В каком году был построен михайловский замок. Михайловский замок - инженерный замок - николаевская военно-инженерная академия

В первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года, вышел указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома ". Император не желал жить в Зимнем дворце . Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: "Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила ". Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя - Михайловский.

Проектирование нового здания Павел I поручил архитектору Василию Ивановичу Баженову , наставнику императора в архитектуре. Предварительный план будущего строения нарисовал сам Павел.

Закладка Михайловского замка состоялась 26 февраля 1797 года в присутствии Павла I. Баженов не мог присутствовать на ней из-за болезни. Для церемонии был изготовлен специальный кусок итальянского мрамора с надписью "В лето 1797-е месяца февраля в 26 день положено основание сему зданию Михайловского замка... " [Цит. по: 1, с. 144] Для участников закладки приготовили кирпичи из полированной яшмы. По эскизу Винченцо Бренны изготовили серебряный молоток, лопатки и позолочёные блюдца с золотыми и серебрянными монетами. Закладную известь императору подавал архитектор Егор Соколов, императрице - Винченцо Бренна, великим князьям и княжнам - чиновник интендантской службы Григорий Баженов (однофамилец архитектора).

4 марта 1797 года объявлено новое решение: "Строение Михайловского дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне " [Цит. по: 1, с. 145]. Винченцо Бренна, в отличие от Баженова, согласился строить дворец "в великом поспешании". Он был не архитектором, а только лишь декоратором. Поэтому при управлении строительством в точности следовал проекту Баженова. Весной 1795 года Бренна сломал руку, поэтому чертежи сам делать не мог.

В помощниках Бренны числились Фёдор Свиньин и Карл Росси . С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: "Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства... "

Император вносил в проект собственные предложения и требовал их исполнения. Так внутренний двор здания стал восьмиугольным. Это, вероятно, должно было напоминать всем, что Павел I является гроссмейстером Мальтийского ордена, имеющего как раз восьмиугольную форму. В восточной части замка императором было приказано соорудить широкую парадную лестницу, которая вела лишь в небольшую караульную комнату.

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь были направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги . Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников.

"Особой экспедиции для строения" было приказано завершить вчерне строительные работы к 1797 году. Из-за этого приходилось работать круглосуточно. В тёмное время суток строители, чьё количество было доведено до 6 000 человек, пользовались факелами.

Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств ; со стройки Исаакиевского собора - фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет.

На фризе юго-восточного фасада расположена надпись: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы количество лет императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет - сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо. Тимпан фронтона того же фасада содержит барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", созданный скульптором П. Стаджи.

Ради скорейшего украшения интерьеров Павел I отменил пошлину на ввозимые из-за границы предметы, предназначенные для Михайловского замка. Два плафона Большого Тронного зала были сделаны из единого полотна "Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны", написанного художником Д. Валериани для Большого зала в Екатерининском дворце. Его перенесли в Михайловский замок в 1800 году, разрезали на две части ("Аллегория Победы" и "Аллегория Мира") и вставили в новые подрамники.

В отделке помещений Михайловского замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотти, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.

Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления.

C 1798 года облицовывались окружающие Михайловский замок каналы. 30 апреля подряд на облицовку был отдан петрозаводским купцам Ефиму и Филиппу Бекреневым (отцу и сыну). Вокруг дворца берега выкладывались "диким камнем", а вокруг парадных мест - тосненскою цокольною плитой. 2 августа 1799 года Ефим Бекренев обязался выложить камнем канал между замком и Летним садом. Работы предполагалось завершить к октябрю следующего года.

Тогда же перед главным фасадом Михайловского замка создавалась площадь Коннетабля (плац-парад главнокомандующего армией). Площадь предназначалась для так любимых Павлом I военных учений и парадов. Она тоже окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади - памятник Петру I . За памятником - ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.

Торжественное освящение нового замка состоялось 8 ноября 1800 года. 1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок.

Стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Резиденция Павла I оказалась самой дорогой постройкой XVIII века .

Первый этаж предназначался наследнику престола Александру Павловичу с супругой, юго-западная часть - великому князю Николаю Павловичу, юго-восточная часть со стороны Фонтанки - обер-шталмейстеру И. И. Кутайсову, северо-западная часть - Павлу I. Со стороны плац-парадного двора находились помещения обер-гофмаршала А. Л. Нарышкина.

Из парадного двора Михайловского замка можно было попасть на четыре лестницы: Парадную, ведущие в церковь, в кардегардную и в жилые покои. В анфиладу дворцовых покоев второго этажа вела Парадная лестница с колоннами из полированного серого сибирского мрамора. Пройдя по ней можно было попасть в проходной аванзал, украшенный историческими картинами живописцев В. К. Шебуева и Г. И. Угрюмова. Далее следовала тронная зала, стены которой были обтянуты зелёным бархатом. За тронным залом находилась галерея Лаокоон, где висели исторические гобелены и стояли мраморные статуи. За галереей гости попадали в гостиную, затем в огромную мраморную залу, где дежурили кавалеры Мальтийского ордена. На втором этаже располагались также покои императрицы. Здесь находилась Рафаэлевская галерея, одну из стен которой покрывали ковры с вытканными копиями лучших картин Рафаэля Санти. Жилые покои императора находились по левую руку от церкви. С другой стороны церкви находились комнаты великого князя Константина Павловича. Они простирались до Воскресенского (Белого) зала, открывающего анфиладу парадных апартаментов.

Помещения третьего этажа занимали великие княжны.

Павел I так спешил с переездом, что не дождался даже просушки стен. Здание оставалось сырым и холодным. Историк Август Коцебу, описавший по поручению императора все помещения Михайловского замка, рассказывал:

"Ничто не может быть вреднее для здоровья, как это жилище. Всюду виднелись следы разрушающей сырости, и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиною и шириною в несколько ладоней. В комнатах императора и императрицы сырость до некоторой степени была устранена тем, что стены были отделаны деревом; но все остальные терпели жестоко" [Цит. по: 1, с. 155, 156].

Переезд в Михайловский замок позволил Павлу I приблизить к себе свою фаворитку Анну Петровну Лопухину. Она оставила дом своего мужа и поселилась в новом дворце под кабинетом императора. Он сообщался с её комнатами особой лестницей.

Всего через 40 дней после новоселья (в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) император был убит в своей Парадной спальне.

После убийства царя придворные в спешке покидали Михайловский замок. Некоторых стал пугать его призрак, рождались легенды о звучащем в залах дворца голосе Петра Великого.


Работы по обустройству Михайловского замка были приостановлены. Из его помещений постепенно вывозились ценности в старые особняки и дворцы.

Михайловский замок императорским указом был передан Главному инженерному училищу в 1819 году. Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название "Инженерный". В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны. Для нужд учебного заведения требовалась перепланировка помещений, что начало осуществляться в 1822 году. Руководство училища при этом обращало внимание только на потребности заведения. В больших залах Инженерного замка ставились перегородки, устраивались дополнительные проходы. Золочёная лепка забеливалась, местами уничтожалась или покрывалась толстым слоем штукатурки.

При оформлении музейных залов Нового Эрмитажа в 1840-х годах активно использовался мрамор из интерьеров Инженерного замка. В 1871 году по проекту К. А. Ухтомского в бывшей Парадной спальне была обустроена Малая церковь Инженерного училища. Большая Замковая церковь была разделена перекрытиями на три отдельных помещения. В 1891-1895 годах в галерею Лаокоона встроили лестницу.

Здесь в 1838-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф. М. Достоевский. Инженерное училище в Михайловском замке также закончили герой Севастополя Э. И. Тотлебен, физиолог И. М. Сеченов, физик П. Н. Яблочков, композитор и учёный Ц. А. Кюи, писатель Д. В. Григорович.

С 1917 года Михайловский (Инженерный) замок стал занят различными советскими учреждениями, рядом с которыми продолжало работать инженерное училище.

Во время Великой Отечественной войны в восточную часть Михайловского (Инженерного) замка попала тяжёлая авиабомба. Тогда была полностью разрушена Парадная столовая, значительно пострадала крыша.

Интересные открытия были сделаны реставраторами при восстановительных работах в 1953 году. Именно тогда выяснилось истинное происхождение двух плафонов Большого Тронного зала. Для Михайловского замка с них были сняты копии, а оригиналы были использованы для восстановления Екатерининского дворца.

В 1988 году Музею истории города было предложено рассмотреть возможность использования помещений, которые освобождались после переезда из Михайловского замка института "Ленгипроэнерго". Получить здесь новые площади Музей истории города не успел. В 1991 году Русский музей выкупил треть помещений замка, а спустя четыре года выкупил его полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.

Михайловский замок со стороны реки Мойки.

«Таинственные явления, приписываемые духам и привидениям, замечали здесь почти с самого основания замка. Неожиданная внезапность кончины императора Павла, … ещё более увеличила мрачную и таинственную репутацию этого угрюмого дома…» Так писал о Михайловском (Инженерном) замке Николай Семенович Лесков — «самый русский из русских писателей» по мнению литературоведов.

Действительно, видения и легенды сопровождают величественное здание на берегу Фонтанки с момента закладки первого камня до наших дней. Необычная история и красота овеянного мистикой сооружения, напоминающего европейские средневековые крепости, делают его необыкновенно привлекательным для любознательных туристов и жителей Санкт-Петербурга. И это не удивительно, ведь Михайловский замок – воплощенная в камне мечта о рыцарских идеалах, императорская резиденция, покинутая венценосной семьей, уникальный памятник архитектуры, завершающий русскую историю XVIII века.

Историческая справка

Сын Екатерины Великой Павел Петрович с детства грезил рыцарской эстетикой, в молодости увлекался масонством, а после вступления на Российский престол принял сан Великого магистра ордена Мальтийских рыцарей.

В молодые годы заграничное путешествие привело великого князя в замок Шатийи (усадьба принца Конде во Франции), поразивший воображение будущего монарха и его супруги. В Европе он знакомится со своим будущим придворным архитектором художником-декоратором Винченцо Бренной и приглашает его в Россию для отделки помещений в .

В 1784 году европейские впечатления находят выражение в первых набросках плана особенного замка, выполненного императором собственноручно. 12 лет разрабатывался проект, к которому он привлекает Анри Франсуа Виолье, а затем, впавшего в немилость архитектора — сменяет Василий Баженов. Предполагалось замок построить в , но судьбе было угодно иное…

В ноябре 1796 года скончалась Екатерина II. Едва успев взойти на Российский трон, Павел I издает указ о немедленном и срочном строительстве новой парадной императорской резиденции на месте обветшавшего творения Растрелли – деревянного Летнего Елизаветинского дворца. Место выбрано не случайно – в этом доме он появился на свет.

В указе будущему замку уже дано название – Михайловский в честь архангела Михаила, покровителя дома Романовых. Павел приказывает строить светское сооружение, но называет его подобно храму.

Словно предчувствуя недолгий срок своего правления (всего 4 года, 4 месяца и 4 дня), Павел торопится воплотить свою многолетнюю мечту. Баженов не в состоянии творить в таком темпе, и любимый итальянский архитектор Бренна с готовностью предоставляет свои услуги: перерабатывает окончательный вариант проекта (всего их было 13) и приступает к строительству.

Работы ведутся круглосуточно, территорию, где одновременно работают 6 тысяч человек, в ночные часы освещает огонь факелов, необходимые материалы доставляют с других строящихся объектов (в том числе ), в распоряжении архитектора — квалифицированные помощники, среди которых будущая знаменитость Карл Росси. Строительство, на которое была затрачена огромная по тем временам сумма – 6 000 000 рублей, датируется рекордными сроками — с 1797 по 1800 годы.

Как только в основных парадных и жилых покоях закончилось оформление интерьеров, 1 февраля 1801 года в стены замка, которые и просохнуть толком не успели, торжественно въехала семья императора с многочисленной свитой. Через 40 дней, 11 марта того же года, Павел был предательски убит в собственной спальне участниками дворцового переворота, организованного высшими сановниками государства. Официально было объявлено, что император скончался от апоплексического удара. «Обиженное» реформами Павла дворянство ликовало, солдаты плакали в то утро 12 марта и говорили: «Он был нам отец». На трон взошел Александр I.

Двор немедленно покидает еще не обжитую резиденцию и возвращается в Зимний дворец. Интерьеры Михайловского замка буквально разбирают по частям. По Высочайшему указанию вывозятся не только художественные ценности: картины, скульптуры, гобелены, мраморные камины, — отсюда берут необходимый для строительства Нового Эрмитажа мрамор и другие материалы, серебряные церковные врата отправляют на переплавку…

В 1819 году здание отдают Главному инженерному училищу, от которого происходит его второе название. После Октябрьской революции здесь открыли Ленинградское военно-инженерное училище. Инженерный замок вписали в историю страны знаменитые выпускники его учебных заведений: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович, ученые П.Н. Яблочков и И.М. Сеченов, герой Крымской войны генерал Э.И. Тотлебен и советский генерал Д.М. Карбышев, погибший в гитлеровском концлагере, и многие другие.

Михайловский замок является определенной вехой в истории Российской империи. Здесь, со смертью Павла I от рук заговорщиков, завершилась эпоха дворцовых переворотов, но не закончилась печальная участь российских императоров. Из окон замка виден , возведенный на месте смертельного ранения его внука Александра II. Между замком и храмом находится . Об этом строки Анны Ахматовой:

«Меж гробницами внука и деда

Заблудился взъерошенный сад.

Из тюремного вынырнув бреда,

Фонари погребально горят».

Интересно, что именно Александру II принадлежала идея превратить спальню убитого предка в церковь, которую он ежегодно посещал 11 марта, чтобы помолиться.

Особенности архитектуры

Михайловский замок, выполненный в стиле романтического классицизма, единственный в России «Замок на воде», действительно в XVIII веке стоял на рукотворном острове. Северо-восточную часть территории омывали воды Фонтанки и Мойки, а с юга и запада были прорыты Церковный и Вознесенский каналы, через которые были переброшены три подъемных моста, охраняемых часовыми и пушками.

В структуре Михайловского замка отразились религиозно-философские воззрения Павла I, объявившего себя главой Церкви, его стремление к полной централизации власти и притязания на роль главы христианского мира. Строение наполнено смешением сакральных наименований и изречений, масонских знаков, рыцарских символов и аллегорий.

План замка представляет собой квадрат с вписанным в него восьмиугольником внутреннего двора.

Михайловский замок с высоты птичьего полета.

Одни исследователи считают, что это масонские символы, другие связывают с формой ларца, в котором якобы спрятаны реликвии мальтийских рыцарей.

На флагштоке башенки восточного фасада, выходящего на набережную Фонтанки, развевался императорский штандарт, сообщая о том, что Павел находится в замке.

Северный фасад обращен к и разработан как парковый.

Михайловский замок, Летний сад и Марсово поле.

Самый нарядный — западный фасад, где под шпилем находится домовая церковь Святого Михаила. Внутри купол украшает изображение всевидящего ока – символ масонов.

Еще один масонский символ – статуи, олицетворяющие день и ночь, располагались в нишах главного, монументального и торжественного, южного фасада, на фризе которого нанесена слегка видоизмененная строка из библии.

Южный фасад Михайловского замка.

Перед главным въездом в замок был установлен памятник Петру I, а на постаменте высечена надпись «Прадеду – правнук».

Михайловский замок и памятник Петру I.

Внутренние помещения замка имеют сложную конфигурацию: круглые или овальные, многоугольные или снабженные нишами.

Интерьеры Михайловского замка.

Залы неоднократно реконструировали под нужды училища, каналы засыпали, мосты убрали. Первоначальные интерьеры, созданные по проекту В. Бренны с привлечением замечательных художников и скульпторов, практически не сохранились.

Исключение составляет парадная лестница, где использован контрастный переход от нижнего, словно зажатого стенами, затемненного пространства к широкому верхнему ярусу, залитому светом из огромных окон.

Парадная лестница Михайловского замка.

Воплощение идеи восхождения от тьмы к свету, от несправедливого правления к добродетельному монарху поддерживается скульптурой «Умирающая Клеопатра».

От первоначального убранства сохранился также бронзовый барельеф с изображением государственного герба Российской империи, на котором вместе с двуглавым орлом — мальтийский крест.

Легенды Михайловского замка

Явление архангела Михаила

Видения начались еще до закладки замка. По преданию, караульному солдату, несшему службу у Летнего дворца, явился посланник Архангела Михаила, указавший место для постройки Дома и Храма. Возможно, распространению легенды способствовал сам Павел, желая таким образом оправдать необходимость срочного строительства новой императорской резиденции.

Надпись над входом из 47 букв

Еще один миф связан с предсказанием городской юродивой Ксении Петербуржской о том, что проживет император столько лет, сколько букв написано над входом в его дом. Надпись на Михайловском замке «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» согласно орфографии того времени содержала 47 букв. И точно, император был убит на 47 году жизни.

Цвет стен замка

Необычный розово-оранжевый цвет замка связывают с Прекрасной Дамой, которая, как и положено рыцарю, у Павла была. Фрейлина Анна Гагарина обронила перчатку, цвет которой по приказу императора послужил образцом для окраски стен.

Призрак императора и ларец Мальтийских рыцарей

Среди многочисленных легенд о привидениях Михайловского замка главная повествует о призраке императора Павла I, который бродит по коридорам и замечен в окнах замка. Легенду придумали кадеты Инженерного училища, ей посвящен рассказ Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке».

Когда рыцари Мальтийского ордена поступили под защиту Павла I, они привезли в Петербург свои реликвии, в том числе некий магический ларец, который мог хранить только Великий магистр. Одна из легенд гласит, что эта реликвия спрятана в подземельях замка, а душа императора-магистра появляется в замке, проверяя сохранность секретов Ордена…

Неприступная крепость

Миф о том, что Павел хотел создать неприступную крепость, и поэтому замок окружают рвы, бастионы, пушки, подъемные мосты – не выдерживает критики. По замыслу хозяина замок совмещал функции парадной резиденции, жилого дома и музея. На третий день после новоселья было дано разрешение: беспрепятственно осматривать Михайловский замок всем желающим, чем и воспользовались современники, оценив его как образец «роскоши и вкуса».

Много времени прошло с тех пор, и после долгого ограничения на вход вновь открылись двери этого чуда архитектуры, правда, теперь уже на платной основе.

Экспозиция и достопримечательности

В 1994 году Михайловский замок полностью вошел в сеть филиалов , за исключением помещений, в которых с 1957 года разместилась библиотека военно-морского флота. Были проведены крупномасштабные реставрационные работы, многим залам возвращен первоначальный облик, восстановлена надпись на фасаде и скульптура во внешнем оформлении здания. Кроме того, преобразования коснулись территории, окружающей замок. Восстановлены фрагменты Трехпролетного моста и часть Воскресенского канала перед главным фасадом.

Открытие музея было приурочено к 300-летней годовщине основания Петербурга – 27 мая 2003 года. Тогда же во внутреннем дворе замка был установлен памятник Павлу I, созданный В.Э. Горевым и В.И. Наливайко.

Сюда перевели собрание картин иностранных художников, писавших в России в XVIII-XIX веках, организовали постоянно действующий открытый фонд скульптуры прошлого, позапрошлого и нынешнего столетия и тематическую экспозицию из произведений русских художников первой половины XIX века «Петербургское общество эпохи Романовых».

К наиболее ценным коллекциям постоянных экспозиций относятся:

  • Лица России. Портретная галерея Русского музея;
  • Восстановленные дворцовые интерьеры конца XVIII века;
  • Макет Михайловского замка.

Сегодня в стенах Михайловского замка оживленно. В Георгиевском зале проходят концерты классической музыки, встречи и даже балы. Сотрудники музея ведут лекционные программы, сопровождающие временные выставки.

С историей замка и шедеврами искусства можно познакомиться в ходе экскурсии, которая проведет по парадной лестнице, картинной галерее, тронному залу с посещением церкви и спальни Павла I, которые недоступны посетителям при самостоятельном осмотре. Любителям приключений предлагают ночную экскурсию — может быть кому-то повезет увидеть императора на прогулке со свечей в руке или играющим на флажолете (старинная флейта).

Недавно в западном павильоне Михайловского замка открылся суперсовременный центр мультимедиа под названием «Электронный Русский музей», где перед глазами зрителей оживают полотна знаменитых художников. Сотни музейных экспонатов представлены на цифровых носителях в современной интерпретации.

Где находится и как добраться

Филиал Русского музея Инженерный (Михайловский) замок находится по адресу: улица Садовая, 2.

Ближайшая станция метро – «Гостиный двор», от которой небольшая пешеходная прогулка по Садовой улице приведет к Михайловскому замку.

Михайловский замок Санкт-Петербурга часто называют еще и «Инженерным замком» - этот довольно молодой экскурсионный объект, открытый для посещения широкой публики в 2003 году, считается очень мистическим местом города, неразрывно связанным с трагической судьбой российского императора Павла Первого. Михайловский замок овеян духом масонства и романтики, вокруг него сложилось великое множество городских легенд, привлекающих сюда на экскурсии многочисленных туристов. А о том, что внутри этого сооружения творятся странные и аномальные вещи, известно каждому петербуржцу. И даже строительство замка было с мистической подоплекой. Давайте узнаем об этой достопримечательности Петербурга подробнее.

Выбор места для основания Михайловского замка – самого яркого представителя архитектуры эпохи государя Павла Первого, неразрывно связывается с таинственным чудесным явлением здесь святого архангела Михаила караульному солдату. Раньше на месте этого замка располагался Летний дворец, который был возведен знаменитым архитектором Растрелли по приказу российской императрицы Елизаветы Второй. В стенах того дворца, двадцатого сентября 1754 года появился на свет наследник российского престола – будущий император Павел Петрович. Императрица Елизавета, через некоторое время, отдала предпочтение для проживания Царскому Селу, а здание Летнего дворца стало ветшать и было отдано во временное владение фавориту Григорию Орлову, а позже следующему фавориту Григорию Потемкину. В 1796 году Летний дворец решили сломать. Что касается легенды, почему новый замок назвали «Михайловским»: однажды стоявший на карауле у Летнего дворца солдат увидел человека, возникшего из ниоткуда и окруженного пронзительным сиянием, который сказал, что император должен по указанию архангела Михаила, вместо старого дворца возвести храм в его честь. Часовой рассказал о происшествии императору, тот ответил, что исполнит волю святого и приказал строить новый дворец, который должен был называться «Михайловский замок» и Церковь архистратига Михаила. Он уточнил, что замок должен быть неприступным и предназначенным для постоянного проживания в нем императорской семьи. Кстати, в память о чудесном явлении, на том месте стоит мини-солдатик в нише.

Туристы, посещающие Михайловский замок, понимают, что все там связано с интересной и таинственной личностью - Павлом Первым - императором России, чья очень короткая жизнь полна разных мистических событий, ситуаций и загадок. К тому же, она трагично оборвалась именно в этом замке. Император был неординарной личностью. Павел был рожден императрицей Екатериной Великой от нелюбимого мужа – императора Петра Третьего, на убийство которого, она дала непосредственный приказ, чтобы узурпировать его трон. За это император Павел так и не смог простить свою мать. Он получил отличное образование и прекрасно владел разными искусствами и науками: военным делом, государственным управлением, обожал музыку, театр, архитектуру. Мать отстранила сына от всех государственных дел из-за того, что их взгляды на будущее государства российского были диаметрально противоположны. Павел жил мечтой, чтобы его мать умерла, а он занял бы ее трон. Это случилось шестого ноября 1796 года, а коронация прошла пятого апреля 1797 года. На период восшествия на престол, императору Павлу было сорок два года. Его царствие длилось: четыре года, четыре месяца, четыре дня.

Строительство Михайловского замка было поручено Павлом Винченцо Бренну и архитектору Василию Ивановичу Баженову. Император лично сделал наброски своего будущего дворца и большое внимание уделялось вопросу безопасности и неприступности сооружения. Говорят, что Павел обладал даром предвидения и с удовольствием общался с разными магами, гадалками. Одна из этих ясновидящих предсказала императору будущее его самого и всей семьи Романовых. Узнав о потрясениях, которые ждут его род в будущем, Павел Первый стремился защитить своих потомков, создав замок-крепость, охраняемую не только солдатами и орудиями, но и находящуюся под покровительством высших сил. Забегая вперед, стоит сказать, что весь интерьер и экстерьер замка испещрен магическими символами, связанными с масонством. Что же касается защиты физической, то попасть на территорию Михайловского замка посетители могли лишь по одному из трех подъемных мостов, находящихся под усиленной охраной. А еще, чтобы запутать возможных убийц и заговорщиков, в сооружении было создано много тайных комнат и подземных ходов.

Михайловский замок был торжественно заложен в начале 1797 года. Закладной камень с надписью о дате закладки дворца и о том, что это произошло в присутствии императорской четы Павла Петровича и Марии Федоровны, монеты на счастье и яшмовые кирпичи, император закладывал самолично. Строительство происходило в авральном режиме и круглосуточно. Павел, как говорят, знавший о своей трагической судьбе, очень торопил мастеров. К концу этого же года замок в черновом варианте был уже готов, но его торжественное освящение, вместе с Церковью Святого Михаила произошло в ноябре 1800 года.

Сооружение вышло поистине великолепным: замок сильно напоминал дворцы Европы периода Возрождения, но, его окружали рвы, через которое перекинули подъемные мосты. Все фасады были разными и их украшали изящные статуи из мрамора. Единственной чертой, объединяющей фасады, был необычный для дворца цвет – красновато-оранжевый, как говорят, это был цвет перчатки будущей любовницы императора Павла – Анны Гагариной, являвшейся фрейлиной императрицы, и как бы нечаянно уронившей ее на балу, чтобы привлечь внимание Павла. Но, по другой версии, это был цвет Мальтийского ордена, Великим магистром которого являлся российский император.

По плану, Михайловский замок являлся четырехугольным, и включал три внутренних двора: - основной – восьмиугольной формы; - обращенный к реке Фонтанке – пятиугольной; - к Марсову полю – треугольной. Через основной двор и Воскресенские ворота могли проехать или пройти только представители императорской фамилии, а также посланники. Интерьеры и экстерьеры Михайловского замка Санкт-Петербурга покрыли разнообразными масонскими символами. Кстати, если вы обратите внимание на основной фасад, то увидите пару пустующих ниш, во время правления императора Павла, тут находились статуи «День» и «Ночь» - символы масонства. В оформлении дворца участвовали самые выдающиеся мастера-живописцы - Скотти, Виги, Меттенляйтер, Акимов, Иванов; скульпторы - Альбани, Прокофьев, Соколов. Михайловский замок являлся парадной резиденцией императорского рода, а, заодно, и музеем для выдающихся художественных произведений искусства, принадлежавших императору Павлу. Сегодня, туристы, приехавшие на экскурсию в Михайловский замок, смогут полюбоваться ими в парадных галереях: «Зале Антиков», галерее Рафаэля, галерее Лаокоона, галерее Арабесок. Ряд украшений и мебели для замковых интерьеров создавали по эскизам Бренны и его ученика Росси. Вообще, если определять стиль здания, то это, скорее, русский классицизм.

Михайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга, стоял на острове, который, с восточной и северной сторон, ограничивали реки Мойка и Фонтанка, а с запада и юга - Воскресенский и Церковный канал. Замок и площадь Коннетабля перед ним, окружили целым рядом сооружений фортификации: каналами, полубастионами, подъемными мостами, пушками. Центр площади Коннетабля украсил памятник Петру Первому, который Павел Первый поставил, чтобы отдать дань своему выдающемуся прадеду.

Церковь Святого Михаила – одно из главных сооружений Михайловского замка. Она расположена под замковым шпилем с улицы Садовой. Здание – небольшой, построенное для семейных служб. На потолке этой церкви до сих пор можно разглядеть всевидящее око - масонский символ.

Карниз главного здания украшала надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Именно эти слова и связаны с легендой о смерти императора Павла: монах Авель предсказал ему, что во время смерти ему будет столько лет, сколько букв в данной надписи, - их было сорок семь. Император Павел, приказал даже соорудить потайную лестницу рядом со своей спальней, чтобы при необходимости покинуть ее и спастись. Правда, теперь увидеть ее не представляется возможным, потому что дверной проем заделали после трагических событий.

Никакие физические защиты Михайловского замка, не смогли избавить императора от печальной участи, которая ему была уготована. Множество изменений в жизни российского общества, внесенных Павлом I, вызвали неудовольствие во многих его слоях, особенно в дворянских. Павел стал для них тираном, и это породило заговор против российского помазанника Божьего. Его убийство произошло ночью с одиннадцатое на двенадцатое марта в императорской спальне Михайловского замка. Случилось так, как и хотел Павел: он здесь родился, здесь прожил последние годы и умер. Только вот император никак не желал умереть в столь молодом возрасте – в сорок семь лет. А в Михайловском замке он прожил всего лишь сорок дней. Утром, после трагедии, осиротевшая семья Романовых покинула дворец, а народ города Петербурга начал веселье и празднества, радуясь освобождению от тирана, несмотря, на официальный траур. Людям была сообщена официальная версия причины смерти императора Павла Первого - апоплексический удар, но на самом деле это было самое настоящее убийство вследствие заговора высокопоставленных аристократов России. Тень подозрений легла даже на сына Павла – будущего императора Александра Первого, который, как говорили, знал, что готовится убийство отца, но не помешал этому и не предупредил его.

Рассказывают, что за несколько дней до смерти, Павлу было видение: его прадед - император Петр Первый пытался предупредить потомка о нависшей опасности. А прямо в день смерти, Павел, заглянув в зеркало, увидел отражение, где он был мертвый и со сломанной шеей. Но, тем не менее, в свой последний день жизни, он был в хорошем расположении духа, поужинав, сказал: Чему быть, того не миновать!», - и пошел спать. Говорят, что убийцы попали в комнату императора именно по тому потайному ходу, который создавали ради возможного спасения Павла. Этот ход имел протяженность в три с половиной километра, он шел прямо к Воронцовскому дворцу.

Нельзя не отметить, сколь мистической и роковой стала для Павла цифра «четыре»: с ней связан и срок царствования этого русского императора, и число дней проживания в Михайловском замке, и даже число лет до полного завершения строительства.

Император Павел Первый умер. Михайловский замок опустел, но лишь для того чтобы тут поселился… призрак убитого хозяина. Здесь стало твориться нечто таинственное и необъяснимое: ночные прохожие часто видели свет одинокой свечи, витающий в темных окнах пустого замка, слышать стоны, шаги или звуки музыки, издаваемой музыкальным инструментом флажолете, его очень любил покойный император Павел. Люди стали шептаться, что свой любимый Михайловский замок хозяин не покинул и после смерти, живя там как призрак. Чтобы умерить разговоры, по приказу императора был заколочен тайный ход, по которому убийцы попали императорскую спальню, все вещи и мебель были оттуда вынесены. Но дурная слава о Михайловском замке, как о гиблом и проклятом месте, уже поползла по городу и люди сознательно сторонились заходить сюда. Так он простоял восемнадцать лет.

Чтобы убрать память о трагедии и энергетически очистить комнату, где погиб Павел, его потомок – император Александр Второй отдал приказ переделать из той злосчастной спальни церковь. Но даже в этом шаге было нечто мистическое: из окон этой комнаты, сквозь Михайловский сад, отлично просматривается точка, где окончил свою жизнь царь Александр Второй – это купола церкви «Спас на крови». Убийства российских императоров – деда и внука, разделены восемью десятками лет, но одинаково коварны и безжалостны.

То, что комната убиенного стала церковью, нисколько не умерило активность призрака Михайловского замка, экскурсоводы рассказывают, что многие сотрудники музея видят его и по сей день, стоит лишь задержаться здесь до темноты. Сторожа говорят, что ночью тут можно услышать хлопанье запертых окон и дверей, шаги, скрип паркета, а если некоторое время смотреть на портрет императора Павла, который висит в одной из зал, то он с него вам подмигнет. Понять, что неспокойный дух убиенного императора гуляет по своим владения, можно, увидев мерцающий свет свечи, которая словно плывет по коридорам самостоятельно. По местной легенде, ежегодно, в день-годовщину своей смерти, дух императора проводит у окна, считая прохожих, а увидев сорок седьмого по счету, он может забрать душу несчастного, если только тот, посмотрев на окно и покорно опустив голову, не пожелает ему «Спокойной ночи», только тогда привидение исчезает.

Рассказывают, что с духом Павла сталкивались даже храбрые военные: однажды ночью солдаты петербургского гарнизона перевозили оружие, но начался сильный дождь, и они решили переждать непогоду в стенах пустующего Михайловского замка, переночевав там. Любопытные солдаты пошли посмотреть, как выглядят покои погибшего императора, но выбежали оттуда бледными и в испарине, они крестились и рассказывали своему командиру о призраке Павла со свечой в руках, который встретил их там.

Царская семья, недовольная слухами о неупокоенной душе, облюбовавшей бывшую императорскую резиденцию, решила отдать здание под Главное инженерное училище, переименовав Михайловский замок в Инженерный замок. Но и это не смогло повлиять на паранормальность этого места . Однажды, караульный ефрейтор Лямин, после смены часовых вышел во двор и увидел тусклый свет, льющийся из окна на третьем этаже. Но, что интересно, он видел свечу, висящую в воздух, словно поддерживаемую невидимой рукой. Когда же он зашел в зал проверить, все ли в порядке, и не забрались туда воры, свет свечи растворился у него на глазах и наступила кромешная тень, где он мог явственно ощутить чье-то присутствие.

Два столетия в стенах Михайловского замка размещались различные военные учебные заведения, потом - ведомственные учреждения, в советское время - жилые квартиры. В это время тут производились постоянные перепланировки замкового ансамбля, его сооружений и исторических интерьеров. Конечно, предварительно все художественные ценности замка были развезены по музеям.

Уже после Великой Отечественной войны власти города узнали, что есть местная легенда о том, что в таинственных подземельях Михайловского замка сокрыт ларец, где находятся христианские реликвии и великие богатства, принадлежавшие в свое время Мальтийскому ордену, в том числе чаша Христа - Грааль, с его помощью можно было совершать перемещения в прошлое и будущее время. Но, где они находятся, точно никто не знал, потому что мастер Бренне, строивший Михайловский замок, уничтожил план тайных подземелий этого сооружения, покинув страну чрез год после убийства Павла Первого. Удивительно, но в атеистической стране, каковой был в те годы Советский Союз, серьезные люди создали целую комиссию по аномальным явлениям, которая пыталась наладить связь с призраком императора и узнать, где же хранятся сокровища. Официально, группа ученых зафиксировала семнадцать аномальных явлений, здесь происходивших, а все материалы, до поры до времени, были строго засекречены. Найти сокровища этим энтузиастам мятежный дух Павла так и не позволил.

В 1991 году, часть замка отдали в ведение «Русского музея», а в 1995 году – полностью. Здесь провели реконструкционные восстановительные работы: возродили исторические интерьеры, знаменитую надпись из сорока семи букв на фасаде, снова установили мраморные статуи. Торжественное открытие возрожденного Михайловского замка Павла Первого произошло в конце 2003 года.

На сегодняшний момент Михайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга – это популярный городской музей, двери которого открыты для посетителей. В замковых залах находятся постоянные экспозиции:

- «Античные сюжеты русского искусства»;

- «Творчество русских художников в эпоху Ренессанса»;

- «История Михайловского замка и его обитателей»;

- «Открытый фонд скульптуры».

В залах можно полюбоваться богатой коллекцией произведений живописи, а также посетить интересные временные выставки.

К замковому ансамблю относятся и павильоны Инженерной улицы, также находящиеся в ведении Русского музея: - «Восточный» - это «Российский центр музейной педагогики и детского творчества»; - «Западный» - это «Центр мультимедиа», с экспозицией «Романтический император», здесь же располагается Центр координации «Русский музей: виртуальный филиал».

Адрес Михайловского (Инженерного) замка Санкт-Петербурга: улица Садовая, дом 2. Это в центре города.

Как добраться до Михайловского замка?
- На метро, выйдя на станции «Гостиный двор», пройдя семьсот метров по улице Садовая.

Цена билета в Михайловский замок: знакомство с замком самостоятельно – четыреста пятьдесят рублей, для туристов, которые заказывают экскурсию, проводимую сотрудниками Михайловского замка, – шестьсот рублей. Но туристические экскурсионные группы собирают лишь турфирмы.

Сложно порекомендовать: посетить замок , потому что это дело вкуса. Согласно отзывов туристов, даже приехав сюда самостоятельно, можно узнать многое, переходя из зала в зал, читая пояснительные информационные таблички, которые есть почти в каждой комнате. Кроме того, в двух залах есть телевизоры, на которых можно просмотреть документальный фильм, который посвящен экспозиции Михайловского замка. Конечно, огромный плюс посещения этого места в составе экскурсии, то, что лишь организованные группы имеют возможность посетить бывшую спальню императора Павла и Церковь Святого Михаила.

Время работы Михайловского замка: понедельник - с десяти утра до пяти вечера; вторник – выходной день; со среды по воскресенье – с десяти утра до шести вечера. Кассы перестают работать на один час раньше закрытия музея.

Адрес: Садовая улица, 2

Режим работы: с 10.00 - до 18.00

Михайловский, он же Инженерный замок – самое оригинальное и самое мистическое дворцовое сооружение Петербурга. Дворец, созданный во времена правления Павла Первого в виде средневекового замка и обязанный защитить его жизнь, становится местом его насильственной гибели. Находится этот мистический замок на набережной Фонтанки позади территории Летнего сада .

Этот замок на Садовой улице появился к концу 18 - началу 19 вв . Почему сооружение называется замком? И почему Михайловским? Случилось так, что славящийся оригинальностью Павел получил титул Великого магистра рыцарского католического Мальтийского ордена, и это дало ему право строить замки (наподобие рыцарских). Такая вот предыстория появления практически единственного классического замка в России.

Михайловский замок был сооружен как настоящая средневековая крепость

Название же замку было дано в честь Св. Архангела Михаила , которого якобы увидел стоящий на посту солдат. Именно Михаил и указал место постройки будущего императорского дворца. Название было присвоено строению уже при закладке фундамента, и это едва ли не единственный случай названия дворцового сооружения не по имени его владельца.

История создания – мистика и реальность

Идея создания своего родового замка не давала покоя Павлу задолго до коронации. Он придумывал и рисовал множество эскизов воображаемого дворца, собирал архитектурные варианты различных замковых строений, ориентируясь на увиденные им во время загранпоездок образцы. Говорят, что предполагаемых вариантов собралось 13 – довольно мистические число.


И вот, став наконец императором (1796 г.) , в самом начале своего пребывания у власти, Павел Первый повелевает начать строительство неприступного замка-крепости, в котором должна была постоянно проживать его большая императорская семья.

Место, выбранное для сооружения замка, также весьма символично. Ранее здесь находился Летний Дворец Елизаветы Петровны (арх.Д.Растрелли), сооруженный в Летнем саду в продолжение традиции Летних дворцов Петра и Екатерины Первой.


В 1754 году летний елизаветинский дворец становится местом рождения сына Екатерины, будущего Павла Первого . Этот же дворец спустя восемь лет является свидетелем дворцового переворота , в результате которого Екатерина становится императрицей. Свержение с престола ее супруга (отца Павла), закончилось его смертью. Мог ли тогда кто-нибудь предположить, что сын повторит судьбу отца?

Замок был построен быстро – с 1797 по 1801 гг .(арх.В.Баженов и В.Бренн). Павел очень торопил строительство, привлекая к работе чуть ли не всех доступных архитекторов, и заимствовав большое количество строительных материалов на других строительных площадках. Например, у возводимого Исаакиевского собора Михайловский замок обогатился мрамором, из Царского Села был привезен скульптурно-колонный материал, а также множество декоративного камня.

Восточный фасад замка Павла Первого

Нетерпение Павла при возведении Михайловского замка обусловливалась его предчувствием нового дворцового переворота, желанием сохранить свою жизнь. Поэтому создаваемый дворец-крепость отрезается от городских построек глубоким рвом, заполненным водой.

Работа на строительной площадке замка шла круглыми сутками, но все равно не так быстро как хотел Павел - возвести дворец в течение одного года не удалось. Лишь к осени 1800 года - ко Дню Св. Михаила - дворцовый замок, наконец, освятили. Но впереди были еще отделочные работы по созданию дворцового интерьера, окончательно законченные только со смертью Павла (в марте 1801 года).

Михайловский замок был построен к осени 1800 года

Мистический смысл приобрела и медно-буквенная надпись, созданная из заготовки для Исаакиевского собора. Фраза, украшающая Воскресенские ворота во дворец гласила - «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Это высказывание из Библии содержит 47 знаков . Мистика состоит в существующем якобы предсказании, что Павел проживет то же количество лет, сколько знаков содержит надвратная фраза . Умер он действительно на 47 году жизни.

Воскресенские ворота Михайловского замка с мистической записью

И вот строительство нового замка было закончено, однако Павлу оставалось жить в нем совсем мало времени. Виновато здесь предсказание или нет, однако, после убийства императора в замке никто не остался жить. Домочадцы убиенного вернулись в Зимний дворец .

Мало того, впоследствии наследники разбирали замок буквально на запчасти! Один из сыновей Павла – Александр Первый – создает из чеканных серебряных церковных врат замка роскошный столовый сервиз. Другой его сын – Николай Первый – вывозит облицовочный мрамор Михайловского замка для оформления Нового Эрмитажа .

В 1819 г. в пустующее здание замка въехало Главное инженерное училище , дав сооружению новое название – Инженерный замок . С течением времени от интерьеров Павловского дворца ничего не осталось – здание было перепланировано под нужды училища. Кстати, это инженерное училище закончил сам Ф.М.Достоевский ! Во время его учебы и непосредственно по его инициативе, среди учащихся училища возник литературный кружок! С 1843 года будущий писатель получил распределение на службу полевого инженера в инженерную команду Петербурга. Инженерная деятельность Достоевского, однако, продлилась недолго.

Во внутреннем дворе Михайловского или Инженерного замка

В советские времена в Михайловском замке обитало Ленинградское военно-инженерное училище , а в военный период здесь был оборудован госпиталь . В послевоенный период сюда поместили службы всевозможных технологических вузов города, Военно-морскую библиотеку и Бюро технической информации. Хозяйственная деятельность организаций, далеких от идеи сохранения исторического здания, привела к утрате его первоначального облика, и плачевно отразилась на обще-архитектурном состоянии.

1991 год открыл новую страницу в судьбе Михайловского замка. Он перешел в распоряжение Русского музея. Начались реставрация, восстановление интерьеров и инженерно-фортификационной защиты. Уже к маю 2003 года Михайловский замок смог принять первых посетителей, которые знакомились с частично воссозданными интерьерами и расположенными в них постоянными экспозициями.


Убийство Павла

Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.

Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года . Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.

Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад , устроенный по поводу императорского новоселья . Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.


10 марта проходил один из музыкальных концертов, которые так любил устраивать император, а уже следующая ночь стала последней в жизни Павла. Случилось все после полуночи. Несколько гвардейцев-заговорщиков, ворвавшись в императорскую спальню, стали требовать отказа Павла от престола. Встретив сопротивление, заговорщики избили Павла, а затем удушили шарфом. Хотя смерть могла быть вызвана и ударом золотой табакерки Н.Зубова в императорский висок, полученным во время потасовки (та табакерка хранится сегодня в коллекции Эрмитажа).

Сцена убийства Павла Первого (гравюра)

Официально было объявлено о кончине императора в результате внезапного апоплексического удара . А чтобы показать умершего войскам и народу, лицо Павла загримировали. В гробу даже загримированное лицо частично было закрыто шляпой, надвинутой на лоб.


Надо отметить, что нестабильность политического курса императора вызывала недовольство в дворянском и военном окружении Павла. Прибавив к этому негативные личностные черты его характера: подозрительность, неуравновешенность, нелогичность и жестокость - становятся понятны причины заговора. Количество заговорщиков, среди которых был и генерал-губернатор города, составляло от 200 до 300 человек. В саму же спальню ночью 11 марта вошло порядка десяти человек.

Самый мистический замок Петербурга хранит тайну смерти Павла

Убийство Павла, запланированное или случайное, было жестоким и безжалостным. Но исторически устранение императора от власти было оправдано и благотворно отразилось на настроении в обществе. Похоронен Павел Первый, как и все императоры, в Петропавловском соборе .

Всего 40 дней прожил Павел во дворце своей мечты (опять мистическая цифра), пробыв у власти в течение четырех лет, четырех месяцев и четырех дней! Насильственная смерть императора создала вокруг замка ареол мистической тайны, и породила истории о призраке убиенного императора, который светился в окнах спальни, стонал, играл на своем любимом музыкальном инструменте.

Призрак Павла Первого не может покинуть Михайловский замок

Печальная судьба убиенного императора нашла широкий отклик в отечественной литературе. В «Приведении в Инженерном замке» Н.Лескова , «Павле Первом» Мережковского , «Заговоре» М.Алданова , «Михайловском замке» О.Форш и многих других произведениях затрагивается трагическая судьба правнука Петра Первого.

Семья императора, сразу же после его кончины переехала опять в Зимний дворец . Детище Павла - Михайловский замок был оставлен на несколько лет.

Архитектура замка

Михайловский замок – самое выразительное архитектурное сооружение Павловской эпохи , ярко отразившее вкусы и мировоззрение последнего императора 18 века. Замок, как бы вырастающий из воды, по стилю относится к романтическому классицизму . Фасады дворца, украшенные статуями, не повторяют друг друга. Эта средневековая крепость, являющаяся абсолютно не характерным для российской архитектуры сооружением, окрашено так же в нехарактерный красно-оранжевый цвет .

Архитектура Михайловского замка была очень нехарактерной для города

Дорога к замку начиналась от основных парадных ворот у Манежной площади. Вдоль широкой дороги стояли императорские конюшни и манеж, а также трехэтажные караульные кордегардии , после которых уже шли укрепления непосредственно замка.

По трехчастному мосту , мимо караула, совершался въезд на непосредственно замковую территорию. Парадный фасад въездных Воскресенских ворот, находящихся с южной стороны замка, был украшен обелисками воинских доспехов. В нишах были установлены статуи Дианы и Аполлона, а также аллегорий Дня и Ночи. Этот въезд предназначался для императорского семейства и почетных иностранных гостей.

Южная парадная сторона Михайловского замка

Через въездные ворота западного фасада на территорию замка могли заходить жители Петербурга, желающие осмотреть различные произведения искусства. Этот въезд был более нарядным, с карнизом, декорированным лепниной, со статуями аллегорий Веры и Надежды. По центру западного фасада расположена церковь, снабженная типично петербургским шпилем. Эта небольшая церковь для императорской семьи была освящена в честь Св.Михаила Архангела . А на потолке ее можно увидеть масонское всевидящее око.

Западный фасад Михайловского замка с церковью Св.Михаила

После убийства Павла церковь была закрыта, но спустя двадцать лет службы в ней были восстановлены, хотя само помещение было перестроено в двухэтажное. Самыми известными прихожанами церкви являлись Ф.Достоевский и М.Мусорский , а композитор М.Глинка здесь даже венчался.

Свод храма Св.Михаила в Михайловском замке

На аттике находились скульптурные изображения Петра и Павла из мрамора (автор П.Трискорни). Сегодня они украшают лютеранскую Петропавловскую церковь на Невском проспекте .

Северная парковая сторона, смотрящая на Летний сад и украшенная мраморными Флорой и Геркулесом, имела широкую лестницу и колоннаду на открытой террасе.

Северный фасад Михайловского замка виден со стороны Летнего сада

Михайловский замок, возведенный в месте пересечения Мойки и Фонтанки, обрамленный по периметру рвами, заполненными водой, по своему архитектурному облику напоминает среднестатистическую европейскую крепость.

Ее стены, замкнутые в квадрат закругленный по углам, окружают территорию внутреннего двора с восьмью углами. Три моста переброшены через ров от замка к центральной аллее с монументом Петру Первому. На всех мостах стояли часовые.

Неприступность Михайловского замка не защитила жизнь императора

Памятник Петру Первому

Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.

Памятник Петру Первому находится на центральной аллее

История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.

Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски

В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади , отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.

Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв . Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук» . Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.

Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место

Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка , пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии , также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.

Фрагмент барельефа - спасение тонущего моряка

Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.

Как и что посмотреть в Михайловском замке

Поскольку Михайловский замок - это архитектурный дворцовый комплекс, то лучше его осмотр начинать от Манежной площади , которая находится на пересечении Итальянской и Караванной улиц. Во времена Павла Первого на месте дома №4 находились проездные ворота на территорию замка. Они были трехпроходными, и центральная их часть предназначалась для царственных особ.

В начале 20 столетия на их месте появился Офицерский дом императорского конвоя (арх.Б.Сеген), который закрыл парадную перспективу Кленовой улицы, созданной К.Росси, как торжественный въезд на замковую территорию.

Бывший Офицерский дом на Манежной площади занял место въездных ворот

Поэтому, огибаем здание №4 и наслаждаемся прямой перспективой Кленовой магистрали, вдоль которой вытянулись сооружения Михайловского манежа (слева) и Конюшен Михайловского замка (справа).

По Кленовой улице осуществлялся парадный въезд к Михайловскому замку

Здание Михайловского манежа (арх.В.Бренн) снабжено высокими и полукруглыми окнами, которые обеспечивали прекрасное естественное освещение внутренних помещений. До революции 1917 года Манеж, в основном, использовался по своему прямому назначению – для проведения военных учений петербургской гвардии. Но иногда в нем проходили и различные выставочные мероприятия , такие как выставка Императорского общества садоводов или первая выставка Императорского автомобильного общества (1907 г.).

Автомобильная выставка в Манеже на Кленовой улице (1907г.)

В советское время (1949 г.) здесь был оборудован . А сегодня Манеж снова превратился в выставочный комплекс, сохранивший свое название «Михайловский манеж».


Здание Михайловского манежа Петербурга в советский период

Конюшни (арх.В.Бренн) как и Манеж построены в начале 19 века в классическом стиле. Пройдя по Кленовой улице между этими сооружениями, мы выходим непосредственно к замковой территории, вход на которую обозначен левой и правой Кордегардиями (караульными), сооруженными тем же архитектором В. Бренном.

Трехэтажные Кордегардии с высокими окнами на первом этаже расположены симметрично и имеют одинаковое крестообразное строение. Колонны ионического ордена объединяют второй и третий этажи.

В Кордегардиях Михайловского замка размещались караульные службы

Между Кордегардиями по продолжающейся Кленовой улице движемся уже по территории собственно замка – сегодня это , и на подходе к замку нас встречает подобно римскому императору Петр Первый на мощном коне. После знакомства с памятником, продолжаем движение до пересечения с Замковой улицей, от которой, за Воскресенским каналом, начинается трехчастный мост к Михайловскому замку.

Через Инженерный сквер приближаемся к южному фасаду замка

Сам замок обязательно нужно осмотреть снаружи вместе с Воскресенскими воротами , через которые мы вошли. Нужно осмотреть и восьмиугольный двор с размещенным на нем к 300-летию города памятником незадачливому Павлу Первому (автор В.Горевой).

Памятник Павлу Первому во дворе Михайловского замка

Михайловский замок оригинален не только снаружи, интерьерное богатство его также вызывает восхищение – это позолоченная лепнина , фрески и полотна известных художников, мебель, обтянутая изысканной тканью, барельефные украшения, камины и статуи.


Особое внимание нужно уделить прекрасно выполненному макету Михайловского замка . Замок, окруженный водными каналами, подъемными мостами и прочими сооружениями фортификации, предстает перед нами в первозданном облике 1801 года .

Макет Михайловского замка в экспозиции музея

Сегодня в воссозданных залах Михайловского замка можно ознакомиться с Античными сюжетами и произведениями эпохи Ренессанса в отечественном искусстве. Можно подробнее узнать о судьбах первых хозяев дворца, посетить скульптурный фонд, среди которых находятся и статуи, ранее украшавшие Летний сад. Эти экспозиции расположены в основном на первом этаже.


На втором этаже замка можно осмотреть воссозданные императорские покои и другие залы. Погулять по Столовому , Георгиевскому , Тронному и Предтронному залам Марии Федоровны (жены Павла), осмотреть комнату их сына Константина и Мраморную галерею .

Галерея Рафаэля находится рядом с покоями императрицы

Бывшая спальня Павла Первого, в которой произошло убийство, впоследствии была переорганизована в Церковь Св.Петра и Павла , но ее можно посещать исключительно в составе экскурсий, а это будет несколько дороже.

Петропавловская церковь на месте бывшей спальни Павла Первого

Петропавловская церковь была создана на месте убийства Павла его внуком – Александром Вторым , впоследствии ежегодно приезжающим сюда на годовщину смерти деда. Александр Второй молился здесь, и смотрел из окон бывшей павловской спальни на место своей будущей гибели, находившееся совсем близко, не подозревая об этом. Сегодня это место обозначено Храмом Спаса на Крови.

Михайловский замок можно посещать во все дни, кроме вторника , с 10.00 до 18.00 . А по четвергам – с 13.00 до 21.00.


Сегодня у меня настроение показать и рассказать немного о печальном памятнике архитектуры Михайловском (Инженерный) замке. О месте появления на свет и ухода в мир иной Павла I. «Романтический наш император» (по Пушкину) бредил Средневековьем. Известен его проект заменить войны турни­рами владетельных особ враждующих держав. Православ­ный человек, исправный семьянин, он сделался гроссмей­стером католического Мальтийского ордена, предполагаю­щего безбрачие.
На карте



К югу от Летнего сада высится одно из самых загадочных сооружений Петербурга - Михайловский замок. Замок таинственен и необычен. Вот уже двести лет, с момента основания, его окружают таинственные легенды и предания. На месте Михайловского замка еще Екатерина I начала строительство скромного Летнего дворца, которое закончилось уже в царствование Анны Иоановны. Та полюбила его и охотно проводила здесь летние месяцы. Следующая императрица, Елизавета Петровна, едва вступив на престол приказала разрушить здание и начать строительство нового Летнего дворца. Не случайно, именно этот дворец выбрала императрица Екатерина II для приёма официальных поздравлений по случаю восшествия на престол. Здесь в 1754г. родился император Павел I. Здесь он провел свои молодые годы. Отсюда начался его мучительно долгий, сорокалетний путь к престолу. Став наконец императором и остерегаясь жить в Зимнем дворце Павел, согласно преданию, однажды сказал: "Хочу умереть там, где родился". Первый же месяц царствования Павла I 28 ноября 1796 года вышел указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». В 1797 году деревянный Летний дворец по его приказу разбирают. И на его месте начинается грандиозное строительство замка, названного Михайловским в честь архангела Михаила, в день поминовения которого замок был заложен.
Согласно легенде, однажды стоявшему в карауле у старого Летнего дворца Елизаветы Петровны солдату явился в сиянии архангел Михаил. Он велел часовому тотчас идти к императору и сказать, что этот Летний дворец должен быть разрушен, а на его месте построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат сделал так, как велел святой, на что Павел будто бы ответил: "Воля его будет исполнена". В тот же день он распорядился о постройке нового дворца и при нем церкви во имя архистратига.
Удивление вызывает и то что таинственная жизнь его владельца - самого мистического русского императора Павла I, трагически закончившаяся в стенах замка тоже по легенде была предсказана.
На фризе замка расположена надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». И один юродивый сказал что количество лет жизний императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет - сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо.

Наблюдение за строительством Павлом I было поручено Василию Ивановичу Баженову, наставнику императора в архитектуре. План будущего строения нарисовал сам Павел. 4 марта 1797 года объявлено новое решение: «Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне». Винченцо Бренна жил в это время в одном из домов католической церкви Святой Екатерины, здесь и был составлен окончательный проект здания. Кроме проекта дворца, Бренна создал проект обустройства окружающего его пространства: площади перед замком, манежа, конюшен и кордегардий. В помощниках архитектора числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: «Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства…»

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора - фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет.
Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления. Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади - памятник Петру I. За памятником - ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.
Замок, со всех сторон окруженный водой, с внешним миром соединялся при помощи цепного моста, поднимавшегося на ночь.
Вооруженная охрана круглосуточно дежурила у входа в мрачный колодец восьмиугольного двора. Изолированная от города резиденция императора внушала одновременно и почтительный трепет, и панический страх.


В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук», отлитый в 1745-1747 годах по модели скульптора Б. К. Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра I. Облицованный мрамором пьедестал высечен архитектором Ф. И. Волковым. На нём укреплены бронзовые барельефы
«Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте», созданные молодыми скульпторами В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Е. Моисеевым при руководстве М. И. Козловского. По замыслу Павла I территория замка должна была органично сливаться с Летним садом, объединяя, таким образом, деяния "прадеда и правнука".
Павел торопился со строительством замка. 1 февраля 1801г. нетерпеливый и категоричный, вместе со своим семейством, он въехал в еще не проветренную и непросушенную резиденцию. Сорок дней, оставшихся до его злодейского убийства, насквозь пронизаны мистическим предчувствием несчастья. К первому обеду в Михайловском замке Марией Федоровной был специально заказан сервиз с видами замка. По преданию, Павел, увидев его, едва не прослезился и начал целовать предметы с изображением своего любимого детища. Трудно было понять, приветствие это или прощание.

Перед самой своей гибелью, в ночь с 10 на 11 марта, после ужина Павел встал из-за стола и подошел к зеркалу. "Посмотрите, какое забавное зеркало. Я вижу себя с шеей на сторону", - засмеялся Павел. И ушел, если верить легенде, сказав при этом не то самому себе, не то близким: "Чему быть того не миновать". В эту же ночь Павел был задушен. Павел был весьма образованным человеком и не лишен был практического ума. Некоторые его побудительные мотивы отличались добрыми намерениями: он вел энергичную борьбу с злоупотреблениями службой, взяточничеством и бюрократизмом, принимал меры для сбережения лесов, способствовал снижению цен на хлеб и соль. Еще одной яркой чертой императора была его фанатичная набожность. Однако очень часто он давал волю своему бешенному и сумасбродному характеру. Н.М. Карамзин в "Записках о древней и новой России" писал, что император Павел "господствовал всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти". Это не могло не породить ненависти к нему. Известно 30 попыток покушения на его жизнь. Наконец созрел заговор, возглавляемый высокопоставленными государственными и военными деятелями. Страх за свою судьбу, неприязнь и личная ненависть к Павлу, толкнули их на цареубийство. Смерть Павла, как утверждают современники, превратилась в Петербурге во всенародный праздник.

После смерти Павла царская семья вернулась в Зимний дворец. Отделочные работы в замке были прекращены, а сам он заброшен. В 1819 году Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда его второе название. В 1820 засыпаны окружавшие замок каналы, в 1840-х годах часть мраморной отделки интерьеров использована на строительство Нового Эрмитажа. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны. В 1829-1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища архитектором А. Я. Андреевом.

В конце октября Михайловский был штабом юнкерского мятежа 1917, при подавлении которого занят солдатами Павловского полка. В 1920-1930-х годах в Инженерном размещались Военно-инженерная школа и Военно-инженерный исторический музей РККА, в 1925-1932 - Военно-техническая академия. В период блокады подвергался артобстрелам и бомбардировкам. Прямым попаданием тяжёлой авиабомбы в восточное крыло уничтожена бывшая парадная столовая.
Здесь в 1833–1843 годах учился и до 1841 года жил Ф.М. Достоевский.
В 1991 году треть помещений замка выкупает Русский музей, в 1995 году музей его выкупает полностью. Отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост. Надпись на фасаде, ранее закрытая листовым железом, востановлена.

Также во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I.
Скульптор Горевой В.Э., архитектор Наливайко В.И. 2003г.



Статьи по теме: