обслужено 413 семей красноармейцев. Хорошо работала тимуровская команда Петропавловской средней школы Джидинского аймака из 33 детей, ими напилено 18 кубометров дров, выметено 17 дворов, отремонтировано 2 сарая, собрано 40 ведер золы. Во всех районах были проведены слеты тимуровских команд с постановкой доклада «Задачи тимуровских команд в дни Великой Отечественной войны» . Однако главной задачей тимуровцев являлось оказание всевозможной помощи семьям красноармейцев. Объем проведенной в этом плане за годы войны работы огромен и неоценим. В своих воспоминаниях супруга красноармейца, жителя г. Улан-Удэ, Т. Басович пишет: «...Очень приятно видеть, когда с малого до большого все стараются помочь тебе и окружить твою семью заботой. Большое спасибо тимуровцам за их помощь!» .

Благородная патриотическая деятельность тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, высокую оценку и благодарность всех советских людей. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

Литература

1. URL: http://www.gazeta.ru/social/news/2015/02/13/n_6921281.shtml

2. Жизнь и творчество А. П. Гайдара. - М., 1964.

3. Гайдар А. П. Собрание сочинений. - М., 1964. - Т. 3.

4. Ухъянкин С. П. Пионеры-тимуровцы. - М., 1961.

5. Фурин С. А., Симонова Л. С. Юным тимуровцам. - М., 1975.

6. Алещенко Н. М. Во имя победы. - М., 1985.

7. Кудинов В. А. Общественные организации детей и молодежи в России в ХХ в.: дис. ... д-ра ист. наук. - Кострома, 1994.

8. ГАРБ. Ф. 36. Д. 1775. Л. 15.

9. Балакирев А. Н. Становление и развитие детского движения в Бурятии (1923-1991). - Улан-Удэ, 2014.

10. ГАРБ, Ф.36, Д. 1864, Л. 102.

11. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тимур_и_его_команда

1. http://www.gazeta.ru/social/news/2015/02/13/n_6921281.shtml

2. Zhizn i tvorchestvo A. P. Gaydara . Moscow. 1964.

3. Gaydar A. P. Sobraniye sochineny . Tom trety. Moscow. 1964.

4. Ukhyankin S. P. Pionery-timurovtsy . Moscow. 1961.

5. Furin S. A., Simonova L. S. Yunym timurovtsam . Moscow. 1975.

6. Aleshchenko N. M. Vo imya pobedy . Moscow. 1985.

7. Kudinov V. A. Obshchestvennye organizatsii detey i molodyozhi v Rossii v XX v. . Doctor"s thesis. Kostroma. 1994.

8. GARB (State Archive of the Republic of Buryatia), F. 36, D. 1775. L. 15.

9. Balakirev A. N. Stanovleniye i razvitiye detskogo dvizheniya v Buryatii (1923 - 1991) . Ulan-Ude, 2014.

10. GARB. F. 36. D. 1864. L. 102.

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Timur_i_ego_komanda



Статьи по теме: