Смотреть что такое "Мондриан, Пит" в других словарях. Пит Мондриан, художник: краткая биография и интересные факты Композиции мондриана

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Пиитер Корнелис (Пит) Мондриа?н (7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды - 1 февраля 1944, Нью-Йорк) - нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы - пейзажи Голландии в духе импрессионизма. Увлёкся теософией Е. П. Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».

Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом, основал с ним вместе движение «Стиль» (нидерл. De Stijl) и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма - утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.

Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 - в США.

В американский период своего творчества Мондриан попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»).

Мондриан скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 г. и был похоронен на кладбище Cypress Hills в Бруклине, Нью-Йорк.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства.

Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции. Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет - не-цвет, вертикаль - горизонталь, большая поверхность - малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания. Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.

Питер Корнелис Мондриан, «Композиция с красным, желтым и голубым»

Пит Мондриан является одним из крупнейших идеологов абстракционизма, создателем «чистой» геометрической живописи, которая воплотила в себе представление голландского живописца и мыслителя об объективном искусстве, освобожденном от субъективности и призванном передавать уникальную и совершенно гармоничную первооснову всего.

Начало творческой деятельности Мондриана связано с реалистичными пейзажами, тяготением к эмоциональности Ван Гога. Уже на ранних этапах творчества Мондриан стремился к простым композициям с использованием однотонной ясной цветовой гаммы. Постепенно он начинает уходить от традиционного подхода к схематизации объектов, все более и более переходя к геометрической абстракции.

Большое влияние на творческий взгляд Мондриана оказали годы, проведенные в Париже, где начало XX в. породило отвлеченную живопись. Чистые геометрические формы наиболее полно отражают видение художником сути вещей. Несколько работ, выполненных в стиле аналитического кубизма, вошли в его «парижскую серию». Весьма характерна в этом смысле серия работ, выполненных в 1910-1911 гг., в которых кистью художника дерево постепенно лишается своей видимой формы, превращаясь в структуру из нескольких геометрических элементов.

Годы Первой мировой войны, проведенные Мондрианом на родине, в Голландии, приводят его к совершенно иному направлению в живописи. Художник приходит к выводу, что в основе всех вещей лежит некая идеальная гармония, универсальный порядок, на котором основывается построение этого мира. Стремясь уйти от видимого, денатурализируя окружающее пространство на полотне, художник раскрывает эту идеальную гармонию. С точки зрения Мондриана, в идеальных геометрических формах сокрыта искомая суть, поэтому его живопись, как и работы его последователей, ограничивается использованием первичных геометрических элементов - прямой линии и прямого угла. Цветовая же гамма произведений заключена всего в четырех цветах - черном, красном, желтом и голубом.

Далее Мондриан начинает искать равновесие тех самых первичных элементов, обнаруживая симметрию путем рассчитанного сочетания цвета и фигур. Цветные многоугольники, скоординированные согласно ощущаемому мастером распорядку, составляют его «Композицию с красным, желтым и голубым». Многоугольники отделены друг от друга прямыми черными линиями, сама же «раскраска» имеет характер заливки на чертеже, отметая таким образом всякое присутствие личности художника в картине. Это подчеркивается отсутствием как такового названия полотна. Примечательно, что его работы отличались друг от друга лишь нумерацией.

Поиск пропорции и равновесия геометрических фигур в «первичных» цветах вскоре нашло и свое непосредственное практическое применение в архитектуре и быту, компановкой цветных плоскостей занималось в начале века прикладное искусство. Неопластицизм, или прямоугольная живопись, основы которой заложил и теоретически обосновал Мондриан, получила весьма широкое распространение. Так, в 1917 г. был создан журнал «Де Стейл», развивавшийся под руководством самого Мондриана и видных голландских архитекторов, которые проповедовали идеи нового направления в искусстве. Журнал издавался на протяжении 14 лет, за это время неопластицизм превратился в самостоятельное, широко известное и в целом принимаемое направление.

Собственно говоря, именно журнал был призван доносить до широкого круга интересующихся живописью идеи Мондриана. В целом его живопись - это не столько парадоксальное направление в искусстве, сколько целое мировоззрение. Упрощение и обезличивание, культивируемые Мондрианом, должны согласно принципу абсолютной гармонии, переустроить этот мир, уводя его иллюзорным путем от противоречий.

Сам Мондриан говорил, что чувственный мир только обрекает человечество на бесконечные страдания, в которых каждый человек заперт в силу преобладания субъективности и противоречивости своей натуры над чистым мышлением. Люди обречены страдать до тех пор, пока не смогут взглянуть по-иному на мир вокруг и внутри себя самих, отказавшись от внешней материальности. Цивилизация, по мнению Мондриана, помогает человеку абстрагироваться от «природной формы», увидеть истинное, сместить материальную оболочку на демократическую организацию общества. Новое же искусство призвано помочь людям перестроиться - научиться видеть высшие формы отношения с миром.

В 1926 г. Мондриан формулирует 5 основных наставлений художникам-неопластикам, на которые они и должны опираться в своей работе. Собственно говоря, это 5 заповедей религии Новой Жизни, проповедовавшейся на протяжении всей жизни Мондрианом. Отказ от чувственного, математическое замещение всякого рода эмоционального и субъективного должны были преобразовать несовершенный мир и избавить его от страданий.

В 1938 г. Мондриан приезжает в Лондон, однако двухгодичный труд (картины, собранные в его мастерской) был уничтожен во время одной из фашистских бомбежек. Переехав в Нью-Йорк, он начинает ощущать пульс совершенно иного ритма жизни. Буги-вуги, бродвей, джангл - все это находит свое отражение в абстрактной геометрии мастера.

- (Mondrian, Mondriaan) (собственно Питер Корнелис) (1872 1944), нидерландский живописец. Создатель одной из первых разновидностей абстрактного искусства неопластицизма (около 1917). Учился в АХ в Амстердаме (1892 97). Работал в Париже,… … Художественная энциклопедия

- (Mondrian) (1872 1944), нидерландский живописец. Один из основателей группы «Стиль». Создатель неопластицизма абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра. * * * МОНДРИАН Пит… … Энциклопедический словарь

Пит Мондриан в своём ателье в Париже Родной дом Мондриана в Амерсфооте, ныне музей Пит Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis Mondriaan, с 1912 Mondrian, 7 марта 1872, Амерсфоорт, Нидерланды 1 февраля 1944, Нью Йорк) ниде … Википедия

Мондриан (Mondrian, Mondriaan) Пит (собственно Питер Корнелис) (7.3.1872, Амерсфорт, близ Утрехта, 1.2.1944, Нью Йорк), нидерландский живописец. Учился в АХ в Амстердаме (1892 97). Работал в Париже (1911 14 и 1919 38), Лондоне (1938 40), с 1940 в … Большая советская энциклопедия

Мондриан, Пит - П. Мондриан. Композиция А. 1932 г. МОНДРИАН (Mondrian) Пит (1872 1944), нидерландский живописец. Один из основателей группы “Стиль”. Создатель неопластицизма абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и прямоугольных линий, окрашенных в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (наст. имя Питер Корнелис) (Mondrian, Mondriaan Piet) (1872 1944), голландский художник. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в… … Энциклопедия Кольера

Мондриан, Пит Пит Мондриан в своём ателье в Париже … Википедия

В своём ателье в Париже Родной дом Мондриана в Амерсфооте, ныне музей Пит Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis Mondriaan, с 1912 Mondrian, 7 марта 1872, Амерсфоорт, Нидерланды 1 февраля 1944, Нью Йорк) ниде … Википедия

Мондриан - Пит (Mondrian, Piet), наст. имя Питер Корнелис (Pieter Cornelis Mondrian) 1872, Амерсфорт 1944, Нью Йорк. Голландский живописец и теоретик искусства. Один из основоположников абстракционизма. Обучался рисунку сначала у своего дяди, пейзажиста Ф.… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

- (1872 1944) нидерландский живописец. Один из основателей группы Стиль. Создатель неопластицизма абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Мондриан , Сюзанна Дейхер , Голландский художник Пит Мондриан - основоположник и вдохновитель течения, названного "неопластицизмом" . В этой книге рассказывается о его жизни и… Категория: Зарубежные художники Издатель: Арт-Родник, Tascher ,
  • Модерн (CDpc) , Сюзанна Дейхер , Стиль модерн, совершивший революцию в архитектуре и искусстве рубежа XIX и ХХ веков, представлен на этом диске Электронной библиотеки изобразительным рядом более 3 000 иллюстраций. Сюда вошли… Категория: Другое Издатель:

Аннотация название выставки: «Пит Мондриан. Линия»
время проведения: 04.09.2015-06.12.2015
место проведения: музей Мартин-Гропиус-Бау, Niederkirchnerstrasse, 7, Берлин, Германия
сайт выставки: http://www.berlinerfestspiele.de

С 4сентября по 6декабря в берлинском музее Мартин-Гропиус-Бау проходит выставка ключевых работ одного из основоположников абстрактной живописи-нидерландского художника Пита Мондриана. Выставка проводится при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Берлине. Это первая большая экспозиция из 50картин и рисунков Мондриана в Берлине после выставки в 1968г.

Пит Мондриан-один из ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма, чьё искусство во многом повлияло на современную живопись, архитектуру и дизайн.

Пит Мондриан. Автопортрет

Пит Мондриан и его «искусство чистой пластики»

XXв, предложив людям огромный объём информации через электронные средства связи, изменил количество, форму и содержание социальных контактов. Интеграционные процессы способствовали становлению общечеловеческой культуры на единых основаниях. Сложение этих факторов привело к изменению культурно-ценностной ориентации человека и формированию новых потребностей и культурных стереотипов. Эти изменения происходили в рамках массовой культуры, социальная функция которой состояла в регулировании поведения людей и приведении к единообразию их духовной жизни. Сложность развития художественной культуры XXв состояла в том, что художественная деятельность адаптировалась в экономической, политической, технической и духовной сферах общественной жизни, которые предъявляли к ней требования в соответствии со своими интересами, стимулируя таким образом её разнонаправленное развитие.

«Красный узел» В. Кандинский, 1936г.

Искусство XXв характеризуется распадом художественной культуры на множество самостоятельных направлений и школ, с их активными поисками новых средств художественной выразительности и смелыми экспериментами с формой, цветом и композицией. Все авангардистские явления: направления, течения и школы, порвавшие с реалистической традицией и считающие эксперимент основой творческого метода, объединяет направление «модерн». Наиболее крайней школой модернизма стал абстракционизм, который ещё называют беспредметным искусством.

«Мельница в сумерках» Пит Мондриан. 1905г.

Появление абстракции стало закономерным итогом фундаментальных перемен в духовной и художественной жизни XXв, которые способствовали переосмыслению формирующих принципов европейского изобразительного искусства. Абстракционизм как направление возник в нескольких европейских странах в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма и футуризма. Основоположниками и вдохновителями абстракционизма считаются художники В.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан, Ф.Купка и Р.Делоне. Модерн-это явление с многоярусной иерархией, где каждый достаточно крупный феномен авангардного искусства, утверждался посредством деклараций, манифестов и многочисленных текстов. Художники-абстракционисты в своих разных по целям теоретических трудах и программных заявлениях определили объединяющий их тезис: абстракционизм, как высшая ступень изобразительного творчества, создаёт формы, присущие только искусству. «Освобождённое» от копирования действительности искусство, абстракционисты превратили в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания.


«Серое дерево» Пит Мондриан. 1911г.

В пространстве стиля сразу же наметились две основные линии: лирико-эмоциональная абстракция и геометрическая или логическая. Лирико-эмоциональная абстракция (композиция образуется из свободно текущих форм и ритмов) представлена в творчестве В.Кандинского, мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма и информального искусства. Геометрическая абстракция нашла воплощение в супрематизме К.Малевича, неопластицизме П.Мондриана, орфизме Р.Делоне и в творчестве мастеров постживописной абстракции. В основе геометрической абстракции лежит выразительность прямых и ломаных линий, простых геометрических элементов и плоскостей чистого цвета. Особенно ярко геометрический абстракционизм проявился в 1910-1930-х годах в ряде европейских стран. После эмиграции художников-модернистов (Х.Хофмана, Д.Альберса, Д.Грэхема и П.Мондриана) в Америку во время II мировой войны, геометрический абстракционизм был принят американскими живописцами и к 1940-1950годам уже имел множество разноплановых последователей, хотя и уступал в популярности абстрактному экспрессионизму. Примером самой бескомпромиссной и строгой геометрической абстракции в живописи XXв служат произведения Пита Мондриана.

Триптих «Эволюция» Пит Мондриан. 1911г. На картине показаны «три этапа познания», что отражает религиозные взгляды художника того периода.

Питер Корнелис (Пит) Мондриан (1872-1944) родился 7марта 1872г в семье директора школы небольшого голландского городка Амерсфорте. Первые уроки рисования Пит получил у отца и дяди. Домашнее и школьное художественное образование позволило ему поступить в Амстердамскую академию изобразительного искусства (1892-1897). Во время учёбы в академии Мондриан писал много портретов на заказ ради денег. Своё отвращение к этому жанру, который начинающий художник не признавал и считал «ерундой», он выразил в том, что расстрелял собственный автопортрет. В это время увлечением Мондриана были пейзажи и натюрморты, которые он выполнял в манере старых голландских мастеров. Позже Мондриан отошёл от традиций реалистического пейзажа, и его кратковременное увлечение импрессионизмом в, так называемых, «вечерних пейзажах» принесло ему известность. В 1911г Мондриан принял участие в амстердамской Международной выставке современных художников, где были представлены работы П.Пикассо, А.Дерена и Ж.Брака. Интерес к работам кубистов побудил Мондриана к экспериментам в этом жанре: художник начал упрощать формы и, по-разному сочетая плоскости изображаемых предметов, стремился добиться впечатления структурной ясности.

«Большая композиция» Пит Мондриан. 1919г.

Постепенно из работ Мондриана исчез сюжет, узнаваемость, пространственная глубина и реальная форма. Годы I мировой войны художник провёл на родине в Голландии. В 1917г Мондриан вместе с архитектором, скульптором и живописцем Тео ван Дусбургом (1883-1931) стал одним из основателей группы «Стиль»-объединения художников и архитекторов. Целью группы «Стиль» было создание форм, очищенных от всего случайного и произвольного. Последователи Мондриана и Дусбурга объединились вокруг авангардного журнала, названного по имени группы-«Стиль». В первом номере журнала Мондриан опубликовал свою статью «Неопластицизм в живописи», в которой впервые появился термин «неопластицизм».

«Композиция с Красным, Жёлтым, Синим и Чёрным» Пит Мондриан. 1921г.

Ещё в 1914г, создавая свои первые беспредметные работы, Мондриан выразил уверенность: «Мы можем избавиться от гнёта трагических обстоятельств нашей жизни посредством ясного видения истинной реальности, которая существует, но завуалирована и скрыта». Во всех своих теоретических работах Мондриан отстаивал своё убеждение, что в реальном мире присутствуют незримые, но невероятно сильные духовные энергии, которые можно выразить только с помощью простых геометрических форм: «Чтобы выразить духовное в искусстве, нужно как можно меньше обращаться к реальности, поскольку она-противоположность духовному. Поэтому использование элементарных форм логично и единственно верно». Результатом многолетних творческих поисков собственного художественного почерка стала теория «искусства чистой пластики», изложенная художником в трактате «Неопластицизм». Мондриан писал; «Неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быть равным среди равных». Главными элементами любой композиции картины стали пересекающиеся под прямым углом линии и плоскости цвета, посредством которых Мондриан воспроизводил истинный образ окружающего мира, независимый от случайностей и субъективного восприятия, выражая таким образом идею универсальной гармонии.

«Площадь Согласия» Пит Мондриан. 1938г.

Мондриан придерживался строгих правил в построении композиции (его культом было равновесие вертикальных и горизонтальных линий) и порвал с журналом «Стиль», когда Дусбург предложил в качестве нового компонента выразительного языка угол в 45градусов. В сентябре 1938г, предчувствуя войну, Мондриан уехал в Лондон, где создал крупномасштабные композиции со множеством линий («Трафальгарская площадь», 1939-1943 и «Площадь Согласия», 1938-1843). Эти работы художник завершил уже в Нью-Йорке, куда эмигрировал в 1940г, спасаясь от бомбардировок Лондона. Америка приняла Мондриана радушно: пресса назвала художника «одним из величайших беженцев из Европы» и уже в 1942 и 1943гг прошли его две персональные выставки в галерее Дьюденсинг. В этот период художник создал произведения, которые строились в ритме синкопы-.танца, в честь которого они названы: для передачи ритма в переплетениях решётки появились небольшие квадраты, множащиеся на линиях («Нью-Йорк сити», «Бродвей. Буги-вуги», «Победа буги-вуги»).

«Бродвей. Буги-вуги» Пит Мондриан. 1942-1943гг.

Первого февраля Мондриан умер от пневмонии в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище в Бруклине. Творчество Пита Мондриана вызывает глубокое уважение: он наполнил новым смыслом назначение высокого искусства, определив его ведущую роль в преодолении духовного кризиса современного общества: «Чисто пластическое видение реального мира должно сформировать общество нового типа-точно так же, как сейчас оно формирует новое искусство. Это будет общество, основанное на равновесии материального и духовного, и в нём будут господствовать умиротворённые гармоничные отношения». Живописное и теоретическое наследие Пита Мондриана во многом определило эстетические и художественные принципы XXвека и повлияло на развитие архитектуры, моды и дизайна. В честь Мондриана назван язык программирования Piet, программы на котором напоминают постживописную абстракцию.



Статьи по теме: