Сочетание двух стилей конструктивизм и модернизм. Конструктивизм, как уникальное течение русского авангардного искусства

Конструктивизм как направление в художественной культуре с особенной отчетливостью заявил о себе в 20 -30-е гг. XX в. Он выдвинул на передний план конструктивно-техническую сторону творчества, сделав одной из главных задач конструирование материальной среды, окружающей человека. Преобразование действительности осуществлялось путем использования новой техники для создания простых, логичных, функционально оправданных форм и целесообразных конструкций. Согласно конструктивистским идеям, были воздвигнуты инженером Э. Фрейсине складчатые железобетонные своды ангара в Орли под Парижем.

Рационализм стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным потребностям общества, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Он выдвигает требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществлялись Ле Корбюзье во Франции и школой «Баухауз» в Германии.

Ле Корбюзье (1887- 1965) считается одним из наиболее влиятельных архитекторов XX в. Этот французский зодчий был не только практиком, но и теоретиком архитектуры. Ле Корбюзье был в числе создателей таких современных течений в архитектуре, как рационализм и функционализм. Он видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. На современное зодчество, безусловно, оказали влияние пять его принципов: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально протяженные окна и свободная компоновка фасада. По проектам Ле Корбюзье было построено множество зданий в Европе и Азии, в том числе здание Центросоюза в Москве на Мясницкой улице (1955 г). Он также создавал и большие городские ансамбли, например Чандигарх в Индии (1951 - 1956).

Функционализм требовал строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Это архитектурное направление складывается практически одновременно в Германии и Нидерландах. В. Гропиус возводит в Германии здание завода Фагуса. Его фасад представляет собой сплошную стеклянную стену, обеспечивающую освещенность интерьеров. Для функционализма характерны новые принципы архитектурной практики, такие, как типизация и индустриализация строительства, создание малометражных («минимальных») квартир. Появляются новые приемы и нормы планировки не только зданий, но и целых жилых комплексов: стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице и др. В городах стали «зонировать» территории, выделяя особые пространства для каждой функции: деловой центр, «спальный район» и т. п. Примером функционально-рационалистического подхода к архитектуре могут служить небоскребы.

В противовес этой во многом обездушенной индустриальной архитектуре возникают утопические направления, в частности дезурбанизм. Англичанином Э. Хоуардом была разработана концепция города-сада, пропагандирующего здоровый образ жизни , но практическое приложение этой концепции дало ничтожные результаты, несмотря на все усилия Ассоциации городов-садов, охватывающей Англию, Францию, Россию.

Оппозицию авангардизму в изобразительном искусстве и в архитектуре представляли национальная романтика и неоклассицизм. В то же время ряд черт и неоклассицизма, и национальной романтики отвечали канонам модерна (например, преобладание вымысла автора над впечатлениями от натуры или присущие национальной романтике узорно-орнаментальная композиция и плоскостно-графическая манера, не предполагавшие передачу световоздушной среды).


Конструктивизм и функционализм.

Конструктиви́зм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - нач. 1930 годов.Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов - ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма - фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как и функционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура». [источник не указан 639 дней ]

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма Как писал В. В. Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм…»

Как же возникло это принципиально новое направление?

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить… производству.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Б.Арватов писал, что «…Будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.Рождение термина

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась - «Конструктивизм».А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура - мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной .Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов - братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).Впервые архитекторы - конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.О строительстве Дворца Труда. 1922 год.Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным - для строительства предназначался крохотный участок земли - 6x6 м на Страстной площади.Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений). Если вы противник излишней роскоши и цените умеренность и удобство во всем - этот стиль для вас. Функционализм был заложен в 20-30г. немецкой школой дизайна Баухаус. Полное отрицание излишней декоративности.

Функционализм - стилевое направление определившее лицо архитектуры и интерьера нашего времени. Конструктивно целесообразное ставится на первое место.

Индивидуальному противостоит стандартизация. Функционализму свойственны простые, мобильные, многофункциональные формы: кресло-кровать, диван-кровать, уголок, столик на роликах.

Идея непрерывного пространства, состоящего из перетекающих одно в другое помещений, минимальное количество обстановки, система встроенных шкафов и стеллажей, мобильная и трансформируемая мебель.

В интерьере преобладают чистые и лаконичные формы, большая роль отводится текстурам и фактурам отделочных материалов. Функционализм сформировал ряд норм, вошедших в понятие под названием - Евростандарт.Философия стиля - "форма определяется функцией". Дом - это машина для жилья, поэтому интерьер строится по принципу функциональности. Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего. В любом случае эта мебель всегда узнаваема, ее отличают ясные и законченные формы.

Обивочные материалы идеально облегают наполнитель, балансируя на грани между мягкостью и упругостью. Оклеив стены обоями светлого цвета, вы получите ощущение свободы и незагруженности пространства. На окнах, конечно же, аккуратные жалюзи, но возможны и шторы. А вот на пол лучше постелить ковер с пестрым узором, чтобы меньше была заметна пыль.

В современных интерьерах стена-перегородка может быть заменена на функциональный короб, куда выезжает дверь, разделяющая интимную и общественную зоны. Цветовая гамма чрезвычайно разнообразна и подразумевает изысканные сочетания цветов.

Функциональный стиль интерьера обнажает стены и конструкции мебели, очищает их от всяких украшений, и так же точно он обнажает и очищает от наслоений "технологию" жизни семьи в доме. Усилия художника в системе эклектики или модерна были направлены на оформление "надстроечной" части жизни, ее так сказать "цветов".

Функционализм же в первую очередь заботится о "корнях" жизни - о достаточности жизненного пространства, о воздухе, свете и солнце, об удобной и рациональной планировке, об эргономичном оборудовании, физической и психической гигиене.

Ле Корбюзье пишет: "Жилище - это возможность свободно двигаться, стоять, лежать; наслаждаться прохладой или теплом; отдыхать, погружаться в раздумье; возможность испытывать или вызывать присутствие среды: солнце - хозяин всего живого, движение воздушных струй, чарующее глаз и несущее душевное равновесие, зрелище трав, цветов, деревьев, неба, пространства.

Жилище - это возможность иметь семью, составляющую звено вечной цепи жизни; это пространство, необходимое для семейных радостей.Проблема жилища - первая из всех проблем. Жилище - это ключ ко всему".

Естественно, колорит Функционального стиля интерьера в корне противоположен колориту стилей XIX в. Прежде всего, он светлеет Появляются белые стены, легкая мебель, не отбрасывающая тени, большие светлые окна.

"В период потрясений, когда смешались все понятия, многие свыклись с темным фоном наших интерьеров,- пишет Корбюзье.- Но творения нашей эпохи, столь дерзкой, опасной, столь воинственной и побеждающей, казалось бы, ждут от нас, чтобы мы научились жить и мыслить на светлом фоне белых стен".

В этом нам поможет БСЭ, в которой сказано, что "переходом от традиционных форм XIX века к условному языку новейших европейских течений... послужила деятельность так называемой понт-авенской школы во главе с П. Гогеном. Картины и панно "модерн " рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи "модерн". Характерно часто встречающееся в ней парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана... Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей... тонко нюансированной монохромией... Динамика и текучесть формы и силуэта характерны для скульптуры... и для произведений декоративно-прикладного искусства, уподобляющихся феноменам природы с их органическими внутренними силами... тяготение к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели..."

Стиль модерн заложил основы для будущих стилей. И пусть не все они следовали традициям модерна, но в каждом из последующих ощущалось его влияние. Модерн характерен тем, что в разные времена архитекторы и дизайнеры пытались вернуться к нему, естественно "глядя" на современность. Неслучайно термин "модерн " стал произноситься в случаях, когда речь шла о чем-то новом.

Иногда некоторые домовладельцы пытаются "прикрыться" модерном, показывая гостям интерьер помещений, представляющих собой сочетание неоднородных предметов мебели и декоративных элементов. Владельцы таких домов без тени смущения заявляют о том, что интерьер их жилища выполнен в стиле "модерн". Но мы из предыдущих бесед знаем, что лишь удачно подобранные элементы интерьера могут свидетельствовать о наличии в помещении данного стиля. Поэтому, как бы хозяева дома, в котором соседствуют "фрагменты" многих стилей, ни пытались убедить гостей, что перед ними интерьер "модерн", "обман" будет виден невооруженным глазом, так как отсутствие гармонии "выдаст" безвкусицу. Мы неслучайно употребили слово "безвкусица", так как "псевдомодерн" рождает именно её. В случае если владельцы загородного дома (городской квартиры) захотят обладать интерьером именно в данном стиле, им лучше обратиться к профессиональному дизайнеру. Только такое обращение будет гарантировать создание в помещениях именно интерьера модерна, а не пародии на него.

Но модерн , как и другие стили, постепенно стал "уходить" в историю, и ему на смену пришел новый для того времени стиль - неоклассицизм. С его названием порой происходит путаница. Дело в том, что (согласно "Википедии") "путаница возникла из-за того, что во Франции классицизмом называют стиль XVIII века, стиль Людовика XIV... Под неоклассицизмом же понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI, то что в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом, период (1762-1840).

Неоклассицизмом же в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века".

Поэтому мы будем говорить о неоклассицизме, который пришел на смену модерну. Источник об этом стиле сообщает, что "неоклассицизм - термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма... В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVII - первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода".

Появление неоклассицизма было закономерным, так как модерн (согласно источнику) "не смог утолить назревшую потребность в большом монументальном стиле. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии... Неоклассицизм имел близкие параллели в европейской архитектуре того времени. И всё же это явление было специфически петербургским. Сторонники его исходили из собственных традиций, апеллируя к "золотому веку" зодчества невской столицы. В отличие от модерна и большинства неостилей XIX в., это было возвращение к своим корням. Поэтому неоклассицизм правомочно назвать петербургским возрождением, олицетворявшим историческую причастность города к общеевропейской классической культуре".

Источник неслучайно говорит о , так как именно столица России была тем "полем", на котором появлялись первые "ростки" стилей. "Неоклассицизм, - продолжает источник, - по сути дела, первое в истории петербургской архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии, перешагнул через рубеж 1917 года и продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х гг., когда уступил место авангарду". Авангард стал частью конструктивизма, о котором пойдет речь дальше.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: club.osinka, tot.meget.kiev, 7gnomoff, aboutcurtains, decoroom-ek, ideashouse

Арт-деко

Арт деко, вошедший в моду в первой трети двадцатого века, отчасти продолжил традиции Ар нуво. Вместе с тем, влияние на него оказали кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения. Этот стиль характеризуется скругленными углами, строгими вертикальными линиями, и "отступающими" формами. От всех мебельных стилей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, узоров с восточными и африканскими мотивами.

Стиль Арт-Деко возник на основе различных течений в искусстве и дизайне 1900-х годов, таких как модерн, венский Сецессион, немецкий союз дизайнеров Веркбунд, русский конструктивизм и голландское движение "Де Стейл", а также модернистские достижения в живописи, такие как абстракционизм и кубизм. Термин "Арт Деко" происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes - Международная выставка современных и декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно-прикладных искусств того времени. Сам термин возник еще позднее - в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств).

Арт Деко принято считать последней стадией развития модерна. По характеру Арт Деко – обтекаемый, лаконичный, геометрический стиль. Как самостоятельный стиль, Арт Деко оформился в период между первой и второй мировыми войнами, и достиг своего расцвета в 1920-30х годах. В это время мебель Арт Деко являлась основой большинства частных интерьеров, благодаря своей доступности для массового производства. Позже, дизайнеры изменили саму идеологию стиля, и Арт Деко возродился уже как знаменитый «звездный стиль» Голливуда 30-40х годов. Помимо элегантной простоты и лаконичности, в мебели Арт Деко стали ценить качество отделки, материалы из которых она была сделана и соответствие дизайна последним техническим достижениям. С этого момента стиль Арт Деко стал синонимом роскоши, богатства. Именно с появлением «звездного стиля» потребители научились понимать и ценить эклектику. Ведь по сути, Арт Деко – коктейль, в котором смешаны мотивы модерна, геометрия кубизма, этнические мотивы, автомобильный и авиационный дизайн.

Арт деко сочетал в себе одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. В производстве изделий использовались ценные и дорогие материалы - змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотическая древесина. Характерны подчеркнуто геометрические, закругленные, "струящиеся" фасады, деревянная мебель с хромированными ручками и другими деталями, стеклянные столешницы. Арт деко использует кленовый массив, ясень, розовое дерево, древесину мадроньи. У стиля арт деко масса источников: рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и авиационный дизайн. Колоритный район Деко в Майами Бич один из лучших современных примеров этого стиля.



Основные цвета: красный, синий, коричневый, бежевый, золотой, белый – все цвета очень насыщенные и глубокие. Так же очень популярно было сочетание темного и светлого покрытия (ткань, лак).

Используемые материалы: ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. Также уместны экзотические породы дерева, разнообразные виды кожи, мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования. Чрезвычайно широко используется металл в сочетании со стеклом.

Кризис модерна наступил довольно быстро и уже в конце первого десятилетия века начинает вытесняться новым стилем: конструктивизмом. В основе нового движения в европейской архитектуре и художественной промышленности лежала эстетика целесообразности, предполагавшая рациональные, строго утилитарные формы, очищенные от декоративной романтики модерна. Официальной датой рождения конструктивизма считается начало ХХ века. Его развитие называют естественной реакцией на изощренные флореальные, то есть растительные мотивы, присущие модерну, которые довольно быстро утомили воображение современников и вызвали желание поисков нового.

В архитектуре были сформулированы новые принципы градостроительства: социальная направленность жилища, его функциональное соответствие самым необходимым потребностям обитателей, в связи с чем, проектируются малогабаритные "минимальные квартиры". Это сопровождалось внедрением в жилищное строительство новых конструкций и материалов: монолитного бетона, металлического каркаса, сборных бетонных конструкций. Были установлены своего рода нормы "минимализированного благополучия", которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего и насаждались как некий социально-архитектурный идеал. Время рационализма и утилитаризма принесло и в искусство внутреннего убранства дома простоту, гармонию и цельность.

"Простота - не проста", "меньше - значит больше" - эти афоризмы Миса ван дер Роэ, талантливого архитектора XX века, стали сутью интерьера не только 20-30 годов, но и всего столетия. Ничто лишнее не "цепляет" взгляд, все функционально, продумано, взвешено. Выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка, металл и бетон, дома, похожие на корабли, плывущие в будущее.

Внутреннее пространство домов освобождалось от перегородок, отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних помещений дома. Деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких передвижных перегородок, отдельные замкнутые комнаты, коридоры - все это считалось безнадежно устаревшим. В отличие от интерьеров предыдущей эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических мегаполисов. Школы дизайна, создаваемые в то время учили создавать не отдельные, пусть и гениальные вещи, а конструировать обстановку в целом, создавая весь мир окружающих человека предметов. При этом главным был не внешний вид, а функциональность предметов. Мебель рассматривалась как "аппарат для сидения", в ее облике преобладали прямоугольные плоскости и четкие конструкции.

Для конструктивизма стиля характерно преобладание функционально-конструктивной идеи над художественной и общественного над личным. Конструктивизм предполагает максимально функциональный подход к проектированию интерьера, упраздняет декор и предлагает оперировать простыми геометрическими формами по принципу "необходимо и достаточно". Именно этому стилю мы обязаны идеей малогабаритного жилья. Основные черты стиля: рационализм, функциональность, открытый каркас, чистые цвета в контрастном сочетании с черным и белым, простые геометрические формы. В дизайне интерьера характерны продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность форм.

Конструктивизму свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм, очищенных от романтического декоративизма модерна. Все вещи, спроектированные конструктивистами - мебель и интерьеры в целом - отличались максимальной функциональностью и минимальным декором. Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты - блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета - красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи.

После окончания Первой мировой войны конструктивизм в мебели завоёвывает важные позиции, опираясь на авторитет архитекторов, чьи новаторские сооружения служили подчас своими интерьерами для демонстрации мебельных экспериментов. По сравнению с предшествующими стилями, например Барокко и Ампиром, конструктивизм выделяется отсутствием лепного декора. Стиль конструктивизм в интерьере вполне лаконичный и ясный, но не лишенный непредсказуемости и ярких художественных решений. Художники-конструктивисты создают новаторские ткани, одежду, посуду, в которых ясные и простые по форме цветовые пятна в сочетании с четкими колючими линиями и броским шрифтом создавали характерные для эпохи вещи-плакаты.

Модернизм. Главные принципы модернизма - конструкция и функция. "Дом - это машина для жилья" - знаменитое высказывание архитектора Ле Корбюзье очень точно характеризует этот стиль. Основатели модернизма работали в разных направлениях: создавали небоскребы или, например, развивали бионическую архитектуру, максимально приближенную к природе. В современном дизайне чаще обращаются к стилю конкретного архитектора того периода, чем к, собственно, модернизму.

Постмодернизм. Стиль возник, как реакция на модернизм в конце 60х годов XX века. Развивается в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого, например, Классицизм и Барокко, часто применяя их с ироническим эффектом. Специфика стиля - гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды.

Характерные черты: сложные криволинейные формы и объемы, имитирующие динамичную живую конструкцию. Стиль допускает хаотичное и нелогичное нагромождение элементов, внезапные разрывы, иллюзорную неустойчивость, скошенные стены, мебель, изготовленную из неожиданных материалов. Сейчас этот стиль нередко используется. Единственное условие его восприятия - человек, который пользуется зданием, решенном в этом стиле, должен легко привыкать к оптическим нонсенсам.

Деконструктивизм. Как и следует из названия, этот стиль в противоположность конструктивизму провозглашает полную свободу от рациональной конструкции. Обратная перспектива, "неустойчивые" или "текучие" объемы, наклонные стены, оконные проемы скошенные или расположенные в причудливом беспорядке. Стиль перекликается с постмодернизмом. Хорош для кратковременного эффектного воздействия, но малопригоден для применения в местах длительного пребывания. По мнению психологов неожиданные и порой абсурдные приемы, характерные для этого стиля, вызывают чувство подсознательного беспокойства.



Статьи по теме: