Виды и типы музыкальных занятий. Виды музыкальных занятий Основные направления кор-пед раб

Цель: закрепить знания детей старшей группы по разновидностям оркестров: симфонический и оркестр народных инструментов, про инструменты, которые входят в состав этих оркестров.

Создать детям интересные игровые ситуации, в которых дети смогут проявить себя в качестве музыкантов. Познакомить детей с новыми музыкальными терминами: ансамбль, дирижер. Развивать творческие способности детей в инструментальной деятельности.

Задачи: продолжать работу над усовершенствованием игры детей на музыкальных инструментах в детском саду. Развивать ритмичный слух детей старшей группы, учить правильно передавать ритмичный рисунок знакомых песенок во время игры на музыкальных инструментах. Учить воспитанников запоминать названия музыкальных произведений, композитора. Использовать в ответах музыкальные термины: инструментальная музыка, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, дирижёр, ансамбль. Учить детей расшифровывать эти музыкальные термины.

Ход занятия

Муз. рук. (приглашает детей в музыкальный зал) «Раз-два-три-четыре-пять будем мы сейчас играть! А играть мы будем с музыкальными инструментами. Начнем игру с того, что я вам раздам карточки, на которых нарисованы музыкальные инструменты (раздаёт картинки). Посмотрите внимательно на карточку и скажите, что необычного в этом рисунке? (Дети отвечают). Правильно, дети, на карточках нарисовано только половина музыкального инструмента. Как вы думаете, что вам сейчас надо сделать, (дети отвечают). Правильно надо вам найти вторую половинку».

Музыкальный руководитель предлагает детям встать парами, чтобы было видно — половинка найдена. Дети становятся парами, кладут на пол свои половинки, соединяя их. Затем идет следующее задание: дети по очереди называют свой музыкальный инструмент.

Муз. рук. На этом наша игра не закончилась, продолжаем играть дальше. Сейчас мы с вами вспомним, какие виды оркестров вы знаете (дети называют виды оркестров).

Муз. рук. Следующая наша игра называется «Собери оркестр». Вспомните, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, какие — в оркестр народных инструментов. Вы должны будете из карточек составить два разных оркестра.

Дети выполняют игровой момент в разных уголках зала. Музыкальный работник помогает тем, кто затрудняется.

Муз. рук. Дети, сейчас будут звучать знакомые вам музыкальные пьесы. Если вы услышите инструментальную пьесу, исполненную симфоническим оркестром, то захлопают в ладоши дети, которые собрали из карточек симфонический оркестр. А если услышите инструментальную пьесу, исполненную оркестром народных инструментов, то хлопают в ладоши дети с карточками этого оркестра.

Дети слушают музыкальные пьесы (отрывки): «Вальс», «Комаринская» музыка Чайковского .

Дети не только хлопают в ладоши, но и называют названия музыкальных произведений, композитора. После этого дети складывают свои карточки.

Муз. рук. Чтобы оркестр исполнял любое музыкальное произведение слаженно, ритмично, вместе начиная и заканчивая музыкальную пьесу, в оркестре для этого есть дирижер. У дирижера есть палочка (показывает её). Дирижер ритмично взмахивает палочкой в такт музыке, для того, чтобы музыканты играли музыку все в одном и том же темпе от начала и до конца. Хотите попробовать поиграть оркестром с дирижером?

Дети исполняют ритмично-шумовым оркестром знакомую песню. Музыкальный руководитель берет на себя роль дирижера.

Муз. рук. А сейчас, дети, я приглашаю вас подойти к металлофонам и ксилофонам. Мы поиграем с вами на этих инструментах знакомые вам попевки: «Куры», музыка Тиличеевой; «Как под горкой» рус. нар муз. А играть мы будем вот как: сначала играют дети, которые стоят за металлофонами, а потом дети — которые стоят за ксилофонами (подгруппы детей меняются).

Дети исполняют знакомые попевки по очереди.

Муз. рук. Вы заметили, дети, что мы сейчас с вами играли не все вместе оркестром, а по-другому: сначала одна группа детей играла, а потом другая. Вы играли сегодня ансамблем. Что такое ансамбль — это когда музыку исполняют не все музыканты сразу, а только несколько человек. У нас сегодня играли два ансамбля. Один ансамбль играл на металлофонах, второй — на ксилофонах.

А сейчас мы попросим ансамбль музыкантов исполнить музыкальную мелодию, чтобы мы смогли потанцевать. Танец наш будет тоже как игра: если будут звучать музыкальные треугольники — вы будете выполнять боковой галоп, если заиграют бубны — вы будете выполнять движение: выставление ног на пятку на подскоке, а если услышите, что зазвучали трещотки будете выполнять подскоки.

Муз. рук. Игра наша с музыкальными инструментами заканчивается. Музыканты сейчас бережно и аккуратно положат свои инструменты на место и пойдут отдыхать.

Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада. и музыкальное воспитание в семье.

Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии,- вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности , обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям.

Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Для того чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить ее эмоционально-образное содержание детям, педагогу нужно владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) - наиболее легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.

Степень контрастности предлагаемых для сравнения произведении может быть различной. Задания усложняются в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применяются игровые приемы (выбрать из карточек одну, соответствующую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера музыки и т. д.).

На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.

Полезно ставить перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать инструмент, по тембру соответствующий характеру музыки; сыграть на нем вместе с педагогом (исполнение пьесы на фортепиано); сравнить варианты движений под музыку и выбрать наиболее близкие ей; найти «свои», оригинальные движения.

Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались.

На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности . Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах - чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.

Необходимо подчеркнуть, что формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей.

Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие - менее. Есть дети способные, но стеснительные.

Вера ребенка в свои силы - необходимое условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что у него получится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть положительного результата. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях.

Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого дошкольника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание сложнее, менее развитый - доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.

Одобрение и поощрение успехов ребенка очень важно для осознания им собственного «я», необходимого для продвижения вперед в развитии, в частности музыкальном.

Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыками (движения, игра на музыкальных инструментах). Это воспитывает в них доброжелательные отношения в общении, внимание друг к другу.

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т. д.

Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. В зависимости от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах организации деятельности.

Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

V Музыка в повседневной жизни детского сада еще одна форма организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники.

Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.

Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) приобретают различное содержание в зависимости от организационных форм, в которых они протекают. Методы руководства деятельностью в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание музыки на занятии - активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произвольное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, звучащую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.

Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган).

Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.

В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры).

Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский и др.), рассказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыке Л. Бетховена детям рассказывают, что она очень мужественна, в ней слышатся страдания, боль, потому что у самого композитора была очень нелегкая судьба: глухота, непризнание его музыки при жизни, личные переживания из-за невозможности жениться на любимой девушке (Джульетте Гвиччарди), унизительное положение музыканта при дворе в те времена и т. д. Рассказ, сопровождаемый фрагментами музыкальных произведений Л. Бетховена, надолго запоминается детям.

Прекрасные темы для таких бесед-концертов - «Сказка в музыке» (по произведениям А. К. Лядова «Баба-Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», М. И. Глинки «Руслан и Людмила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. И Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. Кюи и П. И. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки).

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке.

Форма занятия не всегда позволяет включать подобные развернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние задачи музыкального воспитания детей в других видах деятельности (исполнительстве и творчестве).

Исполнительская и творческая деятельность на занятии тоже отличается от использования ее в повседневной жизни детского сада и в семье. Различны и методы руководства ею.

На занятиях под руководством педагога ребенок овладевает всеми видами исполнительства: приобретает певческие, музыкально-ритмические навыки и умения, учится играть на музыкальных инструментах. С помощью этих видов исполнительства педагог стремится заинтересовать детей музыкой, обучить их самостоятельным способам действий, умениям и навыкам, которые они будут применять в жизни.

В повседневной жизни детского сада (в семье) ребенок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

В самостоятельной деятельности качество исполнения произведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она свидетельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состоявшемся развитии музыкальных способностей.

Самостоятельные музыкальные проявления у детей в некоторой степени могут быть показателем работы музыкального руководителя на занятиях.

В повседневной жизни возможны и другие виды музицирования, более активные. Силами ребят ставятся оперные спектакли, как специально созданные для детей детские оперы («Петушок», «Муха-Цокотуха» М. И. Красева и др.), так и сочиненные самими детьми, по мотивам русских народных сказок («Репка», «Колобок» и др.). Постановки таких спектаклей позволяют педагогу уделять внимание развитию каждого ребенка, предоставляя ему возможность наиболее полно проявить свои способности, склонности.

Помимо оперных спектаклей для инсценировки используется и музыка сказок-балетов («Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и др.)-

При инсценировке сказки-балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» (музыкальный руководитель А. Н. Кукушкина, Москва) дети сами включаются в действие: маршируют вокруг новогодней елки во время звучания марша (в самом начале балета), затем Маша убаюкивает сломанного Щелкунчика и напевает ему колыбельную, внезапно появляются мыши во главе с мышиным Королем и т. д.

Действия детей могут быть частично подготовленными, но вводятся и творческие импровизации. Например, танец мышей (дети одеты в характерные костюмы и шапочки) строится на свободных импровизациях. Таким же свободным, содержащим импровизации движений может быть «Вальс снежных хлопьев», звучащий во время путешествия Маши и Принца в сказочное царство сластей. (Девочки танцуют, держа в руках блестящие нити «дождика».) А танец феи Драже дети сопровождают игрой на музыкальных инструментах - ксилофоне, румбе, палочках, «волшебном» треугольнике.

Инсценируя сказку-балет, ребята слушают музыку, двигаются, играют на музыкальных инструментах, подпевают, что делает их восприятие активным, усиливает интерес к музыке.

Для праздничных утренников и концертов отбираются хорошо выученные песни, танцы, музыкальные игры, пьесы (исполняемые на музыкальных инструментах соло, в ансамбле в оркестре).

На праздничных утренниках должны звучать яркие произведения, любимые детьми, способные оказать на них эмоциональное воздействие. Рекомендуется включать в утренники не только пение, танцы, но и слушание музыки, знакомой и незнакомой детям чтобы они получали удовольствие от ее восприятия в праздничной обстановке, понимали, что сама музыка может создать радостное настроение. Слушание музыки бывает связано с тематикой утренника (например, на утреннике, посвященном 8 Марта слушают пьесы «Мама» П. И. Чайковского и «Материнские ласки» А. Т. Гречанинова) или не связано.

Педагогическое руководство на празднике носит организующий характер: педагог следит за эмоциональным состоянием детей регулирует смену их впечатлений.

Марина Балясова
Классификация музыкальных занятий по их содержанию

Следующее основание для классификации музыкальных занятий - это его содержание . В связи с этим музыкальное занятие может быть типовым , или традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться .

Доминантное музыкальное занятие – это занятие , на котором преобладает один вид музыкальной деятельности . Или занятие , направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности-чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др. В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждый из них направлен на совершенствование доминирующей у ребёнка способности.

Тематическое музыкальное занятие определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей . В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например «Природа в музыке » , «Времена года в музыке » , «Музыка моего народа » ) и музыкально-тематические . Главное в тематических занятиях показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально – тематических занятиях формулировка темы связана с выразительными средствами музыки , с музыкальными инструментами , с именами и творчеством композиторов. Такие занятия ещё называют сюжетными музыкальными занятиями . Они объединены не только одной темой, но и одной сюжетной линией (например, «Сказка в музыке » , «Зимние истории и небылицы» ). Целостность музыкального занятия в данном случаи достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей .

Комплексные музыкальные занятия – основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки , живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Их цель – объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную , изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств. О взаимосвязи искусств.

Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка , она требует согласованных действий от воспитателя, музыкального руководителя , старшего воспитателя, специалистов. Проводятся такие занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.

Интегрированное занятие характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого либо явления, образа.

Публикации по теме:

Занятие 1 ПРИВЕТСТВИЕ: В гостях у детей зайчик. Поздороваться с зайчиком высоким и низким голосом. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: Упражнение.

Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ «…Прекрасное побуждает доброе» (Д. Б. Кабалевский). «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» (В. А. Сухомлинский).

Классификация театрализованных игр Как правило, дошкольники бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли.

Цель: Пробудить эмоциональную отзывчивость в детях на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Конспект Доминантного музыкального.

Занятие по развитию музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах. МБДОУ д/с №118 2010 год.

Консультация «Классификация игр с правилами» Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического.

Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически.

Статья. Виды и типы музыкальных занятий .

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т.д. В зависимости от состава детей занятия подразделяют на следующие виды: фронтальные (объединяющие всю возрастную группу), групповые (большие группы по 4 - 7 детей), индивидуальные, объединенные (занимаются 2 - З возрастные группы). В зависимости от содержания занятий они могут быть тематическими (в старших группах) и комплексными 14 . Каждый из видов занятий отвечает общим задачам музыкального воспитания и имеет свои специфические задачи, это все отражается в перспективном и календарном планах. Соотношение указанных видов занятий в возрастной группе детского сада определяется учебно-воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом. Структура музыкальных занятий, имеющая в практике некоторую стабильность, может и должна варьироваться в зависимости от учебных, воспитательно-образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала, а также общего психофизического состояния детей. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические (а фронтальные бывают еще и комплексными) в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличие темы. Детей принимают в дошкольное учреждение с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5 - 10 минут. Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желании подпевать, двигаться. Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой. Нужно всегда помнить, что уже в этом возрасте следует разнообразить музыкальные впечатления дошкольников. Они должны накапливать опыт слушания и классических произведений, как созданных произведений специально для детей, так и коротких произведений или небольших фрагментов классической музыки разных времен, близкой детям по эмоционально-образному содержанию. Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соответствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений. Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика. Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие, - восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание. Педагог должен поощрять малейшие музыкальные проявления малышей, одобрять их действия, согласующиеся с музыкой, тактично поправлять ошибки.

Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми он проводит особые индивидуальные занятия, консультирует родителей. Индивидуальные музыкальные занятия с детьми строятся на основе тщательного изучения педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения и деятельности в коллективе, учете уровня их физического, умственного и эстетического развития, эмоционально жизненного тонуса. Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся не только с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста , когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности. Занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности . В этом случае оно включает различные виды музыкальной деятельности. Индивидуальные доминантные занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах. Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различения высоты звуков даются всей группе детей, начиная с младшего возраста. Музыкальные занятия с небольшими группами проводятся с детьми, у которых недостаточно развиты слуховые представления, музыкально - ритмическое чувство, с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся действовать в коллективе сверстников. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех отсталых детей. На таких занятиях решаются задачи музыкально-сенсорного развития детей, обучения различным способам выполнения музыкальных заданий по пению, музыкально-ритмическим движениям, игре в ансамбле на детских музыкальных инструментах, творческие музыкальные задачи. Музыкальные объединенные групповые занятия проводятся эпизодически. Они организуются педагогом в целях установления слаженности коллективного исполнения песен, танцев, шествия детей при входе на праздник. Проверяется общая слаженность движений для праздничного шествия, входа: начало движения после вступления к маршу, поочередный выход отдельных групп, размещение в зале и т.д. Все виды музыкальных занятий представляют собой учебный, развивающий воспитательно-образовательный комплекс целенаправленной, различно организуемой музыкальной деятельности детей. Все виды этой деятельности оказывают на ребенка эмоционально - эстетическое воздействие, создают особую заинтересованность в процессе обучения, воспитывают у детей любовь к музыке, стремление к музыкальному исполнительству и творчеству 15 .

Типовое занятие . Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным. Обучение игре на музыкальных инструментах и творческие задания требует на занятиях и вне их много времени. Ссылаясь на его недостаток, музыкальные руководители редко обращаются к этим видам деятельности. Необходимо тщательно продумывать очередность заданий. Например, петь после пляски трудно из-за неустановившегося дыхания, поэтому перед пением нужно снизить двигательную активность спокойными движениями или другими видами деятельности. Задания, требующие эмоциональной и умственной активности. Сосредоточенности, лучше давать в начале занятия. Ребятам трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить. Важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог должен даже по ходу занятия изменить запланированную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены. Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, объединяют в подгруппы. Это позволяет уделять большое внимание одаренным детям 16 .

Тематическое занятие . Если занятие объединено темой, взятой из жизни, или собственно музыкальной темой , оно носит тематический характер. Выделяют три разновидности этих занятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные - в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника. Вместо концерта, подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. На занятии, связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное - с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Музыкально - тематическое занятие - еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т.д. Темы таких занятий могут быть различными. Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой , но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображения, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передавать в ней определенное настроение. Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях и в виде фрагментов. В младшей группе даже ритмическая разминка может быть дана образной форме. Поиски образных движений в воображаемой ситуации подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия. Все виды тематических занятий применяются в каждой возрастной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке 17 . Музыкальные занятия. Цель этого вида занятий - дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Все музыкальные или как их еще называют, комплексные занятия в дошкольном образовательном учреждении строятся на синтезе искусств. Раньше, занимаясь строго по Типовой программе Министерства образования, детский сад не мог объединить сразу несколько видов искусств в одном занятии, это не было предусмотрено программой. А сейчас на современном этапе детский сад выбирает себе ту модель воспитания дошкольника и ту программу, которая наиболее применима для материально-технического оснащения и уровня кадровой подготовки именно этого образовательного учреждения. Поэтому на музыкальных занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Музыкальное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, и, наконец, темой может быть само искусство. Это многообразие тем обогащает содержание музыкальных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, например «Времена года», «Сказочные персонажи», помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны , только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отменить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова). Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, например, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» - «Не ветер бушует над бором...» (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута. На занятии, посвященном теме «Сказочные персонажи», интересно не только проследить, как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, го и сравнить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему, например: пьесы «Баба-Яга» П. И.Чайковского из «детского альбома», «Баба-Яга» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и симфоническую миниатюру «Баба-Яга» А. К. Лядова или пьесы «Шествие гномов» Э. Грига и «Гном» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и др. На занятии по первой теме можно сравнить краски в живописи с тембрами музыкальных инструментов или некоторыми другими средствами выразительности (регистром, динамикой и их сочетания в высоком (светлом) регистре и низком (темпом), исполненные ярким, громким звуком и нежным, тихим, сопоставив эти средства музыкальной выразительности с интенсивностью цвета в живописи. Можно поговорить и о сочетании различных средств выразительности, например, сыграть детям произведения с одной динамикой (тихой), но в разных регистрах (высоком и низком), чтобы они услышали разницу в характере музыки. Тихое звучание в верхнем регистре создает нежный, светлый характер («Вальс» С. М. Майкапара), а в нижнем - таинственный, зловещий («Баба-Яга»

- 127.50 Кб

Министерство образования и науки УР ГОУ СПО «Удмуртский республиканский социально – педагогический колледж»

Контрольная работа по музыке.

Тема: «Виды и типы музыкальных занятий»

Специальность: 050704

«Дошкольное образование»

Курс 4, группа 34 «А»

Мандрыгина Марина Сергеевна

Форма обучения: заочная

Руководитель: Зеленина Л. В.

Ижевск, 2010 г.

Введение

  1. Виды музыкальных занятий
    1. Доминантные занятия
    2. Тематические занятия
    3. Комплексные занятия
  2. Типы музыкальных занятий
    1. Фронтальные занятия
    2. Занятия индивидуальные и по подгруппам

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальные занятия – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно.

В процессе любых занятий ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

  1. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.

В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия-выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

    1. Доминантные занятия

Доминантные занятия. Этот вид занятий, как было сказано выше, используется, чтобы развить какую-либо музыкальную способность, ликвидировать отставание. Если на доминантном занятии преобладает определенный вид музыкальной деятельности (остальные вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности группировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать ее.

Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий.

Если преобладающим видом деятельности на занятии является восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют. Ребята могут передать характер музыки по-разному: движениями или, выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопровождении фортепиано).

Все занятие подчинено одной цели-привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности.

Если в занятии доминирует пение, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Так, чтобы исполнение песни было выразительным, полезно провести и беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях. Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, контрастными по характеру или сходными с исполняемой песней.

Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры – угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

Игровые и соревновательные приемы позволяют дифференцировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка.

При доминировании игры на музыкальных инструментах помимо обучения детей необходимым навыкам можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах симфонического оркестра), с помощью грамзаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента.

Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов. На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов.

В доминантное занятие с преобладанием детского музыкального творчества можно включить его разновидности - песенное творчество, творчество в музыкально-ритмических движениях, музицирование на музыкальных инструментах.

На доминантных занятиях необязательно привлекать все в музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

Если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения.

Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их, начиная со второй младшей группы.

    1. Тематические занятие.

Выделяют три разновидности этих занятий:

  • собственно тематические;
  • музыкально-тематические;
  • сюжетные - в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета.

Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой (собственно тематическое занятие), например: «Осень», «Природа и музыка» и т. д. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.

Вместо концерта, подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в грамзаписи. Ребята могут исполнить свои любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное-с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Например, на занятии «Природа и музыка» важно подобрать выразительный музыкальный репертуар (уже знакомые произведения и новые). Детям раскрывают изобразительные и выразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное картине природы: любование ее красотой, завороженность («Росинки» С. М. Майкапара), тревогу, смятение («Зимнее утро» П.И. Чайковского), могущество, силу («Море» Н.А. Римского-Корсакова), чистоту, нежность, беззащитность («Подснежник» П.И. Чайковского из цикла «Времена года») и т. д.

Музыкально-тематическое занятие - еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий могут быть различными: «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Регистр», «Динамика», «Интонация в музыке и речи», «Народные музыкальные инструменты», «Инструменты симфонического оркестра», «Русская народная песня» и т. д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фрагменты классической музыки изобразительного характера усиливают впечатление необычности обстановки, дают толчок творчеству («Утро», «В пещере горного короля» Э. Грига, «Море» Н.А. Римского-Корсакова, «Марш Черномора» М.И. Глинки и др.).

В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное (заданное) настроение: «Спой свой марш так, чтобы нас не услышали злые волшебники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещеры», «Сколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полечку и спляшем, чтобы отогнать их» (музыкальный руководитель Н.Н. Харчева, Москва).

Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях и в виде фрагментов. В младшей группе даже ритмическая разминка может быть дана в образной форме (музыкальный руководитель Л.А. Волкова, Москва): «Выглянуло солнышко - погреем ручки. А сейчас полежим у речки на теплом песке - работаем носочками, делаем круговые движения, перевернулись на спину, бьем ножками по воде. Какая гора песка! Ищем камешки. Посмотри на солнышко: какой красивый камешек! Спрячь его. А ты нашел? Может, подаришь его мне? Спасибо! Ловите жучков! Подуй, отпусти его на волю! А ты кого поймал? Кузнечика? Отпусти его - пусть прыгает! Что случилось? Дождик! Все под зонтик! Кончился дождик? Попляшем!» Типы музыкальных занятий
Фронтальные занятия
Занятия индивидуальные и по подгруппам
Заключение
Список литературы
Приложение

Доминантное занятие по элементарному музицированию

Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь…
Что вы услышали?
Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным? Ответы участников

Жизнь была бы страшно скучной, если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать Звук: шум дождя и сердца стук!
Да, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и невкусный.
Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры
персонажей. Помните, пьесу П.И.Чайковского «Баба яга»? Какая в ней музыка? Очень похоже на сказочную Бабу Ягу?
А как ярко музыкальные инструменты могут изобразить явления природы! С помощью литавр музыкант изображает раскаты грома; звуки флейты очень точно передают пение птиц; переливы арфы напоминают волнение воды. Звенит колокольчик.
Слышите, это волшебный колокольчик приглашает вас послушать произведение Антонио Вивальди «Зима» в исполнении оркестра. Вы послушайте и определите настроение, характер этого произведения, о чем рассказывает нам эта музыка, чьи голоса вы услышите в этой музыке? Слушание произведения, рассматривая зимние пейзажи (слайды), небольшая беседа.
Наверное, каждый из нас когда-нибудь мечтал научиться играть на музыкальном инструменте. Вы мечтали об этом, ребята? А как вы думаете, что для этого необходимо?
А есть ли у вас чувство ритма, музыкальный слух, умеете ли вы слушать музыку, мы сейчас проверим! А с помощью чего мы проверим, предлагаю отгадать:

Что за кирпичи квадратные,
Цветные и аккуратные? -
Словно краски в тюбиках,
Разноцветье... (кубиков )
Музыкально – ритмическая деятельность : «Ритмические кубики» под музыку «Полька Трик-Трак»
Молодцы! Вы замечательно справились с этим упражнением, а значит, каждый из вас может стать отличным музыкантом!
- Но, какой же музыкальный инструмент выбрать?
- На чём бы вы хотели научиться играть?
Чтобы нам лучше разобраться и больше узнать про это, я приглашаю вас в «Музей музыкальных инструментов». Посмотрите, перед вами целая выставка! Какие же инструменты вы видите? Перечисляют инструменты
Игра «Угадай, что звучит!»
Ах, как здесь интересно! Наверное, инструменты очень обрадовались тому, что на них обратили внимание. Давайте обрадуем их ещё больше и споём о них песенку.
Вокальная деятельность : «Этот ритм повторяй!»
Эй, друг
Не зевай

Этот ритм
Повторяй

1. Палочками - клавесами
Будем мы стучать.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!

2. Бубны будем мы трясти,
В бубны ударять.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!

3. Наш приятель ксилофон
Не привык молчать.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!

4. Этот звонкий треугольник
Не даёт скучать.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!
Ой, посмотрите, а что же среди всех инструментов делают эти 2 камня? Как вы думаете?
Давным-давно у людей не было ничего! Их окружала только прекрасная, нетронутая рукой человека, чистая природа.
Музыкально-ритмическое упражнение «Цветы и бабочки»
Древний человек, увидав всю эту красоту, находясь в хорошем настроении, поднял с земли камни и начал отстукивать ритм. А второй человек, услыхав, стал повторять этот ритм.
Игровая деятельность : «Эхо»
Прошло время…. Люди изобретали всё новые и новые инструменты, которые разделили на группы. Кто мне скажет, на какие?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»

А теперь отгадайте загадку:
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.
Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.
Не приучен он к порядку, или делает зарядку?
С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это…… дирижер
Игра «Дирижер и оркестр»
С помощью музыкальных инструментов, можно и рассказывать сказки. Я вам сейчас расскажу сказку про зайчишку-трусишку, а вы не зевайте, инструменты разбирайте и мне помогайте!
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!
Испугался заяц и бежать.
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!
Бросился заяц бежать.
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!
Побежал заяц из леса к речке.
А на берегу речки лягушки сидели.
Увидели они зайца и прыг в воду.
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

А теперь на минуточку представьте, что все-все музыкальные инструменты исчезли из нашей жизни! На чем же мы будем играть? Я кажется, придумала. Помните, в начале нашей встречи я вам говорила, что может звучать все, что нас окружает. Есть немало предметов, которые издают интересные звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты. Сейчас я вам расскажу об этом сказку.

Сказка «Чей голос лучше»
- Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
«У нас просто волшебный голос» - сказали большие хрустальные бокалы.
- И они зазвенели… (Звон бокалов)
- У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились.
- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели. (Бренчание маленькой ложечки в стакане)
- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла. (Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)
- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест? - И он зашелестел. (Шуршание пакета)
- Разве это музыка? – Закричали баночки из-под кетчупа. Тебя же почти не слышно!
Вот как надо играть! – И они громко-громко зашумели… (Бутылочки с крупой)
- А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый! - сказали ложки и громко застучали. (Стук ложек)
- Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас! - И они зазвонили, как колокол. (Удары крышек)
А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катенька и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр!
А вдруг даже нет посуды? Как же можно сыграть музыку? С помощью нашего тела
Игра «Звучащее тело»
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. И я за старание награжу вас медальками «Лучший музыкант»

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные, в зависимости от числа участвующих в них детей.

Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. В доминантном - какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Как вариант доминантного занятия - выстраивание содержания для развития отстающей музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды музыкальной деятельности, которые могут ее развить. Этот вид занятий используется на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

В тематическом занятии выбирается тема, объединяющая все виды деятельности, может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам. Комплексное занятие содержит разные виды искусства, виды художественной деятельности, бывает фронтальным и проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Занятия индивидуальные и по подгруппам.

Детей принимают в ДОУ с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих, поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю по 5-10 минут. В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми. Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности. Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, может подпевать без слов, помахивать в такт музыке игрушкой. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений.

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке широко используются игровые приёмы, игрушки, атрибуты. Индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста. Это вызвано тем, что все дети развиваются неодинаково, а так же спецификой музыкальной деятельности, предполагающей контакт с каждым ребенком в отдельности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один вид деятельности, занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки развития.


Индивидуальные занятия необходимы при обучении и игре на музыкальных инструментах. Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же. Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похожие недостатки в музыкальном развитии нескольких детей. Детей, проявляющих склонности к отдельным видам деятельности, так же объединяют по подгруппам. На таких занятиях готовят коллективные номера, чтобы показать их остальным детям на праздничном утреннике. Обучать игре на музыкальных инструментах так же можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, оркестре.

Фронтальные занятия. Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Постепенно по содержанию занятия приближаются к фронтальным. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам проводятся по мере необходимости. В среднем и старшем возрасте фронтальные занятия становятся основным видом занятий. Они так же делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные. Типовые занятия включают все виды музыкальной деятельности. Но зачастую из-за малого времени занятия, все виды деятельности использовать невозможно. Главное условие - чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Практика показывает, что реже всего используются на занятиях слушание музыки и игра на музыкальных инструментах, преобладает пение и музыкально-ритмические движения. В этом заключается большая ошибка, так как отсутствие раздела «Слушание музыки» обедняет музыкальные впечатления детей, а игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкального слуха, что недостаточно только в пении. Слушание музыки развивает важнейшую музыкальную способность - эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности. Фронтальные занятия имеют традиционную структуру, но необходимо постоянно варьировать ее, чтобы не исчезал интерес к музыкальным занятиям.

Структура фронтального занятия:

Вход под музыку. Постепенно музыку нужно менять.

Музыкально-ритмические упражнения.

Дети садятся, и педагог переходит к разделам «Слушание музыки», «Пение» и «Игра на музыкальных инструментах, включая творческие задания.

В завершении занятия - песня или игра.

Выход под музыку.

В этом варианте использованы все виды музыкальной деятельности. Музыкально-образовательная деятельность не имеет особого места в структуре. Сведения о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия.

Вариативность структуры музыкального занятия проявляется в объединении двух видов музыкальной деятельности: слушание с музыкально - ритмическими движениями или игрой на инструментах, пение с музыкально-ритмическими движениями или игрой на инструментах. Такие варианты позволяют повысить интерес детей к занятию и к музыке. Необходимо тщательно продумывать очередность заданий: петь после пляски тяжело, задания, требующие эмоциональной и умственной активности, лучше давать в начале занятия, регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки.

Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Этот вид занятия используется для развития какой-либо музыкальной способности. Например:

1. Если преобладающим видом деятельности является восприятие музыки, то могут применяться и другие виды деятельности, чтобы дети умели не только слушать музыку, но и выражать характер музыки с помощью исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют: в движении, в игре на музыкальных инструментах.

2. Если доминирует пение, педагог концентрирует внимание на развитии вокально-хоровых навыков. Другие виды деятельности помогают приобрести те умения, которые необходимы им в пении: чтобы исполнение было выразительным, полезно провести беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям, уместен прием сопоставления с другими песнями, контрастными по характеру или похожими с исполняемой песней. Чтобы избежать однообразности можно использовать игры с пением, хороводы.

3. Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны передать в движениях. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки, дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

4. Если доминирует игра на музыкальных инструментах, можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах с помощью прослушивания записи звучания различных музыкальных инструментов, провести игры по угадыванию тембров различных инструментов, использовать творческое задание по оркестровке произведения.

5. Если доминирует детское музыкальное творчество, можно использовать все его разновидности - песенное, музыкально-ритмическое, музицирование.

Тематические занятия. Комплексные занятия.

Выделяют три разновидности: собственно тематические, музыкально-тематические, сюжетные в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета. Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой, например, «Осень», «Природа и музыка». Тематическое занятие иногда проводят вместо утренника. Вместо концерта, педагог рассказывает об интересных событиях, из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование звучанием музыки в записи, дети могут исполнить любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

В музыкально- тематическом занятии тема связана с самой музыкой, например такие темы «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Динамика» и т.д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии детям предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное настроение. Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях в виде фрагментов. Главное требование к такому занятию - занятие не должно носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия. Все виды тематических занятий используются в каждой возрастной группе, различаются только содержанием репертуара и сведениями о музыке.

Комплексные занятия.

Цель таких занятий - дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, возможностям своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Поэтому необходимо не формально, а продуманно объединять разные виды искусства, находить черты близости и различияв произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства. Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое занятие. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, помогает проследить как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и различие в настроениях и их оттенках.

Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер, а объединялась задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений. По теме «Сказочные персонажи» необходимо проследить, как передается один и тот же образ в разных видах искусства, а так же сравнить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему. Сложнее проводить комплексное занятие, темой которого является само искусство, особенности выразительных средств. Подготавливают комплексные занятия музыкальный руководитель совместно с воспитателем, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц.



Статьи по теме: