Сочинение «Идейно художественные особенности романов Гончарова и их значение. Личность Гончарова; особенности мировоззрения и творчества Обломов

По складу своего характера Иван Александрович Гончаров далеко не похож на людей, которых рождали энергичные и деятельные 60-е годы XIX века. В его биографии много необычного для этой эпохи, в условиях 60-х годов она – сплошной парадокс. Гончарова как будто не коснулась борьба партий, не затронули различные течения бурной общественной жизни. Он родился 6(18) июня 1812 года в Симбирске, в купеческой семье.

Закончив Московское коммерческое училище, а затем словесное отделение философского факультета Московского университета, он вскоре определился на чиновничью службу в Петербурге и служил честно и беспристрастно фактически всю свою жизнь. Человек медлительный и флегматичный, Гончаров и литературную известность обрел не скоро. Первый его роман Обыкновенная история увидел свет, когда автору было уже 35 лет.

У Гончарова-художника был необычный для того времени дар – спокойствие и уравновешенность. Это отличает его от писателей середины и второй половины XIX века, одержимых (*18) духовными порывами, захваченных общественными страстями. Достоевский увлечен человеческими страданиями и поиском мировой гармонии, Толстой – жаждой истины и созданием нового вероучения, Тургенев опьянен прекрасными мгновениями быстротекущей жизни. Напряженность, сосредоточенность, импульсивность – типичные свойства писательских дарований второй половины XIX века.

А у Гончарова на первом плане – трезвость, уравновешенность, простота. Лишь один раз Гончаров удивил современников.

В 1852 году по Петербургу разнесся слух, что этот человек де-Лень – ироническое прозвище, данное ему приятелями,- собрался в кругосветное плавание. Никто не поверил, но вскоре слух подтвердился.

Гончаров действительно стал участником кругосветного путешествия на парусном военном фрегате Паллада в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Е. В.

Путятина. Но и во время путешествия он сохранял привычки домоседа. В Индийском океане, близ мыса Доброй Надежды, фрегат попал в шторм: Шторм был классический, во всей форме. В течение вечера приходили раза два за мной сверху, звать посмотреть его. Рассказывали, как с одной стороны вырывающаяся из-за туч луна озаряет море и корабль, а с другой – нестерпимым блеском играет молния.

Они думали, что я буду описывать эту картину. Но как на мое покойное и сухое место давно уж было три или четыре кандидата, то я и хотел досидеть тут до ночи, но не удалось… Я посмотрел минут пять на молнию, на темноту и на волны, которые все силились перелезть к нам через борт. – Какова картина? – спросил меня капитан, ожидая восторгов и похвал.

– Безобразие, беспорядок! – отвечал я, уходя весь мокрый в каюту переменить обувь и белье. Да и зачем оно, это дикое грандиозное? Море, например?

Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны и страшны…

они слишком живо напоминают нам бренный состав наш и держат в страхе и тоске за жизнь… Гончарову дорога милая его сердцу равнина, благословленная им на вечную жизнь Обломовка. Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, (*19) как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

В гончаровском недоверии к бурным переменам и стремительным порывам заявляла о себе определенная писательская позиция. Не без основательного подозрения относился Гончаров к начавшейся в 50-60-е годы ломке всех старых устоев патриархальной России.

В столкновении патриархального уклада с нарождающимся буржуазным Гончаров усматривал не только исторический прогресс, но и утрату многих вечных ценностей. Острое чувство нравственных потерь, подстерегавших человечество на путях машинной цивилизации, заставляло его с любовью вглядываться в то прошлое, что Россия теряла. Многое в этом прошлом Гончаров не принимал: косность и застой, страх перемен, вялость и бездействие. Но одновременно старая Россия привлекала его теплотой и сердечностью отношений между людьми, уважением к национальным традициям, гармонией ума и сердца, чувства и воли, духовным союзом человека с природой. Неужели все это обречено на слом?

И нельзя ли найти более гармоничный путь прогресса, свободный от эгоизма и самодовольства, от рационализма и расчетливости? Как сделать, чтобы новое в своем развитии не отрицало старое с порога, а органически продолжало и развивало то ценное и доброе, что старое несло в себе? Эти вопросы волновали Гончарова на протяжении всей жизни и определяли существо его художественного таланта. Художника должны интересовать в жизни устойчивые формы, не подверженные веяниям капризных общественных ветров. Дело истинного писателя – создание устойчивых типов, которые слагаются из долгих и многих повторений или наслоений явлений и лиц.

Эти наслоения учащаются в течение времени и, наконец, устанавливаются, застывают и делаются знакомыми наблюдателю. Не в этом ли секрет загадочной, на первый взгляд, медлительности Гончарова-художника?

За всю свою жизнь он написал всего лишь три романа, в которых развивал и углублял один и тот же конфликт между двумя укладами русской жизни, патриархальным и буржуазным, между героями, выращенными двумя этими укладами. Причем работа над каждым из романов занимала у Гончарова не менее десяти лет. Обыкновенную историю он опубликовал в 1847 году, роман Обломов в 1859, а Обрыв в 1869 году. Верный своему идеалу, он вынужден долго и пристально всматриваться в жизнь, в ее текущие, быстро меняющиеся формы; вынужден исписать горы бумаги, заготовить массу (*20) черновиков, прежде чем в переменчивом потоке русской жизни ему не откроется нечто устойчивое, знакомое и повторяющееся.

Творчество,- утверждал Гончаров,- может являться только тогда, когда жизнь установится; с новою, нарождающеюся жизнию оно не ладит, потому что едва народившиеся явления туманны и неустойчивы. Они еще не типы, а молодые месяцы, из которых неизвестно, что будет, во что они преобразятся и в каких чертах застынут на более или менее продолжительное время, чтобы художник мог относиться к ним как к определенным и ясным, следовательно, и доступным творчеству образам. Уже Белинский в отклике на роман Обыкновенная история отметил, что в таланте Гончарова главную роль играет изящность и тонкость кисти, верность рисунка, преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. Но классическую характеристику особенностям таланта Гончарова дал Добролюбов в статье Что такое обломовщина?.

Он подметил три характерных признака писательской манеры Гончарова. Есть писатели, которые сами берут на себя труд объяснения с читателем и на протяжении всего рассказа поучают и направляют его. Гончаров, напротив, доверяет читателю и не дает от себя никаких готовых выводов: он изображает жизнь такою, какой ее видит как художник, и не пускается в отвлеченную философию и нравоучения.

Вторая особенность Гончарова заключается в умении создавать полный образ предмета. Писатель не увлекается какой-либо одной стороной его, забывая об остальных. Он вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления. Наконец, своеобразие Гончарова-писателя Добролюбов видит в спокойном, неторопливом повествовании, стремящемся к максимально возможной объективности, к полноте непосредственного изображения жизни.

Эти три особенности в совокупности позволяют Добролюбову назвать талант Гончарова объективным талантом.

Билет 16.

Ива́н Алекса́ндрович Гончаро́в (1812 – 1891).

Словесный факультет Московского университета. Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий - о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Барышев, Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков.

Петербург, дом Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Николая Аполлоновича Майкова - Аполлона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет: Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства.

Серьёзное творчество писателя формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы - начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора как в развитии русской литературы, так и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику к своему роману "Обыкновенная история». Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. В своих «Заметках о личности Белинского» Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как «публициста, эстетического критика и трибуна, провозвестника новых грядущих начал общественной жизни». Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В романе конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

Выход романа «Обломов» в 1859 году. В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.

- «Обрыв» (1869). В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Гончаров работал здесь около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам печати. Снова началась его цензорская деятельность, причём в новых политических условиях она приобрела явно консервативный характер. Гончаров причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма», то есть активно защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.

Гончаров об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл роман до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для первого из них типичен Александр Адуев, для второго - Обломов, для третьего - Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.

- «Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Гончарова. После конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени, и в его сознании. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение.

Иван Александрович Гончаров "(1812 - 1891)" уже при жизни приобрел прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы. Его имя неизменно называлось рядом с именами корифеев литературы второй половины Х1Х в., мастеров, создавших классические русские романы, - И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского.

Литературное наследие Гончарова не обширно. За 45 лет творчества он опубликовал три романа, книгу путевых очерков «Фрегат "Паллада"», несколько нравоописательных рассказов, критических статей и мемуары . Но писатель вносил значительный вклад в духовную жизнь России. Каждый его роман привлекал внимание читателей, возбуждал горячие обсуждения и споры, указывал на важнейшие проблемы и явления современности.

Интерес к творчеству Гончарова, живое восприятие его произведений, переходя от поколения к поколению русских читателей, не иссякли в наши дни. Гончаров принадлежит к числу наиболее популярных, читаемых писателей Х1Х в.

Начало художественного творчества Гончарова связано с его сближением с кружком, собиравшимся в доме Н. А. Майкова, известного в 30 - 40-х гг. художника. Гончаров был учителем сыновей Майкова. Кружок Майковых посещали поэт В. Г. Бенедиктов и писатель И. И. Панаев, публицист А. П. Заблоцкий-Десятовский, соредактор «Библиотеки для чтения» В. А. Солоницын и критик С. С. Дудышкин.

Сыновья Майкова рано заявили о своих литературных дарованиях, и в 40-х гг. Аполаон и Валериан были уже центром салона Майковых. В это время их дом посещали Григорович, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Я. П. Полонский.

Гончаров пришел в кружок Майковых в конце 30-х гг. со своими, самостоятельно сформировавшимися литературными интересами. Переживший полосу увлечения романтизмом в начале 30-х гг., в бытность студентом Московского университета, Гончаров во второй половине этого десятилетия относился уже весьма критически к романтическому мировоззрению и литературному стилю. Он стремился к строгому и последовательному усвоению и осмыслению лучших образцов русской и западной литературы прошлого, переводил прозу Гете, Шиллера, увлекался Кельманом - исследователем и интерпретатором античного искусства. Однако высшим образцом, предметом самого тщательного изучения для него было творчество Пушкина. Эти вкусы Гончарова оказали воздействие на сыновей Майкова, а через них и на направление кружка в целом.

В рассказах Гончарова, помещенных в рукописных альманахах майковского кружка, - «Лихая болесть » (альманах «Подснежник» - 1838 ) и «Счастливая ошибка » («Лунные ночи» - 1839 ) - ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина. Четкие характеристики героев, тонкая авторская ирония, точность и прозрачность фразы в ранних произведениях Гончарова особенно ощутимы на фоне прозы 30-х гг., испытавшей сильное влияние ультраромантизма А. Марлинского.

В этих произведениях Гончарова можно отметить воздействие «Повестей Белкина» Пушкина . Вместе с тем в них, а также и в несколько позже написанном очерке «Иван Савич Поджабрин » -(1842 ) Гончаров осваивает и переосмысляет опыт Гоголя . Свободное обращение к читателю, непосредственное, как бы воспроизводящее устную речь повествование, обилие лирических и юмористических отступлений - во всех этих особенностях рассказов и очерков Гончарова сказывается влияние Гоголя. Гончаров не скрывал того, какие литературные образцы владели в это время его воображением: он охотно цитировал Пушкина и Гоголя, предпослал рассказу «Счастливая ошибка» эпиграфы из произведений Грибоедова и Гоголя.

3. Роман "Обломов"

1. Характеристика творчества И.А. Гончарова

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) является выдающимся классиком русской литературы второй половины XIX в. Гончаров создавал свои произведения на основе живых впечатлений от провинциальной жизни в г. Симбирске, учебы в Москве, государственной службы. Тесное сотрудничество с В. Г. Белинским также оказало влияние на Гончарова.

К ранним произведениям Гончарова принадлежат следующие:

повести "Лихая болесть", "Счастливая ошибка", "Нимфодора Ивановна";

очерк "Иван Савич Поджабрин".

Наиболее значимыми и известными являются следующие романы Гончарова:

"Обыкновенная история" (1846);

"Обломов" (1849-1859);

✓ "Обрыв" (1876).

Гончаров написал множество литературных критических статей, в которых анализировал творчество и своих современников, и предшественников. Известны следующие критические статьи Гончарова :

"Мильон терзаний" (1872), посвященная комедии Грибоедова "Горе от ума" и включающая в себя следующие мысли о данной комедии:

Живость и актуальность, а также индивидуальность и непохожесть на другие комедии;

Правдивое воссоздание картины московских нравов времен Грибоедова;

Передача сатиры, живого языка, морали;

Яркая обрисовка живых типов Фамусова, Молчалина, Скалозуба;

Анализ образа и характера главного героя — Чацкого: он положительно умен (в чем сомневался Пушкин, анализируя этого героя); у него есть душа, и как личность он превосходит и пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина; является выразителем новой эпохи, а не бездеятельным мальчишкой и "лишним человеком"; выполняет функцию борца, обличителя всего старого и отжившего (в отличие от Онегина и Печорина);

"Опять "Гамлет" на русской сцене", повествующая о постановке пьес Шекспира на русской сцене;

работы, посвященные анализу творчества А.Н. Островского: "Отзыв о драме "Гроза" Островского" (1860) и "Материалы, заготовленные для критической статьи об Островском" (1874);

"Лучше поздно, чем никогда" (1879), посвященная собственному роману "Обрыв", где он широко осмыслил развитие своих идей и образов от раннего наброска до позднего состоявшегося романа и указал на связь всех трех романов, которая заключается в том, что каждый из героев — Петр Адулаев, Штольц и Тушин — является выразителем важных тенденций общественного развития в России;

" Заметки о личности Белинского" (1873—1874).

К поздним художественным произведениям Гончарова относятся следующие:

"Слуги дворцового времени" (о жизни дворовых людей);

"Поездка по Волге";

очерк "Литературный вечер" (критика антидемократического творчества и дилетантства в литературе);

"Май месяц в Петербурге" (изображение своего дома).

2. Роман "Обыкновенная история"

Роман Обыкновенная история" (1846) является первым крупным произведением Гончарова. Этот роман можно охарактеризовать следующим образом:

действие охватывает временной отрезок с 1830 по 1843 г., т. е. около 14 лет, что позволило автору воссоздать широкую картину реальности русской жизни 30—40-х гг.;

показаны различные слои общества: чиновники, мещанство, буржуазия, светское общество, деревенские помещики с патриархальным укладом жизни;

центральным конфликтом выступает противостояние романтического "юноши" и буржуазной морали и людей, ее исповедующих, в частности его столкновение с собственным дядей, и в этом противостоянии, по замыслу автора, выражен конфликт и ломка всего старого в русском обществе второй половины XIX в. — старых понятий о дружбе и любви, поэзии праздности, маленькой семейной лжи и т. п.;

описывает утрату романтических иллюзий центральным героем -Александром Адуевым, и эта романтичность героя рассматривается автором как бесполезная, ненужная и мешающая полезному существованию вещь;

показывает "обыкновенность", типичность для того времени эволюции натуры главного героя, в которой отражаются настроения и характеры многих молодых людей того времени;

раскрывает причины праздности и пустой романтичности героя, которые кроются в первую очередь в его окружении и воспитании: барской обеспеченности, неприученности к труду, обеспеченности, готовности людей вокруг него выполнять в любую минут все его прихоти;

Художественное своеобразие романа "Обыкновенная история" заключается в следующем:

последовательность передачи "обыкновенности" истории героя — его превращения из бесплотного романтика в дельца — через построение романа, которое имеет следующие особенности:

Две части, в каждой из которых присутствует шесть глав и эпилог;

Описание в эпилоге женитьбы героя без любви, но со строгим расчетом;

Сопоставление племянника (главного героя) с дядей, черты которого и появляются у главного героя в конце романа;

Реализация закона симметрии и контраста;

Единая интрига в обеих частях романа;

чистый, ясный и гибкий язык изложения, что усиливает ценность произведения.

Роман "Обыкновенная история" имеет важное общественное и литературное значение , которое заключается в следующем:

наносит удар по романтизму, провинциальной мечтательности и буржуазной делецкой морали, которая не принимает в расчет человеческие качества и душу;

обозначает ведущие тенденции и правила жизни современного автору общества;

рисует портрет типичного молодого человека того времени — "героя времени";

показывает правдивые картины реальности тог о времени;

утверждает принцип реализма в отображении действительности;

демонстрирует основной принцип автора - реалистичное, объективное отношение к своему герою;

вносит вклад в развитие жанра социально-психологического романа;

злободневно по своему содержанию и поднимает один из важнейших вопросов человеческого существования: как и для чего надо жить.

3. Роман "Обломов"

Роман "Обломов" - второй по счету - Гончаров создавал в течение почти 10 лет (1849—1859), и это произведение принесло автору широкую известность. Центральное место в романе отводится образу и судьбе главного героя — Ильи Ильича Обломова, и этому подчинены все сюжетные мотивы, что делает данный роман монографическим и в этом смысле ставит его в один ряд с "Евгением Онегиным" Пушкина, "Героем нашего времени" Лермонтова и " Рудиным" Тургенева. Образ главного героя можно охарактеризовать следующим образом:

использование ряда литературных и жизненных прототипов, среди которых можно выделить следующие:

. жизненные прототипы :

Козырев, Гастурин, Якубов, черты которых — леность, пассивность, отсутствие желания деятельности, бесплотная мечтательность — воплотились в образе Обломова;

. литературные прототипы :

Гоголевские персонажи: Подколесин, Манилов, Тентентников;

Персонажи самого Гончарова: Тяжеленко, Егор и Александр Одуевы;

своеобразие портрета, которое заключается в следующем:

Выразительность и обобщенность черт;

Равноценность типа героя Обломова таким вечным мировым образам, как Прометей, Геракл, Гамлет, Дон Кихот, Фауст, Хлестаков;

Присутствие не только отрицательных черт (леность, пассивность, отход от жизни и стремление к покою в "раковине"), но и положительных (мягкость, душевность, совестливость);

использование фамилии главного героя как его "визитной карточки", говорящей о том, что жизнь как бы "обломала" этого человека и он не сумел преодолеть собственной лени и принести какую-то пользу обществу;

отражение русского национального характера в образе Обломова, на что указывает Н.А. Добролюбов, называя Обломова "коренным типом" русского характера.

Художественное своеобразие романа "Обломов"" заключается в следующем:

широкая эпичность, так как события, описываемые в романе, развиваются в течение 37 лет;

неторопливость, постепенность развития действия, что позволяет с большей полнотой проникнуть в суть характера главного героя и выведенного на основе его образа понятия "обломовщина", которое емко отражает все черты не только конкретного героя романа, но и целого поколения молодых людей;

простота интриги;

развернутость экспозиции;

прием инверсии в сюжете, которая заключается в раскрытии прошлого героя не в начале повествования, а с некоторым запозданием — в 6-й и 9-й главах;

контрастность в изображении главных героев (Обломов - Штольц, Ольга - Пшеницына);

внутренний драматизм;

обилие диалогов;

моноцентричность;

симметрия композиции;

психологизм, позволяющий назвать данный роман социально-психологическим, и об этом свидетельствуют следующие его черты:

Продолжение и развитие гоголевских традиций:

Поиск, описание и глубокий анализ деталей характера героев;

Подробности в описании быта и бытовых ситуаций;

Сочетание объективности изложения с субъективной аналитичностью;

Широкое описание реалий российской жизни;

Широкое обобщение обломовщины;

Психологическое исследование личности угасающего человека;

Освещение явления и предмета с каждой стороны, подробность;

своеобразие языка, которое заключается в следующем:

Чистота, легкость и простота, обеспечиваемые введением в текст пословиц, метких сравнений, эпитетов;

Индивидуализированность речи каждого из героев, основанная на их характерах, социальном положении, нравах и т. п.

Художественные особенности. Писатель-реалист, Гончаров счи­тал, что художника должны интересовать в жизни устойчивые формы, что дело истинного писателя – создание устойчивых типов, которые слагаются “из долгих и многих повторений или настроений явлений и лиц”;. Эти принципы и определили основу романа “Обломов”;.

Добролюбов дал точную характеристику Гончарова-художника: “объективный талант”;. В статье “Что такое обломовщина?”; он подме­тил три характерных признака писательской манеры Гончарова. Прежде всего это

отсутствие дидактизма: Гончаров не делает от сво­его имени никаких готовых выводов, он изображает жизнь такою, какой ее видит, и не пускается в отвлеченную философию и нраво­учения. Вторая особенность Гончарова, как считает Добролюбов, за­ключается в умении создавать полный образ предмета. Писатель не увлекается какой-либо одной стороной его, забывая об остальных. Он “вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления”;. Наконец, своеобразие писателя Добролюбов видит в спо­койном, неторопливом повествовании, стремящемся к максимально возможной объективности.

Художественный талант

писателя отличают также изобразитель­ность, пластичность и детализация описаний. Живописность изо­бражения позволяет проводить сравнение с фламандской живопи­сью или бытовыми набросками русского художника П. А. Федотова. Таковы, например, в “Обломове”; описания жизни на Выборгской стороне, в Обломовке или же петербургского дня Ильи Ильича.

Особую роль при этом начинают играть художественные детали. Они не только помогают создать яркие, красочные запоминающиеся картины, но и приобретают характер символа. Такими символами яв­ляются туфли и халат Обломова, диван, с которого его поднимает Ольга и на который он вновь возвращается, завершив свою “поэму любви”;. Но, изображая эту “поэму”;, Гончаров использует совсем иные детали. Вместо приземленных, бытовых предметов появляются поэти­ческие детали: на фоне поэтичного образа куста сирени развиваются отношения Обломова и Ольги. Их красота и одухотворенность под­черкивается красотой звучания арии casta diva из оперы В. Беллини “Норма”;, которую исполняет наделенная певческим даром Ольга.

Сам писатель подчеркивал музыкальное начало в своих произве­дениях. Он утверждал, что в “Обломове”; само любовное чувство, в его спадах, подъемах, унисонах и контрапунктах, развивается по за­конам музыки, отношения героев не столько изображаются, сколько разыгрываются “музыкой нерв”;.

Гончарову присущ также и особый юмор, призванный не казнить, а, как говорил писатель, смягчать и улучшать человека, подставляя ему “нельстивое зеркало его глупостей, уродливостей, страстей, со всеми последствиями”;, чтобы с их сознанием явилось и “знание, как остеречься”;. В “Обломове”; гончаровский юмор проявляется и в изо­бражении слуги Захара, и в описании занятий обломовцев, быта Вы­боргской стороны и зачастую касается изображения главных героев.

Но самое важное для Гончарова качество произведения – это особая романная поэзия. Как отмечал еще Белинский, “поэзия… в таланте г. Гончарова – агент первый и единственный”;. Сам же ав­тор “Обломова”; называл поэзию “соком романа”; и отмечал, что “ро­маны… без поэзии – не произведения искусства”;, а их авторы – “не художники”;, а всего лишь более или менее даровитые бытописатели. В “Обломове”; важнейшим из “поэтических”; начал выступает сама “изящная любовь”;. Поэтичность создается особой атмосферой весны, описанием парка, ветки сирени, сменяющимися картинами знойного лета и осенних дождей, а затем засыпавшего дома и улицы снега, которые сопровождают “поэму любви”; Обломова и Ольги Ильинской. Можно сказать, что поэзия “пронизывает”; всю романную структуру “Обломова”;, является его идейно-стилевым стержнем.

Эта особая романная поэзия воплощает общечеловеческое нача­ло, вводит произведение в круг вечных тем и образов. Так в харак­тере главного героя романа Обломова варьируются черты шекспи­ровского Гамлета и сервантесовского Дон Кихота. Все это не только придает роману удивительное единство и целостность, но и опреде­ляет его непреходящий, вневременный характер.

Глоссарий:

  • КУСТ СИРЕНИ
  • особенности гончарова-художника
  • жанровые особенности обломова кратко
  • особенности гончарова-художника сочинение
  • подготовте сообщнние об особенностчх Гоняарова-художника

Другие работы по этой теме:

  1. “Обломов” (1859) – роман критического реализма, то есть изображает типический характер в типических обстоятельствах при верности деталей (данную формулировку критического реализма дает Ф. Энгельс в...
  2. Какие вещи стали символом “обломовщины”? Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку? Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к...
  3. Идейную направленность романа определил сам автор: “Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель… Центральная глава –...


Статьи по теме: