Французский характер, особенности и отличия от других народов. Что же является наиболее характерным для французов в целом? Культурно-языковые группы французского происхождения

Французы в существенной мере повлияли на жизнь всего мира. История французского народа насчитывает не одну тысячу лет, и за это время они успели пережить многое. Опыт стольких лет сделал французов целеустремленными, элегантными, своевольными.

История

Некогда на территории Франции обитали племена, называвшие родину Галлией. Именно им приписывается основание Парижа, Бордо и Тулузы. Галлы являлись кельтами. Их образ жизни был приближен к первобытному. Постепенно на смену галлам пришли вестготы, сооружавшие крепости и воздвигавшие города. Позже произошла колонизация греков, занявших территорию на месте современного Прованса. Долго длилась война Галлии с римлянами. Во 2 веке до н.э. южная часть страны оказалась завоевана. Впоследствии вся территория была захвачена Юлием Цезарем.

В 5 веке сюда приходят германские франки. Король Хлодвиг I объединяет земли Галлии, провозглашая Париж столицей. Современная история Франции тоже наполнена важными событиями. Чтобы укрепить позиции, действовавшее в то время правительство решило вступить на тропу войны. Первая мировая унесла немало жизней, а последующий экономический кризис усугубил положение.

Во Вторую мировую войну Франция капитулировала перед Германией, но началось партизанское движение. Послевоенные годы принесли Франции хаос, множество людей продолжало гибнуть на улицах. Последующее вступление и выход из блока НАТО усложнили отношения правительства с народом. С 1974 года Франция взяла курс на развитие, стремясь вернуть былой престиж.

Внешность

Современные французы бывают темнокожими, светлокожими, в стране живет много метисов, поэтому чисто французской внешности среди людей не встретишь. Среди французов много ассимилировавших арабов, евреев, турков и даже азиатов.

Характер

Традиции


  1. Главная повседневная традиция, соблюдаемая большинством французов, этикет. Следование этой традиции начинается с самого утра. В сравнении с большинством европейцев, французы более щепетильны к своей внешности. Утренний туалет может длиться около получаса, а с наступлением праздников еще дольше.
  2. Понятие «комильфо» подразумевает порядок, который необходимо соблюдать. Поэтому в походах французы часто пользуются складным набором ножей, разделочными досками, скатертями, разливают домашние соусы по маленьким бутылочкам, сами прихорашиваются и стремятся выглядеть аккуратно, словно готовятся к фотосессии.
  3. Обязательным ингредиентом большинства блюд являются соус и сыры. Часто они подаются отдельно. О сырах французы способны рассуждать часами, с ними связано много легенд и историй жизни каждого из них.
  4. Традиции непременно касаются еды. Быть гурманом - дело обычное, а по-настоящему изысканный человек - гурмэ. Это слово означает непревзойденный вкус и понимание тонкостей кулинарии.
  5. Употребление сыра с вином считается традиционным способом времяпрепровождения. Сами же сыры стали популярны только в середине прошлого века. Впрочем, за короткий промежуток времени в стране стали выпускать сотни сортов и видов продукта.
  6. Обед во Франции проводится в полдень. Приглашенный гость должен прийти вовремя, опоздание воспринимается негативно. Дома бокалы наполняют только хозяева, причем во Франции есть специальные детские сорта вин, поэтому ребенку пить алкогольный напиток тоже можно. Отношение к винам трепетное - выпивать наполненный бокал нужно до дна. Если вы не допили, значит вино не понравилось.
  7. В процессе застолья руки держат на столе, держать руки на коленях невежливо и даже подозрительно.
  8. Обязательно пользуйтесь салфетками аккуратно, не комкайте, не оставляйте на тарелке.
  9. Ужин может длиться 3 часа, сопровождается беседами и дегустацией вин, разных блюд.
  10. Самыми консервативными французами считаются жители Нормандии. Они часто критикуют другие нации, обвиняя в скупости - американцев, глупости - бельгийцев, некультурности - славян.
  11. На счет внешности беспокоиться у французов не принято. Женщины одеваются красиво, но не всегда следуют модным тенденциям. Последние годы ознаменовали моду на «унисекс». Внешний вид должен быть скромным, показывать богатство некорректно. Лучший критерий оценки - интеллектуальность.

Праздники


Все праздники делят на религиозные и гражданские. Часть являются выходными. Особенностью французов считают наличие уникальных праздников, относящихся к конкретному городу:

  • 1 мая празднуется День труда;
  • День Победы отмечают 8 мая в связи с капитуляцией, подписанной в соответствующий день для Европы;
  • Военные парады, грандиозные шествия происходят 14 июля, когда празднуется взятие Бастилии. На праздник в воздух выпускают истребители, пролетающие над Триумфальной аркой. В небе появляется французский триколор из дымных шлейфов;
  • Французские католики празднуют Рождество 25 декабря и День богоматери 15 августа. Среди религиозного населения праздники считаются важнейшими в году;
  • Значимыми являются также Вознесение, День Троицы, Пасха;
  • Специфическое отношение ко Дню святого Валентина. Французы прекрасно осведомлены, что праздник отмечается с целью распродажи залежавшихся товаров. Однако романтизм толкает на подвиги и покупки подарков;
  • Музыкальные фестивали проводятся 21 июня.

Религия

Франция насчитывает свыше миллиона католиков-протестантов. Здесь живут также представители различных сект. Протестантизм наиболее широко распространен в столице. Интересный факт: интеллигенция вовсе не ортодоксальна. Среди рабочих верующих немного - около 15%. Аристократы религиозны, воспитывают детей соответствующим образом, девочек отдают в монастырские школы.
Снижение числа верующих характерно для деревенского населения. Традиционный жизненный уклад, когда рядовой француз обязан посещать церковь каждое воскресенье, постепенно сам собой сходит на нет. Население средиземноморских городов зачастую нейтрально относится к религии. Коммуны практически не встречаются. Крупные города тоже насчитывают мало верующих.
Государство поддерживает церковь и ее представителей, ее роль довольно велика - церковное обучение проводится в школах, университетах и колледжах. Религиозная литература распространяется массово - это своеобразный метод борьбы с «дехристианизацией».
Деревенские жители чтят традиции язычников. Некоторые считают, что до сих пор существуют колдуны. Если колдун коснется левого плеча, произнесет заклинание, он легко нашлет порчу. В способности колдунов входят превращение в волка, призыв дождя, бури и засухи. Колдуны часто бывают в судах, где их судят за обман.
Смерть воспринимается некоторыми горожанами как непознанное. Поэтому для облегчения ухода в мир иной используют различные ритуалы: снятие пары кусочков черепицы с крыши, укладывание ярма под голову и т.д. Сегодня сохранилась традиция окропления умирающих святой водой, исповедь и зажигание свечи.
Немало образованных французов верит в астрологию, они читают гороскопы и проводят ритуалы, связанные с парадами планет.

Культура


Культура Франции насчитывает несколько периодов, которые мы рассмотрим подробно. Первый условно именуют древним. Тогда на территории современной Франции жил азильский народ, занимавшийся в основном охотой. Археологи предполагают, что они обрабатывали кремний. Об этом свидетельствуют находки. До наших дней сохранилось немного поделок, но и они удивляют искусностью. Азильцы вырезали дугообразные лезвия, изготавливали скребки, делали фигурки правильных геометрических форм. Ряд историков полагает, что древние люди, предшествующие кельтам, пользовались письменностью. Для этого им приходилось обрабатывать гальку, нанося краски. Расшифровать смысл рисунков и узоров до сих пор не удается. В общей сложности обнаружено более 200 таких галек. Бронзовый век резко отличается от ранней древнейшей культуры. Его характеризует подъем в области металлургии. Раскопки свидетельствуют об использовании металла для изготовления монет. Металлические изделия имели разнообразную форму, отличались высоким качеством исполнения. Их складывали в могиле усопшего подобно тому, как это делали древние египтяне. Разнообразие инвентаря курганов наглядно демонстрирует разницу классов в бронзовом веке. Культура этого времени постепенно переходит к галльштаттской.
Культуру Галльштатта развивали кельты. Ее принято называть латенской. Кельты носили гривны, представляющие собой красивые кольца, украшенные искусными рисунками. Роскошные гривны свидетельствовали о высоком статусе.
Большое внимание уделялось пирам, на которых восхвалялись хозяева и высокопоставленные гости. Во время пиршеств барды исполняли песни, гости состязались в различных умениях. Огромное влияние на общество оказывали друиды. Они обучали молодежь из высоких сословий, проводили обряды и жертвоприношения. 1 век н.э. ознаменовал упадок кельтов и развитие римской культуры.
Образовавшееся государство франков имело культуру, во многом подвергавшуюся влиянию церкви. Укрепляющийся феодализм и эксплуататорская политика представителей церкви в отношении народа длились несколько веков. Оживление культуры началось в 9 веке н.э. Период именуют каролингским возрождением. Однако с распадом монархической власти Карла Великого начались дробление государства, войны феодалов, массовые нападения со стороны норманнов, эпидемии. Упадок духовно-культурной жизни привел к подорожанию образования, а одна книга могла стоить как целый виноградник.
В 11 веке постепенно стало развиваться народное творчество. Люди отражали негативное отношение к феодально-церковному устройству, развивали ремесла. Популярными становились сценки, высмеивающие феодальные отношения. Народ порицал знаменитые рыцарские турниры, устраивая карикатурные бои с участием обезьян и собак, игравших роль лошадей.
Церковь резко порицала подобное отношение, призывая наказать всех участников подобных сценок, обещая помилование даже за убийство.
Значимый вклад внесли хоровые артисты, исполняющие песни, выражающие протесты народа. 13–15 века характеризовались усилением антицерковных настроений. Карикатурные представления артистов находили все более широкий отклик в массах, церковь же активно стремилась сохранить былую власть, но технический прогресс, выражающийся в строительстве первых фабрик, толкал вперед науку, не находившуюся в интересах церковных служителей. Появлялись исследователи медицины, писавшие труды по хирургии, алхимии и астрологии. В 14 веке появилась первая типография - образование стремительно ускользало от влияния церкви, становясь светским.
16 столетие характеризуется началом Возрождения. Начинает процветать гуманизм, идеи в массах становились все более смелыми, передовыми, глубокими. Ренессанс проявлялся в архитектуре, восхищая такими шедеврами, как замок Шамбор, дворец Блуа.

17 век вновь показал влияние феодального строя и силу церковного порядка. Католицизм постепенно ослабевал, нарушаемый протестантизмом. Но правящие круги страны сдавать позиции легко не собирались. Монархический абсолютизм пропагандировал поклонение высшему свету, король стремился подкупить писателей и художников, чтобы те становились служащими государства. Тем не менее под покровительством власти талантливые деятели смогли создать грандиозный Версаль.
18–19 века характеризовались переходом от просвещения к классицизму. Постепенно начинают крепнуть революционные настроения. Поэты сочиняют гимны, дифирамбы, подражают античности, рассказывают о патриотизме. Классицизмом проникается буржуазия, воспевающая народных борцов с феодальными владыками. Регулярно на больших сценах ставятся пьесы, славящие патриотов, уничижающие достоинство аристократии, духовенства и фанатиков. В литературе появляется романтизм, художественные направления все больше уходят в социальные противоречия, происходит становление демократического общества.

Еда


Французы давно зарекомендовали себя в качестве гурманов. Их блюда удивляют большим многообразием, сочетая различные ингредиенты. Будучи во Франции, вы сможете попробовать киш -слоеный торт, который может быть подан холодным и горячим. Если вы не любитель пирогов, а предпочитаете супы, отведайте луковый суп. Блюдо подается в любом ресторане. Вегетарианцы оценят рататуй, а истинные гурманы - касуле. Это мясное блюдо включает в состав бекон, свиные колбаски, мясо утки, белую фасоль, ароматные травы.
Сладкоежки придут в восторг от десерта клафути, являющегося чем-то средним между пирогом и запеканкой. В десерт добавляют вишню. Другое лакомство - сюзетт. Эти блинчики покорят апельсиновым вкусом и нежным тестом.

Национальный костюм


Формирование национального костюма Франции завершилось к 17 веку. Образ национального костюма зародился в крестьянской среде. Основными материалами изготовления служили шерсть, также использовали холст. Яркие цвета были присущи исключительно знатным людям, простолюдины могли позволить себе ткани белого, серого и коричневого цветов.
Женский костюм включал длинную юбку, короткий передник, головной убор «чепец» с платком. Рубашку (кофту) носили с длинным рукавом, застегивали у ворота и подвязывали с помощью передника. В зависимости от регионов проживания костюмы могли отличаться цветами, головными уборами и вышивкой. В 19 веке женщины носили несколько юбок, а сверху надевали платье. В моду вошли зонтики, мундштуки, шарфы и другие аксессуары.
Мужчины надевали длинные чулки, жилеты, короткие штаны и куртки. Рубашка традиционно вышивалась из тонкой материи, платки носили на шее. Отсюда появились модные банты и узлы. Излюбленным головным убором стал берет, хотя иногда его заменяла шляпа. До наступления 18 века главным головным убором считалась треуголка.
В основном для пошива одежды использовали шерсть, жилеты изготавливались из бархата. Пальто могли позволить себе исключительно богатые французы.
Детей во Франции всегда одевали так же, как и взрослых. Девочки и мальчики до достижения 4 лет не имели различий в одежде. Мальчишкам надлежало надевать штаны только по достижении 7 лет. Отличительной особенностью были лишь широкие ленточки.
Рассказать о французах все и сразу не получится. Это действительно богатый духовно народ, культура которого повлияла на весь мир. Французские модельеры и парфюмеры до сих пор считаются лидерами, задавая модные тенденции. Такие грандиозные личности, как Коко Шанель или Кристиан Диор, творили для всего мира, создавая понятия элегантности и гармонии. Именно французам принадлежат такие достижения моды, как создание высоких сапог или цветных колгот.
Однако не только модой знаменит французский народ. Поэзия, драматургия, живопись, скульптура - они во всем долгое время задавали ритм. Как и для многих стран Европы, для Франции характерны сложные периоды, сопровождающиеся войнами, междоусобицами и набегами со стороны соседей. Самым же сложным для французов оказалась борьба с собственной властью и духовенством. Церковь долгое время подавляла культурную жизнь населения, подчиняя его своей воле. Однако народ не сдавался и веками противостоял королям. На их примере можно видеть, что добиваться поставленных целей приходится трудом, подчас по-настоящему тяжелым. При этом современные французы пускай бывают консервативны, но они сохранили элегантную манеру общения, добродушие и любовь ко всему новому. Они стали прославленными кулинарами, ежегодно радуя тысячи туристов и друг друга новыми блюдами. Без преувеличения, именно французов можно назвать одним из самых творческих народов на планете.

В этом видео демонстрируется один из старинных французских танцев. Он называется бранль. Именно этот танец считается самым популярным в мире. Мелодию бранля знает едва ли не каждый, кто хоть раз слышал о французских танцах.

С одной стороны, понятие принадлежности к стране (гражданство, подданство) может основываться на кровном родстве. Это понятие органически вытекает из определения «страны - нации», определившей политическое деление Европы в XIX веке . Впервые правило было сформулировано во Франции, в 1803 году, в гражданском кодексе Наполеона I . Впоследствии это правило было принято большинством европейских стран, в том числе Россией (1964 год).

С другой стороны, принадлежность к стране может основываться на месте рождения. В силу ряда причин , в 1889 году Франция принимает закон, согласно которому любой человек, рождённый на французской территории, может претендовать на французское гражданство по достижении совершеннолетия. При этом сохранялось и старое правило: ребёнок двух французских граждан автоматически становился французом, вне зависимости от места рождения.

Третья возможность получения гражданства - принятие его спустя некоторое время проживания в стране - появилось во Франции в 1927 году, вследствие большого потока иммигрантов, в том числе первой волны русской эмиграции .

Таким образом, принципы получения французского гражданства существенно отличаются от принятых в России .

Этногенез и развитие

Современные мифы об античных предках

Французский национальный миф начинается с кельтов (галлов) - наиболее западной индоевропейской группе, рано отделившейся от праиндоевройцев и создавшей самобытную культуру за несколько веков до завоевания Цезарем . К наиболее могущественным племенам относились арверны (в гористой местности современной Оверни) и эдуи (между Соной и Луарой). Индоевропейские кельты вытеснили на юг более древнее население (к примеру, неолитических лигуров), лишь одна из ветвей иберов - аквитаны сохранились в небольшом количестве в западной части Пиренеев . Название исторической местности Гасконь напоминает о старом ареале басков , которые, однако, в отличие от Испании не сохранили здесь особый национальный статус.

Смешения эпохи Великого переселения народов

В ходе Великого переселения народов христианизированное галлороманское население было потеснено на юго-востоке бургундами , на юго-западе вестготами и в конечном итоге было подчинено салическими франками . Победа франков над алеманами в битве при Толбиаке позже преподносилась [кем? ] как начало французской истории. Несколько сотен тысяч языческих франков, составлявших высший слой общества, правили над католическим большинством галлороманов, насчитывавших 6-10 миллионов человек. После крещения короля франков Хлодвига I его соплеменники постепенно смешались с местной знатью. К германским народам эпохи Великого переселения в X веке добавились норманны . Способность галлороманского культурного большинства ассимилировать пришельцев в данном случае проявилась ярче всего: в течение всего нескольких поколений норманны стали полными франкофонами , завоевав впоследствии Англию и юг Италии . В отличие от них, переселившиеся с Британских островов в V веке кельтские бретонцы , сохранили свою культурную идентичность до наших дней.

В ходе образования могущественного Франкского государства в период правления Карла Великого галлороманская культура получила космополитический оттенок. После разделения государства в 843 году в появлении нового языка проявилось единство галлороманской нации. Тогда как в Восточно-Франкском королевстве (будущей Германии) доминировал германский язык, в Западно-Франкском королевстве (будущей Франции) доминировал галлороманский. До X века как со стороны западнофранкских каролингов , так и со стороны восточнофранкских правителей по крайней мере теоретически сохранялась идея единства Франкской империи. Поэтому появление первого французского государства большинством историков датируется 987 годом, начиная с коронации Гуго Капета .

Народ и государство в Средние века

Национальное сознание Нового времени

Религия, культура, искусство

Культурно-языковые группы французского происхождения

Язык

Франкофонные (говорящие по-французски) меньшинства других стран (например, валлоны в Бельгии или швейцарцы) французами не являются.

От барабанщика, которому по приказанию Денисова дали водки, баранины и которого Денисов велел одеть в русский кафтан, с тем, чтобы, не отсылая с пленными, оставить его при партии, внимание Пети было отвлечено приездом Долохова. Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами, и потому с тех пор, как Долохов вошел в избу, Петя, не спуская глаз, смотрел на него и все больше подбадривался, подергивая поднятой головой, с тем чтобы не быть недостойным даже и такого общества, как Долохов.
Наружность Долохова странно поразила Петю своей простотой.
Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения. Долохов же, напротив, прежде, в Москве, носивший персидский костюм, теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку и, подойдя к Денисову, не здороваясь ни с кем, тотчас же стал расспрашивать о деле. Денисов рассказывал ему про замыслы, которые имели на их транспорт большие отряды, и про присылку Пети, и про то, как он отвечал обоим генералам. Потом Денисов рассказал все, что он знал про положение французского отряда.
– Это так, но надо знать, какие и сколько войск, – сказал Долохов, – надо будет съездить. Не зная верно, сколько их, пускаться в дело нельзя. Я люблю аккуратно дело делать. Вот, не хочет ли кто из господ съездить со мной в их лагерь. У меня мундиры с собою.
– Я, я… я поеду с вами! – вскрикнул Петя.
– Совсем и тебе не нужно ездить, – сказал Денисов, обращаясь к Долохову, – а уж его я ни за что не пущу.
– Вот прекрасно! – вскрикнул Петя, – отчего же мне не ехать?..
– Да оттого, что незачем.
– Ну, уж вы меня извините, потому что… потому что… я поеду, вот и все. Вы возьмете меня? – обратился он к Долохову.
– Отчего ж… – рассеянно отвечал Долохов, вглядываясь в лицо французского барабанщика.
– Давно у тебя молодчик этот? – спросил он у Денисова.
– Нынче взяли, да ничего не знает. Я оставил его пг"и себе.
– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
– Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.

Самоназвание “франсе”. Говорят на французском языке романской группы индоевропейской семьи. Верующие, в основном католики, есть кальвинисты-реформаторы.

Этногенез

Население Франции было вероятнее всего индоевропейского происхождения. С конца второго тысячелетия до н.э. начинается заселение страны индоевропейскими племенами кельтов. К середине первого тысячелетия до н.э. они практически смешались с местным населением и заняли всю территорию современной Франции. Присредиземноморскую полосу заселяли иберы (юго-запад), позже здесь оседали лигуры (юго-восток). В 7-6 вв. до н.э. финикийцы и малоазиатские греки основали здесь многочисленные колонии, от которых ведут свое начало города Марсель (древняя Массалия), Ницца, Антиб, Арль и другие. Со 2 в. до н.э. сюда начали проникать римляне. Кельтов они называли галлами, а их страну Галлией. Римское завоевание Галлии в 58-52 гг. до н.э. привело к романизации ее населения, которая интенсивно проходила вплоть до конца существования Римской империи, и возникновению галло-римской этнической общности, говорившей на местном варианте народной латыни. Немалую роль в превращении этих этносов в романоязычных сыграла с 3 веке христианская церковь Рима, официальным языком которой всегда была латынь, повлиявшая на появление французского языка. Во времена Великого переселения народов в 5 веке в Галлию вторглись германские племена вестготов на юг и юго-запад, бургундов на восток и юго-восток, и франков на север и северо-восток и гуннов. В начале 6 в. франки вытеснили из Галлии вестготов, в 534 г. завоевали королевство бургундов. С середины 6 века вся территория Галлии вошла во Франкское королевство, сформировалось германо-латинское двуязычие. К концу 9 в. народная латынь поглотила германские наречия и легла в основу будущего французского языка. Так как романизация севера и юга Франции шла неодинаково, сложились две этнические общности: северофранцузская и южно-французская, языки которых назывались ланг д"ойль и ланг д"ок. На юге к 11 в. стал складываться литературный Провансальский язык.

К 10 веку формировалась единая политическая общность, объединяясь вокруг королевского домена Капетингов Иль-де-Франс с центром в Париже. К началу 14 века под властью французских королей была объединена большая часть Франции. На основе диалекта Иль-де-Франс начал формироваться северофранцузский литературный язык. Этническая и языковая консолидация проходила на севере Франции значительно быстрее, чем в южной. К концу 15 в. начинается слияние северной и южной этнических общностей. Северофранцузский язык становиться общим французским разговорным и письменным языком. Формирование общенациональной французской культуры было ускорено в 16 в. усилением политической централизации и внутренних экономических связей, утверждением французского национального языка, который вытеснил латинский язык из судебного и административного производства, расцветом светской культуры в эпоху Ренессанса.



Статьи по теме: