В чем суть конфликта катерины и кабановой. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» (По драме А


Катерина и Кабаниха — два очень ярких и одинаково интересных персонажа. Обе женщины — достаточно решительные личности, хотя и каждая по-своему. Катерина и Кабаниха не просто несхожие люди, они — представительницы двух разных миров. Казалось бы, обе воспитывались в одной среде, обеим дороги семейные традиции, так откуда же такие разные взгляды на жизнь? Ведь обеих, в принципе, объединяет то, что они не знают иного уклада жизни, чем установленный в Калинове раз и навсегда. Обе — сторонницы домостроя, обе считают, что жена должна во всем подчиняться мужу. А как же иначе,; если муж кормит, поит, одевает, дает кров? Но Кабаниху больше волнуют условности: невестка должна подчиняться свекрови, выть на крыльце, когда уезжает муж, работать не покладая рук. Катерина же совершенно искренне, без ненужных условностей, хочет быть «мужней женой». Для этого ведь вовсе не обязательно подчиняться строжайшим канонам. Не вина Катерины, что ее искренние порывы полностью подавляются властной Марфой Игнатьевной. К мужу с мольбами, с просьбами обращаться совершенно бесполезно. А ведь Катерина могла стать ему если не любящей, то верной и преданной женой. Беда в том, что Тихон слишком слаб для того, чтобы пойти навстречу жене, поддержать ее хоть в чем-то. Даже имя у него «тихое», слабое. Вспомним хотя бы тот момент в пьесе, когда он завидует умершей жене, хотя вполне мог последовать за ней. Но у него недостаточно силы для этого. Поэтому мужа в конфликте двух сильных женщин нельзя рассматривать ни как поддержку, ни как врага Катерины. Он лишь персонаж, который наравне со всеми подталкивает героиню к гибели. Среди тех, кто стал виновниками трагедии, важнейшая роль — у Кабанихи. Ее конфликт с Катериной не просто противостояние свекрови и невест-* ки, а еще и непримиримость двух кардинально противоположных натур. Несомненное достоинство Кабановой — ее сила. Но на что она ее тратит? На тиранию в полном смысле этого слова. Уже первая встреча читателя с ней как нельзя лучше раскрывает ее характер. В пятом явлении первого действия она буквально изматывает всю душу у] своего сына, а вместе с тем — и у читателя. Ее бесконечные поучения, не имеющие под собою никакой почвы, очень напоминают рассуждения салтыковского Иудушки Головлева. Кабаниха, можно сказать, стала несколько смягченным его вариантом. Постоянные мелкие придирки и благочестивые речи — чем не Иудушка? Есть у Кабанихи одно характерное свойство — почтение к традициям (снова Иудушка). В этом, в сущности, нет ничего предосудительного, но в ней любовь к мелким условностям и ритуалам разрастается до неимоверных пределов. Она живет по сложившемуся раз и навсегда порядку и не хочет меняться. Более того — своих детей она заставляет жить так же. Конечно же, она желает им добра; как известно, многие старики стараются заставить своих детей вести себя по определенным канонам из лучших побуждений. Но это странное выражение любви к детям приводит у Кабановых к плачевным результатам: Тихон спивается, Варвара, которой делали больше всего послаблений, убегает, Катерина гибнет. Беда в том, что для Кабанихи не существует никакой иной действительности, кроме той, которую она создала себе. И пусть весь мир двигается вперед — она будет упорно стоять на месте, ей нет дела до остального мира. Она знает, что жена должна выть, когда муж уезжает, значит, иначе и быть не может. Главное — соблюсти условности. Выть — можно, броситься на шею — нельзя. 

Не такова Катерина. Конечно, и она не чужда условностей и догм, но, в отличие от свекрови, у нее есть живая душа. Душа любящая, светлая, миролюбивая, покорная и терпеливая (идеальная жена!). Терпеливость — одно из главных достоинств Катерины. Она умеет подчиняться обстоятельствам, но лишь до определенных пределов. Она будет покорно сносить то, что ее держат взаперти или что ее заставляют кидаться мужу в ноги. Но когда ее чувства становятся сильнее установленных моральных норм, то даже этому ангельскому терпению приходит конец. Надо заметить, что Кабаниха постоянно подталкивала Катерину к решительному шагу своим вечным брюзжанием без всякого повода. Но уже при первой встрече с Катериной и Кабанихой на прогулке мы понимаем, что Катерина не та натура, которая будет подчиняться, это слышно в ее немногочисленных репликах. Самоубийство стало не уступкой, не знаком слабости или покорности, а, напротив, проявлением силы. Катерина — свободная душа. Ее мечта — полет. Даже странно, что мысли о полете пришли в голову девушке, выросшей в обстановке, не слишком способствующей вольным мыслям. Хотя можно рассуждать и наоборот — недостаток внешней информации дает свободолюбивым душам огромный простор для фантазии. Как бы там ни было, Катерина обладает способностью глубоко чувствовать, мечтать, фантазировать. А Кабаниха подавляет в ней это начало. Будь Катерина натурой не такой решительной, она бы так и осталась под гнетом Кабанихи и похоронила бы в себе свои мечты. Но в том-то и дело, что у героини хватает решимости и на то, чтобы встретиться с Борисом, и на то, чтобы публично покаяться в измене мужу, и на то, чтобы броситься в реку. Обыденный конфликт свекрови и невестки у Кабанихи и Катерины превращается в куда более серьезный — противостояние двух разных миров. Кабаниха — представитель старого, косного, ограниченного мира, Катерина — нового, светлого, стремящегося на воль- ный воздух, прочь от надуманных моральных устоев и условностей, j Кабаниха ползает по земле, Катерина стремится к полету. Никогда такие две личности не найдут компромисса. Конфликт между Катериной и Кабанихой вечен и никогда не изживет себя, покуда существуют старые и молодые, приземленные и мечтательные, духовно нищие и духовно богатые.




Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».
Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему «Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

Драма «гроза» является вершиной творчества известного русского писателя А.Н.Островского. В этой драме происходит столкновение двух женских характеров: Катерины Кабановой и ее свекрови Кабанихи. Но что же такое нравственность? В моем понимании, это не только духовные нормы, согласно которым поступает человек, но и умение быть в ответственности за свои поступки.

Катерина… само имя героини уже говорит нам о многом. В переводе с греческого оно означает непорочная. Но в драме Катерина совершает два тяжелых греха: измену и самоубийство. Почему же, несмотря на это, Островский называет героиню так? Мне кажется, автор хочет показать этим, что героиня искренним признанием искупила свой грех. А оказавшись одинокой в «темном царстве» она не могла больше противостоять ему и единственным выходом для нее казалось самоубийство. Именно в этом мы видим отношение островского к Катерине. Русский критик Добролюбов, очевидно, разделяет мнение автора, ведь он называет героиню «луч света в темном царстве». Внешне Катерина нежная и хрупка, влюбчивая, но по ее действиям мы видим, что она единственная, кто хотя бы пытается возражать Кабанихе, отстаивает свою точку зрения. Островский также выделяет Катерину, подчеркивает ее высокую нравственность: «обманывать я не умею; скрыть то ничего не могу»- со свойственным ей простодушием говорит она Варваре. После признания мужу, Тихону Ивановичу, и отъезда Бориса, который бросает героиню на произвол судьбы, ей ничего другого не остается, как только закончить свою жизнь самоубийством. Катерина уходит из жизни, потому что понимает, что не сможет она больше жить в мире Кабановой, несправедливом и полном лжи.

А что же кабаниха? Она - полная противоположность Катерины. Прозвище, которое Островский дает Марфе Игнатьевне, сразу отталкивает. Нетрудно догадаться, что это человек грубый и жестокий. И действительно, у кабанихи своя система норм, по которым она привыкла жить. В «темном царстве» никто не смеет ей перечить, и в первую очередь ее сын, Тихон Иванович, находится под ее полным контролем. «Точит она его теперь, как ржа железо». Только Катерина не желает мириться с хамством кабанихи, именно поэтому Марфа Игнатьева не упускает случая обидеть и унизить невестку. «ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают»- с презрением прерывает Катерину Кабаниха. Заметно, что между ними назревал конфликт, который выплескивается после признания Катерины в измене. «Матушка! Тихон! грешна я передбогом и перед вами!» после этой горькой правды Катерина не может вернуться в дом, так как понимает, что жизнь ее там будет ужасна. « домой идти? нет, мне что домой идти, что в могилу- все равно»

Так кто же из двух героинь побеждает в нравственном поединке? По-моему,это все-таки Катерина. Она симпатична мне, как человек, честный и раскаявшийся в своих грехах. Конечно,самоубийство Катерины- тяжкий грех, но все-таки ее трагическая судьба вызывает сочувствие, а не осуждение. Кабаниха же жестокий человек, в котором нет ни капли любви и доброты. А ведь именно эти качества как раз и являются основой христианской морали.

(с)Гребенюк Евгения Витальевна

Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка "тёмного царства". Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же – один персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире.

Катерина по виду хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая дама, отнюдь не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого "тёмного царства". Катерина – это девица, которая способна постоять за себя, которая способна на многое ради своей любви. Но она одинока в этом мире, и ей тяжело, поэтому она ищет опору. Опору, как ей кажется, она находит в Борисе. И она всячески стремится к нему, несмотря ни на что. Она выбрала его, потому что Борис выдавался из всех молодых людей в этом городе, а ещё у них обоих была схожая ситуация. Но в финале Борис отказывается от неё, и она остаётся одна против "тёмного царства" смириться и вернуться в жилище Кабанихи значило не быть самой собой. Самоубийство – это один один выход. Катерина уходит из жизни, потому что не приемлет тот самый мир – мир Кабанихи, Дикого, Тихона и Бориса. Кабаниха же совершенно прочий человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел никогда перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью, хамством и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт тот самый не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.

Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть, затиранить человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону.

Катерина и Кабаниха различны в отношении к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести ощущение набожной дамы на окружающих.

Наиболее подходящее сравнение Катерины и Кабанихи является что-то светлое и что-то тёмное, где светлым является Катерина, а тёмным – Кабаниха. Катерина – это лучик света в "тёмном царстве". Но этого "лучика" на столько не хватает, чтобы осветить эту мглу, что в конце концов он вообще затухает.

Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда в обществе наиболее отчетливо обозначился главный конфликт эпохи - конфликт между личностью, отстаивающей свое право на свободу, и обществом, подавляющим эту личность. Этот конфликт - главный конфликт середины девятнадцатого века - отразился в драме в виде столкновения Катерины с «темным царством». Сущность этого конфликта очень точно охарактеризовал Н.А. Добролюбов: «В... личности мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни». Столкновение личности и общества было неизбежно накануне коренных реформ, потрясших все русское общество, и Островский был первым из русских писателей, показавших всю трагичность этого столкновения.
Всех героев драмы можно разделить на две группы: это хозяева «темного царства» и их жертвы. К первой группе относятся Дикой и Кабаниха, ко второй - практически все остальные персонажи драмы.
Неизбежность конфликта между ними ощущается уже в самом начале пьесы. Мы видим, как Кулигин восхищается красотой великолепного пейзажа, открывающегося с высокого берега Волги, и тут же слышим, как бранит за что- то своего племянника Дикой и «пилит» своих домашних Кабаниха. Гармония природы как бы противопоставлена «жестоким нравам», царящим в человеческом обществе.
Савел Прокофьич Дикой, богатый купец, чувствует себя хозяином в городе. Его власть основана на силе денег, поэтому он может даже городничего снисходительно похлопать по плечу. Дикой чувствует свою силу, свою безнаказанность в мире «темного царства» и поэтому вдоволь куражится над теми, кто зависит от него: над своими домашними, Борисом, мужиками. Его можно охарактеризовать одним словом - «самодур». Но гораздо страшнее Дикого, как мне кажется, Марфа Игнатьевна Кабанова - Кабаниха. Это тип домашнего тирана, она «как ржа железо» точит своего сына Тихона, дочь Варвару, сноху Катерину. Больше всего на свете она боится потерять власть над ними, боится, что они прекрасно смогут жить и без ее мелочной опеки. Кабанова и Дикой олицетворяют в драме те темные силы, которые подавляли личность, унижали достоинство человека, превращали замужнюю женщину в безответную, забитую домашнюю рабыню.
Жертвами «темного царства» являются Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Но разрушающее влияние этой мертвящей среды сказалось на них по-разному. Тихон находится в полном подчинении у своей маменьки; он не смеет возразить ей, не смеет заступиться за Катерину, хотя понимает, что мать относится к ней несправедливо. И лишь гибель Катерины породила на мгновение протест в его сердце, но это был «бунт на коленях», а потом все пойдет по-старому. Борис, в отличие от Тихона, вырос в другой среде (в Москве); ему дико видеть местные обычаи и нравы. Он искренне полюбил Катерину; но он же ее и предал, отказавшись взять с собой в Сибирь. Его предательство стало последним толчком, подтолкнувшим героиню к самоубийству. Кудряш, как и Тихон, вырос в Ка- линове. Он давно понял, что в этом городе ценится только сила, и он умеет постоять за себя. Кудряш слывет в городе грубияном, и даже Дикой его побаивается. Кудряш сумел отстоять свою любовь - он бежит с Варварой. Варвара также смогла приспособиться к этой жизни. Она знает, что все в доме ее матери держится на лицемерии и обмане, и она научилась лгать. «Я тоже раньше не обманщица была, да выучилась, когда надо стало», - говорит она Катерине. Ее принцип - делай все, что хочешь, лишь бы все было «шито да крыто». Но, когда обман раскрывается, она вынуждена тайно бежать с Кудряшом - ведь Кабаниха никогда не согласится выдать ее замуж за конторщика Кудряша. Поступок Варвары нельзя считать протестом против удушающих порядков «темного царства»; это лишь способ сохранения своей минимальной свободы и своей личности.
«Темному царству» противостоит в драме Катерина. Хотя она происходит из той же купеческой среды и воспитывалась в тех же условиях, что и Варвара с Тихоном, но сама атмосфера в семье Катерины была другой. Это была атмосфера любви, взаимопонимания, и поэтому, попав в дом Кабановой, в атмосферу страха и обмана, она чувствует себя как птица, попавшая в клетку. Образ птицы вообще не случайно связан с образом Катерины. Она говорит Варваре: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но Катерина не может вырваться из клетки кабановского дома. Катерина не принимает атмосферу лжи и обмана дома Кабановых, и поэтому героиня мучается из-за того, что вынуждена обманывать мужа, любить тайно, скрывать свои чувства. Но Катерина наделена не только чувствительной душой, но и сильным, решительным характером. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Героиня Островского сильно страдает из-за того, что ее лишили права любить и быть любимой. Тихон сам отталкивает от себя Катерину, и у нее, к сожалению, нет детей, ради которых она стерпела бы все. Поэтому Катерина так откликнулась на любовь Бориса, но эта любовь, кроме непродолжительного счастья, принесла Катерине новые страдания. Ей не нужна «ворованная» любовь. Во время страшной грозы Катерина, боясь быть внезапно убитой и поэтому страшась предстать перед богом непричащенной, во всех своих грехах признается мужу, кается перед ним и перед людьми. Но после этого признания жизнь героини становится еще более невыносимой. Тихон простил ее, но никогда не простит ее Кабаниха за то, что Катерина призналась прилюдно, «опозорила» семью. Для героини есть только один выход - бежать с Борисом, но он малодушно предает ее, советует ей «терпеть». И тогда для Катерины остается только один путь - броситься в Волгу, потому что вернуться домой еще страшнее, страшнее смерти, это значит обречь себя на медленную, мучительную смерть.
Н.А. Добролюбов написал в статье «Луч света в темном царстве», что гибель Катерины - это «страшный вызов само дурной силе». Критик видит в Катерине «протест против кабановских понятий о нравственности». Героиня пьесы Островского осмелилась бросить вызов всему «темному царству», и в столкновении с ним она погибает. В этом и заключается трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме «Гроза».



Статьи по теме: