Сообщение патриотизм и верность воинскому долгу. Урок по ОБЖ на тему: "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества

Боевые традиции ВС РФ. Патриотизм и верность воинскому долгу, основные качества защитника отечества

Вступление

Боевые традиции российских Вооруженных сил – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих.

Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей.

Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.

Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями.

Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России.

В героическом прошлом России и ее военных традициях мы черпаем силу и мудрость.

Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:

  1. преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;
  2. верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;
  3. верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;
  4. товарищество;
  5. неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.

Патриотизм (от греческого patris – родина, отечество) – это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг – это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг – это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно – с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг – не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, – отмечается в Законе, – составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  1. быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  2. строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  3. дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  4. совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  5. быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  6. соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, – это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все – и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978–1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995–1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!

Память поколений – дни воинской славы России

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые викториальные дни, в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.

Возрождая одну из лучших российских военных традиций, 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№32-ФЗ), в список которых вошли часть викториальных дней и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периодов.

В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России:

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).

7 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.);

10 июля – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).

9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.).

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.).

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).

23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) – День защитника Отечества.

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 г.).

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск

В далекие времена славянские воины, следуя решениям, которые принимались по военным вопросам на собрании племени – вече, давали клятву. В клятве обещалось: в бою стоять насмерть за отца, мать, брата и сына, а также за жизнь своих сородичей. Попадание воина в плен считалось величайшим позором. Уже тогда слово чести ценилось очень высоко. Воин в любых условиях обязан был быть верным ратному сообществу. Этот древний обычай взаимовыручки и взаимопомощи в бою стал одним из основных в ратных делах славянских дружин.

Русская армия всегда отличалась внутренней спаянностью, крепким, единым военным организмом. Солдат видел и сознавал свою силу в военном коллективе, в котором он был одним из членов большой и дружной семьи

Солдат всегда дорожит войсковым товариществом и знает, что если он, не щадя своей жизни, выручит товарища, то в опасной ситуации сам получит помощь.

Воинский коллектив – объединенная группа людей, занятых несением военной службы, выполнением задач, вытекающих из функций Вооруженных сил Российской Федерации.

Как правило, это различные по предназначению и численности воинские формирования. Их состав обычно определяется организационной структурой поиск. Воинские коллективы бывают первичные (воинские подразделения) и вторичные (воинские части, военно-учебные заведения).

В первичных воинских коллективах происходит постоянное межличностное общение и взаимодействие.

Коллектив обладает как официальной (формальной), так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Характер отношении между формальной и неформальной структурами существенно влияет на жизнь и деятельность воинского коллектива, на выполнение его членами своего воинского долга.

Через первичный воинский коллектив воин входит в коллектив части, ощущает свою принадлежность к соответствующему соединению, объединению, роду войск и виду Вооруженных сил. Всем укладом армейской жизни воины подразделения поставлены в такие условия, когда на занятиях, в походах, на боевом дежурстве, в казарме и на отдыхе они действуют сообща, чувствуют локоть друг друга, пульс своего коллектива.

Служебная деятельность и поведение военнослужащих, их взаимоотношения регулируются законами, воинскими уставами, инструкциями, наставлениями, приказами и распоряжениями начальников.

Юноша, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации, находясь в составе воинского коллектива (отделения, экипажа, взвода, роты, боевой части), обязан выполнять свой конституционный долг. Он должен быть верен Военной присяге, умело, мужественно, не щадя своей жизни защищать Родину.

Во многом этому способствует воинский коллектив, где взаимоотношения строятся на высокой нравственности и взаимном уважении. Гласность, социальная справедливость, взаимное доверие, дружба между воинами различных национальностей, уважение их чувств, религий, традиций (обычаев) – вот норма его жизни и деятельности.

Руководителем воинского коллектива является командир-единоначальник. Он отвечает за сплочение подразделений, воинское воспитание подчиненных, за создание в коллективе товарищеской обстановки и боевого настроения. Командир выступает перед воинами не только как воспитатель, но и как товарищ, член единого воинского коллектива, которому дороги его честь, успехи в учении и бою. Воинский коллектив обладает большими воспитательными возможностями, влияет во многом на поступки воинов, их поведение. Воспитательная роль коллектива определяется силой его воздействия, целенаправленностью практической деятельности, взаимной требовательностью, характером отношений между воинами, сложившимися традициями и т.д.

Сила воинского коллектива – в его моральном воздействии, выраженном в форме общественного мнения. Оценка коллектива – сильный моральный стимул деловой и общественной активности воина, побуждающий к постоянному самосовершенствованию, равнению на передовых, развитию коллективизма. Каждый военнослужащий проникается чувством ответственности не только за свое дело, но и за работу всего воинского коллектива. Важное средство воспитания военнослужащих в коллективе – положительный пример.

Дух товарищества, красота человеческих взаимоотношений всегда способствовали победе.

  • Знать, что такое патриотизм и воинский долг.
  • Определить обязанности военнослужащего как защитника Отечества.
  • Определить основные качества военнослужащего.
  • Воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории.
  • Формировать у учащихся понимание личной ответственности за защиту Отечества.
  • Воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к тем военнослужащим, кто беззаветно служил Родине и защищал ее в годы Великой Отечественной войны.
  • Познакомить с героическим прошлым нашего Отечества.
  • Привить уважение к военнослужащим.
  • Оборудование: проектор, классная доска, фотографии.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II. Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке мы будем говорить о качествах защитника Отечества, о военнослужащих и их обязанностях.

    Запишите тему урока и учебные вопросы:

    1. Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества.
    2. Обязанности военнослужащего.
    3. Духовные качества воинов.
    4. Примеры беззаветного служения Родине защитников Отечества (слайд 2). Презентация

    III. Беседа с элементами лекции.

    Учитель: Ребята, кто такой военнослужащий?

    Ученики: Вооруженный защитник Отечества.

    Учитель: Что же такое Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?

    Ученики: Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, близкие.

    Учитель: Верно. Родина – это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа.

    Отечество - символ понятия Родина. Из какой бы республики, края, области ни был юноша, он ответственен за надежную защиту нашей земли, народа, культуры. Следовательно, на него возлагаются определённые обязанности. Какие?

    Ученики: Вооруженная защита нашей Родины.

    Учитель: Какими духовными качествами должен обладать защитник Отечества?

    Ученики: В первую очередь быть патриотом, любить свою страну.

    Учитель: Прочитаем определение, что такое патриотизм (слайд 3) Это чувство - основа духовных качеств российских воинов. Уметь гордиться своей страной, её народом, ценить и беречь землю и культуру наших предков – вот что должно быть присуще военнослужащему - защитнику Отечества. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего – в верности своему конституционному, воинскому долгу.

    “Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то слава будет их вечным спутником”, - сказал М.И. Кутузов (слайд 4).

    Учитель: В чём же должен проявляться патриотизм?

    Ученики: В верности воинскому долгу , любви к своей стране.

    Учитель: Прочитаем определение воинского долга (слайд 5).

    “У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга”, – утверждал И.С. Тургенев (слайд 6).

    Учитель: На всём протяжении истории Российского государства русским людям приходилось вести вооруженную борьбу за независимость государства (слайд 7).

    А если скажет нам война: “Пора” -
    Отложим недописанные книги,
    Махнем: “Прощайте” - гулким стенам институтов
    И поспешим по взбудораженным дорогам,
    Сменив слегка потрепанную кепку
    На шлем бойца, на кожанку пилота
    И на бескозырку моряка.

    /Борис Смоленский/

    Учитель: Это стихотворение написал простой солдат, защитник Родины - Борис Моисеевич Смоленский, который погиб в возрасте 20 лет.

    Ученик (заранее подготовленный):На третий день Великой Отечественной войны старший лейтенант Борис Сафонов на подступах к Мурманску сбил первый фашистский самолёт. Лётчик знал, что от его опыта, смелости зависит жизнь города. За неполный год войны он сбил 25 самолётов противника лично и 14 в групповых боях. Ему первому из северян было присвоено звание Героя Советского Союза дважды. Он погиб 30 мая 1942 года. 19 августа 1945 года открыт памятник в поселке Сафоново Мурманской области, авторы которого скульптор Л. Кербель и архитектор Б. Муравьев.

    Имя Сафонова служит синонимом бесстрашия, отваги и лётного мастерства (слайд 8).

    Учитель: На чем основывается воинский долг?

    Ответы учеников.

    Учитель: Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

    Испокон веков о человеке судят не по тому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. По-человечески просто выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик - ас А.И. Покрышкин: “Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной”. (Слайд 9)

    Учитель: Ребята, а в чем проявляется истинный патриотизм?

    Ответы учеников.

    Учитель: Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах. Исполнение долга показывает истинное лицо человека. У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, храбрости, героизме, готовности пожертвовать своей жизнью. Воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством. В знаменитом фильме “Семнадцать мгновений весны” в песне на слова Р. Рождественского “Мгновения” есть замечательные слова: “А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгновенья до последнего”.

    История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945 гг. решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран - по существу всего человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу.

    Нарушив договор о ненападении, фашистская Германия на рассвете 22 июня 1941г. вторглась на территорию Советского Союза. События на фронте развивались стремительно. Имея только стрелковое оружие, насмерть стояли пограничники Брестской крепости . Легендарный гарнизон месяц сдерживал врага, трижды переходил из рук в руки Перемышль. Порой красноармейцам не хватало гранат, но они стояли до конца. Навсегда остались в памяти людской подвиги тех, кто отражал первый натиск врага, отстаивая свою землю до последнего вздоха, кто, погибая, успел собственной кровью написать на стене Брестской крепости: “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!” (слайд 10).

    8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание - крепость – герой. С 1971 года она является мемориальным комплексом .

    Имя генерала Дмитрия Михайловича Карбышева известно не только в нашей стране. Мемориальная доска, вмурованная в стену бывшего лагеря Маутхаузена, напоминает: “На этом месте мучительной смертью погиб генерал-лейтенант инженерных войск Советской Армии Герой Советского Союза Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945)”.

    В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года после зверских пыток немецкие фашисты вывели генерала Карбышева на мороз, сняли с него одежду и обливали холодной водой до тех пор, пока тело генерала не превратилось в ледяной столб. Труп генерала фашисты сожгли в печах Маутхаузена. Пытки и издевательства не сломили волю российского воина. Генерал Карбышев погиб смертью героя (слайд 11).

    Русские солдаты шли вперед, презирая смерть. Именно им обязана Европа своим спасением. Они шли через дым пожарищ, смертоносный огонь, разрывы мин и снарядов. Преклоняясь перед мужеством и массовым героизмом солдат, Маршал Советского Союза К. Рокоссовский писал в своих воспоминаниях: “Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все - и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам. Слава вам, чудесные советские люди! Я счастлив, что был вместе с вами в эти годы”.

    Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мощь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Об этом свидетельствуют следующие факты.

    Так, подвиг Александра Матросова , закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом 23 февраля 1943 г., повторили более 400 воинов (слайд 12) А первым такой подвиг совершил А. Панкратов, младший политрук танковой роты 24 августа 1941 г. в бою за населенный пункт Спасс-Нередица близ Новгорода.

    Подвиги и самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе, и на море. Уже в первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов, вторгшихся в воздушное пространство страны.

    Были и наземные огненные тараны наших отважных летчиков. Наиболее известный из них подвиг экипажа бомбардировщика во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло (слайд 13) . Этот экипаж 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери.

    Выжал лётчик газ и тело
    Перегрузкой в кресло вправил,
    Факел имени Гастелло
    Танки немцев протаранил!
    Это было в сорок первом,
    В жарком доблестном июне,
    Николай стал бомбардиром,
    Командиром эскадрильи!
    Каждый лётчик был героем,
    Нам трепали немцы нервы,
    В сорок первом был он первым
    Кто в Победу свято верил!
    Он рождён шестого мая,
    День святой таких возносит,
    Им таким всем помогает
    Сам Георгий Победоносец!
    За два дня он до тарана
    Сбил немецкий Юнкерс первым,
    Он стрелял с аэродрома,
    Первым рвал фашистам нервы!
    Стал в кровавом сорок первом,
    В жарком доблестном июне,
    Капитан Гастелло первым
    Героем Советского Союза!

    Немало строк в летопись героизма вписали, как было уже отмечено, советские воины в годы Великой Отечественной войны. Это бесценное духовное достояние нашего народа, которое со временем не утрачивает своего значения. Это достояние всегда способно затронуть самые сокровенные струны души человека, вдохновить его на подвиг как в мирной жизни, так и в бою. Военнослужащие в годы Великой Отечественной войны проявили самые лучшие духовные качества: верность воинскому долгу, патриотизм, мужество, героизм.

    Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат - верный сын и защитник своего Отечества, - будет жива и Россия - Российский солдат и ныне остается настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.

    Учитель: Скажите, а какая отличительная черта русского воина?

    Ученики: Любовь к Родине, бесстрашие, готовность ценой своей жизни спасти другого человека.

    Учитель: Вы правы, любовь к Родине выше страха смерти - вот главное отличительная черта русского воина. Численному превосходству противника в людях и технике были противопоставлены героизм и мужество советских воинов.

    Учитель: Я привела вам примеры беззаветного служения Родине. Что объединяло всех военнослужащих, о подвигах которых вы узнали?

    Ученик: Всех военнослужащих объединяло одно: любовь к Родине, желание избавить её от ненавистных захватчиков, мужественно, умело, не щадя своей жизни, стойко перенося все трудности военной службы.

    Учитель: Ещё об одном качестве русского воина-солдата можно сказать, посмотрев на фигуру Воина-Освободителя в Трептов-парке. (Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Г. Рублева)

    Это было в мае на рассвете,
    Нарастал у стен рейхстага бой.
    Девочку немецкую заметил
    Наш солдат на пыльной мостовой.
    У столба, дрожа, она стояла,
    В голубых глазах застыл испуг,
    А куски свистящего металла
    Смерть и муку сеяли вокруг…
    Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
    Он свою дочурку целовал,
    Может быть, отец девчонки этой
    Дочь его родную расстрелял…
    Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
    Полз боец и, телом заслоня,
    Девочку в коротком платье белом
    Осторожно вынес из огня.
    Скольким детям возвратили детство,
    Подарили радость и весну
    Рядовые Армии Советской,
    Люди, победившие войну!
    И в Берлине в праздничную дату
    Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
    Памятник советскому солдату
    С девочкой спасенной на руках.
    Он стоит, как символ нашей славы,
    Как маяк, светящийся во мгле.
    Это он – солдат моей державы –
    Охраняет мир на всей земле!

    Воин-освободитель, русский исполин, мужественный и благородный, стал символом нашей Славы. Решение о строительстве памятника было принято в 1947 году. Сталин внимательно осмотрел все предложенные макеты. Когда увидел скульптуру Е.В. Вучетича - солдата с девочкой на руках, подошел и заявил: “Это то, что надо”. Немного помолчав, сказал: “Только автомат уберите и вложите в руки карающий меч”. В одной руке солдат держит меч, разрушающий фашистскую свастику, на другой-спасённую из развалин поверженного Берлина маленькую немецкую девочку. Общая высота монумента 30 метров. (слайд 14).

    Рассказ ученика, подготовленного заранее. Из воспоминаний маршала В. Чуйкова :

    За час до начала артподготовки, вспоминает маршал Василий Чуйков, знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принес знамя полка к Ландвер-каналу. Его сопровождали два ассистента. Гвардейцы знали, что перед ними главный бастион фашистской столицы. Знали, что здесь находится ставка Гитлера и главный узел связи, через который главари Третьего рейха еще продолжали руководить своими войсками, вынуждая их вести бессмысленные кровопролитные бои.

    До атаки оставалось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, - тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребенка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: “Муттер, муттер…”.

    Кажется, это на той стороне канала, - сказал товарищам Масалов.

    Масалов оставил у знамени ассистентов, а сам пришел к командиру и попросил разрешения спасти ребенка, поскольку знал, где он. И полез к Горбатому мосту. Путь был очень опасен, ведь площадь перед мостом простреливали пулеметы и автоматические пушки, да еще мины и фугасы, запрятанные под коркой асфальта. Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. Беспрерывно трещали пулеметные очереди. Сержант ощупывал каждый бугорок, чтобы не нарваться на мину. Это был прямой поединок со смертью. Масалову удалось незаметно пересечь набережную, он укрылся за выступом бронированной стенки канала. И тут снова услышал ребенка, который жалобно и настойчиво звал мать…

    Тогда Масалов ловко перемахнул через барьер канала. Прошло еще несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Наши гвардейцы, затаив дыхание, ждали голос ребенка, но было тихо. Ждали пять, десять минут. Неужели русский солдат рисковал напрасно? Несколько гвардейцев приготовились к броску. И в это время все услышали голос Масалова: “Внимание! Я с ребенком. Прикройте меня огнем…”.

    Но в этот момент как раз началась наша артподготовка. Тысячи орудий и минометов ударили по врагу, как бы прикрывая выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках. Масалов передал ее нашим санитаркам, сам же снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед.

    Учитель: Какими качествами должен обладать защитник Отечества?

    Ученики: Мужество, сила воли, патриотизм, верность воинскому долгу, гуманизм, благородство, готовность к самопожертвованию.

    Учитель: Еще одним качеством является милосердие. В жестоких сражениях, когда везде были кровь и смерть, когда война, казалось, убивала все живое, не очерствели сердца наших воинов. Они сохранили в себе благородство, высочайший гуманизм, истинную человеческую доброту. Хотя у многих тысяч из них, особенно на оккупированной территории, фашистские изверги забрали и убили самое дорогое - родителей, жен, детей. Чаще всего такие чувства проявляли наши воины, когда в смертельной опасности оказывались беспомощными немецкие ребятишки. Во время битвы за Берлин документально зафиксировано пять случаев спасения советскими солдатами немецких детей. Подвиг Николая Масалова, одного из них, и запечатлен в Трептов-парке.

    IV. Итог урока.

    Учитель: Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн. человек.

    Более 11,6 тысячи человек были удостоены звания Героя Советского Союза - высшей степени боевого отличия, свыше 100 из них получили это звание дважды, а Г. Жуков, И. Кожедуб и А. Покрышкин - трижды.

    Массовый героизм проявили представители всех видов Вооруженных Сил и родов войск.

    В Сухопутных войсках звания Героя Советского Союза были удостоены 8447 человек.

    Немало подвигов совершили в воздушных боях воины-авиаторы. 2332 человека из них стали Героями Советского Союза.

    Важный вклад в победу внес Военно-Морской Флот. В боях на морских просторах и на земле проявились лучшие качества советских моряков - патриотизм, воинская доблесть, беспримерная отвага, героизм. За подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны, 513 моряков стали Героями Советского Союза (слайд 15).

    В мирной жизни, ребята, воинский долг обязывает воина повышать мастерство, учиться владеть оружием, военной техникой, совершенствовать дисциплину и психологические качества.

    Список использованной литературы

    1. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.: Воениз.1987.
    2. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.: Воениз.1988.
    3. Киселёв А.А., Тулин М.А.Улицы города Мурманска. Мурманск: Мурманское книжное издательство. 1974. 208 с.
    4. Люди бессмертного подвига. М.: ПЛ. Т. 2. 1975.
    5. Официальный сайт государственного учреждения “Мемориальный комплекс “Брестская крепость-герой” [Электронный ресурс]. URL: http://www.brest-fortress.by/ (дата обращения 22.10.2009)

    Работа к научно-практической конференции по теме "«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества»."

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов»

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Гуманитарно-экономический лицей»

    410003, г. Саратов, ул. Б.Горная, 141, т. (факс) 33-36-01, e-mail: [email protected]

    Лицейская научно-практическая конференция учащихся

    Секция «Общественные науки» - кабинет 405

    Время проведения: 13.00-15.00 час

    Тема научно-практической конференции:

    «Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества».

    Научный руководитель: Герцог Людмила Викторовна

    Город Саратов

    2017

    Задачи

    Эпиграф

    Введение

    Понятия «патриотизм» и «патриот»

    Обязанности по отношению к Отечеству

    Увеличение количества призывников

    Исследование

    Вывод

    Использованная литература

    Использованные Интернет-ресурсы

    Задачи:

    Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот».

    Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения

    В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об:

    • отношении к службе в армии.
    • влияние службы в армии на воспитание патриотизма

    «Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству».

    Александр Васильевич Суворов

    Введение:

    На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу).

    В истории России есть множество примеров патриотизма и верности воинскому долгу. Ярким примером является Великая Отечественная Война, поскольку всемирно признана, что огромным вкладом в победу было всеобщее чувство преданности своей стране и своему народу.

    В России постоянно говорится о нежелании молодых людей служить в армии. Эта тема затрагивает множество важных аспектов и одним из главных является снижение уровня патриотизма, причины этого явления, а так же понимания современными людьми понятия «патриотизм», и наконец вопрос того как же привить людям любовь и преданность своей Родине.

    Понятия «патриотизм» и «патриот».

    Что же такое «патриотизм» , и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первый, кто более или менее внятно дал определение понятию «патриотизм» это Владимир Иванович Даль, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

    Таким образом, настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего здоровую и благополучную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества и готового защищать свою Родину.

    Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов:

    И ты, великодушная на диво,

    Казни меня забвеньем, коль солгу...

    И без меня ты можешь быть счастливой, -

    Я без тебя, Россия, не могу.

    Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

    Обязанности по отношению к Отечеству.

    Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. "У нас у всех, - отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга".

    Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: "Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть".

    Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

    Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

    Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи нашего Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

    Лучшие традиции тех времён, такие как патриотизм русского солдата, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие, не утратили своей значимости и по сегодняшний день, их жизненная сила постоянно подтверждается служебно-боевой деятельностью Вооруженных Сил государства.

    Нет сомнения в том, что и в современных условиях воинская служба не утратила своей значимости. Она является конституционной обязанностью граждан России. В статье 59 Конституции Российской Федерации сказано: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" . Грaждaне Российской Федерaции несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Законодательством Российской Федерации определен порядок призыва и прохождения военной службы.

    Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.

    Исследование: (В гуманитарно-экономическом лицее)

    Результаты опроса:

    В ходе социологического опроса было опрошено 154 респондента среди учеников (7-11 класса)

    Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе.

    Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер».

    Чуть больше 71% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

    Увеличение количества призывников.

    Довольно хорошая статистика наблюдается и в регионе. Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

    Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Например, в Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для учеников 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

    Ученики Гуманитарно-экономического лицея на военно-патриотических мероприятиях

    Ученики гуманитарно-экономического лицея постоянно участвуют в военно-патриотических мероприятиях: запланированное мероприятие в рамках Единого дня военно-профессиональной ориентации для учащихся старших классов экскурсионное посещение Регионального Учебного центра Ракетных Войск и Артиллерии.

    Вывод:

    Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя.

    Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу.

    Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

    Использованная литература:

    Учебник «Основы Безопасности жизнедеятельности 10 класс» А.Т.Смирнов

    Толковый словарь живого великорусского языка. Владимир Даль.

    Газета «Саратовская панорама»

    Использованные Интернет-ресурсы:

    armyrus.ru

    ru.wikipedia.org

    bibliofond.ru

    fb.ru

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Работу подготовил ученик 10 «Б» класса Румянцев Кирилл Учитель: Герцог Людмила Викторовна Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

    Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот». Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об: отношении к службе в армии. влияние службы в армии на воспитание патриотизма Задачи

    «Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству» Александр Васильевич Суворов

    Что же такое патриотизм? Владимир Иванович Даль, трактовал понятие патриотизм как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

    Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов: И ты, великодушная на диво, Казни меня забвеньем, коль солгу... И без меня ты можешь быть счастливой, - Я без тебя, Россия, не могу.

    Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

    Город-герой Волгоград. Скульптура «Родина-мать зовёт!».

    Статья 59 Конституции Российской федерации. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

    Результаты социологического опроса (154 ученика 7-11 классы) Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе. Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер». Чуть больше 70% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

    Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

    Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. В Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для юношей 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

    Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя. Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу. Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

    Спасибо за внимание!!!

    Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Фе­дерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и граж­данина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

    Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагают­ся обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооружен­ная защита Российской федерации.

    Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества во­еннослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

    Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, воен­нослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

    Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, нераз­рывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами. Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

    Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определенных отрезках времени, она остается нашей Родиной, землей наших предков, нашей культу­ры. Мы живем здесь и обязаны сделать все, чтобы наша страна была великой и процветающей.

    Родина-это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.

    Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием. Отечество- это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоя­щее народа, проживающего на конкретной территории и имеюще­го государственное устройство.

    Наше государство - Российская Федерация - раскинулось на площади 17,4 млн кв. км и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию.

    По состоянию на 1 января 2001 г. население России состав­ляло 144,8 млн человек. На территории России проживает более

    120 национальностей и народностей, из них 82,5% - русские. Среди других национальностей, численность которых превышает 1 млн человек: татары-5,5 млн, чуваши-1,8 млн, башкиры- 1,3 млн, мордвины-1,1 млн человек. 78% населения живут вее европейской части, остальные - в Западной и Восточной Сиби­ри и на Дальнем Востоке.

    В состав Российской Федерации входит 21 республика, 6 кра­ев, 49 областей, 2 города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 10 автономных округов.

    Наша Родина-это и русский язык, объединяющий всех нас в едином общем доме народов. Русский язык является Государ­ственным языком РФ - языком межнационального общения. Наша приверженность к нему предполагает уважение к языкам всех наций и народностей, объединенных российской границей. В Российской Федерации всем ее народам гарантируется право на сохранение родного языка и создание условий для его развития и изучения.

    Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

    Понятие Родина включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определенные границы и географические особенности, населяющие ее народы, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции.

    Родина-это все то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это все то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

    Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого граж­данина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.

    Для военнослужащих патриотизм проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готов­ности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, ее целостность и независимость.

    Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, создан­ными до него старшими поколениями и обществом. Общество в свою очередь предъявляет к человеку определенные требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установивши­мися, проверенными веками нормами поведения. Часть норм поведения определена законами государства и другими правовы­ми документами. Другая часть остается в памяти народа и пред­ставляет собой общепринятые нормы морали и нравственности.

    (Мораль (нравственность)-особая форма общественного созна­ния и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.)

    Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и опреде­ляют понятия долг и честь.

    Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. (Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоя­тельно формулировать для себя нравственные обязанности, тре­бовать от себя их выполнения и производить самооценку совер­шаемых поступков.)

    Высшим выражением долга в обществе выступает гражданс­кий, патриотический долг перед Отечеством, который всегда связан с общественными интересами и потребностями людей. Осознание каждым членом коллектива общественных обязаннос­тей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга.

    Воинский долг- нравственно-правовая норма поведения во­еннослужащего. Воинский долг представляет собой единство пра­вового и нравственного требований общества. Суть его заключает­ся в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

    В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каж­дого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих мо­рально-боевых и психологических качеств, высокой организован­ности и дисциплины.

    История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Главная отличительная черта русского воина заключа­лась в том, что любовь к Родине всегда была выше страха смерти.

    Вопросы и задания

    1. Назовите основные понятия и определения патрио­тизма российского гражданина и воина.

    2. В чем выражается воинский долг военнослужащих ВС РФ?

    3. Подготовьте сообщение на тему «Основные ка­чества, присущие российскому воину-защитнику Отечества».


    Похожая информация.




    Статьи по теме: