Вопрос: сформулируйте основные идеологические и эстетические принципы классицизма. Понятие, структура и функции идеологии

1. Определение идеологии

2. Суть идеологии

3. Типы идеологий

4. Идеология в современной России; проблемы, перспективы

5. Идеологические течение в современном мире

Классические идеологии

Радикальные и национальные идеологии

Идеология – это (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα - прообраз, идея; и λογος - слово, разум, учение) - учение об идеях.

И деология - это логическая и психологическая поведенческая основа системы политического управления.

И деология - это система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

Идеология – это совокупность принципов, норм и правил определяющих, устанавливающих и регулирующих отношения внутри сферы общественного производства и потребления.

Определение идеологии

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.

Идеология по К. Марксу - ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества.

Идеология по К. Маннгейму - искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.

Идеология по А.А. Шагину - классовая составляющая системы управления богатством государства, а также (Философия + Политическая экономия + Социология) × Метод познания.

Идеология по Ролану Барту - современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.

Идеология по Янко В. А. Идеология - в идеале - инструкция (констелляция идеологем или правил).

Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда). Пропаганда бывает: устная, печатная, наглядная, агитация и в ХХ, XXI веке появилось СМИ (средство массовой информации). Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире. Различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем.

Политическая идеология, как и любая другая, складывается спонтанно или создается специально из набора (констелляции) идеологем с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном режиме и связности, с определенным заданным ею содержанием, если последнее условие входит в идеологию, как составляющий ее атрибут.

Следует отличать идеологию вообще, от политической в частности. Тем более от содержательных интерпретаций ее идеологем или связей. Суть политической идеологии сводится к отправлению властных полномочий.

Это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция, служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия», структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность (то, что Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф называют «антагонизмом», то есть травматическое социальное подразделение, не поддающееся символизации).

Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности.

Возникновение термина

Термин «идеология» был введён в научный оборот французским мыслителем начала XIX века А. Л. К. Дестют де Траси. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, он ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому А. Л. К. Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:

быть теоретическим обобщением исходных чувственных представлений;

выступать наиболее существенным компонентом имеющихся в наличии знаний;

выполнять в связи с этим роль исходных принципов для практической деятельности

Суть идеологии

Идеология исходит из определенным образом познанной или "сконструированной" реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание.

Фундируется тем, что Джемс обозначал как людская "воля к вере". Значительный элемент иррационализма, необходимо присущий любой идеологи, обусловливает и реальный облик ее творцов: по мысли Лебона, "гениальные изобретатели ускоряют ход цивилизации, фанатики и страдающие галлюцинациями творят историю".

В рамках идеологии (в контексте осознания людьми собственного отношения к действительности, а также существа социальных проблем и конфликтов) содержатся цели и программы активной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъектами политики.

Идеология фундирована конфликтной природой мира политики, его выстроенностью по полюсной модели "враг - друг", кристаллизирующей сторонников той или иной идеологии. Степень разработанности и наглядности образа идеологического противника правомерно полагать главным основанием сплоченности социальной группы - носителя И. Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии" (1845-1846) и позднейших работах понимали под И.:

а) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов;

б) тип мыслительного процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определенных классов и объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; в) сопряженный метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность.

Согласно Марксу, "не в идеологии и пустынных гипотезах нуждается наша жизнь, а в том, чтобы мы могли бы жить, не зная смятения". Действительность, по Марксу, предстает в зеркале идеологии в искаженном, перевернутом виде. Идеология оказывается иллюзорным сознанием.

Марксово понимание идеологии трансформировалось благодаря Энгельсу, разделившему критический анализ иллюзий совпадения идей и интересов людей, осуществленный Фурье. Фурье критиковал "философов-идеологов" за их избыточный интерес к идеям, за ориентацию на изменение одного лишь сознания. В сложившемся марксизме идеологии понималась как "ложное сознание", порождаемое "классовым интересом" господствующих классов, стремящихся представить его "интересом всего общества".

В дальнейшем в марксистской традиции негативное восприятие идеологии "эксплуататорских классов" образовывало оппозицию с идеологией "социалистической", воспринимаемой сугубо позитивно.

Идеология обществ нетоталитарного (западного) типа характеризуется наличием самого мощного в истории идеологического аппарата, определенным "рамочным" плюрализмом (запрет на идеологию национал-социализма и расизма, "не поощрение" коммунистических взглядов), религиозной терпимостью, "рассеянностью" во всем объеме внеидеологических феноменов и т.п.

Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине 20 в. обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций идеологии Бахтин в своем истолковании идеологии попытался снять классово-политические контексты. "Идеологическое" для Бахтина - синоним семиотического, знакового вообще: "Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и пр.). Область идеологии совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак - там и идеология.". Бахтин противополагал идеологию - психологии как области "внутреннего знака" и "внутренней речи".

Бахтин постулировал диалектический характер этого противопоставления, так как "внутренний знак" тоже знак, а значит, и идеология "индивидуальна", а в ряду социально-психологических явлений - выступает как "жизненная идеология". Все психологическое, по мнению Бахтина, имеет свои семиотические основания: "Вне объективации, вне воплощения в определенном материале (материале жеста, внутреннего слова, крика) сознание - фикция. Это плохая идеологическая конструкция, созданная путем абстракции от конкретных фактов социального выражения". Психологии Бахтин противопоставлял не идеологию вообще, а только ее социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и т.д. Для обозначения объективно существующих форм идеологии Бахтин использовал термин "идеологема".

Трактовка идеологии как универсального свойства всего семиотического препятствовала спецификации конкретных механизмов ее функционирования, хотя и элиминировала идеологические предпочтения ее исследователей, трансформируя их подход в объективно-семиотический (в отличие от политической ангажированности представителей марксизма).

Спецификация семиотических механизмов идеология явилась одной из вершин философского творчества Р.Барта. В "Мифологиях" (1957) Барт объединил миф и И., называя их "метаязыком". Барт не считал целесообразным проводить между И. и мифом семиотическое разграничение, определяя идеологию как введенное в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение. Следуя традиции определения знака как ассоциации означаемого и означающего, а языка - как системы знаков, Барт определил миф и идеологию как "вторичные семиотические системы", "вторичные языки". Смысл знаков первичной знаковой системы, исходного "языка" "опустошается", согласно Барту, метаязыком до полой формы (сохраняясь и в обескровленном состоянии), которая становится означающим как мифа, так и идеология.


Мерцающее существование первичных смыслов исполняет функции алиби для концептов метаязыка, т.е. для означаемых мифа и идеологии. Это алиби мотивирует идеологический знак, представляя связь формы с концептом как что-то "естественное" и "природное". Критическое отношение к мифу и идеологии приводит Барта к их описанию в образе вурдалака: "Миф же - это язык, не желающий умирать; из смыслов, которыми он питается, он извлекает ложное, деградированное бытие, он искусственно отсрочивает смерть смыслов и располагается в них со всеми удобствами, превращая их в говорящие трупы".

Миф и идеология звучат голосом языка-объекта, оживляя его для потребителя, чередуя его выпотрошенную форму с его исходным смыслом. Значение же самого метаязыка "натурализируется" в И. В "Основах семиологии" (1965) Р.Барт отмечал, что идеология - это постоянный поиск ценностей и их те-матизация. В случае же фигуративизации, по Барту, идеологический дискурс становится мифологическим. Кристева использовала для исследования идеологии термин Бахтина "идеологема".

Последняя определялась ею в качестве "интертекстуальной" функции, придающей тексту социальные и исторические координаты, а также связывающей текст с прочими практиками означивания, составляющими его культурное пространство.

Идеология, по Кристевой, присутствует также и в семиотических коннотациях самого исследователя идеологии, санкционирующих использование им тех или иных моделей и формализаций. Избавиться от данных предпосылок невозможно, но возможно их прояснение в акте саморефлексии. Эко рассматривал коммуникативные функции идеологии, которая "предохраняет нас от рассмотрения семантических систем в целокупности их внутренних взаимоотношений" благодаря ограничению области возможных коннотаций.

Идеологический субкод исключает нежелательные подразумевания семантической системы. Идеология выступает означаемым данного риторического субкода, и идеологические контексты формируются "склеротически отвердевшими сообщениями". Позже Эко описал идеологию как перекодирование первичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Перекодирование у Эко суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и создающая новое правило. Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значением, перекодируют их.

В тоталитарных обществах идеология трансформируется в государственную религию с особыми догматами, священными книгами, апостолами, святыми, бого-человеками, литургией и т.д. Государство в этом случае выступает идеократической системой, в границах которой верховный жрец, могущий толковать и трансформировать постулаты идеологии, выступает и высшим чиновником, и политическим лидером.

Типы идеологий

В XIX веке сложились 5 основных идеологий:

Либеральная

Консервативная

Социалистическая (Коммунистическая)

Анархическая

Националистическая

В XX веке появилась фашистская идеология.

В последнее время все политики и партии в прагматических целях всё чаще отказываются от устойчивой идеологии, то есть берут на вооружение тактику антиидеологизма.

Поскольку идеология определяет отношения между участниками рынка в сфере общественного производства и потребления то, со всей очевидностью, существует всего две идеологии отличающиеся принципиально. Первая из них устанавливает равные права для всех участников рынка независимо от той собственности которой они обладают, а Вторая - устанавливает неравноправные отношения на основании какой либо из форм собственности используемой в ходе рыночных отношений. (Здесь уместно заметить, что власть так же является одной из форм собственности.) Достаточно очевидно, что вариантов реализации Второй идеологии весьма много и в зависимость от того какая собственность будет использоваться для оправдания несправедливости будет выбираться и название, но суть от этого меняться не будет, все будет делаться для оправдания эксплуатации.

Идеология в современной России; проблемы, перспективы

После крушения монопольного статуса коммунистической идеологии в общественном мнении сложилась ситуация, которую специалисты называли идеологическим вакуумом, т. е. идейно-целевые течения отсутствовали. Но она продолжалась недолго. Активность новых политических элит, пытавшихся отстоять интересы вступающих в борьбу за власть групп, а главное - стремление широких слоев населения концептуально оформить свои политические чувства, надежды и разочарования, породили всплеск различных идеологических доктрин. Временное затишье сменилось идеологическим бумом. Однако, несмотря на обилие идеологических конструкций в настоящее время доминирующее положение в политико-идеологическом пространстве занимают три идеологических течения: коммунистическое, национально-патриотическое и либерально-демократическое.

В то же время в коммунистической идеологии явно ощущаются две тенденции. Одна из них выражает стремление к либерализации этой доктрины, приближение ее к идеалам, разделяемым социал-демократией. Это находит свое выражение в признании права частной собственности, отказе от воинствующего атеизма, более лояльном отношении к правам человека, провозглашении норм правовой государственности и т.д. Однако и такие модификации, сочетаясь с идеями приоритетного положения общественной собственности, государственного регулирования экономики, сохранения социально-классовых приоритетов, жесткими геополитическими целями и рядом других традиционных положений показывают противоречивость и непоследовательность такой тенденции.


Наряду с ней существует и фундаменталистское течение, опирающееся на хорошо известные политические ценности и цели, исключающее саму возможность развития в стране отношений буржуазного типа. Учитывая же, что реальные социально-экономические и политические процессы в значительной мере связаны именно с такой перспективой развития общества, данное идеологическое течение нередко провоцирует экстремистские требования и формы политического протеста.

Всплеск активности национально-патриотических идеологий поставивших в центр своих требований образ Родины, обусловлен сложными процессами развития национального самосознания российского народа и особенно «кризисом» национальной идентичности, утратой чувств исторической перспективы и понимания уровня самооценки нации. По своему идейному и политическому содержанию - это самое противоречивое и разнообразное течение, собирающее под свои знамена как приверженцев самобытности России и ее культуры, ратующих за их обогащение и развитие в процессе равноправного диалога с иными культурами и цивилизациями, так и сторонников этногегемонизма, направленного против прав иных народов и враждебно настроенных к представителям других национальных групп.

Либерально-демократическая идеология, придерживаясь своих основополагающих ценностей, представлена тремя относительно самостоятельными идейными тенденцими. Так называемый радикальный либерализм настаивает на последовательном уменьшении регулирующей роли государства и поощрении стихийных процессов, видит главную задачу в осуществлении макроэкономических реформ и всемерной адаптации западного опыта, выступает против авторитаризма, но, тем не менее, допускает возможность преодоления сопротивления архаичных социальных структур насильственными мерами. В противоположность такой постановке задачи консервативный либерализм, испытывая страх перед сопротивлением традиционалистски настроенных слоев, выступает за максимальную ориентацию на сложившиеся хозяйственные связи, большую роль государства в осуществлении намеченных преобразований, достижение большего психологического комфорта для населения при проведении реформ.

Третья версия либерализма - это социал-либерализм. По своим установкам он достаточно близок к социал-демократической реологии. Главной ценностью в нем выступает свобода, понимаемая не только в духе классического либерализма как независимость от государства и других людей, но и как установление примерно равных для всех стартовых возможностей. Это предполагает позитивное отношение к государственным программам в области образования, здравоохранения и социального обеспечения, признание важности принципов социальной справедливости, ценности труда и т.д.

С теоретической точки зрения диалог отмеченных идеологических течений вполне может предполагать их определенное сближение и даже синтез отдельных положений. На практике же, хоть и происходит известное сближение позиций между ними, по ряду политических проблем (например, уважению прав человека, защите национальных интересов и некоторым другим вопросам) все же пока доминирует противостояние, оборачивающееся ростом политической напряженности и борьбы.

Как показывает опыт преобразований в обществах с переходными общественными отношениями, одним из важнейших условий стабилизации политической обстановки является выработка долговременной идейно-целевой доктрины, которой руководствуется государство в своей деятельности, которая обеспечивает интеграцию государства и общества, целостность всей социальной системы.

В свою очередь, условием выработки такого типа идеологии является достижение того минимального компромисса, который отразил бы как согласие основных групп общества относительно характера общественного строя и будущих перспектив развития. Здесь особая роль принадлежит позиции властей, их способности выражать интересы граждан и сохранять перед ними свои обязательства.

Еще одним условием эффективной выработки государственной идеологии является сохранение исторической преемственности поколений, внимательный учет национальных, исторических и географических особенностей страны.

России, видимо еще предстоит найти свою новую форму интегральной идеологии на основе творческого синтеза либеральных и национальных патриотических ценностей с лучшими традициями социалистической мысли и практики.

Идеологическ ие течение в современном мире

Классические идеологии

К основным типам политических идеологий, которые определяются наукой как классические, относятся либерализм, консерватизм, социализм.

Как самостоятельное идеологическое течение либерализм сформировался на базе политической философии английских просветителей в конце XVII - XVIII веках. Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в первой половине XIX века в ряде западноевропейских государств и происходит от латинского «свободный», «имеющий отношение к свободе». Именно поэтому все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы.

Истоки либерального мировоззрения восходят к Ренессансу. Вклад в формирование комплекса идей либерализма внесли представители европейского и американского Просвещения, немецкой классической философии, европейской классической политэкономии.

С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы политической ответственности граждан, веротерпимость, гуманизм. В комплекс идей классического либерализма входят:

в социальной сфере: утверждение абсолютной ценности человеческой личности и равенство всех людей, признание неотчуждаемых человеческих прав на жизнь, свободу, собственность;

в экономике: признание частной собственности, на основе которой базируется общественное хозяйство, требование отмены ограничений и регламентаций со стороны государства;

в политической сфере: признание прав человека, разделение законодательной и исполнительной властей, признание конкуренции.

Главной проблемой либеральной идеологии всегда являлось определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь человека, совмещение демократии и свободы.


Попытки решить эти вопросы и воплотить в жизнь идеи классического либерализма привели к возникновению в XX веке концепции «нового либерализма» или «неолиберализма». Неолибералисты проводят попытки реформирования классического либерализма, изменения его формы и идейного содержания. В основу политической программы неолибералов были положены идеи необходимости участия масс в политическом процессе, согласия между управляющими и управляемыми. В целом неолиберализм пытается смягчить некоторые крайности в идеях либерализма.

В России в конце XVIII века либерализм зарождался в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавия и крепостничества, бюрократической безответственности. Он был направлен на признание за индивидом права на достойное существование. Для русской либеральной мысли в период ее появления характерна антидемократическая тенденция. На грани XIX - XX веков наметилась тенденция сближения концепции либерализма и демократических идей. Развитие либеральной мысли в России шло главным образом в русле исследования философско-правовой проблематики.

Таким образом, либерализм на разных этапах своего развития включал различные компоненты, разрабатывал новые доктрины. Это усиливало его дееспособность, привлекало сторонников, но и делало более противоречивым и неоднородным.

Политическая идеология либерализма все менее стала отвечать требованиям к научным доктринам. Произошло ослабление идейных и политических позиций либерализма. Сегодня либерализм стоит перед необходимостью пересмотра своей идейной базы, поиска новых внутренних течений и модификаций.

Следующим основным видом политической идеологии можно назвать консерватизм. Предпосылкой возникновения консерватизма стали неудачи либерализма после Французской буржуазной революции в XVIII веке. Впервые термин «консерватизм» был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозначал идеологию феодально-аристократической реакции на буржуазную революцию. Сам термин происходит от латинского «сохраняю, охраняю».

Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему политического сознания, предпочитающего прежнюю систему правления новой, независимо от ее целей и идейного содержания, но и принципы политического участия, отношения к государству, личности, общественному устройству.

Идейное и политическое значение консерватизма с трудом определяются, поскольку для этого существует ряд причин. Во-первых, наблюдается внутренняя разнородность политической идеологии консерватизма. В его структуре существуют два идейных направления. Одно из которых считает необходимым поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме. Второе направлено на искоренение противодействия политических сил и предлагает воспроизводство прежних политических сил. Здесь консерватизм выступает как политическая идеология:

поддерживающая существующие порядки;

возвращающая к утраченному.

Но различные направления консерватизма имеют общие характерные черты: признание несовершенства человеческой природы и существования всеобщего морально-религиозного порядка, убеждение в неравенстве людей с рождения, необходимость классовой и социальной иерархии. В этом проявляется нехарактерный для консерватизма радикализм, стремление к силовым методам разрешения конфликтов, хотя в консерватизме присутствует уверенность в способности политики смягчать напряжение между социальными слоями.

Последние десятилетия в мире обычно выделяют три идеологических течения: традиционалистское, либертаристское и неоконсерватизм. Последнее сформировалось в качестве ответа на кризис мировой экономики в 70-е годы XX столетия.

Неоконсерватизм признает необходимость государственного вмешательства в экономику, но отводит значительную роль рыночным механизмам регулирования. В политической доктрине неоконсерватизма присутствует ряд приоритетных положений: подчинение индивида государству, обеспечение политической и духовной общности нации. Государство неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах, обеспечивать индивиду необходимые жизненные условия на основе законности и правопорядка, при этом развивая институты гражданского общества, сохраняя уравновешенность отношений человека с природой. При этом всегда существует готовность неоконсерватизма использовать в отношениях с противником крайне радикальные средства.

В современной России консерватизм проявляет себя своеобразно. В период господства либерализма термин «консерватор» использовался для обозначения оппонентов из КПСС. Но вскоре консерватизму был возвращен истинный смысл и он заявил о себе как о мощном политическом течении. Сегодня консерватизм сохраняет и приумножает свое влияние, но не как политическая доктрина, а в роли интеллектуального течения.

Третья политическая идеология, условно определенная как классическая, - социализм. Возникновение социализма связано с многовековым желанием общественных масс социальной справедливости, социальной защиты личности. Следы мечтаний встречаются уже в античности, играют заметную роль в средние века, бросают вызов либерализму в конце XIX начале XX веков.

В период развития промышленного капитализма, которое вело к росту численности класса наемных рабочих, стали необходимостью выражение и защита интересов этого класса. В связи с этим складываются доктрины, предусматривающие коренное изменение структуры общества, замены капитализма социализмом без эксплуатации народных масс буржуазией. С распространением этих идей среди рабочих они стали называться социалистическими идеями и теориями. К середине XIX века сложились, а в конце окончательно оформились главные направления социалистической идеологии, имеющие определенную программу, теоретическое обоснование, многочисленных сторонников.

Последователи считали, что социализм - это общество, на знамени которого начертано «Все во имя человека, все для блага человека». Это общество, в котором:

средства производства в руках народа, навсегда покончено с угнетением человека человеком, социальным угнетением, нищетой и неграмотностью миллионов людей;

научно-технический прогресс ведет не к безработице, а к неуклонному повышению благосостояния народа;

обеспечено равное право на труд и его вознаграждение в соответствии с принципом «От каждого по способностям каждому по труду»;

устранено национальное неравноправие, утверждены равенство, дружба и братство всех наций;

идеи свободы, прав человека, обеспечивается единство прав и обязанностей, действуют одни законы и нормы нравственности, одна дисциплина для всех, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности;

сложился основанный на социальной справедливости, коллективизме и взаимопомощи социалистический образ жизни, дающий человеку уверенность в будущем.

В целом социализм недооценивает и даже вовсе отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылки роста материального благополучия человека и общества.

Таким образом, главными преимуществами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, политика, а не экономика.

Для характеристики социализма в России основным является то, что социалистические идеи подкреплялись еще и практической организацией дела. Наиболее широко это отразилось в «народничестве» - этапе истории русского социализма. Средства реализации идей «народничества» были весьма разнообразными - от «хождения в народ» до « всеобщего бунта» с целью захвата власти народом. То есть социализм допускал любые приемы политической борьбы по принципу: «цель оправдывает средства».

Весьма характерной чертой XX-го столетия были многочисленные попытки модернизировать теоретическую основу социалистической идеологии. Но расхождение идей социализма с тенденциями мирового развития в XX веке и их явная склонность к силовым методам управления значительно ослабили политическое влияние социалистической идеологии в современном мире.

Радикальные и национальные идеологии

Важную часть политических идеологий современности составляют идеологии, развивающиеся в русле радикальных традиций. Радикальные идеологии находят необходимым изменение политического и общественного строя коренным образом. Различают правый и левый радикализм. Праворадикальная идеология проявила себя в различных формах и главным образом в виде фашистского движения.

В настоящее время сложилось двойственное восприятие фашизма. Одни понимают под ним конкретную форму политической идеологии, сформировавшуюся в Германии, Италии, Испании в 20-е годы XX столетия и служившие средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Другие считают, что фашизм - это идеология, не имеющая определенного содержания и возникающая там, где политические силы ставят цель подавления демократии, захвата и использования власти.

Политическая основа фашизма везде выражала интересы кругов общества, оказывавших финансовую и политическую поддержку и стремившихся подавить демократию.

Исторической родиной фашизма считается Италия и Германия, а родоначальником фашизма является бывший лидер итальянских социалистов Бенито Муссолини.


В центре фашистской идеологии находятся идеи военной экспансии, воинствующего антикоммунизма, расизма, шовинизма, а также применение крайних форм насилия против рабочего класса и всех трудящихся, широкое распространение государственно-монополистических методов регулирования политики и экономики, демагогия с целью создания массовой базы для фашистских партий и организаций.

Классической формой фашизма являлся национал-социализм А. Гитлера. Немецкая версия фашизма отличалась особым реакционным иррационализмом, высоким уровнем тоталитарной организации власти и крайним расизмом. В концепции германского фашизма основным являлось сохранение чистоты крови и расы. Теоретики германского национал-социализма выстроили свою идеологию, отдав приоритетное место в ней некоемому выдуманному народу - «арии». Следовательно, к настоящим «ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд североевропейских народов. Государству отводилась второстепенная роль, первостепенным же стояло сохранение чистоты расы.

Фашизм сыграл решающую роль в развязывании Второй мировой войны, но потерпел военное и моральное поражение. Однако вскоре он возродился в форме неофашизма. Неофашистские силы применяют т.н. «стратегию напряженности», организуя террористические и другие акции, чтобы создать у политически неустойчивой части населения мнение о неспособности действующего правительства обеспечить общественный порядок, таким образом, толкая группы избирателей в «объятия» неофашистов. Действия «неофашистских» групп и движений ставили под угрозу демократические институты в различных странах, служили и служат возбудителем политических кризисов и напряженности.


Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой фашизма (правого радикализма) явились доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, социальных, классовых, этнических групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни социалистическая идеология, основанные на принципе социального переустройства общества, сохраняя привилегированное положение для какой-либо социальной группы, слоя и предлагающие радикальные методы и средства для обеспечения этим группам соответствующего социального статуса.

Леворадикальное течение исторически возникло как реакция на социальную дифференциацию, ограниченность либеральной доктрины, элитарный характер демократии и т.д. В период победы нескольких буржуазных революций в Европе возникли самостоятельные леворадикальные движения. Одновременно с этим в Европе возникла леворадикальная идеология, которая при внутренней неоднородности и неопределенности имела ярко выраженный антиконсервативный и антилиберальный характер.

Развитие леворадикальной идеологии, комплекса идей и концепций происходит постепенно. Левый радикализм все чаще обращается к принципам и идеям, развивающимся в русле социалистической мысли, но главное в том, что леворадикальное течение всегда пыталось найти точку опоры, которая могла бы не только обосновать его позиции, но и быть символом протеста. Концепция левого радикализма опирается на широкий круг идей и принципов, что объясняется его скорой эволюцией в течение нескольких десятилетий и неоднородностью внутренней структуры. Объектом критики левого радикализма становились большой бизнес, военно-промышленный комплекс. На первый план выдвигались политические требования. Несмотря на правомерность большинства требований и их закрепление в Конституции, они воспринимались властью как некий вызов, политическая агрессия и встречали резкое противодействие. Поэтому в дальнейшем стали выдвигаться требования, носившие бунтарский характер, направленные на разрыв с устоявшейся системой и ее разрушение. Но система выстояла, и левый политический радикализм пошел на спад. Его участники разошлись по экстремистским и террористическим группам.

Вместе с вышеуказанными идеологиями в мире большую роль играют национальные идеологии, особенно в странах, где идет процесс становления национальных общностей. Национализм трактует «нацию» как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства. Для национализма характерны идеи национального единства и исключительности, получающие развитие в зависимости от исторической обстановки и межнационального общения.

В целом, идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связаны с национальной принадлежностью. В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать требования защиты культурной самобытности, увеличения геополитического пространства или защита собственных территорий и суверенитета от внешних посягательств.

В России в настоящее время национализм часто трактуется как принцип, требующий, чтобы совпадали политические и этнические единицы, а также, чтобы управляющие и управляемые силы внутри этих политических единиц принадлежали к одному этносу (Э. Геллнер). При таком подходе национализм может выступать как поле творческого раскрытия нации, средство ее очищения и саморазвития. В этом качестве национализм выступает не только на постсоветских территориях, но и в России, на ее исконно русских территориях. е только на постсоветских территориях, но и в России, на ее исконно русских территориях.

Мощной поддержкой национальных идеологий идет со стороны религиозных вероучений. В целом, сфера национальных отношений необычайно сложна. С позиций национальных идеологий может осуществляться политика защиты культурной самобытности и политических прав нации, собственных территорий и национального суверенитета от внешних посягательств. С этих же позиций могут стимулироваться настроения этнического гегемонизма, провоцироваться конфликты и прямые военные действия.

Источники

ru.wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия

www.gumer.info Библиотека Гумер - философия

revolution.allbest.ru Рефераты

traditio.ru Тридиция - руская энциклопедия

В тех странах, которые в свое время были частью Советского Союза, знают не понаслышке обо всех преимуществах и недостатках социализма. Однако в теории это совокупность различных течений и партий. Каких, будет кратко изложено ниже. Что такое социализм? На самом ли деле это движение за мир, как утверждают его последователи? Подтверждают ли это принципы социализма?

Главные понятия

Что такое социализм? Данное обозначение впервые было применено в начале 30-х годов 19 века. В то время в это понятие включались различные течения левого толка, целью которых было реформирование общества так, чтобы в нем были созданы лучшие условия для совершенствования самого общества и его участников. Начало свое данная идея берет еще в 16 веке, когда были написаны первые мировые утопии.

В реальном мире написанные теории стали воплощаться в 19 веке как реакция пролетариев на увеличение социальных противоречий в результате доминирования в обществе отношений. Социалистические взгляды (власть – народу; от каждого по способности, каждому по труду) начали проявляться и в итоге выливаться в революции, что вполне понятно.

Это доктрина, которая ставит своей целью достижение социальной справедливости и равенства . В политике же это общественный курс, воплощающий доктринальные принципы, а его приверженцев называют социалистами.

Однако встречается такое понятие, как умеренные социалисты – так называют эсеров, влиятельную партию в России начала 20 века, которые придерживались социалистических взглядов и выступали за свержение самодержавия и создание демократической республики. Умеренные социалисты не смогли удержать власть и вскоре были подмяты большевиками.

Многие путают социализм с коммунизмом, но это не так. Социалисты - это последователи экономического и социально-политического положения в государстве, когда вопросы распределения производства и доходов решает все население. А коммунистические взгляды – это общественное устройство, при котором общественная собственность должна строиться за счет средств производства.

Внимание! Маркс считал социалистическую теорию переходным этапом между коммунизмом и капитализмом.

Политико-общественное устройство такого типа имеет несколько разновидностей:

  1. Государственный – это течение, основанное на безусловном контроле экономики государством, включающее плановое хозяйство и командно-административную систему . Самое распространенное течение и форма строя, встречающаяся до сих пор.
  2. Рыночный – неофициальный термин, которые обозначает наличие в государстве предприятий с коллективной формой собственности при царствующей в стране рыночной экономике. Последователи данного течения утверждают, что самоуправление на производстве принципиально отличается от обычного, характерного для .
  3. Самоуправленческий – это внутреннее течение, которое отрицает необходимость сильного государства, а также и монополию его собственности. Основными чертами такого движения является участие всех граждан в процессе принятия решений в условиях децентрализованной системы управления. При этом государство сохраняется для внешней политики, а его внутренние функции выполняют органы самоуправления .
  4. Коммунизм – общественное устройство, которое основано на полном равенстве в обществе и общественной собственности, которая создается средствами производства.
  5. Социал-демократия – это идейное и политическое движение, которое существует в рамках общего строя, но которое трансформировалось из социализма в позиции установления капитализма легально, но при этом сохранившее принципы социализма – устранение несправедливости в обществе, установление свободы и равенства.
  6. Националистический – более известный как , который перенял все черты социализма, кроме общественной собственности. У нацистов собственность – это не государственное имущество, но производство, работающее на достижение общих целей . Нацисты считали коммунистов своими главными политическими конкурентами и физически истребляли в 20–40 годы XX века в Германии.
  7. Общинный социализм – это движение, которое возникло в России в XIX в. с подачи А. Герцена, который призывал обратить внимание на порядки общества крестьян. Герцен утверждал, что именно крестьяне станут началом подобного строя в империи, поскольку в то время крестьянство на самом деле имело некие зачатки такой политики.

Таким образом, виды социализма разнообразны и иногда серьезно отличаются друг от друга. Многие исследователи утверждают, что на территории СССР царил данный строй, но это не так. Чтобы в этом убедиться, следует изучить принципы социализма и идеологию страны, а затем сравнить их с теми, что бытовали в Союзе.

Теория строя пропагандирует и утверждает общество, в котором все люди равны. Несмотря на схожесть понятия с либерализмом, они коренным образом отличаются.

Равенство воспринимается как реальное и оберегаемое положение между людьми, когда каждый член общества имеет равные социальные экономические права, в отличие от , где равенство – это единые формальные исходные позиции. На основе этого отличается и другая идея – о приоритете коллективизма над индивидуализмом .

Для идеологии строя коллективное благо является высшим благом, ради которого можно принести любые жертвы, в том числе и индивидуальные интересы. Свобода здесь – это возможность подчиняться общественному мнению.

Идеология социализма идеализирует пролетариат, она считает его особым классом, миссия которого – свержение капитализма. Но при этом считается, что революция – это последнее насилие в истории государства, а после нее только краткая диктатура, ведущая людей к эпохе свободного самоуправления работающего класса.

Государство при этом должно модифицироваться в социальный институт, чтобы удерживать власть правления. При этом строй выступает за гуманизм и гармонично развитую личность, хотя это и противоречит главному его принципу – отсутствие индивидуальной свободы.

Такой политический строй базируется на четырех основных принципах, которые задают всю его идеологию. Их можно сформулировать следующим образом:

  1. Отсутствие частной собственности – этот принцип был сформулирован и Энгельсом в их «Коммунистическом манифесте». Любая социалистическая доктрина использует это положение, оно характеризует весь строй без уточнения иных деталей.
  2. Отсутствие семьи как привычной единицы общества – данный пункт есть в большинстве учений, однако это положение не настолько радикальное, насколько оно звучит. Данный принцип ставит за цель уменьшение роли семьи и связей между ее членами , чтобы часть этих функций отдать иным общественным институтам. В качестве примера можно привести кружки жен или кружки по интересам, в которых родители и дети участвуют и укрепляют связи со всеми людьми, а не только с членами семьи. Таким образом, семья превращается в бюрократическую составляющую государства.
  3. Уничтожение религиозных движений – сегодня это утверждение стало частью всех современных учений и доктрин во многих государствах. Данный принцип работает для постепенного изгнания религии из жизни общества, а не такое радикальное решение, которое применяли большевики во главе с Троцким. Хорошим примером работы данного принципа будут скандинавские страны, где высокий уровень жизни и низкая религиозность, причем скандинавы считают, что первое условие соблюдается только при соблюдении второго.
  4. Равенство – данное требование по сути является основой всего социалистического строя и всех его производных и сопутствующих движений. Под этим под равенством подразумевают как стремление уничтожить уже установленную иерархию общества, так и предоставление всем членам общества равных прав и возможностей, независимо от их бывшего положения в обществе. Из-за неравенства в государстве часто можно наблюдать интеллектуальную и духовную пропасть между слоями населения . И именно ее следует уничтожить, чтобы достичь равенства. Сегодня этот принцип лег в основу многих левых течений, например, он лежит в основе модели шведской политики.

Внимание ! Несмотря на активную позицию и отрицание индивидуальной собственности, Карл Маркс жил на средства Энгельса, который был владельцем нескольких производств.

Несмотря на то, что многие принципы данного строя были сформированы еще в 16 веке, сегодня существует огромное количество государств, в которых так или иначе прослеживается модель и принципы этого движения.

Современные государства

Несмотря на изначально понятую провальную идею (на примере того же СССР), сегодня черты этой теории существуют в некоторых государствах, в которых продолжает действовать идеология или некоторые ее характерные черты. Среди стран, которые ее придерживаются, находятся:

  • Вьетнам;
  • Китайская народная республика;
  • Непал;
  • Корейская народная республика;
  • Куба.

Некоторые характерные черты наблюдаются в политике:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • Индии;
  • Португалии;
  • Боливии;
  • Венесуэлы.

Политические идеологии

Социализм и капитализм. Что такое равенство?

Вывод

Таким образом, эта теория несет в себе как негативные, так и позитивные черты и может вывести государство на новый уровень, но, к сожалению, многие положения и стремления такого движения утопичны и никогда не могут быть достигнуты. Примером этого может стать СССР, в котором были достигнуты невероятные высоты (преодоление неграмотности, лучшее образование), однако при этом политика и власть не смогли достичь равенства, свобод и прочих основополагающих целей движения.

Идеология - это логически связанная система идей и ценностей, которые непосредственно управляют деятельностью. Идеология отвечает на вопрос: “Для чего мы существуем?” Первоначально это понятие возникло в некоммерческой деятельности, но впоследствии постепенно стало использоваться и в предпринимательстве - по мере того как процесс непрерывного уточнения концептуальной основы показал свою полезность и иногда даже необходимость для развития.

Основной аргумент в пользу проведения дискуссий по идеологии состоит в том, что идеология - предпосылка существования организации. Организация, лишенная идеологии, сначала теряет опору, а затем рынок.

Необходимость поиска смысла существования убедительно показана Виктором Франклом в книге “Стремление к смыслу” (на русском языке выходила работа В. Франкла “Человек в поисках смысла”. М.: Прогресс, 1990. - Прим. ред.). Труд - самая продолжительная взаимосвязанная деятельность, которой мы себя посвящаем, поэтому правомерен поиск смысла в нем. Обычно этим занимаются руководители, поскольку они “отвечают” за смысл. Однако часто они пренебрегают разъяснением смысла деятельности сотрудникам организации. Поэтому последние часто оказываются в своеобразном вакууме и иногда нуждаются в психотерапии.

Некоторые лидеры обладают большими способностями к развитию и пониманию смысла деятельности своих организаций. В статье в “Гарвард бизнес ревью” (ноябрь - декабрь 1965 г.) Гарри Шраге описал подобных лидеров предприятий. Они зачастую занимались ранее наукой и отличались высокими умственными способностями. Нацеленность на высокую эффективность способствует пониманию запросов потребителей, что ведет к росту прибылей либо убытков по результатам деятельности. Сильное стремление к власти отвлекает от восприятия запросов потребителей. При этом сокращаются прибыли либо убытки.

Осознание возможности сбоев в сложных ситуациях (само- осознание) связано со способностью поставить себя на место потребителя. Самоосознание тесно связано со способностью зарабатывать прибыль. Чем выше уровень самоосознания, тем выше рентабельность.

Мотив власти отрицательно влияет на самоосознание. Сильно ориентированные на власть не замечают снижения эффективности работы в тяжелые времена. Урок прост: полное понимание значительно повышает прибыль.

Определение идеологической основы связано с попытками выразить видение (или цели организации) в четкой форме, чтобы люди могли понимать его однозначно.

Идеологические дискуссии могут показаться ненужной роскошью в ситуациях, когда предъявляется высокий спрос на продукцию. Понятие “продукция” используется здесь и в дальнейшем как собирательное обобщенное понятие для товаров, услуг и других благ, поступающих потребителям данной организации, т.е. покупателям, клиентам, членам и т.п.

Не было необходимости обращать особое внимание на основные структуры потребностей, которые обусловили высокий спрос на услуги информационно-консалтинговых фирм, появившихся в 70-х - начале 80-х годов. Основной проблемой было удовлетворение растущего спроса.

На начальной фазе развития кооперации было просто определить систему мотиваций (глубинных причин, ведущих к определенным действиям), приведших к ее возникновению и росту. В той ситуации дискуссии об идеологии выглядели бы излишней роскошью.

Возникновение и рост профсоюзного движения легко объяснить исходя из очевидных структур потребностей. Польза от профсоюзов была очевидной, спрос высоким, а идеологические дебаты вряд ли требовались.

Недооценка значения идеологической основы обычно проявляется у лиц, ориентированных прежде всего на власть. Согласно исследованиям Гарри Шраге, мотив власти действует как дурман. Ориентированные на власть люди более заинтересованы в организации как основе собственного благополучия, а не в удовлетворении потребностей потребителей. Они предпочитают расширять размер организации, а не улучшать качество. Это ведет к излишней бюрократизации - “слоновой болезни”, чрезмерной вертикальной или горизонтальной интеграции либо к диверсификации, не согласующейся со структурой потребностей рынка.

В мире бизнеса часто проявляется незаинтересованность в идеологической основе среди ориентированных на финансовые результаты управляющих портфелями, рассматривающих предпринимательскую деятельность как рыночный товар. Но и в подобных случаях четко проявляется идеология, в которой превалируют амбиции удовлетворения собственных потребностей в виде процентов с капитала или его прироста. Многие собственники портфелей все же понимают значение идеологии для обеспечения долгосрочной рентабельности входящих в портфель предпринимательских единиц.

Интерес к идеологическому элементу зависит от глубины, широты и направления видения.

То же относится и к политической деятельности. Некоторые политические партии оценивают свой успех исходя из результатов очередных выборов. Роль идеологии принижается по сравнению с выборами и принятием сиюминутных популистских лозунгов.

Хороший пример перемен в идеологии дает правящая социал-демократическая партия Швеции. С идеологической точки зрения она сейчас выступает скорее за выравнивание экономического жизненного уровня различных групп общества, а не за представление интересов сокращающегося рабочего класса. Это движение стоит перед дилеммой, которую осознают его наиболее вдумчивые члены. (Под дилеммой понимается выбор между двумя взаимоисключающими альтернативами.) Многие социал- демократы осознают, что далеко заходящее перераспределение богатства тормозит сам процесс его создания. В результате чрезмерного выравнивания доходов и собственности снижается способность общества производить доходы и собственность. Когда распределение богатства становится важнее его создания, про- цссс распределения может быть эффективным, но постепенно объем того, что можно распределять, уменьшается. Осознание:>того факта ведет к радикальному изменению политического курса и ориентации на создание богатства.

Аналогичное положение сложилось в настоящее время в странах Восточной Европы, Африки и Азии с плановыми экономиками. Их отличает то, что они потерпели провал как в распределении богатства, так и в его создании. Различия в доходах и собственности в этих странах намного больше, чем в Швеции и других государствах, где имеется сильная социал-демократия. Коммунистическим странам не удалось также придать экономикам динамичность. В результате страны Востока переживают идеологический коллапс Жесткость системы и то обстоятельство, что лидеры традиционно опираются на подавление, привели к сдерживанию или даже устранению сил, постоянно выступающих за перемены.

Обратимся еще раз к кооперации, которая первоначально создавалась в целях удешевления продовольствия для рабочих. Когда это утратило актуальность (по крайней мере, в Западной Европе), кооперация создала собственную автономную бюрократию с ограничением контактов с ее членами и у нее возникли сложности. В этом она виновата сама Ведь фактически она уже решила ту проблему, которая перед ней стояла Работники организации выработали собственное понимание личного и профессионального соответствия, борясь за реализацию идеалов движения. Если основа их существования вдруг исчезнет, то эта угроза мобилизует их на оборону. Они психологически не желают решать этот вопрос с точки зрения логики до тех пор, пока не найдут альтернативную основу для своего самовыражения. Опытные лидеры и специалисты видят смысл своей деятельности в сохранении профессии. Их не волнует угроза существованию их временного места деятельности. Менее надежно положение лидеров и специалистов, выросших в рамках одной системы и потому не уверенных в существовании альтернативы.

Приведенные примеры показывают значение идеологической дискуссии с точки зрения различных видов деятельности. Кардинальная проблема состоит в представлении, что идеологические дебаты не нужны в периоды высокого спроса Такие периоды обычно привлекают людей с ориентацией на власть. Эта личностная ориентация очень неэффективна, когда потребность в идеологии достигает наивысшего уровня. Восприимчивость к структуре потребностей потребителей не характерна для того типа людей, которые вовлечены в деятельность в условиях очень высокого спроса Михаил Горбачев представляет собой исключение. Он феномен в том смысле, что выжил, будучи сторонником перемен, в репрессивной и ориентированной на власть системе. Его можно назвать “политическим мутантом”, который может возникнуть даже в рамках относительно всеохватывающей идеологической системы (в данном случае - диалектического материализма). Люди сидят и разговаривают друг с другом, пытаясь толковать свое кредо, когда неожиданно возникает комбинация идей как логическое следствие принципов диалектического материализма, противоречащая традиционным методам производства Если эта комбинация возникает у человека, обладающего способностью целостного видения, то прокладывается путь чему-то новому. Тогда выбор Горбачева в лидеры Советского Союза произошел либо по ошибке ближайшего окружения, что маловероятно, либо по причине понимания ближайшим окружением значения радикального обновления.

В государстве – регламентация, строгое подчинение установленным нормам

В политике – государственный абсолютизм

В обществе – господство высоких нравственных добродетелей

Культура классицизма

В искусстве – соблюдение определенных канонов, его метафизичность, нормативность

В литературе – обращение к образцам и формам античности как к идеальному художественному эталону

В философии – рационализм, приоритет разума, опора на естественные науки

В эстетике – идеи строгой математической симметрии, гармонии и единства

В культуре – прямое администрирование, вмешательство в деятельность учреждений культуры, в творчество ее выдающихся представителей

Классицизм зародился в Италии в XVI в., а затем получил распространение в других странах Европы. Его возникновение связано с формированием абсолютистских государств этого континента. Классической страной абсолютизма в XVII в. стала Франция, где при короле Людовике XIV установилась неограниченная власть монарха, а он сам говорил: «Государство – это я». В рамках данной монархической идеологии формировались теоретические, ценностно-смысловые принципы классицистического направления в культуре. Абсолютистские власти, признававшие классицизм в качестве единственного «правильного» стиля, вмешивались в деятельность писателей и художников. Так, с этой целью в 1634 году была создана Французская академия, объединившая преимущественно философов, которая была призвана контролировать литературное творчество. Вскоре были организованы Королевская академия живописи и скульптуры, Академия архитектуры. В 1666 г. учреждена Академия наук. Во всех академиях господствовал классицизм как официальный стиль абсолютистского государства.

В диалектическом понимании классицизм есть сложный, внутренне противоречивый художественный метод, в котором переплетались идейно-художественные принципы, соответствующие как системе ценностей господствующего класса, преимущественно придворной аристократии, так и тем идеалам, нравственным нормам, критериям личности, которые были свойственны демократическим слоям общества (Л.Е. Кертман). В начале XVII столетия идейно-художественная система классицизма была воплощением эстетических идей, вкусов и даже политических позиций господствующего класса, преимущественно той его части, которая была ориентирована на укрепление абсолютной монархии, всеобъемлющего контроля над жизнью и сознанием народа в целом и каждого индивида в отдельности. К концу XVII в., когда поддержка абсолютизма уже не отвечала ценностным ориентациям демократических слоев населения, включая и буржуазию, в классической литературе появляются тираноборческие мотивы, что, безусловно, выражало устремления демократической культуры общества (такова, к примеру, трагедия Жана Расина «Британик», в которой император Нерон приказывает убить своего сводного брата Британика). В этих противоборствующих тенденциях и вырастал классицизм как феномен культуры. С одной стороны, основанный на верности принципам античного искусства (рационализм, симметрия, целенаправленность, сдержанность и строгое соответствие содержания произведения его форме), классицизм стремился выразить возвышенное, героическое, утвердить нравственные, гуманистические идеалы, создать ясные и органичные образцы. А с другой, он содержал в себе черты идеализации, утопизма, академизма, излишней нормативности.

Следуя образцам античности, классицизм и в теории, и, чаще всего, на практике принимал строгое деление жанров литературы, театра и живописи на высокие и низкие.

Иерархия художественных жанров в культуре классицизма

В действительности значимость «высоких » и «низких » жанров в конечном итоге определялась талантом и масштабом личности самого творца того или иного произведения. Это в первую очередь относится к Мольеру (1622-1673) , творчество которого получило всемирное признание. Именно у Мольера комедия перестала быть «низким » жанром: его пьесы получили название «высокой комедии », ибо в них, как и в трагедии, поднимались важнейшие общественные, нравственные и философские проблемы века.

Лекция 15. Политические идеологии

1. Понятие, структура и функции идеологии

2. Либерализм

3. Консерватизм

4. Коммунизм. Социализм. Социал-демократизм.

5. Анархизм

Термин «идеология » ввел французский учёный Антуан де Траси (1754-1836 гг.), который определял идеологию как учение об идеях, позволяющее сформулировать фундаментальные основы политики и этики. Именно так поначалу и понималась идеология – как наука об идеях, управляющих поведением людей (idea – идея и logos – слово, понятие, знание). Однако очень скоро идеологию стали понимать как «иллюзорное, ложное сознание» (К.Маркс), как совокупность «ловких демагогических ухищрений» (В.Парето), как «способ добровольной мистификации» (К.Манхейм), призванный манипулировать общественным сознанием в угоду правящего класса. Именно этим пониманием идеологии руководствовались сторонники так называемой «деидеологизации» общественного сознания в период перестройки 1985-1991 гг. Однако очень скоро стало ясно, что избавиться от идеологии невозможно в принципе. На место свергнутой идеологии тотчас же появляется другая идеология. Человеческое общество не может жить без той или иной идеологии, которая составляет, согласно определению, приведённому Н.М.Канашевич, «теоретически систематизированную совокупность социально-политических идей, в которой отражается и выражается самосознание определённых социальных субъектов – классов, групп, партий, общественных движений – их отношение к той или иной стороне действительности (взгляды, интересы, потребности, цели, намерения, умонастроения)». Не можем не привести очень удачное, на наш взгляд, определение идеологии, оглашённое Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на встрече с руководящими работниками республиканских и местных государственных органов в 2003 году: «Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям». Таким образом, идеология представляет собой систему идеалов, ценностных предпочтений людей в сфере политических отношений. И в этом контексте идеология оказывается чрезвычайно важным фактором, определяющим политическое поведение людей.

Идеология, являясь элементом общественного сознания, иерархически структурирована на следующие уровни.

Уровень научных концепций, системно описывающих социально-политические идеалы и ценности общества и отдельных социальных групп, слоёв и классов.

Уровень программ политических партий, в которых формулируются конкретные политические установки и требования тех или иных социальных образований.


Деятельностный уровень, проявляющийся в конкретных фактах социо-нормативного поведенческого и символического воплощения господствующей идеологии в жизни общества и его отдельных членов.

Идеологическая сфера общества структурирована также и по социальным слоям и классам. Можно смело говорить о том, что каждый социальный класс и каждый социальный слой имеет свою собственную идеологию, отражающую его специфические интересы, цели, идеалы, а также понимание того, каким образом следует эти идеалы достигать. Различия между классовыми или сословными идеологиями могут быть существенными, вплоть до антагонистической непримиримости, а могут быть и незначительными, только в деталях. Конституция Республики Беларусь постулирует равноправие всех идеологий. Однако на деле доминирует какая-то одна идеология, получающая статус государственной в той или иной стране.

Идеология каждой страны имеет свою национальную специфику, обретая государственную форму. Однако содержание любой идеологии социально-классовое и потому может быть надгосударственным. Идеологии не имеют национально-государственных границ. Об этом свидетельствует существование международных альянсов на идеологической основе: партийных, например, Социалистический интернационал, религиозно-конфессиональных и политических, например, НАТО или в своё время Варшавский договор. Как об идеологии всемирного масштаба можно говорить о концепции общечеловеческих ценностей. Таким образом, как мы видим, идеологическая сфера имеет очень сложную структуру.

В любом современном обществе идеологии придаётся огромное значение. Это и понятно, поскольку идеология выполняет целый ряд чрезвычайно важных общественных функций. Перечислим основные.

Идеология выполняет важную функцию легитимизации правящего субъекта власти и политического режима в целом, объясняя, обосновывая и оправдывая его перед современниками и потомками.

Консолидирующая и мобилизирующая функции идеологии проявляются в том, что она сплачивает народ единым пониманием цели общественного развития, а также мобилизирует массы на согласованное политическое действие единством средств достижения этой цели. Дело не меняет даже то, что реально эти социально-политические идеалы выражают интересы лишь части общества, зачастую очень небольшой. Государственная идеология придаёт им статус важнейших общественных ценностей.

Социо-нормативная функция идеологии имеет своим результатом создание системы социальных норм, определяющих поведение индивидов как в сфере политических отношений, так и в иных сферах человеческой жизнедеятельности, включая и приватную.

Идеология выполняет конструктивную функцию тогда, когда создаёт новую или укрепляет старую систему ценностей.

Идеология становится деструктивной силой тогда, когда является средством критики существующего режима с позиций контрэлиты ради установления нового политического строя. Ясно, что обе последние функции взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Социально-психологическая, или “терапевтическая” функция идеологии выражается в предоставлении индивиду смысложизненных основ его существования, в оправдании бытовых или моральных трудностей. В этом смысле идеология выполняет те же функции, что и религия, создавая человеку психологический комфорт при наличии реальных проблем.

Таковы сущность, структура и основные функции идеологии как таковой. А теперь присмотримся повнимательнее к базовым идеологическим концепциям.



Статьи по теме: