Cочинение «Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате тема чиновничества. Сочинение: Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества

Цели: продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»; формировать умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла; совершенствовать умение отвечать на вопросы проблемного характера, делать выводы; воспитывать негативное отношение к бюрократизму.

Оборудование: портрет н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; эпиграф на доске.

Никто и никогда до него

Не написал такого полного курса

Патологической анатомии

Русского чиновника.

А. И. Герцен

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся и мотивация учебной деятельности

♦ Задумались ли вы, когда читали заданные на дом главы, почему наряду с помещиками Гоголь изображает и чиновничество губернского города? Какое место в социальной структуре царской России занимает это сословие?

♦ В каком произведении Гоголя, с которым вы познакомились в 8 классе, представлены образы чиновников?

♦ Какое впечатление произвели на вас образы чиновников в поэме «Мёртвые души»?

III. Фронтальная проблемно-исследовательская работа по теме урока

1. Вступительная беседа

♦ Как описывает Гоголь здание казённой палаты и её чиновников? (Нет живых лиц и людей, их заменяют головы, затылки, фраки, куртки)

♦ Какой смысл приобретает сравнение их с трудолюбивыми пчёлами? (Иронический)

2. анализ беседы Чичикова с чиновником

Иваном антоновичем «кувшинное рыло»

♦ Как удалось Чичикову найти стол крепостной экспедиции?

♦ Как отреагировал Иван антонович на просьбу Чичикова? Почему он сказал, что нельзя в один день завершить покупку купчей крепости?

♦ Чем завершился разговор Чичикова и Ивана антоновича?

♦ Как проявляется характер Чичикова в этом эпизоде?

Вывод. Иван антонович - многоопытный специалист, своего ремесла, «поэт » круговой системы взяточничества. - не менее опытный чиновник, знающий, как нужно себя вести в казённой палате, понимающий, что взятка - норма в этом мире, на ней держится весь чиновничий аппарат.

♦ Почему чиновники после оформления купчей крепости решили отправиться к полицмейстеру?

♦ Как характеризует полицмейстера Гоголь? Чем он заслужил «всеобщую любовь» города и купцов? (Являясь самым искусным взяточником и используя своё служебное положение, покрывал всевозможные аферы.)

♦ Как характеризует Гоголь остальных чиновников? Что он говорит об их взаимоотношениях между собою и вышестоящим начальством?

♦ В каких эпизодах раскрывается произвол чиновников, игнорирование прямых служебных обязанностей?

♦ Что говорит писатель о духовных интересах и запросах чиновников?

Вывод. В собирательной авторской характеристике чиновников раскрывается внешняя благожелательность и семейственность в отношениях между собой и чинопочитание, подобострастие - перед высшим начальством. Чиновники - бездельники, взяточники, лицемеры, карьеристы, льстецы, они - люди крайне невысокой духовной культуры. Гоголь применяет приём алогизма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

4. анализ сцены толков чиновников относительно

Переселения чичиковских крестьян в Херсонскую губернию

Š О чём толкуют и какие мнения высказывают обитатели губернского города по поводу покупки Чичикова?

Š Какие советы давали Чичикову обыватели? Как он к ним относился?

Š Какие «благоприятные следствия» произвели слухи вокруг покупки Чичикова?

Š Как отнеслись к слухам и к самому Чичикову дамы города NN?

5. Инсценировка разговора дамы приятной и дамы приятной во всех отношениях о покупке Чичиковым «мёртвых душ»

6. анализ сцены совета у полицмейстера

Š Какие толки и слухи разнеслись по городу, когда стало известно, что Чичиков покупает «мёртвые души»? Как характеризуют они чиновников?

Š Что больше всего волнует чиновников?

Š Чем усугубилось волнение чиновников? Почему? (Назначение нового генерал-губернатора. Обнаружилась масса нарушений. Все погрузились в неописуемый страх.)

Š Какие меры приняли чиновники для своей безопасности?

Вывод. Сцена у полицмейстера обнаруживает неспособность людей, решающих государственные дела, мыслить, анализировать, принимать решения. Страх - пружина всех последующих действий, предпринятых ими с целью предотвратить грозящую опасность. Страх становится и причиной смерти прокурора.

7. обобщение

Учитель. По своему характеру, привычкам, поведению губернские чиновники во многом напоминают чиновников из «ревизора», но не повторяют их. В «Мёртвых душах» писатель показал не узкий круг провинциальных управителей уезда, а правителей города - основной административно-территориальной единицы царской россии. Кроме того, чиновничья среда показана в тесных контактах и с поместным миром, и с жизнью обеих столиц, неподалёку от которых, по словам Гоголя, находился изображаемый им город. Это расширяет пространственное изображение и оттеняет повсеместный характер чиновничьего произвола. таким образом, чиновничий мир поэмы - это тот же мир «мёртвых душ», что и помещичья среда. Во власть ему отданы не только крепостные крестьяне, но и весь народ, всё государство.

IV. Подведение итогов урока и рефлексия

Вопросы для рефлексии

♦ Как вы теперь понимаете слова Герцена о «курсе патологической анатомии русского чиновника?

♦ Что из обсуждаемого на сегодняшнем уроке кажется вам актуальным и сегодня?

V. Домашнее задание

2) Подготовить подробный пересказ эпизодов главы по вариантам:

I вариант: «Происхождение, и годы учёбы Чичикова»;

II вариант: «Служебная карьера Чичикова»;

/// вариант: «Служба Чичикова на таможне».

3) Индивидуальное задание: подготовить краткое сообщение о со

Держании и роли в поэме «Повести о капитане Копейкине» (гла

(Анализ эпизода 7 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».)

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» показала все достоинства и недостатки русской жизни. В целом, это произведение сатирическое, потому что хорошего, конечно, гораздо меньше, чем плохого. Поэма раскрывает массу проблем.

Так, эпизод «Оформление купчей в гражданской палате» освещает нам актуальную до сих пор тему бюрократии в России.

Чичиков почти стал «херсонским помещиком». Осталось зафиксировать документально тот факт, что герой - хозяин многих и многих крепостных душ.

Вместе с Чичиковым мы попадаем внутрь большого трехэтажного каменного дома, белого «как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей». Внешность обманчива, она часто противостоит сути - намекает Гоголь. Так и здесь. Большим и светлым здание было только снаружи, а, попав внутрь, человек, вероятно, думал, что ошибся адресом. Автор показывает просто разительный контраст: «Фемида... в неглиже и халате принимала гостей»; «... ни в коридорах, ни в комнатах взор героев не был поражен чистотою». Вот она, суть русского государства: красиво только снаружи, величественно, пафосно, а внутрь заглянуть - упаси, Боже! Увидишь грязь и беспорядок.

чиновников, перегруженных работой. Это «маленькие люди», которых вышестоящие всячески унижают: «На, перепиши! А не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши».

Хождение Чичикова по инстанциям начинается сразу же, как только герой переступает порог этого учреждения. Только пообщавшись с несколькими чиновниками разного возраста, звания и характера, Павел Иванович добирается до крепостной экспедиции, которую представляет Иван Антонович. Между героями происходит интересный диалог, сплошь состоящий из намеков. Оба собеседника прекрасно понимают друг друга, поэтому им удается договориться. Чичиков, как мы видим, человек опытный в «бумажных» делах. Он знает одно: чтобы быстро оформить что-либо документально, нужны связи и деньги. Чичиков находит себе покровителя в лице председателя, Ивана Григорьевича, и уверяет Ивана Антоновича в своих связях, а также в том, что его денег, проще говоря, «взяток» хватит на всех чиновников, участвующих в оформлении купчей. Свои слова Павел Иванович подтверждает материально, то есть, «вынув из кармана бумажку», кладет «ее перед Иваном Антоновичем». Блюститель закона «мудро» накрывает деньги книгой и не дает Чичикову прямо указать на них. Все шито-крыто. Закон «как бы» не нарушен. Мы понимаем, что искушенный в подобных вещах Иван Антонович продумал все до мелочей.

Председатель гражданской палаты «сидит в своем кабинете как солнце». Его величие «вызвало у коллежского регистратора такое благоговение», что он даже не осмелился войти.

Гоголь высмеивает чинопочитание героя, называя его «священнодействующим».

«работе» прокурора: «Пошлите же теперь к прокурору, он человек праздный и, верно, сидит дома, за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире». Прямолинейный Собакевич не ищет деликатных слов, корректных выражений. Он называет вещи своими именами: «Инспектор врачебной управы... так же человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты, да еще тут много есть, кто поближе, - Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю!»

Интересно, что резкая оценка Собакевича никого не удивляет. Председатель охотно поддакивает ему. «Если сливки плохи, что же молоко?» - вспоминается пословица. Но все привыкли к подобной ситуации, более того, каждый старается извлечь выгоду из своего положения. Так, нижестоящие чиновники стремятся к тому, чтоб им хотя бы чуть-чуть приплачивали за расторопность и услужливость, более крупные - просят больше, но иногда, следя за репутацией, проявляют широту души. Дружелюбный председатель, например, говорит Чичикову: «Все будет сделано, а чиновным вы никому не давайте ничего, об этом я вас прошу. Приятели мои не должны платить».

С оформлением покупки мертвых душ Чичиков управился в целом довольно быстро, заплатив при этом «самую малость». Каким образом? Я думаю, чиновники старались для него ради «перспективы», потому что сотрудничество, дружба с богатым помещиком, владельцем душ на сто тысяч рублей всегда выгодны. Поэтому-то и старались задержать дорогого гостя в городе, угостить его как следует, устроили пир (из различной конфискованной продукции - подумать только). Мошеннику Чичикову все удалось. Пока.

корыстолюбивый, властный, глупый и равнодушный. Высмеивая своих героев, автор прежде всего призывал людей измениться, исправиться, потому что только тогда можно будет преобразовать все вокруг.

Урок литературы в 9 классе «Губернский Олимп» - страница №1/1

МБОУ Вешкаймская СОШ №2 имени Б.П.Зиновьева

Урок литературы в 9 классе
«Губернский Олимп». Изображение чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Подготовила:Волкова Л.В.,

учитель русского языка и литературы

2013 год

Цели:

Продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»;

Формировать умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла;

Совершенствовать умение отвечать на вопросы проблемного характера, делать выводы;

Воспитывать негативное отношение к бюрократизму и коррупции.

Оборудование : портрет н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; эпиграф на доске.

Никто и никогда до него

не написал такого полного курса

патологической анатомии

русского чиновника.

А. И. Герцен

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся и мотивация учебной деятельности

Беседа

♦ Задумались ли вы, когда читали заданные на дом главы, почему наряду с помещиками Гоголь изображает и чиновничество губернского города? Какое место в социальной структуре царской России занимает это сословие?

♦ В каком произведении Гоголя, с которым вы познакомились в 8 классе, представлены образы чиновников?

♦ Какое впечатление произвели на вас образы чиновников в поэме «Мёртвые души»?

III. Фронтальная проблемно-исследовательская работа по теме урока

1. Вступительная беседа

♦ Как описывает Гоголь здание казённой палаты и её чиновников? (Нет живых лиц и людей, их заменяют головы, затылки, фраки, куртки)

♦ Какой смысл приобретает сравнение их с трудолюбивыми пчёлами? (Иронический)

2. Анализ беседы Чичикова с чиновником Иваном Антоновичем «кувшинное рыло»

♦ Как удалось Чичикову найти стол крепостной экспедиции?

♦ Как отреагировал Иван Антонович на просьбу Чичикова? Почему он сказал, что нельзя в один день завершить покупку купчей крепости?

♦ Чем завершился разговор Чичикова и Ивана Антоновича?

♦ Как проявляется характер Чичикова в этом эпизоде?

Вывод.

Иван Антонович - многоопытный специалист, своего ремесла, «поэт» круговой системы взяточничества. Чичиков - не менее опытный чиновник, знающий, как нужно себя вести в казённой палате, понимающий, что взятка - норма в этом мире, на ней держится весь чиновничий аппарат.

♦ Почему чиновники после оформления купчей крепости решили отправиться к полицмейстеру?

♦ Как характеризует полицмейстера Гоголь? Чем он заслужил «всеобщую любовь» города и купцов? (Являясь самым искусным взяточником и используя своё служебное положение, покрывал всевозможные аферы.)

♦ Как характеризует Гоголь остальных чиновников? Что он говорит об их взаимоотношениях между собою и вышестоящим начальством?

♦ В каких эпизодах раскрывается произвол чиновников, игнорирование прямых служебных обязанностей?

♦ Что говорит писатель о духовных интересах и запросах чиновников?

Вывод.

В собирательной авторской характеристике чиновников раскрывается внешняя благожелательность и семейственность в отношениях между собой и чинопочитание, подобострастие - перед высшим начальством. Чиновники - бездельники, взяточники, лицемеры, карьеристы, льстецы, они - люди крайне невысокой духовной культуры. Гоголь применяет приём алогизма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

4. Анализ сцены толков чиновников относительно переселения чичиковских крестьян в Херсонскую губернию

 О чём толкуют и какие мнения высказывают обитатели губернского города по поводу покупки Чичикова?

 Какие советы давали Чичикову обыватели? Как он к ним относился?

 Какие «благоприятные следствия» произвели слухи вокруг покупки Чичикова?

 Как отнеслись к слухам и к самому Чичикову дамы города NN?

5. Инсценировка разговора дамы приятной и дамы приятной во всех отношениях о покупке Чичиковым «мёртвых душ»

6. Анализ сцены совета у полицмейстера

Какие толки и слухи разнеслись по городу, когда стало известно, что Чичиков покупает «мёртвые души»? Как характеризуют они чиновников?

Что больше всего волнует чиновников?

Чем усугубилось волнение чиновников? Почему? (Назначение нового генерал-губернатора. Обнаружилась масса нарушений. Все погрузились в неописуемый страх.)

Какие меры приняли чиновники для своей безопасности?

Вывод.

Сцена у полицмейстера обнаруживает неспособность людей, решающих государственные дела, мыслить, анализировать, принимать решения. Страх - пружина всех последующих действий, предпринятых ими с целью предотвратить грозящую опасность. Страх становится и причиной смерти прокурора.

7. Обобщение

Учитель.

По своему характеру, привычкам, поведению губернские чиновники во многом напоминают чиновников из «ревизора», но не повторяют их. В «Мёртвых душах» писатель показал не узкий круг провинциальных управителей уезда, а правителей города - основной административно-территориальной единицы царской России. Кроме того, чиновничья среда показана в тесных контактах и с поместным миром, и с жизнью обеих столиц, неподалёку от которых, по словам Гоголя, находился изображаемый им город. Это расширяет пространственное изображение и оттеняет повсеместный характер чиновничьего произвола. Таким образом, чиновничий мир поэмы - это тот же мир «мёртвых душ», что и помещичья среда. Во власть ему отданы не только крепостные крестьяне, но и весь народ, всё государство.

IV. Подведение итогов урока и рефлексия

Вопросы для рефлексии

♦ Как вы теперь понимаете слова Герцена о «курсе патологической анатомии русского чиновника?

♦ Что из обсуждаемого на сегодняшнем уроке кажется вам актуальным и сегодня?

V. Домашнее задание

2) Подготовить подробный пересказ эпизодов главы по вариантам:

I вариант: «Происхождение, детство и годы учёбы Чичикова»;

II вариант: «Служебная карьера Чичикова»;

III вариант: «Служба Чичикова на таможне».

*** Индивидуальное задание: подготовить краткое сообщение о содержании и роли в поэме «Повести о капитане Копейкине» (глава 10).

Русская литература. 9 класс. Система образов.Чиновники в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Цели: продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»; формировать умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла; совершенствовать умение отвечать на вопросы проблемного характера, делать выводы; воспитывать негативное отношение к бюрократизму.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; эпиграф на доске.

Никто и никогда до него

Не написал такого полного курса

Патологической анатомии

Русского чиновника.

А. И. Герцен

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся и мотивация учебной деятельности

Беседа

Задумались ли вы, когда читали заданные на дом главы, почему наряду с помещиками Гоголь изображает и чиновничество губернского города? Какое место в социальной структуре царской Ро ссии занимает это сословие?

В каком произведении Гоголя, с которым вы познакомились в 8 классе, представлены образы чиновников?

Какое впечатление произвели на вас образы чиновников в поэме «Мёртвые души»?

III. Фронтальная проблемно-исследовательская работа по теме урока

1. Вступительная беседа

Как описывает Гоголь здание казённой палаты и её чиновников? (Нет живых лиц и людей, их заменяют головы, затылки, фраки, куртки)

Какой смысл приобретает сравнение их с трудолюбивыми пчёлами? (Иронический)

2. анализ беседы Чичикова с чиновником

Иваном антоновичем «кувшинное рыло»

Как удалось Чичикову найти стол крепостной экспедиции?

Как отреагировал Иван антонович на просьбу Чичикова? Почему он сказал, что нельзя в один день завершить покупку купчей крепости?

Чем завершился разговор Чичикова и Ивана антоновича?

Как проявляется характер Чичикова в этом эпизоде?

Вывод. Иван антонович - многоопытный специалист, своего ремесла, « » круговой системы взяточничества. - не менее опытный чиновник, знающий, как нужно себя вести в казённой палате, понимающий, что взятка - норма в этом мире, на ней держится весь чиновничий аппарат.

3. авторской характеристики чиновников

Почему чиновники после оформления купчей крепости решили отправиться к полицмейстеру?

Как характеризует полицме йстера Гоголь? Чем он заслужил «всеобщую любовь» города и купцов? (Являясь самым искусным взяточником и используя своё служебное положение, покрывал всевозможные аферы.)

Как характеризует Гоголь остальных чиновников? Что он говорит об их взаимоотношениях между собою и вышестоящим начальством?

В каких эпизодах раскрывается произвол чиновников, игнорирование прямых служебных обязанностей?

Что говорит писатель о духовных интересах и запросах чиновников?

Вывод. В собирательной авторской характеристике чиновников раскрывается внешняя благожелательность и семейственность в отношениях между собой и чинопочитание, подобострастие - перед высшим начальством. Чиновники - бездельники, взяточники, лицемеры, карьеристы, льстецы, они - люди крайне невысокой духовной культуры. Гоголь применяет приём алогизма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

4. анализ сцены толков чиновников относительно

Переселения чичиковских крестьян в Херсонскую губернию

Š О чём толкуют и какие мнения высказывают обитатели губернского города по поводу покупки Чичикова?

Š Какие советы давали Чичикову обыватели? Как он к ним относился?

Š Какие «благоприятные следствия» произвели слухи вокруг покупки Чичикова?

Š Как отнеслись к слухам и к самому Чичикову дамы города NN?

5. Инсценировка разговора дамы приятной и дамы приятной во всех отношениях о покупке Чичиковым «мёртвых душ»

6. анализ сцены совета у полицмейстера

Š Какие толки и слухи разнеслись по городу, когда стало известно, что Чичиков покупает «мёртвые души»? Как характеризуют они чиновников?

Š Что больше всего волнует чиновников?

Š Чем усугубилось волнение чиновников? Почему? (Назначение нового генерал-губернатора. Обнаружилась масса нарушений. Все погрузились в неописуемый страх.)

Š Какие меры приняли чиновники для своей безопасности?

Вывод. Сцена у полицмейстера обнаруживает неспособность людей, решающих государственные дела, мыслить, анализировать, принимать решения. Страх - пружина всех последующих действий, предпринятых ими с целью предотвратить грозящую опасность. Страх становится и причиной смерти прокурора.

7. обобщение

Учитель. По своему характеру, привычкам, поведению губернские чиновники во многом напоминают чиновников из «ревизора», но не повторяют их. В «Мёртвых душах» писатель показал не узкий круг провинциальных управителей уезда, а правителей города - основной административно-территориальной единицы царской россии. Кроме того, чиновничья среда показана в тесных контактах и с поместным миром, и с жизнью обеих столиц, неподалёку от которых, по словам Гоголя, находился изображаемый им город. Это расширяет пространственное изображение и оттеняет повсеместный характер чиновничьего произвола. таким образом, чиновничий мир поэмы - это тот же мир «мёртвых душ», что и помещичья среда. Во власть ему отданы не только крепостные крестьяне, но и весь народ, всё государство.

IV. Подведение итогов урока и рефлексия

Вопросы для рефлексии

Как вы теперь понимаете слова Герцена о «курсе патологической анатомии русского чиновника?

Что из обсуждаемого на сегодняшнем уроке кажется вам актуальным и сегодня?

V. Домашнее задание

2) Подготовить подробный пересказ эпизодов главы по вариантам:

I вариант: «Происхождение, и годы учёбы Чичикова»;

II вариант: «Служебная карьера Чичикова»;

/// вариант: «Служба Чичикова на таможне».

3) Индивидуальное задание: подготовить краткое сообщение о со

Держании и роли в поэме «Повести о капитане Копейкине» (гла

Ва 10).

Урок литературы в 9 классе
«Губернский Олимп». Изображение чиновничества в поэме

Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Цели:

Продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»;

Формировать умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла;

Совершенствовать умение отвечать на вопросы проблемного характера, делать выводы;

Воспитывать негативное отношение к бюрократизму и коррупции.

Оборудование : портрет н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; эпиграф на доске.

Никто и никогда до него

не написал такого полного курса

патологической анатомии

русского чиновника.

А. И. Герцен

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся и мотивация учебной деятельности

Беседа

♦ Задумались ли вы, когда читали заданные на дом главы, почему наряду с помещиками Гоголь изображает и чиновничество губернского города? Какое место в социальной структуре царской России занимает это сословие?

♦ В каком произведении Гоголя, с которым вы познакомились в 8 классе, представлены образы чиновников?

♦ Какое впечатление произвели на вас образы чиновников в поэме «Мёртвые души»?

III. Фронтальная проблемно-исследовательская работа по теме урока

1. Вступительная беседа

♦ Как описывает Гоголь здание казённой палаты и её чиновников? (Нет живых лиц и людей, их заменяют головы, затылки, фраки, куртки)

♦ Какой смысл приобретает сравнение их с трудолюбивыми пчёлами? (Иронический)

2. Анализ беседы Чичикова с чиновником Иваном Антоновичем «кувшинное рыло»

♦ Как удалось Чичикову найти стол крепостной экспедиции?

♦ Как отреагировал Иван Антонович на просьбу Чичикова? Почему он сказал, что нельзя в один день завершить покупку купчей крепости?

♦ Чем завершился разговор Чичикова и Ивана Антоновича?

♦ Как проявляется характер Чичикова в этом эпизоде?

Вывод.

Иван Антонович - многоопытный специалист, своего ремесла, « поэт» круговой системы взяточничества. Чичиков - не менее опытный чиновник, знающий, как нужно себя вести в казённой палате, понимающий, что взятка - норма в этом мире, на ней держится весь чиновничий аппарат.

3. Определение авторской характеристики чиновников

♦ Почему чиновники после оформления купчей крепости решили отправиться к полицмейстеру?

♦ Как характеризует полицмейстера Гоголь? Чем он заслужил «всеобщую любовь» города и купцов? (Являясь самым искусным взяточником и используя своё служебное положение, покрывал всевозможные аферы.)

♦ Как характеризует Гоголь остальных чиновников? Что он говорит об их взаимоотношениях между собою и вышестоящим начальством?

♦ В каких эпизодах раскрывается произвол чиновников, игнорирование прямых служебных обязанностей?

♦ Что говорит писатель о духовных интересах и запросах чиновников?

Вывод.

В собирательной авторской характеристике чиновников раскрывается внешняя благожелательность и семейственность в отношениях между собой и чинопочитание, подобострастие - перед высшим начальством. Чиновники - бездельники, взяточники, лицемеры, карьеристы, льстецы, они - люди крайне невысокой духовной культуры. Гоголь применяет приём алогизма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

4. Анализ сцены толков чиновников относительно переселения чичиковских крестьян в Херсонскую губернию

§ О чём толкуют и какие мнения высказывают обитатели губернского города по поводу покупки Чичикова?

§ Какие советы давали Чичикову обыватели? Как он к ним относился?

§ Какие «благоприятные следствия» произвели слухи вокруг покупки Чичикова?

§ Как отнеслись к слухам и к самому Чичикову дамы города NN?

5. Инсценировка разговора дамы приятной и дамы приятной во всех отношениях о покупке Чичиковым «мёртвых душ»

6. Анализ сцены совета у полицмейстера

Какие толки и слухи разнеслись по городу, когда стало известно, что Чичиков покупает «мёртвые души»? Как характеризуют они чиновников?

Что больше всего волнует чиновников?

Чем усугубилось волнение чиновников? Почему? (Назначение нового генерал-губернатора. Обнаружилась масса нарушений. Все погрузились в неописуемый страх.)

Какие меры приняли чиновники для своей безопасности?

Вывод.

Сцена у полицмейстера обнаруживает неспособность людей, решающих государственные дела, мыслить, анализировать, принимать решения. Страх - пружина всех последующих действий, предпринятых ими с целью предотвратить грозящую опасность. Страх становится и причиной смерти прокурора.

7. Обобщение

Учитель.

По своему характеру, привычкам, поведению губернские чиновники во многом напоминают чиновников из «ревизора», но не повторяют их. В «Мёртвых душах» писатель показал не узкий круг провинциальных управителей уезда, а правителей города - основной административно-территориальной единицы царской России. Кроме того, чиновничья среда показана в тесных контактах и с поместным миром, и с жизнью обеих столиц, неподалёку от которых, по словам Гоголя, находился изображаемый им город. Это расширяет пространственное изображение и оттеняет повсеместный характер чиновничьего произвола. Таким образом, чиновничий мир поэмы - это тот же мир «мёртвых душ», что и помещичья среда. Во власть ему отданы не только крепостные крестьяне, но и весь народ, всё государство.

IV. Подведение итогов урока и рефлексия

Вопросы для рефлексии

♦ Как вы теперь понимаете слова Герцена о «курсе патологической анатомии русского чиновника?

♦ Что из обсуждаемого на сегодняшнем уроке кажется вам актуальным и сегодня?

V. Домашнее задание

2) Подготовить подробный пересказ эпизодов главы по вариантам:

I вариант: «Происхождение, детство и годы учёбы Чичикова»;

II вариант: «Служебная карьера Чичикова»;

III вариант: «Служба Чичикова на таможне».

*** Индивидуальное задание: подготовить краткое сообщение о содержании и роли в поэме «Повести о капитане Копейкине» (глава 10).



Статьи по теме: