Тургенева «Отцы и дети»). Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области






Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова - Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой? Впервые Одинцова появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Во всём её облике присутствовало глубокое спокойствие. Анна Сергеевна спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга. - Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой? Аркадий проникнут откровенным «счастьем находиться в её близости». В присутствии Анны Сергеевны он испытывает робость и благоговение. Базаров, оказавшись рядом с Одинцовой, начинает конфузиться.




Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Портрет Странная женщина, окружённая ореолом таинственности. Очень красива и стройна, держится гордо и даже высокомерно. Кокетлива, опытна в отношениях с мужчинами. Все, с кем она общается, чувствуют себя не очень уютно. Весьма незаурядна: на голову выше окружающих по развитию и миропониманию, сильная и умная, под стать самому Базарову.


Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Отношение к мужу Замужество без любви, брак с человеком значительно старше её, «она вышла за него по расчёту». В результате шестилетней жизни в браке она была разочарована в супружеских отношениях: «Покойного Одинцова она едва выносила… и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжёлыми и вялыми, бессильно докучливыми существами».


Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Отношение к любви При всей своей независимости боится сердечных тревог и жизненных осложнений. Эгоистична, никого не любит. И хотя Базаров нравился ей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть чувствам и не даёт им разогреться. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в неё вопреки своим убеждениям, и ждала признания в любви, довольная собой.


Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Роль в судьбе Базарова В любви к Одинцовой выразились способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, её уму и характеру. Именно с ней он делится самыми заветными мыслями. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Тургенев отражает его глубокие психологические переживания. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для него.


Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Роль в судьбе Базарова Любовь помогла пересмотреть Базарову свои взгляды – в его жизни наступает переоценка ценностей. Анна Сергеевна помогла герою открыть в самом себе «тайники», о которых он даже не подозревал. Евгений не только страдает от любовной неудачи, но и мыслит по-новому. Именно к этой женщине он обращается в предсмертной записке с просьбой позаботиться о его родителях.




Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова - Почему, спровоцировав объяснение в любви, Анна Сергеевна отталкивает Базарова? Влюблена ли она? Основа её жизни – спокойствие. Базаров поразил её воображение, она много о нём думала. Вторжение Базарова в её жизнь означало бы конец спокойствия. Ей было скучно в его отсутствие, ему она признаётся в несчастливости, неудовлетворённости жизнью. Но добившись от него признания в любви, Анна Сергеевна испытывает испуг, чувство неловкости и сознательно выбирает покой, отказывая ему во взаимности.


Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова - Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «Горкую терпкую вольную жизнь»? Базаров – нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. В материальном отношении – бедняк, будущий лекарь. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».


Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова - Как вы думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову? Она пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров всё правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя её появление фразой: «это по-царски».




Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Испытание любовью - Почему, «не добившись толку», Базаров не сумел отвернуться от Одинцовой? У героя возникает духовное, возвышенное, «романтическое» чувство: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. Одним словом, Базарова поразила безнадёжная любовь. В этой любви раскрывается вся мощь натуры героя: «не рассиропился», мужественно и стойко преодолевает слабости, душевные страдания, не унижаясь, не роняя достоинства, не соглашаясь на компромисс.


Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Испытание любовью - Почему Тургенев проводит своего героя через «испытание любовью»? В этом испытании убеждения Базарова выглядят несовершенными, не могут быть приняты как абсолютные. Душа героя раскалывается на две половины: отрицание духовных основ любви и при этом способность страстно и одухотворённо любить. Наивный цинизм сменяется глубоким пониманием человеческих взаимоотношений. Общий скептический настрой Базарова сохраняется, но теперь скептицизм лишён прежней уверенности. Появляются философские размышления на тему смерти и места человека в мире. Теперь Базаров смотрит на жизнь трагически.


Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Испытание любовью Испытание любовью становится для Базарова рубежным. Только любовь обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.




Главы XX - XXIV. Конфликты в романе. Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.


Главы XX - XXIV. Конфликты в романе. Старшее поколение Кирсановы Базаровы Несмотря на плачевное состояние имения, братья Кирсановы живут достаточно беззаботно. Они считают себя передовыми людьми, интересуясь политикой и наслаждаясь произведениями искусства. Судьба крепостных крестьян мало интересует их, хотя слуги испытывают уважение к своим господам. Между братьями господствует взаимопонимание и дружеские отношения. Жизнь обычных, ничем не примечательных людей, но она возвышена автором путём создания колорита античной культуры (реплики Василия Базарова). Основные черты этой семьи – патриархальность, близость дворянской и крестьянской культур, искренность, теплота душевной жизни. К своим крепостным Базаровы относятся заботливо, бережно.


Главы XX - XXIV. Конфликты в романе. Отношение к старшему поколению Аркадий Кирсанов Евгений Базаров Аркадий искренно любит отца и дядю, рад встрече с ними, но в то же время относится к ним с ноткой пренебрежения, считая, что они отстали от жизни и уже не понимают её смысла. При этом он всегда корректен в общении с «отцами». Также уважительно относится к родителям Базарова. Старикам Базаровым нравится такое отношение, и они откровенно общаются с молодым Кирсановым, выражая беспокойство о сыне. Евгений не церемонится, общаясь с братьями Кирсановыми. Он не навязывает им своих взглядов, считая безнадёжно потерянными для общества людьми, но твёрдо отстаивает свои убеждения. В общении невежлив, иногда даже резок и груб. К своим родителям относится странно: он как будто бы любит их, но стесняется проявлять свои чувства и стыдится общаться с ними.


Главы XX - XXIV. Любовная тоска Базарова. Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.


Главы XX - XXIV. Дуэль. Это ключевой эпизод в линии взаимоотношений Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора, оказывающего помощь раненому. Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным, пока не получает рану, которую Базаров и лечит.




Главы XX - XXIV. Дуэль. Человеческие, личностные взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова начинаются именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и либерала-аристократа. Их нелепая дуэль «за убеждения» заканчивается вполне реальной кровью. И внезапно перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, а страдающий морально и физически пожилой человек. Лишь увидев друг в друге не только идейных противников, Павел Петрович и Базаров начинают осознавать свою неправоту. В жизненной драме Базарова и Павла Петровича Кирсанова есть нечто общее: и тот и другой страдает от неудачной любви, которую не в состоянии вытравить из сердца. Поэтому не случайно, что оба они инстинктивно тянутся к бесхитростной и простой Фенечке. Павел Петрович чувствует влечение к Фенечке из-за её внешнего сходства с княгинею Р. Для Базарова мимолётное увлечение Фенечкой – это «некий суррогат его глубокого чувства к Одинцовой».


Главы XXV - XXVIII. Базаров и общественная деятельность И.С. Тургенев писал о своём герое: «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». На самом деле политическая программа Базарова, который утверждает, что его дело «место расчистить», а строить будут другие, очень неопределённа и странна. Отвергая старые теории, он не намерен доверяться новым: не обернутся ли они догмами, которые потребуют повиновения?


Главы XXV - XXVIII. Взаимоотношения с народом С одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ. С другой – неумение найти общий язык с мужиками: в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему. А сам Евгений в глазах крестьян – «что-то вроде шута горохового».


Гибель Базарова. Финал романа. Особенности композиции: 1. Базаров – центральный образ Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав герой не появляется лишь в 2-х. 2. Хронология событий Роман состоит из 2 частей: в 1 части Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства с Одинцовой); во 2 части происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова, описывается смерть героя.


Гибель Базарова. Финал романа. Особенности композиции: 3. Две части – два круга странствий Хронология всех событий романа представлена в двух кругах странствий Базарова. Первый круг помогает понять положения теории нигилизма, а второй круг «развенчивает» все отрицания Базарова. Герой дважды проведён по кругу: Марьино, Никольское, родительский дом. Символичность гибели Базарова Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает. Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен. Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Одинцовой. Зачем автору была нужна такая смерть героя?


Роль эпилога в романе Тургенев пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. В последней XXVIII-ой главе романа, являющейся эпилогом, автор сообщает нам о двух свадьбах (Фенечки и Николая Петровича и Аркадия и Катеньки Одинцовой), которые были отпразднованы в один день примерно через полгода после смерти Евгения Базарова. Павел Петрович сразу же после свадеб уезжает за границу. И Кукшина попала за границу. Ситников толчётся в Петербурге, где, по его словам, продолжает «дело» Базарова. А старики Базаровы из своей деревушки часто приходят на сельское кладбище, где похоронен их сын, молятся и горько плачут, припадая к надгробному камню. С гибелью Базарова роман не кончается


Знаменательна последняя фраза романа: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Эта фраза помогает понять и позицию Тургенева. Идеал писателя – жизнь, идущая беспрерывно, от прошлого в будущее через настоящее, в ней главная ценность – любовь отцов к детям, наследующим лучшее у них. Тогда возможен диалог поколений.

Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров - Одинцова очень важна для пони­мания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-философскую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав­ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти­воречивее. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился роман­тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова - натура сильная, глубо­кая, независимая, наделенная развитым умом, но при этом она холод­на и эгоистична. В чем-то она похожа на Базарова: как и он, она свы­сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо­речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу­бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по сути, очень оди­ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.

Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по­казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы­рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий романтик, но соз­нание этого вызывает у него самого злость - то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши­мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе­мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест­вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст­венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на ней.

И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, ко­торые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в по­этическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.

Цель урока: раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине.

Эпиграф:

«Я уж и так слишком долго вращался в чужой для меня сфере. Летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду; позвольте и мне плюхнуться в мою стихию».

И. С. Тургенев «Отцы и дети», гл. 26.

Ход урока

I. Слово учителя

Взаимоотношения Е. Базарова и А. Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. Какова цель этого разговора? Раскрыть в столкновении Базарова с холодной барыней Одинцовой чужеродность их характеров, глубокие внутренние различия, которые и привели к несчастной развязке. Нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой и почему. Как выдержал Базаров «испытание любовью»? В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа.

Любовь Рудина к Наталье в романе «Рудин» позволила раскрыть целую эпоху в жизни русского культурного общества, эпоху господства и падения людей рудинского типа - просветителей, но не преобразователей. Способность зажечь сердце Натальи и неспособность бороться за любовь. Любовь Лаврецкого к Лизе тоже печальная, говорила о невозможности счастья этих двух хороших людей, когда господствовали еще в сознании людей религиозные убеждения. По сравнению с предыдущими романами в «Отцах и детях» любовная фабула проходит не через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. Мы уже встречались с высказываниями Базарова о любви.

Как же он подходит к этому чувству? Зачитайте (гл. 7).

(У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Но это пока теоретические рассуждения.)

II. Беседа. Комментирование

Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

(Впервые Одинцова появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой: «обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий». К тому же она «поразила» Аркадия «достоинством своей осанки», но главное, во всем ее облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны - спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга - закон подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг нее.)

Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?

(Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение», как юный паж подле своей госпожи.

Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «...холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»). Однако оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел», услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно «богатого тела» Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини - ее холодность («Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)

Остается ли Базаров в Никольском таким же, как до приезда туда?

(В Никольском герой продолжает ерничать, но уже в отношении себя: он - «будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» - приглашен в гости к «герцогине»! Однако Базаров не далек от истины относительно оценки собственной персоны.)

Задания.

1. Рассказать об А. Одинцовой (гл. 14-15).

2. Рассказать историю любви Базарова к Одинцовой.

(С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она- «герцогиня», он- «лекарь»; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, - неравнодушный и страстный.

Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нем начинаёт происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось... чего он никак не допускал». Одинцова же принадлежит к тем людям, которые не знают тревоги: она и волновалась «изредка», и кровь у нее «тихо катилась»: просто какая-то женщина-«рыбица»! Герой стоит на пороге большой личной драмы. Но у Базарова не было сил уйти от этой женщины. Он любил ее, и таил свою любовь, и мечтал... о нежности!

Вместе с тем тургеневский герой многое понимает в Одинцовой. Так, он не верит, что она «способна увлекаться», разве что из любопытства.

Анна Сергеевна действительно «была любопытна»: в отношениях с Базаровым ей хотелось и «его испытать», и «себя изведать». Но в итоге Одинцова испугалась. Не случайно в сцене объяснения героев Тургенев дважды повторяет слово «испуг». Возможно, она испугалась необузданности Базарова, неожиданной грубости его чувств? Так пытаются объяснить несостоявшуюся любовь героя. Хотя стихийность Базарова можно расценить и прямо противоположно: как проявление его глубокой искренности.

В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно, «царица».

Почему Одинцова решила «не шутить этим»?

(Основа ее жизни - спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия).

Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?

(Базаров - нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении - бедняк, будущий лекарь. Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».)

Как вы думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову?

(Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)

III. Итог урока

Как же Базаров изменился за это время?

(Ему тяжело в этом конфликте. Он по положению в нем побежденный, но насколько сильным и глубже сердцем он выглядит в этой истории. Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его).

Слово учителя.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, проникновенным и страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя за марает, да ты и не дорос до нас...»

В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.

Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.

Вариант урока 51. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой»

Цели урока: проанализировать изменения, произошедшие с главным героем; раскрыть суть отношений героев; понять для чего автор выстроил любовную линию романа таким образом.

Ход урока

I. Вступительная беседа

Какова причина приезда Базарова и Аркадия в имение Одинцовой?

15 «однообразных» дней провели герои в этом имении. Каковы их занятия, времяпрепровождения?

II. Работа по тексту романа

Обратим внимание на момент статьи Д. Писарева о роковой встрече Евгения с А. Одинцовой: «Отношения Базарова с Одинцовой кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нем происходит, она вытягивает из него признание в любви, она с оттенком невольной нежности произносит его имя; потом, когда он, ошеломленный внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается к ней и прижимает ее к груди, она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он ее не так понял, что он ошибся».

Все кончено. Один из принципов Базарова: «Нравится тебе женщина, - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась», - в своей первой части изжил себя! Как это ни тяжело было осознать Базарову, но теперь у Одинцовой ему делать нечего! «Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия, потом видится раза два с Анной Сергеевной, даже гостит у нее вместе с Аркадием, но для него и для нее прошедшие события оказываются действительно невоскресимым прошедшим, и они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собою тоном рассудительных и солидных людей».

Так ли уже потом все спокойно в отношениях Базарова и Одинцовой? Может были какие-то глубокие душевные процессы, которые привели к гибели Базарова?

Чем явился для Базарова новый его приезд в имение Одинцовой? Ведь был принцип, определяющий смысл его жизни?

(Гл. 22, 25, 26).

(Он нарушил этот принцип: знал, что толку от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал; полюбил ее очень, поэтому, может быть, тешил себя надеждой, что мог обмануться в ее холодности... вдруг она окажется лучше и тоже его полюбит...).

Тогда можно сказать, что он подверг жестокому испытанию все свое мировоззрение: ведь стоит «сломаться» одному этому принципу, то какова цена всему остальному? Не легко было решиться Базарову на третье посещение имения Одинцовой.

Что же произошло во время этой встречи?

(Теперь Базаров пробыл у Одинцовой недолго. Но он был бы рад пожить здесь дольше, затем и ехал. Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.)

Но почему после какой-то фразы Базарова, сказанной им на следующий день после его приезда, лицо Одинцовой «... попеременно краснело и бледнело»? Что случилось?

(Базаров высказался о возможности помолвки Кати и Аркадия. Она испугалась того, что он раскрыл ее хитрость, и ей стало стыдно, вот почему ее лицо попеременно краснело и бледнело.)

Подтверждает все это своеобразная «невидимая» дуэль между Одинцовой и Базаровым, начавшаяся после его «разгадывающих» слов о возможности помолвки Кати и Аркадия. Одинцова вдруг начала сокрушаться по поводу нераспознанной ею вовремя (до письма Аркадия) любви между ним и Катей. «Как это я ничего не видела? Это меня удивляет!» - с восклицанием говорит она. Потом пытается смеяться, но все-таки отворачивается. И здесь Базаров замечает: «Нынешняя молодежь больно хитра стала».

Базаров тоже начинает смеяться, над кем как вы думаете?

Как было нужно Одинцовой, чтобы Базаров остался! Даже после очередного его «нет!» и «нет!» она все равно настаивает: «Я убеждена, что мы не в последний раз видимся».

Ясно, почему Базаров был таким рассеянным в последующих главах романа. Невозможно поверить, чтобы такой волевой, сильный человек, как Базаров мог глупо, случайно пораниться! Теперь он постоянно думал о чем-то своем: он, образно говоря, поставил на карту незыблемость своих принципов, когда поехал третий раз к Одинцовой и потер пел сокрушительное поражение. Вот почему он не находил себе места!.. Вот почему он, как раненый зверь, (а ведь называет же Катя его и Одинцову хищниками), направился сразу домой - залечивать рану.

Итак, именно Одинцова нанесла ему смертельную рану. Вот кто оказался главным препятствием на пути Базаровых: научитесь сначала быть хотя бы внешне привлекательными, научитесь быть хитрыми ловкачами - вот тогда вы станете бессмертными...

Но если речь зашла о хитрости, то обнаружил ли Базаров эту черту в Одинцовой?

Да разве можно было отпустить Базарова после всего этого? Разве допустимо, чтобы один хищник не расквитался с другим за причиненные неудобства и волнения? За временную слабость и беззащитность?

Задание.

Зачитайте сцену третьей встречи героев.

Почему Одинцова все-таки поцеловала умирающего Базарова, хотя и испугалась за себя? Неужели это было только прощание или жест жалости? Но и не любовь...

(Базаров сам просит ее об этом поцелуе. Базаров, который по-прежнему так же сильно любит ее, требует ее присутствия, чтобы даже в последние минуты своей жизни доказать и себе, и ей, что ничто не сможет его сломить, что он верен себе даже сейчас... И если бы она его не поцеловала, он доказал бы, что все-таки сильнее ее. Но Одинцова поцеловала его и не позволила еще раз восторжествовать над собой, как тогда когда она краснела и бледнела так как понимала, что это ее последний шанс утвердить свое душевное равновесие, нарушенное им. Если же говорить о Базарове, то и он, в свою очередь, не оставляет Одинцовой шансов на успех: Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет... Он умер в темноте, и никто не увидел его слабым - в предсмертной агонии...)

III. Итог урока

Такова «дуэль» героев романа на равных до последней минуты. Кто же сильнее? Базаров «споткнулся» на Одинцовой, но и она без вторжения Базарова в ее тихую жизнь обречена на пассивность. Сила людей, подобных ей, будет «дремать» до появления новых Базаровых.

Как же прошел Базаров испытание любовью?

Можно ли предположить, что будь бы Базаров жив, остались незыблемыми его принципы по отношению к природе, искусству?

Эпизод смерти Базарова находится в конце романа. В основу романа Тургенева «Отцы и дети» легла важная проблема – борьба двух лагерей: революционно-демократического и либерально-крепостнического, борьба «отцов и детей». Таков основной конфликт. Несмотря на то, что действие романа прекращается со смертью главного героя, конфликт «отцов и детей» так и остается неразрешенным.

Смерть Базарова, заразившегося при вскрытии умершего от тифа мужика, логически не связана со всем произведением, и это дает право по-разному трактовать смысл этого эпизода. Наиболее известны три трактовки. Первая гласит, что Базаров погибает, потому что Тургенев не знает, какова дальнейшая судьба молодого поколения. В другой говорится о том, что Тургенев подписывает приговор Базарову и в целом нигилизму, полностью опровергая его. Существует иная, тоже традиционная точка зрения, которая опирается на статьи Писарева о романе. Это мысль критика о том, что умереть, как умер Базаров, - совершить подвиг. Финальному эпизоду, таким образом, придается особый смысл. Эта трактовка мне близка.

В эпизоде мы видим, как упрямо Базаров борется с физической и душевной болью. Он говорит Одинцовой: «Вся задача гиганта – как бы умереть достойно». И он решает задачу, прямо и не лукавя глядя в глаза смерти.

С приближением смерти меняется отношение Базарова к родителям. И это достойное поведение. Он уже не демонстрирует своей иронии и пренебрежения, как в более ранних главах романа. (Вспомним слова из разговора с Аркадием: «Они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит.») Сейчас он полон заботы и любви, до последнего момента скрывая свою смертельную болезнь, выдавая ее за простуду: «…пойду прилягу, а вы мне принесите липового чаю. Простудился должно быть».

Евгений идет на уступки отцу, который просит его совершить христианский обряд:

« - … Утешь нас с матерью исполни долг христианина…

Я не отказываюсь, если это момент вас утешить, - промолвил он…»

Кульминацией этого эпизода является приезд Одинцовой к умирающему Базарову. Сам по себе приезд Одинцовой показывает ее благородство, но не более. Видя умирающего Базарова, Одинцова понимает, что не любит его («мысль о том, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила – мгновенно сверкнула у ней в голове»).

В Базарове же при встрече с Анной Сергеевной вспыхивают еще не успевшие остыть чувства. Мы видим, как нежно и страстно любит Базаров, представший перед нами не черствым нигилистом, а романтиком («Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет»).

В этом эпизоде Базаров окончательно перерождается, срывая с себя маску нигилизма. Это подчеркивается в отрывке, где он смеется над собой прежним: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает и баста».

Какова же авторская позиция в отношении «базаровского» поколения? Она раскрывается в конце разговора с Одинцовой: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Этими словами героя Тургенев дает оценку с позиций либерального дворянства.

Роман завершается картиной, которая перекликается со смертью Базарова: родители на могиле сына. Это привносит философское начало в повествование: все острополитическое, сиюминутное уходит на второй план перед вечным. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы …говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Описание смерти Базарова, по статье Писарева, составляет лучшее место в романе Тургенева. О мастерстве писателя говорит хотя бы то, что он в конце романа сумел расположить к Базарову даже того читателя, который далеко не во всем был согласен с героем. Тургенев сделал все, чтобы читатель полюбил Базарова «со всей его безжалостной сухостью и резкостью».

Смерть Базарова


Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Жизненная позиция Евгения заключается в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви, живопись, литературу и другие виды искусства. Базаров - нигилист.

Вначале романа происходит конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми, между нигилистом и аристократами. Взгляды Базарова резко отличаются от убеждений братьев Кирсановых. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров побеждает. Поэтому происходит разрыв по идеологическим соображениям.

Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, с женщиной умной, красивой, спокойной, но несчастной. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Герой видит, что Одинцова высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Неразделенная любовь.

К «мнимым» последователям Базарова относятся Ситников и Кукшина. В отличие от них, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность, Базаров с уверенностью в своих силах отстаивает близкие ему взгляды. Пошлость и ничтожество.

Базаров, приехав к родителям, замечает, что ему становиться скучно с ними: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может поговорить так, как он говорит с Аркадием, даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем, поэтому решает уехать. Но вскоре приезжает обратно, где помогает отцу лечить больных крестьян. Люди разного поколения, разного развития.

Базарову нравиться работать, для него работа является удовлетворением и самоуважением, поэтому он близок к народу. Базарова любят ребятишки, прислуга и мужики, потому что они видят в нем простого и умного человека. Народ – его понимание.

Тургенев считает своего героя обреченным. У Базарова две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.

Смерть Базарова стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью он силен, спокоен и невозмутим. Смерть героя дала ему время, чтобы оценить сделанное и осознать свою жизнь. Непонятен оказался его нигилизм, - ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. Мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение, и в то же время помним, что перед нами - обыкновенный человек со своими страхами и слабостями.

Базаров - романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. Но все же судьба совершила переворот в жизни Евгения, и Базаров начинает понимать то, что когда-то отвергал. Тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.

Д.И. Писарёв утверждает, что «Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения». Так же критик утверждает, что надо жить, «пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры».

Смерть Базарова - символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Автор любил Базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. Мы представляем его умным, рассудительным, но в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим. Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему, и Базарову неловко/Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

«Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.

Мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова построен сюжет романа. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою»

Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Вспомним слова Базарова: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе". Налицо культ силы. "Волосатый", - так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров - человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так. Ну, а если это "намеренное эпатирование хорошего вкуса"? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение...

Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. "Зачем я стану признавать авторитеты?"; "Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта"; он низводит высокое искусство до "искусства наживать деньги". Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: "Ты его оскорбил". Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: "Воображает себя дельным человеком!", опустился до того, чтобы поставить "свою жизнь на карту женской любви", "мы, физиологи, знаем, какие это отношения" между мужчиной и женщиной...

В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.

Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: "А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?" Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.

Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде "долго делать", в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности. А ценности эти - любовь к другому человеку, заповедь "не убий" (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительность в дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми. Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о "корнях", нас питающих, о Боге. Он говорит: "Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!"

Трагедия героя также в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики, назвавшие его "шутом гороховым", чувствуют его внутреннее презрение к ним. Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именем которого прикрывается: "...Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет - ну, а дальше?"

Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление - дело напрасное. Главное теперь - умереть достойно. А это значит - не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей. Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии. А для матери, Арины Власьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.

У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: "Все равно: вилять хвостом не стану", - произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут. Сначала он передан в восклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика: "Эдакая сила у Евгения!" Затем сам герой книги демонстрирует свою мощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: "Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!" Властно преодолевает он свое полузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявить себя. "Обломаю дел много" - эта задача гиганта осталась в прошлом как нереализованное намерение.

Очень выразительной оказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: "славная", "такая красивая", "великодушная", "молодая, свежая, чистая". Он говорит даже о своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому "романтизму", который раньше привел бы его в негодование. И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет".

Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм - все это берет верх, одерживает победу.

И тут встает вопрос: почему же Тургенев «убивает» своего героя?

Но причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когда он летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих будней нередко задумывается о смерти. Бесконечность пространства и вечность времени он неожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о "собственном ничтожестве". Поразительно, что автор романа плакал, когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.

По словам Писарева, "умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг". И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.

И тут вспоминаются слова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: "Жаль погибшей, напрасно потраченной силы". Такое же авторское сожаление чувствуется и в сцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напрасно потраченными, делают смерть героя по-особому трагической.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Статьи по теме: