В какой последовательности нужно читать картины художников. Как научится понимать картины? Античная и христианская тематики

Александр Григорьев-Саврасов 2015-11-20 в 01:11

Многие думают, что изобразительное искусство — самое простое для восприятия из всех существующих искусств, но это далеко не так. Отсутствие труда, как, например, при чтении или длительном созерцании театрального действия, обманчиво.

Как правило, мы на бегу формируем своё мнение об увиденной нами картине, за доли секунды решая — нравится или нет. Я уже писал о том, что искусство и вообще интеллектуальная деятельность далеки от солёной рыбы, которая может быть кому- то не по вкусу.

Мы в первую очередь хотим изменить мир, ничего не меняя в себе. Рыбу подсолить, а картину заклеймить привычным «люблю — не люблю» и бежать дальше.

Многие ли задумывались над тем, что не простая эта простота, и одного взгляда мало, чтобы определить, какова ценность той или иной картины.

Картина — прежде всего плоскость, на которой показана имитация реального либо условного сюжета, и следует ли ориентироваться только на иллюзорность изображённого?

Вопрос на засыпку: надо ли есть нарисованную рыбу? Такую ли цель преследовал автор, пытался ли он нас обмануть, создав иллюзию реальности?

Многие думают, что творческий процесс — это лишь созидание, то есть подражание реальному миру. Но разрушение — тоже творчество, и кубизм Пикассо лучший тому пример. Разрушая форму, он творит, его образы неподражаемы, созданный им мир уникален.

Портрет Амбруаза Воллара, Пикассо.

Так ли легко понимать картины, как кажется на первый взгляд, и доступно ли изобразительное искусство для восприятия всем, кто мешает мух с котлетами, а картины с рыбой?

В отличие от кино, театра и других видов искусства, картина не существует во времени, то есть нам не нужно следить за действием, чтобы понять происходящее. Изображение на холсте статично. Простыми словами, картинка не движется, мы видим лишь остановленное автором мгновение, которое оцениваем сиюминутно, не вникая в детали.

Чтобы составить впечатление о фильме, нужно смотреть его целых два часа, а картина достойна одного взгляда. Довольно большой процент зрителей именно так и судит обо всём изобразительном искусстве.

Разве не так мы бежим по залам музея? Картины как слайды мелькают перед глазами, сливаясь в одну киноленту, а что в результате — каша из десятков образов, которые мы завтра и не вспомним.

В идеале музей следует посещать каждый раз ради одной картины, она сама по себе целый фильм, театральное представление, если хотите. Она достойна того, чтобы Вы уделили ей больше, чем одно мгновение .

Если говорить о классическом понимании изобразительного искусства, то картина имеет время и действие, которое она изображает, её сюжет развивается последовательно.

У картины, повторюсь, в её классическом понимании (мы сейчас не говорим о современном искусстве) есть вход в композицию и заданное автором движение. Зритель не просто созерцает сюжет, а движется по изображению так, как это задумал автор.

В картине есть как прошлое, так и будущее, мы с лёгкостью можем это представить, основываясь на том, что запечатлел художник. Конечно, всё это станет возможным, если мы перестанем относиться к изобразительному искусству как к самому лёгкому для восприятия.

Древние греки судили о мастерстве художника по тому, как он мог обмануть зрителя реализмом изображённого. В истории, рассказанной писателем Плинием Старшим (I в. н. э.), птицы путают изображённый виноград с реальным.

Будем ли мы сегодня восхищаться подобным сюжетом? Кто-то, конечно, будет из числа тех, кто путает рыбу с картиной и на бегу выносит суждения о тех или иных произведениях, но уверен, не все такие.

Возьмём, к примеру, меня, зачем далеко ходить? Меня не убеждает реалистично изображённый виноград, я не птица, мне этого мало. Восхищаться фотографичностью картинки в двадцать первом веке, по меньшей мере, странно.

Мне недостаточно того, что изображённый сюжет идентичен оригиналу. Я хочу видеть, а прежде всего, чувствовать, что переживал автор. Я хочу следить за тем, как он мыслит, как общается со зрителем, какие приёмы использует, технические и композиционные.

У меня есть и свои предпочтения, так как я живописец — это колорит, цвет. Это то, что меня завораживает. Подчеркну, именно цвет, а не краска, так как многие не видят никакой разницы. Следует обратить внимание, что живопись — это игра оттенков, а не раскрашенная колерами плоскость.

Меня восхищает и приводит в восторг дышащая цветом поверхность произведений мною любимых художников, я могу часами рассматривать фактуру на полотнах, источающих лёгкость и свежесть живописи.

Я вижу в современной живописи чистый жанр, освобождённый от идеологических и угоднических смыслов. Для меня живопись самостоятельна, и порой мне достаточно одного только колорита, чтобы понять, почувствовать, сопереживать автору.

Конечно же, я пришёл к этому не сразу, тому виной годы творческого поиска и постоянно приобретаемые знания. Я писал, что все мы самоучки, иначе и быть не может. Мне трудно представить, что можно в какой- то момент завершить обучение и сказать, что мне достаточно знаний.

Именно в моих знаниях кроется нежелание быть обманутым, я не жду от художника идентичности изображаемого, мне важна его индивидуальность, его творческий язык, его честность. Эти качества не может повторить ни одно техническое устройство. Именно они уникальны и интересны зрителю подготовленному, которому близки, в первую очередь, свежие решения, а не заезженные штампы.

Вернёмся к поставленному нами вопросу — как понимать картину? Самое первое — остановитесь, уделите ей чуть больше времени, нежели обычно. Пережив эмоционально первое впечатление, задайте себе вопрос, какие задачи ставил перед собой автор и достиг ли он их?

Если картина сюжетная, историческая, концептуальная, Вам следует знать подтекст.

Помимо понимания сюжета Вам очень бы помогли принципы художественного видения, например, как автор манипулирует пятном на плоскости.

Обладая знаниями, Вы бы по-иному увидели мир, а знакомые ранее произведения открылись Вам заново.

Подведя итог, скажу, что художественного произведения без зрителя не существует, понимать картину — значит участвовать вместе с автором в её создании. Конечно же, я не говорю, что Вам следует взять в руки кисти и что-то исправить или дописать. Нет, участвовать — значит принимать содействие в предложенном автором ассоциативном ряде, считывать образы, видеть единство замысла и т.д.

Будьте внимательны к картине. В спешке можно так и не увидеть главного . Аппетит приходит во время еды, так и страсть к изобразительному искусству растёт по мере того, как Вы открываете новые горизонты там, где раньше стеной стоял туман непонимания.

Желаю всем творческих успехов и хочу напомнить, что на блоге в правом верхнем углу есть форма подписки. Рекомендую подписаться, будете в курсе обновлений блога.

В издательстве  AdMarginem вышла книга «Как смотреть на картины» - понятная и увлекательная иллюстрированная инструкция от исскусствоведа гарвардского искусствоведа Сьюзан Вудфорд. Содержание книги полностью соответствует его названию - на основе более чем 100 известных шедевров живописи автор  создала настоящий путеводитель по миру искусства. Таинственные символы, особенности композиции, выбранные сюжеты - для обывателя все элементы той или иной картины описаны с самого начала, еще с самого способа эту картину изучать (есть, как оказывается, разные методы восприятия).

Несмотря на то, что основу работы составляет описание лишь сотни произведений (что в контексте мирового искусства очень и очень мало), книга выглядит глобально именно благодаря созданию понятной «карты», которую после можно использовать и при изучении других известных экспонатов, и даже при знакомстве с объектами современного искусства.

Сьюзен Вудфорд подобрала сто произведений так, что смогла охватить огромный временной интервал и затронуть практически все известные человеку жанры и стили живописи. Впрочем, не только новичкам будет интересна книга - автор доступно и популярно описывает еще и многочисленные проблемы, с которыми сталкивались художники, а также те решения, которые ими были найдены в разные времена.

Дискурс предлагает для знакомства с произведением одну из самых интересных глав книги, в которой рассказывается об общих способах восприятия картин.

Способы восприятия картин

Глядя на картины с разных точек зрения, можно открыть для себя много нового.

Существует множество способов смотреть на картины. Для этой главы мы выбрали четыре произведения живописи, относящихся к разным периодам и стилям, чтобы рассмотреть их с нескольких несхожих точек зрения.

Для чего служат картины?

Зададимся вопросом: для чего служат картины? Около пятнадцати тысяч лет назад на потолке пещеры, находящейся на территории современной Испании, было создано очень убедительное изображение бизона (внизу). Попробуем представить себе, какую функцию выполняло это изображение, находящееся в темном углу недалеко от входа в пещеру? Предполагают, что его цель - магическая, и что оно было призвано придать своему создателю (или его племени) дополнительную силу, позволяющую поймать и убить изображенное животное. Тот же принцип действует в религии вуду: в куклу, похожую на определенного человека, втыкают булавку, чтобы принести этому человеку вред. Должно быть, пещерный живописец верил, что рисунок поможет ему на охоте.

Первобытный художник, Наскальный рисунок с изображением бизо­на. 15–10 тыс. до н. э. Пигменты, сделанные из угля и охры Пещера Альтамира, Испания. Существует множество предположений по поводу функции подобных рисунков. Согласно одному из них, художник верил, что, овладев изображением бизона, он с большей легкостью поймает само животное.
Византийский мастер, «Воскрешение Лазаря». VI век, мозаика, базилика Сант Аполлинаре Нуово, Равенна. Ясность и простота подобных изображений помогали раннехристианской церкви разъяснить содержание Евангелия малограмотному большинству.

Вторая картина (вверху) совсем не похожа на первую - это мозаика из раннехристианской церкви. Легко прочитывается ее сюжет - воскрешение Лазаря. Лазарь был мертв уже четыре дня, но Христос потребовал открыть вход в пещеру, где его похоронили, обратил взор к небу и произнес:

Отче! <…> Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.​Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…

Ин. 11: 41–44

Мозаика с восхитительной наглядностью иллюстрирует эту историю; мы видим, как Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», выходит из пещеры. Мы видим, как облаченный в пурпурное одеяние Христос призывает Лазаря повелительным жестом. Рядом с ним один из «здесь стоящих», которых должно убедить чудо, потрясенно отводит руку. Композиция построена просто и ясно: на золотом фоне изображены плоские, четко очерченные фигуры. Эта сцена не столь живая, как наскальный рисунок, но те, кто знаком с изображенным сюжетом, легко его распознают.

Какой цели служила эта мозаика, будучи частью украшения церкви? В VI веке, когда она была создана, очень немногие умели читать. А церковь стремилась к тому, чтобы учение, изложенное в Евангелии, распространилось как можно шире. Папа Григорий Великий объяснял: «Иконы для неграмотных суть то же, что Священное Писание для грамотных». Иначе говоря, люди могли лучше понять Библию, глядя на такие доходчивые иллюстрации к ней, как эта мозаика.

Ревность и лживость - не менее частые спутники любви, чем удовольствие.


Аньоло Бронзино, «Аллегория с Венерой и Купидоном». Около 1545. Дерево, масло. 146 × 116 см, Национальная галерея, Лондон. Это сложная аллегорическая картина служила одновременно целям назидания и развлечения для просвещенной элиты.

На соседней странице вы видите картину кисти Бронзино, живописца-интеллектуала XVI века. Он изобразил Венеру, языческую богиню любви, которую отнюдь не по-сыновьи обнимает крылатый юноша - ее сын Купидон. Справа от центральной группы мы видим жизнерадостного мальчика: по мнению одного из специалистов, он олицетворяет Удовольствие. За ним - загадочная девушка в зеленом; мы с удивлением замечаем под ее платьем тело змеи. Судя по всему, она олицетворяет Лживость - дурное качество, злонамеренность под маской искренности, - которая порой сопутствует любви. Слева от центральной группы изображена злобная старуха, рвущая на себе волосы. Это Ревность - союз зависти и отчаяния, без которого редко обходится любовь.

В верхней части картины изображены две фигуры, приподнимающие завесу, которая скрывала сцену от посторонних глаз. Крылатый мужчина - это отец-Время; за его плечами - символ времени, песочные часы. Время обнаруживает превратности, сопутствующие чувственной любви. Женщина слева от Времени - по всей вероятности, Правда, открывающая взрывную смесь терзаний и наслаждений, рождаемую в нас дарами Венеры.

Итак, эта картина представляет собой нравоучение: ревность и лживость - не менее частые спутники любви, чем удовольствие. Но произведение Бронзино лишено той простоты, с какой показана история воскрешения Лазаря: его мораль воплощена в замысловатой аллегории с использованием персонификаций. Перед живописцем не стояла задача в доступной форме изложить историю для неграмотных - напротив, он стремился заинтриговать и даже раздразнить просвещенную аудиторию.

Картина была написана для великого герцога Тосканского, который преподнес ее королю Франции Франциску I. Обращенная к узкому кругу образованных людей, она создавалась одновременно как назидание и развлечение.

И наконец, взгляните еще на одну картину (вверху) - она написана сравнительно недавно американским живописцем Джексоном Поллоком. В ней вы не найдете внешних реалий: нет ни бизона, которого нужно поймать, ни религиозного сюжета, нуждающегося в пересказе, ни сложной аллегории, требующей разгадки. Напротив, мы словно видим, как живописец швырял краску на огромный холст, чтобы создать волнующую и живую абстрактную композицию. В чем цель такой картины? Она призвана выразить творческую активность и физическую энергию художника, рассказать зрителю о действиях его тела и мысли во время создания произведения.


Джексон Поллок «Осенний ритм (No 30)». 1950. Холст, эмаль. 267 × 526 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Хотя картины Поллока, выполненные в технике дриппинга (выливания и разбрызгивания краски), поначалу шокировали публику, они способствовали перемещению центра мирового авангарда из Парижа в Нью-Йорк, ярко заявив о новом направлении, названном «живописью действия».

Культурный контекст

Второй способ анализировать картины - задать себе вопрос о том, что они могут поведать о культуре своей эпохи. Так, наскальная живопись может рассказать нам кое-что - пусть и не много - о первобытном человеке, который перемещался с места на место, охотясь на диких животных, и иногда находил убежище в пещерах, но не строил постоянных поселений и не занимался земледелием.

Христианская мозаика VI века свидетельствует о патерналистской культуре, в которой образованная элита просвещала необразованные массы. Она говорит о том, что на заре христианства было важно представить его догматы в доходчивой форме, чтобы простые люди могли постичь смысл этой еще сравнительно молодой религии.

Аллегория Бронзино красноречивее любых слов повествует о высокоинтеллектуальном и куртуазном - или даже пресыщенном - обществе: его представителям нравились загадки и головоломки, искусство было для них изощренной игрой.

Картина ХХ века рассказывает о людях эпохи, которая высоко ценит личное видение и уникальные действия художника, отвергая традиционные ценности привилегированных классов в пользу свободы самовыражения.

Сходство

Третий способ рассматривать картины - попытаться понять, насколько они правдоподобны. Достижение сходства с природой было важной и очень сложной задачей искусства в классической древности (VI–IV века до н. э.) и в Западной Европе со времен Ренессанса (с XV века) до начала ХХ столетия.

Многие поколения художников стремились сделать картины похожими на окружающий мир. Однако это не всегда было для них главным. Следует с осторожностью применять к произведениям искусства наши нынешние стандарты точности, поскольку вполне возможно, что их авторы руководствовались совсем иными целями. Средневековый мозаичист, стремившийся рассказать библейскую историю максимально убедительно, изобразил фигуры не так естественно, как, например, Бронзино, но сделал своих персонажей легкоузнаваемыми и разместил в центре композиции Христа, подчеркнув значимость не только его фигуры, но и его жеста. Более всего этот мастер стремился к ясности; он остерегался даже намека на неоднозначность, а сложность и сходство с тем, что мы считаем естественными человеческими чертами, показались бы ему лишь отвлекающими деталями.

Подобным образом и работы Поллока, автора картины Осенний ритм , столь рьяно стремившегося к самовыражению при помощи краски, нельзя судить с точки зрения сходства с природой, которое нисколько его не волновало. Он хотел передать характер своих чувств и не ставил перед собой цель задокументировать то, что его окружало.

Итак, хотя нам часто кажется важным, насколько похожа та или иная картина на реальность, нам стоит быть осторожнее и, прежде чем задаваться этим вопросом, удостовериться в его уместности.

Композиция

Четвертый способ восприятия картин заключается в том, чтобы рассматривать их с точки зрения композиции, то есть того схематического рисунка, который составляют в них формы и цвета. Например, внимательно присмотревшись к Аллегории Бронзино, мы увидим, что основная группа - Венера и Купидон - приблизительно напоминает своими очертаниями букву L, повторяющую угол картинной рамы. Кроме того, мы можем заметить, что живописец уравновесил эту L другой группой, по форме напоминающей ту же букву, но перевернутую: ее образуют фигура мальчика-Удовольствия, а также голова и вытянутая рука отца-Времени. Вместе две буквы L образуют прямоугольник, который надежно закрепляет изображение внутри рамы, тем самым придавая устойчивость очень сложной в целом композиции.

Композиция - это схематический рисунок, который составляют в картине формы и цвета.

Теперь рассмотрим другие особенности композиции. Заметьте, что всё пространство в картине Бронзино заполнено предметами и фигурами; глазу негде отдохнуть. Эта беспокойная активность форм связана с самим сюжетом произведения, который можно обозначить как смятение и неразрешимость. Любовь, Удовольствие, Ревность и Лживость переплелись в изощренный формальный и интеллектуальный узел.

Художник обвел фигуры жестким контуром, а лицам придал мягкую округлость. Персонажи картины будто сделаны из мрамора. Ощущение холодной жесткости подчеркнуто преобладающими оттенками - бледно-голубым и нежно-белым, с редкими вкраплениями зеленого или темно-синего. (Едва ли не единственным теплым оттенком является здесь красно-розовый цвет подушки, на которую оперся коленями Купидон.) Все эти особенности совершенно не соответствуют тому, что мы обычно связываем со сферой чувственности. Таким образом, жесты любви и страсти, обычно нежные или горячие, здесь переданы как расчетливые и хладнокровные.

Формальный анализ композиции произведения помогает нам лучше понять его смысл, а также оценить те приемы, при помощи которых художник достиг желаемого эффекта.

Вудфорд, С. Как смотреть на картины / Пер. Е. Куровой. - М.: Ад Маргинем Пресс; АВСдизайн, 2018. - 176 с.

Чтение и книга в изобразительном искусстве – тема достаточно популярная. На протяжении многих лет она достаточно верно и наглядно отражала те изменения, которые происходили в обществе. Менялась жизнь, происходила переоценка ценностей, и вместе с этим видоизменялось и отношение человека к книге. Отобрав иллюстративный ряд, состоящий более чем из 100 произведений, мы, как нам кажется, воссоздали достаточно полную картину, чье название вынесено в заголовок данной статьи. Изображение книги, как спутника человека в искусстве появилось много веков назад. Здесь можно упомянуть картину Рембрандта ван Рейна «Читающий Титус» (ок.1656-1657), созданную почти через сто лет работу Жан-Оноре Фрагонара «Читающая девушка» (ок.1769) и т.д. Исследование этого периода не слишком интересно: книга в те времена была достаточно редка, да и доступна очень немногим. Зато динамичное развитие общества на протяжении последних 100 лет вызывало такие интересные трансформации интереса человека к книге и чтению, что мы решили уделить внимание именно этому периоду. В середине 19 века в России, чье население в массе своей было безграмотным, книга была уделом почти исключительно людей из высшего общества. Стремление же учиться грамоте у представителей низших сословий было весьма велико. На картине Н.Селивановича мы видим, по-видимому, неграмотного солдата, которому мальчик читает интересную книгу. На холсте В.М.Васнецова изображена уличная книжная лавочка. Столпившиеся вокруг нее бедно одетые люди демонстрируют неподдельный интерес к печатной продукции, но вынуждены рассматривать только картинки. В то же самое время люди из высшего света относились к книге как к одной из высших ценностей. И.Н.Крамской написал портрет своей жены, Софьи Николаевны (ок.1866), читающей в саду на фоне вечереющего неба. Без книги не могли обходиться философы (портрет Вс.С.Соловьева кисти И.Н.Крамского, 1885), ученые (портрет Д.И.Менделеева работы И.Е.Репина, 1885), писатели (портрет Л.Н.Толстого того же Репина, 1891), деятели искусства – портрет Л.Н.Бенуа , созданный Л.С.Бакстом в 1898, композиторы (портрет Н.А.Римского-Корсакова , написанный В.А.Серовым в 1898). Книга читалась в семье, как дома, так и на природе. В качестве примера можно привести уже упомянутый пленэрный портрет Л.Н.Толстого, лежащего с книгой в тенистом лесу. Влияние импрессионизма, пришедшее из Европы, вызвало у художников интерес к изображению чтения на открытом воздухе, что позволяло наиболее ярко передать цветную световоздушную среду. В ряду этих работ произведения К.Коровина «В лодке» (1888), «Портрет А.Я.Симонович» созданный годом позже В.А.Серовым. Отдали дань книге в своем творчестве и символисты. Наиболее яркий пример - знаменитая «Дама в голубом» (1897-1900) К.А.Сомова. Конец 19 века принес наиболее яркие и значительные изменения в портретный жанр, тесно связав его с пленэрным. Если раньше модели позировали художнику сидя в домашних креслах на фоне книжных полок, то теперь действие картины было перенесено на природу. Зачастую книга была всего лишь атрибутом постановки – портрет М.Э.Трояновой А.Я.Головина (1916). Иногда она была использована в юмористическом плане – «Любимый поэт. Открытое письмо» Л.С.Бакста (1902). Но вместе с тем М.В.Нестеровым была написана совершенно изумительная по красоте картина «Наташа Нестерова на садовой скамье» (1914). В последней трети 19 века французскими импрессионистами было создано большое количество прекрасных произведений, в которых книга и чтение играло весьма существенную роль. Несмотря на то, что наш экскурс посвящен в первую очередь России, пройти мимо столь яркого явления в мировой живописи, оказавшего несомненное влияние и на развитие искусства в России было бы несправедливо. Книгу как часть семейной жизни включил в большое число своих произведений П.О.Ренуар. Персонажи его картин читают книгу за завтраком («Завтрак в Берневале»), ее читают подружки («Читающие девушки»), влюбленные («Уединение»), маленькие дети («Джейн и Женевьева Кейлиботт» , «Дети в Варжемоне»). У Эдуара Мане чтение книги используется, как способ понравиться девушке («Чтение»), она – спутник адвоката («Портрет адвоката Жюля де Жюи»), поэта («Портрет поэта Стефана Малларме»), книгу читают на вокзале в ожидании поезда («Железная дорога»). Анри Тулуз-Лотрек и Гюстав Кейботт любили изображать чтение в саду («Дезире Дио» , «Апельсиновое дерево» соответственно). Но вернемся в Россию. Здесь после революции книга стала играть совершенно иную роль, нежели раньше. Конечно, для тех, кто сохранил в душе привязанность к старым традициям, она осталась прежней ценностью – «Портрет К.Б.Кустодиева» Б.М.Кустодиева (1922), «Зимой на террасе» Г.С.Верейского (1922), «Портрет М.А.Кузмина» Н.А.Радлова (1925). Вместе с тем, появились такие картины как «Рабфак идет» Б.В.Иогансона (1928). Молодежь в массе своей яростно отрицала значение накопленных до революции культурных ценностей. Страна поголовно увлечекалась спортом, культом здорового тела. Самое популярное в те годы художественное учебное заведение - ВХУТЕМАС было ориентировано в первую очередь на подготовку кадров для растущей промышленности, воспитывая в первую очередь технологов, а не творцов. Неудивительно, что книги на картинах 1920-х годов почти не встретишь. И только к середине 1930-х годов – времени борьбы с формализмом и победы АХРРа, книга возвращается в живопись. В.Н.Яковлев пишет портрет народного артиста СССР М.М.Климова (1935), И.И.Грабарь – «Портрет К.И.Чуковского» (1935). Начиная со второй половины 1940-х годов, книга вновь занимает прежние позиции. Она в руках у писателя Л.М.Леонова (художник В.Г.Цыплаков, 1949), К.С.Станиславского (живописец Н.П.Ульянов, 1947), ее как большую ценность прижимает к себе девушка из советской Киргизии (художник С.А.Чуйков, 1948). Ее читают летом в саду (художник С.П.Бальзамов, 1953), на скамейке у реки (художник А.И.Лактионов, 1951-1954), ее держат в руках дочь художника А.М.Герасимова (1951) и жена художника А.Н.Самохвалова (1957). Вместе с тем, обращает на себя внимание некоторая повторяемость мотивов и приемов. В 1960-е годы книга по-прежнему популярна. Читающая девушка на картине Ю.И.Пименова не может не привлечь к себе внимания молодого человека. Картина так и называется «Начало любви». Книгами зачитываются студенты («Весна. Студенты» Г.К.Тотибадзе, 1962), ее читают в цветущем саду («Стихи» Д.Д.Жилинского, 1973), ее держат в руках писатель Е.Пермитин (картина Б.В.Щербакова, 1966), знаменитый график и педагог В.А.Фаворский (картина Д.Д.Жилинского, 1962). Книга дома, на отдыхе и в промежутках между работой остается ценностью и для художников-шестидесятников, среди которых ярко выделяется В.Е.Попков – картины «Мать и сын» , 1970, «Лето» , 1968, «Бригада отдыхает» , 1965. В 1980-1990-е годы книга постепенно теряет свое одухотворенное значение. Она вновь превращается в привычный атрибут. И лишь книга, изданная в конце 19-начале 20 века, продолжает вдохновлять мастеров кисти. Хорошим стилем становится изображать старинную книгу в натюрмортах («Керосиновая лампа и старые книги» С.Н.Андрияки, «Старая книга» И.М.Чеверевой). О прожитых годах напоминает книга в потертом кожаном переплете на картине И.А.Солдатенкова «Дядя Петя» . Ностальгией по старым книгам пронизаны исторические натюрморты Н.Смирнова (

Одной из моих самых излюбленных тем в искусстве являются картины про чтение)))

Какие одухотворенные, осмысленные и благостные лица у читающих людей!

Мне кажется, что это лучшие минуты жизни. Когда человек уносится в невидимый мир, включает свою фантазию, представляет себе картины со страниц книг, он становится волшебником. Особенно умиляют картины с семейным чтением. Как это хорошо, как это правильно!

У меня уже собрана целая коллекция картин на эту тему. Сегодня - первая часть работ.


Charles Edward Perugini (1839-1918), Girl Reading

Картины помещаю в той последовательности, в какой они ко мне пришли. Авторов некоторых из них мне установить не удалось.

Вот эта, например.

Барышня пишет и перечитывает амурное послание. Забыв про письмо, предалась светлым раздумьям))) В ее праведных глазах сияет любовь.

Дай Бог ей счастья!

Следующая картина тоже без автора. Но какая сценка семейной жизни запечатлена на ней!

Отец семейства углублен в своё серьезное чтение. Мама читает детям книжку вслух. Один из ребятишек занимается, что-то пишет в тетради. И все это под уютнейшим большим абажуром. Какие же все они молодцы!



А как хорошо читается летом в саду! Запах цветов, свежий ветерок, ласковое солнце. Идиллия!


Allan R. Banks

Милая читательница в желтом платье. Удобно расположилась в кресле и витает где-то в облаках)))


Фрагонар, Жан Оноре (1732 - 1806)

Вот эта девушка тоже хороша. Такая домашняя, скромная.

Будет хорошей женой и мамой - в этом нет сомнения.

Huntington Daniel. Study In A Wood.

Девочка за книгой. Настолько увлеклась, что забыла обо всем на свете. Переживает за героев романа.


Franz Eybl

Две картины с мужчинами в высшей степени достойными похвалы.

Первый - эмоциональный, увлекающийся. Собрал большую библиотеку. Уверена, что он трудится на ниве просвещения.


Johann Hamza (1850-1927)

Второй - философски курит трубку и тоже полон идей и раздумий.


Pierre-Auguste Renoir

Настоящая леди должна быть именно такой))) С ней всегда приятно побеседовать, так как она много читала и отличается хорошим вкусом и манерами. Но в то же время, проста и уважительна к любому собеседнику.


Thomas Benjamin Kennington(1856-1916). Lady reading by a window.

Даже со спины видно, как хороша и умна дама за столом. Картины, фото на стенах, цветы в вазе, утонченный наряд и прическа. У нее, наверно, чудный голос, она и поет, и музицирует, и искусство нежно любит.


Fernand Toussaint (Belgian Painter, 1873 - 1955)

Задумалась, унеслась мыслями в неведомые края. Раньше говорили - витает в эмпиреях. Строит какие-то планы, а, может быть, и воздушные замки. Пусть ее мечты сбудутся!


Paul Barthel

В стародавние времена, когда рыцари сражались за своих дам на турнирах, дамы читали возвышенные трактаты, чтобы суметь вдохновить поклонников на новые подвиги)))


Дже́ймс А́рчер

Чистая девушка самозабвенно читает и столько ума и прелести в ее лице!


Bulleid George Lawrence

Что и говорить, женщина за книгой - лучшее зрелище для настоящего мужчины)))


Дельфин Анжольрас

Здесь меня привлек яркий наряд девочки, но все же главное, что она не носится в нем по дому, а тихо, спокойно читает книжку. Правильно делает.

Marianne (Preindlsberger) Stokes (1855 - 1927)

С самого детства нужно увлекать чтением малышей, тогда они вырастут достойными и порядочными людьми.


Jan Frederik Pieter Portielje

Любовное письмо, а, возможно, и стихи. Веет вдохновением)))

Vittorio Reggianini

Мальчишки забрались в гамак и вместе читают книгу. Солнце им с удовольствием улыбается.


Steven Christopher Seward

Название этой картины - Медитация.

Действительно, чтение литературных произведений является медитацией. И всем нам нужно не забывать - читать книги почаще.

Pierre Auguste Cot (1837-1883). Meditation.

26.12.2011

Художник Лилия Славинская, владелица галереи Les Oreasdes - Ореады

«Все зависит от образования и той среды, в которой человек вырос. То, какую картину он впервые видит осознанно, а иногда и неосознанно, закладывает в человеке код на всю оставшуюся жизнь. Потом, согласно этому коду, он будет выстраивать свои взаимоотношения с искусством», - говорит владелица галереи Les Oreasdes - Ореады, художник Лилия Славинская

Отношения человека с изобразительным искусством складываются из нескольких составляющих: первое - семья, то есть культурная среда, в которой человек вырос. Второе - уровень его образования. Третье - среда обитания, город, место, дом, в котором он рос и формировался. Четвертое - уровень «насмотренности», то есть то количество картин, которое человек вообще видел…

Искусство, классическое или современное - это язык, который может быть понятен или нет. Дело в том, что искусство развивается непрерывно и есть прямая взаимосвязь между классической и современной школой. Человек, который овладел языком классического искусства, понимает современный язык и видит эту непрерывно развивающуюся связь. Если же он не имеет опыта общения с культурным наследием прошлых веков, ему тяжеловато. Язык этот непонятен, потому что человек не подготовлен. Он ничего не видит и не понимает. Что делать?

Конечно, очень важно, когда к культуре расположены родители. Многое зависит от их уровня образования и того, каким образом эти люди обустраивают свои дома. Ребенок еще не родился, а будущая мама ходит по выставкам и он «ходит вместе с ней», потом он рождается и почти сразу фиксирует все, что видит вокруг себя. Неосознанно «впитывает» все элементы среды - красоту или наоборот. Вкус, точнее его основа, возникает уже на этом этапе. Говорят: « Вкус впитывается с молоком матери». Это не на 100 процентов верно. Конечно, вкус оттачивается, развивается с течением жизни и много, как я говорила, факторов влияет на его усовершенствование. Но первые и самые прочные, что особенно важно, ориентиры человек получает именно в детстве…

Огромную роль играет среда обитания. Страна, в ней город, в городе улица, на улице дом, в доме квартира. В Италии, например, каждый сантиметр буквально пронизан искусством, красотой. Сама среда - художественна и это лучший учебник красоты. Галереи, мозаики, архитектура, детали…. Так формируется вкус… Воздействие искусства на человека вообще, я уверена, происходит через детали, которые вкупе превращаются в общую гармонию. Искусство действует на человека успокаивающе и, в конечном итоге, оказывает влияние на характер.

Важнейшую роль отвожу музеям. Теперь люди очень много путешествуют, смотрят, посещают. Музей - хранитель языка изобразительного искусства. Попадая туда, человек начинает именно видеть связь классического и современного языка, видеть, как этот язык гармонично развивается. Все это и становится причиной того, что человек овладевает языком современного искусства, что позволяет ему буквально наслаждаться самыми разными формами проявления культуры.

Ни одно из существ, населяющих землю, кроме человека, ничего не создает. Обезьяны на нас похожи, но они ничего не создают, а человек еще на заре своего зарождения стремился лепить, рисовать или высекать в камне нечто красивое… В каком-то смысле потребность в творчестве - это аномалия для животного мира. И эта потребность есть в каждом из нас. Способность создавать и воспринимать - все это творчество. Поэтому смотреть картины - это целый творческий процесс…

В человеке работает то, что было заложено в детстве, он инстинктивно стремится к подобному. Я вижу массу примеров, когда люди, получив возможность приобретать живопись для себя, ищут и покупают те картины, типология которых хорошо знакома им с детства, из школы - природу, пейзажи… и им это очень нравится. И это хорошо, ведь они получают огромное удовольствие от созерцания. Скажем, приобретает для себя человек картину типа «Бурлаки на Волге». Ему нравится, он рад, он находит для себя отдохновение.

Но проходит время, сказывается воздействие среды, музеев, друзей, поездок. Ему вдруг нравится что-то другое! Человек начинает присматриваться, глубже и пристальнее вглядываться в это другое и оказывается, что он поднялся на новый уровень восприятия. Ему стал понятен другой, более современный язык. А потом проходит время и ему открывается еще один горизонт… Так постепенно он устремляется дальше.

Рецепт один: больше ездить, больше смотреть… Количество обязательно переходит в качество.



Статьи по теме: